Янгель, михаил кузьмич. Мемориальные доски на зданиях

Станция метро в Москве
Аннотационная доска в Киеве
Надгробный памятник
Памятник на «Байконуре»
Памятник в Днепропетровске
Памятник в Железногорске-Илимском
Бюст в Байконуре
Мемориальная доска в Москве
Бюст в Днепропетровске
Аннотационная доска в Днепропетровске


Янгель Михаил Кузьмич – выдающийся советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения, главный конструктор ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области (ныне затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье. В 1926 году, окончив 6 классов, переехал в Москву к брату. Учась в 7 классе, подрабатывал в стеклографии, разносил по городу стопки печатной продукции. Окончив Школу фабрично-заводского ученичества, работал помощником мастера текстильной фабрики имени Красной армии и флота в городе Красноармейск Московской области (1929-1931). Одновременно учился на рабфаке.

В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Ещё студентом МАИ поступил на работу в Конструкторское бюро (КБ) Н.И.Поликарпова и работал там конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора на авиационном заводе имени Менжинского в КБ Н.Н.Поликарпова (1935-1944). Осенью 1941 года вместе с авиазаводом № 51 М.К.Янгель был эвакуирован в город Новосибирск.

Затем работал заместителем главного инженера ОКБ А.И.Микояна (1944) и ведущим инженером в КБ В.М.Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. Работал в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948). В 1948-1950 годах учился в Академии авиационной промышленности СССР (окончил с отличием).

Начальник отдела (1950-1951), заместитель главного конструктора (1951-1952), директор (1952-1953), главный инженер (1953-1954) ОКБ-1 НИИ-88 в городе Калининград (ныне – Королёв) Московской области. В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2, создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полёта 1200 км, проводились серьёзные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива.

В 1952 году для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нём создается ОКБ-586 для «ведения» документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88. С 1954 года главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 в городе Днепропетровск (ныне – Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»).

В 1954 году Правительство по ходатайству Министерства обороны поручило ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полёта 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 был назначен М.К.Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет – использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида. В 1958 году ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полёта 2000 км. В 1959 году эта ракета была принята на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полёта 4500 км закончилась в 1961 году приёмом её на вооружение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Янгелю Михаилу Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1958 году М.К.Янгель начал разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа «Атлас» и «Минитмен-1». Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 года её лётно-конструкторские испытания были закончены в 1961 году, и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.

В 1960 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 году он был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, а в 1966 году – академиком АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 90/II).

На базе БР Р-16 М.К.Янгель разработал ещё более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 году. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели. Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 году.

С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещённой в сильно укреплённых шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесённые цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьёзно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М.К.Янгеля и УР-100 В.Н.Челомея, а их было уже более 1000. КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения вышли в 1969 году с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счёт внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с миномётным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счёт чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. Предложенные КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочнённые шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В.Н.Челомея. Однако М.К.Янгель смело пошёл на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 году, ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ «Южное» под руководством нового главного конструктора В.Ф.Уткина, его первого заместителя.

М.К.Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля были разработаны: лёгкий носитель «Космос» на базе ракеты Р-12, проект лёгкого носителя «Интеркосмос» на базе ракеты Р-14, средний носитель «Циклон» на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос», спутники для юстировки системы ПРО и другие.

Перечисленные объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники свидетельствуют о выдающемся конструкторском таланте М.К.Кузьмича, его умении находить быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций М.К.Янгеля при высоких лётно-технических характеристиках, надежность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения – ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад М.К.Янгеля в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления М.К.Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически отсутствие не нашедших применения проектов. Созданные в своё время по заказу Министерства обороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют и обоснованно значительную долю ракетного потенциала.

Член КПСС с 1931 года. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов (1966-1971). Депутат Калининградского городского Совета (1952-1954).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Награждён 4 орденами Ленина (20.04.1956, 26.06.1959, 25.10.1961, 23.07.1969), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

Доктор технических наук (1960), профессор. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1967). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва АН СССР (1970).

Почётный гражданин города Байконур (1977, посмертно).

Именем М.К.Янгеля названы астероид, кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»), посёлок в Иркутской области, станция московского Метрополитена, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске и Байконуре. Памятники учёному установлены в Железногорске-Илимском (Иркутская область), Байконуре, Днепропетровске, на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Мемориальные доски установлены на здании ГП «КБ «Южное» имени М.К.Янгеля» в Днепропетровске, на здании Московского авиационного института, на здании ЦНИИ Машиностроения в городе Королёв Московской области, на здании текстильной фабрики в городе Красноармейск Московской области.

Михайло Кузьмич Янгель народився 7 листопада 1911 р. в сибірському селі Зиряново Нижньоілімського району Іркутської області. Родовід Янгелів у глибини минулого не зберігся.

Закінчивши семирічну школу в Сибіру, Михайло Янгель переїхав до старшого брата, який на той час жив у Москві. Працюючи на ткацькій фабриці, Михайло "захворів" авіацією і в 1931 р. вступив до Московського авіаційного інституту імені С. Орджонікідзе. Ще студентом почав працювати в КБ відомого авіаконструктора Полікарпова, там він продовжував освоювати авіацію і після закінчення інституту (1937). Молодий конструктор брав участь у розробці винищувачів I-16 та I-17, двомоторного винищувача для супроводження дальніх бомбардувальників та інших літаків. Потім працював у КБ Мікояна. У 1950 р. закінчив Академію авіаційної промисловості і чотири роки очолював відділ Науково-дослідного інституту ракетної техніки. З 1954 р. став першим Головним конструктором КБ "Південне" у Дніпропетровську, яке очолював 17 років.

Під його керівництвом і за участю створено кілька класів і поколінь стратегічних бойових ракет, зокрема одно- і двоступінчасті ракети на висококиплячих компонентах палива з автономною системою керування першого покоління, двоступінчасті ракети з дальністю польоту понад 11 тис. км і складними рішеннями бойових завдань, ампулізована рідинна ракета зі строком перебування в заправленому стані понад п"ять років, а також твердопаливні ракети з високими техніко-тактичними характеристиками. Під час проектування бойових ракет передбачалося використання їх і як носіїв космічних апаратів, що привело до появи штучних супутників Землі, таких як "Космос", "Циклон", "Зеніт". М. К. Янгель створив науково-конструкторську школу.

На початку 50-х років, після перепрофілювання Дніпропетровського автомобільного заводу, якому доручалось налагодити серійне виробництво ракет, розроблених школою С. П. Корольова, - Р-1, Р-2, а пізніше і Р-5, було створено самостійне проектно-конструкторське підприємство - Особливе конструкторське бюро (ОКБ), головним конструктором якого було призначено М. К. Янгеля. На ньому почали розробляти новий виріб - 8К63, ракету на висококиплячих компонентах палива з автономною системою керування. З цього моменту значними темпами зростав чисельний склад ОКБ, розвивалося експериментальне виробництво і створювалась експериментально-лабораторна база. У Конструкторського бюро С. П. Корольова з"явився серйозний конкурент, який обрав істотно новий напрям - створення рідинних ракет на нових компонентах палива, а також розробку автономних систем керування, які забезпечують політ ракети без впливу ззовні.

