Единица измерения в контент анализе. Описание метода контент-анализ

Контент-анализ (англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

Основные процедуры контент-анализа

В настоящее время к базовым процедурам контент-анализа относятся выявление смысловых единиц и выделение единиц счета.

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа

Смысловыми единицами могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т. п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета

Единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета

Подсчет результатов в общем виде сходен со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.

Контент-анализ представляет собой формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания. Проведение контент-анализа основано на следующих принципах:

Формализации - необходимо задать однозначные правила для выявления искомых характеристик содержания;

Статистической значимости - интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой.

Алгоритм выполнения контент-анализа представлен на рис. 16 и состоит из следующих этапов:

1. Постановка задач контент-анализа.

2. Определение системы категорий анализа.

3. Определение единицы анализа.

4. Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.

5. Выбор источников для обследования.

6. Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.

7. Разработка инструкций кодировщику, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа, алгоритм действий.

8. Сбор информации.

9. Обработка результатов и их интерпретация.

10. Подготовка отчета.

Объектом анализа могут выступать материалы газет и других печатных изданий, содержание радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных обращений, а также данные, полученные посредством открытых вопросов анкет или свободных интервью.

Цель исследования - выявление аспектов, касающихся объекта и предмета исследования, которые получили подробное рассмотрение в документах, вышедших в течение некоторого периода времени. Например, изучение общественного мнения по поводу нового закона о проблемах ЖКХ.

Рис. 16. Алгоритм контент-анализа

В зависимости от целей исследования можно выделить несколько типов контент-анализа:

Первый тип контент-анализа: подсчет символов (ключевых слов), содержащихся в материалах (например, упоминание торговой марки или названия фирмы);

Второй тип: дальнейшая проработка первого - это классификация символов по отношению авторов публикаций к изучаемому объекту (в положительном или отрицательном смысле);

Третий тип: анализ по элементам содержания - классификация отдельных частей документов по заданным критериям.

Четвертый тип: тематический анализ - выявление явных и скрытых тем публикаций.

Пятый тип: структурный анализ - выявление взаимоотношений различных тем публикаций. Эти отношения могут быть взаимодополняющими, развивающими одну тему, и конфликтными (когда темы работают на взаимно противоположные цели).

Шестой тип: анализ взаимоотношений различных материалов, имеющих общую цель публикаций, кроме вопросов пятого типа контент-анализа, - здесь изучается последовательность появления публикаций и отслеживается динамика характеристик содержания во времени (например, изучение реакции на предвыборную агитацию).

Категория контент-анализа - это наиболее общие, ключевые понятия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например, по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание материалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.

К процедуре формирования категорий анализа предъявляются определенные требования:

Одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены к различным категориям;

Не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента содержания к той или иной категории, т. е. категории должны быть надежными.

Единица контент-анализа - это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Чтобы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки наличия определенного элемента содержания). Это могут быть определенные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализируемым элементам содержания.

Если продолжить рассмотрение примера об изменении законодательства по ЖКХ, то в качестве основных категорий анализа можно выделить:

Проблемы, вынуждающие к изменению законодательства;

Ожидаемые положительные перемены, вызванные изменением законодательства;

Ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением законодательства;

Конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

Расшифровка категории «ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением законодательства о «ЖКХ» может быть дана с помощью таких единиц: «квартиры скупят «новые русские», «народ попадет в кабалу» т. д.

В исследованиях сообщений средств массовых коммуникаций, где контент-анализ применим наиболее широко, выделяются некоторые «стандартные» смысловые единицы:

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Применение такой смысловой единицы целесообразно при изучении способов, посредством которых источник информации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно направлено, например в рекламе.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы бывает затруднено в связи с ее неясностью в тексте. Аналитику приходится определять тему и ее границы внутри текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), в рамках которых тема может быть определена.

Имена людей, географические названия, торговые марки, названия организаций, упоминание какого-либо события. Частота и длительность временного интервала, с которыми они присутствуют в сообщениях, могут послужить показателями их важности, значимости.

