Мак карри. Стив маккарри

Стив МакКарри — невероятно талантливый мастер фотографии. Он стал известен всему миру благодаря фотоснимку с удивительными зелеными глазами, которую художник запечатлел объективом своей камеры в лагере беженцев в Пакистане в период Афганской войны.

Выставка в России

С сентября по ноябрь 2015 года свои замечательные работы представил и российскому зрителю известный фотограф Стив МакКарри (выставка — СПб, Дворцовая площадь).

Демонстрация его работ была подготовлена Эрмитажем (отделом современного искусства) в рамках существующего проекта под названием «Эрмитаж 20/21», который был призван изучать, собирать, и выставлять все виды искусства 20 и 21 веков.

Простота и в то же время выразительность свойственны работам этого удивительно талантливого художника.

Подробнее об этой выставке будет рассказано чуть ниже.

Стив МакКарри и его работы

«Афганская Мона Лиза» — не единственный успешный снимок фотографа. Их у него огромное множество.

Американский фотожурналист получил всемирную известность и признание благодаря запоминающимся классическим репортажам. Больше 20 лет Стив работает для американского журнала National Geographic и для других не менее известных изданий. Этот мастер своего дела обладает удивительной способностью оказываться всегда в нужном месте и именно в нужное время.

Особое место занимают работы МакКарри, сделанные в Нью-Йорке 11 сентября. Перед самым терактом он весь месяц прожил в Азии и вернулся в Америку как раз накануне. Он снимал на свой фотоаппарат все, что происходило, при этом скрываясь от определенных представителей власти. На снимках его наглядно отображаются масштабы произошедшей ужасной трагедии.

Что говорит фотограф о своей работе

Самое главное для Стива — быть очень внимательным к любому человеку, быть последовательным и серьезным в своих намерениях. Только в этом случае снимок получится искренним.

Фотограф очень любит внимательно наблюдать за людьми. Ему кажется, что именно лицо человека может рассказать многое.

Американец Стив МакКарри в своей серии работ Where We Live («Где мы живем») демонстрирует трогательное путешествие по разным домам всего мира. В первую очередь свое внимание он сосредотачивает на бедных и очень скромных домах и семьях, живущих в них. Он показывает своими работами, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, каждая из семей или личностей добродушна и трогательна.

По словам мастера, он не ищет славы там, где царствуют несчастья и горе. Он просто хочет запечатлеть этот момент и донести до всех людей, что есть и такая жизнь, жизнь в нужде и страданиях. Он считает, что, в общем, существование человеческое невероятно трагично, и в периоды военных действий происходит переоценка всех ценностей. На задний план отходят успех, благополучие и карьера. Главными становятся семейное счастье и здоровье, и при этом основным является желание выжить во что бы то ни стало.

Давая интервью, МакКарри обычно говорит, что у него совсем нет ощущения, что он знаменитость. Связано это с тем, что люди знают не его, а в основном только лишь снимки.

Экспозиция под именем знаменитого американского фотожурналиста была представлена более чем 80 его работами. Как уже было сказано выше, наиболее запоминающаяся из них — фотопортрет девочки из Афганистана. Этот неповторимый своей невероятной пронзительностью снимок, не оставляющий ни одного зрителя равнодушным, был признан самым узнаваемым образом.

Главная тема в представленных на выставке работах — конфликты военные, редкие исчезающие народы, современный мир и древнейшие традиции. Каждая картина его представляет собой историю жизни человека, его взгляд на все происходящее вокруг.

Выставка «Стив МакКарри. Момент беззащитности» продемонстрировала российскому зрителю всю правду жизни в лицах простых, обычных, порой беззащитных людей, ищущих справедливость и выход из сложившейся ситуации.

Множество удивительных снимков сделал за весь период своей профессиональной деятельности Стив МакКарри. Эрмитаж представил большую часть его лучших работ. Через лица людей, ставших невольными свидетелями тех или иных событий и катастроф, художник пытался показать их невероятные страдания, жестокость и насилие, перенесенные ими.

В центре внимания — история жизни человека и его взгляд и отношение на все происходящее. Таким своеобразным способом художник демонстрирует страдания, обездоленность и опустошенность людей, ставших невольными участниками разных трагических событий.

Дар Эрмитажу

Выставка «Стив МакКарри…» (Эрмитаж) стала знаменательным событием для всей России. После её окончания все работы художником были подарены в музей (отдел современного искусства), где они станут ещё более ценным материалом, который отражает настоящие эмоции, состояние и чувства человека, ставшего свидетелем событий своего времени.

Заключение

В копилке Стива МакКарри миллионы самых разнообразных фотоснимков, огромное количество из которых можно отнести к гениальным, а сотни, несомненно, служат украшением многих великолепных залов всемирно известных художественных музеев. Теперь и Россия, в которой представил свои работы Стив МакКарри (Эрмитаж), стала обладать замечательной коллекцией, полученной в дар от этого гениального художника.

Его произведения дают возможность зрителям переноситься в те недосягаемые и самобытные, увлекательные и красивые места, в которых он побывал. На его снимки можно смотреть бесконечно, забывая о времени и о пространстве, которое разделяет зрителя и то место. Автору удивительным образом удается с невероятным мастерством убрать расстояние и границу между людьми, расположенными по обе стороны снимка.

Каждый, глядя на фотографии МакКарри, слушая его интервью, очередной раз убеждается в искреннем уважительном его отношении к абсолютно всем людям, с которыми ему приходилось и приходится общаться и соприкасаться по работе и жизни.

Стив МакКарри – известный на весь мир фотограф, но в 2016 году вокруг его работ было много шума. Дело в том, что общественность заметила не самые качественные вмешательства лечащей кисти. Стив МакКарри удалял с фотографий объекты, которые выбивались из художественной композиции. Снимки становились эстетически приятней, но учитывая тесное сотрудничество фотографа с National Geographic, его работы должны были в большей степени отображать реальность, чем быть произведениями искусства.

Если вы не используете свои уличные фотографии для фотожурналистики или передачи высокой точности происходящих событий, вы можете последовать примеру Стива МакКарри и ретушировать их. К концу этой статьи вы будете точно знать, что нужно удалять, а что переносить на другое место для получения идеальной композиции.

Этика в фотографии

Фотожурналистика должна передавать реальные истории в виде фотографий, которые не были изменены. Мы также можем своими снимками рассказывать истории, но имеем право на редактирование, так как мы не получаем деньги за свою работу и наши снимки не будут попадать в новости и вводить людей в заблуждение из-за фотоманипуляций.

Большинство уличных фотографов следуют этике уличной фотографии и оставляют снимки такими, какими они были сделаны изначально, в то время как некоторые предпочитают манипулировать содержимым.

Стив МакКарри теперь позиционируется как визуальный рассказчик, так что он больше не имеет отношения к этике фотожурналиста. Если мы определяем себя как уличные фотографы или фотожурналисты, не стоит производить фотоманипуляции. Это сделает вашу историю ложью. Пусть даже будут изменены мельчайшие детали, это всё равно будет вмешательство в реальные события.

