Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок». Орленок, орленок! Взлети, но не высоко Десантный экраноплан

Экраноплан «Орленок» - это советский летательный аппарат, в конструкции которого предусмотрена защита от экранного эффекта (увеличены несущие свойства при полете на малой высоте по причине влияния поверхностного притяжения). С подобным проявлением летчики и конструкторы столкнулись при заходе на посадочную полосу в непосредственной близости от земли. Чем выше была динамика летательной машины, тем активнее сказывалось экранное воздействие. Данный эффект весьма проблематичен, поэтому разработчики скоростных самолетов задумались всерьез над его нивелированием. Рассмотрим проект, который должен был решить эту проблему без потерь скоростных характеристик и показателей грузоподъемности.

Проектирование

Десантный экраноплан «Орленок» было решено оснастить подводными крыльями, которые позволили бы вдвое повысить скорость по отношению к водоизмещающим судам. Однако дальнейшее развитие стопорилось из-за проявления холодного кипения воды на внешней части крыла от раздражения (кавитации). Разработанные агрегаты на воздушной подушке могли достигать около 180 км/ч. Дальнейшее преодоление порога приводило к ухудшению управления и неустойчивости судна.

Первые проекты аппаратов на динамической воздушной платформе разрабатывались еще в довоенный период. Это позволило конструкторским бюро создать теоретическую основу для последующей реализации в действующих моделях. Экраноплан «Орленок» имел увеличенный коэффициент полезного действия, по сравнению с аналогами сопоставимого взлета. Его эксплуатация без потери эффективности стала возможна на менее мощных моторах (или сниженном их количестве). Стоит отметить, что такому судну не нужны специальные аэродромы, да и расход горючего заметно меньше. В итоге процесс создания подобной машины был пущен в разработку.

Перспективы

Предполагалось, что экраноплан «Орленок», фото которого представлено ниже, будет использоваться в военной сфере. Ведь он превосходил в 5-6 раз корабли по крейсерской скорости и не требовал большого состава членов экипажа. Кроме того, аппарат обладал повышенной скрытностью, его было трудно обнаружить посредством локаторов, поскольку полет происходил на предельно низкой высоте. Это давало возможность наносить противнику значительный урон благодаря внезапным атакам.

К преимуществам экраноплана можно добавить отличную маневренность, значительный радиус действия, высокий показатель грузоподъемности и устойчивость к боевым повреждениям. В принципе, это было идеальное транспортное средство для высадки, поддержки и переброски морского десанта, а также армейских машин и тяжелых грузов.

История создания

Над реальными проектами экраноплана «Орленок» работа началась в начале 60-х годов прошлого века. Ведущими разработчиками стали два конструкторских бюро:

  1. Таганрогское ОКБ имени Бериева под руководством Р. Бартини (предприятие славилось своими гидросамолетами и амфибиями с вертикальным взлетом).
  2. Корабельное ЦКБ в Нижнем Новгороде, возглавляемое Р. Е. Алексеевым.

Разработчики столкнулись с целым рядом проблем. Во-первых, необходимо было создать легкую и прочную конструкцию, выдерживаемую удар волны при скорости 400 км/ч. Во-вторых, требовалось изготовить конструкцию крыла с учетом аэродинамики, вследствие чего и проявлялся нужный эффект.

Кроме того, надо было разработать инновационные материалы, поскольку корабельные части отличались солидным весом, а авиационные аналоги не выдерживали взаимодействия с морской водой, из-за чего быстро подвергались коррозии. За силовые агрегаты отвечало мотостроительное предприятие во главе с Н. Д. Кузнецовым. В качестве моторов выпустили турбинные двигатели НК-12 и НК-8-4, которые эксплуатировались на многих самолетах (ТУ-154, «Антее», ТУ-95 и других аппаратах).

Транспортно-десантный экраноплан «Орленок» - не единственное в своем роде судно. Над разработкой подобных проектов также трудились инженеры Швейцарии, США, Финляндии, Германии, Швеции.

В итоге необходимость осуществления грандиозного комплекса научных и исследовательских действий привела к тому, что всесторонние разработки массово сворачивались, лишаясь государственной финансовой поддержки. В случае с экранопланами ситуация поначалу была иной. Учитывая финскую конструкцию агрегата, правительство и партия начали практически неограниченное финансирование данных разработок в СССР. Даже была принята соответствующая программа, заказчиком в которой выступал советский военно-морской флот.

После ухода из жизни Роберта Бартини (выдающегося инженера и конструктора), итальянца, эмигрировавшего в Союз по политическим убеждениям, дальнейшие разработки в Таганроге прекратились. В Нижнем Новгороде процесс по созданию экраноплана «Орленок» пошел с широчайшим размахом. Наметки велись по нескольким векторам: транспортно-десантная модификация, патрульный вариант, противолодочная система и ударный ракетоносец. В тот же период происходит уточнение терминологии. В связи с этим экранопланами стали именовать суда, летающие на воздушной подушке, а агрегаты с возможностью выхода в самолетный режим - экранолетами.

Производство

Был проведен ряд экспериментов, после которых построили десять опытных экземпляров с постепенным повышением габаритов и поднимаемой массы. После тестирования принципиально новой конструкции был возведен огромный аэродинамический корабль КМ. Его длина превышала 100 метров, а взлетный вес - 500 тонн, при размахе крыльев до 40 м.

