Общие сведения и классификация азс. Размещение, планировка и технологическая схема азс Укажите названия и назначение элементов конструкции автозаправочные

Автозаправочная станция (АЗС) — это комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный пределами площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом.

На АЗС также организуются продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание. Кроме того, на АЗС оказывают сервисные услуги по обслуживанию автотранспорта, его владельцев и пассажиров.

Автозаправочные станции классифицируются:

■ по конструктивному исполнению;

■ по функциональному назначению;

■ по количеству реализуемых топлив;

■ по способу размещения резервуаров;

■ по нормативным параметрам типовых проектов;

■ по размещению на местности;

■ по количеству оказываемых услуг.

По конструктивному исполнению различают стационарные, контейнерные и передвижные автозаправочные станции. Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, резервуары, технологические трубопроводы, топливораздаточные колонки, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Они могут обеспечить заправку до 1500 транспортных средств в сутки и до 170 заправок в час в пиковых нагрузках. Контейнерные АЗС характеризуются размещением основного и вспомогательного оборудования (в том числе резервуаров) в блок-контейнерах заводского изготовления. Передвижные АЗС являются мобильной технологической системой на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Они выполнены как единое заводское изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

По функциональному назначению автозаправочные станции бывают общего пользования и ведомственные. На АЗС общего пользования осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности. Отпуск нефтепродуктов на них производится либо за деньги, либо по карточкам. АЗС общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: на автомагистралях, у автостоянок, в местах пересечения дорог и т.п. Ведомственные автозаправочные станции (их называют топливозаправочными пунктами) обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. Поскольку в этом случае используются местные условия предприятий, их конструкция зачастую отличается от конструкции станций общего пользования при абсолютно одинаковых общих требованиях к ним.

По количеству реализуемых топлив различают традиционные и многотопливные автозаправочные станции. Традиционные АЗС предназначены для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом. Многотопливные АЗС обеспечивают заправку транспортных средств двумя или тремя видами топлива, в том числе жидким моторным топливом (бензин и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом (сжиженный пропан-бутан) и сжатым природным газом.

Технические характеристики типовых стационарных АЗС

Показатели

Количество заправок в сутки

250-500 i 500-1000

1. Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)

1.1, Площадь земельного участка, га

1.2. Количество заправочных постов, шт.

— топливо

1.3. Количество резервуаров:

— для топлива (по 25 м 5)

— для масла (5 м 4)

— для отработанных масел

1.4. Номера типовых проектов

2. Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей

2.1. Площадь земельного участка, га

2.2. Количество заправочных постов, шт.

— топливо

2.3. Количество резервуаров:

— для топлива (по 25 м 3)

— для масла (5 м: ")

— для отработанных масел (5 м 3)

2.4. Потребляемая электрическая мощность, кВт:

— освещение

— силовая

— отопление

— нагрев воды

2.5. Номера типовых проектов

Примечание. При организации автозаправочного комплекса (АЗК) с мойкой, пунктом сервисного обслуживания потребителей, магазинами и т.п. площадь земельного участка под строительство увеличивается по сравнению с указанной в таблице на величину площади, необходимой для размещения дополнительных зданий и сооружений, а также подъездных путей к ним и дополнительных стоянок для автомобилей.

По способу размещения резервуаров автозаправочные станции бывают: а) с подземным расположением; б) с наземным расположением; в) с расположением на транспортном средстве. Наземное расположение резервуаров характерно для стационарных АЗС, надземное — для контейнерных АЗС и некоторых стационарных АЗС (например, в случае высокого уровня грунтовых вод), на транспортном средстве — для передвижных АЗС.

Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Количество резервуаров РГС25, шт.

заправки

портного

средства,

заправка,

Площадь АЗС, га

По размещению на местности автозаправочные станции бывают дорожные, городские, сельские и речные. Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Их мощность зависит от заправок в сутки. Городские АЗС размещаются на территории городов вне жилой застройки; их мощность — до 1000 заправок в сутки. Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий, организаций и населения всеми видами горючесмазочных материалов. Мощность их относительно невелика. Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов — катеров, моторных лодок и др.

