Международный день птиц отмечается 1 апреля. Классный час на тему "1 апреля – международный день птиц

И поскольку заповедник у нас в основном "птичий", то это важный для нас день.
Выкладываю свою давнюю статью: А.Горяшко "День птиц" ("Биология", №13-14, 2001), посвященную истории праздника.

День птиц

Хранимые Богом

Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали - этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали парить, как ни в чем ни бывало и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже - Божественными. И это сослужило им хорошую службу. Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану, достигая главного - птицы были неприкосновенны.

Ной и голубь с оливковой ветвью.
Фреска в раннехристианских катакомбах, II-IV вв.


В России в 18 веке считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем, как о вестнике весны. Большим грехом было разорение гнезда ласточки - «божьей птички». Благодаря библейским сказаниям христиане охраняли клеста, снегиря, голубя. Клест, при распятии Христа, вытаскивал гвозди, снегирь - ломал иглы тернового венца с головы Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного Потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молнии, стихийных бедствий. Подобных примеров можно привести множество.

Правда, так везло не всем видам. Особенно тяжело приходилось хищным птицам, они считались вредными практически во все времена, в итоге сегодня огромное количество хищников заселяет «Красную книгу». Но в целом народ относился к птицам если не благожелательно, то уж точно с повышенным вниманием. О внимании русского народа к птичьей теме свидетельствует и обилие слов в нашем языке, служащих для названия птиц. Заглянув в словарь Даля, обнаружим, что птица - это еще и «птах, птаха, пташечка, птащенок (птенец), потка, поточка, птух, птуха, птичища, птичище, птичищь, пичуга, пичужка, пернатая, пернатка». Даже для птенцов нашлись названия всех стадий развития, что свидетельствует об очень хорошем знании жизни птиц. «Птенец, птенчик, птышь, птышенок, пташий детеныш; он в начале слепыш, потом пискленок, пискун, далее пенчук (пни перьев), гнездарь, поршок, слеток».


То, что нынче этих слов почти не осталось, весьма симптоматично. Жители больших городов почти забыли что такое птицы. Приход весны, символом и знаком которого исстари была птичья разноголосица знаменуется теперь лишь повышенной активностью ворон, обустраивающих гнезда, да томным курлыканьем голубей. Настоящие лесные птицы во всем их огромном разнообразии, со всеми их обворожительными песнями и трелями, с радующим глаз богатством расцветок, а также и с весомой пользой, приносимой человеку, исчезли из городов не случайно.

«Мы вас ждем, товарищ птицы, отчего вам не летится?»

Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц является изменение среды их обитания. Активная борьба человека с природой не прошла для птиц даром. Вместе с остатками целинных степей исчезли степной орел, стрепет, кречетка, очень мало осталось дроф, степных журавлей. Вырубка старых лесов навредила большим птицам, устраивающим гнезда на ветвях деревьев и в дуплах: клинтуху, черному аисту, дневным хищникам и совам. Осушение болот привело к значительному сокращению численности серого журавля. Везде, где в лесах проводятся санитарные рубки, изымается сухостой, расчищаются кустарниковые заросли, многим птицам становится трудно найти убежище и корм. В итоге птиц гнездится меньше, чаще происходят вспышки вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем. Особенно интенсивны эти процессы вокруг больших городов Эти изменения возникли из-за деятельности человека, но кое-что человек может и исправить. Самый распространенный способ помощи птицам - развеска искусственных гнездовий: скворечников, синичников, дуплянок.


Старые гоголятники на о.Ряжков в Кандалакшском заповеднике,
как и в старину, сделаны из долбленных колод
.

Привлечение птиц в искусственные гнездовья по некоторым данным впервые было начато именно в России. Новгородцы привлекали на гнездование гоголей, развешивая долбленые колоды. Правда, делали они это с целью вполне практической - чтобы удобнее было собирать яйца. Однако сохраняли вторую кладку, чтобы не подрывать популяции. С течением времени люди стали привлекать птиц не только с утилитарными целями, но из-за красоты и пения. В России 18-19 вв. скворечники часто делали декоративными - в виде домиков, фигурок людей. Сейчас пришла пора вернуться к традиции развешивания искусственных гнездовий не только для услаждения своего эстетического чувства, но и для того, чтобы помочь птицам. Изготовление и развеска искусственных гнездовий стало центральной акцией праздника «День птиц».

Первые ласточки

По некоторым данным впервые День птиц, как массовый детский праздник, был проведен в США в 1894 г. Новый праздник активно популяризировался газетами и вскоре уже широко проводился во всех штатах, а затем захватил и Европу. Немецкий барон фон Берлепш написал первую книгу по привлечению птиц «Всеобщая защита птиц», переведенную на многие языки. Добравшись до России, праздник попал на благодатную почву.

