Макросъемка живой природы. Макросъёмка и технология её выполнения Обычная вспышка не освещает объект должным образом

Микрофотографий уже 38 лет. На этот раз победителей выбирали почти из двух тысяч участников. Представляем вам самые лучшие работы в области макрофотографии 2012 года.

Первое место отдано изображению гематоэнцефалического барьера живого эмбриона рыбки данио. Жюри утверждает, кстати, что это вообще первый в истории снимок этого барьера в живом организме в процессе формирования. Чтобы различить эндотелиальные клетки головного мозга, Дженнифер Питерс и Майкл Тейлор из детской больницы Св. Иуды в Мемфисе (США) воспользовались флюоресцентными белками и конфокальной 3D-микроскопией. Изображения сложили и сжали в одно, раскрасив для придания глубины.

Второе место. Вальтер Пёрковский (США). Новорожденные паучата-рыси (Oxyopidae).

Третье место, Дилан Бёрнетт, Национальные институты здравоохранения (США). Человеческая остеосаркома (рак кости): филаменты актина (фиолетовые), митохондрии (жёлтые) и ДНК (голубая).

Четвёртое место. Райан Уильямсон, Медицинский институт Говарда Хьюза (США). Зрительная система плодовой мушки Drosophila melanogaster в процессе развития зрачка: сетчатка (золотистая), аксоны-фоторецепторы (голубые) и мозг (зелёный).

Пятое место. Онорио Косера, Университет Валенсии (Испания). Минерал какоксенит (водный фосфат железа).

Шестое место. Марек Мис (Польша). Десмидиевая водоросль Cosmarium sp. возле листа сфагнума.

Седьмое место. Майкл Бридж, Университет Юты (США). Глазной орган личинки Drosophila melanogaster на третьей стадии развития.

Восьмое место. Герд Гюнтер (ФРГ). Личинка гребневика Pleurobrachia sp.

Девятое место. Гейр Дранге (Норвегия). Муравей Myrmica sp. с личинкой.

Десятое место. Альваро Миготто, Университет Сан-Паулу (Бразилия). Офиура.

Одиннадцатое место. Джессика фон Штетина, Институт биомедицинских исследований Уайтхеда (США). Оптический срез верхней части пищеварительного канала личинки Drosophila melanogaster: сигнальный путь Notch (зелёный), цитоскелет (красный), клеточные ядра (голубые).

Двенадцатое место. Эзра Гук, Федеральная политехническая школа Лозанны (Швейцария). 3D-проба лимфоангиогенеза. Клетки пускают ростки из шариков декстрана, помещённых в фибриновый гель.

Тринадцатое место. Диана Липскомб, Университет Джорджа Вашингтона (США). Sonderia sp. - инфузория, которая питается различной ряской, диатомеями и цианобактериями.

Четырнадцатое место. Хосе Альмодовар Ривера, Университет Пуэрто-Рико. Пестик цветка Adenium obesum.

Пятнадцатое место. Андреа Дженре, Туринский университет (Италия). Фрагмент ноги божьей коровки Coccinella.

Шестнадцатое место. Дуглас Мур, Висконсинский университет в Стивенс-Пойнте (США). Окаменевшие улитки Turitella agate с пресноводными улитками Elimia tenera и остракодами (ракушковыми рачками).

Семнадцатое место. Чарльз Кребз (США). Жгучая трихома на жилке листа.

Восемнадцатое место. Дэвид Мейтленд (Великобритания). Коралловый песок.

Девятнадцатое место. Сомайе Нагилу, Тебризский университет (Иран). Цветочная завязь чеснока Allium sativum.

Двадцатое место. Дорит Хокмен, Кембриджский университет (Великобритания). Эмбрионы летучей мыши Molossus rufu.

Когда вы идете по лесу, скорее всего, вы увидите грибы с их коричневыми шляпами, зеленый мох, который выглядит привлекательно, возможно, даже бегущего оленя. Но существует целый скрытый крошечный мир, который человеческий глаз не может увидеть так легко, и этот мир действительно завораживает.

Знаете ли вы, что такое наноживопись? С помощью этой технологии создаются скульптуры размером менее одного миллиметра. В этом посте Бигпикча побалует тех, кто любит все крошечное: вашему вниманию десять миниатюрных вещей, созданных руками человека. Среди них - микроскопический снеговик и мини-Библия!


Многим из нас нравится разглядывать в микроскоп всякие травинки, капельки и вообще все, что под руку попадется. Но вот то, что мы вам покажем просто так под руку не попадется, а если вдруг и случится такая встреча, то бежать оттуда надо со скоростью света

Вирус Эбола. Очень быстро размножается. Вирус вызывает геморрагическую лихорадку. Смертность человека составляет 42%


Довольно странно восхищаться красотой плесени, но при определенном ракурсе она действительно может быть занимательна для наблюдения. По крайней мере, белые грибы вы вряд ли сможете встретить за пределами лесных зон, а плесневые грибы найдут вас где-угодно, где вы оставите свою еду на достаточно долгое время. Так может, стоит присмотреться к этим вездесущим созданиям?



