Плетение из лозы и лыка. Плетение из лыка

Плетение из лыка - одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение, или «прямая решетка».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык - от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.

О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.

Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках.

С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 - 2 см.

В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей.

В наши дни лапти - отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый - практический - интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

Приобретает лапоть и символическое значение - представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть».

Кто же плетет современные лапти? Прежде всего кильмезские мастера, сотрудничающие с благотворительым фондом «Народный дом», - Екатерина Ивановна Рухлядьева, Михаил Васильевич Медведев, Герман Михайлович Анисимов. Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение.

Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей - этой легкой и дешевой обуви - получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками). Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников - «на выход» - предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей. В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их - на продажу в качестве сувениров.

Глава 1

ЧУДО-МАТЕРИАЛ

Чудо-материал - это сказано про ивовые прутья. Казалось бы, что можно сделать из тонких стебельков? Один конец у него толстый, другой сходит на нет, весь покрытый корой, на что годится такой прут? Однако умельцы приметили в ивовых прутьях редкое сочетание гибкости и упругости. Используя эти качества, люди научились плести из прутьев множество самых разных по форме и назначению изделий. Из гибких очищенных от корья прутьев можно сплести корзиночку, удобную для сбора лесной земляники или малины. С корзинами большого размера хорошо ходить по грибы. Настоящий грибник никогда не отправится на "третью охоту" с полиэтиленовой или какой другой сумкой, - только с корзинкой. Ее можно поставить на землю и, не спеша, собирать попавшие на глаза рыжики и маслята, разгребать листву, добывая спрятавшиеся в ней черные грузди. В корзине они не помнутся, как бывает в сумке, где нежные сыроежки превращаются в труху.

Корзины незаменимы при уборке картофеля. Эти корзины так и называются картофельные. В корзину удобно положитьлюбые покупки, особенно яички и бутылки с молоком. Бывают корзины для бумаг, которые ставят возле письменного стола. Есть корзины цветочные. Их ставят перед торжественно накрытым столом по случаю юбилеев. Мастер, сотворивший эти корзины с высокими ручками, затерянными среди цветов, и сам как бы присутствует на том торжестве. Корзины поменьше цветочных служат для показа товаров в витрине.

Бывают очень большие корзины - кормовые шеверни. В них дают корм коню, переносят полову, щепу и стружку.

Из лозы плетут сухарницы, вазы для печенья и конфет. Хорошо сработанная вазочка может украсить любой праздничный стол. Чего еще можно сплести из лозы? Лозой оплетают кузова возков и тарантасов. Для больших саней-розвальней плетут съемные короба с глухим передком и небольшим загибом сзади. Такие сани хороши для перевозки мелких грузов - не растеряешь. Делают из лозы легкую и сравнительно дешевую дачную мебель - комплектами: столик и четыре кресла. Плетут детские санки и коляски, оплетают начавшие шелушиться цветочные горшки, и от этого они становятся более красивыми, чем были новые.

Да мало ли чего можно сплести из лозы, например, солнце! Как? Об этом мы вам расскажем.

ДИКОРАСТУЩАЯ ИВА

Поскольку книга адресована начинающим корзинщикам, не успевшим еще обзавестись своими плантациями ивы, мы расскажем, где и какую иву искать в дикой природе.

Для плетения корзин годятся только однолетние и двухлетние побеги ивы - длинные, тонкие, гибкие. Семейство ивовых очень многочисленно. У нас в России насчитывается около 160 видов, на планете Земля - более 600. Некоторые виды ивы имеют народные названия: ветла, верба, краснотал, плакучая ива. Прутья не всякой ивы годятся для плетения. Мастер иногда горюет: "Негде заготовить прутья". "Да вон этого добра - хоть пруд пруди", - скажет несведущий. Действительно, зарослей ивняка можно встретить сколько угодно, но прутьев, годных для поделок, найти трудно. Подойдешь иногда к ивовым кустам поближе, вглядишься попристальней; все побеги короткие, узловатые, закудрявлены отростками. Только где-то в середине куста опытный глаз отыщет два-три почти безлиственных прута, годных для плетения. Остальные в лучшем случае могут пойти на устройство греблей и гатей.

Так где же нарезать прутья? А их на одну корзину нужно около двухсот штук. Ищите ближе к воде, в тех местах, где были вырубки. Там "проклевываются" и за один год вырастают длинные, гибкие прутья. Ищите там, где прошли мелиораторы. На днищах и берегах оставленных ими канав, бывает, растут хорошие прутья. Но больше всего - хоть косой коси - прутьев найдете там, где земснаряд чистил русло реки, выбра­сывая пульпу в прилегающие овражки и низинки, заросшие ивняком. Пульпа "хоронит" кусты ивняка. Но через некоторое время его неистребимая тяга к жизни пробивается на свет. И в этих местах особенно высок урожай высококачественной лозы, выросшей на удобренной донным илом почве.