Экраноплан «Орленок», фото которого имеется выше, стал продолжением этого грандиозного проекта. У его предшественника имелся агрессивный вид, за что его прозвали «чудовищем Каспийского моря». Аппарат испытывался более 15 лет, доказал актуальность подобного типа техники, но в 1980 году потерпел крушение и затонул. Причина - грубая ошибка пилота.

Развитие

В 1972 году продолжилось развитие данного проекта. На испытания вывели транспортно-десантный экраноплан «Орленок», который был способен перебрасывать личный состав на дистанцию до полутора тысяч километров. На борту аппарата могли разместиться до двух сотен пехотинцев в полном обмундировании либо две амфибии на базе БТР или БМП. Взлетать он мог с двухметровой волны, скоростной порог составлял порядка 400-500 км/ч. Минные и сетевые заграждения для этого монстра не являются существенной преградой, поскольку он просто перелетает их сверху.

Экраноплан «Орленок», описание которого рассмотрим далее, на первых испытаниях проявил удивительный показатель живучести. Высадив личный состав через открывающуюся вправо носовую часть, экипаж направил аппарат обратно. Однако случился удар о воду, который мог стать фатальным не только для самолета, но и для корабля. У «Орленка» отрывается киль и корма, при этом он смог дойти до берега. Во многом, такой результат стал возможным благодаря слаженной работе пилотов, которые увеличили обороты силовой установки, не дав машине нырнуть в воду. Предварительной причиной аварии стали трещины в корпусе аппарата, которые не были выявлены своевременно.

Новые модификации получили корпус из магниево-алюминиевого сплава. Было создано пять рабочих экземпляров, которые вошли в состав военно-морской авиации. Один из аппаратов потерпел крушение в 1992 году. К сожалению, на этот раз не обошлось без жертв, погиб член экипажа.

Что было дальше?

Данные свидетельствуют, что экранопланы «Лунь» и «Орленок» планировались к выпуску в количестве сотни экземпляров. Впоследствии была принята государственная программа о создании 24 таких кораблей.

Выпуск аппаратов должен был осуществляться на заводах Феодосии и Нижнего Новгорода. Планы так и не воплотились в реальность. После смерти министра обороны Дмитрия Устинова программа была закрыта. Приемник военного начальника Сергей Соколов предпочел распределить выделенные средства на развитие атомного подводного флота. После этого ВМФ абсолютно не занимается развитием уникального подразделения, в результате чего секретная база в Каспийске (около Махачкалы) постепенно приходит в запустение. Выделяемых средств едва хватает на содержание личного состава.

Экраноплан «Орленок», смета на эксплуатацию и развитие которого составляла огромные по тем временам суммы, остается в забытье. Это связано с плохим финансированием, невозможностью проведения летных испытаний, нехватки ресурсов, топлива и прочих расходных материалов.

«Лунь»

Этот аналог «Орленка» также не является приоритетом в развитии МВФ. Постепенно ответвление ударных ракетоносцев засыхает. По своим характеристикам «Лунь» - это уникальный аппарат, который является скоростной платформой для запуска и транспортировки сверхзвуковых крылатых ракет.

Комплекс обладает возможностью одновременного запуска шести пусковых контейнерных установок, превосходит ракетный крейсер по скорости практически в десять раз. Кроме того, судно отличалось маневренностью и малозаметностью. По стоимости «Лунь» намного дешевле предшественника. Однако реализовать и эту идею в полной мере не удалось. Один из таких агрегатов можно увидеть на базе в Каспийске. К сожалению, это даже не музей, а просто груда металла, из которого могла бы выйти приличная поддержка отечественным ракетоносцам.

Аэродинамич. характеристики экраноплана «Орленок»

Ниже приведены основные параметры рассматриваемого аппарата:

  • Размах крыла - 31,5 м.
  • Длина/высота - 58,1/16,3 м.
  • Взлетный вес - 14 тонн.
  • Силовые установки - два стартовых мотора типа ТРД НК-8-4К и один маршевый двигатель ТВД НК-112 МК.
  • Крейсерская тяга - 15000 э. л. с.
  • Предельная скорость - 400 км/ч.
  • Дальность полета - 1500 км.
  • Потолок по высоте - 3 тысячи метров.
  • Состав экипажа - от 6 до 8 человек.
  • Основное вооружение - пара пулеметов «Утес-М».

Описание

Экраноплан «Орленок», чертежи которого приведены ниже, спроектирован по самолетной схеме. Он оснащен тремя моторами, имеет Т-образное хвостовое оперение и лодочный корпус. В состав летного состава входит два пилота, механик, штурман, стрелок и радист. При необходимости, экипаж дополняют два технических специалиста.

Десантный экраноплан «Орленок» изготовлен из специального сплава типа АМГ-61. Некоторые части и узлы сделаны из стали. Обтекатели антенн выполнены с применением композиционных материалов. Электрохимические протекторы обеспечивают защиту судна от коррозии. Днище, находящееся под водой, окрашивается специальным лакокрасочным составом, гарантирующим защиту от обрастания морскими микроорганизмами.