То, что вы увидите на этих фото, похоже на редкие растения или экзотические пейзажи, но на самом деле это… бактерии, которые уютно разместились на ваших зубах, а также другие микроорганизмы, живущие на деснах или на зубной щетке.

«Я всегда удивляюсь, когда я смотрю в видоискатель камеры и вижу вещи, которые обычно невидимы».

Мики Асаи - природный фотограф. Глядя через макро-объектив, она пытается показать насколько прекрасен наш маленький мир.


Судя по палеонтологическим находкам, разделение живых существ на царства произошло более 3 млрд лет назад. Одно из них - царство растений.

Эти снимки цветов и растений были сделаны с помощью электронного микроскопа, а затем раскрашены. При большом увеличении знакомые растения выглядят совсем инородно, по-чужому.

Интерактивные фотографии.


Существует такое многообразие снежинок, что можно смело сказать: двух одинаковых не бывает. Некоторые и вовсе считают, что вариантов форм снежинок больше, чем атомов во Вселенной. Профессиональный фотограф попытался передать их красоту, совершенство и разнообразие. Смотрим.

Красивые ли тарантулы? Очень. Так считает фотограф Майкл Панкрац, делая макроснимки паучьих лап.

Природа постаралась, и вблизи мохнатые лапы пауков выглядят действительно очень красиво и совсем не страшно.

Конкурс микрофотографии Nikon small world является старейшим и самым уважаемым конкурсом такого рода в мире. Это демонстрации красоты, сложности и совершенства природы, наблюдаемой через микроскоп.

Только что были объявлены победители конкурса. Жюри просмотрело 2 000 самых интересных фотографий невидимого мира из 88 стран.

Речь идет о насекомых, друзья – да-да, не удивляйтесь. Это именно они – самые непознанные, ведь, несмотря на то что на Земле их – 90% от общей численности всех животных и насчитывается от 2 до 10 миллионов разных видов, более или менее известны нам только миллион с небольшим. Представляете, сколько их еще ползает и летает таких, о которых мы и не догадываемся?

То, что вы увидите на этих фото, похоже на редкие растения или экзотические пейзажи, но на самом деле это… бактерии, которые уютно разместились на ваших зубах, а также другие микроорганизмы, живущие на деснах или на зубной щетке.

Эти макрофотографии были сделаны с помощью микроскопа, который сканирует образец сфокусированным пучком электронов. После этого снимки были раскрашены цифровым способом или вручную, чтобы можно было различить отдельные элементы. Данные фото принадлежат Научной фотолаборатории в Лондоне и используются для исследовательских и образовательных целей. Они наглядно демонстрируют нам последствия неправильной гигиены ротовой полости.

Стив Эксфорд (Steve Axford) - фотограф из Австралии. Его увлечение в профессиональной фотографии очень необычное и очень редкое. Он фотографирует грибы. Причём он является не просто обычным любителем походов в лес и неспешной макросъёмки, а настоящим путешественником и искателем самых редких и самых красивых видов. Таких фотографий нет даже у опытных биологов, которые занимаются изучением растений и грибов. Каждая его экспедиция предназначена для того, чтобы в объектив своего фотоаппарата он вновь увидел очередное творение природы, которое всегда превосходит все ожидания.

Современная оптика позволяет улучшить свои характеристики при создании , которые позволяют с свою очередь не только наблюдать за макромиром, но и делать фото для последующего изучения.

Макросъёмка человеческого тела очень увлекательна, стала она доступна относительно недавно, но уже успела подарить миру науки крайне полезную информацию и лучше понять структуру различных тканей тела человека.

Улитка внутреннего уха

Улитка внутреннего уха: красная спиралевидная полоса — основная звукочувствительная мембрана передающая сигналы на Кортиев орган.

Нитевидные и грибовидные сосочки языка

Здесь среди нитевидных сосочков видно круглый сосочек — рецептор реагирующий на солёное.

Нитевидные сосочки языка, они грубые и ороговевшие — относятся к механическим рецепторам. Кстати, мышцы языка самые сильные в организме.

Эпидермис и волосы лица человека. Около 600 тысяч чешуек эпидермиса теряется ежечасно.

Изображение эпидермиса человека полученное при помощи электронного сканирующего микроскопа. Примерно за 27 дней поверхностный слой кожи человека полностью обновляется.