У конструкторському бюро, яке очолював М. К. Янгель, було створено ракету Р-12 - рекордсмена ракетної техніки. Вона впродовж тридцяти років залишалася на бойовому чергуванні у Збройних Силах. Уже перша дніпропетровська ракета Р-12 середньої дальності значно перевершила корольовську "п"ятірку" - ракету Р-5м: літала точніше та майже вдвічі далі, а потужність її заряду була на порядок вищою. І найголовніше - дніпропетровська ракета стояла на бойовому чергуванні у заправленому стані, тобто це була ракета миттєвої дії, тоді як корольовські ракети доводилося близько доби доводити до бойової готовності. Ракету Р-12 негайно запустили в серію, її виробництво організували на чотирьох заводах - у Дніпропетровську, Омську, Пермі й Оренбурзі. По суті, ракета Р-12 стала першою масовою стратегічною ракетою. У 1959 р. ракету з новою системою керування було прийнято на озброєння з можливістю застосування як при наземному, так і шахтному типах старту. На її основі в СРСР було створено новий рід військ - ракетні війська стратегічного призначення. Лише в липні 1989 р. її було знято з озброєння у зв"язку з укладенням Договору про ліквідацію ракет середньої та малої дальності.

Створення першої стратегічної ракети, що втілила в реальність новий напрям у ракетній техніці, дало життя новій проектно-конструкторській організації ОКБ-586 (з 1966 р. - КБ "Південне"), а також новій науково-конструкторській школі в ракетобудуванні - школі М. К. Янгеля. У головного конструктора справді було багато проблем: крім науково-технічних, були й неймовірні організаційні труднощі - принципово нові ракети Р-14 і Р-16 створювалися одночасно, і традиційні шляхи тут були неприйнятними. На початку 1960 p. M. К. Янгель разом із керівниками заводу дійшов неординарного рішення: передати експериментальне виробництво заводу, тобто організувати справу так, аби дослідні вузли, агрегати, деталі виготовляли безпосередньо на заводі - завдяки цьому шлях "від ідеї до металу" значно скорочувався. У цієї ідеї були свої "плюси" й "мінуси", свої прихильники й супротивники, але загалом життя підтвердило мудрість цього рішення: терміни випуску "виробів" скорочувалися, зменшувалася їх вартість. До цього ж дійшли й американські ракетники, а в рідній батьківщині послідовників не знайшлося, оскільки держава виділяла на оборону достатньо грошей.

У наступні роки, розвиваючи взятий напрям, у школі створюється низка нових зразків балістичних ракет далекої дії на висококиплячих компонентах палива, конструктивно і технологічно ще досконаліших, з високими експлуатаційними та енергетичними характеристиками. Дніпропетровські конструктори, окрилені першим успіхом, одержали нове, виняткової ваги завдання: у найкоротші терміни розробити дві нові ракети - Р-14 з дальністю польоту 4500 км, вагою головної частини 2200 кг і стартовою вагою 85 т, і Р-16 з міжконтинентальною дальністю, вагою головної частини 2200 кг, стартовою вагою 150 т (перша вітчизняна двоступінчаста ракета на висококиплячих компонентах палива з автономною системою керування).

У розмові з головним конструктором ОКБ-586 Михайлом Янгелем перший секретар ЦК КПРС Микита Хрущов підкреслив: "Якби ці ракети були на озброєнні нашої армії, я гарантую - третьої світової війни не буде". Постановою Ради Міністрів СРСР було чітко визначено терміни початку льотно-конструкторських випробувань: Р-14 - квітень 1960 p., P-16 - червень 1961 р.

Високими темпами почалося будівництво нових лабораторій і виробничих споруджень, зміцнювалася стендова база для комплексних випробувань двигунів і рульових агрегатів, перебудовувалися цехи, встановлювалося нове устаткування, впроваджувалися прогресивні технології. КБ і завод звільнялися від робіт для Воєнно-Морського флоту. Виготовлення прискорювачів до крилатих ракет передали в Росію. Цілком припинено серійне виробництво ракет Корольова. Завод із серійного перетворювався на головного виробника ракетних комплексів. Центр бойового ракетобудування переміщувався з Підмосков"я до Дніпропетровська.

Робота над ракетою Р-16 тривала, і в 1963 р. її було прийнято на озброєння. Це була оригінальна розробка на висококиплячих компонентах палива з автономною системою управління. Вона докорінно відрізнялася від усіх раніше створених зразків - справжня новаторська робота! Створення першого покоління бойових ракет на висококиплячих компонентах палива було завершено.

Головним напрямом розробки ракетних комплексів другого покоління стало забезпечення їх живучості та можливості нарощувати кількість комплексів на озброєнні. Застосування нової паливної пари (несиметричний диметилгідразин і азотний тетраксид) та ампулізація систем дали змогу утримувати ракету в заправленому стані 5-10 років, тобто впродовж усього строку її експлуатації. Це давало можливість виключити заправні системи зі складу шахтних пускових установок, а самі установки розмістити на значній відстані одна від одної. Такі "поодинокі старти" мали набагато більше шансів уціліти в разі ядерного нападу.

Базовою ракетою цього покоління стала міжконтинентальна багатоцільова ракета важкого класу 8К67, або Р-36 (СС-9). На її базі вперше у світовій практиці було створено ракету з головною частиною, що розділялась, та ракету з орбітальною головною частиною. Крім того, з КБ вийшли перша міжконтинентальна ракета на висококиплячих компонентах палива, перші орбітальні головні і відокремлювані частини, військова ракета Р-36М2, що відома у США під назвою "Сатана", ракети-носії "Космос" та "Інтеркосмос", а також "Зеніт", котрий став на межі тисячоліть осердям міжнародного проекту "Морський старт", та багато іншої техніки.

На переговорах щодо скорочення стратегічних озброєнь США вимагали знищити передусім саме ці ракети - адже вони були практично невразливі для засобів протиракетної оборони США. Унікальну американську систему для дальнього виявлення міжконтинентальних балістичних ракет було зорієнтовано на північ, на висоту орбіти 1300 км. Орбітальну головну частину, що з"являлася з протилежного боку на низькій орбіті (120 км), виявити було практично неможливо. Наявність на озброєнні цієї ракети змусила США розпочати переговори про обмеження стратегічних озброєнь, в результаті яких США припинили роботи з розгортання системи ПРО "Сейфгард". Комплекс 8К69 було знято з озброєння у 1983 р.

