Правила составления анкет. Спасибо за участие в опросе! Спасибо за тестирование в анкете

Есть множество правил, которые нельзя нарушать при формулировке вопросов. Вот некоторые из них. Правило 1. Вопросы не должны быть двусмысленными, т.е. не должны включать слов с множественными значениями и интерпретациями. Пример такого непонятного вопроса: «Каков размер Вашего дохода?». Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только доход респондента? Идет ли речь о зарплате или также и о других источниках дохода? Правило 2. Вопрос должен быть простым, без усложненных формулировок. Не следует использовать сложных терминов, которые могут быть непонятны респондентам. Правило 3. Нельзя допускать пристрастия, подталкивания респондентов к определенному ответу и начинать вопросы со слов «Согласны ли Вы?...», «Не кажется ли Вам, что?.....», «Любите ли Вы?......» Правило 4. Подумайте, не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента. Пример: «Сколько денег Вы потратили на покупку зубной пасты за последний год?». Теперь попробуйте сами подсчитать эту сумму и убедитесь в том, что на подобный вопрос ответить сложно. Правило 5. Вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций, неловкости, чувства стыда. Уважение к респонденту – одно из важнейших требований к опросу.

Конструирование анкеты

Анкета начинается с приветствия (Здравствуйте и пр.) Затем следует обращение к респонденту, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Во вводной части не стоит «давить» на респондента, используя слова «предлагаем» или «Вам предстоит». Не нужно и заискиваний, таких, как: «Вы нам очень поможете, если…». Не стоит выражать неуверенности: «Не могли бы Вы…..». Введение должно быть кратким, емким. Составив его, вычеркните все лишние слова, без которых легко можно обойтись. После введения размещаем вопросы. Сначала идут легкие и интересные вопросы, затем – сложные, в конец анкеты, когда респондент уже устал, можно поместить несколько простых или интересных вопросов. Если инструкции во вводной части недостаточно, можно давать дополнительные инструкции при особо сложных вопросах. При необходимости в анкету помещаются вопросы-фильтры. Это вопросы, которые позволяют отсеять тех респондентов, которые не могут дать нужную информацию. Последними в анкету помещаются вопросы о самих респондентах, их поле, возрасте, уровне доходов и т.д. Заключительная часть анкеты – это благодарность респонденту за участие в анкетировании. При составлении анкеты желательно также соблюдать несколько правил. Правило 1. Ясность, четкость формулировок, краткость и вопросов и ответов. Правило 2. Литературный язык анкеты. Не нужны просторечия, недопустим сленг, например, использование слова «берете» вместо «покупаете», «штаны» вместо «брюки» и пр. Правило 3. Учет особенностей аудитории. Если аудитория состоит из обычных покупателей, для них составляют простую анкету. Анкета для руководителей может содержать и некоторые сложные термины. Правило 4. Соблюдение нейтралитета исследователя. В анкете не должно быть никаких намеков на то, что исследователь хочет получить определенного рода информацию для подтверждения своих гипотез. Нужно узнать мнение респондентов. Свое мнение исследователь сам хорошо знает, для его подтверждения не надо проводить опросы. Правило 5. Анкеты должны быть отпечатаны на белой бумаге хорошего качества. Они оформляются в деловом стиле, т.е. без каких-либо украшений. Всю анкету желательно разместить на одной странице. Если все же необходим перенос, нельзя разделить вопрос и ответы или перечень ответов, перенося их на другую страницу. Вся конструкция вопроса размещается на одной полосе. Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках (для удобства обработки и самоконтроля опрашиваемого). Желательно применять разнообразные шрифты и непременно разнообразную верстку вопросов и вариантов ответов. Разными шрифтами набирают: вводные замечания к серии вопросов, сами вопросы, инструкцию как отвечать, варианты ответов.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип : вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий --- в конце соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены...чем-либо" и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип :- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип : касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".

Всем доброго времени. На связи Сергей!

Сразу хочу поблагодарить всех моих подписчиков и посетителей сайта, которые приняли участие в . Очень много интересных ответов я получил. И вообще, очень здорово, что 2 месяца назад я решил сделать этот Опрос ! Теперь давайте немного деталей и подробностей.

Для тех, кто не в курсе или забыл я напомню. На страницу я добавил форму, где у нас и по сей день имеется 5 вопросов. Вот они:

Как Вас зовут?
Какая проблема с компьютером волнует Вас на данный момент?
Что на первый взгляд нужно поменять на сайте?
Готовы ли Вы платить мне за решение проблем с Вашим компьютером?
Ваши пожелания для автора или сайта!

Я выбрал именно эти вопросы, чтобы понять, какие новые нужно написать в первую очередь, какие изменения стоит внедрить на сайт и есть ли резон в платных услугах. Что-то в этом роде!

В итоге в Опросе приняли участие почти 200 человек и первое что я понял, это то, что пользователи хотят больше информации по . Далее, я понял, что по дизайну и удобству на сайте большинству всё нравится и ничего менять не нужно. Но несмотря на это я немного освежил дизайн на сайте, так как эти задумки у меня были уже давно, об этом расскажу в отдельной статье.

Кстати, я заметил, что видео-уроки Вам тоже нравятся. Ну, не зря я значит веду и даже посвятил этому отдельную статью. Так вот, что касается видео. Некоторые пишут примерно следующее: "Сергей, тебе нужно более медленно и чётко излагать материал на видео "!

Такой и подобные комментарии я слышу не первый раз. Но должен Вам сказать, что моя подача материала позволяет в максимально коротком видео выдать полезную информацию, которую некоторые излагали бы часами. Например, мой урок по установке Windows 7 с флешкки, длится 7 минут и полностью раскрывает тему. Но я бы мог его сделать и на 40 минут, рассказывая всё ооочень медленно. Но тогда бы мало кто вообще досматривал его до конца!

У меня есть старые видео, в которых я рассказываю всё очень медленно и с длинными паузами. И там я до сих пор встречаю комментарии, что дотошно меня слушать!

В своих новых видео я стараюсь без воды как можно быстрее обучить пользователя той теме, которая его интересует. Ведь это же видео ! Его можно поставить на паузу, перемотать если что-то упустил или пересмотреть заново, если что-то забыл.

К тому же, самое главное это то, что у меня всегда вместе с видео-уроком идёт и текстовый вариант. То есть я записываю видео для своего Ютуб канала ИНЕТКОМП , а для сайта я пишу точно такую же статью с кучей картинок и подробным изложением. Поэтому здесь проблем быть не должно!

Вернёмся к Опросу!

Без негатива в Опросе не обошлось. Были как нехорошие отзывы, которые неприятно было читать, а были и те, которые повеселили. Например, среди пожеланий для автора и сайта было следующее: "Убери чёртову рекламу ".

Но больше всего, конечно же хочется показать хорошие ответы. Вот несколько примеров:

Большое спасибо за участие в Опросе!

НЕБОЛЬШОЙ ОФФТОП! Спасибо за реакцию на рассылку. Недавно сервис рассылок Смартреспондер прекратил своё существование, в общем полностью закрылся. Я нашёл для себя новый сервис рассылок и перенёс туда всех своих подписчиков! Чтобы быть уверенным, что всё прошло успешно, в своём первом письме я попросил Вас в ответном письме сообщить, что всё ОКЕЙ и письма доходят. Я получил массу писем!

Спасибо всем, кто откликнулся!

На этом всё, спасибо за внимание. До встречи в новых видео и статьях!

P.S. Третье фото, это кадр из моего нового видео. Если кто не смотрел, вот ролик:

Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п. Однако нередко, прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов, и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на сво-
бодном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

АНКЕТА (для студентов)

Уважаемый респондент!

● мужской ● женский

2. Возраст: _____ лет

3. Закончил(а) школу в 20___ году

4. Сдавали ли Вы ЕГЭ по ИЯ?

● да ● нет

5. Как Вы относитесь к введению третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ?

● скорее против, чем за

● однозначно за

● скорее за, чем против

6. Как Вы относитесь к системе ЕГЭ в целом?

● положительно ● отрицательно

7. К каким позитивным последствиям, на Ваш взгляд, приведет введение третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ? (предложите свои варианты или воспользуйтесь предложенным списком; около выбранных вариантов проставьте приоритеты от 1 – самый высокий)

ü повышение знаний ИЯ

ü улучшение программ

ü повышение конкурса на специальности, связанные с ИЯ

ü повышение языковой культуры

ü повышение коммуникационных возможностей

ü свой вариант

____________________________

8. К каким негативным последствиям, на Ваш взгляд, приведет введение третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ? (предложите свои варианты или воспользуйтесь предложенным списком; около выбранных вариантов проставьте приоритеты от 1 – самый высокий)

ü «лишний» экзамен

ü неподготовленность учителей

ü дефицит учителей в сельской местности

ü «лишний» репетитор

ü увеличение числа выпускников, не сдавший ЕГЭ по ИЯ (не получивших аттестат)

ü система «натаскивания» на задания ЕГЭ

ü увеличение нагрузки выпускника при подготовке к ЕГЭ

ü психологический фактор «принуждения» к сдаче ЕГЭ по ИЯ

ü свой вариант

____________________________

БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!


АНКЕТА (для родителей)

«Последствия введения третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку»

Уважаемый респондент!

20 июня 2012г Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, подписанный министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, был опубликован в «Российской газете» и вступил в действие. Одним из новшеств стало введение третьего обязательного ЕГЭ (помимо русского языка и математики) по иностранному языку (ИЯ). В РФ сдают 4 ИЯ: английский, испанский, немецкий и французский.