Разбираемся в принципах редактирования

Большинство фотографий Стива МакКарри являются портретами, но мы будем рассматривать его пейзажные снимки. Фотографии обычно имеют небольшой человеческий фактор, когда люди находятся в случайных местах и портят гармонию композиции. В конечном результате после обработки мы получим отполированный снимок с отличным наполнением без отвлекающих элементов .

Большинство из нас понимает, как получить правильную композицию. Также вы умеете обрабатывать свои фотографии, но как удалить отвлекающие элементы?

Во-первых, мы должны начать с изображения с хорошей композицией. Никакое количество пост-обработки или обрезки не спасёт плохой снимок.

В первом примере мы видим серфера, который готовится к тому, чтобы поймать волну, но у нас также есть много отвлекающих факторов, которые забирают на себя часть внимания и фигура человека уже не кажется столь значительной. Люди в воде, знак, большие камни и отражения в воде слишком контрастны и велики. Также есть недостаток на листьях пальмы.

Корректирующий слой Hue/Saturation в Photoshop был использован с масками, чтобы добавить больше цвета небу и изменить цвет доски для серфинга. Красный цвет выделяется во многих фотографиях Стива МакКарри. Он захватывает внимание зрителя и помогает завершить цветовую палитру. Если в снимке будут доминировать красный, синий и зелёный, фотогарфия будет смотреться более значимой и сбалансированной.

Посмотрите на корректирующие слои, используемые для редактирования в Photoshop. Серый слой был добавлен в верхней части, чтобы сделать изображение более плотным по цвету, подобное тому, что мы видим во многих снимках МакКарри. Код используемого серого цвета — #eff0f1. Слой установлен в режиме наложения «Умножение» с непрозрачностью 50%.

Остальные изображения редактируются аналогичным образом, с акцентом на устранение отвлекающих факторов.

Например, на следующем изображении в кадр попала голова туриста и есть ещё некоторые отвлекающие элементы. В процессе создания снимка важно было проконтролировать, чтобы руки статуи не перекрывали пальмы, поэтому нужно было выбрать правильное положение. Один шаг влево или вправо мог всё испортить.

Также на снимке цветочные элементы, лежащие в руках статуи некрасиво упираются в нижний край снимка. Яркий просвет между листьями слева на пальме отвлекает внимание. Всё это нужно устранить.

Суть редактирования проста. Нужно находить на снимке всё, за что цепляется глаз, и если это не значительный для повествования элемент, удалять его. Рассмотрим ещё несколько примеров.

Конус на следующей фотографии забирает на себя много внимания, тем более, он расположен близко к краю. Вдалеке находится слишком много объектов. Но мы не будем удалять их всех. На переднем плане находится два человека слева и один справа. Сделаем зеркальное отражение вдалеке. Оставим также двух людей слева и одного справа. Не многие заметят этот ход, но это позволит сбалансировать композицию.

Следующий пример показывает более сложную корректировку. Часть здания справа нарушает симметрию. Его нужно аккуратно удалить чтобы не нарушить края остальной части здания. Если ваши глаза постоянно цепляются за какие-то объекты, которые отвлекают внимание от сути снимка, удаляйте их.

Здесь нужно исправить линию горизонта. При обычном способе часть знака будет обрезана, поэтому пришлось расширить границы фотографии и слегка повернуть её. Таким образом, в часть снимка оказалась не полностью заполнена. Пробел можно заполнить клонированием неба.

Цветовая палитра снимка тёмная, поэтому цвет крышки люка был изменён на красный, завершая цветовую гармонию. Блики на знаке были уменьшены.

Это простой кадр с отражением облаков в воде. Изображение было сделано с небольшим запасом справа, так что эту область мы кадрируем. Другие отвлекающие элементы, такие как люди на пляже и их вещи, были удалены.

Вывод

Удаление отвлекающих элементов является одним из лучших способов сохранить своё внимание на предмете, и отполировать изображение до состояния идеала. Если вы решили стать на путь визуального рассказчика, а не фотожурналиста, тогда обращайте внимание на то, что портит вашу композицию и смело очищайте снимок от всего лишнего.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Проект ФотоТур

Самое главное - быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий - это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.
(с) Стив МакКарри.

Стив МакКарри (Steve McCurry): Биография, жизненный путь и фотографии.

Стив МакКарри один из немногих фотографов с мировым именем, который обладал высочайшим художественным вкусом и стилем, отображая его в каждой из своих работ. Его фотографии вот уже на протяжении десятилетий находят свое почетное место во всех выдающихся музеях и выставочных центрах, давая возможность зрителям реально переноситься в те далекие и яркие, самобытные и увлекательные места, в которых побывал сам фотограф. Глядя на его снимки, человек забывает о времени и о пространстве, разделяющем героев фотографий и зрителя. Потому что автору удается с неподражаемым мастерством разрушить расстояние и стереть границы между людьми, находящимися по обе стороны снимка. Кажется, стоит протянуть руку, и ты сможешь дотронуться до того уникального мира, который фотограф решил зафиксировать в кадре. В этом случае камера фотографа является своеобразным живым каналом, транслирующим состояние человека и позволяющим ему раскрыться настолько полно, насколько это только представляется возможным. Но все это действует не само по себе, а лишь с разрешения фотографа, благодаря его невидимому участию во всем процессе отображения и передачи информации.

Длительные путешествия и многолетняя работа Стива МакКарри в странах с диаметрально противоположными культурными и религиозными традициями, только усилили мнение фотографа об общности принципов и интересов, существующих между народами, даже не смотря на их различия и вероисповедания. Глядя на фотографии МакКарри, знакомясь с его интервью, каждый раз убеждаешься в его искреннем уважении ко всем культурным пластам человеческой цивилизации, с которыми ему приходится соприкасаться по жизни и по работе.

В своей первой коммерческой выставке, имеющей обобщающее название “Азия”, автор собрал работы, созданные в период с 1984 по 2004 годы. В то время он посещал разные страны Востока. Ему довелось путешествовать по Афганистану, Тибету, Индии, Пакистану и Бирме. Фотографии, на которых изображены портреты и пейзажи, одинаково пронизаны созерцательностью, насыщены ощущением цвета, чувством близости к модели. Но кроме этого, в них очень четко отражена необыкновенность в культурном, религиозном и этническом разнообразии всего восточного региона. Это последнее обстоятельство является для мастера тем основополагающим фактором, который заставляет его снова и снова возвращаться для работы в этих самобытных и уникальных странах.