По количеству оказываемых услуг АЗС подразделяются на собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами, и на автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки автотранспорта топливом и маслами осуществляются его техническое обслуживание и мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, а также расположены кафе, кемпинги и прочие объекты для оказания услуг автовладельцеам и пассажирам.

Подо мной 38000 литров топлива.
Этого вполне может хватить, чтобы 15 раз обогнуть землю на нашем семейном автомобильчике.
Однако здесь содержимое расходится за сутки...
Но обо всем по порядку.


1. Устроился на день работником АЗС.
Это оказалось делом непростым. Одних инструктажей пришлось пройти несколько штук.
С работниками ежемесячно проводят занятия по пожарной, химической и промышленной безопасности. Зачеты и внеплановые проверки - основа спокойного функционирования автозаправки и жизни микрорайона рядом..

2. Получил спецодежду.
Все из негорючих материалов. К обуви - повышенные требования, она не сможет дать искры и не портится от бензина.
Курточки, кстати, теплые, хорошо в них.

3. А вот и место сегодняшней работы - чемпион компании по количеству клиентов во Владимире за день.
Кстати, у кого как с ценами в регионах?

4. Мой наставник и экскурсовод - менеджер (читай, начальник) АЗС Валерий Михайлович.
Строгий, из военных. Может говорить часами о технике безопасности и вспоминать нестандартные ситуации на работе.

5. Бензин - вещь горючая.
Поэтому пожарная безопасность, пожалуй, главное.
Рядом с АЗС имеются несколько подземных резервуаров с водой на случай ЧП.

6. Везде - огнетушители.
От небольших до промышленных большого объема.

7.Как вы думаете, зачем в полу дырка?
Здесь останавливается бензовоз для слива топлива в топливохранилище. Если произойдет непредвиденная ситуация и часть топлива прольется на поверхность, она уйдет под решетку, где после будет очищена.

8. Топливохранилище.
Огромные резервуары хранятся под землёй.
Одновременно здесь может хранится до 125 тонн топлива...

9. Вот такой бы мне личный резервуарчик у дома..
Кстати, все они двухстенные. Пространство между оболочек заполнено тосолом, что не допускает конденсат, когда сюда в холода заливают ещё теплый бензин.

10. Открываем посмотреть.
Запаха практически нет. Всё изолировано.
Подача, давление и показатели регулируются электроникой.

11. Для контрольных проверок, в т.ч. надзорными органами, есть длиннющий 4-метровый шток - линейка, которым измеряют объем хранящегося топлива.

12. А вот непосредственно сюда подводится шланг от бензовоза.
Кстати, в резервуар лишку не нальёшь - на 93% заполнения завоет сирена, а на 95% подача отключится.

13. Пока все осматривал, подъехал бензовоз.
Вроде ничего сложного - слил и всё. Но нет.

14. На каждой заправке хранятся пробы топлива за последние 3 дня.
Этот запас - на случай возникновения каких-либо претензий.
С каждого приезжающего бензовоза на АЗС снимаются такие пробы и имеется паспорт на партию топлива.
Сертификат же на сам бензин также хранится здесь, и его можно смело просить посмотреть.

15. Пока водитель ждет, работники АЗС влезают на эстакаду для проверки.

16. Согласно имеющихся документов сверяются пломбы на каждом резервуаре цистерны и на отверствиях слива.
Пломбы устанавливают на нефтебазе, где заливают топливо.

17. Вскрыли. Под завязочку..
Видите планку? Топливо заливатся прямо под неё, чтобы не плескалось в резервуаре.

18. Теперь берём пробы.
Основание ёмкости смазывается специальным гелем-маркером, который показывает содержание воды в топливе.
Если вода есть, гель краснеет как девица перед кавалером.



19. Металлическая колба опускается до самого дна.
Гель так и остался зелёным.

