Как выбрать фирменный шрифт и насколько он важен. Фирменный стиль (визуальный раздел макета) Шрифты

Разрабатывая дизайн фирменного стиля, не упустите такой важный инструмент, как шрифт. Шрифт – это одна из ключевых составляющих бренда. Он способствует привлечению внимания потребителя, облегчает зрительное восприятие и запоминаемость образа компании.
Фирменный шрифт может подчеркнуть уникальность стиля компании, сформировать единую стилевую концепцию бренда и подчеркнуть его репутацию.

При выборе шрифта следует руководствоваться некоторыми правилами :

Шрифт обязан быть читаемым, причем в любом размере и цвете. Только при соблюдении этого условия потребитель сможет понять суть вашего рекламного посыла и дизайн фирменного стиля сыграет вам на руку.

Шрифт должен быть уместен и ассоциироваться со сферой деятельности компании. Ювелирной компании подойдет роскошный шрифт, линии нижнего женского белья – женственный и хрупкий и т.д.

Если вы используете несколько шрифтов, то они должны сочетаться между собой, иначе восприятие информации потребителем может быть нарушено.

Акцентирования возможно добиться путем использования нескольких стилей одного шрифта.

Дизайнеры выделяют несколько видов шрифтов:
1. Шрифт как элемент дизайна логотипа или даже элемент дизайна фирменного стиля.
2. Шрифт как web-элемент (это шрифт, оптимизированный для различных браузеров).
3. Рекламные шрифты (используются для создания рекламной продукции и POS-материалов).

Чтобы не ошибиться в выборе шрифта, стоит придерживаться некоторых рекомендаций .

1. Согласно исследованиям, взрослый человек читает информацию по верхним частям букв. Поэтому особое внимание обратите на шрифты с засечками.

2. Шрифт должен быть простым, как по форме, так и по цвету. Максимально простой, и ненавязчивый шрифт поможет вам разместить гораздо больше легко усваиваемой информации на небольшом пространстве. По этой причине стоит остерегаться рукописных или чрезмерно сложных авторских шрифтов: современный ритм жизни диктует необходимость в молниеносном восприятии и любой шрифт должен читаться «с ходу».

3. Правило для кеглей: большие буквы – для основной информации; средние – для общей информации; мелкие – для дополнительной информации.

4. Чем меньше шрифтов, тем лучше. Идеально использовать один-два шрифта.

5. Добавьте к тексту иллюстрации, это упростит восприятие информации.

Решили инвестировать в создание бренда?

Выбирая шрифт , оцените внешний вид шрифта при его использовании в разных размерах и цветах. Оцените начертание букв, их отдельные элементы. Подберите оптимальный размер шрифта, при котором не пострадает восприятие информации.

1. Будьте аккуратны с отдельными декоративными элементами шрифта, например, с засечками. Они могут пропасть в определенном масштабе, и эффективность шрифта снизится в разы. Простоту восприятия диктует контраст между шрифтом и его фоном.
2. Лучше всего выравнивать шрифт по левому краю или посредине. Так шрифт воспринимается наилучшим образом.
3. Используйте поменьше декоративных элементов, это рассеивает внимание.
4. Шрифт должен быть един для всего. Иначе он рискует снизить узнаваемость бренда.

Шрифты и ассоциации.

Шрифты обладают определенными ассоциациями . Так круглый шрифт символизирует бесконечность, овальный – инновации, треугольный – жизненную энергию, квадратный – упорядоченность и надежность. Декоративные шрифты сделают бренд уникальным, угловатые скажут об открытости компании по отношению к потребителю, а рукописные подчеркнут открытость и дружелюбие.

Помимо вышеперечисленного, особое внимание стоить уделить и цвету шрифтов, который также влияет на отношение потребителя к бренду и компании.

Какое значение играет разработка уникального фирменного шрифта для создания общей стилистики организации? Ответ на данный вопрос крайне прост: стилистика компании остро нуждается в использовании фирменных шрифтов, а именно шрифта который будет вызывать у клиентов организации стойкие ассоциации с определенной услугой или продукцией.

В качестве хорошего примера здесь можно указать печатные издания – в особенности, это характерно для США и европейских стран. Печатная пресса здесь создает собственные эксклюзивные шрифты, от которых зависят особенности издания. Именно шрифт может обратить внимание покупателей на газету или журнал и выделать его среди общей массы аналогичных изданий.

Если рассматривать страны СНГ, то очень сложно найти удачные примеры использования шрифта в качестве элемента организационной стилистики. В основном, фирменные шрифты используются банками и корпорациями, которые взаимодействуют на мировом рынке. Среди одной из методик применения корпоративного шрифта можно рассмотреть изготовление конвертов под заказ.

