Теория всего. Теория всего Статья 16.3 кодекса рф об административных правонарушениях

Судебная практика по ст. 16.3 КоАП РФ обжалование штрафов за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации

ЗАДНЕПРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Дело N 5-471/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Смоленск 27 сентября 2017 года
Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска Кубрикова Мария Евгеньевна (<…>), с участием:
представителя ООО «» К.,
при секретаре В.,
рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «», <данные изъяты>,

установил:

ООО «» виновно в административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, — то есть в несоблюдении установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
29.09.2016 г. в 15 час. 12 мин. по поручению ООО «» таможенным представителем ООО «ФИО2» (N) на Стабнинский т/п Смоленской таможни (<адрес> подана декларация на партию из 38 товаров различных наименований для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Данная декларация 29.09.2016 г. в 15 час. 51 мин. была принята и зарегистрирована таможенным органом, декларации присвоен номер — N.
В соответствии с ч. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Действия по составлению и подаче ДТ от имени ООО «ФИО2» осуществлял специалист по таможенному оформлению — ФИО5, действующий на основании доверенности N.
В описательной части графы 31 товара N 15, продекларированного по ДТ N в товарной подсубпозиции N заявлен товар — «Акриловые адгезивы на основе смол. Для промышленного использования. Предназначен для склеивания и обработки поверхностей пластика, металла и резины и др. материалов. Без содержания этилового спирта. Состав: Метилметакрилат (60-100%), альдегид-амин конденсат (1-5%), бутилгидрокситолуол (0,1-1%) — 2х50мл в флаконе. Производитель: <данные изъяты>.
Вещество «метилметакрилат в концентрации 15% или более» указано в позиции 15 Списка III раздела 2.12 Единого перечня. В соответствии с Положением к разделу 2.12 Единого перечня, ввоз (вывоз) указанных товаров осуществляется на основании лицензии Минпромторга России.
В соответствии с пунктом 45 Списка III раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — раздел 2.12 Единого перечня), утвержденного Решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 21.04.2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования», контролю подлежат «смеси, содержащие в своем составе несколько веществ, указанных в Списке III, в концентрациях, равных или превышающих концентрации, установленные для них в Списке III».
В ходе декларирования документы, подтверждающие соблюдение ограничений, представлены не были, о чем свидетельствует отсутствие сведений о лицензии в графе N.
В отношении товара N 15 была проведена таможенная экспертиза. Согласно заключению эксперта N от 10.11.2016 г. «массовая доля метилметакрилата в исследуемом образце составила: в компоненте А — 47,5 мас.%, в компоненте Б — 70,5 масс.%».
Согласно заключению (служебная записка) от 17.11.2016 г. N отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений «при ввозе на таможенную территорию ТС и таможенного декларирования товара N 15… необходимо представление лицензии Минпромторга России».
Согласно письму таможенного представителя ООО «ФИО2» от 12.04.2016 г. N ООО «» до 29.09.2016 г. не получало лицензию Минпромторга России, подтверждающую соблюдение ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ТС.
05.10.2016 г. по товару N 15, заявленному в ДТ N отказано в выпуске в связи с отсутствием разрешительных документов.
Ни на момент перемещения через таможенную границу Таможенного союза, ни на момент таможенного декларирования по ДТ N товара N 15 «Акриловые адгезивы на основе смол. Для промышленного использования. Предназначен для склеивания и обработки поверхностей пластика, металла и резины и др. материалов. Без содержания этилового спирта. Состав: Метилметакрилат (60-100%), альдегид-амин конденсат (1-5%), бутилгидрокситолуол (0,1-1%) — 2х50МЛ в флаконе. Производитель: <данные изъяты>», у ООО «» лицензия Минпромторга России отсутствовала.
04.05.2017 г. сотрудниками Смоленской таможни было возбуждено дело в отношении ООО «» по ст. 16.3 КоАП РФ.
Предмет административного правонарушения по делу не изымался, так как был израсходован в ходе проведения исследований.
В стадии административного расследования 13.06.2017 г. от генерального директора ООО «» ФИО6 поступило письмо, согласно которому Обществу было известно, что в состав товара N N входит метилметакрилат. ООО «» известен перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, а также положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержденный Решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 21.04.2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования». Однако, по мнению ФИО6, представление таможенному органу лицензии на товар N N не требовалось, поскольку согласно пп. «Г» п. 6 Приложения N 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. N 30 данный товар ввозился как припас в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного транспортного средства. В подтверждение этого Общество представило договор N N, заключенный с ПАО «<данные изъяты>» на поставку химматериалов для оперативного ТО ВС и наземной техники.
В судебное заседание сотрудник Смоленской таможни, составивший протокол об административном правонарушении, будучи надлежаще уведомленным о месте и времени разбирательства, не явился, не сообщив причин неявки и не представив доказательства ее возможной уважительности. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО «», не признавшего вину, суд приходит к следующему.
Довод ООО «» о том, что предоставление лицензии на товар N N не требовалось, является несостоятельным.
Опрошенный в ходе административного расследования главный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений ФИО7 пояснил, что согласно п. 23 ст. 4 ТК ТС под припасами понимаются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, в том числе и воздушных судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Кроме того, согласно пп. 3 п. 1 статьи 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет при международной перевозке воздушным транспортом документ, содержащий сведения о бортовых припасах.
Таким образом, для распространения положений пп. «Г» п. 6 Приложения N 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. N 30 к товару N N необходимо, чтобы данный товар перемещался на воздушном судне с указанием данного товара в документе, содержащем сведения о бортовых припасах.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза.
Пунктом 1 ст. 152 ТК ТС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 г. N 687, лицензируемые товары, включенные в Единый перечень, перемещаются участниками внешнеэкономической деятельности государств — членов Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза на основании лицензий.
В связи с тем, что участник внешнеэкономической деятельности ООО «» является резидентом РФ, оригинал лицензии должен был быть получен в Минпромторге России и зарегистрирован в таможенном органе до фактического перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза. Согласно п. 9 Положения заверенные копии лицензии представляются при осуществлении таможенных операций в таможенный орган в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
На момент ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза, а также таможенного декларирования в комплекте документов к ДТ N лицензия не представлялась, сведения о лицензии в графе N (на товар N 15) отсутствовали.
Таким образом, ООО «» при таможенном декларировании товаров по ДТ N не представило на товар N 15 — «Акриловые адгезивы на основе смол. Для промышленного использования. Предназначен для склеивания и обработки поверхностей пластика, металла и резины и др. материалов. Без содержания этилового спирта. Состав: Метилметакрилат (60-100%), альдегид-амин конденсат (1-5%), бутилгидрокситолуол (0,1-1%) — 2х50мл в флаконе. Производитель: <данные изъяты>. Кол-во: 2.00 шт.» лицензию, тем самым нарушило вышеуказанные требования таможенного законодательства.
Вина ООО «» подтверждается: копией ДТ N; копией заключения эксперта N от 10.11.2016 г.; копией служебной записки ОТНПТ и ТО от 17.11.2016 г. N; письмом ООО «ФИО2» вх. N от 03.05.2017 г.; письмом ООО «» вх. N РЕЕСТР от 13.06.2017 г.; протоколом опроса ФИО7 и другими исследованными судом материалами дела.
Суд учитывает положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, из которых следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у ООО «» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, указывающих на невиновность лица, привлекаемого к ответственности, или свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, находящимися вне контроля данного лица, не установлено.
Действия ООО «» верно квалифицированы по ст. 16 3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения ООО «» к административной ответственности не истек.
В данном случае следует учесть конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, что от действий ООО «» существенного нарушения интересов государства и общества не наступило, а также общую массу и общую таможенную стоимость товара, на который не предоставлена лицензия, тот факт, что данный товар не изымался и был полностью израсходован в процессе проведения исследований. Административное правонарушение было совершено Обществом впервые.
Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем суд полагает возможным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ООО «» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 29.1 — 29.9 КоАП РФ, судья

Постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Объявить ООО «» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток.

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации 1. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 2. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Консультации юриста по ст. 16.3 КоАП РФ

    Федор Свинарев

    Нужно ли платить таможенную пошлину при ввозе автомобиля из Беларусии?

    • связи с поступающими вопросами о ввозе в Российскую Федерацию автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан Федеральная таможенная служба еще раз разъясняет: Условия ввоза в Российскую Федерацию автомобилей из Республики Беларусь...

    Оксана Новикова

    Что имеют права делать таможные службы и что не имеют права делать?. Мне пару примеров там трогать багаж руками, осмотр без хозяина багажа и т. д. То что важно знать...

    • Ответ юриста:

      Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов 1. Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности) : 1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; 2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота; 3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; 4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; 5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; 6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; 7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; 8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) , оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации; 9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; 10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; 11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов; 12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; 13) разъясняют заинтересованным лицам их права

    Валентина Семенова

    Правительство Казахстана намерено наложить эмбарго на ввоз российских товаров

    • Ссылку покажи:) ЧУШЬ Каких товаров? а чтоб разаряли казахстанские заводы. ани чё ? расияне? каторы атдали заводы не сваим детям а детям директаров Отменят доллар в расчетах. И вся недолга. Ещё что в твоей методичке написали? пусть едят...

    Эдуард Мочалов

    Что случилось, почему кричат???Янык даже завопил!!!Таможня РФ с 14 августа остановила весь украинский импорт...

    • "До данных событий прогнозный объем украинского экспорта в РФ во втором полугодии текущего года Федерация работодателей Украины оценивала примерно в 8,5 млрд долл. Вследствие срыва части контрактов, а также подорожания и задержки выполнения...

    Ксения Фролова

    Знаете, почему украинцы не хотят в Таежный союз в обнимку с Россией, а изо всех сил рвутся в Евросоюз?

    • А что такое таёжный союз? Союз медведей и зайцев?)))) пусть рвутся Ученик? да еще с декларацией? - ТРОЛЛЬ... Господа, не отвечайте! Теперь ты понял рядом с какой крысой ты жил много лет. А бандеровцы это помнили всегда. Украм в ЕС условие...

    Полина Сорокина

    "Нефтяная игла". Причины. И как выходить из сложившейся ситуации? Почему мы полностью зависим от сырьевой базы?

    • Мы - не полностью. Вот Саудиты - таки да. В том то и дело, что не мы зависим, а те кому игла нужна. Причины ищите выше.... Мы тут точно ни при делах.... С Божьей помощью выходите - на Бога во всем нужно полагаться. Зависим от сырьевой базы...

    Раиса Виноградова

    Путин подписал закон о создании СЭЗ в Крыму и Севастополе. Интересно, почему хохлы в своё время до этого не додумались?

    • садись 3 опа оффшорчик вырисовывается) Кто? Хохлы? А что они могут придумать кроме как россиян назывтаь ватниками, да визжать на весь мир о своём величии? а у них ума как у зубочистки. потому что уже давно всем сказано что укропы олигофрены...

    Ярослав Кучеренко

    Лукашенко возобновил досмотр авто на таможне из России - боится "гуманитарки" ? .

    • ну мало ли, а вдруг окажется что в Белоруссии тоже ущемляют в правах русскоговорящих Пусть в Европу дергает. Россия этого долбоеба от санкций спасла.... видимо зря. Не нужно передёргивать.. . Опять брешешь, клоун штатный? Читай, дерево...

    Светлана Ершова

    Назовите пожалуйста хоть одну причину зачем Путину нужна война на Украине?

    • 1,2,4 и плюс он больной на голову) не дать перебить украинский народ фашистским захватчикам США вообще побоку на Украину. А Путин таким образом поднимает свой рейтинг и отвлекает народ от задницы в стране. И еще мноооого чего другого...

Олег Лупичев

ДВУРУШНИЧЕСТВО Как назвать то, что якобы "дружественная" Германия перепродает российский газ недружественной Украине

  • Правильно делают, ТС это ещё одна удавка для Украины. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны устанавливаются в следующих размерах: Республика Беларусь 4,70 %; Республика Казахстан 7,33 %; Российская...

Александр Левада

Не находите - Россия здорово разозлила Украину (внизу)?:-)

  • Зачем России иметь дело с проститутками. Мы хотим иметь дело с приличными людьми-украинцами.

Константин Бердышов

Таможня РФ с 14 августа остановила весь украинский импорт - ФРУ. Не боиться ли Путин санкций ВТО?

  • Хотят нас принудить вернуться в "братские объятья". Печально все это.

Зоя Боброва

Китай отказ России в расчетах в рублях.. . так чем все таки Китай поддерживает Россию?

  • А Россия Китай не поддерживает на мировой арене?) расчитаются в баксах. так выгодней. проблема в чем? вам прибыль что ли какая от этого?))) Во волки... а!)) предатели..) не братья они!)) Китайские руководители не настолько глупы, чтобы...

Григорий Байрамов

Страны Балтии вступили в ЕС и сразу их продукция для ЕС стала под запретом, так-как не соответствует их стандартам.

  • Германия силой не смогла, сможет умом. Ну вопщем терь они могут совсем не работать а тупо сучиствовать на подачки не плюй в колодец - токо одно выражение приходит на ум вымерли эти СРАНЫ 1. Они только теперь поняли, что их кинули.. . 2. Н И...

Евгения Николаева

Интернет, платные услуги

  • Условия всегда одни - и в городе и в деревне ааа скучные вопросы Консультационные услуги "Телеком консалтинг"

Ярослав Калиновский

Россия+Казахстан+Беларусь+Новороссия+Китай+Израиль=Таможенный союз!!,чему быть, того не миновать!!!

  • Так Турция же просится тоже. Нам это только плюсом будет сначала СНГ потом еще этот таможенный союз. а толку нет и не будет. как хрен ни называй все равно хреном остается. Киргизия, армения, таджикистан а фины.... (пока думают) Самое...

Андрей Тишаков

Лукашенко тоже предатель?

  • та не, батька запутался))) я предполагаю, что испугался Это не предательство, это правильное решение, с Россией иметь дело при власти состоящей из ворюг на 90% дела делать себе во вред Типа поругался сейчас приедут к нему будут дружбу...

Анатолий Сенофонов

В связи с отказом Беларуси с Казахстаном вводить таможенный сбор с товаров с Украины, образовалась свободная

  • В связи с отказом Беларуси с Казахстаном вводить таможенный сбор их теперь тщательно шмонают на таможне От Бомбея до Лондона. Ссылочку в студию, а не свои переживания по поводу политики. чушь говорите! 30.06.2014 12:09 belnovosti.by...

Федор Шабалкин

Помогите пожалуйста разобраться с федеральным законом.. Нужен ФЗ N3 от 8 января 1998г. " О наркотических средствах и психотропных веществах " с изменениями от 1 марта 2012 и 1 февраля 2012г (2 документа получается). Весь интернет обыскала, вроде нашла, но разобраться не могу. Заранее огромное спасибо!

  • Ответ юриста:

    Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах (по состоянию на август 2009 г. в ред. фз № 116-ФЗ от 25.07.2002; № 15-ФЗ от 10.01.2003; № 45-ФЗ от 09.05.2005; № 160-ФЗ от 16.10.2006; №170-ФЗ от 25.10.2006; №134-ФЗ от 19.07.2007; №214-ФЗ от 24.07.2007; №136-ФЗ от 22.07.2008; №220-ФЗ от 25.11.2008; №278-ФЗ от 25.12.2008; №151-ФЗ от 17.07.2009; №177-ФЗ от 18.07.2009) Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят; препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; оборот наркотических средств, психотропных веществ - культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации; производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веще

Дмитрий Казимиров

А действительно, почему Украина должна платить за газ, который ей, также, как и России принадлежит по праву 1945 года??

  • А почему Украина перекрыла пресную воду в Крым. Канал то всем союзом строили. Потому что Украине придётся платить за газ. И ничего Украине, кроме собственных ресурсов не принадлежит. Свой теперь напукивайте. Шнек вам конский а не газ...

Эдуард Гаврилов

Таможенный союз, а что это собственно такое?

  • Первый этап восстановления меж экономическими связей между бывшим республиками СССР!!!

Андрей Снагин

Правда или ложь? С этого года Белоруссия и Казахстан присоединяются к Российской Федерации?

  • Я лично ЗА воссоединение!

Инна Никифорова

Согласится ли все-таки Путин на частичную интеграцию Украины в Таможенный союз в формате 3+1?

  • Украине вообще не нужен такой союз. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах: Республика Беларусь 4,70 %; Республика Казахстан 7,33 %; Российская Федерация 87,97 % 40...

Наталия Григорьева

Как Вы отреагируете на запрет долларов США в России?

  • никак. я их и не вижу.

Александр Миловидов

Если рецептура конфет Roshen осталась прежней, почему они начали возвращаться на российский рынок?

  • они как продавалась так и продаются - сколько не смотрю на прилавки лежат и никуда не деваются..- несмотря на то что из запретили ввозить... (через несколько дней после запрета ввоза - в июле - сама лично видела 4 огромные фуры "РОШЕН...

Кирилл Синегуб

Почему таможенный союз во главе с Россией так непривлекателен для сопредельных стран?

  • Таможенный союз это союз пожизненных президентов, этот союз основан на коррупции, ручном правосудии и продажной системе МВД, где все приоритеты будет иметь только Россия. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой...

Даниил Гребенчиков

Митингующие Украины добиваются вступление своей страны в ЕС на таких унизительных условиях.

Несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 16.3 КоАП РФ

1. Объектом административной правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенного территории ТС или из Российской Федерации с соблюдением предусмотренных запретов и ограничений.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации. Несоблюдение установленных запретов и ограничений не касается мер нетарифного регулирования (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ). Запреты и ограничения, несоблюдение которых образует состав данного административного правонарушения, должны быть закреплены международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС. Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 меры нетарифного регулирования признаются запретами и ограничениями экономического характера. Запреты и ограничения, предусмотренные диспозицией комментируемого состава административного правонарушения, являются запретами и ограничения неэкономического характера. На необходимость разграничения запретов и (или) ограничений экономического характера, а также запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, указывалось в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18. В нем, в частности, отмечалось, что к ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 указанного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Объективная сторона данного состава административного правонарушения не охватывает противоправные деяния, закрепленные в ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

2. Часть 2 настоящей статьи содержит состав административного правонарушения, идентичный ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, за исключением некоторых особенностей объективной стороны данного состава, которая характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных мер нетарифного регулирования на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенного территории ТС или из Российской Федерации. Меры нетарифного регулирования устанавливаются международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС.

Меры нетарифного регулирования — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

Комментарий к статье 16.3 КоАП РФ:

1. Объектом правонарушений по данной статье выступают порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу.

2. Объективную сторону правонарушений составляют несоблюдение установленных в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с таможенной территории.

3. Согласно ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ст. 152).

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 8 п. 1 ст. 4).

Согласно ст. 2 Закона о таможенном регулировании в РФ применяются запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, РФ применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отличие от ТК РФ законодательство Таможенного союза четко разделяет запреты и ограничения, имеющие и не имеющие экономический характер. Под запретами и ограничениями, имеющими экономический характер, понимаются меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 17 п. 1 ст. 4). К таким соглашениям прежде всего относится Соглашение ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и др.

4. При квалификации правонарушений по данной статье следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 2 ноября 2006 г. N 537-О и заключающуюся в том, что данная статья не допускает привлечения к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.

5. Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.

В зависимости от конкретных дел таким лицом может быть декларант или перевозчик (см. комментарии к ст. ст. 16.1 и 16.2).

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 обращает внимание на необходимость разграничения административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и данной статьей. Пленум рекомендует исходить из того, что по ч. 1 и ч. 2 данной статьи действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.

Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 данной статьи, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8), а по части 2 статьи - также судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Полный текст ст. 16.3 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 16.3 КОАП РФ.

1. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к статье 16.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений по данной статье выступают порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу.

2. Объективную сторону правонарушений составляют несоблюдение установленных в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с таможенной территории.

3. Согласно ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ст. 152).

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 8 п. 1 ст. 4).

Согласно ст. 2 Закона о таможенном регулировании в РФ применяются запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, РФ применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отличие от ТК РФ законодательство Таможенного союза четко разделяет запреты и ограничения, имеющие и не имеющие экономический характер. Под запретами и ограничениями, имеющими экономический характер, понимаются меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 17 п. 1 ст. 4). К таким соглашениям прежде всего относится Соглашение ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и др.

4. При квалификации правонарушений по данной статье следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 2 ноября 2006 г. N 537-О и заключающуюся в том, что данная статья не допускает привлечения к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.

5. Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.

В зависимости от конкретных дел таким лицом может быть декларант или перевозчик (см. комментарии к ст. ст. 16.1 и 16.2).

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 обращает внимание на необходимость разграничения административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и данной статьей. Пленум рекомендует исходить из того, что по ч. 1 и ч. 2 данной статьи действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.

Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 данной статьи, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8), а по части 2 статьи - также судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 16.3 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 16.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.