20. Затем бензин переливается в прозрачную ёмкость.

21. Здесь оценивается внешний вид, наличие возможных примесей.

22. Ареометром сверяется фактическая плотность топлива с указанной в документах.
Тут всё хорошо.

23. Ну а затем пробы сливаются в бутылочки, где опечатываются и хранятся следующие три дня.

24. Собственно, только после этого идёт слив.
Да, процесс небыстрый.
Я с недоверием относился к всей процедуре, рассчитывая, что обычно просто сливают и всё.
Однако, требования и контроль здесь жесткие. Всё фиксируется, в т.ч. видеокамерами. Ответственность у работников очень серьезная, вплоть до увольнений.
Так что сейчас у меня сомнений нет.

25. Пока сливается бензин зайдем внутрь.
Открою секрет - я заправляюсь именно на этой заправке, потому что живу рядом. Честно.
Все работницы уже знакомые.
Операторов у касс постоянно двое. Смена по 12 часов.
Всего здесь дежурят 3 оператора, тех.работник или "пистолетчик" и охранник в ночную смену.

26. Работа с людьми непростая.
Многие торопятся, есть и просто неадекватные товарищи. А со всеми надо культурно и обходительно.
Почувствовал это на себе и сам, когда мне с претензиями обратился мужчина, мол зачем я снимаю его руку...
Да и нештатные ситуации, к сожалению, бывают.
Невыдернутый пистолет при отъезде - стабильно раз в месяц..
Мелкие ДТП, забытые ключи в запертой машине, пьяные водители и хамы - суровая реальность...

27. А вот обработка заказа совсем несложная.
На рабочих местах сенсорные мониторы со своим програмным обеспечением.
Ничего непонятного нет. Продал бензина пятерым.
Деньги сдал в кассу.

28. Возможности недолить или обмануть нет. В процесс человек вмешаться не может.
Каждая колонка опечатана органами госнадзора и периодически ими же поверяется. Везде автоматика.
Если возникают подозрения на недолив или претензии к качеству - хоть к топливу или по работе оператора - не думайте, звоните сразу на горяую линию. По каждому обращению здесь проводят нехилую проверку.

29. К слову, даже подача кофе полностью автоматическая.
Себе родимому его бесплатно не нальёшь - вся информация о заказах также централизованна.

30. Пару слов о кофе.
Зона отдыха - нужная вещь.

31. А уж местные пончики - моя слабость...

32. Отдельный привет всем тем, кто не завтракал!
Меня заверили, что продукты здесь только свежие. Компанией установлены нормы хранения/расхода, по которым всё несъеденное списывается. Кормить старьём людей смысла нет, т.к. регулярно подвозятся свежие продукты.
А вот некондиция, по секрету, передается в местный питомник бездомных животных.

33. Девушки все скромные, отвлекать их долго не стал.
Им еще работать и работать. Кстати, садиться, есть, ну и спать во время работы запрещено.
Тяжело. Но в целом работа хорошо оплачивается, плюс компания неплохо вкладывает в социальное обеспечение работников - работникам и экскурсии по России проводят, и лагеря детишкам бесплатные, ну и страховка конечно.

34. А дальше фоток не будет, ибо я немного позаправлял машинки.
Собственный опыт большой, поэтому проблем не возникло.
Запах приятный, настроение хорошее.
А когда улыбаешься, всегда есть шанс получить от водителя улыбку в ответ.

Всегда рад узнать что-то новое.
Работа на АЗС непростая и очень ответственная. При этом всё реально прозрачно и особо переживать за содержимое своего бака не стоит.
Главное знать где заправляться))

Спасибо за представленную возможность прочувствовать всё на себе ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По конструктивному исполнению:

· стационарные;

· контейнерные (КАЗС);

· передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

· общего пользования;

· ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

· с подземным расположением;

· с наземным расположением;

· с расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

· по числу топливозаправочных колонок;

· по числу заправок в часы пик;

· по количеству заправляемых машин в сутки;

· по общей вместимости резервуаров.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сут­ки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок авто­мобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомоби­лей в час, возможны и другие мощности (табл. 1.1). Наиболее распростра­ненными типами являются АЗС на 500-750 заправок в сутки.