И хотя МакКарри по иронии судьбы удалось стать одним из первых фотографов, который сумел запечатлеть с самого начала один из наиболее трагических военных конфликтов нашей современности, а именно афганский, все же, при этом, он никогда не признавал себя военным фоторепортером. По личному признанию фотографа, создание горячих новостных и репортажных снимков, никогда не было его стремлением. Он старался убедить всех в том, что его действительным увлечением было фотографирование не смерти, а, как раз наоборот, жизни. Той неуемной жизни, которая всегда готова возродиться из руин, пепла и пыли. Поэтому большинство из работ Стива МакКарии и воспринимаются только как прекрасные зарисовки, наполненные цветом, запахами и невероятными ощущениями, будто сошедшими с экзотических картинок невиданных стран. В своих фотографиях художник старался показать зрителю тот Восток, который переполнен чувственными переживаниями, вызывающими несомненный восторг. Автор предоставляет возможность зрителю пристально вглядеться и, по желанию, переключиться с поверхностного сюжета на более углубленное видение. И только тогда перед нами откроется уникальная картина, наполненная человеческой историей, объединяющей в себе одновременно и личную, и глобальную, а также различными оттенками ощущений: от оптимистично радостных до пессимистично удручающих. В каждой своей работе Стив подчеркивает реальность своих фотографий. Ведь как и в реальном мире, в его снимках есть место всему. На них праздник в соседстве с войной. А простая повседневная жизнь, которую наполняют молитвы и ежедневный труд, кипит и не умолкает даже там, где, казалось бы, все вымерло.

Эксклюзивные работы МакКарри постоянно дают возможность зрителю вернуться к простому и древнему принципу, который часто забывается. Он заключается в том, чтобы быть благодарными за то, что мы уже имеем, а уже потом желать чего-то большего. Все это фотографу удается очень точно передать в своих фотографических творениях. Ведь Стив МакКарри долгое время прожил на Востоке и ему дано было вобрать в себя это отношение к окружающему миру.

Видя перед собой глаза тибетцев, индусов, афганцев, мы можем разглядеть в них целостность, спокойствие и благодать. И это не смотря на то, что у этих людей, зачастую кроме их собственных жизней, нет больше ничего. Возможно поэтому, наиболее высокой оценки фотографа заслужила философия буддизма. Это религия, где основополагающим является сострадание и осознание целостности всего живущего на земле, что присуще и самому фотографу. Много раз у него выпадала возможность сравнить буддизм, например, с мусульманством. Народы, исповедующие мусульманство очень часто проявляют чрезмерную эмоциональность и непримиримость. И, несмотря на территориальную и историческую приближенность между буддистскими и мусульманскими регионами, Стиву не раз доводилось видеть разительное отличие в развязывании проблемных вопросов, как в простых общечеловеческих сферах, так и в международных отношениях, что он и пытался донести в своих фотографиях. Но, наряду с этим, автору удается изменить зрительское восприятие по отношению к той части мира, которая для большей части населения планеты остается неразгаданной тайной. Зрителю дается возможность сравнить и оценить свою жизнь, переполненную излишествами, запредельными скоростями и отрицательными эмоциями с неведомой и, тем не менее, довольно притягательной жизнью обитателей фотографий. Автор убежден, что узнав из его работ о страданиях других людей, зритель обретет способность на время забыть о своих мелких и незначительных проблемах, что приведет к раскрытию его души и сердца, чтобы впустить туда сострадание и сочувствие. Фотографии с подобной энергетикой и положительной силой заряда, разрушают убежденность одиночек, в том, что каждый из нас может существовать отдельно от всего остального мира. Стив МакКарри довел свои работы до такого совершенного уровня восприятия, когда, глядя на них, любой осознает свою сопричастность и участие в концепции общемирового развития.

Долгие годы своего становления Стив МакКарри сам шел к постижению этой истины. А началось все еще в университете штата Пенсильвания, где молодой Стив постигал основы кинематографии на кинематографическом факультете. Именно здесь к нему пришло увлечение фотографией. Свои первые фотоработы он размещал в студенческой газете “The Daily Collegian”. По окончании с отличием в 1974 году университета с дипломом специалиста по “Театральному искусству”, молодой фоторепортер-любитель не оставляет своего страстного увлечения и находит свое первое место работы в небольшой местной газете. Но здесь ему все приходится начинать с нуля: и обучение и приобретение профессиональных навыков. Полученное престижное театральное образование, мало чем может помочь молодому фотожурналисту в его новой профессии. Поэтому к своим вершинам мастерства он шел тернистой дорогой. Стив выбрал метод проб и ошибок, находя ответы и правильные решения в работах, книгах и творчестве своих предшественников - великих мастеров фотографии. Своими учителями Стив МакКарри по праву считает Анри Картье-Брессона, Доротею Ланг, Уолкера Эванса и других.

В отличие от своих учителей и предшественников, фотограф предпочитает снимать на цветную пленку, аргументируя это тем, что подобное решение во многом продиктовано потребностями рынка. Но все не так просто. У МакКарри изначально выработался свой индивидуальный подход к созданию фотографии. Он не безосновательно полагал, что у цвета есть и свои преимущества, так как цветовое решение являлось еще одним измерением художественного стиля фотографии. По мнению мастера, удачный подбор цвета в кадре не должен стать помехой или отвлекательным моментом снимка. Ведь удачное цветное фото может и должно оставаться удачным и в черно-белом варианте. Фотограф был ярым противником того, чтобы фотографии акцентировались только благодаря удачно выбранному свету. О том, достиг ли МакКарри задуманного в своих работах судить зрителю. Но то, что гениальные по своей непревзойденности фотографии Стива МакКарри несомненно утратят часть своей привлекательности при переводе в черно-белый формат является неоспоримым фактом.

В освоении и оттачивании мастерства в редакции местной газеты у молодого фотографа прошло четыре года. Но вскоре размеренная и умиротворенная жизнь репортера местной газеты наскучила фотографу. Ему хотелось ярких незабываемых событий, острых ощущений, знакомств с другими странами, культурами, людьми. Его непреодолимо влекло к себе познание нового, неизведанного. Так, молодой человек, которому едва исполнилось двадцать восемь лет, отправился в свое первое самостоятельное путешествие, полное опасностей и смертельного риска, оставив за спиной скучный и банальный мир своей родной страны. В то время его не могли ни остановить, ни напугать ни неизвестность, ни неопределенность. Авантюрный характер и непоседливая натура уже тогда подвели его к осознанию того, что жизнь ни в коем случае не должна быть скучной и размеренной, с установленным укладом и неизменными планами. И только занятия фотографией могли привнести изменения в его жизнь. Поэтому фотография и стала самой его жизнью.

Накопленных денег едва хватило на 300 катушек пленки, поэтому пребывание в Индии, стране, которая первой приняла Стива, стало для молодого фотографа истинным испытанием на прочность и верность выбранной цели, твердость характера. При отсутствии достойной финансовой поддержки, прибежищем и временным жилищем для будущего мастера в то время становились дешевые отели. Ради достижения поставленной цели ему приходилось жить впроголодь и не единожды подвергать риску не только свое здоровье, но и саму жизнь. После года, проведенного в Индии, Стив держит путь в Афганистан. Афганская граница, Багдад, Бейрут - это только те немногие места и города, которые привлекают молодого и энергичного фотографа своей разноплановостью и возможностью создания уникальных фоторепортажей.