Таким чином, зі створенням та розгортанням ракет другого покоління було досягнуто паритету в галузі стратегічних озброєнь, і це стало основою для початку переговорного процесу. Колектив розробників цих ракет у КБ "Південне" за цей час виріс до найбільшого в галузі спеціалізованого головного проектно-конструкторського підприємства і перетворився на науково-конструкторську школу М. К. Янгеля, яка довела, що її колектив спроможний виконати будь-яке завдання зі створення зразків нової техніки.

М. К. Янгель рано пішов з життя. Надлюдські перевантаження, стреси далися взнаки. Серце зупинилося 25 жовтня 1971 р., в день 60-річчя вченого. Учням М. К. Янгеля довелося завершувати розробку розпочатих ним ракетних комплексів третього і четвертого поколінь (1969 - кінець 80-х років).

Розгортання комплексів четвертого покоління було відповіддю на створення у США ракети MX і стало надійною основою для ведення переговорів з вироблення нової угоди про 50-відсоткове скорочення стратегічних озброєнь. Як це не парадоксально, але виходило так, що, підвищуючи ефективність стратегічних сил, створюючи нове озброєння, ракетники янгелівської школи водночас створювали основу для уповільнення гонки озброєнь, згортання цілих класів озброєнь. Так, створення головних частин, що розділялися, і засобів подолання ПРО супротивника стало технічною основою згортання американською стороною програм розробки наземного ешелону ПРО "Сейфгард" і укладання договору з ПРО 1972 p., значення якого важко переоцінити.

На базі бойових ракетних комплексів ще в 50-ті роки янгелівці почали розробляти ракети-носії для штучних супутників Землі. На кріогенних компонентах було створено другий ступінь для ракети Р-12. Так з"явився космічний носій "Космос", який показав високу надійність і доцільність використання вже створеної, відпрацьованої військової техніки. За ним було створено також інші носії: наймасовіший і найдешевший для запуску космічних апаратів серії "Космос", "Інтеркосмос", створений на базі Р-14, "Циклон" з автоматизованим стартом - на базовій програмі "Січ".

Гордістю колективу стала ракета-носій "Зеніт", для якої характерні точність виведення на орбіту, що перевершує точність зарубіжних носіїв, висока надійність, рівень автоматизації робіт на стартовому комплексі, екологічна чистота. Вантажопідйомність "Зеніту" становить 13740 кг. Не дивно, що до цього носія виявляють велику зацікавленість зарубіжні фірми.

М. К. Янгель створив новий напрям і свою школу в розробці ракет і веденні супутникових досліджень, що стало в часи "холодної війни" і світового протистояння двох систем щитом над Радянським Союзом. Він також зробив суттєвий внесок у вивчення верхніх шарів атмосфери Землі та навколоземного космічного простору за програмою "Космос". Школа М. К. Янгеля виплекала яскраве сузір"я видатних учених-конструкторів, спеціалістів світового рівня, талановитих керівників галузі, державних діячів. Михайло Кузьмич часто доручав молодим виконання складних технічних завдань. Незважаючи на чиєсь невдоволення, він висував здібних спеціалістів, підтримував їх словом, націлював дерзати при проектуванні нових ракетних комплексів. Серед них О. Негода, С. Конюхов, Ю. Семенов, В. Уткін, В. Ковтуненко, В. Прісняков.

Ім"я видатного конструктора ракетно-космічної техніки, академіка АН УРСР і СРСР, двічі Героя Соціалістичної Праці, лауреата Ленінської і Державної премій М. К. Янгеля носить Харківський інститут радіоелектроніки, на його честь названо вулиці в Києві, Дніпропетровську, інших містах України, а також один з кратерів на Місяці. Це ім"я носить і його улюблене Державне конструкторське бюро "Південне" у Дніпропетровську.

Ракету Р-1 – копию немецкой ФАУ-2 - еще учили летать, как появилась Р-2 – более совершенная, но все-таки унаследовавшая от немецкого прототипа немало отрицательных черт. Эти ракеты рождались в условиях жесточайшего цейтнота, равно как и следующая конструкция С.Королева – ракета Р-3. По счастью, ее проект "затормозили" сами конструкторы. Новая ракета (ответственным исполнителем эскизного проекта ракеты Р-5 был М. Янгель ) значительно превзошла Р-1 и Р-2 по дальности и весу боевого заряда, однако и она не решала главных задач обороны страны. Как говорили военные, это была "ракета для Европы", а главный потенциальный противник был много дальше.

В апреле 1952 года Главный конструктор назначил Янгеля ответственным за выпуск технической документации по ракетам Р-1 и Р-2 для серийного производства, он уже приступил к новым обязанностям, как произошел новый поворот событий. В мае 1952 года – буквально через месяц после первого назначения – Янгель назначается директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике , в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, два филиала, опытный завод, экспериментальные цеха и более десяти КБ , в том числе и КБ Королева ! Такого не ожидал никто. Сложилась щекотливая ситуация: Янгель и Королев поменялись местами – подчиненный стал начальником, бывший начальник – подчиненным.

Нужно знать Королева , чтобы понять его реакцию: он демонстративно перестал посещать совещания у директора НИИ-88 , всячески игнорировал решения Янгеля , не спешил выполнять его приказы.

27 июля 1952 года приказом министра М. Янгель был утвержден председателем научно-технического совета института. Этот приказ поставил последнюю точку: Янгелю полностью развязали руки в проведении своей научно-технической политики. Шла неприкрытая игра высшего партийно-государственного аппарата, целью которой было ликвидировать "монополизм" Королева в ракетной технике.

Все это понимал Королев , но это понимал и Янгель . В октябре 1953 года Янгель принял неординарное решение – подал министру заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности директора НИИ-88 . Увидев заявление, Устинов рассвирепел: "Испугался ответственности? Захотелось в авиацию? Будешь работать там, где прикажет партия! Иди, работай." Однако в начале ноября 1953 года Устинов все же подписал приказ о переводе Янгеля на другую работу. К общему удивлению, министр объявил ему благодарность и премировал за хорошую работу, но из ракетной техники не отпустил. Янгеля оставили в институте, назначив главным инженером НИИ-88 . Почувствовав себя в родной стихии, Янгель и внешне преобразился: посвежел, исчезла угрюмость, поднялось настроение. Появилась возможность основательно заняться перспективными работами и главное – развитием нового направления в ракетной науке и технике.

Новое направление еще не успело опериться – была только идея применить высококипящие компоненты и автономную систему управления. Мгновенно возникли и ярые сторонники и непримиримые противники. Началась настоящая война умов, чинов и амбиций. Масла в огонь подлили днепровцы: на серийном ракетном заводе, в "королевской вотчине", группа конструкторов во главе с Василием Будником по собственной инициативе начала проектировать ракету под высококипящие компоненты топлива. Янгель поддержал новаторов, приложил много усилий к утверждению нового направления. При формировании планов центрального института, его экспериментальной базы главный инженер учел будущие потребности перспективного дела и тем самым заложил прочную основу для его стремительного развития.

