История как я стал фотографом. Истории гениальных фотографий


Можно долго спорить о том, что нужно знать настоящему фотографу. Кто-то скажет, «без видения

кадра - никуда!», другой настоит на умении подобрать правильную композицию и цветосочетание, а третий уверит, что тот, кто не держал пленочного фотоаппарата в руках, не имеет права называться фотографом. Мнений как всегда не счесть, но в одном согласны все: стать настоящим профессиональным фотографом суждено далеко не каждому.

Среди наших пользователей легко встретить фотографов самых разных уровней и направлений: от новичков-любителей и фрилансеров в начале своего профессионального пути, до первоклассных специалистов, которым любой вид съемки ни по чем. Чтобы попытаться понять, как выглядит профессиональный путь фотографа к вершине, мы побеседовали с одним из ведущих специалистов на сегодняшний день.

Знакомьтесь: Дмитрий Бочаров - фотограф, ретушер, видеограф, режиссер-постановщик и оператор, в общем - мастер на все руки, когда речь заходит о профессиональной съемке. Основная специализация: творческие и коммерческие проекты в области fashion, beauty и lifestyle. Находясь под впечатлением от работы с Дмитрием на съемках проекта « », мы решили побеседовать о творческом и профессиональном пути состоявшегося фотографа.

Вы помните первый раз, когда взяли в руки камеру? Знаете, даже не могу вспомнить, когда это было. Знаю, что первый раз держал камеру совсем ребенком, у бабушки в деревне - детские фотографии говорят об этом. А если говорить о том, когда я начал осознанно снимать, а не просто щелкать - это было в институтские годы, где-то на втором курсе.

Когда вы поняли, что фотография – ваше призвание? Призвание - громкое слово… Могу сказать, когда ко мне пришло однозначное понимание, что это то, чем хочу заниматься: еще во время института, когда впервые попробовал студийную съемку, меня всерьез затянуло. По окончании учебы убрал диплом в ящик стола, выбрав творческий путь. До сих пор безумно нравится.


Учились ли вы в школе фотографии? Не учился ни в какой школе! Основную теорию нашел в книгах и в статьях по фотографии. Но одной теории недостаточно. Практическую часть необходимо осваивать и практиковаться каждый день. Очень много бывает экстремальных ситуаций, которые человек может решить и не впасть в панику только при наличии соответствующего опыта. Не зря говорят, что опыт – лучший учитель.

Самый мощный источник вдохновения? Люблю путешествовать с любимой женой по красивым местам, слушать приятную музыку - все это вызывает вдохновение! Были в Европе, Азии, Индонезии, и США (вдоль и поперек). Штаты меня очень вдохновляют, мне там нравится многое, архитектура, природа, атмосфера, улыбки, сервис. А четыре месяца тому назад у нас родился маленький Роберт, это самое волшебное путешествие.

Какой вид фотосъемки вам нравится больше всего? Мне нравится сам процесс, снимаю много и очень разного… Начинал с фотосъемок в ночных клубах и репортажей, набравшись немного опыта, начал практиковать студийную съемку. После рождения сына снимаю детей и новорожденных. Но основным приоритетом сейчас все же является коммерческая, рекламная фотосъемка. В последние пару лет также занимаюсь профессиональной видеосъемкой.

Три правила успешной фотосъемки: Если говорить про коммерческий проект: классная идея, хорошая команда, настроение. На самом деле, персональные проекты не сильно отличаются в этом плане, тут также важна идея, люди, и настроение. И в любом случае - немного везения:)




Как вы относитесь к фотографии на смартфон? Отлично, 21 век:) Ничего не имею против.

С фотогеничностью рождаются, или можно ей научиться? Я твердо верю в то, что фотогеничен каждый. Очень часто я слышу, что «у меня только правая сторона или левая красивые»… Это миф, любая сторона рабочая. Нужно лишь найти подход к человеку, быть в той среде, которая его расслабляет, создать необходимую обстановку и настроение. Также необходимо правильно направить свет. Свет - очень важный момент, тут нужно много практики на разных типажах.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Фотографии, которые красочнее любых слов запечатлели символы эпохи, события, общества и человечества во всем его многообразии.

