Прочитайте высказывание чингиза айтматова о языке. Цитаты чингиза айтматова, которые нужно помнить и сейчас

Афанасий Фет, биография и творчество которого будут рассмотрены ниже, - очень интересный человек. Его судьба, со стороны кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле полна непростых эпизодов. И даже рождение поэта, его происхождение и сыновство было долгое время окутано тайной.

Предыстория

Биография Фета, как странно это бы ни звучало, началась задолго до рождения поэта. В 1818 году в далеком Дармштадте молоденькая немецкая девица Шарлотта-Елизавета Беккер сочеталась законным браком с 29-летним асессором местного суда Иоганном Фётом (Foeth). Спустя год у пары родилась дочь, Каролина. Но супруг влез в долги, стал плохо обращаться с женой. Как познакомилась в Дармштадте Шарлотта с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, которому на то время было сорок пять, документы умалчивают. Ясно лишь то, что 18 сентября 1820 года эта пара пересекла границу России. Спустя два месяца, 21 ноября (третьего декабря по новому стилю) у принявшей православие Фет родился сын Афанасий.

Детство

Что же было дальше? Поэт Фет, биографиякоторого начиналась столь скандально, был записан в церковную метрическую книгу деревни Новоселки (это Мценский уезд как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет мальчик носил эту фамилию. Судя по письмам его матери, которая писала своему брату Эрнсту в Дармштадт, отчим заботился об Афанасии как о кровном сыне.

У пары родилось еще трое детей, двое из которых умерли во младенчестве. У Афанасия осталось лишь две сестры: старшая Каролина Фет и младшая Любовь Шеншина. В 1824 году кровный отец Афанасия женился на воспитательнице старшей дочери и полностью вычеркнул сына из своего завещания.

"Пятно" незаконнорожденного

Когда мальчику исполнилось 14 лет, тайна его происхождения раскрылась, и он из русского гражданина превратился в «гессендармштадтского подданного» Афанасия Фета. Поэт очень тяжело пережил это и всю свою жизнь добивался возврата фамилии Шеншин. Ему это удалось лишь в 1873 году. А творческая биография Фета начиналась в частном пансионе для немецких мальчиков "Крюммер" в Выру (современная Эстония). Там он пристрастился к поэзии и написал свои первые стихи.

Пробуждение таланта

Однако творческую стезю Афанасий Фет избрал не сразу. В 1838 году он, по совету родителей, поступает в университет Москвы, дабы сделаться юристом. Но зубрить законы, акты и различные постановления Афанасию оказалось не по зубам, и он перевелся на кафедру истории и филологии. Первый сборник стихов вышел, когда Фет еще сидел на университетской скамье, в 1840 году. Он публиковал свои произведения в нескольких журналах (это и «Москвитянин», и «Отечественные записки», и другие) После непродолжительной военной службы ему было присвоено звание офицера. После гибели возлюбленной Марии Лазич биография Фета А.А. изменилась. Он решил продолжить военную карьеру.

Приход славы

Уже первые сборники стихов были восприняты критикой России благосклонно. Он становится вхож в литературные кружки маститых писателей, знакомится с Гончаровым, Некрасовым, Тургеневым и другими. В 1850-х годах он сблизился с редакцией журнала «Современник». В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, сестре известного врача, вышел в отставку и поселился в Москве.Далее биография ФетаА. сделала крутой вираж в сторону угодничества перед императором. Афанасий порвал с журналом «Современник», показавшимся ему слишком политизированным, и посвятил себя воспеванию природы, погоды и женской красоты. За что и был обласкан властью. Скончался маститый лирик и член-корреспондент Петербургской Академии в Москве в ноябре 1892 года, 21 числа.

В имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).

По другим данным , дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.

Будущий поэт родился в семье помещика , ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.

Это лишило Фета всех дворянских привилегий.

До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).

В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.

В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием "Лирический пантеон", автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала "Москвитянин". С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале "Отечественные записки".

С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.

В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием "Стихотворения". В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала "Современник" — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник "Стихотворений А.А. Фета", переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.

В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.

С 1862 года по 1871 год в журналах "Русский вестник", "Литературная библиотека", "Заря" очерки Фета печатались под редакционными названиями "Записки о вольнонаемном труде", "Из деревни" и "По вопросу о найме рабочих".

В Степановке Фет начал работу над мемуарами "Мои воспоминания", охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том "Ранние годы моей жизни" был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.

Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.

В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета "Вечерние огни". Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник "Лирические стихотворения" (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.

В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.

Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Цели урока:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2. Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3. Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание ими оригинальных идей, развивать творческое воображение детей средствами нестандартных заданий.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы и творческой работы.

Оборудование: портреты поэта в разные годы жизни, портрет жены Фета М.П.Боткиной, портрет А.Григорьева, словарь настроений как опора; запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена.