Это ни что иное как кончик человеческого волоса под увеличением. Ровный срез волоса получается при использовании бритвенного станка, в случае орудования ножницами или электробритвой конец волоса значительно повреждается. Волосы не подвергаются разложению и гниению в течение очень долгого времени — египетские , которым по меньшей мере 4 тысячи лет находились с отлично сохранившимся волосяным покровом.

Изображение полученное при помощи сканирования электронным микроскопом.

Изображение поверхности сломанного человеческого зуба. Зелёная часть это бактериальный налёт, а неровная пилообразная поверхность — зубная эмаль.

Макроструктура кости голени

Внутренняя структура кости голени. К слову в человеческих стопах содержится более 50 костей, а всего у взрослого человека — 206.

Папиллярный узор пальца — отлично видны папиллярные линии и капельки пота выделяемые порами. Кстати рисунок отпечатков пальцев различается даже у близнецов.

При просмотре снимков создается впечатление, что мы попали в иной мир и смотрим на него глазами некой бактерии. Все, что в повседневной жизни нам кажется мизерным и незначительным в макромире превращается в нечто гигантское, порой ничем не схожее для человеческого глаза. На самом деле если смотреть в сторону уменьшения, то это не менее увлекательно, что рассматривать звезды в космосе. Хотя человечество более склонно к стремлению заглянуть в нечто далекое, глобальное и бесконечное как вселенная.

Очень обширная статься для макро фотографов и людей которые к этому стремяться.

Пособие начинающим макрофотографам. Подробное описание и советы съемки неподвижных объектов и насекомых.
Как получить макропортреты. Анализ фото. Обработка.

1. Подготовка.
Итак, если вы решили сделать макровылазку в полевые условия, то начать следует с подготовки.

а) Убедитесь что погода вам благоприятствует: должно быть солнечно и не очень ветренно.

б) Проверьте заряд батареек в камере, возьмите запасные. Выставьте режимы на фотоаппарате заранее: ISO на минимум, центральная фокусировка; качество кадров на максимум (если камера поддерживает RAW, то снимайте обязательно в RAW), приоретет скорости съемки на 1/1000s, приоретет диафрагмы – зависит от вашего объектива, если у вас зеркалка, то примерно на 8; если мыльница – то поэкспериментируйте и подберите такое значение диафрагмы, при котором будет достаточной глубина резкости. Однако, владельцам мыльниц скорее всего придется использовать режим макросъемки.
Для зеркалки я советую снимать главным образом в режиме ручной съемки. Скорость съемки не менее 1/250s, диафрагму скорее всего вы будете варьировать в процессе съемки, но для начала можно поставить около 8.

в) Если вы решили охотиться на насекомых, то оденьтесь в нейтральные тона, лучше цвет хаки или что-то подобное. Не должно быть запаха духов. Убедитесь что при движении у вас ничего не брякает (на самом деле это серьезно и очень помогает).

г) Возьмите с собой небольшое зеркало (10х10 как раз), белый лист бумаги, кусок однотонной ткани, фонарик если есть, пульверизатор, бутылку с водой, можно взять штатив.


2. Прибытие на место.
По прибытию на место – осмотритесь. Если вы сразу же не увидели тучи насекомых – не беда. Возможно они попрятались? Постойте минут 10 и понаблюдайте, обязательно заметите множество объектов съемки. Составьте мысленно примерный план действий, начинайте съемку.


3. Съемка неподвижных объектов.
a) Фон.
В макрофотографии не должно быть ничего лишнего. Убедитесь что в кадр не попадают посторонние детали. Фон должен быть более-менее однородным, не отвлекающим, без резких переходов. Лучше избегать ярких пересвеченных участков на фоне, а на объекте тем более! Часто более выигрышно смотрится темный фон. Если вы наметили кадр, но фон неудачен, то попробуйте переменить положение камеры, если это невозможно – сделайте искусственный фон: подойдет кусок ткани, ваш рюкзак или куртка. Объект съемки можно подсветить зеркальцем (или белым листом бумаги).



б) Композиция.
Избегайте скучных центральных композиций: после наведения резкости сместите объект к краю кадра или пустите по диагонали:



в) Капли.
Для того что бы сфотографировать капли не обязательно ждать дождя или росы – используйте пульверизатор и вашу фантазию:





г) Черные или белые объекты.
При фотографировании черных или белых объектов камера очень часто ошибается с замером экспозиции (некоторые камеры воспринимают цвет как свет). Берите все в свои руки: переставляйте камеру на ручной режим и опытным путем подбирайте экспозицию.
Пример пересвета:


Пересвеченные участки нельзя восстановить в фотошопе – в них утрачена информация о цвете и текстуре.
После подбора нужных условий:



д) Фокусировка.
Иногда возникают проблемы с автофокусом – камера настраивается на более контрастный объект дальнего плана. При фотографировании паутины, например. Не беда, переключаемся на ручной фокус. Если у камеры нет ручного фокуса, то возьмите какой-нибудь предмет (веточку, например) и поместите рядом с объектом, настройте резкость, нажмите до половины кнопку спуска, уберите предмет и жмите спуск до конца.