Новые идеи получили "высочайшее благословение": специальным постановлением правительства в апреле 1954 года на базе днепровского серийного ракетного завода было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ-586 ). Главным конструктором и начальником ОКБ стал Михаил Янгель , первым заместителем – Василий Будник .

Прибыв в Днепропетровск и ознакомившись с обстановкой на заводе и в конструкторском отделе, Янгель пришел к малоутешительным выводам. У завода был жесточайший план по серийным ракетам Королева , и никто не собирался его сокращать. Более того, началась подготовка к освоению королевской ракеты Р-5М . В перспективе это значило, что завод будет загружен еще больше, так как ракета Р-5М была гораздо сложнее своих предшественниц. До обидного мало было и специалистов, их едва-едва хватало, чтобы обслуживать серийное производство. В таких условиях, когда главной задачей малочисленного коллектива считалась организация серийного производства, когда многие специалисты и ученые открыто высказывали недоверие новым идеям, когда завод только-только набирал опыт, а его руководители мало верили в способность новорожденного ОКБ конкурировать с могучей фирмой Королева , создание новых ракет казалось фантастикой. Опытные киты военно-промышленного комплекса потребовали от молодого ОКБ параллельно с разработкой ракет нового направления бесперебойно обеспечивать серийное производство ракет Королева.

Свежий взгляд и инженерное чутье помогли Главному конструктору быстро оценить проект первенца ОКБ - ракеты Р-12 , выполненный группой днепровских инженеров. В проекте было заложено много оригинальных идей и технических решений, но по основным параметрам ракета Р-12 повторяла королевскую Р-5М . Возникло сомнение: нужна ли такая, дублирующая ракета, пусть даже на новой основе? Главный конструктор принимает решение – проект существенно доработать, увеличив дальность полета ракеты и ее боевое оснащение.

Приближался 1957 год. Именно в этом году планировались летно-конструкторские испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 , созданной в КБ С. Королева , и первенца М. Янгеля , ракеты Р-12 . В апреле 1957 года Королев вылетел в Тюра-Там , Янгель в мае прилетел в Капустин Яр . Первый старт "семерки ". Неудача. Ракета взорвалась. Второй пуск - снова неудача...

Пуск ракеты Р-12 назначили на 22 июня 1957 года. Королев не выдержал и прилетел в Капустин Яр , на то была и официальная причина: планировался запуск его геофизической ракеты Р-2А . Увидев днепровскую ракету на старте, удивился: "Это что за карандаш? Он же сломается, не успев взлететь..." Действительно, ракета Р-12 напоминала тонкий, длинный, остро заточенный карандаш: при высоте более двадцати метров ее диаметр был немногим более полутора метров. Но при диаметре, равном диаметру Р-5 , длина Р-12 была больше Р-5 всего на каких-то полтора метра, а летала почти вдвое дальше.

Ракета Р-12 стартовала с первого пуска. Успешный старт первой ракеты укрепил позиции сторонников создания ракет на высококипящих компонентах топлива, с автономной системой управления. Но скептики не спешили с признанием: "Первый пуск – это еще не пуск. Посмотрим, что будет дальше". А дальше был второй, третий... Машина летала практически без замечаний. Летные испытания своего первенца днепровцы завершили досрочно, сэкономив при этом девять ракет.

Для коллектива ОКБ и завода этот успех обернулся самым неожиданным образом: в Днепропетровск прибыл Н. Хрущев, сосредоточивший к 1958 году в своих руках основные рычаги партийной, государственной, хозяйственной и военной власти. Хрущев решил лично познакомиться с днепровскими ракетостроителями. Осмотром сборочных цехов завода, знакомством с новыми проектами Никита Сергеевич был явно доволен, щедро вручал награды отличившимся... Вскоре Хрущев сделал на весь мир сенсационное заявление: "У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, как сосиски из автоматов".

Многие считали: Хрущев хвастается. Но вскоре он убедительно подтвердил свое заявление. В январе 1960 года на сессии Верховного Совета СССР было объявлено о создании в Советском Союзе Ракетных войск стратегического назначения. С каждым днем глава партии и правительства проявлял все больший интерес к ракетной технике – это и грозное оружие, и большая политика! Уезжая из Днепропетровска , Никита Сергеевич одобрил разработку двух новых ракетных комплексов. "Если бы эти ракеты уже были на вооружении Советской Армии, – сказал Хрущев , обращаясь к Янгелю и Буднику , – я бы гарантировал, что третьей мировой войны не будет".

При подготовке первого пуска межконтинентальной Р-16 случилось непоправимое. 24 октября 1960 года при проведении предстартовых работ произошла катастрофа с человеческими жертвами. Янгель чудом остался жив: вместе с А. Иосифьяном и генералом А. Мрыкиным отошел покурить, и в этот момент раздался взрыв...

Государственная комиссия под председательством Л. Брежнева , расследовавшая причины катастрофы, установила: авария произошла в результате грубейшего нарушения мер безопасности – вопреки здравому смыслу, игнорируя мнение специалистов, маршал М. Неделин приказал устранить неполадки в системе автоматики прямо на заправленной ракете. Маршала торопили – и маршал торопил...

Похоронив маршала с воинскими почестями в Кремлевской стене, по официальной версии погибшего в авиационной катастрофе, Москва приняла категорическое решение: нужды обороноспособности страны требуют незамедлительного возобновления работ по стратегической ракете Р-16 и сдаче ее на вооружение. Такая поспешность диктовалась уже ясно обозначившейся гонкой ракетного вооружения: американцы обладали целым арсеналом боевых ракет ("Редстоун ", "Юпитер ", "Тор ", "Атлас ") и вели интенсивные разработки "Титана " - ракеты такого же класса, как и Р-16 .

2 февраля 1961 года состоялся первый пуск межконтинентальной стратегической ракеты Р-16 . Базирование первого поколения стратегических ракет было наземным – сказалась необходимость создания в кратчайшие сроки "ракетно-ядерного щита". Этот "щит" стал главным аргументом советских политиков. В какой-то момент и "наверху" поняли: "щит", о котором столько говорилось с высоких трибун, не более чем миф. "Щита" как не было, так и нет. Сама ракета, даже стратегическая, – еще не "щит". При всей своей грозной силе она беззащитна, как ребенок.

В узком кругу Хрущев любил рассказывать, как у него, бывшего шахтера, возникла "шахтная" идея. К этой теме он возвращается и в своих воспоминаниях: "У меня возникла идея поставить ракету в шахту... Она находилась бы в закрытом состоянии, с крышей. Уже одно это улучшает, сохраняет (ракету) при любой погоде... Для разрушения (шахты) потребовалось бы только прямое попадание. А это маловероятно".

Ракетостроителям была поставлена задача: создать шахтные пусковые установки. Первыми "новоселами" ШПУ стали стратегические ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14 . Вскоре шахтную "прописку" получили межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 Главного конструктора М. Янгеля и Р-9А Главного конструктора С. Королева .

Летные испытания, учебные пуски подтвердили преимущества янгелевских ракет, они и стали основой Ракетных войск стратегического назначения. С этого момента Янгель стал не просто Главным конструктором ОКБ №586 , он стал Главным самого важного – стратегического направления в обороне страны.

Приняв на себя всю тяжесть создания боевых ракетных комплексов, Янгель в известной степени "помог" Королеву сосредоточиться на исследованиях космического пространства. Прорыв в космос королевской "семерки" определил основные направления развития космонавтики, дал первые, весьма важные научные результаты, но вместе с тем и показал - исследования космоса требуют и космических затрат. Встал вопрос: нельзя ли удешевить космические программы, сделать исследования космоса более доступными, а значит, и более эффективными, разнообразными?

Янгель пришел к простой и, по сути, гениальной мысли: свои боевые ракетные комплексы доработать таким образом, чтобы их использовать в качестве космических носителей. На базе боевых ракет были созданы космические носители "Космос-1 ", "Интеркосмос ", "Циклон-2 ", "Циклон-3 ". Параллельно с ними создавались и космические аппараты самого широкого профиля, отличительной особенностью днепровских спутников стала унификация.

Дальнейшим развитием космического направления янгелевского КБ стала ракета Р-56 – мощный "космический грузовик", предназначавшийся для полетов на Луну и исследований ближайших планет Солнечной системы. Примерно такие же проекты разрабатывали С.Королев и В.Челомей . Все понимали, что три практически одинаковые ракеты для одной программы являются непозволительной роскошью. Челомей сумел убедить Хрущева , что его "лунный проект" можно реализовать всего за три года. Ни Королев , ни Янгель таких сроков не гарантировали и... поплатились за свою честность: работы по Н-1 Королева и Р-56 Янгеля были прекращены. Вскоре стала очевидна несостоятельность челомеевского проекта, но время и средства ушли безвозвратно.

Королев возобновил работы по Н-1 . В помощь ему Янгель занялся так называемым блоком "Е " для посадки космонавта на Луну и возвращения в орбитальный корабль. Лунный блок создали, он прошел наземную отработку, был испытан в космосе, но до советской лунной экспедиции дело не дошло: после смерти С. Королева его преемники так и не научили летать суперракету Н-1 ...

Несмотря на то, что космос прочно вошел в жизнь днепровцев, главной задачей по-прежнему оставалась "оборонка" – Янгель продолжал нести свой нелегкий крест. В начале шестидесятых годов был разработан проект малогабаритной ракеты в транспортно-пусковом контейнере: баллистическая ракета "упаковывалась", как младенец в люльке. Проект оказался настолько смелым, а сам "младенец" таким вундеркиндом, что в их реальность сразу не поверили. Лишь в конце шестидесятых возобновили работы по малогабаритной ракете и после успешных испытаний приняли ее на вооружение.

Отдельно надо сказать о создании ракеты Р-36 – самой мощной боевой ракеты в мире. Позже ее оснастили дополнительной ступенью, и на свет появилась действительно невиданная по силе и эффективности боевая ракета, получившая название орбитальной. Новая ракета Янгеля могла поразить любую точку, где находились ракеты противника. Траектории полета орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее по тем временам было невозможно, поскольку она могла прилететь с той стороны, где не были предусмотрены системы противоракетной обороны.

Жидкостные ракеты первых двух поколений находились в заправленном состоянии всего несколько месяцев. Когда в 1963 году на ракетах тяжелого класса "Титан-2 " появились признаки утечки топлива, американцы перешли к созданию ракет на твердом топливе. Такую роскошь мы позволить себе не могли: тогда еще были недостаточно разработаны двигатели. Выход был найден в так называемой "ампулизации" жидкостных ракет. Как показали расчеты и опыт, такие ракеты с топливом в ампулах могли находиться в заправленном состоянии и пять, и десять, и более двадцати лет.

К созданию ракет на твердом топливе Янгель подходил осторожно, взвешивая каждый шаг. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая – на жидком Решение не из лучших, но в целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений. Это был первый подвижный ракетный комплекс РТ-20П. Главным конструктором самоходной пусковой установки на гусеничном ходу был создатель знаменитых тяжелых танков КВ и ИС , многих самоходных артиллерийских установок Жозэф Котин . Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": межконтинентальная ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Этот комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного. Несмотря на то, что новая ракета с гордостью демонстрировалась на Красной площади во время военных парадов, в серию новый комплекс не пошел.

Последней работой М. Янгеля стали стратегические комплексы SS-17 и SS-18 . В самом начале разработки разразился настоящий дискуссионный ураган – у этого проекта была масса противников. Среди многих ученых и Главных конструкторов первым оппонентом, как всегда, был Генеральный конструктор академик В. Челомей : "Я сниму шляпу, если ракета полетит". (Ракета полетела, но Челомей забыл о своем обещании.) Челомей не был одинок. Даже давний соратник Янгеля , Главный конструктор шахтных пусковых установок Е. Рудяк , и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн – это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е. Рудяком . "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, – впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич . – Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике".

На небольшом столике в музее Янгеля , открытом на его родине в Восточной Сибири , лежит искусно ограненная плита уральской яшмы, воспроизводящая просторы огромной страны. Ее прикрыл чеканный щит, поверх которого плашмя положен меч. На лезвии меча, словно на боевом дежурстве, застыли стратегические ракеты. Это тот самый ЩИТ , тот самый МЕЧ , который создавался в трудные годы "холодной войны". Едва заметная, коротенькая надпись: "Дорогому Михаилу Кузьмичу Янгелю от коллектива конструкторского бюро. 25 октября 1971 года".

В день 60 -летия главному конструктору и ученому подарили немало уникальных сувениров, но этот, созданный в его родном ОКБ , пожалуй, вернее всех передавал суть и смысл созданного Михаилом Кузьмичем Янгелем .

Выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, один из организаторов ракетной промышленности в СССР и Украине, основатель и первый Главный конструктор конструкторского бюро «Южное» (1954-1971). Доктор технических наук (1960), академик Академии наук Украины (1961), академик Академии наук СССР (1966).