АЗС на 250 заправок строят в плотно заселенных районах больших го­родов и в сельской местности; на 1000-1500 заправок в сутки - в пунктах интенсивного движения на магистралях.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

· дорожные;

· городские;

· сельские;

· речные.

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они дол­жны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и во­дой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспор­та на дороге и может достигать 1000-1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехни­ки. Мощность городских станций 250-1000 заправок в сутки, а станций «тро­туарного типа» - 150-250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сель­скохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми ви­дами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - кате­ров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемы­ми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной Противопожарной Службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых со­гласуется с территориальными подразделениями Противопожарной службы.

СТАЦИОНАРНЫЕ АЗС

1.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рис. 1.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной час­ти, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный свето­вой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зда­нием и навесной группой.

Рис. 1.1. Состав сооружений АЗС:

a) 1 - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания;

б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стелл и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или произ­водственного и сервисного блоков. Производственный блок включает цент­ральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служеб­ный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепло­вой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вен­тиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно-пожар­ной сигнализации, громкой связи, блоками защиты ТРК, и др..

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС вклю­чает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс мо­жет быть обеспечен автоматизированными системами по определению коли­чества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топ­лива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиен­там услуг. Одно из таких решений показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. План автозаправочной станции

1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

Для снижения загазованности жилых и производственных зданий АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не ме­нее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка предусматривает:

· удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

· хороший обзор всей территории из помещения оператора;

· отведение зон под зеленые насаждения;

· санитарно-гигиенические условия для работников станции;

· согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исклю­чительных случаях на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее соору­жениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.

Расстояние от края площадки для автоцистерн до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологичес­ких шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологи­ческих шахт подземных резервуаров, с негорючим материалом указанное расстояние не нормируется.

Ограждение АЗС должно быть продуваемым. Не допускается озелене­ние территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хло­пья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельско­хозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспа­ханная полоса земли шириной не менее 5 м.

1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технологическое оборудование АЗС размещается по четырем основным технологическим линиям.

Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стен­ки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от

дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - флан­цем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входя­щий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная ар­матура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигате­лем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспе­чивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огне- преградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального тру­бопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном и участка, проложенным в шахте, соединяющим паровое пространство резервуара с наземным участком. За­порная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при ис­пытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и об­служивания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного кла­пана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан уста­навливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой.

Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью кото­рого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения ре­зервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из:

· стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающей­ся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора;

· переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

1.1.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

Требования к технологическим трубопроводам АЗС установлены НПБ 111-98*, герметичность и прочность должна соответствовать СниП 3.05.05, а антикоррозионная защита подземных участков - ГОСТ 6.602. На техноло­гические трубопроводы должна быть составлена Схема трубопроводов с ус­тановленной на ней запорной арматурой.

Технологические трубопроводы запрещается прокладывать в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, теплопроводами, а так­же с кабелями высокого и низкого напряжения.

Фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомас л о стойкого материала.

Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регу­лярно проверяться с добавлением или заменой сальниковой набивки.

Подземные участки коммуникаций должны иметь антикоррозийное по­крытие. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные ко­лонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одно стенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следу­ет располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключаю­щих утечки топлива за их пределы.

При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внут­реннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Технологические трубопроводы, расположенные под землей или в сво­бодном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

соединения фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз»;

надежность соединений должна соответствовать требованиям эксплуа­тационных документов;

соединения должны быть опломбированы и оснащены устройствами, исключающими их саморазъединение;

запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах для легковоспламеняющихся и токсичных нефтепродуктов, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

Места ввода трубопроводов в резервуары должны находиться выше номинального уровня заполнения их топливом.

На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапана для предотвращения перемещения пере­качиваемой жидкости в обратном направлении.

Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны со­держаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах должны немедленно устраняться.

На запорно-регулирующей арматуре должна быть нанесена нумерация, соответствующая технологической схеме.

На запорной арматуре (задвижках, кранах), устанавливаемой на трубо­проводах, должны быть указатели крайних положений.

Все технологические трубопроводы должны быть отградуированы со­гласно Методическим указаниям «Вместимость технологических трубопро­водов. Методика выполнения измерений».

В процессе эксплуатации технологических трубопроводов необходимо:

· не допускать повышения давления сверх установленного проектом;

· открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью махови­ков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;

· следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, во избежание его размораживания.

Осмотр трубопроводов должен проводиться ежедневно. Особое внима­ние должно уделяться состоянию фланцевых и муфтовых соединений.

Течи топлива из трубопровода и отпотины должны немедленно устра­няться путем:

· постановки аварийных муфт и хомутов;

· сварки;

· подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединени­ях с предварительным освобождением трубопровода;

· ремонта трубопровода с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол.

Не реже одного раза в год паровоздушные трубопроводы необходимо продувать воздухом с целью очистки от отложений, и один раз в пять лет испытывать на герметичность.

Трубопроводы, соединяющие различное оборудование АЗС образуют технологические линии «слива-налива» топлива, деаэрации резервуаров и их зачистки.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС

1.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Являются мобильной технологической системой, установленной на ав­томобильном шасси, прицепе или полуприцепе, изготовленной как единое заводское изделие. Предназначаются для перевозки и заправки топливом автотранспортных средств в местах сосредоточения автотранспорта, сельско­хозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршру­тах, а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Технические характеристики ПАЗС приведены в табл. 1.2.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, со­гласованной с административными органами, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюде­нием правил пожарной безопасности. Устанавливаются охранная разметка, соответствующие знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки навесов, плакаты с обя­занностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими у нормами, особенно места заправки и слива топлива, а также оборудована телефонной и громкоговорящей связью.

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. На ней наносятся трафареты «Пере­движная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433- 88 и «Правилам перевозки опасных грузов в РФ». На внутренней стороне дверки шкафа помещается

Автозаправочные станции (АЗС) и пункты заправки техники (ПЗТ) делятся на несколько видов по назначению, конструктивному исполнению и особенностям использования. Основой всех видов заправочных пунктов являются небольшие мини-АЗС, включающие:

Резервуар емкостью до 30 м3,

Насосный агрегат для перекачки топлива или ТРК,

Трубопроводное оборудование,

Необходимые контрольно-измерительные приборы.

На этой основе возможно создание самых разных пунктов заправки – стационарных, модульных, контейнерных, мобильных и т.д.

По функциональному назначению выделяют:

АЗС общего пользования – многотопливные АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Ведомственные заправочные пункты – небольшие АЗС, размещенные на территории предприятия и предназначенные для заправки транспортных и других моторных средств только этой компании. Крупные предприятия со значительным количеством автомобильной, автотракторной, дорожной и другой заправляемой моторным топливом техники, как правило, имеют свои ведомственные ПЗТ. Это позволяет им обеспечить определенную автономность и независимость от всякого рода перебоев в системе поставок топлива.

По конструктивному исполнению АЗС бывают:

1.Стационарные – классические АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК). Стационарные заправочные пункты строятся (устанавливаются) непосредственно в местах обслуживания техники, на пример в автопарках.

2.Блочные – АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется установкой блока ТРК над блоком хранения топлива.

3.Контейнерные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива. Они характеризуются раздельным размещением ТРК и резервуара с технологическим оборудованием в контейнерах, выполненных как отдельные заводские изделия.

4.Модульные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением ТРК и контейнера с топливом, выполненных в виде отдельных модулей: заправочного модуля и модуля хранения топлива.

5.Мобильные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется размещением резервуара, ТРК и технологического оборудования на одном основании или в контейнере в виде единого заводского изделия. Область применения мобильных АЗС достаточно широка и включает использование их автопарками, строительными, дорожно-ремонтными и другими организациями. Они удобны повсюду, где нужно постоянное снабжение предприятий топливом.