Я предлагаю Вам стать участником опроса по проблеме «Последствия введения третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку». В этой анкете Вам будет задан как ряд закрытых вопросов, то есть каждый из вопросов сопровождается набором вариантов ответов, так и ряд открытых вопросов, где Вам необходимо будет написать свой вариант. Внимательно прочтите вопрос, выберите тот вариант, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению, и обведите его кружком. Опрос полностью анонимный, подписывать анкету не нужно, а полученные данные будут использованы только в обобщенном виде.

● мужской ● женский

2. В каком(-их) году(-ах) закончит(-ат) школу ваш(-и) ребенок (дети)?

В 20___ году В 20___ году В 20___ году

3. Как Вы относитесь к введению третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ?

● скорее против, чем за

● однозначно за

● скорее за, чем против

4. Как Вы относитесь к системе ЕГЭ в целом?

● положительно ● отрицательно

5. К каким позитивным последствиям, на Ваш взгляд, приведет введение третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ? (предложите свои варианты или воспользуйтесь предложенным списком; около выбранных вариантов проставьте приоритеты от 1 – самый высокий)

ü повышение знаний ИЯ

ü улучшение программ

ü появление/увеличение количества пробных экзаменов по ИЯ

ü улучшение качества преподавания

ü повышение языковой культуры

ü развитие общей эрудиции выпускника

ü свой вариант

____________________________

6. К каким негативным последствиям, на Ваш взгляд, приведет введение третьего обязательного ЕГЭ по ИЯ? (предложите свои варианты или воспользуйтесь предложенным списком; около выбранных вариантов проставьте приоритеты от 1 – самый высокий)

Уважаемые преподаватели, сотрудники и аспиранты!

Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского оформляет подписку на зарубежные и отечественные электронные ресурсы на 2014 год и просит Вас принять участие в ее формировании.

Благодарим за участие в опросе!

    Используете ли Вы в своей научно-образовательной деятельности электронные сетевые ресурсы, доступ к которым приобретает университет?

2. Соответствует ли подписка университета на электронные ресурсы Вашим научно-образовательным потребностям?

а) не соответствует

б) соответствует частично

в) полностью соответствует

г) затрудняюсь ответить

3. Какими из ниже перечисленных электронных ресурсов Вы пользуетесь и насколько интенсивно?

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

интенсивно (несколько раз в неделю)

регулярно (несколько раз в месяц)

эпизодически (не более 1 раза в месяц)

крайне редко (несколько раз в год)

вообще не использую

БиблиоРоссика

Консультант студента

Электронная библиотека диссертаций (РГБ)

Базы данных Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН)

Электронные летописи РКП

ЗУРУБЕЖНЫЕ РЕСУРСЫ

American Chemical Society (ACS)

ABI/INFORM Complete компании ProQuest

American Institute of Physics (AIP)

American Physical Society (APS)

Beilstein Journal of Organic Chemistry (BJOC)

Cambridge University Press

Computers & Applied Sciences Complete (CASC)

Elektronische Dissertationen der Ruhr-Universität

Elsevier (Science Direct)

Institute of Physics (IОP)

Journal Citation Reports

Journal of the Physical Society of Japan (JPSJ)

JSTOR Plant Science

Nature Publishing Group (NPG)

Optical Society of America (OSA)

ORF eContent library

Oxford University Press

ProQuest Digital Dissertations and Theses (PQDT)

Royal Society of Chemistry

Sage Journals Online

SPIE Digital Library

The Beilstein Journal of Nanotechnology

The New England Journal of Medicine

United State Patent and Trademark Office (USPTO)

Zentralblatt MATH

Directory of Open Access Journals (DOAJ)

Журналы открытого доступа

4. Какими из ниже перечисленных ресурсов Вы пользовались в режиме ознакомительного (тестового) доступа.

Ресурсы в тестовом доступе

Ресурс не представляет интереса

Ресурс представляет интерес, необходимо оформить подписку

Journal of Visualized Experiments (JoVE)

World Scientific Publishing

South Asia Archive

Электронная библиотека издательства "Лань"

ISPG (The Independent Scholary Publishers Group

Wolters Kluwer Health на платформе OvidSP и 3-D Анатомический атлас компании Primal Pictures

Library PressDisplay

The Journal of Bone and Joint

World Scientific Publishing

Обзор СМИ

Университетская библиотека

Nature Reviews Neuroscience

Nature Neuroscience

Business Source Complete

Econlit with Full Text

Applied Science & Technology Source

Emerald Engineering

Emerald Management eJournals

Electronic Book Series Collections

Электронная библиотека ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ГРЕБЕННИКОВ»

Euromonitor International

ProQuest SciTech Collection

ProQuest Research Library

ProQuest Social Science Journals

ProQuest Religion

ProQuest Education Journals

ProQuest Career & Technical Education

Arts &Humanities Full Text

Literature Online

ProQuest Psychology Journals

5. Перечислите электронные ресурсы, отсутствующие в списке (см. вопросы 3 и 4), которые необходимы Вам для работы и, по вашему мнению, должны быть в подписке университета

__________________________________________________________________________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

    Институт/факультет ___________________________________________

________________________________________________________________

    Должность: __________________________________________________