Какие сведения должны содержаться в уставе ко. Устав предприятия или ООО — правила оформления

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-право вого документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательство м Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ , в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

    порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);

    порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

    права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технич еских, административно- хозяйственных, производственных, учебно-вспомогат ельных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: « Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технич еского, административно- хозяйственного, производственног о, учебно-вспомогат ельного, медицинского ) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

Наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительност ь обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) ;

Открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственны х образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

Права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетн их обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы Федерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе , а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоватьс я при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-п равовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительств ах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательство м РФ.

С учетом положений №273-ФЗ , Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

    Общие положения

    Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

    Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4. Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-право вые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 " О наименовании образовательных учреждений" (далее - письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-п равовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательство м для некоммерческих организаций. Организационно-п равовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-п равовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение «Средняя общеобразователь ная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовател ьное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-п равовой формой, а понятие «общеобразовател ьное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное ), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразователь ных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Выводы:

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательно е учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Представляет собой определенную организацию, которая не имеет права собственности на то имущество, которое было закреплено за ней собственником. Из этого следует, что разделить это имущество по усмотрению организации также не представляется возможным.

Указанные признаки стандартного определения предприятия, которое называется унитарным, отличают его от любых других форм организаций.

Распространенность унитарных предприятий - это показатель долгого господства государственного управления в деятельности рынка. Это объясняется тем, что государство не хочет терять свою долю в определенной части экономических отношений. Унитарные предприятия как раз могут этому поспособствовать, так как подобной формой могут обладать лишь муниципальные и

При создании какой-либо фирмы или организации является который утверждают органы, принявшие решение о его создании.

В частности, устав предприятия обязательно должен содержать подробные сведения о том, каким уставным фондом оно обладает. Также существует необходимость в указании порядка и источников формирования этого фонда.

Устав унитарного предприятия обязательно должен в полной мере соответствовать утвержденному центральными органами государственной власти примерному уставу, который разработан для государственных предприятий.

Для организации, которая не относится к унитарным, также существуют требования к тому, как формировать этот учредительный документ.

Устав предприятия и его составные части

В устав предприятия вносятся следующие данные:

Владелец, месторасположение и название создаваемого предприятия;

Порядок формирования и состав органов управления предприятием;

Цель деятельности и предмет, на который она направлена;

Полномочия избирательных органов (в случае если таковые имеются);

Основные условия прекращения деятельности или реорганизации предприятия;

Порядок формирования и реорганизации имущественной базы.

Устав предприятия состоит из нескольких составных частей:

1) сведения о положениях, основных целях, направлении деятельности;

2) данные о правах на имущество и уставный фонд;

3) сведения о внешнеэкономической деятельности;

4) данные о хозяйственно-производственной деятельности;

5) сведения об управлении трудовым коллективом и предприятием в целом;

6) данные о распределении прибыли;

7) сведения о процессе оплаты труда и организации иных выплат;

8) данные о порядке ликвидации предприятия.

Устав предприятия - это тот документ, который должен полностью регламентировать деятельность организации в отношении любых вопросов, возникающих в процессе ее функционирования. Всю ответственность за правильность его оформления и дальнейшего использования в деятельности несут лица, которые его подписывают. Ими, как правило, являются директор-основатель или в состав которого входят несколько основателей предприятия, которое создается.

Правильно составленный документ может избавить руководство организации от разрешения различных неприятных ситуаций.

Прежде всего, устав необходим для регистрации ООО в ИФНС. Устав содержит в себе всю информацию об организации: наименование, состав учредителей ООО (участников), виды деятельности, доли участников (учредителей) и другое, а также в уставе ООО определен порядок ввода-вывода участников.

Сведения, содержащиеся в уставе

В соответствие с требованиями Федерального Закона об ООО (от 08.02.1998 N 14-ФЗ), устав ООО должен содержать следующие сведения:

Сведения о наименовании Общества – сокращенное и полное наименование на русском и иностранном языках.

Сведения о том, где территориально находится Общество – юридический адрес.

Информация о составе, правах и обязанностях органов управления Общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников ООО, о порядке принятия органами управления ООО решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Общее собрание участников – участники ООО. Основной руководитель фирмы – генеральный директор .

Сведения о размере уставного капитала Общества.

Сведения о правах и обязанностях участников (учредителей) Общества.