Тысячи снимков ежедневно попадают в СМИ, но лишь единицы из них способны пройти сквозь долгие годы не утрачивая своей ценности, разрушая самые крепкие цепи человеческого равнодушия.

Чаще всего привлекают внимание, оставляя след в памяти, страшные и шокирующие кадры с войн, терактов, очагов эпидемий и из социально неблагополучных мест. Но при этом есть работы, которые закрадываются в душу своей красноречивой «простотой», выбивающейся, из общей композиции, деталью или необычной историей снимка.

сайт собрал в этом материале одни из самых волнующих фотографий. Некоторые из них ужасают, некоторые вызывают уважение, а некоторые наполняют сердце теплом.

Подожди меня, папа

Перед глазами Клода Деттлоффа разыгралась личная трагедия маленького ребенка, когда он делал фотографии марша Полка Британской Колумбии 1 октября 1940 года. На снимке Клода пятилетний Уоррен Уайти Бернард бежит от своей матери к отцу, рядовому Джеку Бернару, с криком «Подожди меня, папа». Момент, запечатленный на фотографии, настолько пронзительно рассказывает о той боли, которую испытывают дети при расставании с отцами, что впоследствии фотография получила широкую известность: была опубликована в «Life» и висела в каждой школе Британской Колумбии во время войны. А Клод, проникнувшийся привязанностью сына к отцу, стал следить за этой разлученной семьей, и снял её воссоединение, после возвращения Джека с войны.

Солнечный край

Стив Макарри обладает удивительной способностью снимать фотографии, которые рассказывают целые истории своих героев. На снимке фотографа разрушенный войной Афганистан, и парень, лицо и глаза которого могут сказать больше любых слов. Яркий цвет фруктов на фоне безрадостной серой гаммы вселяет некую надежду, делая снимок жизнеутверждающим.

Рискуя жизнью

Снимок легендарного Сэма Абеля. Незатейлевый, на первый взгляд, он чуть не стоил жизни фотографу. История автора: «В 1986 году я в очередной раз приехал в СССР в командировку. На этот раз меня поселили в гостинице „Националь“ с прекрасным видом на Манежную площадь и Московский Кремль. В один из скучных вечеров после рабочих съемок я сидел у себя в номере и думал, чем бы себя занять. Достал камеру и начал фотографировать вид из окна. Получалась эдакая туристическая открытка - чего-то явно не хватало. И тут я вспомнил про груши, привезенные с собой (в перестроечном СССР на фрукты был особый дефицит), и подумал, что они смогут разгрузить обстановку.
Я стал раскладывать их на подоконнике, как вдруг заметил, что по брусчатке в сторону Манежной площади движется правительственный кортеж Горбачева, состоящий из трех машин: представительного ЗИЛа и машин сопровождения. Я навел на него объектив, радуясь, что получу необычный кадр. Но службе безопасности Михаила Сергеевича это не понравилось. В считанные секунды (я еще не успел ничего понять) раздался выстрел. Почти беззвучный. В страхе я отпрянул назад. Понимая, что с этими людьми шутки плохи, я решил в окно больше не высовываться и сидел тихо, пока кортеж не миновал. Натюрморт из-под подоконника с одной из груш, помеченной выстрелом, - это все, что осталось мне на память от этой истории».

Удивительный снимок был куплен журналом National Geographic за рекордно высокую сумму - 220000 USD.

Битва за Сайгон

В те годы агентство Magnum, на которое работал фотограф, столкнулось с трудностью продажи снимков Гриффитса. Слишком ярко в них были отражены страдания мирного населения и жестокость по отношению к нему американских солдат. Это заставило Филипа опубликовать книгу «Vietnam Inc» в 1971 году, которая включала многие работы, не опубликованные в свое время. Книга сильно повлияла на восприятие американцами Вьетнамской войны.

Американская мечта

Снимок восьмилетней девочки, сделанный на мексиканской мусорной свалке, прославил фотографа Джанет Джармен. В августе 1996 года Джанет отправилась в исследовательскую поездку в Мексику. Местные активисты привели ее на городскую свалку в Матаморосе, расположенную вдоль американо-мексиканской границы. Среди дыма, огня и сточных вод Джанет заметила девочку, которой тогда было всего 8 лет. Марисоль вместе со своей семьей искала среди мусора вторсырье для продажи в пункты переработки. Она мечтала о переезде в Америку. «Пусть женщина возьмет твою фотографию, - сказала ее мама. - Однажды она сможет стать знаменитой». Эти слова оказались пророческими для Джармен, а жизнь Марисоль стала главной её темой более чем на 15 лет.

«Золотой» плен

Единственное, что мешает Маркусу Блисдейлу быть полностью довольным жизнью - это ночные кошмары. Он провел в Конго более семи лет, фотографируя что-то отдаленно похожее на жизнь, и знает, что около 1250 человек там ежедневно настигает смерть. Совсем не просто вернуться из Конго и жить прежней жизнью.

На фотографии Маркуса рабочие, которых удерживают на таможенных складах. Их заставляют добывать золото в каменоломнях горы Монгбвалу. Люди трудятся целыми семьями. Золотодобыча ведется с целью финансирования военных кампаний.

На дне

В Америке имя Горона Паркса стало символом победы человека над обстоятельствами. Паркс - первый темнокожий фотограф, снимавший для Life и Vouge, первый режиссер-афроамериканец в «белом» Голливуде.

Паркс много и успешно работал над темой расовой дискриминации в Америке, снимая жизнь и войны молодежных банд Гарлема. На одном из своих снимков фотограф запечатлел Бесси Фонтенелли и ее четверых детей в отделе социального обеспечения. Женщина, озабоченная судьбой детей и придавленная нищетой, сталкивается с типичным «белым» клерком. Фотографу удалось уловить тот самый миг, когда лица героев горят красноречивее любых слов, а отстраненность от проблем социально незащищенных слоев прекрасно передана спиной «вершителя судеб» к камере.

Переступить черту

Фотография, сделанная Алексом Уэббом, рассказывает о том, с чем порой приходится сталкиваться людям на границе США и Мексики. Мы не знаем, чем закончилась это история, но яркие цвета, нависшие облака и вертолет на заднем плане переносят нас в какую-то сказочную страну, смягчая драматизм ситуации.

Невосполнимая потеря

Эта фотография, опубликованная во всех СМИ мира, сделана Крисом Хондросом. Он находился в составе армейского подразделения в Tal Afar, когда один из солдат на контрольно-пропускном пункте убил родителей забрызганной кровью девочки. Хондрос был отозван из подразделения после того, как снимок попал в СМИ.

Карьера фотожурналиста закончилась трагически. Он был смертельно ранен в Мисурате, Ливия, вскоре после того, как успел снять жестокую перестрелку мятежников и правительственных войск с близкого расстояния.


Беженцы в лагере в Эфиопии

Этот снимок сделан Себастьяном Сальгадо в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, отражают ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Юлия Раскова — молодой красноярский фотограф, специализирующийся на концертной съемке. За достаточно короткое время Юлия успела стать штатным фотографом концертного зала Grand Hall Siberia, а также автором публикаций в различных изданиях, в том числе в журнале Foto&Video. По словам Юлии, фотография не только не отвлекает ее от музыки, но и помогает по-новому взглянуть на творчество любимых музыкантов, а с фанатами, мешающими многим другим фотографам, у нее сложились взаимно уважительные отношения. О том, как не попасть на концерте в слэм и максимально передать в фотографии энергию, идущую со сцены, Юлия рассказывает читателям «Мира Nikon».

— Как вы стали фотографом и когда начали заниматься концертной съемкой?

— По образованию я юрист, но жизнь привела меня к фотографии. Мои отец и дед увлекались фотографией, с самого детства я видела дома камеру, это было не чем-то особенным, а обычной, но очень важной частью моей жизни. Визуальное искусство привлекало меня со школы, и особенно фотография — как возможность запечатлеть ускользающий момент по-своему, придав ему собственные мысли и эмоции. Всерьез заниматься фотографией я стала во время юридической практики, а акцент делала на людях и событиях. Это для меня интересно в фотографии и по сей день. Я просто выходила из дома и снимала все, что так или иначе вызывало эмоциональный отклик, желание нажать на кнопку. Позднее меня привлекли фотостудии, прежде всего возможностью работать со светом: в студии можно было изучать свет, освещать по-своему предметы съемки, достигать различных эффектов благодаря различным схемам постановки света.

Однако меня все равно влекла жизнь, события. Я стала посещать концерты, поскольку со своим графиком работы по восемь часов в день свободное время оставалось только вечером, а вечером в городе проходят в основном вечеринки да концерты. То есть это был для меня самый реальный путь к тому, что я люблю делать больше всего на свете — фотографировать.

Тогда я снимала больше для себя, но при этом анализировала снимки и работала над ошибками. Окончательное желание полностью посвятить себя концертной фотографии оформилось после совместной работы с актером Вадимом Демчогом на его гастролях в Красноярске. Во время нашего сотрудничества я много фотографировала на радио и телевидении, снимала спектакль Вадима Викторовича «Арлекиниада», бекстейдж и репетиции… Снимать приходилось буквально 12 часов в сутки! Времени на сон почти не оставалось, но я приобрела важный опыт взаимодействия фотографа с актером/музыкантом, узнала много нового о том, как делаются шоу.

— Какой музыкальный жанр предпочитаете снимать?

— Мне очень нравится снимать творческих и талантливых людей. Пожалуй, это для меня главный приоритет при выборе съемки. Талантливый гитарист может играть на электрогитаре в рок-группе или же приезжать с сольным концертом и исполнять партии на акустике — жанр для меня не так важен, как то, что на сцене работает действительно талантливый и преданный своему делу человек. Музыкальных жанров очень много, артистов определенного жанра обычно объединяет узнаваемая стилистика исполнения, тексты, музыкальное звучание. Если все-таки попытаться выделить любимый жанр, то это рок в самом широком смысле — как традиционный, так и альтернативный, в том числе металл, пост-гранж. Выступления рок-музыкантов всегда отличаются бешеной энергетикой, сумасшедшей отдачей со сцены, эмоциями фанатов. Плюс ко всему некоторые рокеры колоритно выглядят. Таким исполнителям свойственна экспрессия, повышенная динамика исполнения, особое звучание электрогитар и ударных.

Существует точка зрения, что рок-музыка — это не просто музыкальный жанр, но социокультурный феномен ХХ века, который породил множество различных субкультур. В этом смысле при фотосъемке таких концертов неизменно происходит проникновение в ту или иную субкультуру, которая мне как фотографу не может не быть интересна. На таких концертах я стараюсь фотографировать не только музыкантов, но и зрителей, их взаимодействие друг с другом, реакцию на происходящее. Зрители обычно благосклонно относятся к тому, что их фотографируют, позируют и часто даже просят их сфотографировать. Делать это довольно тяжело, ибо непросто уследить одновременно за тем, что делается в зале и на сцене, но к таким условиям съемки привыкаешь, и со временем вырабатываются привычка, наблюдательность. В конце концов, концерт — это не только музыканты, но и энергия публики.

— И все же, случается, что фанаты мешают снимать?

— Поведение фанатов бывает очень разным, и их влияние, как правило, зависит от места съемки. К примеру, группу 30 Seconds To Mаrs мы снимали из центра большого зала Дворца спорта в районе пульта звукорежиссера, вся фанзона была заполнена людьми, которые вскидывали руки, загораживая весь обзор. Но что поделать, люди приходят на концерт веселиться, а не думать о фотографе. В этих условиях моя задача в том, чтобы суметь улучить момент и сделать достойные кадры. Иногда можно такой ход событий обернуть в свою пользу и создать интересную, знаковую композицию, подчеркнуть эмоциональный фон фронтмена. К примеру, если красным прожектором заливает руки фанатов, то, выставив фокусное расстояние 200 мм, можно получить красное обрамление вокруг фронтмена, одетого во все черное, что в сочетании с его суровым взглядом даст неповторимый кадр.

