2 с 189 все эти. И всё-таки ещё об оснащении

Постараюсь быть кратким. С кораблём-музеем всё предельно просто: С-189 построена в советские времена, по проекту, созданному под влиянием творческого переосмысления трофейного немецкого наследия. Подождите протестовать, лучше сравните винто-рулевые группы наших ДЭПЛ до 1945-го года и лодок послевоенных проектов. Это расположение винтов, кормовых горизонтальных и вертикального руля, впервые использовали немцы на ПЛ XXI серии. На отечественных ДЭПЛ столь характерная схема появилась после знакомства с трофейными у-ботами XXI и XXIII серий. Кроме того, были скопированы и другие удачные технические решения: дизель-компрессоры (наш ДК-2 точная копия), системы погружения-всплытия, ВВД, шнорхель (РДП). На более поздних проектах внедрили и покрытие корпуса резиной, устройство быстрого заряжания торпед, системы беспузырной торпедной стрельбы и сверхбыстродействующей связи, средства гидроакустического противодействия и многое другое.

Носовые торпедные аппараты.
Между нижними трубами - Я-1 (герметично закрывавшийся ящик для хранения регенеративных пластин из комплекта "В-64", не поместившихся в РДУ при ее доснаряжении)

Между торпедными аппаратами - пульт 2Р-4 системы управления торпедной стрелбой. Ввод данных в торпеду производился перед её пуском механическим путем, посредством шпиндельных механизмов

533-мм торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения до 30 метров. Боезапас: 4 торпеды в носовых аппаратах и 6 на ложементах, кроме того 2 торпеды в кормовых аппаратах

Стрельбовой щит с рукоятками клапанов торпедной стрельбы

ДЭПЛ С-189 находилась в строю с 1955 по 1986 годы. Боевых задач не выполняла, из примечательного - учатие в манёврах, да в 1959 и 1979 годах испытывала новые торпеды. В 1990 году её исключили из состава ВМФ и отправили на отстой в Купеческую гавань Кронштадта. После развала СССР шёл массовый вывод кораблей из состава флота. Заводы не справлялись с их утилизацией, это и спасло лодку от разделки на металл. В 1998 году С-189 затонула у пирса и до 2005 года лежала на грунте с затопленными отсеками. В 2005 специалисты Ленинградской ВМБ подняли лодку, перевели на Канонерский судоремонтный завод, где её отдоковали. Через год, 22 июня 2006 года, будущий корабль-музей вывели из плавдока. Ещё три года на заводе восстанавливали корпус и интерьеры. Финансировал и координировал проект ветеранских организаций Санкт-Петербурга бывший подводник Андрей Артюшин. 18 марта 2010 года, через 55 лет после вступления в строй, на С-189 открылся музей.

Первый отсек, вид в нос. Для удобства посетителей на ложементах лишь часть боезапаса торпед, а часть коек убрана

Баллоны ВВД (по одному на торпедный аппарат)

Гидроцилиндры привода управления передними рулями

Одна из составных частей системы пожаротушения ВПЛ

Мародёры 1990-ых годов не оставили на беспризорной лодке ничего ценного, поэтому вся техника в отсеках плавучего музея - со складов. Определённую помощь оказал судоремонтный завод "Нерпа", который занимался утилизацией подводных лодок. С него передали будущему музею часть оборудования уже разобранных субмарин. Оборудование и приборы унифицированы, поэтому нет существенной разницы с ПЛ какого именно проекта было демонтировано оборудование.

На верхнем ложементе - самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия МГ-74 «Корунд-2». В режиме подавления МГ-74 излучает мощные гидроакустические помехи; в режиме ловушки имитирует ходовые шумы и эхо-сигналы ПЛ, маневрируя по программе соответствующей поведению ПЛ при уклонении от противолодочных сил и от самонаводящихся торпед

На нижнем ложементе, ближе к борту, противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда САЭТ-60М. Впервые применены одноразовые серебрянно-цинковые батареи ЗЭТ-1. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле сразу во все аккумуляторы из единой емкости ампульного типа

Ближе к проходу - первая отечественная самонаводящаяся в двух плоскостях противолодочная торпеда СЭТ-53М. Торпеда получила пассивную акустическую систему самонаведения подобную германской торпеде G7EC (1943 год)