Приметив такую "плантацию", мастер наблюдает за ней, следит, чтоб не упустить момент, когда лоза поспеет, то есть тот срок, когда наиболее ранние и мощные прутья начинают обрастать ответвлениями. Тут приходите с острым ножом и режьте, предвкушая радость минуты, когда эти гибкие прутики вашими руками будут превращаться в корзиночки и вазочки, вот такие, этакие и такусенькие. Режьте, не думая о том, что вы губите живую природу. Дело в том, что ивняк имеет свойство куститься еще пуще после каждой "жатвы", как борода волшебника. Ведь вы режете не в черте города, а на месте засыпанного урочища. И помните, если вы не срежете прутья сейчас, то на будущий год они в большинстве своем закудрявятся и станут негодными для плетения мелких изделий.

Прежде чем срезать прут, попробуйте его на гибкость, наматывая на указательный палец. Если прут не надламывается, а это почувствуют пальцы, можете срезать. Кстати, вы почувствуете, как прут туго обожмет ваш палец, так что долго не держите. Испытание не выдерживают чаще всего прутья с крупными широкими листьями. Такие прутья тоже могут пригодиться, например, для большой (картофельной) корзины, которая плетется из неочищенных прутьев. Проведите второе испытание: обвейте вокруг пальца очищенный прут. Без коры они бывают более ломкими. Лучшими прутьями считаются растущие непосредственно из земли или от низко расположенной ветки. Такие прутья очень длинные, гибкие и почти без листьев. А это значит, после очистки они всегда гладкие.

Срезать прут надо острым ножом у самого основания с одного маху.

Побеги других кустарников бывают тоже довольно длинные и кажутся гибкими. Именно кажутся, а на самом деле хрупкие. Только в зарослях черемушника можно найти прутья-однолетки годные для основы. Но маленькую вазочку из таких не сплетешь.

Нарезанные прутья надо очистить от листьев и рассорти­ровать. Присядьте где-нибудь на бережку оврага и поработайте. Листья легко отрываются от стебля, если скользить пальцами от вершины к комлю. Попутно раскладывайте в кучки по назначению. Самые длинные и гибкие - на ручку, десятка полтора. Еще штук сорок покрупнее отложите на основу. Остальные пойдут на уток. На одну корзину надо заготовить примерно двести прутьев. Это и на маленькую и на большую одинаково. Корзиночка маленькой получается не от того, что на нее потрачено меньше прутьев, а потому, что для маленьких изделий берутся тонкие прутики, но в том же количестве.

Никогда не рассчитывайте с точностью до одного прута, особенно для основы. В процессе плетения прутья ломаются, их приходится отбрасывать. При подготовке основы тоже бы­вают отходы.

Если вы решили сплести много, скажем, пять-семь корзин, тогда точного подсчета не требуется, а если одну, то желательно подсчитать, чтобы не заготавливать лишнего и не идти на заготовку снова в случае нехватки нескольких прутьев.

ВЫРАЩИВАНИЕ ЛОЗЫ

Поиски дикорастущих прутьев утомительны и не всегда завершаются успехом. Для грубых корзин еще что-то найдете, а для белого товара не всегда посчастливится нарезать. И это некоторым наскучит. Но если у вас появилось желание овладеть ремеслом корзинщика, то вы непременно займетесь выращиванием лозы. Дело это не хитрое и не слишком трудоемко.

Вы, наверное, замечали: на вырубках кустарников от корней и пней, оставшихся в земле, всегда вырастают молодые побеги. Но это еще не плантация лозы. Среди побегов могут оказаться прутья других, не ивовых пород, а ивовые не те, какие надо, они могут оказаться с рыхлой древесиной и большой сердцевиной. Такие не пригодны для плетения, Корзиночники, собранные в малые предприятия, и одиночники сажают и выращивают лозу. Находят косогоры и буераки, непригодные для возделывания сельскохозяйственных культур, и сажают. Труд невелик, зато потом не будете терять времени в поисках лозы. Придете на свою плантацию и нарежете хороших прутьев, с которыми приятно работать.

