Домик алисы на мясницкой.

Побывали на открытии выставки «Алиса в стране чудес» в особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Когда-то здесь была крупнейшая частная библиотека, которую посещали Пушкин¸ Жуковский, Толстой. Она насчитывала более двадцати тысяч книг. Это была книжная коллекция Александра Черткова - полковника в отставке, предводителя Московского губернского дворянства, который владел этим зданием в середине 19 века. Но это было давно, а нынче особняк принимает у себя под крышей различные выставки. Этим летом тут будет работать, как окрестили ее организаторы, «чудесатая выставка».

Что же такого чудесного смогут увидеть посетители, которым придется выложить за билеты приличную сумму - 550 за взрослый билет и 350 за детский в будний день?


Искусно сделанный сайт и красноречивые пресс-релизы обещает, что «с первых шагов у посетителей возникнет ощущение, что они попали не просто в дом, а в настоящий «чудесатый особняк»». Посмотрим! В вестибюле нас встречает тантамареска в виде красной королевы. Делаем фото!

Налево коридор, который ведет в «Сад Алисы». Тут выставка детских фотографий на тему сказочной повести, сделанных в сотрудничестве одной фотостудии, занимающейся по большей части выпускными альбомами, и модного фешн-дизайнера.



На открытии в этом зале гостей развлекали живые кролики. В рабочие дни выставки кроликов никаких не будет. Планируется организация фотозоны, где, видимо, всем желающим за дополнительную плату будут делать фото подобные тем, что висят вдоль стен.





Возвращаемся в вестибюль и находим лестницу на второй этаж, где по описанию нас ждет готический зал с витражами из чеширской часовни, музей нонсенса, исчезающий сад, мульти-иллюзия «100 историй» по иллюстрациям Джона Тениелла, самый большой в Европе калейдоскоп, воздушная библиотека, тронный зал, комната сновидений. Перед лестницей инсталляция из папье-маше в виде огромной чайной чашки, видно, для того, чтобы посетители представили себя уменьшимися в размерах. Делаем фото.


Налево от лестницы готический зал с «витражами английского художника Джеффри Вебба, украшающие часовню в Дарсбери, графства Чешир», где в доме приходского священника родился знаменитый писатель Льюис Кэрролл.








Витражи - рисунки на красиво подсвеченной пленке, вставленной в дверные проемы зала. Выглядят красиво!

В глубине зала большой экран, на котором проектируются иллюстрации Джона Танниелла - первого художника, проиллюстрировавшего оба произведения Кэрролла - «Алису в стране чудес» и «Алису в зазеркалье».




«100 историй» предполагает показ 100 иллюстраций? Хотя Танниеллом их всего было сделано 42! Я не считала точное количество на экране, потому что просматривать от начала до конца кинопоказ стоя, было не комфортно, а садиться на ковролин в белых брюках я побоялась. Никаких пуфов для того, чтоб присесть, в кинозале не предусмотрено.


При входе в готический зал стоит объемная треугольная конструкция, напоминающая домик. Заглянув в окошко, можно увидеть свое отражение в зеркале и искусственные цветы. Это, видимо, и есть «Исчезающий сад».


«Самый большой калейдоскоп в Европе, зеркальная призма внутри которой даже можно побывать и узнать, как устроен калейдоскоп» - труба на подставке метра три длинной, от которой разит краской. В помещениях выставки вообще витает запах спешно закончившегося ремонта, многие инсталляции видимо, доделывались впопыхах непосредственно перед открытием. Возможно, этот калейдоскоп и, правда, самый большой, но вот на счет побывать внутри организаторы явно слукавили. Заглянув в глазок, можно обнаружить привычные для калейдоскопа узоры.




Проходим в тронный зал. Что видим? Бутафорский камин, бумажный трон и картонный скелет Бармоглота - на самом деле динозавра Ти-Рекса. На открытие были приглашены костюмированные герои, с которыми можно было сделать фото. Будут ли они присутствовать на выставке в оставшиеся дни? Без них останется только фотографироваться на троне.



«Воздушная библиотека» - деревянная конструкция с сеткой. Пожалуй, самое увлекательное место для детей. По задумке организаторов, здесь можно почитать книги про Алису (представлены различные издания), удобно устроившись на подушках на полу, или расположившись на подвесной сетке - типа повиснув в воздухе. Но дети, забравшись в такой гамак, читать явно не планируют. Надеюсь, эта конструкция довольно прочная и проживет отведенный ей срок до осени, пока будет идти выставка.






В «кухне Герцогини» (почему этому помещению дали такое название?) можно встретить экспонаты, которые имеют прямое отношение к повести. Например, репродукции иллюстраций Дали к изданию, выпущенному в середине прошлого века.