На корпусе предусмотрена возможность размещения полезной нагрузки, включая вместимость вооружения, экипажа, корабельных систем и двигателей. Кабина имеет длину 28 метров, ширину и высоту - 3,4 и 4,5 метра соответственно. Маневры по выгрузке и погрузке производятся через люк, который открывается путем поворота двери на шарнирах влево.

Отсек экипажа, моторы и вооружение размещены в поворотной части. Донная часть создана из реданов поперечного и продольного типа. К носовому сегменту прикреплена гидравлическая лыжа. Центральный аналог фиксируется в области корректировки массы. Эти два элемента способны двигаться в вертикальном направлении. Двери для перехода членов экипажа размещены над крылом с бортовых сторон корпуса. Имеется также аварийный люк на крыше кабины пилотов.

Фюзеляж и крылья

Фюзеляж имеет силовую конструкцию с внедрением балочных и стрингерных элементов. В нем расположена рабочая и дополнительная кабина для членов экипажа. Кроме того, там установлен отсек радиосвязного оборудования и электроника. Длина грузового помещения составляет 28 метров, ширина - 3,4м. В данный узел входит вспомогательная пусковая установка, бортовые агрегаты, обеспечивающие автономный запуск машины. Выпуск десанта и механиков с пилотами осуществляется через дверь, открывающуюся на 90 градусов.

Экраноплан «Орленок», описание которого в полном объеме представлен далее, обладал аэродинамической конструкцией крыла. Оно имеет большой угол атаки, небольшое удлинение и стреловидность порядка 15 градусов. Каждая кромка оснащена закрылками с несколькими секциями и элеронами, имеющими регулируемый наклон, в зависимости от температуры наружного воздуха.

Нижние консоли оборудованы защитными щитками, имеющими фронтальную вращающуюся ось и угол наклона 70 градусов. Подобная конструкция крыла способствует созданию пневматической подушки при взлете аппарата с водной поверхности. По краям несущих элементов есть поплавки, предназначенные для укрепления вспомогательного шасси. Общая конструкция крыла представляет собой многолонжеронную кессонную силовую схему.

Оснащение

Экраноплан «Орленок», технические характеристики которого приведены выше, имеет еще ряд особенностей. Например, хвостовое оперение сделано Т-образным способом, что позволяет снизить влияние волн и брызг на лопасти и другие открытые элементы. В данном узле присутствует стабилизатор, отвечающий за стреловидность и регулировку рулевого управления. В целом фюзеляж и оперение формируются плавно в единую конструкцию.

Шасси машины состоит из двухколесной носовой и основной опоры с десятью колесами. Все они оснащены не тормозной пневматикой, не имеют створок опор. Конструктивная особенность узла вкупе с лыжным амортизирующим механизмом и поддувом гарантируют проходимость агрегата практически по любой поверхности, включая лед и снежные заносы.

Модель экраноплана «Орленок» можно увидеть на фото ниже. Изучим подробнее особенности силовой установки. Система включает в себя пару стартовых двигателей со статической предельной тягой 15,5 т. Их сопла направлены таким образом, чтобы реактивные выхлопные струи выполняли функцию поддувания. Если есть необходимость направить поток поверх крыла (при посадке или в крейсерском режиме), направление воздуха можно изменить. Пуск моторов производится посредством дополнительного активирующего агрегата ЕА-6А. резервуары для горючего смонтированы в корневом отсеке крыла.

Вооружение и навигация

Экраноплан «Орленок» в Москве сейчас находится, как музейный экспонат. Он оснащался навигационной системой «Экран» (обзорная радиолокаторная станция), автоматическим комплексом управления полетом, гидравликой привода рулевого контроля. Кроме того, на машине была продумана конструкция по управлению поворотов фюзеляжа, гидролыж, шасси. За питание всего оборудования отвечала специальная система, совмещающая в себе массу электронных приспособлений.

Штатным вооружением амфибии являлась пулеметная турель «Утес», находящаяся во вращающейся башне. Также присутствовали традиционные для всех морских судов навигационные огни и якорно-буксировочные устройства.

Модификации

В начале 90-х годов проводилась разработка нескольких моделей рассматриваемого аппарата:

  • Пассажирский вариант, более известный под маркой А-90-150.
  • Морской арктический геологоразведывающий экраноплан «Орленок Звезда». На этой модификации предусмотрена система малого хода с дизельным приводом и гребной насадкой. Машина может изымать пробы грунта на дне, проводить сейсмическую и акустическую разведку.
  • Авиационно-морской спасательный аппарат. Разрабатывался он совместно с КБ Антонова. На верхней части самолета АН-225 размещался «Орленок». Судно имело увеличенную дальность хода, оборудовалось приспособлениями для скорой медицинской помощи людям. К преимуществам этого экземпляра относится возможность работы в полярных условиях, взлет в случае шторма и стихийных бедствий, скорость до 700 км/ч, посадка на лед и снег.

В общем числе на комбинате «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орленок». Ниже приведено краткое их описание:

  1. Модификация «Дубль» (заводской № 20) - предназначена для статических тестирований, отправлена на слом.
  2. № 23 (1977 г.) - первый летный вариант из сплава К-482-Т1, который после аварии стал памятником в Каспийске.
  3. МДЭ-150 (№ 21, год выпуска - 1979) - опрокинулся во время буксировки и был потоплен силами ВМФ.
  4. Аппарат МДЭ-165 создан в 1981 году, списан - в 1999.
  5. МДЭ-160 (ДЭС-26) - создан в 1983 году, списан - в 2006. Установлен в столице России, как памятник.