Основные признаки корпоративных шрифтов

Как к любому элементу фирменной стилистики компании, к корпоративному шрифту предъявляются особые требования:

  • корпоративный шрифт должен быть разборчивым, а также удобным для восприятия потребителями услуг и продукции компаний. Шрифт, который сложно читать – одна из ключевых ошибок компании. Обратите внимание, что при выборе шрифтов для логотипа, основных заголовков в продукции, необходимо придерживаться единой стилистики. Это чрезвычайно важно для восприятия текста;
  • при создании корпоративного шрифта не забудьте о соблюдении авторских прав. Каждый шрифт, который сегодня можно найти на просторах сети, может быть лицензионным или не лицензионным. Если вам необходим корпоративный шрифт для небольшой региональной организации, вы еще можете использовать шрифт без лицензии. А вот если вы подбираете шрифт для крупной международной корпорации, откажитесь от подобной идеи, чтобы не испортить репутацию компании;
  • не забудьте о такой важной составляющей, как маркетинговое соответствие. Любой успешный товарный знак обладает собственным шрифтом, причем разработанным профессионалами рекламной сферы высокой квалификации. При разработке шрифта для бренда требуется принять во внимание анализ данного сегмента рынка и потребностей целевой клиентской аудитории.

Читайте также: Как избежать ошибок при раскрутке бренда

Особенности и тонкости выбора фирменного шрифта

Что еще обязательно следует принять о внимании в подборе фирменного шрифта? Прежде всего задумайтесь о сложностях перевода. Это особенно актуально, если ваша компания работает на мировом рынке. Многие компании, которые знают о том, что в будущем придется столкнуться с переводом логотипа и наименования компании на иностранные языки, выбирают классические шрифты. Это явление связано со сложностями адаптации современных шрифтов на иностранные языки. По возможности, постарайтесь предусмотреть эту ситуацию.

Второй важный момент, который заслуживает внимания – это как именно выбрать шрифт для компании: воспользоваться многообразием вариантов, предложенных на просторах сети, или обратиться к профессионалам для разработки индивидуально шрифта для конкретной компании. Если вы собираетесь серьезно продвигать свою торговую марку и планируете подойти к маркетинговой политике продумано, то лучшим решением будет выбор второго варианта. Эксклюзивный шрифт – это один из способов привлечения потенциальных клиентов: данную практику давно приняли во внимание корпорации Европы и Америки.

Шрифты для логотипов

Что такое шрифт для логотипа или фирменный шрифт? В общем смысле, шрифт - это набор символов и знаков определенного начертания и размера, составляющие графический рисунок, стилистическую и композиционную систему. Шрифт - это неотъемлемый и самый заметный элемент фирменного стиля компании . - это дух, стиль и индивидуальность вашей организации.

Подбор шрифта и его начертания играет очень важную роль при разработке названия бренда (нейминге) и создании дизайна логотипа . Объединение названия бренда и лого обладает огромной силой запоминания и узнаваемости со стороны аудитории.

Уникальный и красивый фирменный шрифт для логотипа - многократно усиливает эффект запоминаемости! Кроме того, эксклюзивный шрифт демонстрирует стабильность, надежность, успех и статустность компании, подчеркивает ее имидж, престиж и репутацию.

Дизайн логотипа и шрифт обязаны быть не только оригинальными и соответствовать общему фирменному стилю компании, но и должны легко читаться.

Использование вычурного, неправильного шрифта при создании логотипа может привести к искажению названия компании и вызвать раздражительную реакцию у потребителя, который будет испытывать сложности с его прочтением. Если у вас простой и лаконичный логотип, его рекомендуется дополнять текстом названия бренда, если уже лого сложный - сочетать его с текстом не рекомендуется.

Какие шрифты для логотипов самые удачные?

Психологи утверждают, что при помощи верно подобранного шрифта для лого можно передать эмоции и настроение текста.

Так при помощи различных видов шрифтов можно передать различный эмоциональный посыл :

  • шрифты без засечек - неэмоциональный, передают практичность и надежность;
  • шрифты с засечками - более «женственные», самые легкие для чтения и восприятия;
  • прямолинейные и угловатые шрифты - «холодные», эмоционально сжатые, передающие жесткие позиции и механичность действий;
  • гарнитурные шрифты (округлые и с «хвостиками») - дружественные и «человечные»;
  • декоративные шрифты - подчеркивают яркость и новизну, передают индивидуальность;
  • шрифты рукописного стиля - также лучше всего передают дружественность и подчеркивают желания близких (хороших) отношений с потребителем.