Стеклянная витрина с почтовыми открыткыми эпохи, когда жил автор «Алисы». Какое они имеют отношение к произведению, я не поняла. Лучше бы представили больше исторических иллюстраций книги, которая, к слову сказать, переиздавалась с момента своего выхода с различными переводами и иллюстрациями только в СССР 69 раз!


Здесь же вход в «домик Белого Кролика». В него ведет небольшая дверка, взрослым нужно пригнуться, чтобы войти. Так выглядит домик, если смотреть на него с лестницы. Девушка с обручами, видимо, временная обитательница домика, приглашенная развлекать гостей на открытии.


Пройдя через все залы второго этажа, оказываемся перед «Лужайкой Алисы». Здесь можно сделать фото с картонной инсталяцией - «Безумное чаепитие».


А чтобы попасть на лужайку, которая является игровой зоной, нужно купить дополнительный входной билет. Что же ждет там маленьких посетителей за двести рублей? Сайт выставки обещает, что в этом «креативном пространстве» «они могут развлекаться самостоятельно: жить в домике Шалтая-Болтая, строить собственные дома и замки, играть в самую длинную железную дорогу, смотреть мультики в детском кинотеатре, рисовать на всем, раскрашивать кусты белых роз, а также научиться играть не только в крокет, но и в старинные английские игры шаффлборд и корн-холл, проходить препятствия в лабиринте линий». Ничего себе! На деле же «самая длинная железная дорога» - это несколько икеевских деревянных наборов рельс, а ля «Паровозия». «Строить собственные дома и замки» можно с помощью пластикового гигантского конструктора. «Домик Шалтая-Болтая» - это, вероятно, надувной батут. «Детский кинотеатр» я вначале и не обнаружила. А оказалось, это белая стена, куда будут проецироваться мультики про Алису. «Лабиринт линий» - это квадрат два на два метра с натянутыми веревками. Кстати, красные квадраты красятся! Федя протерев их пузом, заметно порозовел. Не знаю, отстирается ли теперь одежда.


«Старинные английские игры». Была замечена только одна - шаффлборд. Игра увлекательная. Но правила игры устроители мероприятия не удосужились перевести на русский, видимо, рассчитывая на то, что английский у нас все знают с пеленок.


«Безумное рисование» - столики, стульчики, альбомные листы и карандаши. Предполагается, что дети будут рисовать тут все, что захотят. Возможно, аниматоры, работающие в игровой, будут проводить с ними какие-то занятия. Мы развлекались сами, качались в гамаке, лазили по зеркальной трубе длиной в пару метров (в чем ее прикол тоже не до конца понятно), и сидели верхом на корове (при чем тут корова?).





Пока дети заняты играми, родителям предлагается почитать цитаты из книги. Или спуститься на первый этаж в кафе - отведать кофе с настоящим кап-кейком. Здесь еще одна инсталяция - картонный корабль.


Рядом расположен сувенирный магазин или «бук-маркет», где можно прикупить книжку про Алису или настольную игру. В состав последней входит тканное поле, деревянный кубик и четыре фишки в картонной коробке. Все удовольствие 499 рублей.


Еще было заявлено ретро-ателье в мавританской комнате, где торжественно восседает на грибе синяя гусеница, но ничего подобного я что-то не заприметила.


Вот такая выставка-иллюзия получилась. Обойти ее можно минут за десять, если не брать в расчет игровую зону. Вот уж права восточная мудрость - не питай иллюзий, и не будешь разочарован. Я не знаю, чего именно ждала от ее посещения, но то, что увидела, если не разочаровало меня, то, по крайней мере, вызвало недоумение: «И это все?». Видимо, у посетителей должна быть ну очень буйная и яркая фантазия, чтобы разглядеть те волшебные миры, которые анонсировались устроителями.

Дом Черткова. Интерьеры. Улица Мясницкая д.7 – довольно известный в Москве адрес. Здесь уже более 200 лет стоит усадьба Салтыковых-Чертковых. Старинный особняк, выходящий фасадом на одну из радиальных улиц, не менее примечателен,чем на или Английский клуб на Тверской. Дом Чертковых выделяется из окружающей застройки симметричным фасадом ярко-голубого цвета и эклектичной отделкой.

Музей Черткова. Интерьеры

Чтобы рассмотреть особняк, нужно перейти на чётную сторону Мясницкой, тогда глаз охватит его целиком. Обещаю представить снимок дома по окончании очередных работ по “благоустройству”. Немного задерживаюсь у главного входа

и снимаю одно из крыльев особняка с парадным подъездом в прямом смысле слова, иначе говоря с пандусом для въезда экипажей прямо к главному входу.