Первый командир экраноплана

Борт 26 «Орленок» был заказан управлением ВМФ в 1968 году. Главным конструктором стал Р. Е. Алексеев, руководитель КБ судостроительного завода «Волга». Осенью 1972 года пилотный экземпляр был выведен на ходовое тестирование. Проводилось оно ниже города Горький (теперь Нижний Новгород) в районе острова под названием Телячий.

Слева он отделяется протокой длиной 8 километров. Для местного населения была придумана легенда, что проводится эвакуация самолета, потерпевшего крушение. В целом испытания прошли удачно, в 1973 году экраноплан А-90 "Орленок" разобрали и переправили в Нижний Новгород, где восстановили его снова. Далее тесты продолжились на морских водах. Основное предназначение судна - транспортировка, переброска, высадка десанта и техники. В качестве легенды, для непосвященных, создали историю о плавучем тренажере по проверке новых двигательных установок.

Посадка на камни в 1975 году не прошла без последствий. Жесткий корпус из сплава К-482-Т1 выдерживал значительные нагрузки, но был довольно хрупким. В результате появились микроскопические трещины, которые при осмотре не заметили. Во время очередного взлета с воды корпус и корма аппарата развалились, но пилотам удалось довести его до берега. Алексеев резюмировал, что негативный опыт - это тоже часть прогресса. Имелось в виду, что ни одно мореходное или авиационное судно с такими повреждениями не смогло бы самостоятельно вернуться. Люди, находившиеся в салоне, не пострадали, а вот главный конструктор получил серьезное взыскание от министра по фамилии Бутом, который давно невзлюбил Алексеева за его прямой характер. После этой аварии основу гидроплана на воздушной подушке стали изготавливать из сплава АМГ-61 (состоит из алюминия и магния).

Продолжаем осмотр музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России, который мы начали . Сегодняшний рассказ об экраноплане «Орленок».

1. «Орлёнок» - транспортно-десантный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Интересный аппарат с незавидной судьбой.

2. Экраноплан использовал для передвижения эффект «экрана», возникающий при полетах на низких высотах от полуметра до десяти метров. В результате этого, «Орленок» мог двигаться почти с самолетными скоростями, взлетал и садился на воду, мог летать над относительно ровными участками суши,

3. «Орленок» мог перевозить до 20 тн техники и живой силы (до 200 человек).

4. На таких высотах обнаружение экраноплана радиолокационной техникой было затруднено, это обеспечивало «Орленку» внезапность.

5. Силовая установка «Орленка» состояла из главного кормового турбовинтового двигателя мощностью 15000 э.л.с., двух носовых (стартовых) турбовентиляторных двигателей тягой по 10,5 т. Экипаж состоял из 9 человек.

6. Всего было построено 5 таких экранопланов, из них один для испытаний. Остальные были в эксплуатации с 1992 по 2007 год.
Авария второго чуть не привела к трагедии. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61. В 2007 году все экранопланы были списаны, наиболее сохранившийся отбуксирован в Москву.

Вот такая судьба…

7. В настоящее время посетить «Орленок» нельзя. Но можно посетить стенд виртуального пилотирования, где имитируется полет на экраноплане. Можно «полетать» под управлением автопилота, штатного пилота или самостоятельно. Цены от 150 руб. до 1200 руб. с человека, скидки детям не предусмотрены.

8. Мы выбрали самый дешевый вариант.

9. Занимаем места в креслах. Впереди загораются дисплеи приборов и огромный монитор, создающий иллюзию присутствия.

10. По легенде мы в составе группы экранопланов должны атаковать группу пиратов, захвативших нефтяные вышки. Кресла начинают вибрировать, экраноплан набирает нужные высоту и скорость и ложится на курс. Через некоторое время обнаруживаем корабли пиратов, производим залп ракетами.

11. Цели поражены. Подходим к берегу, высаживаем десант. Миссия окончена. Неплохой симулятор.

12. Информация о экраноплане:

13. Информация о возможности бесплатного посещения комплекса (без полетов на симуляторе):

14. Бонус:
Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Доступа тоже нет.

Спасибо всем, кто заботится о технике, кто интересуется нашей историей. Если не были, советую сходить, если у вас в семье есть пацаны, то посещение обязательно.

На данный момент в мире существует только один тип десантного экраноплана , выпущенный малой серией - транспортно-десантный - экраноплан пр. 904 «Орленок». -Фирмой «Grumman» также был разработан десантный экраноплан RAM2, но по различным причинам дальнейшего развития этот проект не получил. Эти экранопланы относятся к разным десантным системам и поэтому должны анализироваться отдельно.

Экраноплан Орленок был построен в 1972 г. после ряда экспериментов и испытаний пилотируемых самоходных моделей. Конструкция машины оказалась удачной и надежной. На испытаниях, в одном из испытатепьных полетов, экраноплан показал удивительную живучесть, получив повреждения фатальные для корабля, а тем более для самолета (в результате ошибки пилота и применения хрупкого сплава в конструкции у экраноплана оторвался хвост), но достигнув при этом базы.