Все еще пребывая в статусе “свободного фотографа” МакКарри частным образом пересекает афганскую границу. В 1979 году в Афганистане происходят столкновения между отрядами повстанцев и правительственными войсками. И фотограф поставил перед собой цель сделать репортаж о трагических и неоднозначных событиях, происходящих в этой никому не известной стране. Но в то время не только пребывание и фотографирование в этой части света были сопряжены со смертельной опасностью, но и сам переход границы мог закончиться довольно плачевно. Впоследствии Стив МакКарри не раз вспоминал о нелегальном пересечении афганской границы и его пребывании в зоне боевых действий. Как и любому другому нормальному человеку, ему было страшно, но, тем не менее, он вынужден был взять себя в руки и перейти линию фронта. После двух недель каждодневного риска быть убитым, ему вновь пришлось преодолевать нелегально линию конфронтации. По его словам, наибольшее беспокойство вызывала вероятность конфискации на границе отснятого материала. Поэтому ему пришлось проявить невероятную хитрость и смекалку. Он зашил отснятые пленки в верхнюю и нижнюю одежду, в общем, куда только смог и, таким образом, сумел донести их до Пакистана.

Каким же разочарованием для фотографа оказалось то, что его фотографии не вызвали того внимания, на которое он рассчитывал. Те несколько снимков, что напечатал на своих страницах журнал “The New York Times” остались незамеченными мировой общественностью, как, впрочем, и сами события в этой забытой Богом и людьми азиатской стране. Но, всего лишь через несколько месяцев, ситуация изменилась кардинальным образом. Свой кровавый отсчет начала советско-афганская война. И еще вчера никому неинтересная страна с ее многострадальным народом вдруг стала стремительно востребованной. Ее судьбой заинтересовались все, начиная от политических деятелей, до “среднестатистической американской домохозяйки”. И как порой бывает, в нужный момент, ни в одном из западных информагентств не оказалось под рукой актуальных фотографий из Афганистана, охваченного войной. Поэтому, снимки, с таким трудом сделанные и доставленные Стивом МакКарри, пришлись как нельзя кстати. Стив был замечен. Его работы были признаны. Их тут же стали печатать ведущие журналы всего мира, среди которых были и такие признанные лидеры как - “Paris Match", "Stern”, "Time", "Newsweek” и “Life”. Это было той самой удачей, которую молодой фотограф сумел схватить за хвост.

Вскоре после этого “Time” предложила фотографу постоянное место работы. Но там он продержался всего лишь несколько месяцев. Ему больше по душе пришлась работа в “National Geographic”. Слава и известность не положили конец непреодолимому желанию Стива МакКарри постоянно находится непосредственно в эпицентре всевозможных событий. После 1979 года фотографу еще не раз приходилось бывать в различных горячих точках, в том числе и в Афганистане. Но кроме этого Стив снимал в Ираке, Йемене, Камбоджии, Бейруте, Бирме, Филлипинах, на Тибете, а также в Балканских странах. И не раз его жизни грозила смертельная опасность, а его след, казалось бы, навсегда терялся в зонах военных конфликтов. Так было и в 1980, и в 1988 годах. А об одном случае, произошедшим с ним в 1992 году фотограф сам рассказал в одном из своих интервью. Это произошло в Кабуле, в то время находящемся под властью талибов. В гостиницу, в которой фотограф был единственным постояльцем, среди ночи ворвались вооруженные люди. Едва заслышав тревожный шум, Стив сообразил открыть входные двери, а самому запереться в ванной комнате. Непрошенные гости обыскав номер и унеся с собой все, что по их мнению составляло ценность, удалились, так и не обнаружив ни самого фотографа, ни его оборудования, ни денег, ни документов. Наученный горьким опытом, МакКарри заранее все самое ценное припрятал в более надежном месте.

Но и кроме полнейшего беззакония, царящего на территориях охваченных локальными военными действиями, у фотографа хватало проблем. Провоз оборудования и отснятых материалов подвергался особой проверке и цензуре, холодное, а, порой, и крайне агрессивное отношение местного населения к иностранцам и, как следствие, их абсолютное нежелание позировать или быть сфотографированными. Сюда же можно добавить и различные религиозные запреты. Свою отягощающую роль в процессе правдивого отображения действительности оказывали и действующие правительства, всеми силами старающиеся “сохранить хорошую мину при плохой игре”. Да и много всего прочего. Ведь Стив МакКарри был всего лишь фотографом - пришлым чужаком, преследующим непонятные и необъяснимые цели, в чужой и враждебной ему среде - на вооружении которого были только его “надежды и амбиции”. В его дорожной сумке не было места для оружия. Зато там всегда находились 3-4 фотоаппарата, 6-7 светосильных объективов с различным фокусным расстоянием и огромное количество запасной пленки. Он любил работать без оглядки на то, сколько катушек осталось в сумке. Бывали моменты, когда отснятых роликов насчитывалось десятки.

В своей работе фоторепортер отдавал предпочтение профессиональным пленочным фотоаппаратам фирмы “ Nikon”, а также с ним постоянно были штатив и вспышка. Хотя к их помощи мастер обращался не часто. Но очень часто ему не раз в особо затруднительных ситуациях на выручку приходили швейцарский армейский нож и набор инструментов Leatherman. Это именно те незаменимые детали его амуниции, с которыми он не разлучался точно также как со своей фотоаппаратурой.

МакКарри был хорошо известен звук автоматных очередей, разрывающихся бомб и минометных снарядов. Он пережил авиакатастрофу, избиения, пытки. Ему знакомо, что значит быть заложником, считать мгновения до своего предполагаемого конца и заглянуть в лицо смерти. Про все трагические эпизоды и ситуации, где Стиву МакКарри приходилось находиться на краю пропасти, пожалуй, в одной небольшой статье и не рассказать. Из его подробного жизнеописания получился бы неплохой бестселлер, а, возможно, и не один. Вот только герою ненаписанного романа надо сделать короткую остановку в своем бесконечном путешествии и найти писателя, способного по достоинству оценить и отобразить весь пройденный путь. Хотя, не смотря, на количество фотографий переваливших за миллион и мировую известность, МакКарри, по прежнему, не считает себя знаменитым. Как сам фотограф сказал в одном из интервью: “Обычно люди узнают фотографию, а не ее автора”. Но, как бы там ни было, а середина 80-х годов прошлого столетия принесла мастеру славу, а вместе с ней и некоторую финансовую независимость. Он может позволить себе забыть про недоедания и проживание в убогих условиях.