Не буду томить читателя у дверей и заставлять рассматривать детали внешнего убранства особняка. Летом 2015 года была возможность заглянуть внутрь дома Черткова. (Будем надеяться, что двери особняка будут чаще открыты для посетителей). В особняке проводилась выставка в честь 150-летия знаменитого произведения Льюиса Кэррола “Алиса в стране чудес”. Почему для юбилейной выставки выбрали именно усадьбу Салтыковых-Чертковых? Да потому, что этот дом стал одним из московских адресов “отца” Алисы, самого Льюиса Кэррола, то есть Чарльза Лютвиджа До́джсона, когда он путешествуя по России приехал в Москву.

Музей Черткова. Выставка “Алиса в стране чудес”

Скажу честно, что я пришла смотреть отнюдь не на выставку. Меня интересовало внутреннее убранство особняка. Но получилось так, что интерьеры дома Черткова я увидела именно в свете этой экспозиции.

Едва переступив порог, обращаю внимание на аванзалу дома Черткова. Тянусь к фотоаппарату и вспоминаю о формальностях. В передней устроена касса по продаже билетов. В выходные дни взрослый билет стоит 600 рублей, детский – 400 (для детей старше 3-х лет), есть семейные билеты. В будние дни билеты стоят на 50 рублей дешевле. В стоимость билета входит экскурсия. В начале каждого часа к посетителям выходит экскурсовод и ведёт их в небольшое путешествие – по дому и по выставке.

Можно ли идти самому, без экскурсовода? Пожалуйста! Фотографировать? Сколько угодно! Только нужно решить, куда сначала идти – направо, налево или прямо. Что делает благочестивый посетитель? Конечно, он идёт направо! Послушно предъявляет свежекупленный билет и сразу попадает в страну чудес.

Чашечка впечатляет! Сахарку тоже не пожалели! 😉

Я поднимаю глаза и вижу, что в этом небольшом помещении сохранилась роспись потолка. Новомодный (или сказочный) абажур если и не очень гармонирует с лепниной, то и не шибко её портит.

Широкая лестница сразу приглашает вас подняться на второй этаж. Наберитесь терпения, подождите, пока разойдутся все желающие сделать себяшку у зеркала. Вы будете вознаграждены улыбкой чеширского кота!

Не буду ворчать по поводу огромного шара-светильника, который не даёт как следует рассмотреть лепнину первого зала на втором этаже.

На выставке такие предметы смотрятся вполне логично. Представлю ещё пару люстр.

Теперь хорошенько рассматриваю стены и потолок следующей комнаты. Как и положено в старинных городских усадьбах, комнаты в особняке Черткова расположены анфиладой, то есть следуют одна за другой. На стенах сохранилась лепнина, полуциркульные окна соответствуют её арочным мотивам.

В этой почти пустой комнате установлен огромный калейдоскоп. Помните, у большинства из нас в детстве была такая игрушка? (Как было интересно залезть внутрь, добавить несколько стёклышек из сломавшегося калейдоскопа и ахать от красоты сменяющихся картинок). На выставке “Алиса в стране чудес” можно вспомнить, как долго мы могли наблюдать разноцветные орнаменты.

Заглянем внутрь?

Музей Черткова. Интерьеры. Белый зал

Следующий зал в рамках выставки называется тронным. Есть желающие почувствовать себя в роли Пиковой дамы (королевы Виктории)? Тогда выбирайте чёрный трон.

Я бы назвала помещение Каминным залом, хотя в “умной книжке” он назван Белым. (Источник: А.П.Шикман “Улица Кирова, 7, М., “Московский рабочий”, 1989 г.) Это гостиная отделана в стиле Людовика XV. Фантастический камин изображает не то подводное царство, не то сказочный лес.

Из древесных ветвей (а может причудливых водорослей) выглядывают сатир и нимфа.

Владелец особняка заказал этот камин самому Михаилу Врубелю. Мастер выполнил его в 1897 году.
В гостиной великолепно сохранился лепной плафон.

Его украшения достойны внимания. На карнизе и в углах резвятся игривые амурчики со стрелами и очень внимательно высматривают свою будущую жертву.

Дом Черткова. Интерьеры. Диванная гостиная

За каминным залом находится небольшая комнатка. Она могла служить диванной или курительной. Свет в ней немного приглушён. На большом экране показывают одну из первых экранизаций “Алисы в стране чудес”.

Обратите внимание, что лепнина на потолке сохранилась в превосходном состоянии.

Через ещё одну небольшую комнату мы попадаем в огромный светлый холл. Скорее всего, именно этот зал был главным помещением Чертковской библиотеки. Увы, интерьеры здесь не уцелели. Зато маленьким посетителям выставки можно в полной мере проявить своё творчество и удовлетворить жажду движения!

Эта современная комната вряд ли бы заинтересовала меня, если бы не…. призывно открытое окно. А из него – виды на парадный фасад дома. Забаррикадированный от юрких малышей проход к окну – не препятствие.
– Можно?
– Ну…. мы там загородили от детворы… Вы потом поставите на место?
– Что за вопрос!
Довольная, с уловом пары редких ракурсов я восстанавливаю нарушенный порядок. Какие кадры получились? Не густо, но игра стоила свеч!