6.Передвижные – это, как правило, мобильные АЗС, технологическое оборудование которых установлено на платформе транспортного средства (автомобильном или гусеничном шасси, прицепе, полуприцепе) и выполнено как единое заводское изделие. Передвижные пункты заправки имеют оптимальные габариты и относительно небольшой вес, поэтому они могут быть доставлены к месту работы строительной, дорожной и другой спецтехники или автотранспорта. Это позволяет значительно ускорить производственный процесс, и в конечном итоге – снизить издержки от простоя техники.

Итак, как видите, по способу размещения резервуаров все заправочные пункты можно разделить на три категории:

С подземным расположением (традиционные – классические и блочные АЗС);

С наземным расположением (контейнерные и модульные АЗС);

С расположением на транспортном средстве (передвижные АЗС).

Наконец, по уровню автоматизации существуют:

Автоматические АЗС – это такие автозаправки, где во всем процессе участвует только водитель без обслуживающего персонала. В этом случае водитель должен иметь свой персональный код или электронный ключ, с помощью которых он активирует ТРК и заправляет технику необходимым количеством топлива. Аналогично действует водитель автоцистерны при заливе резервуара АЗС топливом. В обоих случаях данные по персональному и количественному учету поступают в единый центр (например, через систему ГЛОНАС) и обрабатываются. Данный вариант очень привлекателен в экономическом плане, он исключает безучётный слив топлива (воровство) и позволяет экономить на содержании обслуживающего персонала (операторов).

Полуавтоматические АЗС – это пункты, где процесс заправки (слива) отличается от предыдущего тем, что данные по персональному и количественному учету фиксируются непосредственно на АЗС (например, в диспетчерской).

Обычные АЗС – заправочные пункты, на которых водитель сообщает диспетчеру свои учетные данные и количество заправляемого (сливаемого) топлива, а затем самостоятельно заправляет машину или сливает топливо из автоцистерны.

Преимущества разных типов АЗС

Не будем рассказывать об особенностях стационарных АЗС – так выглядят все коммерческие заправки. Остановимся подробнее на контейнерных, модульных и мобильных заправочных пунктах, ведь они намного удобнее в качестве ведомственной АЗС и обладают массой преимуществ.

Контейнерная АЗС – как правило, этот тип заправки предназначается для приема, хранения, а также выдачи потребителям (владельцам автотранспортных средств) одного вида топлива (редко – двух и более). Такие АЗС характеризуются тем, что ТРК с необходимым технологическим оборудованием размещены в одном контейнере и соединены с другим контейнером – резервуаром для хранения топлива, в единую технологическую систему. Применение контейнерных АЗС оправдано на строительстве крупных объектов, где задействовано большое количество транспортных средств, дорожной и специальной техники.

Основными преимуществами контейнерной АЗС являются:

Относительно низкая стоимость комплекта, срок окупаемости не больше одного года.

Небольшой временной срок монтажа и наладки (примерно две недели).

Благодаря надежной и прочной конструкции резервуара контейнерная АЗС не требует строительства сложного фундамента.

Не требуется установка специальной емкости для возможного аварийного пролива топлива.

Контейнерная АЗС поставляется в виде комплекта, состоящего из законченных заводских изделий с соответствующими документами и техническими паспортами. Как правило, контейнерная АЗС комплектуется ТРК, но также она может комплектоваться насосным агрегатом с системой приема и выдачи топлива. В последнем случае речь идет о тех АЗС, где не требуется персональный учет выдачи топлива.

Модульная АЗС – пункт заправки, который характеризуется надземным расположением резервуаров, а также разнесением ТРК и контейнера для хранения топлива. Здесь в состав входят такие же емкости для топлива, как и в контейнерных АЗС. Однако от последних модульный вариант отличается тем, что ТРК устанавливаются на заправочных островках, а не в контейнере. Такая конструкция модульных АЗС в контейнерном исполнении дает возможность комплектовать их различными типами ТРК, поскольку почти нет ограничений по габаритам.