Нужны саженцы. Где их взять? В прошлом веке и в начале двадцатого (до революции) саженцы ивы можно было купить в лесопитомниках. Они были даже предметом экспорта. Англичане, например, где плетение из дозы поставлено на широкую ногу, саженцы ивы красиоцвет завозили из Франции. Русские корзинщики могли заказать в лесопитомниках черенки каспийской песчаной ивы, которую еще называют красной вербой, и белотал. А обыкновенную корзиночную добывали в центральных губерниях. Наиболее ценные породы, как красноцвет и белотал, к сожалению, чувствительны к холодам. Зато обыкновенная корзиночная чувствует себя хорошо во всех широтах, даже у самого Полярного круга. Конечно, не в открытой тундре, а по берегам рек и речушек.

Когда-нибудь и наши лесопитомники будут продавать черенки ивы. А пока заготовим сами,

Черенки для посадки берут с тех кустов, среди которых - в этом вы должны убедиться - растут длинные, гибкие и не убежистые прутья. Длина черенков 20-40см. Она зависит от почвы. Для посадки на песчаных почвах берут подлиннее, а на влажных и плодородных - покороче.

На черенки срезают побеги однолетние и двухлетние. Самые верхушки отбрасывают. Заготавливают и сажают их ранней весной до начала сокодвижения или поздней осенью, когда сокодвижение прекращается. Осенние заготовки могут перезимовать, укрытые мхом и снегом. Весенние сразу же и сажают.

Черенки можно нарезать из более толстых прутьев, но в этом нет необходимости. Кроме увеличения массы это ничего не дает.

Ива очень крепко хватается за землю. Один крестьянин решил обнести огород изгородью. На колья он взял крупные сучья ивы, спиленные поздней осенью. Весной забил их в землю толстыми концами вниз. И они - все до единого - зазеленели молодыми крупнолистными побегами. Прошло время, над кольями появились шапки прутьев. Года через три прутья превратились в длинные палки, ровные, как на подбор, годные для каркасов плетеной мебели. А колья, казавшиеся поначалу не слишком устойчивыми, крепко схватились за землю. Год от года они делались все толще и стали уже не кольями, а столбами, надежно державшими изгородь. Вот какая жизненная сила у ивы! По способности к вегетативному размножению она занимает одно из первых мест.

Саженцы готовы. Место для посадки выбрано. Берите топор (он вам пригодится срубить мешающие кусты), лопату, которой срежете кочки и засыплете ямки. И еще вам понадобится дырокол. Не тот дырокол, которым прокалывают бумаги перед подшивкой в дело, а стальной пруток длиной в полметра и толщиной 8-10 мм. Один конец заостренный, другой загнут под прямым углом - это ручка дырокола. Ее можно обмотать тряпкой. А еще лучше сделать деревянную насадку в виде буквы "Т". Этот инструмент вам поможет делать отверстия для заглубления саженцев.

Посадка производится рядками. Междурядия держите 40-50 см. В рядке сажайте через 15 см друг от друга. Но это если сажаете весной, а урожай собираетесь снимать поздней осенью, а если хотите вырастить лозу для плетения мебели, то расстояние между саженцами увеличьте вдвое (до 30 см). Убирать ее будете через 2-3 года. Дырки в земле для заглубления черенков можно делать вертикально, но лучше с наклоном в 45 градусов - все в одну сторону и поперек рядка. Саженцы втыкаются в отверстия заподлицо с землей. Земля вокруг утаптывается. Не допускайте, чтоб глубина отверстия превышала длину саженца. Лучше наоборот. Иначе под нижним концом саженца останется пустота. Это не желательно. В рыхлую почву можно втыкать и без дырокола. Поглядывайте, чтобы не было саженцев без почки.

Большого ухода посадки не требуют. Можно порыхлить землю вокруг проклюнувшихся всходов, убрать сорняки, присыпать землей, если иные побеги оголены водой.

У лозы есть злой и беспощадный враг. О нем надо помнить еще при выборе участка. Химические и прочие средства борьбы с этим вредителем бессильны. Потому что это - козы! Если они пасутся где-то поблизости, то ваша плантация будет уничтожена начисто. Молодые побеги ивы для коз - лакомство. Бывает, нападают и другие вредители, но это случается редко.

Конечно, на вашу плантацию может придти "чужак" и, опередив вас, срезать прутья, возможно, даже не догадываясь, что пользуется чужим трудом. А иной и позарится. Ведь воруют картошку в поле. Но этим чаще занимаются бродяги. Они продают картошку на базаре и покупают водку. Таким прутья не нужны. А те, кому они нужны, люди трудолюбивые, уважение к чужому труду у них в крови.

Убирать лозу надо ежегодно поздней осенью или ранней весной. Срезать все до единого прутика острым ножом, оставляя пеньки по 3-5 см. Мы подчеркиваем; все и острым ножом. Пенек, размочаленный неумелой резкой, будет болеть, что отразится на будущих побегах. Неубранные побеги на следующий год закудрявятся. Они будут пригодны только для грубых корзин.

На следующий год лозы у вас будет в 2-3 раза больше, так как корневая система станет более мощной. Лет до восьми урожай будет повышаться, потом пойдет на убыль. Но при правильном уходе, подкормке.некоторые корзинщики пользуются плантациями по 30-40 лет. Так что есть смысл посадить лозу. Если бы мы сразу повели разговор о выращивании лозы, а не о заготовке той, которую, как говорится, Бог послал, то у некоторых нетерпеливых отпала бы охота стать корзинщиком. Но теперь вы убедились, что выращивать лозу гораздо целесообразнее, чем искать ее, рыская по мочежинам. А главное, вы получаете такой материал, про который раньше говорили: "Сам бы ел, да деньги надо".

Если вы решили овладеть ремеслом корзинщика, то попробуйте в первый же год заложить хоть маленькую плантацию лозы. Посадите черенки разных пород, запомните, где какие посадили. У вас накопится некоторый опыт. Потом вы будете действовать увереннее.

ПОДГОТОВКА ПРУТЬЕВ К ПЛЕТЕНИЮ.

С заготовленными прутьями надо работать. Очищать от листьев, пожалуй, не потребуется, поскольку весной вы срежете до появления почек, а с осенних прутьев листья уже облетят. Рассортируйте их по толщине, длине и внешнему виду. Прутья надо просушить, чтобы древесина не потеряла своего естественного цвета. Расстелите их не толстым слоем где-нибудь под крышей, а в хорошую погоду на солнышке. Можно просушивать и стоймя, но не следует комлями ставить на землю: прутья потянут сырость, придающую им серовато-грязноватый оттенок. Какое-то количество, сообразуясь со временем и силами, поставьте мочить,чтобы приготовить к плетению. Без мочения не снимите коры, поскольку срезка была в период остановки сокодвижения. Но если не терпится начать работу, то возьмите прутья второго сорта и плетите из неочищенных от корья.

Мочат прутья в какой-нибудь старой посудине: в бочке, окоренке, ушате. Рыхло связанные пучки ставят в посудину комлями вниз и заливают комнатной водой не до верху, а сантиметров на 15-20. Это спровоцирует сокодвижение. Поэтому горячая вода не ускорит, а испортит дело. Вы оживляете прут. Даже зимой в теплом помещении пробуждается сокодвижение. Вода должна быть чистая, без примесей каких-либо растворов. Грязноватая вода окрасит прутья в сероватый цвет. Проследите, чтобы прутья не "выпили" всю воду. Такое случается. Добавьте, если воды осталось мало. С прутьями происходит то, что бывает с веточкой тополя, когда вы приносите ее домой и ставите в бутылку с водой. Заметьте, не всю погружаете, а только толстый конец. У ветки набухают почки, появляются листья, а иногда, если долго держать, появляются и корни. Одна девочка так вырастила стройный тополек. Ива в этом отношении не уступает тополю.

Итак, комли прутьев погружаем в воду. Через 10-15 дней попробуйте очистить пару прутьев. Если кора отходит плохо, то пусть помокнут еще не­сколько дней, а если и после этого прутья не чистятся - придется их кипятить часа два, не менее. Это довольно неприятное дело. В больших мастерских прутья кладут в деревянные короба и обрабатывают горячим паром.

Вам это не доступно. Поэтому такие прутья лучше не чистить, а пустить их на грубые корзины, которые пригодятся для уборки картофеля, для походов по грибы.

Очищенные прутья просушивают и кладут на хранение под навес. Перед плетением их снова мочат. Но уже не только комельки, а все прутья целиком.

Очистка прутьев от корья. Весной, когда тронется сок, прутья чистятся легко. Снимать кору лучше с вершины к комлю. Надо острым ножом чиркнуть от комля к вершине. Брызнет сок, а на лезвии ножа закудрявится сдернутая кора. Крепко на нож не нажимайте, чтобы не разрушить древесину прута, от чего она делается ломкой. Затем, отступя на четверть от верхушки, вылущите белый стебелек из коры, просуньте между корой и стеблем палец и вылущите прут из коры в сторону "хвостика". Потом можно вылущивать и в сторону комля. При этом не надо загибать кору на 180 градусов, чтобы она не оборвалась.
Прутья, лишенные коры, быстро высыхают и становятся ломкими. Поэтому не надо чистить все прутья сразу, а только по мере надобности. Поручите это дело помощникам, которые любят сидеть рядом и смотреть, что вы делаете. А вот на основу корзины, которую вы решили сейчас плести, надо начистить сразу штук сорок, так как она заводится на одном дыхания. Но это относится, повторим, только к тому случаю, когда рука зудит начать плести немедленно. В других случаях очищенные прутья просушиваются и кладутся на хранение. С ними можно работать всю зиму.