«Орленок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км. Он способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами, взлететь с волны до 2-х метров и со скоростью 400 - 500 км/час доставить десант к месту высадки. После посадки на воду и выхода на относительно пологий берег, «Орленок» высаживает людей и технику через откидывающуюся вправо носовую часть. 12 ноября 1986 года экранопланы «Орленок» приказом министра обороны СССР принимаются на вооружение и приобретают титул первых в мире серийных крупных (с взпетной массой до 140 тонн) экранопланов, вставших в боевой строй. Из пяти принятых на вооружение аппаратов была сформирована 11-ая авиагруппа экранопланов Черноморского флота, которая базировалась в городе Каспийске на берегу Каспийского моря. Всем экранопланам были присвоены флотские обозначения, и все они считались кораблями.

Экраноплан «Орленок» спроектирован по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкопланс Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. Силовая установка состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К, установленных в носовой части, и маршевого турбовинтового НК-12МК в районе Т-образного хвостового оперения. На экраноплане была реализована система поддува стартовых двигателей под крыпо, что позволяло 140-тонному аппарату преодолевать на малой скорости отмели, возвышенности и самостоятельно выбираться на пологий берег для высадки десанта. Все двигатели представляют собой морские модификации соответствующих авиационных. Основные характеристики экраноплана, самолета и десантных кораблей приведены в таблице.

Экраноплан пр. 904 «Орлёнок»

СДК пр. 771

ДКВП пр. 1232.1
«ДжейранТ»

Максимальная /
стандартная масса
(водоизмещение), т

Дальность, км
(миль) / скорость,
км/ч (узлов)

1500 (800) / 350 (190)

5500 (3000) /22 (12)

550 (300) /93 (50)

7200 (20 т),
4200 (47 т) / 750-800

Максимальная
скорость км/ч

Вооружение

1x1 14,5 мм «Утес»

2x2 30 мм АК-230, 2x18 140 мм
РСЗО WM-18,
ПУ ПЗРК «Стрела» (32 ЗУР)

2x2 30 мм АК-230

1x2 23мм ГШ-23Л

НК «Экран» с РЛС

РЛС АУ «Рысь»

ПНПК с РЛС, ср-ва РЭБ

Грузоподъемность

20 т; 150 чел.
или 2 ПТ (БТР, БМП)

5 танков или 180 чел.

80 чел. или 2 средних
танка или 4 ПТ-76 (БМП)

20-50 т; 128 чел.
или 3 БМД-1

Как мы можем видеть, экранопланы «Орленок» выступают конкурентами обычным водоизмещающим десантным кораблям, десантным кораблям на воздушной подушке и тяжелым десантным самолетам. При общем сравнении мы можем отметить, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. А десантный экраноплан , который способен выполнить кратковременный подъем на требуемую высоту для преодоления препятствий, поднимает значение этой величины почти до 100%. Кроме этого, экраноплан значительно превосходит другие десантные средства в скорости, уступая только десантному самолету. На учениях 1988 года обычным десантным кораблям потребовались сутки, чтобы выйти в район высадки десанта, судам на воздушной подушке - 6 часов, а экранопланы типа «Орленок» справились с поставленной задачей за 2 часа.

Водоизмещающие малые десантные корабли для ВМФ СССР строились в небольшом количестве только в 50-х гг. XX века. Позже эту нишу прочно заняли десантные корабли на воздушной подушке. Поэтому для анализа мы возьмем наиболее близкий по параметрам средний десантный корабль пр. 771. Большая серия этих специализированных десантных кораблей была построена для СССР на верфях Польши. Обозначенные на Западе как десантные корабли типа «Polnochny», в 60-70-е годы XX века они были построены на Северной верфи в г. Гданьск (Польша) по проектам 770, 771 и 773. Всего с 1964 по 1986 годы было построено 107 кораблей данного типа и их модификаций. Корабли этого проекта заслужили весьма высокую оценку в тех странах, где они эксплуатировались. К достоинствам этих десантных кораблей относят конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа, наличие в составе вооружения реактивных установок залпового огня.

Конечно, сравнение СДК пр.771 и десантного экраноплана «Орленок» будет некорректным, так как они относятся к разным классам, но некоторые особенности отметить можно. «Орленок», как летательный аппарат, намного меньше корабля по массе, но при этом обладает сопоставимым количеством посадочных мест и в 10 раз превосходит корабль в скорости. Благодаря этому экраноплан позволяет быстро доставить к месту высадки дополнительные силы. При этом корабль вследствие своей конструкции обладает значительно большей дальностью и автономностью. Также высокая грузоподъемность позволяет разместить на СДК мощное вооружение, благодаря чему корабль может выполнять функции огневой поддержки десанта. Как мы видим, и корабль, и экраноплан обладают своими достоинствами и вполне могут применяться совместно, дополняя друг друга в масштабной десантной операции.