Родился в деревне Зырянова Иркутской области в бедной крестьянской семье. В 1926 году по приглашению старшего брата Константина – студента Горной академии – приезжает в г.Москву, где оканчивает школу ФЗУ. Устраивается работать на текстильную фабрику помощником мастера в г.Красноармейске Московской области (1929-1931). Потом учеба в Московском авиационном институте, который М.К. Янгель окончил с отличием (1937) по специальности «Самолетостроение». Конструктор, ведущий инженер, помощник Главного конструктора, заместитель директора завода на авиационном заводе им. Менжинского в КБ М.М. Поликарпова (1935-1944). Заместитель Главного инженера ОКБ А.И. Микояна (1944), ведущий инженер в КБ В.М. Мясищева (1945). Принимал участие в разработке самолета И-153, роботе акционерного товарищества «Амторг» в США. Организовал работы по завершению создания истребителей И-180, И-185, модификации самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности координировал работы по развитию самолетостроения (1946-1948). Окончил с отличием Академию авиационной промышленности СССР (1950) и был направлен на работу в ракетную отрасль. Начальник отдела, заместитель Главного конструктора С.П. Королева, директор, главный инженер НИИ-88 в г.Калининграде Московской области (1950-1954). В 1954 году был назначен Главным конструктором ОКБ-586 (КБ «Южное»).

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Принимал участие в разработке проектов первых советских боевых ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследование аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954).

Творческий коллектив КБ «Южное», который возглавлял М.К. Янгель, вместе с кооперацией смежников создал несколько поколений высокоэффективных боевых ракетных комплексов и космических систем, многие решения по которым были пионерскими, внес большой вклад в укрепление могущества и обороноспособности страны. На базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в Советском Союзе были созданы Ракетные войска стратегического назначения, которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. Созданы ракеты-носители «Космос» и «Космос-2», различные типы космических аппаратов военного, научного и народнохозяйственного назначения, запущены на орбиту первые спутники серии «Космос» и «Интеркосмос», которые положили начало международному сотрудничеству в области освоения космического пространства.

Как Главный конструктор М.К. Янгель принимал смелые и эффективные конструкторские и технические решения, которые значительно повысили эффективность ракетных комплексов: разделяющиеся и орбитальные головные части, ложные цели для преодоления противоракетной обороны, минометный старт тяжелых ракет и многое другое. М.К. Янгель сформировал многофункциональную структуру КБ «Южное», создал мощную кооперацию предприятий-разработчиков ракетно-космической техники.

М.К. Янгель активно участвовал в управлении государством – депутат городского Совета г.Калининграда Московской области (1952-1954), депутат Верховного Совета СССР (1966-1971), кандидат в члены ЦК КПСС (1966-1971).

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской (1960) и Государственной (1967) премий СССР. Награжден орденами Ленина (1956, 1959, 1961, 1969), Октябрьской революции (1971), премией и Золотой медалью им. С.П. Королева (1970).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в г.Москве.

Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендии его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском национальном университете. Именем М.К. Янгеля названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской области, пик на Памире, океанский сухогруз «Академик Ягель». Улицы его имени – в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском Иркутской области, Днепропетровске, на космодромах Байконур и Плесецк. Мемориальные доски на зданиях текстильной фабрики в г.Красноармейске Московской области, Московского авиационного института, ЦИИмаша в г.Королеве Московской области, Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля» в г.Днепропетровске.

Михаил Кузьмич Янгель (25 октября 1911, дер. Зырянова Иркутской губернии, Российская империя – 1971, г. Москва, РСФСР, СССР) - учёный и конструктор в области ракетно-космической техники. Академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской и Государственной премий.

Биография

Детство в Иркутской области. Переезд в Москву

Родословной Янгеля не сохранилось, просто ее никто не вел – все в роду были неграмотными. Известно: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков, жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе Украины с Беларусью. По семейным преданиям, была у него красавица жена и два сына, Леонтий и Кузьма. Однажды в имение приехал пан, приглянулась ему жена казака, увез он ее в столицу. Взыграла "запорожская" кровь Лаврена (так в миру звали деда Янгеля), взбунтовался - поджег панский амбар, ненавистную шинкарню.

Приговор был суров: восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей.

В Сибири, в деревне Зыряновой, которая позднее, при советской власти вошла в состав Иркутской области, 25 октября 1911 года в семье потомственного крестьянина родился Михаил Кузьмич Янгель. Здесь, в родной деревне, на берегу живописного Илима и прошло его детство. В настоящее время родные места Янгеля скрыты под толщей вод .

В местной трехклассной школе он начал постигать грамоту. Здесь с детских лет Михаил познал нелегкий крестьянский труд. У его родителей - Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны было 12 детей. Чтобы прокормить такую большую семью, родителям приходилось заниматься не только земледелием, но и животноводством, охотой и другими промыслами. Как и в других крестьянских семьях, в семье Янгелей детей рано приучали к труду, всем им было определено свое место. Ребята с отцом работали на "чистке" - разработке участка под пашню, косили сено, убирали хлеб, ходили в тайгу на охоту, а девочки больше помогали матери на кухне и по хозяйству.

"Отец хоть и строг был , - вспоминает дочь Валентина, - но никого не бил, чаще нам от матери перепадало. Бывало, ребята набедокурят или подерутся, не поделят что-нибудь, так отец отчитает хорошенько провинившихся, а в отношения между детьми никогда не вмешивался - самостоятельность воспитывал ".

Любили Кузьму Лаврентьевича в семье, уважали за трудолюбие и острый ум в деревне. Часто деревенские просили его разрешить спор или ссору, потому что знали: Кузьма правильно рассудит, не даст никого в обиду.

Один за другим пошли в школу Саша, Константин, Надежда, Николай, Михаил...

Александр, прервав учебу, ушел 16-летним пареньком в отряд илимских партизан на борьбу с Колчаком. Константин учился на "отлично" и первым из деревни поступил в Московский университет.

Михаил, окончив Зырянскую школу, поступил в Нижнеилимское высшее начальное училище, в котором проучился до 1924. К этому времени семья Янгелей увеличилась до 13 человек. Жили бедно, как говорится, еле сводили концы с концами. Несмотря на нужду, Кузьме Лаврентьевичу очень хотелось, чтобы его дети учились дальше. В 1924 Михаил переехал в поселок , где жил у тети - младшей сестры матери.

В декабре 1925, когда ему исполнилось 14 лет, Михаила приняли в комсомол. Горячо поздравил его с этим событием старший брат - Александр, красный партизан, один из руководителей Нижнеилимской комсомолии, член Иркутского губкома комсомола, делегат 4-го съезда комсомола и первой Сибирской краевой конференции РКСМ.

В 1926 Михаил переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в Университете. Время было тяжелое, пришлось совмещать учебу с работой на заводе стеклографии.