Для тех, кто интересуется темой, в сети доступны "Морская коллекция" №№1,2/2014 и публикация А.В. Карпенко "Большие подводные лодки для действия в Океане" в военно-техническом сборнике "Бастион" за 2011 год. Обязательны к прочтению фундаментальный труд В.П. Кузина, В.И. Никольского, "Военно-морской флот СССР 1945-1991" и книга С.И. Титушкина "Подводные лодки 613 проекта". Общий обзор смотрите у А.В. Платонова "Подводные лодки".
Кроме того, этот послевоенный советский проект ДЭПЛ хорошо описан на сайте Русский подплав . Как видите, информации - море, поэтому в отчёте минимум текста, в основном фотографии и пояснения к ним.

Кормовая переборка 1-го отсека

Торпедопогрузочный люк. Чтобы не мешать погрузке у 35-го шпангоута имеется съёмный элемент

Второй отсек - аккумуляторный, жилой

Второй отсек - жилой. Кают в нём было всего четыре: командир, замполит, старпом, командир БЧ-5 (электро-механическая боевая часть), т.е. главный механик корабля. Остальные офицеры размещались в кают-компании. Спинки диванов откидывались вперёд, подвешивались на цепях, появлялся второй ярус. Если места не хватало, например, были прикомандированные офицеры на время выхода в море, то спали даже на столе. Этот же стол при необходимости мог служить в качестве операционного, для чего на подволоке установлены бестеневые софиты.

Офицерская кают-компания

Рубка ОСНАЗ на С-189 пока не восстановлена

Бестеневые софиты над столом - на случай проведения хирургической операции

Кроме жилых помещений во втором отсеке размещалась рубка ОСНАЗ (радиоразведки) и рубка радиосвязи, где несли вахту радисты.
В трюме, под настилом жилой палубы - первая группа аккумуляторных батарей. В аккумуляторной яме размещено 112 элементов марки 46СУ, каждый весом 650 кг. 112 элементов соединённых последовательно (с каждого по 2 Вольта), давали 220 Вольт постоянного тока. Дальше, с помощью преобразователей, получали те виды и рода тока, которые требовались механизмам.

«Волна-К» планировался как вспомогательный связной приёмник, но из-за разбалтывания контуров, использовался лишь как вещательно-трансляционный в кают-компании

Штурманский инструмент: модель небесной сферы - звёздный глобус ЗГ-ОМ1.1. Глобус предназначен для приближенного решения задач мореходной астрономии

Люк в переборке между 2-ом отсеком и ЦП

Третий отсек - Центральный пост

Третий отсек – центральный пост, рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, гальюн. В трюме - пост управления вспомогательными механизмами, две сухих провизионных кладовых и артиллерийский погреб.

Доступа посетителям в боевую рубку нет. Нижний рубочный люк перекрыт лёгкой решёткой

Пульт управления судовыми навигационными огнями. Подлодки несут топовый огонь в верхней части переднего среза ограждения рубки. Кормовой и бортовые огни - на ограждении рубки. Якорные огни: носовой и кормовой. Огни маневроуказания подводные лодки не несут

Отсечный телефон

Радиопеленгатор «Румб» предназначен для определения места судна по навигационным радиомаякам всех типов и для определения направлений на береговые радиостанции ненаправленного излучения, морские радиобуи и суда, ведущие радиопередачи

Специализированная электронная клавишная вычислительная машина (ЭКВМ) «Клейстер-Н» для решения астронавигационных задач

Выгородка штурмана, где ведётся навигационная прокладка и определяется место корабля. Штурманский столик, над ним радиопеленгатор АРП53 (для определения места по радиомаякам)

Левый штурвал - передние горизонтальные рули, правый - задние (управление глубиной погружения и дифферентом). Красный маховик – привод управления кингстоном цистерны быстрого погружения

Два жёлтых аксиометра – указатели положения рулей. Посередине – дифферентометр с пузырьком воздуха. Глубиномеры со шкалами 600, 150 и 40 метров

Станция погружения и всплытия. Управляя клапанами, сжатый воздух из баллонов ВВД подавали в цистерны главного балласта. Гидравлические манипуляторы открывали кингстоны и клапана вентиляции для заполнения этих цистерн