В более стесненных местах съемки, например, в ночных клубах, люди, наоборот, стараются помочь, пропустить вперед. Помню случай, когда на «горячем» концерте Ill Nino был жуткий слэм (таким сленгом называют толкучку фанатов), а сзади меня стоял совершенно незнакомый молодой человек и сдерживал толпу девушек, которые легко могли бы меня задавить. Мы были незнакомы, я ни о чем его не просила — он просто сделал это сам.

Часто бывает, что в ночном клубе необходимо пройти к сцене, а перед ней стоит плотная толпа. В этом случае люди, особенно молодежь, всегда пропускают, даже помогают пройти, уступают свои места, передвигаются. В таких случаях очень помогает простая вежливость. Но, конечно же, не стоит ждать доброго отношения, если вести себя с людьми некрасиво, грубо пробиваться через толпу, расталкивать всех, заслонять собой обзор с ледяным выражением лица. Таким поведением можно вызвать недовольство окружающих и жалобы организаторов, а это чревато потерей в будущем аккредитации на концерты. Люди пришли на концерт любимого исполнителя, чтобы отдохнуть, для них это праздник, и нужно относиться к этому с уважением. Тогда получишь не только качественные снимки, но и благодарность от людей за эти кадры.

— Есть ли у вас любимые группы?

—Я никогда не была фанаткой какой-либо группы или музыкального направления, предпочитая слушать музыку по настроению в различные периоды жизни. Но простое прослушивание музыкальных произведений несравнимо по энергетике с личным присутствием на концерте — тем более, если в руках фотокамера.

Как правило, выступления тех или иных музыкантов производят на меня сильное впечатление именно после фотосъемки этого выступления, камеру здесь можно сравнить с натянутым нервом, через нее все чувствуется острее — все эмоции, труд артистов. Я привыкла слушать музыку именно на концерте, получая вместе с ней большой заряд эмоций, и теперь наушники уже не приносят столько удовольствия, как раньше.

Довольно часто я общаюсь с музыкантами до начала концерта. Это может быть как общение восемь часов в сутки, так и просто обмен парой слов в гримерке или на саундчеке, перед выходом на сцену. Каждый музыкант для меня — прежде всего человек, который любит свое дело и отдается ему полностью настолько, что посвящают этому свою жизнь, на моих глазах, здесь и сейчас. К этому невозможно не проникнуться симпатией!

— На каких площадках любите работать?

— У каждой площадки есть свои плюсы и минусы. Я люблю снимать в клубах, так как там можно свободно передвигаться, менять ракурс, непосредственно взаимодействовать с залом, быть ближе к артистам и делать крупные планы. В то же время именно в клубах самый высокий риск повредить оборудование и получить травму. Например, на одном из концертов я снимала в первом ряду, меня задело волной слэма, повалило на пол, и в результате получился хорошенький кровоподтек на лице. Но все могло бы кончиться еще печальнее.
Сложнее работать на крупных площадках, где сцена от 18—20 метров в длину. Здесь труднее всего, когда артисты перемещаются по всей площади, от края до края, достаточно быстро — тогда приходится самой ловко перемещаться, что бывает сделать непросто, ведь, кроме меня, в фотопите есть и другие фотографы. Но зато на таких крупных площадках, как правило, очень хороший и качественный свет в сравнении с ночными клубами, организован фотопит и порядок обеспечивается организаторами гастролей.

— Какой техникой снимаете?

— Я снимаю на Nikon D600 и предпочитаю работать светосильными зум-объективами, поскольку приходится снимать на разных площадках и работать в разных условиях, в том числе и в таких, когда использование фикс-объектива может привести к невозможности быстро среагировать на изменившуюся обстановку и сделать нужный кадр. Иногда единственное доступное для фотографа место на концерте — это пульт звукорежиссера, и в этом случае незаменим телеобъектив. А иногда приходится лавировать в узком фотопите, в котором хотелось бы иметь возможность сделать как общий, так и крупный план исполнителей. Музыканты могут резко подойти близко к сцене и наклониться к фотопиту или же резко уйти на задний план.