Единица контент-анализа

Единица контент-анализа

Единица контент-анализа - устойчиво повторяющаяся смысловая единица текста, относительно которой:
- выявляются статистические и структурные связи с другими единицами;
+ определяются иные количественные или качественные характеристиками.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Единица контент-анализа" в других словарях:

    - (един, один) многозначный термин. Нечто единое целое. Объект, обеспечивающий выполнение определённой функции, и который может быть заменён. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Техни … Википедия

    Единица (един, один) многозначный термин. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Экономика 4 Государство … Википедия

    - (от англ.: contents содержание, содержимое) или анализ содержания стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В… … Википедия

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - (от англ. contens содержание) специальный достаточно строгий метод качественно количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность К. А. состоит в… … Социология: Энциклопедия

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - – один из основных видов анализа документов, заключающийся в количественном подсчете каких л. признаков, свойств изучаемого явления, отраженных в документе, с последующей оценкой на основе этого содержательных характеристик конфликтов. Для… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Контент-анализ - от англ. content содержание) один из видов анализа документов; достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией… … Социологический справочник

    ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ - элементы логич. модели предмета контент анлиза (см.). Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единицы частоты. Единицы протяженности характеризуют содержание в целом, без учета его… …

    АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - совокупность методич. приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологич. информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и… … Российская социологическая энциклопедия

    Анализ документов - один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который направлен на получение надежной социальной информации (социальных фактов, ценностей и норм поведения различных категорий населения), зафиксированной в документах.… … Социологический справочник

    КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. К.С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной… … Социология: Энциклопедия

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что:

А) существовало до него и получило в нем отражение,

б) наличествует только в нем,

в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Объект контент-анализа - документы, исследуемое содержание которых, позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, интересующие исследователя элементы содержания встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Стадии разработки и применения контент-анализа:

Формулируются тема, задачи и гипотезы исследования

Определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. Категории контент-анализа должны быть уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач; исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования; взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. За единицу анализа может быть принято слово, предложение, тема, идея, автор, персонаж, социальная ситуация, часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа.

Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность). Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

  • < Назад
  • Вперёд >

элементы логич. модели предмета контент-анлиза (см.). Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единицы частоты. Единицы протяженности характеризуют содержание в целом, без учета его деления на элементы. В качестве таких единиц чаще всего используются квадратный сантиметр (дюйм), стандартные строки верстки, минута (час) эфирного времени. Использование таких единиц позволяет достаточно точно определить объем внимания коммуникатора к различн. категориям анализа. В силу своей объектности указанные единицы пригодны для измерения только тех свойств коммуникатора, к-рые непосредственно выражаются в его тексте. Единица частоты позволяет измерять поведение и на уровне содержания текста (в частности, измерять структуру тематич. содержания текста). Если мера протяженности представлена достаточно большим видом единиц измерения, то мера частоты представлена единственной единицей измерения - единичным присутствием элемента содержания. Применительно к тексту приведенные единицы исчерпывают арсенал единиц измерения, поскольку текст и его содержание характеризуются только двумя свойствами, к-рые могут быть измерены: протяженностью и дискретностью структуры этой протяженности. Поэтому выделение большого числа типов единиц измерения (мер) является признаком нестрогости или эклектизма. Все единицы анализа в зависимости от характера их связи с единицами измерения можно разбить на два типа: частотные и частотно-протяженные. К частотным в качестве меры приложима только единица частоты (напр., к ним относятся слово, суждение); к частотно-протяженным - оба типа единиц измерения (напр., сообщение). В том случае, когда возможно использование обоих типов единиц измерения, встает проблема оптимальности выбора, сущность к-рой состоит в том, чтобы ответить на вопрос: "Выражается ли данный признак наиболее адекватно при помощи протяженности или при помощи частоты?". Ответ на такой вопрос не является тривиальным и требует проведения специальных исследований. В принципе можно предположить, что число типов единиц анализа велико. Можно считать, что каждая из единиц содержания текста может быть потенциально единицей анализа. Введение новых единиц анализа определяется соответствующими теоретич. предпосылками. Поскольку запас языковых единиц содержания (как типов) ограничен, то и число единиц анализа, рекрутируемых из этой сферы, невелико. Значительный по объему источник потенциальных единиц анализа представляют тематич. элементы содержания текста. Единицы анализа могут быть классифицированы по следующим трем основаниям: языковые-тематич., объектные-необъектные, коммуникационные-структурные. Как правило, языковые единицы (элементы структуры языка) крайне редко используются в качестве единиц анализа в социологич. исследованиях. Тематич. единицы (элементы структуры содержания текста) в настоящее время занимают все большее место в контент-аналитич. исследованиях (напр., тема сообщения, герой, ситуация). Те единицы анализа, к-рые непосредственно представлены в тексте, являются объектными. К ним относятся единицы протяженности (сообщение, рубрика, слово, предложение). К необъектным единицам относятся все тематич. единицы. Противопоставление коммуникационных единиц структурным связано с онтологическим статусом единиц анализа. Естественно, что все языковые единицы обладают этим статусом (т. е. используются и при создании текста, и при его потреблении). Таким статусом обладают и нек-рые тематич. единицы (напр., тема сообщения). Наиболее часто используются следующие единицы анализа. Слово (словосочетание) - наименьшая единица анализа (из языковых), приемлемая в социологич. исследовании; используется в анализе политич. языка, исследовании стиля сообщений. Сообщение - одна из наиболее часто используемых единиц анализа. Характеризуется целостностью. Размер и структура сообщений зависят от типа коммуникации. Выделение сообщения в структуре текста обычно не требует к.-л. специальных инструкций. Герой (характер) - определенный тип деятеля, обладающего четко выраженными соц. чертами. Наиболее часто эта единица используется при анализе небольших произведений литературы (рассказ, очерк). Примером этой единицы является герой информации, выделяемый в содержании на основе рода его занятий. Тема - очень широко применяемая и очень плохо разработанная единица анализа. В амер. литературе термины "суждение" и "тема" употребляются как синонимы, причем чаще всего тема определяется через понятие суждения. Понятие темы используется в таких случаях в категориальном значении, т. е. говорится скорее о тематич. признаке, чем о единице анализа, ибо темы могут выделяться и в целых сообщениях, и в их частях различн. объема (абзацах, предложениях). Тема может быть выражена не только суждением, но и словом, и словосочетанием (напр., наименование рубрики в газете). Суждение - наиболее мощная и сложная в использовании единица анализа. В качестве его определения может быть принято определение суждения в логике с учетом двух особенностей использования этой единицы в контент-анализе. Во-первых, суждение обладает высокой степенью конструктивности и поэтому, вероятно, не является коммуникационной единицей. Во-вторых, структура суждения как единицы анализа обычно является более расчлененной и сложной, чем в логике. Чаще всего она состоит более чем из трех элементов (субъекта, предиката и связки). В общем виде структура суждения может быть представлена в фасетной форме, т. е. в виде ряда ячеек, в к-рых расположены однотипные элементы. Такое представление означает, что при конкретном наполнении такая структура порождает огромное число типов суждений (напр., при шести фасетах и числе элементов в каждом из них от 5 до 10 общее число типов суждений может достигать нескольких миллионов). Практически в исследуемых текстах на один тип суждения в среднем приходится 1-2 упоминания, следовательно, значительное число типов суждений вообще не встречается в содержании текста. Поэтому чаще всего информация анализируется не в виде суждений в целом, а в виде отдельных фасетов, т. е. единицей анализа практически является