Организованная охрана птиц в России началась в конце 19-го века. А к началу 20-го существовало уже несколько десятков организаций, занимавшихся охраной птиц. Среди них наиболее активными были Русский орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском Географическом обществе, Российское Общество Покровительства Животным. Интересно, что общество это, организованное в 1865 году, к началу 20 века имело более 100 отделений в разных городах. Причем, ставило своей целью не просто защиту животных от жестокостей человека, но облагораживание человеческой души. В рамках этого же общества возникла «Дамская Лига», чьей задачей была борьба с жестокой модой, в угоду которой массами истреблялись красивые птицы. В разных городах возникали детские организации - Майские союзы для изучения и защиты птичек. Обычно Майские союзы создавались на базе школ и состояли из детей 9-11 лет, носивших на головных уборах эмблему союза - летящую ласточку. Активное участие в организации Майских союзов принимало Общество Покровительства Животным, а также Русская православная церковь. Церковь вообще оказывала большую помощь обществам покровительства животным, издавала массу детских книжек типа «Будьте сострадательны к животным» (Москва, 1915). Детские Майские союзы проводили большую воспитательную и пропагандистскую работу. Устраивали публичные чтения рассказов по охране птиц, проводили праздники птиц, выпускали дешевую популярную литературу. В 1912 году Министерство народного просвещения России разослало циркуляр с рекомендациями учителям низших школ разъяснять ученикам пользу нехищных птиц.

Но были учителя, которые делали гораздо больше и безо всяких циркуляров. Школьный учитель Петр Филиппович Бузук в селе Хортица на Днепре, не только организовал в селе Майский союз, но еще в 1910 году создал первое в России Общество охранителей природы. Члены Хортицкого общества (эмблемой которого было птичье гнездо) взяли под контроль охоту и рыбную ловлю в Екатеринославском уезде, организовали публичную библиотеку по естествознанию, устроили зимнюю подкормку для птиц и развешивали искусственные гнездовья. «Тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо», - говорил Бузук.

Столь активная забота разнообразных организаций и людей о птицах наглядно прослеживалась на различных выставках. В 1910 году в Московском зоосаде организована показательная станция по охране птиц с искусственными гнездовьями, выписанными из Германии от Берлепша. В 1913 году, на первой в России Природоохранной выставке, организованной в Харькове, треть экспозиции была посвящена охране птиц. Отдельный стенд иллюстрировал роль моды в истреблении птиц, выставлялись птичьи домики и кормушки. В некоторых городах открылись мастерские по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. В Москве в мастерских В.Е.Маковкина изготавливались и с большим успехом продавались дуплянки. Причем консультировали мастеров члены Русского орнитологического комитета.

«Даешь скворцов!»

Детские Майские союзы по охране и защите птиц прекратили существовать после революции, но идею охраны птиц подхватили быстро развивающиеся юннатские организации. Сейчас уже трудно установить, когда был проведен первый в Советской России День птиц. Литературы на эту тему крайне мало, а приведенные данные разноречивы. Скорее всего, попытки возродить этот полезный праздник делались неоднократно. Достоверно известно, что 11 и 12 мая 1924 года юннаты Центральной биостанции под руководством преподавателя Н.И.Дергунова развесили в Лосино-Островском лесничестве несколько десятков дуплянок. Летом того же 24 года в Москве прошел первый (и единственный) Всесоюзный съезд юннатов. На орнитологической секции Н.И.Дергунов, предложил «День птиц» в качестве массовой натуралистической общественно-полезной компании.


Hиколай Иванович Деpгунов, один из создателей и pуководящих сотpудников
Центpальной биостанции юных натуpалистов имени К.А. Тимиpязева в Москве.
.

В 1926 году День птиц проводился уже как официальный праздник, скворечники развешивали на Воробьевых горах. На Воробьевы горы шло большое праздничное шествие. Впереди бежали самые маленькие юннаты в масках любимых птиц. Те, что постарше, шествовали с дуплянками, скворечниками, плакатами. Один из участников первых Дней птиц, кружковец биостанции вспоминает: «Когда юннаты впервые решили провести День птиц, Маяковский подготовил к нему специальное стихотворение «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?». С тех времен я храню вырезку из «Пионерской правды» за 16 апреля 1927г., где это стихотворение было напечатано впервые. Помню, как мы радовались, читая в газете:

Несется клич
Со всех концов,
Несется клич
Во все концы:
Весна пришла!
Даешь скворцов.
Добро пожаловать, скворцы!»

В 1927 году День птиц провели уже во всех районах столицы, было развешано 1098 скворечников, участвовало 5 тысяч ребят. Праздник пошел и по другим городам. Из Уральска сообщали: «В 10 ч утра... прошли со сделанными гнездовушками и лозунгом «Птицы - верные друзья трудового крестьянства», с оркестром по всему городу... Во время развешивания домиков были произведены фотоснимки, которыми иллюстрировали школьные стенгазеты». В Брянске ко Дню птиц была выпущена специальная листовка и устроен карнавал. В Туле, на демонстрации во время «Дня птиц» с приветствием перед юннатами выступили представители райкомов ВКП(б) и ВЛКСМ. В 1928 году в «Дне птиц» по всей стране уже участвовало 65 тысяч ребят, они развесили 15182 скворечников.


Пард-маскарад в защиту полезных птиц, 1934 г.
.