В зависимости от сферы применения фирменные шрифты делятся на

  1. Шрифты для логотипов - шрифты, используемые при разработке дизайна логотипа компании или бренда;
  2. Веб-шрифты - имеют особый специальный формат, оптимизированный под веб-браузеры, используются в разработке дизайне сайта или лого для сайта;
  3. Рекламные шрифты - незаменимы при создании рекламных текстов, полиграфической продукции и POS-материалов компании.

Каким должен быть шрифт для логотипа?

Преимущества собственного фирменного шрифта

Применение нестандартных, оригинальных шрифтов имеет свои плюсы и приносит компании немало преимуществ:

  • привлечение внимания за счет неординарного и нестандартного внешнего вида;
  • повышает уровень запоминаемости и узнаваемости компании;
  • создание единого стиля компании, объединение всех рекламных инструментов;
  • поддержание положительного имиджа компании, репутации и статуса;
  • подчеркивает креативный и оригинальный подход компании к своей миссии и своему делу.

Разработка шрифтов требует профессионального и творческого подхода, в процессе создания необходимо использовать знания в области психологии, стилистики, дизайне и маркетинге.

Брендинговое агентство KOLORO предлагает следующие услуги:

  1. Разработка уникального эксклюзивного шрифта для логотипа;
  2. Разработку комплекса шрифтов (шрифтовые наборы);
  3. Расширение набора знаков вашего корпоративного шрифта;
  4. Разработка шрифтов с высокой степенью читабельности при низких разрешениях;
  5. Дополнение фирменных шрифтов любыми символами - фирменные знаки, подписи, логотип и др., а также комплексная разработка фирменного стиля компании.

Мы профессионалы своего дела. У нас большой опыт работы, накопленный при создании брендов-лидеров своего рынка, поэтому мы можем гарантировать результат, который будет соответствовать ваши ожиданиям.

Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно–декоративными задачами.

1.3.1 Шрифты. Основные понятия и определения

Шрифт (Schrift от нем. schreiben - писать) – это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Раньше термин “шрифт” имел более узкое понятие и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.

Основнми характеристиками шрифтов являются: базовая линия, кегль (размер), Ширина, начертание, насыщенность, контрастность, гарнитура, засечки, комплектность, кернинг, трекинг.

Базовая линия – воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как будто лежит на этой линии.

Кегль – Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо–американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика – 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:

кегль 6 пунктов – нонпарель,

кегль 8 пунктов – петит,

кегль 9 пунктов – боргес и т.д.

Ширина – По ширине шрифт бывает нормальный, узкий, широкий. Различают также пропорциональные и моноширинные шрифты.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более удобными для чтения, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки (для ручных пишущих машинок и алфавитно–цифровых компьютерных дисплеев, для большинства компьютерных программ с текстовым интерфейсом и пр.) Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков.

Наиболее распространенные начертания – Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Ошибочно мнение, что курсив и наклонный – это одно и то же. На самом деле, это разные начертания.

Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность – один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

Гарнитура – это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур - сложная и трудоёмкая работа.

Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Считается, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса объясняют причину этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками. Веб–сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат – размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.

Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается.

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах – тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.

В полиграфии используются дополнительные единицы измерения – круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация – 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов .

Когда вы работаете над созданием фирменного стиля бренда (в частности, логотипа), шрифт является одним из ваших главных союзников. Поэтому к выбору оптимального шрифта следует подходить максимально ответственно. Он должен быть одновременно красивым, разборчивым и оригинальным, иметь ярко выраженный характер и уместно смотреться в разных контекстах.

При выборе шрифта необходимо учитывать историю и особенности вашей компании, а также сферы применения будущего логотипа. Также следует помнить о том, что дизайн вашей эмблемы должен оставаться актуальным на протяжении не одного года. Интересные идеи для логотипов вы можете найти .

В идеале он должен создаваться специально под ваш проект. Но если вам приглянулся уже существующий, позаботьтесь о приобретении разрешения на его использование. Если же вы ищите путь наименьшего сопротивления, советуем вам обратить внимание на бесплатные шрифты, которые можно скачать онлайн. Во-первых, вам не придется платить за их использование для коммерческих целей. Это оптимальный вариант для компаний со скромным бюджетом. А во-вторых, бесплатные шрифты отличаются огромным разнообразием. В этой статье мы собрали 30 лучших шрифтов, которые можно использовать совершенно бесплатно. Разглядывайте, советуйтесь с коллегами, скачивайте и устанавливайте понравившиеся варианты. А если вы решите использовать какой-нибудь из этих шрифтов на своем логотипе, обязательно поделитесь с нами результатом! Полезные советы и рекомендации по созданию лого вы можете найти .