элемент суждений. При использовании ЭВМ можно выделить эмпирически наиболее значимые в статистич. отношении типы суждений и вести их анализ. Возможно также и такое решение: определить уровень отождествления суждений (напр., на основе их модальности), и различать суждения согласно этому уровню; при этом число типов суждений уменьшается до приемлемой величины (5-10 типов). Суждение является гибкой единицей анализа, может быть использовано для относительно небольших частей содержания текста. Ситуация - это единица, к-рая имеет целью представить содержание текста в виде структуры, отражающей фрагменты действительности. Фрагменты могут быть представлены не только в виде действующего лица, но и в виде мотивов, средств, целей деятельности. В состав структуры ситуации могут входить следующие элементы: субъект деятельности, локальность субъекта (сфера соц. жизни и т. п.), характер представления субъекта коммуникатором, знак отношения коммуникатора к субъекту, интересы субъекта, его цели, мотивы действий и т. п. Близкой по замыслу к ситуации является такая единица анализа, как единица действия, к-рая может быть использована как элемент ситуации. Классич. примером такой единицы является функция действующих лиц волшебных сказок, разработанная В.Я.Проппом. В большинстве контент-аналитич. исследований используется несколько единиц анализа. Это связано с кодировочной операцией в контент-анализе, где необходимо взаимодействие единиц анализа. Указанное взаимодействие может быть рассмотрено в связи с двумя процессами, во многом обеспечивающими получение аналитич. информации (т. е. информации о предмете исследования, получаемой в соответствии с задачами исследования): процессом кодирования и процессом структурирования закодированного материала. В процессе кодирования выделяются два аспекта: разбиение содержания текста на единицы (юнитизация) и их классифицирование по категориям анализа. В рамках разбиения содержания текста выделяются единицы: выборочн., наблюдения, фиксирующая, кодировочная контекста. Эти пять типов единиц представляют наиболее общий случай. В отдельных исследованиях число единиц может быть меньшим. Границы между типами единиц являются достаточно подвижными, т. е. возможен переход конкретных единиц из типа в тип. Выборочн. единица определяет объем исследуемого текста. Чаще для этого используется макросообщение (номер газеты, день вещания или программа вещания). Однако можно представить себе иерархич. структуру выборки, в к-рой в роли единиц последовательно выступают, напр., номер газеты, материал, суждение. Единицей наблюдения, т. е. единицей, в рамках к-рой производится семантич. анализ содержания текста с целью кодирования, обычно является сообщение (напр., статья, очерк и т. а). При иерархич. структуре выборки в роли единицы наблюдения могут выступать и части сообщения. Фиксирующая единица - это та часть содержания текста, в пределах к-рой происходит фиксация категорий анализа. Смысл введения этой единицы определяется спецификой частотного измерения (основанного на использовании единицы частоты). В границах фиксирующей единицы появление категории фиксируется только один раз. Выбор этой единицы сказывается на рез-тах анализа. Поэтому важно определение относительной протяженности единицы фиксирований. Пока часто используется механич. разбиение текста на фиксирующие единицы (напр., 50, 100, 150 строк). Однако следует признать, что механич. разбиение не является обоснованным и очень плохо связано с тематич. структурой содержания. По-видимому, объем указанной единицы должен определяться характером коммуникационного процесса. Кодировочная единица обеспечивает фиксирование категорий анализа и тем самым измерение интенсивности появления признаков объекта исследования. В качестве кодировочных обычно выступают такие единицы, как слово, тема, сообщение, суждение, ситуация, действие. Кодировоч. единица зависит от единицы контекста - части содержания текста, знание к-рой позволяет произвести классифицирование единицы содержания, релевантной принятой кодировочной единице, и соответствующую категорию анализа. Естественной единицей контекста выступает сообщение. (В этом случае может совпадать с единицей наблюдения; однако факт совпадения на означает, что не нужно функциональное разграничение этих типов жизнь ниц. ведь эти единицы выполняют различ. функции) Возможно использование меньших и больших, чем сообщение, единиц контекста (напр., абзаца, страницы). При использовании для измерения единиц протяженности фиксирующая единица сливается с кодировочной. В этом случае процесс кодирования осложняется необходимостью измерения протяженности единиц содержания, релевантных кодировочной единице. Основание классификации связано с выделением единицы анализа, при помощи к-рой производится структурирование закодированного материала, т. е. представление структуры ана-литич. информации. Здесь выделяются единицы классификации и единицы структурирования. В роли первых выступают единицы, используемые в качестве кодировочных. Единицы структурирования - это единицы, в терминах к-рых ведется анализ. Выбор единицы структурирования обосновывается целями исследования и часто существенно влияет на выводы аналитика. Существует еще одна возможность взаимодействия единиц, к-рая связана со стадиями анализа. Поскольку большая по объему единица анализа может быть охарактеризована при помощи меньших, то при использовании в качестве кодировочных наименьших (из приемлемых для проводимого исследования) единиц мы сохраняем возможность использовать закодированный материал для целей интегрирования на уровне единиц анализа. Так, возможен переход от слов и суждений к сообщениям. Конечно, возможность такого перехода определяется категориальной системой предмета исследования (т. к. иногда единицы анализа определенного объема могут быть нерелевантными принятым в исследовании категориям анализа). Наиболее оптимальным является вариант одновременного интегрирования категорий и единиц анализа. Он дает возможность измерения в одном исследовании различн. уровней содержания текста. Лит.: см. к ст. Контент-анализ. Е.Л. Гаршис.