Преимущества модульных АЗС:

Есть возможность использовать разные типы топливораздаточных колонок.

Монтаж выполняется без особых затрат и не требует много времени.

Как и в предыдущем случае, быстрая окупаемость.

Кроме различия по размерам модульные АЗС имеют другие конструктивные особенности и отличаются между собой набором устанавливаемого технологического оборудования.

Мобильная АЗС – на сегодня АЗС этого типа очень популярны среди заказчиков. Они обеспечивают прием, хранение и отпуск всех видов моторных топлив для любых транспортных средств. Мобильные АЗС позволяют работать с такими видами топлив, как дизель, бензин и авиационное топливо, а также с гидравлическими, моторными, трансмиссионными и другими маслами.

Для обеспечения работы насосов в мобильных АЗС возможно использование электрического (в том числе от аккумуляторов), гидравлического, механического (ручного) привода, а также привода от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых случаях, при использовании резервуаров повышенной прочности, возможно применение сжатого воздуха для выдавливания топлива непосредственно из емкости.

Среди преимуществ мобильных АЗС:

Возможность оперативно и быстро заправлять транспортные средства на предприятиях, а также там, где недоступны стационарные АЗС.

Всегда есть резервный запас топлива для транспортных средств, а также оперативный запас топлива, объем которого может составлять от 1000 до 30 000 литров.

Емкость для топлива можно изготавливать в двустенном варианте, что дает возможность использовать ее в регионах с низкими температурами.

Мобильные АЗС могут успешно использоваться на территориях складских комплексов, в портах, на стоянках малых кораблей и катеров. Их также можно устанавливать на базах отдыха, где необходимо заправлять как транспортные средства самой базы, так и транспортные средства отдыхающих. Широкое применение они нашли в автосалонах и автосервисах, в сельском хозяйстве во время массовых полевых работ.

Мобильные АЗС, которые мы предлагаем нашим клиентам, производятся в Российской Федерации, включают различные виды контроля приема, хранения и отпуска топлива, они выполняются в форме единого заводского изделия и имеют все необходимые сертификаты и технические паспорта. Для монтажа мобильной АЗС и ее последующего использования не требуется специальных разрешений.

Почему это выгодно?

Мини-АЗС, как правило, поставляются заказчику в виде комплекта оборудования, скомпонованного в единую технологическую систему. Срок эксплуатации таких мини АЗС – двадцать и более лет, а условия эксплуатации предусматривают их размещение во всех климатических зонах нашей страны.

Мини-АЗС являются самым удачным вариантом в соотношении цены и качества. Они хороши тем, что они занимают небольшой участок земли, их пропускная способность позволяет полностью удовлетворить потребности клиентов в моторном топливе для транспортных средств.

Окупаемость мини-АЗС достаточно высока. Опыт показывает, что при постоянной эксплуатации в течение одного года 10-15 единиц автомобильной или специальной техники, мини-АЗС полностью себя окупает только из-за разницы между оптовыми и розничными ценами на топливо.

Кроме этого, использование автоматизированной системы управления на мини-АЗС позволяет организовать необходимый контроль и учет отпуска топлива без участия оператора, что особенно целесообразно при небольшом количестве техники.

«Пункт заправки» предлагает полный спектр услуг по обеспечению вашего автопарка топливом прямо на территории предприятия, и при этом вы платите меньше, чем заправляясь на сторонних АЗС!

Площадка, намечаемая под строительство автозаправочной станции, должна в равной степени отвечать целому ряду требований в техническом, пожарном, санитарно-эпидемиологическом отношении.

Место расположения АЗС должно выбираться в соответствии с утвержденными генеральными планами развития транспортных магистралей и населенных пунктов. Запрещается строительство автозаправочных станций в водоохранной зоне. Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

Рельеф местности, где предполагается разместить АЗС, должен быть спокойным при небольших уклонах для обеспечения минимального объема земляных работ и стока поверхностных вод.