4. Съемка насекомых.

a) Поведение.
Если вы решили охотиться на насекомых, то помните простое правило: у насекомых плохо развито зрение, зато хорошо слух, ну а по обонянию многие из них просто чемпионы. Итак, опираясь на это, мы теперь знаем как их «обмануть».
Очень часто насекомые пугаются даже не вас, а неожиданного звука от фотоаппарата. Поэтому первый кадр делайте издалека, второй – подойдя на шаг и т.д. Обычно 5-6 кадры я уже делаю вплотную.
Примеры кадров, изображение без кропа:
Первый кадр:



Пятый кадр:



Следующее правило – плавные и бесшумные движения. Никаких резких жестов! Лучше не разговаривать. Если вы случайно спугнули насекомое, не пытайтесь его преследовать. Дайте ему успокоиться.

Камера должна быть приготовлена перед тем как вы начали приближаться а объекту, нужный режим выбираем заранее, Ну и конечно используйте большое фокусное расстояние (максимальный зум).

б) Внимательность.
Залог успеха – ваша внимательность. Сморите, не притаился ли кто под листом, не промелькнула ли где-нибудь чья-то тень.
Заметили бы вы эту крошку-стрекозу:



Увидели бы эту бабочку не спугнув:



Разглядели бы паучка:



в) Наблюдательность.
Будьте наблюдательны – замечайте поведение насекомых. Одни из них хорошо «позируют», другие сразу же уносятся прочь. Обычно чем лучше у насекомого зрение, тем хуже он позирует.
Хорошо позируют: пауки, кузнечики, мелкие бабочки, пчелы, шмели, гусенницы, муравьи. Ну а ночные бабочки в этом смысле – настоящая находка.
Хуже позируют: осы, клопы, некоторые бабочки (бражники, лимонницы), стрекозы. Хотя стрекоз очень многие любят ловить на лету, так как они часто зависают в воздухе.

Знание поведения разных насекомых поможет вам получить множество интересных кадров. Например, однажды я увидела осу, она меня не интересовала и я решила уже пройти мимо.. как заметила что она затаилась. Осы так никогда не делают. Я сделала несколько кадров и уже дома обнаружила что это никакая не оса, а самая настоящая бабочка!
Бабочка стеклянница, подделывающаяся под осу:



Для сравнения вот настоящая оса:



Или, например, эта муха почему-то садилась на одно и то же место, если ее спугнуть и мне удалось сделать целую серию ее фото в полете:



г) Фокусировка, глубина резкости и скорость экспозиции.
«Прицеливайтесь в голову». То есть наводите фокус по голове насекомого. К примеру, на этом фото совсем маленькая глубина резкости, но так как голова в фокусе, то картинка смотрится более-менее прилично:


Делайте несколько дублей, поскольку автофокус случайно может проскочить нужный момент. Лучше потом вычистить неудачные кадры с флешки, чем прийдя домой обнаружить нерезкость в самом неподходящем месте.

Глубину резкости выбирайте по своему вкусу, но так, что бы насекомое можно было хорошо рассмотреть. Малая глубина резкости красиво размывает фон, большая – позволяет показать объект более резко. Ищите оптимум для вашей камеры опытным путем.
На примере фото с маленькой глубиной, но пчелка в нее попала:



А на этом фото глубина резкости довольно большая, но так как деревья на фоне далеко, то они особо не мешают:



Что касается мыльниц, то выбирая скорость экспозиции, руководствуйтесь правилом: минимальная скорость экспозиции примерно равна единице, деленной на фокусное расстояние объектива. То есть если вы снимаете на фокусном расстоянии 50мм, ты скорость должна быть не меньше 1/50 - 1/60 секунды.
Для зеркалок я бы не советовала ставить скорость менее 1/125 сек при фокусном расстоянии 50мм и меньше 1/250 сек - при фокусном расстоянии 100мм.

д) Сюжет.
Не останавливайтесь на простых снимках, наиболее интересны фото с каким-либо сюжетом. Например, хищная муха ктырь поймала кузнечика:



Или, взлет божьей коровки:



е) Пульверизатор.
Некоторые фотографы любят сначала забрызгать насекомое водой, а потом уж снимать.. Вроде бы пока насекомое мокрое, оно не улетит. Не знаю.. мне не очень нравится этот метод, но может кому-то пригодится:



ж) Насекомые в полете.
Для того что бы сфотографировать насекомое в полете нужна скорость съемки около 1/1000s. При этом сильно уменьшается глубина резкости и становится трудно поймать объект. Можно повысить ISO, но будет большой шум. Я советую делать такие фото со вспышкой.