Наиболее близким к «Орленку» десантным кораблем на воздушной подушке является ДКВП пр.1232.1 «Джейран». Созданию этого корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы. Технический проект малого десантного корабля разработан ПКБ «Алмаз» в 1964-1965 гг. с десантовместимостью два средних танка. Опытный (головной) корабль был построен на судостроительном заводе в Ленинграде и в декабре 1970 г. после проведения испытаний передан ВМФ в опытную эксплуатацию. Всего по данному проекту с 1970 по 1985 годы было построено 20 кораблей. Это были первые в мире крупносерийные и самые крупные корабли на воздушной подушке на то время.

АКВП «Джейран». Фото А. Кузенкова

Как и в случае патрульных КВП и экраноплана, различия «Орленка» и «Джейрана» обусловлены их «родословной». Экраноплан как летательный аппарат легче ДКВП, но при этом превосходит его по количеству посадочных мест, почти в три раза по дальности и более чем в два раза по скорости. Однако «Джейран» обладает большей грузоподъемностью и за счет этого несет значительно более мощное вооружение и может доставить к месту высадки больше единиц бронетехники. Тем более что в Советском Союзе создавались и специализированные корабли на воздушной подушке для поддержки десанта, такие как ДКВП пр. 1206.1 «Мурена». Таким образом, наиболее выгодным является совместное применение обеих систем, как и в случае с обычными десантными кораблями, но на более близких расстояниях. При этом, благодаря более высокой скорости КВП и большей десантодоступности побережья для них по сравнению с обычными водоизмещающими кораблями, вся система доставки десанта становится более гибкой и универсальной.

В Советском Союзе удалось создать целый флот быстроходных десантных кораблей на воздушной подушке, способный наносить мгновенные точечные удары даже в условиях насыщенной электроникой современной войны. Десантные экранопланы не получили такого развития - но в основном по субъективным причинам. Планировалось выпустить большую серию «Орлят» - 120 единиц, серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. В 1985 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, поддерживавший программу экранопланостроения. Новый министр Сергей Соколов закрыл программу строительства экранопланов, а выделенные на нее средства предпочел отдать на расширение флота атомных подводных лодок.

Основным десантным самолетом на рассматриваемый период являлся Ил-76МД. Он предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. Первая опытная машина была создана в 1981 г. (первый полет состоялся 6 марта 1981 г.) на базе Ил-76М, а с июня 1984 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение. Самолет, как и вертолет, работает в более жестких аэродинамических условиях по сравнению с экранопланом. Вследствие этого Ил-76МД обладает большей взлетной массой по сравнению с «Орленком», большей грузоподъемностью, но меньшим объемом грузовой кабины и, как следствие, несколько меньшим количеством посадочных мест. Конечно, транспортный самолет обладает в два раза большей скоростью, но экраноплан из-за движения на сверхмалой высоте обладает большей скрытностью передвижения. Также высадка десанта из экраноплана через аппарель является более безопасной и скрытной по сравнению с десантированием. При этом экраноплан значительно превосходит самолет по экономичности. Следует отметить, что самолет, как и вертолет, обладает большей тактической гибкостью (может высадить десант не на побережье, а фактически в любом необходимом месте) и поэтому является более универсальной десантной системой. Как мы можем видеть, экраноплан из-за более узкой сферы применения не способен полностью заменить десантный самолет. Но в своей области, а именно в сфере доставки к месту назначения морских десантов, он обладает определенными преимуществами. Поэтому применение и развитие десантных экранопланов вполне оправдано и способно принести серьезное преимущество перед противником.

В США с десантными экранопланами сложилась несколько иная ситуация. Из-за очень выгодного географического положения Соединенные Штаты практически не испытывают потребности в малых и средних десантных кораблях, предназначенных для действий на сравнительно небольших расстояниях. Но при этом США обладают мощным флотом различных тяжелых десантных кораблей океанской зоны. Поэтому актуальной для США является задача разработки средств доставки десанта от тяжелого корабля-носителя к месту высадки - средств «последней мили».

В 50-х годах XX века основными высадочными средствами являлись танкодесантные катера различных модификаций, разработанные еще во время Второй мировой войны. Но они уже не устраивали военных по ряду характеристик, в первую очередь по скорости. Для замены катеров рассматривались десантно-высадочные системы на базе экранопланов, катеров на воздушной подушке и вертолетов. В рамках этой программы был разработан десантно-транспортный экраноплан RAM-2, предназначенный для переброски небольших групп в прибрежные районы. Специалисты считают, что он мог бы послужить базой для крупного десантно-транспортного экраноплана.
RAM-2 выполнен по схеме «летающее крыло» малого удлинения. С бортов крыло ограничено развитыми шайбами, где размещаются энергетическая установка и стартовые устройства. Для приема десанта и техники передняя часть крыла выполнена в виде аппарели. Экраноплан снабжен газотурбинным двигателем, обеспечивающим скорость полета до 460 км/ч (без нагрузки - до 650 км/ч). Длина акватории стартового участка в обычных гидрометеорологических условиях 11,5 м, посадочного - 85 м. Основные характеристики десантных экраноплана , катера, КВП и вертолета приведены в таблице.

Экраноплан RAM-2

ДКВП типа LCAC

CH-46E «Sea Knights

Максимальная /
стандартная масса
(водоизмещение), т

Дальность, км (миль) /
скорость, км/ч (узлов)

370 (200) / 75 (40);
550 (300) / 65 (35)

Максимальная
скорость, км/ч

Вооружение

2 пулемета М-2НВ.50 или
Мк- 19 Mod3 40мм или М-60

два 12.7-мм пулемета
«Colt-Browning» М2

Грузоподъемность

4 + 40 чел., 0.36 т

54-68 т; 180 чел.
или 1 М1 или 2 М41

25 чел. или 3175 кг

Наиболее близким к экраноплану по грузоподъемности является танкодесантный катер типа LCVP. Конечно, этот катер был разработан в первой половине 40-х гг. и поэтому относится к другому поколению десантно-высадочных средств, но другого варианта для сравнения у нас нет. Фактически главные достоинства катера по сравнению с экранопланом - это его большая грузоподъемность и малая цена. Кроме этого, на катере может быть установлено тяжелое вооружение (пулеметы и гранатометы), способное оказывать десанту огневую поддержку. Но критическим недостатком является очень маленькая скорость, которая сильно замедляет высадку десанта. А если подвести десантный корабль к берегу для уменьшения плеча доставки, то он становится уязвимым для огня тяжелой противодесантной артиллерии (а позже и противокорабельных ракет берегового базирования) - а это уже недопустимо в большинстве случаев. По этим причинам и была начата разработка других систем доставки десанта, в том числе и десантного экраноплана.

Единственным десантным кораблем на воздушной подушке в ВМС США является ДКВП LCAC (Landing Craft, Air Cushioned). Разработка катеров на воздушной подушке LCAC началась в начале 1970-х гг. На стадии разработки было построено два опытных образца десантных катеров, JEFF А и JEFF В. Для серийного строительства был выбран последний прототип. Строительство первых 33 катеров типа LCAC осуществлялось в 1982-1986 финансовых годах, 15 катеров было построено в 1989 г., по 12 в 1990, 1991 и 1992 гг. и 7 катеров в 1993. Первый катер на воздушной подушке класса LCAC был поставлен ВМС США в 1984 году. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 г." Последний катер, LCAC 91, был поставлен в 2001 г. В общей сложности был построен девяносто один катер LCAC. Десантные катера LCAC могут эксплуатироваться на десантных кораблях типов «Tarawa» (по одному катеру LCAC), «Wasp» (по 3 катера), «Anchorage» (по 4), «Austin» (по 1), «Whidbey lsland» (no 4) и «San Antonio» (по 2 катера LCAC). Катера LCAC имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабпя на берег до 68 тонн груза, или 1 основной боевой танк М1, или 2 танка М41, или 180 пехотинцев. Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC способны производить десантирование на необорудованные берега, десантодоступность побережья для них составляет 70 %.

ДКВП LCAC, США

Конечно, прямое сравнение экраноплана RAM-2 и ДКВП LCAC будет неверным, так как это аппараты совсем разных классов. Поэтому проведем общий анализ. Экраноплан, как летательный аппарат, обладает большими размерениями и несколько меньшей относительной грузоподъемностью. Поэтому, если создать десантный экраноплан, примерно равный по грузоподъемности LCAC, то он будет занимать больше места и, соответственно, их необходимо будет размещать или в меньших количествах на тех же кораблях, или на кораблях большего водоизмещения. Да, экраноплан значительно превосходит ДКВП в скорости и дальности - но характеристики корабля на воздушной подушке вполне обеспечивают его применение в качестве средства «последней мили». Зато КВП обладает большей грузоподъемностью и способен доставлять негабаритные грузы. Но самым большим недостатком экраноплана является то, что из-за его больших размерений и сложной формы серьезно затруднена его эксплуатация с помощью доковых камер десантных кораблей.

Загрузка десанта в вертолет СН-46 «Sea Knight»

Таким образом, в данном случае десантный экраноплан все же уступает по своим параметрам десантным катерам на воздушной подушке. Если же создать десантный экраноплан, предназначенный для эксплуатации с использованием полетной палубы, то он выступит конкурентом десантного вертолета.

В 60-х гг. XX века на вооружение морской пехоты США поступил вертолет СН-46 «Sea Knight». Первый из вертолетов СН-46А поднялся в воздух 16 октября 1962г., испытания продолжались до конца 1964г., и в начале 1965г. первые эскадрильи корпуса морской пехоты США (КМП) приняли его на вооружение. С тех пор было построено несколько вариантов, в том числе: CH-46D для КМП, в основном аналогичный варианту СН-46А, но с турбовальными двигателями T58-GE-10 мощностью 1044 кВт (1400 л. с); CH-46F для КМП, в целом аналогичный варианту CH-46D, но с дополнительным электронным оборудованием; UH-46A «Sea Knight», аналогичный варианту СН-46А, поставленный в ВМС США 1 июля 1964г., и UH-46D для ВМС, фактически идентичный варианту CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал 273 своих вертолета «Sea Knight» до стандарта