Сведения о том, каким образом доля в уставном капитале ООО (или ее часть) может перейти другому лицу (дарение, наследование, продажа).

Сведения о том, как следует содержать документы Общества и о порядке предоставления документов ООО участникам Общества и другим лицам.

Все пункты устава должны быть составлены юридически грамотно, чтобы не было никаких двойных трактовок текста устава, для того, чтобы обезопасить участников ООО и директора от разного рода негативных последствий.

Как составить устав ООО

Текст устава в организациях, в большинстве случаев, стандартный - такой устав можно скачать в интернете. Но если необходимо в уставе ООО предусмотреть какие-либо уникальные условия / правила для кого-либо, то здесь стандартным уставом не обойдешься.

Составить устав может любой человек, знакомый с корпоративным правом, прежде всего, с законом об ООО. Таким человеком может быть один из будущих участников (учредителей) ООО или квалифицированный юрист.

Основной момент, на который хотелось бы обратить внимание при составлении устава, является следующий – если в ООО генеральным директором будет наемное лицо, то участникам Общества следует обратить пристальное внимание на раздел «Органы управления». Дело в том, что из-за не верно описанных условий, директор может получить существенно больше прав в Обществе, что не всегда скажется положительно на участниках ООО.

Как внести изменения в устав ООО

Любые изменения в уставе организации происходят после того, как будет проведено собрание участников Общества и оформлено решение об изменениях в ООО. Некоторые изменения в уставе должны быть обязательно отражены и в Реестре юридических лиц, то есть необходимо будет оформить внесение сведений в ЕГРЮЛ .

Перейдите к статье «Внесение изменений в устав ООО », чтобы узнать больше о внесениях изменений в устав.

Ознакомьтесь также.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация :

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием и (или) направленности;
  • структура и компетенция , порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также « и выступления от имени образовательной организации».

Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям , предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и существенно выходят за их рамки.

Так, согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться :

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Пример

Закон № 7-ФЗ предусматривает включение в текст устава указания на тип государственного (муниципального) учреждения, установленный гражданским законодательством (бюджетное, автономное, казенное).

Для бюджетных и казенных учреждений ст. 14 Закона № 7-ФЗ установлено, что устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичное требование предусмотрено для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Данный закон также дополнительно устанавливает необходимость обязательного указания в наименовании автономного учреждения собственника имущества (федеральное, государственное или муниципальное). Тип учреждения («автономное») может указываться как в тексте, так и в наименовании (по усмотрению разработчиков).

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно прописывать характеристики образовательного процесса . Согласно ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных нормативных актов.

Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации. Если ранее Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Закону № 7-ФЗ - учредителем без предварительного принятия коллегиальными органами (п. 1 ст. 14).

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 данного закона порядок утверждения устава учреждения устанавливается:

  1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок утверждения устава автономного учреждения регулируется ст. 7 Закона № 174-ФЗ.

Утверждение устава образовательной организации с учетом требований к наименованию ОО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в уставном наименовании образовательной организации должны содержаться:

  • указание на организационно-правовую форму (например, «учреждение»);
  • указание на характер деятельности (например, «образовательное»);
  • тип, определяемый по реализуемой образовательной программе наиболее высокого уровня (например, «общеобразовательное»);
  • только для автономных учреждений - указание на собственника имущества, например, «федеральное», «государственное» или «муниципальное».

Следует отметить, что указание типа образовательной организации («дошкольная образовательная организация», «общеобразовательная организация», «профессиональная образовательная организация» и «образовательная организация высшего образования») одновременно указывает и на характер деятельности . Следовательно, в наименовании не требуется повторять термины «образовательное» или «образовательное учреждение общеобразовательная школа» и т. п. Однако и нарушением закона такое дублирование не будет.

На практике сложилась традиция указывать в наименовании образовательной организации собственника: муниципальное, государственное или федеральное учреждение. Такое указание не противоречит закону, хотя и не требуется, за исключением автономных учреждений.

Таким образом, вносить изменения в наименования дошкольных и общеобразовательных учреждений практически не потребуется , так как они полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Из наименований вузов будет исключено прилагательное «профессиональное», останутся слова - «высшего образования». Наименование «образовательное учреждение среднего профессионального образования» должно быть изменено на «профессиональное образовательное учреждение» или «профессиональное образовательное некоммерческое партнерство» и пр. При этом из наименования исключаются слова «среднее» и «начальное».