Столь бурный успех праздника был не случаен. «День птиц» явился естественным продолжением экологических славянских традиций, а потому нашел отклик в душах. Организаторами «Дня птиц» были талантливые, искренне увлеченные люди. Праздник активно поддерживался в печати Издавались массовые брошюры, специальные школьные тетрадки с призывами и рисунками на обложках по охране птиц. Активно популяризировали День птиц журналы «Юный натуралист» (Москва), «Листки БЮН» (Москва), «Живая природа» (Ленинград), «Украинский охотник и рыболов» (Харьков) и многие другие. В 20-х годах почти все газеты весной пестрели заметками о встрече птиц. Но уже в 30-х картина резко изменилась.

Великий план преобразования природы

С начала 1930-х природоохрану резко начали вытеснять идеи утилитарного использования природы. Эти идеи стали незамедлительно воплощаться в жизнь.


Уже в 1930 г. редакция «Юного натуралиста» сама предлагала переименовать журнал в «Юный колхозник». С 1934 г. Центральная станция юных натуралистов стала называться станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Были закрыты общества защиты животных, почти все журналы природоохранного направления. Охранять природу стало не модно и опасно. С ней полагалось бороться, преобразовывать, ставить на службу. В это направление весьма удачно вписалась компания по борьбе с хищными птицами, объявленными вредными. Хищным птицам и так-то не везло (даже в уставе Майских союзов значилось: «Всех птиц, кроме хищных, а равно и их птенцов, всячески беречь и защищать»), но теперь борьба с ними приняла государственный размах. К вредным относили уже всех поголовно соколов, филина. Международный опыт охраны птиц теперь использовать было недопустимо. Орнитолог В.Карпов в статье «Охрана птиц в садах как один из видов участия школы в соцстроительстве» (1931 г.) специально призывал не пользоваться разработками по изготовлению птичьих домиков буржуазного немца, барона фон Берлепша.

С началом войны традиция Дня птиц оборвалась совсем, и попытки восстановить ее в послевоенные годы не имели массового успеха. Зато массовый успех в 1950-60-е годы имели компании по уничтожению хищных, рыбоядных и других «вредных» птиц. По официальным данным всего в СССР до середины 60-х годов ежегодно гибло 100-150 тысяч хищных птиц. Пропагандистский жар пошел теперь на призывы к уничтожению, издавались плакаты и листовки, призывающие стрелять соколов и сов. За каждого убитого хищника выдавалась премия. Кроме того, устраивались общественные компании по уничтожению серой вороны, сороки, грача, голубя, воробья, щурки (обвиненной в уничтожении пчел), оляпки (обвиненной в поедании мальков форели), сойки, ворона. К этим мероприятиям активно привлекались и школьники.

Охраной птиц в это время занималось практически только чудом уцелевшее Всесоюзное Общество Охраны Природы (ВООП). В конце 1950-х - начале 60-х именно члены ВООП (в частности, председатель его юношеской секции П.П. Смолин) приложили много усилий к возрождению Дня птиц.


Петр Петрович Смолин

В 1948 году в «Пионерской правде» был объявлен конкурс на лучшее проведение Дня птиц. В нем участвовало около 10 тысяч детей. Однако прежнего радостного весеннего праздника не получилось. Он был задавлен спущенными сверху инструкциями, стал мероприятием «для галочки». По сохранившимся документам, в начале 1950-х в Москве предписывалось к этому дню в обязательном порядке создать юннатские активы и изготовить определенное число скворечников. Для женских школ считалось нормой иметь 3-4 скворечника на класс и 50-75 на школу. Для мужских - 5-10 на класс, 100-150 на школу. По официальным данным в 53 году к Дню птиц было привлечено более 5 миллионов школьников - предательски огромная цифра разоблачает чисто формальный характер мероприятия. Даже в 1920-х, во времена массового взлета энтузиазма, максимально известное нам число участников - 65 тысяч по всей стране. Пять миллионов были явно именно привлечены, принудительно. Из них для очень немногих день птиц оставался настоящим, своим праздником.


Старый ВООПовский значок


Среди этих немногих - юннаты ВООП. Они проводили перед Днем птиц лекционную работу в школах, распространяли специальные выпуски газет, посвященных этому дню, листовки. Они сами писали рассказы о жизни птиц и подробные инструкции по изготовлению искусственных гнездовий. И через много лет с удовольствием вспоминали День птиц, как яркое событие. Однако не в их силах было сохранить его, как всенародный праздник. К 1960-70 годам о Дне птиц уже почти никто не вспоминал.

Новое рождение

И все-таки День птиц возродился снова, живучий, как Птица Феникс. Возродился единственно возможным, нормальным способом - не по инструкции высокого начальства, не из-за принудительных норм и обязательств, а благодаря энтузиазму истинно увлеченных и любящих птиц людей. Новым рождением Дня птиц мы обязаны Союзу охраны птиц России.
Союз охраны птиц России - благотворительная некоммерческая организация, был создан в 1993 году. А в 1999, совместно с журналами «Муравейник», «Экология и жизнь», газетой «Комсомольская правда» и Федеральной службой лесного хозяйства взялся за организацию Дня птиц. Во все Комитеты экологии, Управления лесами, станции юннатов и другие организации были направлены условия конкурса, объявленного в рамках праздника. Более 30 центральных и местных газет опубликовали информацию о проведении Дня птиц. Ход праздника освещали 4 общероссийских канала и несколько местных кабельных студий. В результате бурной деятельности развернутой организаторами в первый же год только в Москве в Дне птиц приняли участие более 500 человек, развесивших более 500 скворечников и синичников. А на конкурс на самое оригинальное и массовое празднование Дня птиц пришло более 300 писем от организаций и жителей страны: по всей России было развешано более 5000 искусственных гнездовий.

