Унитарные некоммерческие организации. НКО: их особенности и различия Некоммерческие унитарные организации

Разделены на две своеобразные категории по отдельному признаку: корпоративные и унитарные организации. Об унитарных некоммерческих организациях читайте в предложенном материале.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие . Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.


Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов , к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Согласно статье 123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Реорганизация фонда по общему правилу не допускается.

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется статьями 123.18 - 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.21 ГК РФ посвящена такому виду унитарной некоммерческой организации как учреждение.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

В силу статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией согласно статье 123.26 ГК РФ признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется также Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Такми образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Подробнее

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Перечень некоммерческих организаций

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (ст. 123.26 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.

Понятие и признаки.

Некоммерческими унитарными организациями (НУО) признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Признаки некоммерческих унитарных организаций:

1. Некоммерческие унитарные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. Не распределяют полученную прибыль между участниками;

3. Учредители некоммерческих унитарных организаций не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства

4. Создание некоммерческих унитарных организаций включает в себя следующие этапы: принятие решения о создании некоммерческой организации;

утверждение устава некоммерческой организации;

передача имущества некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом;

государственная регистрация некоммерческой организации.

5. Имущество принадлежит некоммерческой организации (кроме учреждений) на праве собственности, оно передается ей ее участниками (учредителями), а также приобретается по иным основаниям.

6. Некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность.

7. Обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

8. Некоммерческие унитарные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

9. Законодательство не устанавливает для этих юр. лиц минимального размера уставного фонда (законодательством определяется лишь минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фондов) - имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 000 руб).

Классификация некоммерческих унитарных организаций.

Организации управляющие и объединяющие (администраторы (операторы) и сообщества (альянсы)).

Общим предназначением организаций, входящих в первую группу, является управление имуществом или осуществление функций, которые по каким-либо причинам учредитель не желает (или не может) осуществлять самостоятельно от своего имени. Таким образом, они создаются с целью выполнения определенных функций управленческого, социального, а в ряде случаев - хозяйственного или имущественного характера. Нередко эти функции носят общественно-полезный характер и заключаются в предоставлении услуг, средств, информации и т.д. широкому кругу лиц.



К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации. Деятельность таких организаций носит в первую очередь экономический характер.

Альянсы (сообщества) создаются для достижения общественно-политических (социальных) целей. Основной целью их создания и деятельности является выражение и защита общих интересов, а не хозяйственная деятельность. Они являются площадкой для реализации совместных начинаний участников, решения их общих задач.

К общественно-политическим (социальным) некоммерческим унитарным организациям относятся:

общественные учреждения;

общественные фонды.

Организационно-правовые формы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими унитарными организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

2) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

3) автономных некоммерческих организаций;

4) религиозных организаций;

5) публично-правовых компаний.

Статья 123.17. Основные положения о фонде.

1. Фондом в целях ГК РФ признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.



2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица. Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы. Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

Автономная некоммерческая организация (АНО).

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации.

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юр. лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией.

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы),

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, ген. директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Учреждения.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях.

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях несет собственник соответствующего имущества.

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа. Учредительным документом является устав.

Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность его собственника. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений преобразование в хозяйственное общество допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе учреждения к другому собственнику.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество

Религиозные организации.

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях.

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации.

1. Из ФЗ Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

Иностранный гражданин или лицо без гражданства;

Религиозная организация, деятельность которой приостановлена;

Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации.

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей

Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Публично-правовые компании.

Публично-правовые компании – новая форма некоммерческих организаций, которой в РФ планируется заменить действующие государственные корпорации.

проект закона об публично-правовых компаниях под № 252441-6 находится на рассмотрении Государственной Думы.

Уже сейчас в ГК РФ (в ч.3 ст.50) в рамках проведения реформы гражданского законодательства Законом № 99-ФЗ внесены соответствующие изменения, в частности в перечень ОПФ некоммерческих организаций включены и публично-правовые компании (подпункт Кроме того, упоминание о публично-правовых компаниях как отдельной унитарной форме юр. лиц содержится и в ст.65.1 ГК РФ.