Золотники гидравлической системы, пост управления цистернами главного балласта

Торпедный автомат стрельбы ТАС-Л2 «Трюм» предназначен для определения параметров движения цели и выдачи стрельбовых данных в торпеды

Зенитный перископ ПЗ-9М, отличается от командирского (в боевой рубке) большим углом вертикального наведения (до 90°) и большей светосилой, что делало их предпочтительными при наблюдении в сумерках и ночью. Однако по сравнению с командирскими перископами, зенитные имели более толстую головку, что снижало скрытность их использования при торпедной атаке

Столик-конторка вахтенного центрального поста. Внутрикорабельная связь, помимо переговорных труб осуществлялась системой МКТУ3 «Каштан»

Центральный прибор внутрикорабельной трансляционной системы

Четвёртый отсек - аккумуляторный, жилой

Четвёртый отсек – жилой, камбуз, кают-компания старшин, кубрик старшин, электрокомпрессор, 2-я группа аккумуляторной батареи. В трюме под жилой палубой отсека - вторая группа аккумуляторных батарей (112 элементов свинцовокислотных аккумуляторов типа 46СУ) в аккумуляторной яме.

Камбуз. Электрическая плита с духовкой.
Конфорки разделены металлическими перегородкам

Раз уж зашла речь о камбузе, надо упомянуть о системе питания на корабле. На лодке действовала так называемая бачковая система - питались там,где жили и спали. Матросы из одного подразделения объединились в коллективы численностью до 10 человек. У этого коллектива, который назывался бак, была своя посуда, свой стол. Каждый день из матросов назначался бачковой, который получал на бак еду и приносил её в отсек.
Например, в многолюдном первом отсеке было два бака. Поэтому там накрывались два стола, за которыми питались матросы. После еды столы убирали и дежурные-бачковые мыли посуду.
Офицеры питались в кают-компании, во втором отсеке. Мичманы питались в четвёртом отсеке - в своей кают-компании. Кроме перечисленных на этой лодке было ещё два бака - один в 7-ом отсеке, второй в 6-ом отсеке.

Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине, впервые в советском кораблестроении, лодки 613 проекта оснащены устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания. При работе дизелей в режиме РДП выхлопные газы удалялись через специальные газоотводы, выхлоп которых находился в ограждении рубки. Воздух поступал в шахту РДП под действием разряжения, создаваемого дизелями, при этом несколько уменьшалась мощность дизелей, и, следовательно, дальность плавания. Впервые, по образу немецких электролодок XXI и XXIII серии, для управления электродвигателями применены станции управления ГГЭД. По сравнению с ранее применявшимися щитами рубильникового типа отличались простотой управления и надежностью ".

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.

1. Вход на музейную ПЛ:


2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ:

Думаю, что я открыл новый вид спорта болезни искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват:)

3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин":

В музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление:

5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было запасного боекомплекта:

6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ:

7. Торпедный аппарат поближе:

8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6, электромоторного:

9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу:

10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода):

11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками :

Интересна история ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве оружия самообороны они стали практически бесполезны.

12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см:

13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями тепловозных двигателей "Packard":

14. Вид на дизели в сторону кормы:

15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит:

16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин:

Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост:

18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов):

19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке:

20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz"):

21. Перископ:

22. Вот, что можно в него увидеть:

Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия:

24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден трюм с соответствующей арматурой:

25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ:

26. Хитрые приборы:

27. Рабочее место штурмана:

28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек:

29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек:

30. Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров. Каюта капитана:

31. Здесь жил и работал замполит:

32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа:

33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал:

34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?

35. Элементы декора:

36. Радиокомплекс с самоваром:

37. Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах:

38. Вид на ТА:

39. Торпеды и ложные цели:

40.

41. Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ следовало строго и постоянно следить:

42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста:

43. Антенное хозяйство ПЛ С-189:

Подводная лодка "С-189" - новейшая военно-морская достопримечательность Санкт-Петербурга. Музей на борту лодки открылся в 2010 году. Сама же лодка в 2014-м году отпраздновала 60-летний юбилей.

Надо сказать, что перед посетителями музея заслуженный и уникальный корабль предстаёт в отличном состоянии. Ведь лодка была восстановлена с огромной любовью теми, кто всю свою жизнь связал с подводным флотом.