В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. В соответствии с этим решением городской экологический фонд выделил деньги на изготовление искусственных гнездовий. Как в старые добрые времена поддержала праздник и Церковь. Там, где это было возможно, например, в усадьбе Знаменское-Садки, были приглашены священнослужители, которые расценили День птиц как средство нравственного воспитания и, после короткой проповеди, благословили участников праздника. В Москве на праздник пришло в общей сложности около 1000 человек. Правда, из них только восемь семей со своими, самостоятельно изготовленными гнездовьями. Мало? Но куда хуже было бы возвращение к прежней обязаловке. «Пусть лучше восемь придут, но придут сами», - говорят в Союзе. Остальные, под руководством сотрудников Союза развешивали скворечники и синичники подаренные правительством Москвы. А еще пришло великое множество писем со всех концов России. Люди присылали фотографии своих Дней птиц, сценарии проведения праздника, викторины, детские рисунки, чего только не... И на фотографиях снова, как в далекие 20-е годы, были радостные детские лица над самодельными скворечниками. А еще пришел в Союз охраны птиц дедулечка - пенсионер, который из отходов древесины делает замечательные дуплянки и готов обучить этому всех желающих.

Большинству населения 1 апреля представляется как «День дурака» или «День смеха». Это международный праздник, отмечаемый во всем мире. В этот день принято разыгрывать родных, друзей и знакомых, или подшучивать над ними. Традиция праздника живёт и теперь: причиной стала сама природа, потому что весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами. Первоапрельские шутки на редкость разнообразны и охватывают широкие слои как тех, кто шутит, так и тех, над кем шутят.
В этот же день ежегодно отмечается Международный день птиц (International Bird Day). Этот «птичий» день, экологический праздник, приурочили к массовому прилёту птиц из тёплых краёв.
С давних пор существует традиция выпускать на свободу птиц на Благовещение (7 апреля). Я ярый противник этой старой вредной традиции и вот почему:
во-первых, птица, прожившая в клетке долгое время, привыкла к готовой, предложенной человеком, пище, на поиск которой не нужно затрачивать никаких усилий;
во-вторых, в тесной клетке утрачивает способность к полноценному полёту;
в-третьих, реакция на опасность в неволе значительно снижается;
в-четвёртых, в апреле ещё местами лежит снег, насекомых, семян и более- менее приемлемой пищи ещё очень мало;
в-пятых, из тёплого помещения, птица попадает в среду со значительными суточными перепадами температуры и замерзает;
в-шестых, продолжительность светового дня дома и в естественной среде сильно отличается, а это может привести к преждевременной линьке на воле и преждевременной гибели.
То есть, учитывая вышеописанные и другие неблагоприятные факторы, выпуск на волю в начале апреля, это акт преднамеренного убийство птиц.
Вот, уже на протяжении двадцати одного года, Союзом охраны птиц России выбирается птица — символ года. Каждый год носит название какой-нибудь птицы. До этого были: коростель, полевой жаворонок, серый журавль, деревенская ласточка, большая синица, скворец, пустельга, кроншнеп, аист, сова, чайка, зимородок, снегирь, лебедь, чибис, белая трясогузка, варакушка, орлан-белохвост, чёрный стриж, горихвостка и удод.
Началась эта – птичья эстафета с 1996 года. Для того чтобы принять участие, соискатель должен удовлетворять нескольким условиям: птица должна быть распространена на всей или большей части территории нашей страны и быть легко узнаваемой и нуждаться во внимании и помощи человека. Цель данного мероприятия «Птица года» – привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны. Птица 2016 года – удод уступил место следующему претенденту.

Удод — птица 2016 года

Птицей 2017 года избрана буроголовая гаичка – птица из семейства синицевых. Выбор этот неслучаен, но, обратимся немного к истории.
Праздник возник в США в 1894 году, затем перешёл в Европу. К началу 20 века в России охраной птиц занималось уже несколько десятков организаций. В их числе - орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году. В городах открывались детские Майские союзы, занимающиеся изучением и защитой птиц. После революции идею охраны птиц подхватили юннатские организации. В 1924 году, на Всесоюзном съезде юннатов, преподаватель Центральной биостанции Н.Дергунов предложил учредить День птиц. Официальным праздником он стал в 1926 году. Война отодвинула на задний план охранные мероприятия и только в 1948 году это движение возобновилось.
Буроголовая гаичка, или как его ещё называют, пухляк, — настоящая таёжная птица. Распространена достаточно широко. Заселяет лесные районы Европы (кроме южных присредиземноморских областей). Доходит до морских побережий Чукотки.
Самыми излюбленными для гнездования буроголовых гаичек являются деревья: ольха, берёза, осина. Обычно выбирают старые, трухлявые деревья и птицы принимаются за выдалбливание дупла. На эту работу в среднем у них уходит около недели, иногда двух. Дупла достигают глубины до двадцати сантиметров, для создания и утепления гнезда используют кору, веточки, перья, шерсть. Важной отличительной чертой гнёзд буроголовых гаичек является то, что они никогда не используют мох, в отличие от других видов рода гаичек.