Как правило, во время концертов недостаточно света для комфортной съемки, поэтому один из главных критериев при выборе фотокамеры в моей работе — это возможность снимать в условиях недостаточного освещения. Не менее важна надежность автофокуса и скорострельность, а также разрешение матрицы.
Техникой Nikon я пользуюсь очень давно, она ни разу меня не подводила даже в таких сложных условиях съемки, как концертный репортаж, а ведь это повышенная влажность, пыль, встряски, жара или холод. Мне нравится быстрый и точный автофокус Nikon, легкое управление, возможность снимать на высоких значениях ISO и, конечно же, красивая картинка в итоге.

— Дополнительный свет используете?

— Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. В нашей практике был случай, когда на концерт в клубе пришел фотограф с большим отражателем и вспышкой и со всем этим оборудованием стал снимать выступающих в первом ряду. В итоге зрители возмутились, было много жалоб. Также вспышки могут мешать работе коллег-фотографов. Ну и, наконец, часто организаторы запрещают использование дополнительных источников света, которые могут помешать музыкантам и зрителям.

При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения.

— Пользуетесь ли фоторедакторами?

— Я использую для постобработки фоторедакторы, поскольку, как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда — перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. Но при этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос, чем так примечателен тот или иной кадр, что мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей. Фоторедакторы также иногда позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же снимаю для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка — та, которая не бросается в глаза.

— Какими еще знаниями должен обладать концертный фотограф?

— Эти знания можно условно разделить на три группы. Во-первых, это общие познания в психологии, взаимодействии между собой людей. Во-вторых, знание физики распространения света, механизмов композиционного воздействия на зрителя, умение видеть и ловить тот самый важный эмоциональный момент, действия музыканта с залом или на сцене. Концертная фотография подчиняется общим постулатам в фотографии, которые выразили в своих книгах еще Рудольф Арнхейм, Лидия Дыко, Александр Лапин и многие другие. Третье — это особенности работы собственно концертного фотографа: знание музыкальных направлений, что позволяет предвидеть характер выступления, динамику событий. Не помешает предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Еще важно не бегать по всей площадке зала, постоянно щелкая затвором в надежде поймать удачный кадр. Снимать лучше всего в статичном положении, сосредоточив все свое внимание на происходящем в зале и на сцене.

Все это в совокупности позволяет создавать картинку с настроением, способную эмоционально задеть зрителя, а не просто зафиксировать факт нахождения музыканта на сцене. На мой взгляд, концертная фотография также должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Я считаю, что отличная концертная фотография может передать все: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа — суметь поймать и соединить все это в одном кадре. Очень хороший результат, когда на съемку одного концерта приходится примерно 5—10 хороших кадров, а если среди них нашелся хотя бы один отличный, на котором зрителю захочется остановиться и разглядывать его, то это прекрасно. В свое портфолио я выбираю по 1—2 кадра с каждого концерта, а иногда и вообще ни одного.

— Не мешает ли вам напряжение от съемки слушать музыку?

— Напряжения как такового не возникает, скорее наоборот. Есть что-то экстремальное в этой работе, черпается большая доза адреналина! Каждый исполнитель на сцене выражает себя в своем творчестве, в музыке, в тексте, в этом смысле музыка помогает лучше понять и почувствовать момент и сделать нужный кадр, а фотосъемка — острее воспринять музыку. Прослушивание и фотографирование на концерте — два взаимосвязанных, неразделимых процесса. Другое дело, что с фотооборудованием, конечно же, нельзя пуститься в отрыв, забыть обо всем и просто слушать музыку, но я нисколько об этом не жалею.