До кучи – “благоустройство” на Мясницкой.

Возвращаясь назад, снова иду через Белый (Каминный) зал и не могу отказать себе в ещё одном снимке.

Музей Черткова. Интерьеры. Гостиная

Сворачиваю влево и попадаю в комнату, от пола до потолка отделанную резными деревянными панелями.

Если бы я не видела других подобных интерьеров, украшенных не просто резьбой по дереву, а деревянным кружевом (самый роскошный из них находится в замке Глубока над Влтавой в Чехии), моё восхищение убранством этой комнаты оказалось бы несравненно больше.

Такой интерьер – дань моде XIX века. В ту пору в отделке залов широко использовались различные породы дерева, мастера позапрошлого века создавали потрясающие произведения из этого интересного и податливого материала.

Подозреваю, что разностильные интерьеры особняка Салтыковых-Чертковых созданы в рамках Архитектурно-художественной выставки, которая проходила в доме в 1897 году. Посетителям показывали различные интерьеры, которые вошли в моду во второй половине XIX века.

Для выставки “Алиса в стране чудес” в деревянном зале установили спортивные тренажёры. В центре висит огромный гамак, куда можно забраться по деревянным ступенькам. На лошадке можно покачаться даже взрослым, что они охотно делают. Под гамаком так уютно и призывно расстелены маты, что посетители с удовольствием растягиваются на мягкой поверхности.

На обратном пути я ещё раз задерживаюсь в “калейдоскопной” комнате второго этажа. Окна в ней закрыты непрозрачными панелями, создающими таинственный полумрак. Маленькую гостиную освещают огромные вращающиеся светильники.

Я задерживаюсь, чтобы получше рассмотреть лепнину в простенках окон.

Замечаю ещё одно небольшое помещение с интересным плафоном.

Дом Черткова. Интерьеры. Готический зал

Снова возвращаюсь к лестнице, намереваюсь спуститься вниз, но замечаю приглушённый свет из дверей угловой комнаты и слышу тихую музыку. Направляюсь туда и замираю… Несколько раз примериваюсь фотоаппаратом и в видоискатель вижу, что фрагментарные снимки не передадут общего впечатления от готического зала. Включаю видео и медленно обхожу зал.

Готика – это снова дань эпохе историзма, моде XIX века. Сначала в викторианской Англии, а затем и повсюду в Европе люди вновь увлеклись готической архитектурой. Неоготика покорила сердца многих состоятельных господ. В особняке Салтыковых-Чертковых тоже появился подобный зал.

Для выставки “Алиса в стране чудес” в Готическом зале установлен огромный экран, где показывают иллюстрации к знаменитой сказке Льюиса Кэрролла. Не пройдите мимо интересного импровизированного домика.

Загляните в окошко. Правда, чудесно?

Из Готического зала совсем не хочется уходить. Я, на всякий случай, снимаю все оконные витражи.

Захватываю фрагменты плафона.

И “выныриваю” из неоготики… Чтобы оказаться среди восточных арабесок!

Дом Черткова. Интерьеры. Мавританская комната

Снять видео здесь не удалось, в Мавританскую комнату всё время заходили посетители. Посмотрим на её фрагменты.

“Мавританская комната” – современное название гостиной. В каталоге архитектурно-художественной технической выставки зал упомянут как “Арабская курильня”. Как и в Готическом зале, интерьеры этой комнаты отделаны в чрезвычайно популярном в конце позапрошлого века “восточном вкусе”. Вспомните хотя бы особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Неомавританский стиль нашёл отражение и в литературе, и в архитектуре, и в живописи, и в костюме. Мавританская комната сплошь покрыта узорами по мотивам искусства каллиграфии мусульманских народов – арабесками, составленными из геометрических и растительных орнаментов с включением арабской вязи.

После Арабской курильни остальные комнаты первого этажа воспринимаются несколько бледновато. Особенно, в сочетании с современным антуражем. Большой холл (я бы назвала его приёмной) напротив главного входа занят книжным магазином. Красивая лепнина плафона словно спускается вниз, продолжается на стенах и в пространствах между окнами. Скруглённые спинки диванов, овальный стол посередине вторят круглому плафону потолка и полуциркульным завершениям оконных проёмов.

Дом Черткова. Интерьеры. Холл

Из холла-приёмной можно попасть в Мавританскую комнату (направо) и в кафе (налево). В помещении кафе глаза опять скользят вверх, задерживаясь на оригинальном орнаменте плафона.

Дом Черткова. Интерьеры. Второй этаж

Планировка первого этажа повторяет структуру второго (или наоборот 🙂) – здесь та же анфилада залов.