Буроголовая гаичка (пухляк) Фото Н. Ашурова

Основой питания птенцов составляют мелкие гусеницы бабочек, пауки и их коконы, личинки других насекомых. Начиная с трёхдневного возраста, родители чаще приносят птенцам мелких жучков, куколок перепончатокрылых. Незадолго до вылета птенцов из гнезда, в пищу им добавляются различные семена растений, а количество гусениц и пауков уменьшается. Большое значение в питании взрослых птиц имеют семена ели, сосны, можжевельника и плоды рябины, черники, берёзы, ольхи и лиственницы.
Основной враг пухляка в гнездовый сезон – большой пёстрый дятел, который разоряет около 25% их гнёзд.
Песня пухляка не отличается большим разнообразием, но имеют сложный звуковой словарь, отображающий различные эмоциональные состояния. Обычные «ти-ти» можно слышать с декабря по январь. Для передачи сигналов тревоги, беспокойства, раздражения или других внешних ситуаций используют разные сигналы и их комбинации («ци», «цит», «си», «сит», «чит», «ти» и другие.). Лёгкое варьирование скорости издавания этих сигналов позволяет очень тонко отражать динамику происходящих событий (Г.Н. Симкин).
Дарвиновский музей 1 апреля отмечает «День птиц». Мероприятие приурочили к появлению в московских парках первых перелётных птиц.

Вот, что передала пресс-секретарь музея Татьяна Коровкина:
— Посетители музея заглянут в птичье гнездо, послушают соловьиные трели, подержат в руках яйца страуса и кукушки, рассмотрят в микроскоп структуру пера и скорлупы. На творческих мастер-классах детям предложат создать собственную птичку, В программе предусмотрена и развлекательная игра-квест «Птица года». Гостям предстоит найти буроголовую гаичку или пухляка в экспозиции музея. Десяток занятий, мастер-классов и викторин будут ждать как взрослых, так и детей.

В этот день мы не только встречаем весну и радуемся прилёту птиц, но и вспоминаем чудовищные ошибки прошлого – истребление птиц. В нашей стране убийство полезных птиц и разорение гнёзд всегда считалось преступлением. Серьезным грехом было разорение гнезда ласточки. Особо почитались птицы, упомянутые в Библии: голубь, клёст и снегирь. Согласно народным поверьям, многие птицы приносили счастье. Так, например, считалось, что аисты приносят детей. А вот вороны и хищные птицы в России считались вредными и связанными с нечистой силой.
Во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов. Первый зафиксированный документально случай такого рода – уничтожение нелетающего голубеобразного дронта с острова Маврикий в Индийском океане. За 174 года после открытия острова европейцами в 1507 году вся популяция этих птиц была истреблена моряками и животными, которых они завезли на своих кораблях.
Вспомним трагические последствия для Китая, в связи с истреблением нескольких миллиардов воробьёв в 1958 году. Нашествие вредителей, которыми питались воробьи, на поля, привело к чудовищному неурожаю: в Китае наступил голод. В результате продовольственной катастрофы в стране погибло от голода по разным данным от 10 до 30 миллионов китайцев!
1 апреля стало традицией развешивание скворечников и других домиков для птиц. Проводятся акции «Помогите птицам», в ходе которых собирают корма для птиц, развешивают кормушки и дуплянки.
Проблема охраны птиц существует всегда. Птицы гибнут под колёсами автомобилей, в нефтяных разливах на морях и реках, от загрязнения окружающей среды, исчезновения сред обитания в связи с вырубкой лесов и застройкой территорий, химических отравлений, распашки целинных земель, осушения болот, строительства водохранилищ и каналов, прокладки дорог и др.
Меняются привычные места обитания животных, условия их существования, вносится фактор беспокойства, а это ведёт к уничтожению мира животных и птиц. Массовая гибель птиц может быть в результате действия различных, неизвестных человеку, природных аномалий. Массовые случаи гибели животных и птиц могут быть побочным, косвенным, скажем, явлением, связанным с проведением тех или иных масштабных экспериментов по созданию оружия на новых физических принципах.
В Красную книгу Российской Федерации занесено123 вида птиц. Это означает, что под угрозой находится каждый шестой вид птиц России. В Красную книгу Московской области занесены 68 видов птиц, или каждый третий гнездящийся вид Подмосковья.
Птицы живут рядом с людьми и радуют нас красивым оперением, звонкими песнями, потрясающими по красоте трелями, лёгким полётом. Они приносят неоценимую пользу природе и людям как неотъемлемой части этой природы. Давайте будем благодарны силам, создавшим птиц и нас, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти человечество и эти удивительные создания от вымирания!

Вся планета отмечает (International Bird Day) - интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, затем пришел в Европу, а в настоящее время проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» во многих странах мира.

Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе - орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году.

В городах открывались и детские организации - так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему - летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.

После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников.

Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Напомним, что во вторые выходные отмечается еще один очень известный «птичий» праздник - .

Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.

Весь мир сегодня поздравляем
С прекрасным праздником, днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.

Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.

Дата в 2019 году: в апреле 1 числа, понедельник.

Человек всегда восхищался как пением птиц, так и их стремлением любыми путями вернуться домой, их беззаветной верности и невероятной заботе о потомстве. Мир пернатых наполняет и жизнь человека особыми звуками и чувствами. Но мало просто восхищаться и удивляться. Птицы требуют особого отношения и защиты. Вопросы, связанные с проблемами пернатых, поднимаются в обществе довольно часто. И даже существует особый праздник, посвященный птицам, который отмечается в первый день апреля во всем мире.

Благополучие животного мира напрямую зависит от жизнедеятельности человека. Охота и развлечения, расширение сельхозугодий и загрязнение окружающей среды приводят к вымиранию представителей фауны. И первыми страдают пернатые, некоторые виды которых просто бесследно исчезают из-за необдуманных действий человека. Не зря появился праздник, когда природоохранные организации и неравнодушные люди пытается привлечь внимание мирового сообщества к проблемам птиц.

История праздника

В экологическом праздничном календаре особое место занимает Международный день птиц, так как праздник появился раньше аналогичных дат, посвященных защите представителей мира животных.

Впервые о проблемах птичек поднял вопрос учитель биологии из американского городка Оил-Сити. Событие датировано 1894 годом. Преподаватель организовал праздник совместно со своими учениками.

Идея была одобрена и подхвачена широкими массами. После этого торжество стали организовывать ежегодно.

Позже идею подхватили и в Европе, где общественность присоединилась к празднованию.

В 1902 г. подписывается Конвенция, основным пунктом которой была защита пернатых. И уже в 1906 г. праздник вошел в календари многих стран мира.

Именно с датой подписания этой Конвенции и связан день, когда отмечается Международный день птиц. Кроме этого дата 1 апреля была выбрана по причине возвращения перелетных птиц к этому времени домой.

Птичий день в России

На Руси с весенним прилетом птичек связано множество древних традиций. Именно в это время принято печь оригинальную сдобу в виде жаворонков, а также развешивать кормушки, скворечники.

А вот праздник начали отмечать в начале ХХ века. Его поддержали юннатские организации, а также ученые-биологи. Позже на фоне тяжелых революционных событий традиции были забыты, но уже в середине 20-х возрождены.

Молодежь организовывала мероприятия по встрече пернатых друзей, развешивая домики в парках. Идея быстро стала популярной, и стала сочетать в себе древние традиции и современные подходы.

Но на фоне распространения формализма, праздник потерял свою душевность и красоту. Штампы и официоз превратили яркий веселый день в мероприятия, проводимые «для галочки».

Повторному возрождению Птичий день обязан Обществу охраны птиц, которое в 1994 г. стало инициатором проведения красочных масштабных мероприятий.

Современные традиции

Главная цель торжества – привлечь внимание к проблемам птичьего мира. Но каждый неравнодушный человек способен внести свою лепту. Не обязательно выходить на улицы с плакатами и выкрикивать лозунги.

Достаточно самому сделать домик для птичек или повесить в собственном саду или парке пару кормушек.

Обязательно привлекайте к такому занятию малышей и подростков. Ведь мало просто рассказывать о том, что птицы нуждаются в нашей защите.

Лучше посвятить день организации матер классов, организовать очистку мест обитания водоплавающих, парковых птиц.

Не забудьте рассказать малышам, какую пользу приносят птицы, и нарисуйте вместе символ праздника, который ежегодно меняется.

А при желании можно вспомнить и древние ритуалы – испечь весенних жаворонков, смастерить бумажных журавликов и весело отметить День птиц.

Поздравления в стихах

Апрельским теплым первым днем

Солнышко всем улыбается,

А мы сегодня с птичьим днем

Поздравляем, а птички вверх взымаются.

И так чудесна птичья трель,

Весной в окна врывается.

И вторит ей еще капель,

С песней перекликается.

Птичий щебет радость всем доставляет,

Поздравляем мы сегодня этот народ.

День птиц приходит, наступает,

Как легкий и красивый полет.

Пусть их бережет судьба от всех невзгод,

И нам в сердце их трель только радость несет,

Отнеситесь с добром и лаской,

К тем, кто в жизнь превращает в сказку.

Они умеют плавать, а еще летать,

Они умеют бегать, а еще скакать,

И в глубины морские умеют нырять,

Только слов не умеют сказать.

И не скажут о заботе,

О любви слов не произнесут,

Только все мысли о свободе,

Которые к небесам они взнесут.

Чтобы все им и людям радость была,

О беззащитных птичках вспомнить пора.

Пусть не только полетов красота,

Но и помощи ощутится высота.

Лариса , 30 марта 2017 .

Международный день птиц (International Migratory Bird Day) отмечается с 1906 года. В этом году была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.
По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".


