Кто без нот. Подчркни рифмы

плавать на спине. Спиной к пучине, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородногокальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, ес­ли случилась промашка.

Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду - пред­стоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присо­единяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачи­ком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на вол­нах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто мор­ской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в од­ну, другую сторону - всё равно в какую, лишь бы скорость раз­вить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул, воз­можность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обите­ли, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яр­кого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной ла­пой - так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние - главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно по­могает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен на­ибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, це­нимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, - как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?

(По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)

Выполни задания, прочитав текст Э. Сетон-Томпсона «Жизнь тех, на кого охотятся»

____________________________________

А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ._______________________________________________________________

А 6. Почему именно обоняние - главный и надежный страж, охра­няющий жизнь калана? Запиши ответ._____________________________________________________________________________________________

А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.

В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста пред­ложения, подтверждающие твой ответ.____________

___________________________________________________________________________________________________

В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы - забот­ливые матери.___________________________________

____________________________________________________________________________________________________

С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Промашка образец, как источник для создания литературного образа.

Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.

Прототип оплошность, неудача.

С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.

а) семейство каланов; б) жизнь каланов; в) как питаются морские выдры.

Запиши в таблицу определения понятий.

Дородный

С 4 . Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.

А №_____ Сказочное существо - калан.

Б № ___ Заботливые родители.

В № ___ Способ плавания каланов.

Г № ___ Что помогает каланам выжить.

Д № ___ Игры каланов после обеда.

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.

С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.

а) сказки и легенды; б) энциклопедия;

в) исторические рассказы; г) рассказы о морских животных

Пучина - водоворот, морская бездна.

Дородный - рослый, крупный, полный.

Стимул - заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Простые загадки в стихах для малышей. Запоминание таких простых стихов с самого раннего возраста тренирует память ребенка.

Туча
Толстаяулитка,
Черная накидка,
По небу ползет,
Воду везет

ГромЧерные, кривые,
От рожденья все немые,
А как встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
(Буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется... (алфавит)

Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
(Гриб)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Ёжик)

Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сияю,
Раздуваюсь
Ввысь и вширь,
Потому что я – (пузырь).

Он большой,
Как мяч футбольный!
Если спелый - все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...

Ответ: Арбуз

Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой
Это кто? ...

Ответ: Цыплята

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...

Ответ: Стрекоза

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...

Ответ: Соловей

Его дом под землёй -
Потолки низки,
И висит над головой
Репа и редиска.
Кто без света живёт?
Догадались? Это - ...

Ответ: крот

Солнце светит - молчит,
Дождь припустит - гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет...

Ответ: Гром

Он толстокож и неуклюж,
Ему река - не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог -
За что ж наказан...

Ответ: Носорог

Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево...

Ответ: Бобры

По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного...

Ответ: Верблюд

Живут на земле очень древние жители,
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда...
Уже много лет по планете ходил.
Ответ: Крокодил


----

ЦИФРЫ:

Не забьешь так просто гол,
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра...
Ответ: единица

Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра...
Ответ: ноль

Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра...
Ответ: два

Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра...
Ответ: два

Букву З я обведу,
К цифрам в гости приведу.
Ты внимательней смотри -
Получилась цифра...
Ответ: три

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою...
Ответ: четыре

Решили фильм про цифры снять,
Стали камеры включать.
Откуда буква Ч в эфире?
Не бойтесь! Цифра я!...
Ответ: четыре

В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят...
Ответ: пять

Я устроила парад,
Цифры строю, как солдат!
И порядок четкий есть -
После пять шагает...
Ответ: шесть

Что за цапля, каждый знает,
За шестёркою ступает.
Да, она известна всем
Эта цапля - цифра...
Ответ: семь

Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...
Ответ: семь

Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру...
Ответ: восемь

Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...
Ответ: девять

Перелетные птицы.

Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

Как летят перелетные птицы? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — … , стая уток — … , … грачей — … , … соловьев — … .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,

ласточка - ластак -ласточата

лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.

Лексический строй речи

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6—8 лет)
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.

Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).
На шесте — дворец,
во дворце — певец,
А зовут его — … (скворец).

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)