Что же касается вышеупомянутого проекта ФЗ № 252441-6, то он определяет публично-правовые компании как некоммерческие унитарные организации, наделенные отдельными публично-правовыми функциями, которые действуют в интересах общества и государства. Среди таких целей законодатель выделяет проведение государственной политики, управление госимуществом, развитие экономики, оказание тех или иных государственных услуг, контроль, управление, а также другие полномочия в отдельных сферах экономики, осуществление особо важных проектов и др.

Для публично-правовых компаний предусмотрен также специфический состав органов управления, среди которых – наблюдательный совет как высший орган управления, ген. директор и правление (если формирование такового предусмотрено для данной компании). Таким образом, главным органом, осуществляющим управление публично-правовой компанией, выступает именно наблюдательный совет, председатель и члены которого назначаются Правительством РФ.

Фонды

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Учреждения

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Виды учреждений:

Государственные

Муниципальные

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан

Религиозные организации

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Понятие и виды сделок.

Сделка - действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ), т.е. на вызывание правового последствия.

Посредством сделок субъекты гражданского права устанавливают, изменяют или прекращают свои гражданские права и обязанности по своей выраженной вовне воле и в своем интересе (ст. 1 ГК).

Признаки сделок:

1. волеизъявление – детерминированное и мотивированное желание лица достичь поставленной цели (выражение воли лица вовне, благодаря чему она становится доступной восприятию других лиц);

2. основание сделки (цель) – всегда носит правовой характер, выражается в ее правовом результате;

3. мотив – это фундамент возникновение цели, осознанная потребность к совершению сделок;

4. правомерность сделок – это означает, что она обладает качествами юридического факта, порождающего те гражданско-правовые последствия, наступления которых желают лица, вступающие в сделку и которые определены законом для этой сделки. В качестве сделки признаются только правомерные действия.

Некоторые сделки состоят только из одного волеизъявления (таковы, например, выдача полномочия - абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК, заявление о зачете - ст. 410 ГК, принятие наследства - ст. 1152 ГК, одобрение сделки - абз. 2 п. 1 ст. 26 ГК). Многие сделки слагаются из нескольких согласованных по содержанию волеизъявлений. В качестве примеров таких сделок можно сослаться на договор купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК), договор банковской гарантии (ст. 368 ГК), договор простого товарищества (п. 1 ст. 1041 ГК) и договор о прощении долга (ст. 415 ГК).

С учетом сказанного сделка определяется как фактический состав, который содержит по меньшей мере одно или несколько волеизъявлений, направленных на вызывание определенного правового последствия.

Условия действительности сделок

Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Она определяется следующими условиями:

1. законность содержания (соответствие требованиям законодательства);

2. способность субъектов, совершающих ее, к участию в сделке (дееспособность ФЛ и правоспособность ЮЛ);

3. соответствие воли и волеизъявления;

4. соблюдение формы сделки.

Основные виды сделок

1. односторонние, двусторонние и многосторонние;

2. возмездные и безвозмездные;

3. реальные и консенсуальные;

4. каузальные и абстрактные;

5. фидуциарные и нефидуциарные.

В России существует порядка тридцати форм некоммерческих организаций (НКО). Часть из них обладает схожими функциями и отличается только названием. Основные виды НКО установлены Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996. Есть и другие нормативные документы, определяющие порядок работы конкретных форм НКО. Расскажем обо всех видах в нашей статье.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания - удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “ ».

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние - НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние - деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть - внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов - внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +

Пример. Членство в клубе собаководов

Группа людей планирует создать клуб собаководов-любителей. Цель НКО - обмен опытом разведения пород, внедрение новых методик дрессировки, помощь в покупке животных, организация выставок.