К плетению готовятся целые прутья и расколотые на 2-3-4 части. Кроме того, надо еще приготовить лучки, шаблоны. Для этого потребуется инструмент. Какой? Об этом мы расскажем в главе "Инструменты и приспособления".

ВСПОМНИМ СТАРИНУ

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", или: "Да это как лапти плести". Насчёт пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела — оставь ещё на часок потомиться, перепрела — стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плёвым делом я бы воздержался.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

Форма и приёмы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут ещё бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечёвками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи вёрст.

Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своём домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдётся, а кочедык придётся сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чём вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Ещё проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Потребуются ещё колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А ещё проще из пенопласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъёмные (рис.158). Разъёмную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъёмной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и полезное дерево, любимое пчёлами. Липовый цвет — прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трёх плотно стоящих, вы не нанесёте ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться на простор.

" Мы тоже не лыком шиты". — Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку". — Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". — Взял плохое вместо хорошего.

"Надрал лыка". — Строго расправился.

"Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, ещё не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идёт старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол её должен быть тоньше чайного стакана — в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, и до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трёхгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают её, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелёк, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трёх стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными ветками — прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из лутошек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придётся замочить в ведёрке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование — ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведёт не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твёрдо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвёт лыко пополам, то ничего не поделаешь, придётся делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтесь этим случаем, срежьте тут клин, устраняющий косину.

Потом всё нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвёртая — с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стёсывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продёрнутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру — верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырёх.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнём с бахилы. Кто сплетёт бахилу, тот запросто сплетёт и лапоть.

Мы всё время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть её совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Вам важно овладеть вначале древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетёте, когда окажетесь в краях, где растёт липа. Сплетёте уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заострённые концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели тёмным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идёт о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приёмы ничем не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплётка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырёх лык. Все наши рисунки построены на четырёх лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Берём два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплётку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетётся в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть — в двенадцать). Берите поочерёдно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетёте вы правильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого края. Не надо слишком перетягивать, но и не давать слабинку. И ещё вы заметите, что проплётку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплётка довольно длинная. Пора на неё ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплётки должен быть чуточку — на поллыка — длиннее колодки. Если не хватает — добавьте, лишнее — расплетите.

Так, проплётка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролётку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплётки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.

Когда переплёте поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите верхние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведёт это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придёт с противоположной стороны. Ещё раз пройдите глазом по дорожке и уж тогда поддевайте кочедыком. Если тут ошибётесь, то пятка получится косая. И дальше всё пойдёт наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплётке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).

Задник сплетён. Теми же лыками плетём бока бахилы.

Берём крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальными тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на своё ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперёд. Третье лыко переплетается с четвёртым и ещё с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберётесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетётся в две цены.

Носок и задник сплетены. Но ещё на боках остаются не переплетёнными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести ещё по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетём нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткое лыко, продевается новое. Продёргивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Когда проплетёте все концы от края до края, резберётесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые "просятся" на незаплетённые бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остаётся навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать ещё цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придаёт красоту бахиле.

Пятка укрепляется вторым наплетём до определённого места с поворотом вправо или влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.

Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы всё поймёте с полуслова. Подготовка лык и плетение проплётки идёт точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплётка плетётся широкая.

В плетении проплётки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повёрнута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплётки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевёртываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повёрнуто той же стороной. При этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завёрнутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплётки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать) лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиваться хорошая защита. Лыко, сплетённое в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлёпанец, настоящий домашний шлёпанец. Но ведь в шлёпанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи вёрст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплётке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплётки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплётки отдельным хорошо промятым лыком.

Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнёте обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок "похудеет". Добавьте концов. Не допускайте, чтобы "худоба" пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы.

Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надёжности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплётки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплётки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплётке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остаётся сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте верёвочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи (портянки).

Вот вы и сплели лапоток, а ещё раньше бахилочку. Они не во всём удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится.

Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Ещё реже - бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить верёвочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: "лакированные лапти" вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далёкой истории.