Площадка под АЗС, как правило, должна располагаться на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Выбранный участок должен быть незаболоченным, без прослоек торфа, не должен затапливаться талыми и паводковыми водами. Его не должны пересекать подземные инженерные коммуникации и воздушные линии электропередачи. Площадка АЗС должна иметь удобные подъезды как для автоцистерн, так и для автотранспорта, въезжающего на ее территорию для заправки.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитная зона. Ее размер определяется на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

АЗС должны располагаться таким образом, чтобы преобладающие ветры уносили пары нефтепродуктов в сторону от жилых, производственных и общественных зданий.

Минимальное расстояние от АЗС до внешних объектов, а также между ее зданиями и сооружениями принимается по Нормам противопожарной безопасности согласно таблице ниже.

Расстояние от края площадки автоцистерн до наземно расположенного технологического оборудования, навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м.

Планировка должна исключать вероятность растекания аварийно пролитых нефтепродуктов по территории АЗС и за ее пределы. Для этого на въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, позволяющие также отводить ливневые и талые воды на очистные сооружения.

Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие, быть в исправном состоянии и обеспечивать свободный проезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, местам выгрузки грузов.

Минимально допустимые расстояния от стационарной АЗС до близлежащих объектов

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

Лесные массивы:

— хвойных и смешанных пород;

— лиственных пород

Жилые и общественные здания

Места массового пребывания людей

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

Торговые киоски

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

— маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

Технологические установки категорий Ан. Бн, Гн здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Движение транспортных средств на территории АЗС,как правило, должно быть односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.

Территория станции должна быть освещена в соответствии с действующими нормативами. Места заправки и слива нефтепродуктов, при необходимости, могут быть оборудованы дополнительным освещением.

Ограждение АЗС (при его наличии) должно быть продуваемым. Не допускается озеленение ее территории деревьями хвойных пород, а также деревьями, кустарниками и травами, образующими при цветении волокнистые вещества или опушенные семена. На площадке АЗС должны быть обеспеченны постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также туннелей, каналов и т.п. на территории АЗС запрещается. Приямки для топливораздаточных колонок, кабельные и технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов. Ее освещение в темное время года, особенно места заправки и слива горючего, должно соответствовать существующим нормам.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

■ возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;

■ независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;

■ минимальную протяженность коммуникаций топлива;

■ оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;

■ достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправки;

■ возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС приведена на рисунке ниже.

Она включает сливные муфты 1, сливные фильтры 2 и задвижки 3, размещенные в сливном колодце, трубопроводы наполнения (приема нефтепродукта) 4, резервуары для топлива 5-8, оснащенные дыхательными клапанами И с огнепреградителями 12, обратные клапаны 9, установленные на трубопроводах выдачи (отпуска) нефтепродукта 10, а также топливораздаточные колонки 13.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС с трехпродуктовыми колонками (аварийная емкость условно не показана):
I — линия наполнения; II — линия выдачи; III — линия деаэрации; 1 — муфта сливная; 2 — фильтр сливной; 3 — задвижка;
4 — трубопровод наполнения; 5, 6,7,8 — резервуары для топлива; 9 — клапан обратный; 10 — трубопровод выдачи; 11 — клапан дыхательный;
12— огнепреградитель; 13— топливораздаточная колонка

Движение горючего через АЗС осуществляется следующим образом. Топливо, доставленное автоцистернами, по гибким рукавам поступает в сливные муфты 1 и далее,пройдя через сливной фильтр 2 и задвижку 3, по трубопроводу наполнения 4 поступает в резервуар 5 (или 6-8). Вытесняемая при этом паровоздушная смесь через дыхательный клапан 11 поступает в атмосферу. При выдаче топлива оно проходит через обратный клапан 9 и по трубопроводу выдачи 10 через соответствующую открытую задвижку поступает в топливораздаточную колонку 13.