Эпиграф урока: “Жизнь моя – самый сложный роман”. А.А.Фет

Запись на доске:

1. а) “Искусство для искусства”.
б) “Искусство для народа”.

2. а) жизнь народа,
б) красота,
в) гражданственность.

3. а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.

– Есть желание познакомиться с поэтом? (Ответы детей)

– А что вы хотите узнать о поэте? (Дети ставят цели).

Мы продолжаем знакомство с русской поэзией ХIХ века и говорим о жизненном и творческом пути поэта А.А.Фета. Запись темы урока.

3. Объяснение нового материала.

1) Понятие теории “чистого искусства”.

Учитель . Ребята, скажите, в каком состоянии находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? (Ответ детей)

Учитель . Верно, ребята. В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”, которая имела еще одно название-лозунг. Какое? Выберите правильный ответ. (Искусство для искусства).

А что, на ваш взгляд, сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства? Выберите правильный вариант. (Красота).

Верно, красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Прочитайте строки пушкинских стихотворений и скажите, на какие из них могли ссылаться чистые лирики. (Стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”).

Вывод, запись в тетрадь. (Записи в тетрадях стимулируют активное слушание).

2) Двойственность натуры Фета.

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт сказал о себе: “Жизнь – мой самый сложный роман”. Проследите, в чем же сложность жизненного пути поэта.

(Эпиграф должен быть осмыслен на уроке, ведь в нем заключен главный нерв лекции; это служит обучению работе над сочинением.)

Обратимся к портрету. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

3) Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.

Сообщение ученика.

Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое “превращение”.

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро и

помещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

(Запись в тетрадь.)

Учитель. И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную. Об этом периоде жизни расскажет… Сообщение ученика .

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет переезжает в Россию, в Москву, поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент “рождения поэта”. Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый “студенческий” сборник стихов Афанасия “Лирический пантеон”, который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта… (Запись в тетрадь.)

Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

(Звучит романс.)

Учитель. Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель . Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.

(Цель: учить детей приему сравнения.)

Учитель . Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.

(Прикрепляю на доске бутон розы).

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта. Слово … (Сообщение ученика).

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).

Учитель . Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает …

(Чтение стихотворения под музыку Шопена).

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Учитель . Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Учитель . Это личная жизнь поэта. А творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.

(Сообщение ученика)

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.

8) Жизнь поэта в 60-70-е годы.

Учитель. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи частоторговцев, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.

В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.

Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”. Фета не печатают.

Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.

Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.

В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта. Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о “возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.

В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”

Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…

Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Учитель . Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

Чтение стихотворения наизусть учителем .

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Учитель . Жизни ещё оставалось 14 лет, а Фету уже мерещились гробы, и он стремился в небытие. Каким вы представляете поэта? (Ответы детей.)

Вот таким мы видим поэта на закате жизненного пути. Проблемы и трудности есть в жизни каждого человека. Жизнь очень сложна, пройти, прожить ее без ошибок, дано не каждому из нас. У вас, ребята, все еще впереди, придется решать трудные жизненные проблемы, вопросы. Дай вам, Бог, суметь быть счастливыми на этой земле!

И в последние годы жизни Фету было трудно.

9) Последние годы жизни поэта.

Сообщение ученика.

В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника “Вечерних огней”. Старик Фет творит так же вдохновенно, как и в молодые годы, воспевая красоту природы и любовь, – но читательская аудитория его уже совсем не та, что раньше; его книги издаются маленькими тиражами.

Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.

Но “звездный час” поэта был в прошлом – эпоха 50-х годов ушла безвозвратно. В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему присваивается звание придворного камергера.

К концу жизни Фета начали мучить физические недуги. Сдавали глаза, он терял зрение. Стихи диктовал литературному секретарю.

21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.

10) Заключительное слово учителя.

Учитель . Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.

А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.

Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”.

Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.

Итак. Мы проследили жизненный путь поэта. Прав ли был Фет, назвав свою жизнь сложным романом? (Ответы детей.)

4. Творческое задание (рисование темы урока под музыку).

Цель: формировать восприимчивость к искусству, пробудить чувства учащихся и посмотреть, пробудились ли они.

Учитель. У каждого из вас остались какие-то ощущения после знакомства с жизнью поэта. Попробуйте эти ощущения, свое понимание темы урока выразить в красках. Просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами, символами покажите жизнь поэта, его творческий путь. И обязательно дайте словесное обоснование своей работе. А музыка любимого фетовского композитора Ф. Шопена поможет вам в этом.

Творческая работа детей под тихую музыку.

5. Подведение итогов урока.

Заканчиваем работу. Мне хотелось бы послушать словесное обоснование ваших рисунков.

(Дети зачитывают, показывают свои работы.)

Наш урок – дань памяти гениальному русскому поэту А.Фету.

6. Домашнее задание.

Знать биографию Фета по плану в тетради, в учебнике читать материалы по творчеству поэта, стихотворение Фета на выбор выучить наизусть.