Студенчество и работа на фабрике

В 1927 М. Янгель впервые приезжает в Красноармейск. В этом он окончил 7-й класс общеобразовательной школы. Дальнейшая жизнь в общежитии стала невозможной, и он стал искать место, где можно было бы продолжить учебу и работу. Однажды ему в руки попалось газетное объявление в котором на Вознесенскую мануфактуру приглашались молодые рабочие, причем обучение им гарантировалось. И Михаил сел на поезд… Ведущая из Софрино узкоколейка привела его на фабрику, сейчас находящуюся в черте города Красноармейска. Фабрика была построена в 30-х гг. ХIХ века. Она была оснащена станками английского и бельгийского производства и по своим масштабам, объему выпускаемой продукции и численности рабочих занимала ведущее место не только в России, но и в Европе.

Продукция фабрики – ткани миткаль, бумазея, репс, перкаль пользовалась спросом. Национализированная после Октябрьской революции, она в основном работала на нужды Красной Армии. Было реконструировано производство, построены дома для рабочих, школы, детские сады, при фабрике создана школа ФЗУ (Фабрично-заводское училище). С 1927 г. бывшая Вознесенская мануфактура стала называться «Фабрика имени Красной Армии и Флота». От этого названия пошло и названия рабочего поселка, в котором поселился М. Янгель – Красноармейский.

Михаил Янгель стал посещать школу ФЗУ, осваивать ткацкое дело. Его увлекали лекции по механизмам, с удовольствием он выполнял задания по черчению. Частым гостем он стал и в довольно большой библиотеке при фабрике, где, помимо технической литературы, его интересовали книги по истории и философии. Он встал на учет в фабричную комсомольскую организацию и не пропускал ни одного собрания. Чуть позже он вступил в комсомольско-молодежную коммуну, созданную в 1926 г. при фабрике.

Подмосковная природа пришлась по душе Михаилу. Рабочий поселок окружал лес с вековыми соснами и елями. Родниковая речка Воря была богата рыбой. Вместе с друзьями Михаил регулярно совершал пробежки по лесным дорожкам, ведущим в соседние деревни. Позднее это увлечением переросло в участие в соревнованиях по бегу. Не раз Михаил становился победителем или призером этих соревнований.

После сдачи выпускных экзаменов, Михаил получил квалификационное удостоверение и стал работать помощником мастера ткацкого производства. Однажды на фабрику поступил заказ на изготовление ткани перкаль, которая шла на обшивку крыльев и фюзеляжа самолетов. Коммунары решили посетить военный аэродром, познакомиться с летчиками и увидеть вблизи самолеты, в конструкции которых используется текстильная продукция. Скорее всего, именно после первого знакомства Михаила с аэропланом у него и зародилась мечта об авиации.

Наступил 1931 год. В стране торопились досрочно выполнить первый пятилетний план. Активно развивалось стахановское движение. На ткацком производстве это означало обслуживание одной ткачихой не четырех станков, а в три-четыре раза больше. Михаил с энтузиазмом влился в организацию этого движения. Он стал одним из организаторов нового бригадного метода работы - так называемой "функционалки", которая позволила намного увеличить производительность труда.

В 1931 году 20-летнего Янгеля приняли в ряды Коммунистической партии. В этом же году по путевке Пушкинского районного комитета комсомола он был направлен на учебу в МАИ - с этого времени Михаил Янгель окончательно связал свою жизнь с авиацией, а позднее с ракетостроением. Вскоре после поступления в институт он приехал в родную коммуну, чтобы вместе с друзьями отпраздновать свое поступление. Не раз потом во время каникул они приезжал на фабрику, чтобы поработать и пообщаться с друзьями.

Учился в институте Михаил на "отлично", активно занимался партийной и институтской работой. На первом курсе он - секретарь комсомольской ячейки, на втором - секретарь факультета и секретарь комитета комсомола МАИ.

Будучи студентом, в 1935 Михаил поступает на работу в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы. Просматривая дипломный проект Янгеля под названием «Высотный истребитель с герметичной кабиной», Поликарпов увидел много интересного и нового в конструкторских решениях и методике расчетов. Он заинтересовался судьбой Михаила. Услышав рассказ студента о долгом и нелегком пути из глухой сибирской деревни в авиацию, Поликарпов сказал:

«Получается, что ты как Ломоносов пробиваешься в науку. Похвально! Похвально! Только не останавливайся на полпути, диплом инженера - это еще не все. Нужно идти дальше».

В конструкторском бюро Поликарпова Янгель проработал около 10 лет. Начав конструктором второй категории, работал инженером, помощником главного конструктора, ведущим инженером, участвовал в проектировании и создании модификации истребителей И-16, И-180, И-185 и др.

13 февраля 1938 Янгель с группой ведущих авиационных специалистов ездил в служебную командировку в США.

В суровые годы Великой Отечественной войны партия и правительство поручили ему ответственный участок по выпуску военной авиационной техники. Работая начальником одного из важнейших цехов, М.К. Янгель сутками не уходил из фюзеляжно-сборочного участка, организуя выпуск боевых истребителей, так остро необходимых фронту.

В 1948 Янгель поступил в Академию авиационной промышленности. После окончания ее с отличием в 1950 начал заниматься ракетно-космической техникой. Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш, говоря о значении работ Янгеля, сказал:

"Советская наука, наша страна, обязана академику М.К. Янгелю в развитии новых направлений науки и техники, создании замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины."

Трудовой путь

1951 - один из заместителей С.П. Королева.

1952, май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире. Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Новая ракета Янгеля могла поразить любую точку, где находились ракеты противника. Траектории полета орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее по тем временам было невозможно, поскольку она могла прилететь с той стороны, где не были предусмотрены системы противоракетной обороны.

Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких:

"США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы".

Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980.

К 1965-1966 относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К. Янгеля в 60-хх начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г. Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса , - впоследствии признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике ". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Михаил Янгель скончался в день своего юбилея, 25 октября 1971, и был погребён на Новодевичьем кладбище. За заслуги перед страной Михаил Кузьмич награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями, удостоен Ленинской и Государственной премий СССР.

За заслуги в развитии ракетно-космической техники М.К. Янгель дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда (1959, 1961), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями СССР. Ему присуждены Ленинская (1960) и Государственная премии (1967), премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970). Он был депутатом трех партийных съездов, на XXIII и ХХ IV съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Янгель был также депутатом VII и VIII созывов Верховного Совета.

Жена, Ирина Викторовна, профессор Московского авиационного института, доктор технических наук, воспитала сотни авиационных специалистов, у нее учились космонавты В. Волков и В. Севастьянов, она автор учебников по динамике полета летательных аппаратов.

М.К. Янгеля не стало в день его 60-летия, 25 октября 1971. Сердце известного ученого, конструктора остановилось в тот момент, когда он принимал поздравления от коллег, друзей, родных и близких в честь своего юбилея. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище (5 уч. 24 ряд).