Несмотря на 4-летний возраст музея, даже многие любители техники не успели его посетить, не говоря уже о гостях Санкт-Петербурга. Постараемся восполнить этот пробел, хотя очное знакомство с лодкой окажется гораздо интересней.

"С-189" - историческая справка

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип подводных лодок, построенных после Великой Отечественной войны.

Первая лодка 613-го проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950-го года.

С 1951-го по 1958-й год в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.

В Военно-морском флоте Советского Союза подводные лодки 613-го проекта несли службу на всех флотах. Основное назначение этих лодок - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки и разведка.

Лодки 613-го проекта несли боевое дежурство до конца 1980-х годов. Они использовались для испытания нового вооружения, а также в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из лодок 613-го проекта были перестроены как ракетоносцы.

Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего 5 месяцев!).

В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.

За этот период службы "С-189" выполняла боевые задачи в Атлантическом и Балтийском морях.

"С-189" неоднократно объявлялась "Отличным кораблем". Лодка награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1970 году за отличные показатели в боевой и политической подготовке занесена в Книгу Почета Ленинградской Военно-Морской базы.

В октябре 1978 года впервые в истории Ленинградской Военно-морской базы принимала участие в торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ СССР. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок.

"С-189 " участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта. На подъем лодки у Ленинградской ВМБ средств не было.

Итак, что же представляет из себя этот интереснейший музей на подводной лодке, восставшей из глубин, как Феникс из пепла..

"С-189" - фотоэкскурсия

Подводная лодка С-189. Вид с Набережной Лейтенанта Шмидта.

Вид на "С-189" с плавучего причала.

На рубке лодки эмблема подводного флота СССР. Буква "Т" на фоне красной звезды, вероятно, означает победу в торпедных стрельбах на приз главнокомандующего ВМФ в 1978 году.

Спасательный костюм.

Койка на электродвигателе.

Газоанализатор. Таких было по несколько штук в каждом отсеке, так как качественный воздух - основа жизнедеятельности ПЛ.

Таблица перестукивания. При помощи этой "азбуки" задраенные отсеки могут общаться между собой.

Вид из люка дизельного отсека на корму.

Дизельный отсек. Двигатели в процессе переборки.

Если не ошибаюсь, пульт управления топливными цистернами.

Командирские!

В штурманской каюте (вернее, выгородке).

Рубочный люк.

Центральный пост. Количество различных маховиков и штурвальчиков поражает...

Самый правильный вариант часов.

Перископ.

Автомат управления торпедной стрельбой.

Вид в трюм через шахту перископа.

Вид через люк на первый (носовой, торпедный) отсек.

Люк для погрузки торпед в первом, носовом отсеке.

Кстати, кормовые торпедные аппараты заряжались напрямую снаружи и запаса не имели.

Носовые торпедные аппараты.

Прибор управления торпедной стрельбой.

1 отсек. Запасные торпеды, слева вверху - имитатор подводной лодки, подвесные койки. Всего в первом отсеке хранилось 6 запасных торпед и жили 16 моряков.

Вся электропроводка в лодке штатная и штатно же работает.

В отличие от лодки "Д-2", полностью превращённой в музей, "С-189" практически на ходу. Если на "Д-2" при создании музея убирали лишнюю электропроводку, водяную и воздушную арматуру, делая лодку просторней и понятней, то на "С-189" все штатные системы отремонтированны и работают.

По словам экипажа лодки (язык как-то не поворачивается назвать отставных подводников "сотрудниками музея"), лодка находится в отличном состоянии, осталось закончить переборку дизелей и можно отправляться на штурм глубины.

1. 4-й отсек - аккумуляторный, жилой. Здесь находится: кают-компания и каюты мичманов. Камбуз. Электрокомпрессор. Баллоны воздуха высокого давления. Аккумуляторная яма 2 со второй группой АБ и батарейным автоматом.

2. Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после второй мировой войны в мире. По классификации НАТО - Whiskey class.

3.

4.

5.

6. 5-й отсек - дизельный. Здесь находятся: 2 дизеля с приборами управления и приборами обслуживания. Расходный топливный бак. 2 дизель-компрессора. Подводный гальюн. Судовые вентиляторы.