з) Ночные насекомые.
При съемке ночью основная проблемы – фокусировка. В полной темноте в режиме автофокусировки подсветите объект фонариком. Если фонарика нет, то можно настраивать фокус «вслепую». То есть в режиме ручного фокуса настраиваетесь примерно и делаете кадр. Смотрите на получившееся фото на дисплее камеры и прикидываете куда нужно сдвинуть фокус, настраиваетесь, делаете следующий кадр и т.д.
Этот палочник сфотографирован «вслепую»:




5. Анализ фото.
Прийдя домой, начинайте сортировать фото. Но не просто удалять неудачные снимки, а именно анализировать каждый кадр. Почему этот удался, а тот нет? Сравнивайте настройки камеры для каждого снимка, и вскоре вы научитесь интуитивно выставлять нужные настройки в зависимости от условий съемки.
Складывайте хорошие кадры в отдельную папку, подписывайте где и когда это были снято (поскольку если вы увлечетесь, то вскоре будете исчислять свои фото не удачными снимками, а гигабайтами). Не обрабатывайте, это ваш архив (обработка портит качество). Обработанные фото можно хранить отдельно.


6. Обработка.
В обработке будьте умеренны – не переборщите. Все должно выглядеть естественно. Вобщем-то обработка на ваше усмотрение.

Я обычно делаю ее так:
Возьмем к примеру этот кадр:



Кадрируем и поворачиваем как нравится (только избегайте предельного кропа: когда объект на кадре мелкий. Увеличение до предела почти всегда заметно из-за большого шума).
Мне нравится вот так:



Исправляем цвет. Я обычно ограничиваюсь тем, что добавляю яркость.
Затем добавляем контраст: дублируем слой и меняем режим смешения на Soft Light, устанавливаем прозрачность слоя по усмотрению. Вот что получилось:



Только после этого изменяем размер изображения до такого, какой нужен.

После уменьшения добавляем резкость – меняем формат на Lab color, идем в слои, выбираем Lightness. Далее инструментом Lasso с мягкой границей выделяем только то, что хотим сделать резче. В данном случае это муха и ветка. Старайтесь захватить как можно меньше фона. Применяем Unsharp Mask, Amount 50, Radius 1 или 0.5 в зависимости от изображения, Threshold 0. Не перешарпте. Особенно если на насекомом много белых бликов, они станут резкими и будут выглядеть не красиво. Если нужно, повторите Unsharp Mask на отдельных участках.

Добавляем блур. Меняем формат на RGB, и смотрим по каналам (там легче увидеть шум):
Red:



Green:



Blue:



Как мы видим, шумит в основном красный и синий. Пройдемся Blur toolом по фону отдельно в каждом канале. Смотрите, не заденьте насекомое!!
Результат:


При таком масштабе не очень хорошо заметно, но поверьте, блур по каналам себя оправдывает!

В дополнении к обработке:
Если у вашего насекомого большие красивые глаза, то после основной обработки их можно доработать. К примеру:



Выделяем глаза Lasso toolом с мягкой границей, копируем их в новый слой. Если на глазах есть белые блики, то аккуратно стираем их резинкой (усиливать эти блики нам ни к чему). Применяем фильтр High Pass, режим наложения слоя на Overlay, регулируем прозрачность по вкусу:




Фуф, ну вроде пока все... Возможно урок будет дополняться.
Если у вас есть вопросы - задавайте, попробуем найти ответы вместе.
Успехов!!!

Артем Кашканов, 2019

Съемка небольших объектов крупным планом - практически неотъемлемая часть творчества любого фотографа. Это может быть все что угодно - цветы и бабочки, обручальные кольца на свадьбе, образцы маникюра и педикюра, съемка товаров для интернет-магазина и так далее. Как это лучше делать - и станет темой данной статьи. Существует заблуждение, что макросъемка - весьма простой жанр фотографии или, даже, вообще жанром не является. Все что требуется для этого от фотокамеры - возможность фокусироваться с нескольких сантиметров на объект. Это легло в основу мифа, что у мыльниц макровозможности существенно лучше, чем у аппаратов со сменной оптикой.

Действительно, производители фототехники достигли в этом явного пргресса - большинство компактных камер умеет фокусироваться с дистанции 1 сантиметр и даже меньше. Но, оказывается, это далеко не все, что нужно для того, чтобы качественно снимать макро. Особенно мыльницами...

Масштаб

Прежде всего, давайте сначала разберемся, что такое макросъемка и чем она отличается от простой съемки крупным планом . Считается, что граница между макро и крупным планом проходит на масштабе 1:2. Вообще, что такое масштаб при макросъемке? Ведь эта величина почти всегда указывается в характеристиках объектива. Смысл ее прост. При масштабе 1:2, два "погонных" миллиметра объекта проецируется на один "погонный" миллиметр матрицы. То есть, если аппарат имеет матрицу размером 22*17 мм (типичное значение для кропнутых знеркалок) и объектив, позволяющий снимать в масштабе 1:2, то монета диаметром 17 мм будет спроецирована в кружок диаметром 17/2=8.5 миллиметров, то есть по высоте будет полкадра. Если объектив может дать масштаб 1:1, то монета получится по высоте во весь кадр (если матрица APS-C).

Исходя из этого, приходим к выводу, что главным показателем макровозможностей объектива является не минимальная дистанция фокусировки, а именно масштаб макросъемки. При одном и том же масштабе съемки разные объективы могут иметь совершенно разную дистанцию фокусировки - от 20 сантиметров до 1.5 метров и более. Почему так?

Фокусное расстояние, дистанция фокусировки, перспектива

Мы знаем, что одной из основных характеристик объектива является его фокусное расстояние. Чем оно больше, тем меньший угол зрения имеет объектив и тем сильнее он "приближает" объект. Соответственно, чем сильнее объектив "приближает", тем с большей дистанции он может обеспечить съемку в требуемом масштабе. Наиболее типичные фокусные расстояния у макрообъективов лежат в пределах от 50 до 180 мм. В чем же разница между этими объективами, если масштаб макросъемки они дают одинаковый? Все дело в передаче перспективы . Известно, что чем с меньшего расстояния выполняется фотосъемка, тем сильнее изображение объекта подвержено перспективным искажениям. Ниже приведен пример, на котором один и тот же объект сфотографирован примерно в одинаковом масштабе, но с разными фокусными расстояниями. Для простоты использован прямоугольный объект:

Разница очевидна! Если при съемке с большого расстояния с длиннофокусным объективом прямоугольный объект сохранил свою форму, то при съемке широкоугольником в таком же масштабе мы получили существенные перспективные искажения, неравномерное освещение (из-за того, что вспышка оказалась чрезмерно удалена от объектива), большую вероятность попадания в кадр лишних объектов на заднем плане. В фотографии есть правило - чтобы не допустить появление заметных перспективных искажений нужно фотографировать объект с расстояния как минимум в 10 раз большего, чем "глубина" объекта. То есть, если мы фотографируем объект размером 10 см, то делать это нужно как минимум с метровой дистанции. Фокусное расстояние объектива должно быть таковым, чтобы обеспечить нужный масштаб, не приближаясь к объекту ближе этого критического расстояния.

Чем макрообъектив отличается от обычного?

Объектив, имеющий в своей маркировке слово Macro, как правило обладает следующими особенностями:

  • Увеличенное фокусное расстояние. Большинство макрообъективов - это умеренные телеобъективы. Телеобъектив практически не искажает пропорции объектов. Чем критичнее вопрос передачи формы объекта, тем больше должно быть фокусное расстояние (и, соответственно, дистанция фокусировки).
  • Увеличенный по сравнению с обычными объективами масштаб макросъемки . Если для стандартного "полтинника" Canon 50mm 1:1.4 масштаб составляет 1:4, то для CANON EF 50 mm f/2.5 Compact Macro - 1:2, то есть, он позволяет сфотографировать объект в 2 раза крупнее. Масштаб макросъемки может определяться либо минимальной дистанцией фокусировки, либо фокусным расстоянием. Макрообъективы с большим фокусным расстоянием (150-180 мм) позволяют снимать объект с большей дистанции (актуально для съемки, например, пугливых бабочек) и сильнее "растягивают" и размывают задний план.
  • Диапазон диафрагменных чисел, смещенный в сторону малых апертур . Если у большинства обычных объективов диафрагму можно зажать до 22, то макрообъектив позволяет это сделать до 36 и даже 45. Это сделано для обеспечения большей зоны ГРИП, так как при съемке с близкого расстояния даже на f/22 глубина резкости составляет считанные миллиметры.
  • Оптическая схема оптимизирована для съемки близких объектов . Любая оптика имеет искажения (аберрации) - хроматические, сферические, кома, астигматизм, которые отрицательно влияют на качество картинки. При зуммировании и фокусировке происходит смещение линз внутри объектива и производителю оптики нужно обеспечить компенсацию аберраций на всем диапазоне зума/фокусировки. В макрообъективах предпочтение отдается именно фокусировке на переднем плане. Именно поэтому такие макрообъективы дают "бритвенную" резкость на портрете и прорисовывают кожу во всех подробностях, зачастую, подчеркивая ее дефекты. По этой причине многие фотографы не рекомендуют использовать макрообъектив для портрета - в портрете, особенно, женском, ценится мягкость.

Типичные проблемы при макросъемке

Выпадение объекта из зоны ГРИП

Суть проблемы состоит в том, фоторафируемый объект получается резким не целиком, а лишь частично:

Приведенный пример - всего лишь сильный кроп фотографии, снятой "обыкновенным" объективом. При использовании макрообъектива проблема может быть выражена гораздо сильнее.

Предположим, у нас есть макрообъектив на 100 мм, светосила 1:2.8, минимальная дистанция фокусировки - 30 см. Если мы будем пытаться снимать с минимально возможного расстояния с открытой диафрагмой, глубина резко изображаемого пространства будет меньше 1 миллиметра (посчитано в калькуляторе ГРИП , для полного кадра). Естественно, при таких условиях в большинстве случаев трудно рассчитывать на удачную фотографию - передний край объекта будет резким, остальная часть стремительно уйдет в область размытия. Конечно, это может быть частью творческого замысла, но, например, для предметной съемки такой подход не приемлем. Глубина резкости должна соотевтствовать "глубине" объекта. Чтобы увеличить ГРИП прикрываем диафрагму. Если закрыть диафрагму до 45 (!!!), то ГРИП в данном случае вырастет до 1.3 сантиметров - это вполне приемлемо для съемки некрупного объекта. Но мы знаем, что при зажатии диафрагмы пропорчионально растет и выдержка. При зажатии диафрагмы с f/2.8 до f/45 для сохранения уровня экспозиции нужно увеличить выдержку в 256 (!!!) раз. То есть, вместо 1/250 секунды потребуется 1 секунда! Без штатива тут делать нечего.

Чтобы проверить глубину резкости, у многих камер есть кнопка репетира диафрагмы. У камер Canon она расположена слева под объективом.

При нажатии на эту кнопку, диафрагма закрывается до выбранного значения. При этом картинка в видоискателе темнеет, но при этом можно увидеть реальную глубину резкости, какая получится на фотографии. В LiveView этой функцией пользоваться удобнее, поскольку картинка на экране показывается прежней яркости.

Шевеленка

Если при обычной съемке с выдержкой 1/20-1/50 секунды шевеленка выражается в смазанности изображения ("поперечная" шевеленка, ее частично компенсирует стабилизатор), то при макросъемке с малой ГРИП еще возможна и "продольная" шевеленка - когда при шажатии кнопки спуска аппарат случайно смещается ближе к объекту или дальше от него. В результате этого, объект либо выпадает из зоны ГРИП (если камера отодвигается), либо область фокусировки приходится не туда, куда задумал фотограф, например, на заднюю часть объекта. Самое надежное средство от шевеленки при макросъемке - штатив. Он является практически панацеей при съемке неподвижных объектов, главное, чтобы его высота позволяла правильно расположить камеру. Если же приходится снимать подвижные объекты, например, цветы, качающиеся от ветра, здесь самый простой выход - сокращение выдержки как минимум до 1/250 секунды и серийная съемка. По теории вероятности, хотя бы один из 10 кадров получится резким.

Промахи автофокуса

Даже если у объектива нет фронт/бэкфокуса, стопроцентно полагаться на помощь автофокуса при макросъемке не стоит. Лучше всего использовать ручную фокусировку в режиме LiveView, включив увеличение фокусировочной области. Только это дает гарантию того, что объект будет резким целиком, или резкой будет та часть объекта, на которую мы хотим сфокусироваться.

Обычная вспышка не освещает объект должным образом

При съемки с малой дистанции начинает давать о себе знать параллакс вспышки. Чем на большем расстоянии расположена вспышка от объектива, тем неравномернее будет освещение, поскольку часть объекта может не попасть в зону действия вспышки. Вернемся к ранее приведенному примеру:

Хоть это и не макросъемка, тем не менее, нетрудно заметить, что вспышка освещает объект преимущественно слева. Правая часть фотографии в тени. Для получения равномерного освещения при макросъемке используются специальные кольцевые макровспышки:

Такие вспышки позволяют качественно освещать объекты даже при минимальной дистанции фокусировки, например, так:


Источник - macroflash.ru

Недостаток масштаба

Даже мощный макрообъектив не всегда способен обеспечить желаемый масштаб изображения при съемке очень мелких объектов. В этом случае приходится прибегать к помощи вспомогательного оборудования - макроконвертора, удлиннительных колец и более сложных устройств. Макроконвертор представляет собой линзу, которая навинчивается впереди объектива и играет роль увеличительного стекла. Макрокольца ставятся между объективом и тушкой - при этом область фокусировки смещается в сторону меньших расстояний, то есть, мы можем сильнее приблизиться к объекту. Расплачиваться за это приходится снижением светосилы, потерей возможности сфокусироваться на "бесконечность", возможно снижение качества картинки из-за аберраций. Тем не менее, появляется возможность сфотографировать очень крупным планом даже обычным (не макро) объективом. Интересную статью про использование макроколец можно почитать на сайте radojuva.com.ua

Можно ли снять нормальное макро на мыльницу?

Давайте на время отвлечемся от аппаратов со сменной оптикой и обратим свой взгляд на мыльницы. В характеристиках большинства компактных аппаратов указана возможность макросъемки с 1-2 сантиметров и даже меньше. Да, выглядит заманчиво! На деле же оказывается, что фокусировка на столь близкое расстояние возможна только в широкоугольном положении объектива. Если "прибавить зума", макрозона резко отодвигается вдаль и масштаб при этом уменьшается - мне доводилось держать в руках много мыльниц, но у всех у них была такая особенность. Что из этого получится, можно оценить по этому "портрету" жука, сделанному на мыльницу Sony с расстояния около 1 см (в широкоугольном положении):

Заметно, что пропорции тела насекомого существенно искажены. А теперь посмотрим другую фотографию похожего по размерам жука, но сделанного при помощи аппарата с "большой" матрицей и длиннофокусного макрообъектива:

Если на первом примере голова жука и его усы кажутся огромными по сравнению с туловищем, то на втором насекомое выглядит вполне пропорционально. Еще из-за того, что объектив широкоугольный, в кадр часто будут попадать лишние полуразмытые объекты на заднем плане. Вот этот "шедевр" собственного производства я храню в качестве примера, как не надо фотографировать макро.

Эта фотография была сделана в начале 2000-х годов на мыльницу Олимпус с фиксированным широкоугольным объективом. Минимальная дистанция фоксировки составляла 10 см. Вроде бы, при съемке цветочков размером 1 см при этом и не возникает искажения перспективы, но задний план просто убийственный:) Таким образом, можно сделать вывод, что хорошее макро на мыльницу теоретически можно сфотографировать, если возможность сфокусироваться на очень близко расположенный объект сохраняется на всем диапазоне фокусных расстояний. К сожалению, я пока не встречал таких аппаратов. А теперь отвлечемся от макросъемки и немного затронем тему предметной съемки , поскольку многих волнует вопрос - как ее сделать качественно в домашних условиях.

Как обойтись подручными средствами, чтобы качественно выполнить предметную съемку?

У меня регулярно возникает необходимость что-то сфотографировать для данного сайта, но у меня нет ни макрообъетива, ни кольцевой вспышки, ни внешнего света. Такая же ситуация регулярно возникает у владельцев веб-сайтов и интернет-магазинов - нужно сфотографировать какой-то небольшой объект (например, товар), чтобы эта фотография потом нормально вписалась в дизайн веб-сайта. Логично, что для этого объект должен быть на однородном фоне, например, таким образом:

Или на абсолютно белом фоне:

Как вы думаете, каким образом эта машинка была сфотографирована? Был ли использован специальный бокс для предметной съемки? Или макровспышка? Или еще какой-то "девайс" с труднопроизносимым названием? Вероятно, следующая фотография вызовет у вас улыбку:

Да-да! Белый фон - это лист старого календаря. Плавный изгиб делает незаметным переход "пола" в "стену". Другое дело, что на фотоаппарате была установлена внешняя вспышка, причем голова ее была повернута назад. Задняя стена и часть потолка использовались как отражатель. При этом получается самое мягкое и равноменое освещение, даже лучше чем от потолка.

Ниже приведена таблица результатов эксперимента. Поскольку у моего Canon 5D нет встроенной вспышки, я использовал Olympus E-PM2. Потом взял зеркалку и сделал фото со вспышкой от потолка и от задней стены. Результаты смотрите сами.

Съемка со встроенной вспышкой (Olympus E-PM2)

Плохо получилось - блики, отражения от блестящих частей на фоне, изображение "плоское". Да еще и диафрагма не зажата, ГРИП не хватает (в авторежиме снимал).

Вспышка от потолка (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II). Диафрагма 18.

Уже лучше, но фон освещен не равномерно

Вспышка от задней стены (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II)

Проблема с фоном решена. На этом можно остановиться!

Вспышка от задней стены (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II), корректировка уровней в Photoshop

А полностью белый фон легко сделать в Photoshop - либо уровнями, либо "заменой цвета".

Как быть, если нет внешней вспышки? Для освещения можно использовать обычную настольную лампу. Только, желательно, чтобы в нее была вкручена мощная энергосберегающая лампа с холодным светом (4000К). Использование "теплого" света (2700К) для освещения может вызвать проблемы с балансом белого. Перемещая лампу относительно объекта можно добиться оптимального результата, чтобы объект был хорошо освещен, а тени от него не мешали.