В каждом из них собраны артефакты, имеющие отношение к сказке Льюиса Кэрролла и, одновременно, реквизиты для ролевых снимков. Скажем, можно забраться в бумажный кораблик, приложить руку к фуражке козырьком ко лбу и сделать вид, что ты капитан корабля!

Не желаете ли подняться на огромный стул и вознестись над букетом цветов? Только вначале не забудьте последовать совету “съешь меня” или “выпей меня” (точно уже не помню 🙂).

В импровизированной чайной комнате вам предложат фотосессию с переодеванием. Во всяком случае, Болванщик уже здесь. Присмотритесь и Вы найдёте Мартовского Зайца.

В большом угловом зале предлагается побродить в саду Алисы. И посмотреть на потрясающие фотографии. Например, вот такие.

Эти чудесные снимки делает компания КиндерФото.

А где же чеширский кот? Неужели только одна отражённая в зеркале улыбка и осталась? Нет, он и сам притаился в маленькой тёмной комнате. Заметили его на дереве?

Какой же из них настоящий? Может быть этот?

Уже на выходе снимаю фрагменты лепнины парадной аванзалы.

До свиданья, Алиса, до свиданья, дом Черткова! Я бы хотела, чтобы выставку продлили (она действует до 7 сентября 2015 г.). Или устроили ещё какую-нибудь. Я бы непременно вернулась сюда. (А заодно и поправила бы неточности в статье, боюсь, что перепутала фотографии интерьеров 🙂)

Музей Черткова. История. От касимовских царевичей до Долгорукова

В заключение – небольшая теоретическая часть. Не буду переписывать сведения об истории владельцев этого особняка. При запросе “Дом Черткова” или “Особняк Салтыковых-Чертковых” поисковики предложат вам десятки достойных статей, где изложена долгая и славная история дома. Кратко приведу некоторые любопытные факты особняка на Мясницкой, д.7.
– Каменный особняк на месте деревянных построек выстроен на месте современного дома потомками ханов Золотой Орды, касимовскими царевичами. Их род пресёкся в XVIII веке.
– Следующим владельцем дома был князь Алексей Григорьевич Долгоруков. Тот самый, что сумел сыскать расположение всесильного А.Д.Меншикова. По его протекции А.Г.Долгоруков стал воспитателем юного императора Петра II. Опале Меншикова в значительной степени способствовал протеже Светлейшего, наш герой, князь Долгоруков. Он намеревался стать тестем императора, его дочь Екатерина стала невестой малолетнего царя. В дальнейшем Долгоруков сполна убедился в капризности Фортуны. Князь выступил против избрания на престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Как известно, такое не прощается и Алексей Долгоруков не по своей воле отправился…. в Берёзов, прямо “в гости” к уже усопшему Александру Данилычу, где и окончил свои дни.

Музей Черткова. История. Салтыковы

– С 1742 года особняк перешёл во владение действительного статского советника Н.П.Салтыкова.
– Пожар 1812 года обошёл стороной дом на Мясницкой. По непроверенным данным (сведения взяты со стенда в доме Черткова) в особняке на две ночи останавливался сам французский император Наполеон I Буонапарте.
– В 1826 году каменный особняк с двумя двухэтажными флигелями оценивался в сумму 150 000 рублей.

Музей Черткова. История. Чертков. Дом Черткова. Интерьеры

– С 1831 года владельцем дома стал московский губернский предводитель дворянства, полковник в отставке Александр Дмитриевич Чертков. Историк, археолог, участник войны 1812 года, он собрал уникальную библиотеку и охотно предоставлял книги в распоряжение любому, кому они были необходимы. Его дом стал центром культурной и научной жизни Москвы.
– В 1863 году, сын А.Д.Черткова, Г.А.Чертков, по завещанию отца, открыл в доме публичную библиотеку.
– В 1871 году Московская Дума приняла библиотеку в собственность города. За ней сохранилось имя А.Д.Черткова. Книги и фонды перевезли в Румянцевский музей.

Музей Черткова. История. Другие владельцы. Дом Черткова. Интерьеры

– В 1873 году владелицей особняка стала княгиня Наталия Гагарина, родственница Чертковых.
– Особняк сдавался в аренду частным лицам и различным обществам. В разное время здесь размещались Архитектурное общество, Общество любителей садоводства, Общество истории и древностей российских, Общество русских врачей, книгоиздательство братьев Салаевых, книжный магазин А.А.Карцева, Московский литературно-художественный кружок. Последний объединил цвет московской интеллигенции. В одном из крыльев дома Черткова со стороны Милютинского переулка находился магазин семян “Иммер Эрнест и сын”. Известно, что А.П.Чехов закупал в нём семена для усадьбы Мелихово.
– В 1880 году дом с торгов приобрела купчиха Клавдия Никоновна Обидина. Она сдавала помещения в аренду, магазины продолжали торговать, общества – заседать.
– В 1897 году при деятельном участии Р.И.Клейна в доме Салтыковых-Чертковых открылась архитектурная выставка.
– В 1899 году Ф.О.Шехтель художественно оформил главную лестницу дома. В этом же году в доме разместились Литературно-Артистический клуб и Литературно-Артистический кружок, о которых замечательно рассказал В.А.Гиляровский.
– Последним владельцем дома (с 1907 г.) стал Густав Андреевич Кеппен. Кеппен намеревался снести особняк и построить на его месте доходный дом. Этим планам помешала I Мировая война.

– В советский период истории дома здесь размещались разные организации и общества, в том числе общество “Знание”.
– В доме снимали эпизоды фильмов “Возвращение Максима” (Б.П.Чирков и М.И.Жаров играли в нём на бильярде) и “Семнадцать мгновений весны” – здесь записали сцену сепаратных переговоров в Берне, дом Черткова сыграл роль особняка американской миссии в Берне (актёры – В.И.Гафт, В.С.Лановой, А.С.Эйбоженко, В.А.Шалевич).

Данные по истории особняка взяты из брошюры А.П.Шикман “Улица Кирова, 7, М., “Московский рабочий”, 1989 г. серии “Библиотека московского дома”.

Д.7 в прошлом году открылась выставка к 150-летию издания книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес". Выставка получилась интересная. Интересной вдвойне. Во-первых интересный формат и содержание самой выставка, а во-вторых интересен и сам особняк, в котором эта выставка проходит. Сюда до этого простых посетителей не пускали, а теперь - пожалуйста. Интересен домик тем, что к нему приложили руку такие персонажи, как Шехтель и Врубель. У нас не так много особняков, доступных для посещения, к большому сожалению. Поэтому любая такая возможность на вес золота. Посмотрим, как уживаются страна чудес с чудеса архитектуры.
1. На то, что в усадьбы, которые сохранились не пускают широкую общественность, есть вполне разумное объяснение. Половина их отдана под посольства, другая часть занимается государственными организациями. А тут выставка. Для посещения доступен не весь особняк, к сожалению. Но может быть это до поры до времени. Вот так он выглядит с улицы. Наверное вы не раз проходили мимо этого красивого домика.

2.Начнем с первого этажа. Какие шикарные окна. А теперь посмотрите какие окна стоят у вас дома или в офисе. Да, прогресс убил начисто индивидуальность.

3. Теплый, ламповый свет люстры. Теплый же потолок из дерева.

4. Резной деревянный декор тут очень красив. Тут расположен гардероб. Сдаем одежду идем дальше.

5. Конечно особняку необходима реставрация, но всяческие неидеальности в интерьере совершенно органичны в контексте страны чудес. Вот откуда вам/нам знать, как там у них в чудесной стране.

6. Комната для безумного чаепития. Порадовали декорации в стиле Ёжика в тумане на заднем плане. Тут да, можно сделать снимки в этом всем антураже.

7. А вот шахматная дорога, уходящая куда-то вдаль. Обратите внимание на крутейшие металлические колонны, держащие потолок.

8. Периодически то тут то там цитаты.

9. А здесь можно перекусить. Шикарная лепнина на потолке и крутая, уже современная люстра. А какие стены.

10. Еще одна комната - магазин. Крутой интерьер.

11. Шикарная лепнина, поглядите, сколько деталей. Совершенно случайно слева белый кролик, как будто тот самый из Алисы в стране чудес.

12. Ножка торшера.

13. Большая чашка для большого чаепития.

14. Вот еще одна шикарная люстра. Если честно, то такие современные светильники в таком шикарном интерьере смотрятся... завораживающе. Мне очень понравилось.

15. Внезапно Чеширский кот, куда бы ты не шел, он всегда смотрит на тебя.

16. А вот для любителей психоделики. Да, тоже Чеширский кот.

17. Не зря выставка, посвященная самому знаменитому произведению Льюиса Кэрролла проходит именно тут. Устроители выставки утверждают, что сам писатель, при его посещении Москвы бывал в этом особняке. А вот же он сам, сидит в кресле.

18. Цитатничек.

19. Поднимаясь по лестнице нас приветствует улыбка Чеширского кота.

20. Разноцветная подсветка добавляет сказочности.

21. Большой светящийся воздушный шар, он же люстра.

22. А какая шикарная лепнина на потолке, красота то какая.

23. Еще тут большой калейдоскоп. Просто огромный.

24. С такими вот крутящимися дисками из разноцветного стекла.

25. Наверху, на потолке в комнате с калейдоскопом соответствующая люстра.

26. Интересная карта мира по версии, видимо, персонажей страны чудес.

27. Еще деталюшки.

28. Вот прекрасная детская комната с деревянной отделкой и батутом. Хотя табличка утверждает, что это не батут. Вообще это воздушная библиотека.

29. Кругом цитаты.

30. Очень красивые винтажные лошадки-каталки. Ручная работа... антиквариат.

31. Наверху множество всякого всего, в том числе гирлянды из игральных карт. Все это, если глядеть снизу напоминает манеж детский с висящими погремушками.

32. Так как тут все чудесатое, то присутствуют и такие вот оптические штуки.

33. Интересно, что иллюстрациями к книгам про Алису занимались и известные персонажи. Конечно мимо такой психоделики не мог пройти и Сальвадор Дали.

34. Такое вот все эдакое.

35. Еще полочка с разными раритетными и интересными изданиями знаменитого произведения.

36. "Соня в царстве дива" - это просто огонь! =)

37. А еще очень интересные, почти живые персонажи истории. Красная королева.

38. Сама Алиса, и кролик.

39. Тут даже есть домик белого кролика. Маленький такой, размером с конуру собаки.

40. И еще персонажи. Вот из керамики.

41. А вот еще кукольные.

42. Внезапно тут есть и кукла настоящей королевы. Британской. Какая милая старушка.

43. Идем дальше. Попадаем в психоделический тронный зал. Тут, соответственно тронному залу - трон. Для большей психоделичности - грибы. Тут очень крутой камин с зеркалом. А справа скелет бармаглота, конечно же.

44. Автор камина - Михаил Врубель. 1897 год. Какая красота.

45. Кстати Врубель был очень востребован. Он работал во многих особняках, его "Принцесса Грёза" в виде керамического панно украшает фасад гостиницы Метрополь. Он работал во многих частных особняках. Тут вот сохранился камин.

46. Ну и естественно не только камин, но и лепнина поражают воображение. Это не мудрено - тронный зал же.

47. Оконца. Если открыть двери, можно выйти на балкон и лицезреть, вечно спешащих по Мясницкой, горожан.

48. Вот как то так это должно выглядеть вечером.

49. Идем в следующий зал.

50. Тут я даже не знаю что такое. Называется "Комната сновидений"

51. Приснится же такое.

52. Снова обращаем внимание на отделку залов.

53. Дальше детская Лужайка Алисы.

54. На некоторых окнах такие вот псевдовитражи.

55. А вот где витражи более крутые, так это в готическом зале.

56. Это, пожалуй самый крутой зал особняка. Посмотрите на эту красоту. Настоящая, серьезная такая неоготика.

57. А вот и картинки с рисунками витражей церкви в городе Дарсбери, которые появились там в честь столетия Л. Кэрролла. Автор витражей Джефри Вэбб.

58. Представьте себе, эти витражи украшают окна.... действующий церкви.

59. Предновогоднее настроение - ёлки.

60. На большом экране тут крутят картинки к первому изданию с иллюстрациями "Алисы в стране чудес" автора Джона Танниэла. Можно расположиться на шикарных диванчиках и приобщиться к истории. Очень готично.

Выставка необычная. Место для выставки выбрано очень интересное. Как пишут авторы выставки - "Чудесатый особняк". Как мне кажется, передать атмосферу абсурдно-сказочной атмосферы главной книги Л. Кэррола удалось. Некую аристократичность и чопорность добавляет интерьер особняка. Выставка продлиться до марта. Всем любителям чего-то необычного, а также желающим посетить особняк Салтыковых-Чертковых, который так и манит внутрь своими фасадами, выходящими на Мясницкую, рекомендую к посещению.

Особняк Салтыковых-Чертковых ежедневно принимает посетителей выставки, устроенной в честь 150-летия «Алисы в Стране чудес». Место выбрано не случайно, есть предположение, что сам Льюис Кэрролл во время своего визита в Россию посещал библиотеку, располагавшуюся здесь в конце XIX века.


На время выставки этот особняк превратился в настоящий иллюзорный мир: кинетические чаши вместо люстры, которые излучают волшебный свет, гигантский воздушный шар и самый большой в Европе калейдоскоп.


В Готическом зале особняка в мультимедийном формате представлены все канонические иллюстрации к «Алисе» от Джона Тенниела (1864 год), инсталляции по мотивам витражей, украшающие часовню в деревне Дарсбери, (место, где родился автор). В «комнате сновидений» можно увидеть первую экранизацию сказки, вышедшую в 1903 году.


Здесь скучать не придется ни детям, ни взрослым. Маленькие гости смогут развлечься самостоятельно: побывать внутри зеркальной капсулы и заглянуть в калейдоскоп-гигант. Родители в это время смогут выпить чаю с капкейками или посетить бук-маркет, где собраны практически все издания «Алисы».


Каждый час на выставке проходят интерактивные экскурсии. Кроме этого, в в 16:00 и 20:00 гости смогут принять участие в квестах «Алиса в Стране загадок» или «Бал призраков в Викторианской Англии», а по выходным - в квесте «Сколько конфет украл Валет» (продолжительность - 1 час; стоимость квеста входит в цену входного билета).


Выставка, посвященная юбилею знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», откроется 29 мая в особняке Салтыковых-Чертковых. Место для проведения выставки выбрано не случайно. Знаменитый писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф Чарльз Лютвидж Доджсон (Льюис Кэрролл) всю свою жизнь провел, не выезжая за пределы его родной Англии. Однако одна страна, для которой он сделал исключение и которую очень любил - это Россия. В 1867 году Льюис Кэрролл совершил свое первое и единственное путешествие за границу - в Россию. Он посетил Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Сергиев Посад. Он прибыл в нашу страну с миссией поддержки сотрудничества англиканской и православной церквей. В Москве он посетил знаменитую библиотеку в особняке Черткова на Мясницкой. Спустя полтора столетия именно здесь открывается выставка, посвященная его «Алисе».



Московская выставка сделана по принципу «раскрытия эпизодов» , и каждый посетитель сможет взглянуть на рассказанную Кэрроллом историю более объемно. Помимо иллюстраций разных лет на выставке будут впервые представлены прекрасные витражи английского художника Джеффри Вебба , украшающие часовню в Дарсбери, графства Чешир, ведь знаменитый писатель родился в доме приходского священника именно там.

На 1500 квадратных метрах старинной усадьбы оживут фантазийные миры для детей и взрослых. Уже с первых шагов у посетителей возникнет ощущение, что они попали не просто в дом, а в настоящий «чудесатый особняк» . Вместо люстры, например, будут устроены две вращающиеся кинетические чаши, а библиотека «повиснет» в воздухе. Здесь будет также семиметровое зеркало, через которое Алиса проникла в другой мир, иллюзия «исчезающий сад» , самый большой в Европе калейдоскоп, зеркальная призма внутри которой даже можно побывать и узнать, как устроен калейдоскоп, тронный зал Красной и Белой Королевы, комната сновидений, кухня герцогини, лужайка Алисы, скелет Бармоглота и, конечно, домик Белого Кролика. Все пришедшие смогут сфотографироваться внутри книги, а также узнать, как был устроен старинный фотоаппарат, ведь Льюис Кэрролл был еще замечательным фотографом и математиком. Кроме этого, на экспозиции можно будет расслабиться на подушках в кинотеатре и увидеть отреставрированные фрагменты немого кино «Алиса в стране чудес» , снятого в Великобритании режиссером Сесилом М. Хепуортом в 1903 году, показ которого будет проходить под сопровождение робота-тапера. В готическом зале посетители впервые увидят мульти-иллюзию «100 историй» по иллюстрациям к «Алисе в стране чудес» Сэра Джона Тенниела , которые признаны в наше время каноническими.

Для детей будет выстроено отдельное креативное пространство, в котором они могут развлекаться самостоятельно: жить в домике Шалтая-Болтая, строить собственные дома и замки, играть в самую длинную железную дорогу, смотреть мультики в детском кинотеатре, рисовать на всем, раскрашивать кусты белых роз, а также научиться играть не только в крокет, но и в старинные английские игры шаффлборд и корн-холл, проходить препятствия в лабиринте линий. А взрослые в этом время смогут посидеть в волшебном кафе за чашечкой кофе с настоящим английским кап-кейком, выбрать книгу в бук-маркете и посетить ретро-ателье в мавританской комнате, где торжественно восседает на грибе синяя гусеница.

Особняк на Мясницкой, один из красивейших в Москве, имеет свою интересную историю. В этой бывшей усадьбе Волынских, Долгоруких и Салтыковых стараниями одного из владельцев дома - московского губернатора, полковника А.Д.Черткова - в XIX веке была создана огромная частная библиотека, насчитывавшая в 1831 г. более 20 тыс. книг. Она привлекала выдающихся людей своего времени: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя. Лев Толстой пользовался книгами этой библиотеки во время работы над романом «Война и мир». В 1871 г. Московская городская Дума приняла библиотеку в собственность города с сохранением за ней навсегда имени Городской Чертковской (первой бесплатной библиотеки в России). Собрание книг было целиком перевезено в библиотеку Румянцевского музея, впоследствии став основой Исторической библиотеки.

Несмотря на то, что после революции усадьба была разграблена, декор практически не пострадал. Организаторы выставки постарались органично вписать экспозиционные решения в интерьеры особняка, не укрывая деталей от глаз посетителей: камин М.Врубеля, лестница Ф.Шехтеля, дубовая библиотека, мавританская комната, готическая гостиная - все предстанет перед посетителями в своей первозданной красоте. Шедевры классического модерна, покрытые патиной времени, будут обыграны спецэффектами новейших цифровых технологий и необычными световыми решениями.

На выставке также будут проводиться лекции по творчеству Льюиса Кэррола и английской литературе XIX века ведущими британскими литературоведами.