Именем Янгеля названа школа в Березняках в Сибири. Имя академика Янгеля носит теплоход, спущенный на море 28 марта 1972. Этот сухогруз построен в рекордно короткий срок - за три месяца 10 дней. В построении океанского гиганта принимал участие весь многотысячный коллектив судостроителей г. Херсона. В Москве в новом районе Чертаново одна из улиц названа именем академика Янгеля. На Памире есть пик, носящий название Пик им. Янгеля.

О Янгеле напоминают памятники, мемориальные доски на зданиях, где он учился и работал, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Железногорске, поселок в Иркутской области, носящие его имя. О жизни Янгеля рассказывают книги и газетные статьи, телевизионные передачи и радио. А еще - океанский лайнер-сухогруз «Академик Янгель», заоблачный пик Янгеля Юго-Западного Памира, астероид и кратер Янгеля в самом центре видимого диска Луны. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное», федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени есть в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.

В городе по инициативе коллег из КБ «Южное» и при содействии жены Михаила Кузьмича Ирины Викторовны Стражевой был открыт Историко-художественный музей имени академика М.К. Янгеля, в котором несколько залов посвящено рассказу о жизненном пути Михаила Кузьмича, о его достижениях. В этот музей приходят тысячи людей, жителей и гостей города. В экспозиции представлены уникальные экспонаты: книги, памятные подарки, фотографии, личные вещи, подлинные документы, макеты ракет и спутников, разработанных конструктором. Одним из самых интересных предметов в музее считается сувенир «Щит Родины», подаренный Янгелю соратниками на 60-летие. На нем представлены миниатюрные макеты ракет, составляющих грозное ракетно-космическое оружие, надежно стоящее на страже государственных интересов нашего Отечества. Именно поэтому долгое время сувенир был скрыт от внимания широкой публики. В космическом зале музея им. Янгеля находится один из трех существующих макет ов спутника «Интеркосмос» в натуральную величину, второй находится в Музее им. К. С. Циолковского в Калуге, а третий - в Музее космонавтики в Москве.

На главной площади установлен памятник. Его открытие состоялось 15 октября 1977. Среди гостей была жена И.В. Стражева-Янгель, его сестра В.К. Романова-Янгель, летчик-космонавт Г.С. Титов.

25 октября 1972 на здании Московского Авиационного института была установлена мемориальная доска:

«Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков» М.К. Янгель

В память о Михаиле Янгеле проводятся спортивные соревнования. К 80-летию академика проходил всероссийский сверхмарафон поселок Янгель - город Железногорск.

Традицией стало ежегодно в Железногорске проводить областной турнир по боксу, где спортсмены из городов Иркутской области оспаривают звание чемпиона.

В Братске проходили соревнования по дзюдо в честь Янгеля. В 2004 г. на здании школы № 13 г. Усть-Илимска была установлена мемориальная доска имени М.К. Янгеля. в 2010 году мемориальную доску установили на школе № 30 г. , и учащиеся этой школы тоже с гордостью стали носить имя нашего знаменитого земляка.

28 сентября 2006 года Решением Думы Нижнеилимского района Михаилу Кузьмичу Янгелю было присвоено звание почетного гражданина Нижнеилимского района.

25 октября 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения М.К. Янгеля, в честь этого события в Железногорск-Илимский приехала делегация гостей из Киева, Москвы и Днепропетровска. Это были: внучка М.К. Янгеля Анна Янгель, соратники конструктора, ветераны КБ «Южное» Паппо-Корыстин В.Н., Платонов В.П., Степневский В.Н., а также сотрудник информационно-аналитического центра «Спейс-Информ» Митрахов Н.А. и президент аэрокосмического общества Украины Фролов В.Ф.

Эта делегация посетила музеи им. Янгеля в Железногорске, Новой Игирме, Березняках, Янгеле и подарила множество фильмов и книг о нашем знаменитом земляке.

Мнение экспертов и современников

Я. Голованов, советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки, автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей, лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо»:

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал."

Владимир Платонов, писатель, журналист, режиссёр, библиограф М.К. Янгеля:

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета".

Академик Б.Н. Петров:

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска"

М. Кузнецкий:

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас".

Нина Струк, специалист , заслуженный работник культуры РФ:

"Если имена первого космонавта Юрия Гагарина и главного конструктора космических кораблей Сергея Королёва известны всему миру, то имя создателя первых управляемых баллистических ракет Янгеля чаще упоминается в специальной литературе, а увековечено лишь в тех местах, что связаны с его деятельностью: на Байконуре, в Днепропетровске, Красноармейске. В открыт музей, посвящённый создателю ракетно-космических систем. Его имя при жизни было засекречено."

Д.С. Смирнов о совместной работе с М. К. Янгелем в ткацком цехе:

"С Михаилом Кузьмичом мы вместе работали и жили в одном общежитии. Жили одной коммуной. Заработанные деньги клали в общую кассу, питались из одного котла. Михаил Кузьмич увлекался спортом. Когда он поступил в институт, мы, коммунары, купили ему костюм и ботинки, а в годы учебы помогли ему.

Много теплых слов об ученом конструкторе сказала в своем выступлении председатель совета фабричного музея В. Д. Иванова. С большим вниманием слушали участники митинга выступление супруги ученого Ирины Викторовны.

Михаил Кузьмич, - сказала она, - часто рассказывал мне о своих друзьях, товарищах, с кем вместе работал и учился здесь, на фабрике. Он гордился тем, что вышел из рабочего коллектива.

В заключение она поблагодарила коллектив фабрики за то, что он хранит память о ее муже, пожелала больших успехов в труде."

Увековечивание памяти

  1. Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  2. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
  3. Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  4. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  5. Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  6. В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  7. Улицы его имени в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Красноармейске.
  8. Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля» .
  9. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске; на космодромах «Байконур» и «Плесецк».
  10. Почетный житель г. Байконура.
  11. Его имя носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982–1993-х.

Мемориальные доски на зданиях:

  • текстильной фабрики в г. Красноармейске Московской области,
  • Московского авиационного института,
  • ЦНИИ Машиностроения в г. Королёве Московской области,
  • ГКБ «Южное» в г. Днепропетровске.

Литература

  1. И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. - М.: 1978.
  2. Советское ядерное вооружение. - Нью-Йорк/Москва, 1989/1992.
  3. Совершенно секретно: газета. - №1, 1993.

Cсылки

  1. Нижнеилимский район: жить у моря, работать - на горе // Копейка: газета. - 9 декабря 2005.
  2. Нина Струк Космические автографы нашего земляка // Восточно-Сибирская правда: газета. - 26 июля 2011.
  3. Ступин Александр Янгель Михаил Кузьмич // Космический мир: информация о российском космосе. - октябрь 1996.
  4. Янгель Михаил Кузьмич // Сайт Красноармейской ЦБС