На начальном этапе следует установить, будет ли НКО иметь членов или нет. Для деятельности данного клуба больше подходит членство, т. к. для участников можно создать более благоприятные условия по сравнению с посторонними лицами. Например, льготы на приобретение пород, кормов и т. д.

Устанавливая привилегии для участников, клуб привлечет новых членов, соответственно его популярность возрастет, и сумма взносов увеличится. В качестве ОПФ для данного направления деятельности больше всего подойдет общественная организация либо НП.

Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций

НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
  2. Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
  4. Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
  5. Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
  6. Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.

Свои особенности имеет каждая ОПФ НКО. Например, члены кооперативов вправе делить доходы между собой.

Преимущества и недостатки разных видов НКО

Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.

Вид НКО Плюсы Минусы
Потребкооператив Распределение выручки;

Стабильность торговли;

Господдержка;

Ответственность за долги;

Сложный документооборот;

Необходимость дополнительных вложений в случае убытков.

НП Сохранность прав на имущество;

Нет ответственности за кредиторку;

Свобода выбора организационной структуры.

Прибыль не распределяется;

Разработка документации.

Ассоциация Преобразование в товарищество;

Безвозмездное пользование услугами участниками.

Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд Предпринимательство;

Неограниченное число учредителей;

Отсутствие ответственности по долгам;

Имеет собственное имущество.

Ежегодная публичная отчетность;

Возможность признания банкротом;

Не преобразовываются.

Религиозные объединения Не имеют материальных прав Не отвечают по долгам.
Учреждения Оказание услуг за плату. Отвечает перед кредиторами;

Имуществом распоряжается собственник

Общественные организации Не отвечают по задолженности;

Допускается предпринимательство;

Свобода в выборе целей, методов работы.

Члены не претендуют на переданные активы и взносы

Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.

Пример. Недостаток унитарной НКО

Восемь человек создали благотворительную организацию «Помощь» во главе с Советом учредителей. НКО успешно работала, но часть учредителей переехала, некоторые отошли от дел. Остался один управляющий. Возникла необходимость внести в Устав поправки. Принять решение без голосования нельзя. Остальных учредителей собрать невозможно.

В данном примере теряется время и может закрыться сама организация. При выборе ОПФ следует быть уверенным в серьезности намерений партнеров. Недостатками всех форм НКО являются:

  • Соответствие деятельности утвержденным в Уставе целям;
  • Сложный процесс регистрации;
  • Специфика оформления учредительных бумаг с учетом рабочих задач;
  • Ответственность заявителя за представленную в документах информацию;
  • Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;
  • Длительная проверка документов Минюстом;
  • Невозможность распределения прибыли.

Достоинства:

  • Ведение предпринимательства совместно с социальной работой;
  • Могут не иметь активов;
  • Отсутствие ответственности участников по обязательствам;
  • Упрощенная отчетность;
  • Целевые суммы не подлежат налогообложению;
  • Наследуемое имущество не облагается налогом на прибыль.

Различия основных форм НКО

В таблице представлены различия основных форм НКО.

Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
Членство Есть нет Есть
Предпринимательство Разрешено Нет
Ответственность Нет Есть Нет Есть
Публикация в СМИ Нет Есть Нет

Цели создания разных форм

  • Фонды - формирование имущества за счет добровольных вкладов и применение его для общественных нужд. Не имеют членов. Могут заниматься предпринимательством для достижения целей.
  • Ассоциации - защита интересов участников на основании договора. Их создают коммерческие структуры для организации управления предпринимательством.
  • Общественные организации - совместная работа для достижения поставленных задач. Создаются инициативной группой от 10 человек, которых объединяют общие интересы.
  • Религиозные объединения - исповедание и приобщение граждан к вере, богослужения, обряды, обучение религии.
  • Потребкооператив - улучшение имущественного положения членов, обеспечение их товарами, услугами с помощью объединения взносов. При выходе из членства человек получает свой пай.
  • Учреждения - выполнение культурных, социальных, управленческих, прочих задач некоммерческого плана. Средства вносит учредитель.
  • АНО - оказание образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
  • НП - достижение социального благополучия во всех сферах жизни: здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. Данная форма подходит для оказания различных видов услуг.
  • Общины малочисленных народов создают граждане в добровольном порядке. В них должно состоять не менее трех членов. Объединяются люди на основе общих интересов, территории проживания, традиций, промыслов с целью сохранить свой быт, культуру, принципы хозяйствования. Данные НКО могут заниматься коммерцией для выполнения поставленных задач. При выходе из общины гражданин имеет имущественные права.