Большинство вариантов в этом списке бесплатны, но все же лучше перестраховаться и ознакомиться с условиями их использования.

Шрифт класса гуманист без засечек, слегка напоминающий гротеск. Универсален в использовании. Имеет 5 степеней насыщенности. Светлый и жирный варианты доступны бесплатно!

Qanelas Soft — современный, красивый, без засечек и с уклоном в геометрию. Это более мягкая, «дружелюбная» версия семейства Qanelas.

3. BRAVO

Красивый русский шрифт с множеством глифов и символов.

Прямоугольные засечки придают Trocchi непринужденный, легкий вид. Trocchi прекрасно подойдет как для текстов, так и для графических объектов. Он получил свое название в честь шотландского писателя Александра Трокки.

Bebas Neue это семейство без засечек, созданное на основе оригинального бесплатного шрифта Bebas Neue авторства Руичи Тсунекава (Ryoichi Tsunekawa). Он приобрел огромную популярность, получив прозвище «новый Helvetica среди бесплатных шрифтов». Благодаря команде дизайнеров из Fontfabric семейство пополнилось четырьмя новыми видами – тонкий, светлый, книжный и нормальный. Они с новыми степенями насыщенности остаются верными стилю Bebas: это такие же простые линии, элегантные формы и комбинация технической прямоты с понятной каждому теплотой. Идеальный варианты для экрана и печати, коммерческого и художественного использования.

Сжатый геометрический шрифт без засечек с заглавными буквами, малыми заглавными буквами, цифрами и разнообразными символами. Разработан Джейми Уилсоном (Jamie Wilson).

Новый декоративный гротеск, напоминающий комбинацию ар-деко и конструктивизма. Poiret это уникальный шрифт, отличающийся легкостью, чистотой и элегантностью. В его основе лежат геометрические фигуры, стильные линии и изящные контуры. Большие вывески, ярлыки, названия, заголовки, любые графические элементы в Интернете, анимационная графика, печать (футболки, постеры, логотипы и т.д.) – сфера применения огромна.

Aileron это отличный пример красивого (и бесплатного!) шрифта без засечек. На его создание вдохновила стилистика Helvetica. Тем не менее, автор сумел воплотить в жизнь свое художественное видение, придав ему больше округлости.

Интересный шрифт, который вы можете оценить на логотипе Facebook.

Gentona это шрифт класса нео-гротеск, без засечек. Его создал дизайнер Рене Бидеру (René Bieder).

Rambla это шрифт класса гуманист, который словно создан для текстов среднего размера.

13. FENIX

Ярко выраженные засечки и смелые штрихи. В большом размере он изящный и легко читаемый одновременно, а при уменьшении приобретает ритмичность.

Hipstelvetica это экспериментальное семейство разработанное для индивидуального проекта. Вдохновением для создания этого семейства снова послужил легендарный Helvetica.

Интересный, футуристический от Zoki Design.

Рукописный (каллиграфический) шрифт, с которым ваши работы будут выглядеть одновременно смело и очаровательно. Отличный вариант как для личных, так и для коммерческих проектов. Он будет хорошо смотреться на самых разных носителях – футболках, бланках, постерах, значках и т.д.

MAXWELL — универсальный, он подойдет практически для любых целей. Используется для печати, экрана, анимаций, а также заголовков, текстовых логотипов и т.д.

Этот прекрасный шрифт когда-то красовался на логотипе Google.

19. FIBRE

Fibre это рукописный винтажный шрифт. В нем нет двух одинаковых знаков: каждый знак имеет свой уровень шума. Кернинг и метрика обеспечивают максимальную легкость чтения, которой только можно добиться исключительно заглавными буквами.

Humblle Rought это современный винтажный шрифт, который благодаря своим визуальным несовершенствам смотрится максимально естественно. В него входят цифры, специальные знаки, символы, а также большой выбор стилистических альтернатив.

Casual — совершенно бесплатный, его можно смело использовать в разнообразных коммерческих проектах.

22. BRUX

BRUX это стильный, смелый и полный жизни шрифт. Идеальный вариант как для печатных, так и для цифровых проектов. Придаст особый характер вашим работам.

23. ANDIS

Andis будет одинаково хорошо смотреться в текстах разных размеров.