Беседовала Мария Желиховская

Понравилось ли вам интервью? Будем рады увидеть ваши мнения в комментариях. И не забывайте

Лев Долгачев родился в Новосибирске, но вырос и живет в Таллинне, в Эстонии. Помимо фотографии, Лев интересуется огромным количеством вещей: автогонками, путешествиями, игрой на электрогитаре, самообразованием. Но главное его увлечение на данный момент – Syda Productions. «В последнее время это не столько непосредственно фотография, сколько менеджмент и управление, – признается Долгачев. – За год я прочел массу книг по бизнесу, не говоря уже о несметном количестве «переваренных» видео- и аудиоматериалов. По фотографии – в разы меньше. Хотя тоже немало».

– Как вы стали фотографом?

Фотографировать мне нравилось всегда. Бесконечные фотокружки в школе, увеличители-проявители-закрепители, полная квартира проявочных бачков и так далее. Потом цифровая фотография. Затем снова плёночная, на новом этапе, и за ней – опять цифровая.

Профессиональная работа началась с 2006-го года, когда оказалось, что мои творческие эксперименты востребованы на микростоках. Тогда и возникло желание куда-то расти профессионально. С тех пор только этим ростом и занимаюсь, с переменным успехом. Пару лет назад, когда мы решили попробовать силы, кроме микростоков, ещё и в «модной фотографии», я ездил учиться по специальности Fashion Photography в Central St. Martins, в Лондоне. Было очень интересно и полезно. В Лондоне совершенно особенная атмосфера.

– Вы представляете свои изображения под брендом Syda Productions. Как возникла эта компания?

Начиная с какого-то момента, мне стало ясно, что в одиночку все процессы, необходимые для успешного бизнеса в производстве медиа-контента, я не потяну. Организация съёмок, скаутинг моделей, фотографирование, редактирование, ретушь, контроль качества, загрузка в фотобанки, плюс масса других моментов. Тогда началось сотрудничество со специалистами, часть из которых впоследствии составила «костяк» команды. До недавнего времени мы лицензировали свою продукцию под моим именем, в конце прошлого года разобрались со всеми необходимыми формальностями, и наконец-то стали работать под брэндом Syda Productions.

В команде на данный момент 9 – 10 человек, плюс сторонние специалисты, которых мы привлекаем по мере необходимости. Размер команды регулярно меняется, иногда увеличивается, иногда – уменьшается. Поэтому я назвал такую неточную цифру, 9 – 10. До последнего времени мы активно увеличивали размер команды, что будет через год – мне сложно предсказать, развиваемся мы динамично. Возможно, нас будет 15 или 20. Но сейчас я скорее склонен к политике очень точного приложения силы меньшим количеством людей, чем к «разбуханию» штата. Поэтому, скорее всего, через год это будет по-прежнему маленькая команда человек из 10-12. Дружная, весёлая, профессиональная и эффективная.

Подбор людей – всегда сложный процесс. С кем-то получается отлично сработаться, с кем-то приходится расставаться. Чаще срабатываемся. Срабатываться вообще всегда приятнее, чем расставаться. В целом, сначала мы смотрим на профессиональные качества, потом уже на личные. Если и то и другое нам подходит – мы приглашаем человека с нами работать.

– Как бы вы описали ваш стиль как фотографа и стиль вашей компании?

Если наш стиль и можно как-то назвать, то название будет очень простым – «стиля нет». Мы снимаем разное, по-разному, постоянно пробуем что-то новое. Критерий только один – востребованность на рынке. Чем выше коммерческий потенциал темы – тем интереснее она нам. Стоковая фотография, как и любое другое производство, должна очень чётко отвечать требованиям рынка.

Если со стороны кто-то узнаёт наши работы по стилю – замечательно. Но сами мы никакой специальный стиль не выстраиваем. Любой стиль – набор ограничений, не всегда полезных.

– Какие рабочие «хитрости» у вас есть?

Хитрость есть только одна, и она очень простая – постоянный выход из зоны комфорта.