Происхождение птиц

Современные птицы, по мнению большинства ученых, происходят от мелких примитивных пресмыкающихся, псевдозухий, которые жили в триасовом периоде приблизительно 200 млн. лет назад. Конкурируя с собратьями за пищу и спасаясь от хищников, некоторые из этих существ в ходе эволюции все более приспосабливались к лазанию по деревьям и прыжкам с ветки на ветку. Постепенно, по мере удлинения чешуй и превращения их в перья, они приобрели способность к планирующему, а затем и к активному, т. е. машущему, полету.

Однако накопление ископаемых свидетельств привело к появлению альтернативной теории. Все больше палеонтологов считают, что современные птицы произошли от небольших хищных динозавров, живших в конце триаса и в юрском периоде, скорее всего из группы т.н. целурозавров. Это были двуногие формы с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа. Таким образом, предки птиц не обязательно лазали по деревьям, а для формирования активного полета не было необходимости в планирующей стадии. Он мог возникнуть на основе хлопающих движений передних конечностей, вероятно использовавшихся для сшибания летучих насекомых, для чего, кстати, хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Параллельно происходили преобразования чешуй в перья, редукция хвоста и другие глубокие анатомические изменения.

В свете этой теории птицы представляют собой специализированную эволюционную линию динозавров, пережившую их массовое вымирание в конце мезозойской эры.

Появление машущего полета. В юрском периоде птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения и получили массу преимуществ перед своими наземными, лазающими и планирующими конкурентами. Полет позволил им ловить в воздухе насекомых, эффективно избегать хищников и выбирать наиболее благоприятные для жизни условия среды. Его развитие сопровождалось укорочением длинного обременительного хвоста с заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.


Охрана птиц

С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давятавтомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители - это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители - это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда - замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера - увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

Птицы и символы

АИСТ: На Востоке - популярная эмблема долголетия, а в даосизме - бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей.

АЛЬБАТРОС: Бремя вины; символ, впервые появившийся в "Сказании о старом мореходе" С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса - хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.

ВОРОБЕЙ: Бойкая и плодовитая птица, которая в Китае ассоциировалась с пенисом (иногда воробьев ели, так как считалось, что они поддерживают потенцию). Сексуальный символизм воробья встречается также в Греции, где он был атрибутом богини Афродиты, и в западном искусстве, где блудницу представляли в виде женщины с воробьем в руках.

ВОРОН: В западноевропейской традиции, подобно своей близкой родственнице - вороне, - птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире - весьма почитаемая. В Европе на ее репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин и Бадб, а также с кровожадными викингами, их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона - Хугин и Мунин. Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю.
В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон - эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки - героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для канадских эскимосов ворон - Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.
И американские и австралийские мифы объясняли черный цвет перьев ворона случайностью и не видели в этом никакого дурного знака. Широко распространено мнение, что ворон - помощник в путешествии или предсказатель, как, например, в Др.Греции, где он считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины (о чем уже говорилось выше); в Др.Риме, где его крик напоминал латинское слово "крас" ("завтра"), его связывали с надеждой.

ГОЛУБЬ: Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Христианская эмблема Духа Святого. Повсеместное почитание голубя как символа мира происходит, по всей видимости, не от его природы (скорее задиристой, чем миролюбивой), а от его внешней красоты и благодаря упоминаниям о нем в Библии. Общепринятый в западноазиатской традиции символизм этой белоснежной птицы как воплощения Божьего Духа.
В более широком смысле голубь представляет чистую душу, он часто изображается летящим изо рта святых мучеников. Голуби также могут представлять души в античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением.
Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательной и нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминология международной политики, включающая "голубей" и "ястребов", хоть и является современной, основана на древних аналогиях.

ГРИФ: В наши дни метафора жадности, но в Др.Египте - защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа. В Риме они были посвящены богу Марсу и считалось, что они обладают даром предвидения. Их также связывали со старостью и поэтому - с Сатурном.

ГУСЬ: Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце. Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной, осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был "ездовым животным", на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования.

ДРОФА: Большая, но изворотливая нелетающая птица; в Африке символизирует плодовитость в полигамном браке, а также мятущуюся душу. Дрофа является символом взаимосвязи земли и воздуха.

ЖУРАВЛЬ: Бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь - символические значения, которыми журавли наделяются в Китае и Японии. Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль - символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий.
В Китае журавль был связан с бессмертием, в Африке - с даром речи, а также широко распространен во всем мире как символ общения с богами. Его весенние перелеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство. В Др.Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. Эта птица являлась персонификацией бдительности, что, возможно, восходит к работам Аристотеля, который описал журавля, держащего в клюве камень таким образом, что, если им овладеет сон, камень упадет и разбудит его. В Китае изображение журавля, летящего к солнцу, - символ общественных устремлений, его белоснежное тело - чистоты, красная голова - огня жизни.
В Египте двухголовый журавль - символ процветания.

ЗИМОРОДОК: Преданность, мир - символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием.

ИБИС: Мудрость. Священного ибиса в Др.Египте уважали как воплощение лунного божества Тота, бога-покровителя писцов и повелителя оккультных знаний. Религиозный символизм Ибиса был, вероятно, основан на его привычках: это любознательная болотная птица с изогнутым клювом, напоминающим серп луны.