Налогообложение и бухгалтерская отчетность

Если общественное объединение не имеет коммерческой деятельности и облагаемых налогами активов, она отчитывается перед налоговой единожды в год.

Представляет баланс, форму 2 и отчет о целевом расходовании средств. Во внебюджетные фонд НКО сдают отчеты ежеквартально. В пенсионный - форму РСВ-1, в соцстрах - 4-ФСС. НКО отчитываются по следующим налогам: НДС, прибыль, имущество, земля, транспорт. Бухгалтерские формы 1 и 2 сдаются также в Росстат по итогам года. НКО, применяющие УСН, ежегодно сдают декларацию по единому налогу.

Для всех некоммерческих структур обязательным является представление сведений о среднесписочном количестве работников и справок о доходах, при выплате заработка. Эти документы передаются в налоговую по итогам года.

  • Потребительский кооператив. Занимается предпринимательством. Сдает отчетность в полном объеме ежеквартально. Льгот не имеет. Правление НКО отвечает за представленную в налоговую информацию и за данные, публикуемые в СМИ. Годовой отчет перед представлением подлежит проверке ревизионной комиссией НКО.
  • Религиозные объединения. Не платят НДФЛ. При получении денег и имущества за рубежом, НКО данной формы должны учитывать эти поступления отдельно от прочих. Организации должны представлять в Минюст сведения по итогам работы. Те же данные НКО обязана опубликовать. Отчет представляют до 15 апреля.
  • Учет в НП не предусматривает льгот и ведется практически по тем же требованиям, что и в коммерческих компаниях.
  • Фонды. Необходим учет источников поступления средств. Отчеты по бухгалтерии и налогам представляются в общем порядке.
  • Ассоциации. Бухучет ведется по смете. Она составляется на год, содержит план расходования и поступления денег.
  • Казачьи объединения представляют в Минюст сведения о своей численности. Годовой отчет составляет Атаман.

Для всех видов НКО средства, полученные для решения уставных задач, налогом на прибыль не облагаются. Средства, поступление которых имеет целевое назначение и не связано с продажей товара, выполнением работ или услуг НДС не облагаются. От НДФЛ освобождаются выплаты на обслуживание инвалидов.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В чем заключается особенность формирования АНО?

Характерной особенностью АНО является то, что сотрудники не могут составлять более 1/3 всех членов управляющего органа.

Вопрос №2. Какие НКО освобождены от уплаты НДС?

От уплаты НДС освобождаются объединения инвалидов, унитарные предприятия при учреждениях здравоохранения и соцзащиты, организации, в штате которых инвалидов более 50%.

Вопрос №3. Что представляет собой реестр нежелательных НКО?

В мае 2015 года президент подписал Закон о нежелательных организациях. К ним причисляют иностранные неправительственные НКО, представляющие угрозу Конституции, обороноспособности и безопасности РФ.

Вопрос №4. Какую отчетность представляют НКО в Минюст?

В Минюст ежегодно сдаются сведения о работе НКО, составе руководства, поступлениях от зарубежных источников.

Вопрос №5. Как отчитываются по итогам года политические партии?

Партии в течение 30 дней после окончания квартала подают в Центральную избирательную комиссию сведения о поступлении и расходе средств, сводный отчет сдается до 1 апреля следующего года.

Итак, существует большое количество видов НКО. При выборе подходящей формы следует учитывать цели создания организации и иные особенности, установленные законодательством для каждой ОПФ.