Если Вы знаете, что «у чёрта на рогах» можно снять коммерчески удачные сюжеты – надо ехать снимать «к чёрту на рога». Даже если не хочется, не можется, страшно или очень неудобно. А когда и там всё стало легко, удобно и привычно – пора двигаться дальше. Туда, где вот прямо сейчас «надо бы, но не хочу, не могу, страшно, неудобно». Развитие, постоянное развитие. Как только Вы говорите себе «ну всё, мы в полном порядке» – это конец пути. Всегда должны быть новые вызовы и новые горизонты.

– На каком оборудовании вы работаете?

Свет – студийные и батарейные генераторы Profoto.

– Вы работаете только с Fotolia или с другими микростоками тоже?

Мы работаем со всеми крупными микростоками, которые платят вменяемый процент авторских отчислений, хорошо делают маркетинг и не участвуют в демпинговом понижении цен.

– Как много времени уделяете работе с микростоками?

Последние 7 лет, лично я – 120 часов в неделю. В той или иной форме. В принципе, я либо сплю, либо работаю. Даже если со стороны не всегда очевидно, что я работаю. Иногда я решаю взять себе выходной или два, всем говорю, что меня завтра на работе не будет, а ребята смеются: «Знаем мы твои выходные. Завтра увидимся».

Остальные члены команды – официально в среднем 40 часов в неделю. На самом деле – тоже в той или иной степени «перерабатывают», поскольку эмоционально вовлечены в работу не меньше, чем я. И это безумно радует. Мне вообще везёт в жизни с людьми, и я считаю, что главная сила и залог роста Syda Productions – это команда.

– Как начали работать с Fotolia?

Fotolia – первый сток, на который я стал загружать фотографии. Если не ошибаюсь – ещё в 2005-ом году. Если посмотреть самые старые работы в нашем портфолио – это сканы плёночных слайдов, снятых на Leica M3, я тогда был увлечён плёночной фотографией. Кое-что до сих пор продаётся.

– Почему обратили внимание на Fotolia?

Fotolia довольно быстро и уверенно вошла в число лидирующих на рынке фотобанков, поэтому не обратить внимание на такого крупного игрока было бы невозможно в принципе.

– Вы наблюдаете за развитием Fotolia? Какие-то тенденции можете определить?

Развитие Fotolia, в общем смысле, радует и продолжает внушать оптимизм. Динамика последнего года очень хороша.

При этом не все последние маркетинговые решения в плане ценовой политики мне кажутся оправданными – я вообще считаю, что сейчас любое понижение цен не будет иметь позитивного влияния, скорее, наоборот. Сейчас позицию «снизу» стремится занять, и обязательно займёт, рынок контента, сделанного мобильными телефонами. Вот там и должны быть «ценовые войны».

А традиционные (наверное, уже уместно употреблять это слово) микростоки, такие как Fotolia, наоборот, могли бы поднять цены от текущего уровня процентов на 20-30. Среди прочего, это мотивировало бы крупных контент-провайдеров, для которых производство высококачественного материала с годами становится всё дороже, массово отказаться от работы с мелкодемпинговыми фотобанками «третьего эшелона».

– Какие бы советы вы дали начинающим фотографам, которые только пришли в микростоки?

Не ждите быстрых и лёгких денег. Работа с микростоками – это тяжёлый каждодневный труд, постоянный рост над собой, полная и абсолютная безжалостность к себе. Никто Вам ничего не должен. Ни фотобанки, ни покупатели. Когда снимаете и когда загружаете работы в фотобанки – думайте не о себе, а о конечном клиенте. Чётко понимайте, кто, почему и зачем может захотеть купить лицензии на ваши работы. Творческий элемент никто не отменял, но серьёзная работа с микростоками – это производство, причём в высококонкурентной среде. Если Вы хотите добиться успеха – без осознания этого факта будет очень сложно.

И при этом – сильный всегда пробьёт себе дорогу. Нет ничего невозможного ни в одном бизнесе. Самые успешные, самые лучшие, самые продаваемые авторы – точно такие же живые люди, как Вы. Дорогу осилит идущий. Так что, если чувствуете, что это – Ваше, то «полный вперёд» и удачи!