Некоторые из его фотографических снимков, а особенно портрет афганской девушки, по праву занесены в разряд знаменитых мировых фотоикон. В 1986 году Стиву предложили стать кандидатом в члены всемирноизвестного и престижного в области фотографии агентства “Magnum Photos”. А действительный статус его членства он приобрел уже в 1991 году. И, не смотря на то, что в агентстве МакКарри окружала целая плеяда блистательных, знаменитых и самобытных мастеров от фотографии, ему удалось не раствориться в ней, сохранив собственную индивидуальность, характер и уникальный взгляд на мир. Друзья и коллеги называли его “легендой мировой репортажной фотографии” и “одним из лучших фотографов современности”. Также этот период в его творчестве ознаменовался получением множества довольно таки престижных наград. Они ожидали его как в родной стране, сумевшей по достоинству оценить работы мастера, так и в других странах. Не раз МакКарри признавался “Лучшим фотокорреспондентом года”. Подобных номинаций он удостаивался согласно версий различных журналов и ассоциаций. Но особое место в его арсенале наград занимает золотая медаль Робера Капы. Эта высшая награда военного фотографа присуждается за особо удачные фоторепортажи, сделанные за рубежом и потребовавшие исключительную храбрость и инициативу от самого фотографа. К списку его наград также можно отнести две премии престижного конкурса Oliver Rebbot Award и призовое место в четырех номинациях World Press Photo. Его отличительными наградами могут служить и книги фотографа, изданные им в разные годы. Его первая книга “Имперский путь” («The Imperial Way») была издана в 1985 году. Вслед за ней свет увидели “Муссон” («Monsoon», 1988), “Портреты” («Portraits», 1999), “Южный юго-восток” («South Southeast», 2000), “Святилище” («Sanctuary», 2002), “Путь к Будде: тибетское паломничество” («The Path to Buddha: A Tibetan Pilgrimage», 2003), “Стив МакКарри” («Steve McCurry», 2005), “Взгляд на восток” («Looking East», 2006), “В тени гор” («In the Shadow of Mountains», 2007). Одним из последних, вышедших на сегодняшний день, является фотоальбом “Незащищенный момент” («The Unguarded Moment»), он был издан в 2009 году.

Никто не станет отрицать, что Стив МакКарри, как фотограф наделен уникальной, просто таки мистической способностью постоянно оказываться в подходящем месте в подходящее время. Ему, несомненно, сопутствует удача. Хотя в данном случае следует осознавать, то, что для фоторепортера является удачей, для отдельных людей или даже целых стран и народов - есть горем и несчастьем. Доказательством тому является оккупация Советским Союзом Афганистана. Для двух стран и их народов это непоправимое горе, а для карьеры фотографа - взлет.

“ Я не ищу славы там, где царит горе, я просто хочу запечатлеть историю. Человеческая жизнь невероятно трагична. В период войны, особенно той, что разворачивается за твоим порогом, происходит переоценка ценностей. Карьера и благополучие отходят на второй план, главное значение приобретают семейные узы, вашим основным желанием становится желание выжить”, - Стив МакКарри.

Но как бы МакКарри не гонялся за сенсациями по всему миру, все же, “главная удача” ожидала фоторепортера на родине. На протяжении всего августа 2001 года фотограф работал в странах Азии, его возвращение в Нью-Йорк состоялось только в сентябре месяце 10 числа. Из-за смены часовых поясов, утро следующего после приезда дня выдалось для Стива не слишком приветливым. Но до конца прийти в себя ему помешал телефонный звонок от матери его помощника. Все что успела прокричать ему в трубку взволнованная женщина, это, чтобы он посмотрел в окно на горящее здание Всемирного Торгового Центра. Вспоминая ту трагическую минуту, МакКарри честно отмечал, что вначале он просто не поверил собственным глазам. Но его растерянность продолжалась всего миг. Долгие годы, проведенные фотографом в постоянном напряжении, где от скорости принятия решения зависела жизнь, помогли ему сконцентрироваться и сосредоточиться на главном. А главным в тот момент было схватить фотоаппарат, пленки и всю сопутствующую аппаратуру и подняться на самую удобную для проведения съемок точку. Такой удачной съемочной площадкой оказалась крыша дома, в котором он проживал. Поэтому, не мешкая более ни секунды, фотограф помчался в прямом и переносном значении к вершине своей славы. Но, отсняв несколько пленок, МакКарри сообразил, что ему необходимо как можно ближе приблизиться к объекту его съемок, охваченному огнем, страхом и неизвестностью. За неимением специального разрешения, дозволяющего проведение фотографирования в непосредственной близости от Торгового Центра, Фотожурналисту пришлось на ходу импровизировать, вспоминая приобретенный опыт скрытых съемок в зонах всевозможных конфликтов. Так, оставаясь незамеченным представителями власти, он продолжал нелегально работать, неустанно фиксируя своим фотоаппаратом кадры, ставшие впоследствии историческими. МакКарри удалось добраться до Ground Zero к середине дня. Он снимал и снимал, пока у него не закончилась пленка. Но и спрятав, ставший уже бесполезным фотоаппарат, фотограф все еще не мог оставить место трагических событий. Оглядываясь по сторонам, вбирая в себя все вокруг происходящее Стив, без сомнения, старался запомнить все увиденное и сохранить все в себе. Он фотографировал все своим внутренним взглядом и оставлял эти “снимки” в своей душе, так сказать, “для личного пользования”. Понимая, что он больше не в состоянии что либо изменить, исправить или чем-нибудь помочь, полностью обессиленный Стив МакКарри, отдавшись во власть своей усталости, вернулся домой, где к нему пришло осознание того, что он только что пережил, пожалуй, самый значительный день в своей жизни.

В арсенале Стива МакКарри миллионы отснятых кадров, тысячи из которых по праву могут считаться гениальными, сотни, без преувеличения, могут служить украшением изысканных залов самых известных художественных музеев мира, и, все же, весь бомонд любителей фотоискусства узнает МакКарри по одной единственной фотографии, которая стала своеобразной визитной карточкой автора - фотографии с изображением афганской девушки.

Эту фотографию Стив сделал в конце 1984 года. Однажды попав в лагерь афганских беженцев Назир-Багх под Пешаваром (Пакистан) и получив разрешение на проведение съемок в школе, фотограф не упустил случая сделать несколько кадров в классе для девочек. Позже сам Стив вспоминал о том, что свою будущую “звезду” он заприметил сразу, но никак не решался подойти к ней. Девочка выглядела смущенной и растерянной, и это ее состояние очень четко передалось фотографу. Поэтому МакКарри подошел к ней в последнюю очередь и начал снимать ее только после того как получил разрешение от самой девочки. В тот момент автору всемирноизвестного снимка даже в голову не пришло оставить записи о своей модели. Он не узнал ни ее имени, ни даты рождения, ни места. В его памяти она осталась одной из тысяч увиденных им и зафиксированных его фотоаппаратом детей, переживших ужасы войны. Тогда он даже не смел предположить, что именно этот снимок будет настолько отличаться от сотен других подобных снимков, сделанных в одно и то же время и в одном и том же месте и передающих, в общем-то, одно и то же. Но фотография получилась впечатляющей и она, действительно, разительно отличалась от других. Это стало очевидным после ее публикации на обложке журнала “National Geographic” в июне 1985 года. Сразу же после выхода в свет, этот снимок стал своеобразным символом борьбы афганского народа за свою независимость. После более чем двадцати лет, что прошли с момента первого опубликования “Афганской девушки”, эта фотография стала одной из наиболее узнаваемой среди фотообразов нашей эпохи.

Тиражирование снимка подхватили другие печатные издания. Ее изображение появилось на открытках и плакатах. Ее наносили в виде татуировок на свои спины всевозможные борцы за мир, и это еще было не пределом популярности фотографии. “Афганская девушка” была внесена Национальным Географическим обществом США в список сотни лучших работ и в конце 1990 года оказалась на обложке сборного выпуска “National Geographic”, куда вошли самые выдающиеся фотографии. А еще через пятнадцать лет, в 2005 году, именно эта обложка с изображением афганской девушки, в десятке лидеров вошла в “Лучшие журнальные обложки за последние 40 лет”.

Давая оценку такой широкой популярности своей работы, автор отмечал, что “Афганская девочка” очень многим нравится благодаря гармоничному сочетанию нескольких составляющих. Среди которых несомненная естественная красота самой юной модели. Потом, непосредственно, завораживающий взгляд. Он приковывает к себе внимание зрителя и не отпускает долгое время, потому что в нем собрались воедино волнение и решительность, бесстрашие и непоколебимость, ненависть и безграничное достоинство. Фотография не может скрыть нищеты, в которой живет девочка, но, в то же время, снимок в силе передать, что, будучи бедной, афганке присуще неподдельное благородство, доставшееся ей не от одного поколения предков. Стоит только принарядить девушку в более привычный для обывателя наряд и героиню фотографии трудно будет отличить от подавляющего большинства членов так называемого “цивилизованного общества”. Но, не смотря на то, что в действительности, все это выглядит именно так, все же до конца объяснить уникальность феноменального воздействия снимка “Афганская девушка” на зрителя не берется никто. Ведь и кроме этой фотографии у Стива МакКарри достаточно работ с не менее подходящими под это описание девушками и характерных лиц и образов на них хватает. Но все же завораживает и запоминается только Она. И слова и объяснения тут излишни. Пусть таинственная сила искусства в этом конкретном случае остается не познанной и не открытой.

Как и в случае с любой другой фотоиконой эпохи, эта фотография также имеет продолжение своей истории. Многие годы судьба непосредственной героини фотографии оставалась за завесой неизвестности. Сам автор снимка десятки раз возобновлял свою работу в Афганистане, а заодно и поиски девушки, ставшей его музой. Но поиски не приносили положительных результатов. Так продолжалось до января 2002 года. Именно в этот год, по истечении семнадцати лет после первого опубликования нашумевшего снимка, руководство журнала “National Geographic” стало инициатором организации экспедиции, направленной на поиск “девушки с зелеными глазами”. Члены экспедиции были вынуждены показывать фотографию всем местным жителям, проживающим в районе, где до сих пор функционирует лагерь беженцев Назир-Багх, в котором Стив МакКарри сделал свой коронный снимок. Бывали случаи, когда местные, казалось, узнавали девушку с фотографии, но каждый раз они заканчивались и для самого фотографа и для членов экспедиции полным разочарованием. Потому что, найденная модель, оказывалась совершенно не той девушкой. Но, в конечном итоге, поиски оказались успешными. Кто-то из местных узнал героиню фотографии и дал обещание доставить ее в лагерь. На это ушло не менее трех дней. Селение, где жила теперь уже женщина, находилось высоко в горах, вблизи пещер Тора-Бора. Одно время эти пещеры служили укрытием для многочисленных отрядов афганских террористов, под командованием Усамы бин Ладена. Готовый встретиться с очередным разочарованием Стив МакКарри не возлагал особых надежд на эту встречу.

Но, как только молодая женщина переступила порог отведенной фотографу комнаты, его наметанному профессиональному глазу хватило всего лишь одного взгляда, чтобы узнать в вошедшей свою юную модель. Пришло время познакомиться. Наконец-то, фотограф смог узнать, что его модель звали Шарбат Гула. В переводе с афганского, ее имя звучит как “Цветочный нектар”. А вот своего точного возраста не знает и сама Шарбат. На момент незапланированной встречи с МакКарри ее возраст варьировался предположительно в районе 28 -31 годами. Более точно определить ее возраст было невозможно. Еще в начале советско-афганской войны родители Шарбат погибли при артобстреле, и маленькой девочке пришлось не сладко. В составе небольшой группы беженцев, среди абсолютно чужих людей, она на протяжении нескольких недель добиралась до Пакистана. Им всем пришлось преодолевать заснеженные горы, крутые перевалы, прятаться в пещерах от авианалетов, голодать и мерзнуть. Тогда ей было не до констатации своего возраста, да и не у кого было спросить. В 1984 году Шарбат, как и многим другим повезло добраться до лагеря Назир-Багх, в котором и произошла ее первая встреча с МакКарри. В то время ей было приблизительно 11-14 лет, хотя она и выглядела старше.

И хоть с того времени прошло немало лет, женщина очень хорошо запомнила тот день. Для нее он оказался памятным еще и потому, что ее фотографировали впервые в жизни. Спустя короткое время Шарбат вышла замуж, она стала мамой четырех дочек, но одна из них умерла еще в младенческом возрасте. Семья их не богата. Муж Шарбат работает на хлебопекарне. Его заработок составляет меньше одного доллара на день. На закономерный вопрос фотографа о том, была ли она счастлива все это время, Шабат ничего не ответила. Хотя, глядя на нее и зная общую ситуацию в стране, вопрос о счастье выглядит не совсем уместным, и любой положительный ответ воспринимался бы с сомнением. Уж очень тяжелые условия жизни уготовила судьба для этой женщины. Поэтому никто не был удивлен тем фактом, что основной и, скорее всего, единственной причиной, по которой семья Шабат дала согласие на встречу с членами экспедиции была надежда на возможность поправить свое финансовое положение. И их надеждам было суждено сбыться, во всяком случае, частично. Самой Шабат, а также ее мужу и детям была оказана необходимая медицинская помощь. По просьбе женщины, фотограф лично приобрел швейную машинку, для одной из дочерей Шабат. Огромным желанием женщины было получение ее детьми образования, а швейная машинка даст ее дочкам в руки еще и очень выгодное ремесло. Кроме этого фотограф от имени журнала пообещал принимать в судьбе Шабат и ее семьи самое деятельное участие.

А, что касается непосредственно знаменитой фотографии, сделавшей ее известной на весь мир, то сама модель не выразила особого восторга по этому поводу. Она искренне недоразумевала, что именно такого особенного могли найти в ней далекие чужестранцы. Как и любую другую женщину больше всего ее расстроил тот факт, что всем была видна ее дырявая шаль. Именно эта дыра навеяла на нее воспоминания о том дне, когда она ее прожгла над печкой. Этот рассказа запомнил и записал один из представителей журнала, участник экспедиции. Во время их второй встречи в лагере МакКарри было также дозволено сделать несколько снимков с участием Шабат. Все они увидели свет в журнале “National Geographic”, а позже были перепечатаны другими изданиями по всему миру. На одной из фоторабот Шабат было дозволено сняться с открытым лицом. Женщина постаралась воссоздать ту же позу, что и много лет назад. Другая фотография зафиксировала ее уже в парандже, но в руках у женщины ее знаменитое фото. Зная строгие обычаи афганского народа, можно предположить, насколько нелегко пришлось молодой женщине во время съемок. Ей довелось стоять перед посторонним мужчиной с открытым лицом, позировать ему, вести с ним разговор. Без сомнений, все это происходило в присутствии мужа и брата. Но подобная встреча стала нелегким испытанием и для мужчин-афганцев.

После опубликования поздних фотографий Шабат в околофотографических кругах шли дискуссии о возможной ошибке, которая произошла в результате поисков истинной модели. Находились различия в пропорциях лица, разрезе глаз, в форме носа и губ. Но сам автор был стопроцентно уверен в идентичности моделей. Ему не нужны были никакие научные доказательства, он и так видел несомненное сходство между юной девушкой, снятой в 1984 году и женщиной с фотографии 2002 года. Он сумел разглядеть и идентифицировать шрам на переносице и родинки, не меняющиеся на человеке с возрастом. Кроме того фотографа убедили собственные воспоминания женщины о том дне из далекого 1984 года.

Оставляя более тридцати лет назад свою скучную родину и отправляясь за новыми и яркими впечатлениями на Восток, Стив МакКарри не мог даже предположить, что его юношеская страсть к открытию новых стран и континентов, знакомство с их культурой, традициями и народами, станет делом всей его жизни. И что именно фотография откроет перед ним весь мир, позволит ощутить противоречивые чувства, научит слышать, видеть и передавать все увиденное и испытанное на себе другим людям. И по сей день Стив МакКарри продолжает свои поездки в Южные и Юго-Восточные регионы. Он, по прежнему, сотрудничает с ведущими мировыми издательствами и, используя их возможности и свое мастерство, он не перестает повествовать одной части мира о другой, демонстрировать их общность и различия, красоту и уникальность, убогость существования и духовное богатство, а также ту пропасть в сознании народов, которая их разделяет.

Весной прошлого года прошла масштабная выставка Стива МакКарри - признанного гения фотографии. На ней разразился скандал, после которого трон величайшего мастера современности пошатнулся: его обвинили в том, что он злоупотребляет ретушированием, забывая "подчистить" следы. Запечатлевающий моменты радости и горя Steve McCurry, в каждой работе которого раскрывается внутренний мир человека, назвал изменения собственных снимков недоразумением. Он заявил, что никогда не пользовался программой Photoshop, а обработками занимался его ассистент, с которым знаменитый фотограф уже не сотрудничает.

После выставки "Миры Стива МакКарри" зрители разделились на два лагеря. Одни осудили автора за компьютерную обработку, раскритиковав его за то, что на алтарь красоты была принесена жертва достоверности. Другие благосклонно восприняли такие игры с реальностью и не посчитали ретуширование недостатком. В нашей статье разговор пойдет о человеке, которого часто сравнивают с живописцем, рассказывающим не просто об одном эпизоде из жизни человека, а о целой истории.

Увлечение фотографией

Современный американский фотожурналист Стив МакКарри родился в 1950 году в Филадельфии. После окончания школы он поступает в университет штата Пенсильвания, где изучает киноискусство. Молодой человек увлекается фотографией, а свои первые работы размещает в студенческой газете. В 1974 году юноша устраивается корреспондентом в местное издание, и к вершинам мастерства идет тернистым путем. Он приобретает профессиональные навыки, читая книги и знакомясь с творчеством известных мастеров, работающих с черно-белой пленкой. Однако молодой человек предпочитает снимать цветные фотографии и в то же время он точно знает, что яркие краски не должны отвлекать зрителя.

Жажда новых впечатлений

Четыре года Стив МакКарри, биография которого вызывает интерес у преданных поклонников, оттачивает мастерство в редакции. Через время молодой и амбициозный человек понимает, что хочет путешествовать, чтобы узнавать мир. Он жаждет незабываемых впечатлений, мечтает об острых ощущениях, и его влечет неизведанное.

С каждой зарплаты фотограф откладывает деньги, чтобы поехать в Индию, и когда мечта Стива осуществилась, он почувствовал себя самым счастливым человеком. Как признается мастер, с той поездки началось его исследование мировых культур, которое и продолжается по сей день. Он оставляет за спиной скучную жизнь в родной стране, а неизвестность его не пугает. Авантюрист по натуре, Стив не хочет, чтобы его жизнь была скучной и размеренной. Он осознает, что только занятие фотографией принесет долгожданные изменения.

Фотографии, сделавшие их автора известным

В конце 70-х годов было положено начало его блестящей карьеры. Когда всем западным журналистам запретили въезд в Афганистан, любящий рисковать Стив МакКарри пересекает границу из Пакистана и становится единственным фотографом, который запечатлел военный конфликт. Он две недели проводит в зоне боевых действий, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Отснятым материалом заинтересовались в одном из информагентств, и работы американца были напечатаны во всех ведущих журналах мира.

Работа, сопряженная с опасностью

После этого популярные издания Time и National Geographic предлагают Стиву постоянное место работы, и фотограф делает выбор в пользу последнего. Он часто находится в эпицентре различных событий, бывает в горячих точках, а местное население, с предубеждением относящееся к иностранцам, не желает позировать. Его считают пришлым чужаком, преследующим свои цели.

Американский фотограф Стив МакКарри часто смотрел в глаза смерти: его избивали, пытали, брали в заложники. В небольшой статье невозможно рассказать обо всех трагических событиях, происходивших с легендарным мастером, не считающим себя знаменитым.

Стирающий границы

Автор работ, в которых видна индивидуальность, не стремится создавать репортажные снимки и заявляет, что невероятно любит жизнь. Он путешествует по всему миру и создает новые проекты, где запечатлены самые яркие моменты. Его полные красок снимки невозможно спутать с работами других авторов. Фотограф, показывающий культуру в самой аутентичной форме, дает зрителю прекрасную возможность перенестись в те далекие и живописные места, где побывал сам творец.

Удивительное мастерство легендарного американца заключается в том, что каждый забывает о времени и пространстве, так как Стив МакКарри стирает границы между людьми, которые находятся по разные стороны фотографий. Гений, точно передающий внутреннее состояние человека, с большим уважением относится к своим героям с различными культурными и религиозными традициями.

Снимки с историей

Влюбленный в жизнь, он не фотографирует смерть, а все его произведения искусства наполнены красочными цветами. Это настоящие картины, в которые необходимо всматриваться, чтобы почувствовать их историю. "В моих работах душа выглядывает наружу, а весь опыт человека выгравирован на его лице. Снимки, свободные от языкового барьера, замораживают уникальные моменты во времени", - делится своими ощущениями Стив МакКарри.

Фотографии признанной легенды реальны, и на них, как и в жизни, праздник соседствует с печалью. Американец призывает сначала благодарить то, что каждый из нас уже имеет, а уже затем желать нечто большее. Автор снимков, наделенных особой энергетикой, убежден, что у зрителя, который видит горе других людей, проснется сочувствие, и поменяется восприятие своих проблем.

Фотоикона современности

Лучший фотограф современности, в арсенале которого миллионы уникальных кадров, получает мировую известность после того, как публикует снимок, ставший его визитной карточкой. В 1984 году он попадает в лагерь афганских беженцев, где сразу обращает внимание на одну девочку, пережившую ужасы войны и потерявшую родителей. Его манят прожигающие глаза ребенка, выглядящего намного старше своих лет. К сожалению, в тот момент даже не задумывается узнать имя и дату рождения своей модели Стив МакКарри.

"Афганская девочка" - фотография, которая разительно отличается от остальных. Одна из самых узнаваемых работ приковывает внимание зрителя прежде всего красотой юной героини, которая смотрит прямо в объектив камеры. В завораживающем взгляде девочки читается решительность и смущение, ненависть и достоинство. Снимок появляется на обложке National Geographic и моментально становится символом борьбы афганского народа за свою независимость.

Встреча через 17 лет

Любопытно, но автор долгое время разыскивал девочку с зелеными глазами, которая принесла ему невероятную популярность. Мечтая вновь увидеть свою музу, Стив МакКарри не терял надежды, но поиски не приносили никаких результатов. И лишь в 2002 году фотографу улыбнулась удача, и он, наконец-то, встретил женщину, в которой узнал свою героиню с пронзительным взглядом. Шарбат Гула, даже не подозревавшая о такой славе, прекрасно помнит тот день, когда ее фотографировал американец. Вышедшая замуж и родившая детей женщина дала согласие на повторную фотосессию, желая поправить свое финансовое состояние, и Стив пообещал принимать в судьбе ее семьи деятельное участие.

Удостоенный самых престижных наград автор, который обожает вглядываться в человеческие лица, влюблен в свое дело и мечтает продолжать его так долго, как это возможно. Считая себя визуальным рассказчиком, фотограф создает произведения, вызывающие сильные эмоции у восхищенного зрителя, а разразившийся скандал в очередной раз привлек внимание к удивительным работам американского гения.

СТИВ МАККАРРИ
Нерассказанная история

Стив МакКарри
Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай
2004
Цифровая печать

Стив МакКарри
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Стив МакКарри
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан
1984
Цифровая печать

Стив МакКарри
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма
1994
Цифровая печать

Стив МакКарри в Тайланде.
Январь 2007

Стив МакКарри
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Куратор: Дмитрий Озерков

Московский музей современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа представляет персональную выставку всемирно известного фотографа Стива МакКарри “Нерассказанная история”. Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков. Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia.

Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии - художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений “фотожурналист” и “репортер”, предпочитая называть себя “наблюдатель” или “рассказчик”. Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и жанровые зарисовки с природных катаклизмов и гуманитарных катастроф, вызывающих у зрителя чувство сопричастности.

Одна из заметок в путевом блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: “You have to get into the water to make good pictures”, что в переводе означает “Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии”. В частности, МакКарри стал первым фотокорреспондентом на территории Афганистана, запечатлевшим местную жизнь на фоне военного конфликта, освящение которого было цензурировано как в Америке, так и в Советском Союзе. Как в военных кадрах, так и в сериях, привезенных из путешествий по Индии, Мьянме, Индонезии, Шри Ланке, где отображены религиозные обряды, бытовые сюжеты, потерянные традиции, показан мир во всем его многообразии, автору удается поймать и зафиксировать состояние человека здесь и сейчас, в итоге создать диалог между героем фотографии и зрителем. Его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства, тем самым соединяя разные цивилизации.

Стива МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века. Художественный язык мастера объединяет репортажный подход с чувством эмпатии к герою снимка: попавшие в объектив люди становятся символами эпохи и составляют фактический срез человечества. Как наиболее часто путешествующий фотограф, через свои городские и природные пейзажи МакКарри показывает невероятный масштаб планеты и говорит о важности сохранения традиций и культуры. Камера стала своеобразным паспортом МакКарри, без которого он не выходит из дома.

Принцип его работы с контекстом, желание расширить представления зрителя, соответствуют задачам культурной институции, миссия которой через самопознание знакомить с новым, сохраняя старое. Задумывая провести выставку год назад, Московский музей современного искусства решил обратиться к Государственному Эрмитажу, в котором в 2015 году с успехом прошла выставка “Момент беззащитности”, и пригласил Дмитрия Озеркова в качестве куратора проекта. “Нерассказанная история” в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Проект в музее на Гоголевском бульваре станет первым масштабным опытом сотрудничества двух институций и предваряет открытие центра “Эрмитаж — Москва”.

К открытию проекта Московский музей современного искусства выпустил каталог, которой знакомит зрителя с тем объемом информации, который не вошел в состав выставки: вступительная статья куратора Дмитрия Озеркова, где он “расшифровывает” авторские методы и рассказывает любопытные факты из биографии МакКарри, а также дневниковые записи, слайды, личные фотографии МакКарри, путевые документы. Уникальное издание можно приобрести в книжных магазинах ММОМА на Петровке 25 и Гоголевском бульваре 10, а также в Образовательном центре Музея в Ермолаевском 17.

4 июля в пространстве выставки состоится открытая встреча со Стивом МакКарри и куратором проекта Дмитрием Озерковым. Участие по предварительной регистрации и входному билету.

В рамках выставки Московский музей современного искусства и сеть винотек SimpleWine запустили совместную акцию «Вина с обложки» . Первая тысяча винных ценителей художественных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом к запуску проекта. Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

Генеральный партнер проекта — BMW Group Russia.

Компания BMW Group поддерживает все знаковые арт-мероприятия в мире, среди которых Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Партнерство с BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия: участие компании гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Культурные инициативы BMW Group

Во всем мире концерн BMW ассоциируется с искусством благодаря своей легендарной коллекции BMW Art Car, в создании которой приняли участие такие мировые звезды, как Энди Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Франк Стелла и Сезар Манрике. С тех пор, как в 1975 году французский автогонщик и ценитель искусства Эрве Пулен предложил расписать автомобиль своему знакомому художнику Александру Колдеру, признанные мастера со всего мира создали на базе автомобилей BMW 17 уникальных арт-каров. В честь празднования 100-летия концерна появилиcь 18-й и 19-й арт-кары, дизайн которых был разработан китайской художницей Цао Фей и знаменитым американским концептуалистом Джоном Балдессари.

Кроме того, BMW Group поддерживает такие знаковые арт-мероприятия, как Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. В июне 2018 года проект «BMW Опера без границ» дебютировал в Москве. В России уже почти 15 лет BMW Group поддерживает Большой Театр и отдельные инициативы в сфере культуры. В 2017 году концерн совместно с Музеем современного искусства «Гараж» запустил грантовую программу по направлению «Искусство и технологии».

Выступая в роли надежного партнера, BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия. В каждом из проектов, в котором компания принимает участие, BMW Group гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.