7. Технический проект разработан ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") и утвержден Советским Правительством в августе 1948 года. Первая лодка 613 проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950 года и вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 год подводных лодок проекта 613 было построено в СССР 215 единиц, а также в Китае (по советской лицензии) - 21 единица. Это первые подводные лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.

8.

9.

10. В ВМФ СССР подводные лодки 613 проекта несли службу на всех флотах. Их основное предназначение - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 1980-х годов в ВМФ СССР лодки проекта 613 несли боевое дежурство во всех морях и океанах, использовались для испытания нового вооружения, а также в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты, которые, в том числе, могли нести ракетное оружие.

11.

12. Седьмой отсек - кормовой торпедный, жилой. Здесь находится: 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Ручные приводы управления вертикальным и кормовыми горизонтальными рулями. Насосный узел гидравлики. Трюмная помпа. 6 подвесных коек. Аварийный люк.

13.

14. Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 9 марта 1955 года "С-189"вошла в боевой состав ВМФ СССР. Этот день является корабельным праздником.

15.

16.

17.

18.

19.

20. Подводная лодка неоднократно объявлялась "Отличным кораблем", награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ, занесена в Книгу Почета Ленинградской Военно-Морской базы. В октябре 1978 года впервые в истории ЛенВМБ принимала участие в состязательных торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок. "С-189" неоднократно участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

21. 2-й отсек - аккумуляторный, жилой. Здесь находится: Кают-компания и каюты офицеров. Рубки радиосвязи и ОСНАЗ. Баллоны воздуха высокого давления. Аккумуляторная яма 1 с первой группой АБ и батарейным автоматом.

22.

23.

24. 3-й отсек - центральный пост. Здесь находится: рубки гидроакустиков и радиометристов. Штурманская выгородка. Перископ. Посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием. Торпедный автомат стрельбы. Выдвижные устройства. Главный осушительный насос. Трюмная помпа. Артпогреб. Провизионные кладовые.

25.

26.

27. В боевом составе флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года. За этот период "С-189" неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и на Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия в полигонах Ладожского озера. На "С-189" прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров.

28. В перископ видны дома на набережной:

29.

30.

31.

32. 1-й отсек - носовой, торпедный, жилой. Здесь находится: 4 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Стеллажи с запасными торпедами. Приводы носовых горизонтальных рулей. Станция пенотушения. 16 подвесных коек. Торпедопогрузочный люк.

33.

34. После исключения в 1990 году из состава флота, демонтажа оборудования и передачи в отдел фондового имущества поставлена в отстой для последующей реализации. В 1998 году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой, и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта, погрузившись у 2-го причала на грунт. На подъем лодки у ЛенВМБ средств не было.

35.

В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее "музейной". Однако их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, инициатива балтийских ветеранов-подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи ветерана ВМФ Андрея Анатольевича Артюшина, взявшего на себя бремя организации финансирования проекта, содействии заместителя командира ЛенВМБ по вооружению и эксплуатации Ю.И.Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В.Крамаренко и О.С.Салия в конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему "С-189" с грунта:


Информация и последние 2 фотографии взяты с оф. сайта музея.

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.


1. Вход на музейную ПЛ:

2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ:

Думаю, что я открыл новый вид спорта болезни искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват:)

3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин":

В музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление:

5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было запасного боекомплекта:

6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ:

7. Торпедный аппарат поближе:

8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6, электромоторного:

9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу:

10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода):

11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками:

Интересна ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве самообороны они стали практически бесполезны.

12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см:

13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями тепловозных двигателей "Packard":

14. Вид на дизели в сторону кормы:

15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит:

16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин:

Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост:

18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов):

19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке:

20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz"):

21. Перископ:

22. Вот, что можно в него увидеть:

Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия:

24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден трюм с соответствующей арматурой:

25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ:

26. Хитрые приборы:

27. Рабочее место штурмана:

28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек:

29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек:

30. Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров. Каюта капитана:

31. Здесь жил и работал замполит:

32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа:

33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал:

34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?

35. Элементы декора:

36. Радиокомплекс с самоваром:

43. Антенное хозяйство ПЛ С-189: