Ледокол "александр санников" вышел на ходовые испытания в балтийское море. Новый высокотехнологичный ледокол «Александр Санников» отправится к полуострову Ямал

День кораблестроителя в Санкт-Петербурге отметили поднятием государственного флага РФ на самом мощном дизель-электрическом ледоколе российской постройки - головном ледокольном судне проекта IBSV01 "Александр Санников"..

Ледокол строился специально для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения "Газпром нефти". Среди возможных будущих задач "Александра Санникова" - ледокольная проводка танкеров, буксировка судов, участие в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях.



Также такое судно не будет лишним и в чрезвычайных ситуациях: при тушении пожаров и ликвидации разливов нефти.

Постройка двух многофункциональных ледокольных судов обеспечения для компании "Газпром нефть" - "Александр Санников" (заводской №233) и "Андрей Вилькицкий" (заводской №234) - началась на Выборгском судостроительном заводе в ноябре 2015 года. Уже через год, 24 ноября 2016 года, "Александр Санников" был спущен на воду.

Концептуальный проект судна был создан финской компанией Aker Arctic Technology. Ещё год назад проект, головным судном которого стал "Александр Санников", именовался Aker ARC 130A.

Затем проект был переименован в IBSV01. По всей видимости, в соответствии с кодировкой "Морского инженерного бюро", которое готовило технический проект. Рабочую конструкторскую документацию выпустило ПКБ "Петробалт".




19 мая 2018 года "Александр Санников" ушёл на ходовые испытания. После проверки работоспособности судовых систем и оборудования, а также соответствия реальных параметров проектным характеристикам, судно получило подтверждение готовности для передачи заказчику.

В торжественной церемонии, прошедшей на Английской набережной Невы, приняли участие президент ОСК Алексей Рахманов, генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьёв.

Разумеется, помимо корабелов и надзорных органов, церемония не могла пройти без второй стороны - представителей заказчика. Компанию "Газпром нефть" представляли первый заместитель генерального директора Вадим Яковлев, а также заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина, являющаяся одновременно крёстной матерью "Александра Санникова".

Позднее к участникам церемонии присоединился генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков.

Подъёму флага предшествовала церемония подписания акта приёма-передачи судна.

Как отметил в ходе церемонии Вадим Яковлев, с принятием в состав флота "Газпром нефти" нового ледокола начинается новый этап освоения Арктики. Теперь к ресурсам Ямала, которые ранее были недоступными, "подобраны ключи".



В свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов напомнил, что "Александр Санников" является на данный момент самым мощным дизель-электрическим ледоколом, построенным на отечественных верфях. Доля российского "контента" в новом ледоколе также превышает все достигнутые ранее показатели.




Генеральный директор Выборгского СЗ Александр Соловьёв отметил, что сдаваемое заказчику судно является результатом упорной работы тысяч людей.

После того как Александр Соловьёв дал руководителю проекта постройки судна "Александр Санников" Кириллу Латышеву разрешение на поднятие флага, стяг был поднят двумя капитанами: капитаном сдаточной команды и капитаном ледокола.




Ледокольное судно "Александр Санников" было построено под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства под класс Icebreaker8.

Мощность ледокольного судна проекта IBSV01 составляет 21,5 МВт. При длине 121,7 м, ширине - 26 м и осадке - 8 м "Александр Санников" способен преодолевать сплошной лёд толщиной до 2 м со скоростью 2 узла. Причем, двигаясь как носом, так и кормой.

    На ледоколе «Александр Санников» поднят российский флаг

    На Английской набережной в Санкт-Петебурге 29 июня 2018 года состоялась церемония поднятия российского флага и проводы в первый арктический поход ледокола «Александр Санников», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».

    Как отметил на торжественной церемонии первый заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Вадим Яковлев, «одна из ключевых задач для обеспечения добычи и вывоза углеводородов, добываемых компанией в арктическом регионе, является ледокольное обеспечение. Ледокол, переданный сегодня нашей компании, станет новым флагманом арктического флота «Газпром нефти». По словам Вадима Яковлева, в настоящее время компания «Газпром нефть» реализует три крупных проекта в Артике: Новопортовское (Обская губа, полуостров Ямал), Приразломное и Мессояхские месторождения. «В 2018 году по объему добычи по этим трем месторождениям мы выйдем на 14,5 млн тонн, а вперспективе планируем увеличить добычу до 20 млн тонн. Добывая ресурсы в сложных климатических условиях компании необходимо решать уникальные задачи по вывозу нефти с этих месторождений. Так, в текущем году с Новопортовского месторождения планируется отгрузить около 7 млн тонн нефти, в 2019 году планируется отгрузить уже 8 млн тонн, дополнил Вадим Яковлев.

    Как, в свою очередь, отметил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, «для ОСК этот ледокол открывает ворота Арктики. Знаменательно, что передача этого уникального судна происходит 29 июня, в профессиональный праздник российских судостроителей - День кораблестроителя. Кроме того, на сегодняшний день это самый мощный дизель-электрический ледокол, построенный на российских верфях».

    Также Алексей Рахманов отметил, что судно построено с высокой долей отечественных компетенций. «Это более российское судно, чем те ледоколы, которые мы прежде строили на верфях корпорации. Здесь используются элементы электродвижения, которые произведены в России, отечественные материалы, металл, системы навигации».

    По словам генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева, судно было построено за 2 года и 8 месяцев. Следующий ледокол этого проекта «Андрей Вилькицкий» будет передан компании «Газпром нефть» в конце октября 2018 года.

    Судно построено на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в ОСК) по заказу компании «Газпром нефть» для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и развития судоходства Европа - Азия с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.

    «Александр Санников» - самый технологичный дизельный ледокол страны: передовая система маневрирования, автоматика энергообеспечения, современная радионавигация и возможность удаленного контроля электроники.

    Кроме того, это первый ледокол России, на котором внедрена новейшая система автоматизированного управления, способная брать на себя контроль за машинной установкой на несколько суток (ледокольный автопилот).

    Появление ледокола «Александр Санников» повысит эффективность и стабильность круглогодичных перевозок нефти с единственного в мире нефтеналивного терминала в пресных водах за Полярным кругом - «Ворота Арктики».

    По эксплуатационным показателям новый ледокол не уступает атомным ледокольным судам и даже превосходит их за счет меньшего энергопотребления и лучшей маневренности. Обводы корпуса «Александра Санникова» уникальны для традиционных ледоколов: судно не давит лед, а разрезает и фрезерует его. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

    Концептуальный проект судна выполнен Aker Arctic Technology. Рабоче-конструкторскую документацию выполнило ПКБ «Петробалт». Класс Российского морского регистра судоходства KM Icebreaker8 AUT1-ICS FF1WS DYNPOS-2 EPP ANTI-ICE ECO SDS<12 Winterization(-50) Tug.

    Напомним, два многоцелевых ледокольных судна обеспечения мощностью 22 МВт строятся на ВСЗ по заказу «Газпромнефти». Суда предназначены для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения (Обская губа, полуостров Ямал), где они будут выполнять следующие задачи: ледокольная проводка танкеров, помощь при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участия в операциях по ликвидации разливов нефти.

    Судно может работать в сплошном льду толщиной около 2,0 м и с 30-ти сантиметровым снежным покровом со скоростью 2 узла при движении вперед как носом, так и кормой.

    Характеристики судна данного проекта: длина габаритная - около 121,7 м; ширина габаритная - около 26,0 м; ширина по КВЛ - 25,0 м; высота борта - 11,5 м; осадка - 8,0 м.

    Основное назначение судна: проводка танкеров между портом Сабетта и районом мыса Каменный в Обской губе в ледовых условиях; проводка танкеров в грузовой район отгрузочного терминала экспорта нефти (морская причальная система) в ледовых условиях; поддержка безопасности при причаливании и погрузке танкеров.

    Головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» (строительный номер 233) заложено 3 ноября 2015 года. Спущено на воду 24 ноября 2016 года.

    Второе судно «Андрей Вилькицкий» (строительный номер 234) заложено 14 декабря 2015 года. Спущено на воду 5 июля 2017 года.

27 апреля 2019

08:25 Наздор за разработкой документации по второму этапу проекта «Восточный-Находка» осуществит «Севзапинжтехнология» 08:00 В рамках «Маринет» создана экспертная группа по биотехнологиям, аквакультуре и рыбопромысловым технологиям
08:44 Атомоход «Ямал» планируется отремонтировать за 96 млн руб.
08:10 Экипаж корвета «Стойкий» провел тактическое учение в Балтийском море с боевым пуском противокорабельных ракет

26 апреля 2019

18:40 Совет директоров СахМП рекомендовал выплатить дивиденды за 2018 год в размере 1,07 руб. на акцию 17:56 Судозавод «Янтарь» (Калининградская область) начнет строительство фрегатов для ВМС Индии в ближайшие недели 17:17 Чистая прибыль «ЛУКОЙЛа» по РСБУ в I квартале 2019 года выросла в 5 раз – до 41.66 млрд руб. 16:38 MOL и Tokyo Gas провели церемонию имянаречения двух новых СПГ танкеров 15:55 Северный флот получит 368 новейших образцов вооружения и военной техники в 2019 году 15:15 «Ингосстрах» застраховал ответственность АО «ПассажирРечТранс» 14:28 В порту «Бронка» продемонстрирована инновационная технология перевалки с использованием контейнеров КОТТА 13:59 Круизная навигация-2019 стартует в Москве 30 апреля 13:29 АО «ЦНИИМФ» проведет семинар об охране труда в морских и речных портах 21-22 мая 12:56 Перевозки ПГК каменного угля и кокса через порты Северо-Запада в марте 2019 года выросли на 12% - до 502 тыс. тонн 12:26 Дноуглублением в Бердянском порту (Украина) займется «Специализированное техническое бюро Азимут» 11:53 Первый круизный лайнер на СПГ Costa Cruises выйдет в плавание 4 ноября 2019 года 11:25 Опубликован обзор ЕСИМО о текущей обстановке в океанах и морях 10:57 Суд заблокировал пять сайтов, содержавших информацию о продаже прав на управление судами без сдачи экзаменов в ГИМС 10:27 Судоверфь «Звезда» заложила второй танкер Aframax 09:55 «Столичная судоходная компания» погасила задолженность по зарплате по требованию прокуратуры 09:21 Экомониторинг дноуглубительных работ на ВКМСК проведет ВНИИ Рыбного хозяйства и океанографии 08:38 «Маринет» и WWF намерены сотрудничать в вопросах разработки новых экологических технологий
19:00 «Ингосстрах» в 2018 году заключила 1009 договоров страхования ответственности судовладельцев
18:18 Подписан договор о дноуглублении Мариупольского порта (Украина)
17:37 Магаданская транспортная прокуратура выявила нарушения при эксплуатации причала
16:49 Судоходный сезон-2019 открыли Камский и Северо-Двинский бассейны ВВП
16:16 Итоговая проверка всех систем ПЭБ «Академик Ломоносов» запланирована на июнь 2019 года
15:35 В Енисейском бассейне открылась 156-я навигация
14:48 Навигация на Амуре откроется по трем маршрутам из-за низководности
14:14 Изменены сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации
13:43 Внесены изменения в сведения о порте Усть-Луга в Реестре морских портов РФ
13:13 DEME и Equinor разработают основания для плавучей ветроэлектростанции
12:42 На Волго-Балте открыли навигацию, причал и памятник речникам-путейцам
12:12 Якутия начала строительство Жатайской судоверфи
11:41 Курсанты ГУМРФ имени адмирала О.С. Макарова отправились на плавательную практику на паруснике «Мир»
11:11 Цены на бункерное топливо 26 апреля могут меняться разнонаправленно в диапазоне плюс-минус $1-3 – аналитики MABUX
10:43 Цены на бункерное топливо в порту Санкт-Петербург скорректировались к росту (график)
10:10 Цена нефти Brent снизилась на 0,22% - до $74,19, Light опустилась на 0,49% - до $64,89 за баррель
09:40 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 25 апреля составил 869 пунктов
08:59 Qatar Petroleum запустила программу строительства более 100 новых СПГ-танкеров
08:21

Каждому гостю церемонии позволили прогуляться по палубам, заглянуть в каюту капитана,
на мостик, вертолетную площадку и, конечно, узнать о принципиальных отличиях этого гиганта от подобных судов.

Смелые идеи, большие планы

Начало эксплуатации нового судна - подтверждение тому, что российская нефтегазовая отрасль и ее партнеры делают уверенные шаги в освоении Арктики, - отметил в ходе презентации ледокола первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. - Нефть полуострова Ямал более полувека была недоступна для рынка из-за отсутствия эффективных технологий ее добычи и возможностей транспортировки. Мы подобрали необходимые технологические ключи, создали уникальную схему вывоза углеводородного сырья с Новопортовского месторождения: по Обской губе, Северному морскому пути. Но для решения этой задачи требуются современные, мощные суда. И такое судно - ледокол «Александр Санников» - построили наши партнеры. В скором времени начнем эксплуатацию еще одного ледокола этой же серии - «Андрей Вилькицкий». Кроме того, «Газпром нефть» продолжает развивать арктический танкерный флот, наращивать ресурсную базу, увеличивать объемы добычи. В ближайшее время на Ямале компания инвестирует около 400 миллиардов рублей. То, что мы делаем, дает основания считать, что «Газпром нефть» - отраслевой лидер освоения Арктики. Видим в этом регионе колоссальный потенциал. Мы раньше других сделали на него ставку!

В Арктике «Газпром нефть» реализует три крупнейших проекта: «Новый Порт» и «Мессояха» в ЯНАО, «Приразломная» - в Печорском море. Отгрузка новопортовской нефти через арктический терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы,
началась в 2016 году, и теперь на промысле ежегодно наращивают добычу.

В 2019-м планируем выйти на объем около 8 миллионов тонн нефти. Кроме того, «Газпром нефть» получила несколько дополнительных лицензионных участков (сейчас на них ведется геологоразведка). В планах - строительство газопровода от Новопортовского месторождения до Ямбурга. В этот проект вложим около 75 миллиардов рублей, - добавил Вадим Яковлев.

Но вернемся к герою этих дней, ледоколу «Александр Санников». По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, новое судно является самым мощным дизель-электрическим ледоколом в своем классе, который создан на российских верфях. «Особенно важна доля отечественного контента в проекте: металл, материалы, система навигации, ходовой мостик, генераторы - все наше. Многофункциональное судно позволяет решать самые разные задачи, вплоть до спасения людей в экстренных ситуациях. Более того, «Александр Санников» обеспечивает правильную скорость проходки во льдах - это то, что нужно заказчику и судоводителям, которые работают в северных широтах», - отметил Алексей Львович.

Имя Александра Санникова новый ледокол получил не случайно. Об этом человеке, сотруднике «Газпром нефти», коллеги вспоминают с теплотой. Заместитель генерального директора компании по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина рассказала, что Александр Леонидович был большим профессионалом, отличным специалистом, обладателем лучших человеческих качеств.

А что внутри?

Как подчеркнул генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев (это предприятие, входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации, и построило новый ледокол), «Александр Санников» - результат работы тысячи людей, каждый из которых отдал проекту свои знания и умения.

Головное ледокольное судно обеспечения предназначено для эксплуатации близ терминала «Ворота Арктики» в районе полуострова Ямал. Работы много: дежурство, сопровождение танкеров до Северного морского пути, помощь при швартовке, погрузке-разгрузке, буксировка судов. Но это впереди, а пока «Александр Санников» стоит на приколе недалеко от Благовещенского моста. Как говорится, отдыхает - и перед сезоном, и после недавних испытаний в акватории Балтийского моря, в ходе которых проверено все оборудование и механизмы судна, в том числе возможность работы силовой установки без какого-либо участия человека в 24-часовом безвахтенном режиме.

Александра Киселева, капитана ледокола, уговорить на интервью непросто - у него и без того забот много. Но все же и он поделился своими впечатлениями:
- С Арктикой я знаком - пришел в этот регион матросом в 1991 году. Мой капитанский опыт - более 15 лет. Работал на разных ледоколах, но «Александр Санников» превзошел все ожидания, покорил, честное слово. У него великолепные маневренные характеристики: за счет специальных электродвигателей полный разворот на месте делает за минуту. Система динамического позиционирования позволяет удерживаться в одной точке без отклонения, если это нужно при какой-либо операции. А управляется просто - джойстиками.

Старпом Сергей Щелоков провел гостей по «этажам» судна. Над главной палубой расположены катера, предназначенные для работ по устранению последствий нештатных ситуаций, и запасные винты для винторулевых колонок. Еще выше - каюта капитана. Антураж довольно скромный (ничего лишнего), но все, безусловно, комфортно, приятно глазу. Здесь же находится икона Николая Угодника, покровителя моряков и путешественников, которую команде подарила Елена Илюхина, крестная мать судна.

Добавим, что и «Александр Санников», и «Андрей Вилькицкий» спроектированы с учетом принципа нулевого сброса: твердые и жидкие отходы будут храниться на борту, а утилизируют их на берегу.

В конце июля ледокол с заводским номером 233 отправится на первую рабочую вахту. В рамках программы «Время Арктики» компании «Газпром нефть» он поведет через крепкие льды танкеры с уникальной нефтью Новопортовского месторождения.

На Выборгском судостроительном заводе в Ленинградской области готовятся к сдаче заказчику три ледокольных судна. Мы уже рассказывали о , строящемся по заказу "Атомфлота". Наш сегодняшний герой - многофункциональное ледокольное судно обеспечения "Александр Санников".

Фотосъёмка прошла в ноябре 2017 года при активном участии отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода.

Строительство двух ледокольных судов обеспечения проекта Aker Arc 130A началось на Выборгском СЗ в 2015 году.

Контракт судостроители заключили с ООО "Газпромнефть Новый порт", дочерним предприятием ПАО "Газпром нефть".

Предполагается, что ледокольные суда будут работать на отгрузочном терминале "Ворота Арктики" Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал.

Концептуальный проект судна был создан финской компанией Aker Arctic Technology. Автор технического проекта - "Морское инженерное бюро". Рабочую конструкторскую документацию подготовило ПКБ "Петробалт".

В настоящее время на ледоколе идёт монтаж оборудования и инженерных систем.

Так выглядят элементы трубопроводов и инженерных систем ледокола на берегу.

Несмотря на провозглашённую властями политику импортозамещения, зарубежные бренды встречаются часто. Возможно, часть из них уже локализована в России.

По данным разработчиков проекта, ледокольное судно проекта Aker Arc 130A может преодолевать сплошной лёд толщиной до 2 м со скоростью 2 узла, двигаясь как носом, так и кормой.

"Александр Санников" стремится идти в ногу со временем. Судно спроектировано по принципу «нулевого сброса». Это означает, что все твёрдые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу.

Движительный комплекс ледокола включает в себя три винторулевых колонки (две в кормовой части судна и одна в носовой). По результатам испытаний, такая конфигурация позволит максимально эффективно работать в тяжёлых условиях предполагаемого района эксплуатации.

Что касается основных характеристик, то мощность "Александра Санникова" составит 22 МВт, длина - 121,7 м, ширина главной палубы - 26 м. При дедвейте 3 400 т судно способно развивать скорость до 16 узлов.

Экипаж ледокола состоит из 21 человека. Автономность достигает 30 суток.

Большое в прямом смысле слова событие на верфи в Санкт-Петербурге. В первый арктический поход отправился ледокол «Александр Санников». Он пересечет Балтийское море и по Северному морскому пути выйдет к Ямалу. В Обской губе, где толщина льда достигает полутора метров, а температура воздуха опускается до минус 50, судно компании «Газпром нефть» будет проводить танкеры от месторождения до Ледовитого океана. Таких технологичных дизельных ледоколов на гражданском флоте еще не было.

Ледокол - судно исключительно гражданское, но морской церемониал по воинским канонам: поднятие флага, гимн, построение! Он назван в честь скромного и талантливого инженера, под руководством которого нефтяники перешли на принцип так называемого «нулевого сброса», когда исключается любая возможность утечки сырья. Новый ледокол такой - экологически чистый. До его закладки Александр Леонидович Санников не дожил всего три месяца.

В мире таких ледоколов не строит никто: среди дизельных он самый мощный - 30 тысяч лошадиных сил. Заменяет целую флотилию - спасательное, противоаварийное, эвакуационное судно. И, конечно, он рубит лед, причем не только бронированным корпусом, но и своими винтами.

Винты корабля - это фактически огромная фреза выше человеческого роста. Сейчас они закрыты специальным защитным кожухом. Винты - два в кормовой и один в носовой части - вращаются на 360 градусов. Так что ледокол может развернуться на месте, как карусель. Все это позволяет ему спокойно крошить лед до двух метров.

Но и это не все: на случай если все-таки ледокол начнет вмерзать, предусмотрена еще одна система - наполняя балластные цистерны, судно кренится вправо-влево или вперед-назад, расширяя канал и раскалывая льдины спереди и сзади.

При этом, благодаря автоматике, этим плавучим девятиэтажным домом управляют всего 19 человек. Капитанский мостик больше похож на космический центр управления.

«Это не совсем штурвал, это винторулевые колонки, которые используются как штурвал, заменяют штурвал. Они легкие в управлении и ничем не сложнее штурвала», - поясняет капитан ледокола «Александр Санников» Александр Киселев.

Еще в 60-х годах на Ямале нашли уникальное месторождение - Новопортовское. Здесь нефть чище даже эталонных марок. Но только спустя полвека смогли разработать и построить схему доставки.

Сквозь вечную мерзлоту от места добычи проложили трубопровод к берегу Обской губы. У мыса Каменный нефть заливают в танкеры и далее они могут идти по Северному морскому пути и в Европу и в Азию. Но в этом районе река покрыта льдом девять месяцев в году.

«Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы - это будущее для нашей нефтяной отрасли. Каждый проект обеспечит поступление триллионов рублей в бюджет», - рассказал председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Судно заложили два года назад на заводе в Выборге. Всего через год спустили на воду, и теперь, после всех испытаний, «Александр Санников» отправляется в свой первый арктический поход. Семь с половиной тысяч километров до места работы моряки намерены пройти за пару недель.

А тем временем на Выборгском заводе уже готовят к походу второй ледокол этой же серии. Вместе с «Санниковым» они обеспечат круглогодичный транспортный коридор от Сибири до Карских островов.