ИНДЕЙКА: В Мексике - традиционное блюдо в День Благодарения - традиция, возникшая задолго до того, как это стало таковым в Массачусетсе. Индейцы Сев.Америки связывали ее с женской плодовитостью, а также с мужской потенцией.

КРАПИВНИК: В соответствии с уэльской традицией - маленький птичий король. В Ирландии крапивник был связан с пророческой властью друидов. Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица встречается в качестве эмблемы счастья.

КУКУШКА: Это символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки - предвестницы весны, лета или богатства.

КУРИЦА: В Африке - проводник в загробный мир; использовалась в качестве жертвы, чтобы вызвать духов. В Европе - символ суетливости, материнской заботы. Курица с цыплятами была в христианстве образом Божьего Провидения. Гораздо реже она представляет персонификацию милосердия.

КУРОПАТКА: Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции - с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака.

ЛАСТОЧКА: Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения. В Китае, где прилет ласточек совпадал с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования, вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священной птицей богини Исиды в Др.Египте и богинь материнства в некоторых других культурах.

ЛЕБЕДЬ: Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти, особенно значимый в западной литературе, музыке и балете. Солнечный и мужской знак, эмблема света. Древнегр.поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.

В кельтской традиции лебедя связывали с вдохновением бардов (правда, его иногда заменял гусь). В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.

МАЛИНОВКА (ЗАРЯНКА) : Иногда заменяет щегла в легендарной истории о птице, которая вырвала шип из тернового венца Иисуса Христа и была обагрена его кровью. Это, возможно, привело к европейским суевериям, что малиновка предвещает смерть, а того, кто убьет ее, ожидают несчастья.

ОРЕЛ: Важнейший символ, эмблема всевидящих богов неба и солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, победой, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Орел - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем своем величии. Он не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Орел, сражающийся со змеей, - символ преодоления.

Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, индийской и восточных культурах. Орел с человеческими руками - древнесирийская эмблема солнцепоклонников. Орел часто был символом как шторма или грозы, так и солнца - то есть ассоциировался и со светом, и с плодородием. Гаруда, птица-человек, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображается сражающейся со змеями, персонифицирующими зло. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представляет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как, например, в алхимии, где коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности).

В мифологии индейцев Сев.Америки орел предстает символом неба и солнца. Единство и противоположность небес и земли символизировали в Центр.Америке орел и ягуар.
Орел, одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, в Др. Персии и в Др.Риме его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Хетты использовали изображения двуглавого орла - свою эмблему, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых походов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.
В искусстве орел может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.

ПАВЛИН: Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.

В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Др.Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары* (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.

Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка - в обоих случаях как символ вечной жизни. В западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь.

ПЕРЕПЕЛКА: Доброта, пылкость и храбрость - символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме.

ПЕТУХ: Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари - символ солнца и духовного возрождения. Эти его качества распространены гораздо шире, чем гордыня, высокомерие, похоть, также ему присущие. Петух связан с зарей, солнцем, светом повсюду, исключая кельтские регионы и север Европы. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее - из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).
Петух - священное животное в Японии. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.

ПОПУГАЙ: Вестник, посредник между человеческим и потусторонним миром - символика, совершенно очевидно произошедшая от способности этой птицы имитировать речь человека. По этой же причине попугаев связывали с пророчеством; в Индии и Центральной Америке считали их способными вызывать дождь.

СОВА: В настоящее время - эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.

Также сова относилась к символу "ян", имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции - символ слепоты безверия. Мудрая сова - атрибут богини Афины. Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.

СОКОЛ (ЯСТРЕБ) : Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орел, солнечный символ победы. Сокол весьма похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются и по этой причине рассматриваются в данной статье одновременно. В Перу сокол - солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также - прародитель людей.
В Др.Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Pa - в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. Согласно западной традиции, сокол - эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, - символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже.
В настоящее время ястреб - символ милитаристских настроений.

СОЛОВЕЙ: Муки и экстаз любви. Символизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием; разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения - любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голос или красноречие.

СОРОКА: Радость, счастливый брак, сексуальный успех - счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока - птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством.. Знак принципа "ян" и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках.

СТРАУС: Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов.

УТКА: Брачный союз, счастье и преданность. Символизм, обязанный в основном мандариновым уткам и произошедший из наблюдений за синхронным плаваньем селезня и утки. Утка также может являться символом посредничества между небом и водой.


ФАЗАН: Имперская эмблема в Китае, в даосизме эмблема "ян". Из-за своего эффектного оперения и цвета фазан ассоциируется с солнцем, светом, достоинством, а также символизирует организаторские таланты высокопоставленных чиновников. Китайцы также считают, что фазаны связаны с громом, возможно, из-за громкого хлопанья их крыльев. Китайский фазан и индийский павлин, которые относятся к одному семейству, в древней Европе довольно долго считались экзотическими птицами, и их блестящее оперение, возможно, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс.


ЦАПЛЯ: Любопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование, является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену (подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символом предков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.