СН-46Е, установив на них турбовальные двигатели «General Electricw T58-GE-16 мощностью 1394 кВт (1870 л.с.) и введя другие усовершенствования. Теперь сравним вертолет и экраноплан применительно к их использованию в качестве десантно-высадочных средств. Экраноплан обладает значительно большей скоростью, но несколько уступает вертолету по дальности и грузоподъемности. Для десантно-высадочного средства отставание от конкурента как вертолета, так и экраноплана не является критическим из-за сравнительно небольшого плеча доставки. При этом и вертолет, и экраноплан при доставке десанта, как правило, будут лететь на сверхмалой высоте, чтобы уменьшить вероятность обнаружения и потери от огня противодесантной обороны. Поэтому для средства «последней мили» они обладают примерно одинаковой ценностью. Но вертолет способен выполнять полет на значительно больших высотах, и поэтому он является более универсальным средством и обладает большей тактической гибкостью. Конечно, экраноплан способен обеспечить доставку легкой бронетехники, но в принципе вертолет тоже может решить эту задачу с использованием внешней подвески, и при этом он, в отличие от экраноплана, способен доставлять негабаритные грузы. При этом создание экраноплана несет в себе намного большие технологические риски по сравнению с вертолетом. Эксплуатация экраноплана является более выгодной экономически, но для США в этом случае данный фактор все же не являлся определяющим, особенно учитывая заведомо большую цену разработки и внедрения десантных экранопланов. Таким образом, экраноплан в качестве десантно-высадочного средства все же уступает вертолету.

Подводя итог, мы можем сказать, что идея десантного экраноплана получила серьезное развитие как в Советском Союзе, так и за рубежом. Применение экранопланов в качестве средств доставки десанта на малой и средней дальности, как самостоятельно, так и совместно с другими средствами, позволяет достичь серьезных преимуществ и обеспечить успешное выполнение десантной операции любых масштабов. Но вот использование их в качестве высадочных средств десантных кораблей океанской зоны не является оправданным - в этом случае применение ДКВП или современных водоизмещающих катеров позволяет достигнуть большей эффективности.

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

Вот и пришло время познакомиться нам с вами, уважаемые коллеги, с еще одной моделью от компании Звезда. Но сегодня это не просто самолет, вертолет или корабль. Эта машина удивительна. Она живет на грани двух сред — воздуха и воды. Точнее, моря — океана. И хотя экранопланы сами по себе способны действовать с любых водоемов — именно дальние морские просторы были основными возможными ТВД для эти Орлят.

Сегодня мы будем с вами разбирать модель экраноплана А-90 от Звезды в 1/144 масштабе.

Это единственная русская модель экранопланов. Еще есть Орленок от Ревелл, но насколько я понимаю это перепаковка Звезды. Также китайцы выпускают (или уже выпускали) старшего брата А-90 Орленок — модель боевого экраноплана Лунь. Но разговор все же пойдет именно об Орленке.

Именно эта модель является самой доступной моделью экраноплана для российского моделиста.

Что сказать об экранопланах?

Если сказать, что это уникальные машины — все равно, что ничего не сказать!

Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с их историей. В этой статье выложена краткая историческая справка, два документальных фильма, и собственно обзор модели.

Так что, вперед — поехали.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Создание этого уникального по своим свойствам летательного аппарата, от зарождения идеи до ее воплощения в жизнь и затем прекращения работ по этому перспективному направлению – очень интересная, но мало кому известная страница истории техники.
Работая над дальнейшим повышением быстроходности судов на подводных крыльях, Р.Е.Алексеев столкнулся с физическим ограничением на рост скорости СПК: сильным ростом сопротивления и кавитацией (низкотемпературным кипением) воды на подводных крыльях и гребном винте. Естественный выход – полностью подняться из воды в воздух, и Ростислав Евгеньевич решил идти путем использования экранного эффекта.
Сначала, как и с СПК, испытывались буксируемые модели. В качестве буксировщика использовался катер на подводных крыльях «Волга». Кстати, первые модели СПК Алексеев испытывал на буксире за парусным швертботом – случай в мировом судостроении если не уникальный, то, во всяком случае, нетипичный. Но вернемся к экранопланам. Модели продувались в аэродинамической трубе Чкаловского филиала ЦКБ (Горьковская область) и испытывались на треке: разгонялись специальной катапультой и по инерции летели вдоль длинной ровной дорожки. При исследовании устойчивости движения трековых моделей для дачи возмущения использовался тяжелый лист фанеры: воздупшая волна от его падения заставляла модель качнуться. Дальнейшее движение и было предметом исследований. Один раз, правда, перестарались – модель сорвалась с трека и, взмыв в воздух, пробила крышу. Но в целом испытания дали обнадеживающие результаты: движение было устойчивым.
С 1961 г. в ЦКБ приступили к постройке и испытаниям самоходных пилотируемых моделей: СМ-1, СМ-2 и так далее. Аппарат СМ-6 стал фактически прототипом «Орленка». На этих машинах отрабатывались основные конструктивные решения, исследовались поддув, выход на сушу (амфибийность), управляемость. Испытания проводились на Горьковском водохранилище, подальше от любопытных глаз. Осенью 1972 г. первый летный экземпляр «Орленка» вывели на ходовые испытания. Ниже Нижнего Новгорода (тогда Горького) по течению Волги есть остров Телячий. С левой стороны его отделяет от берега несудоходная, но достаточно большая протока длиной около 8 км. В ней и проходили первые испытания «Орленка». Спрятать такую громадину было уже нельзя, и для местного населения придумали легенду, что зто потерпевший аварию самолет, и сейчас его пытаются перегнать на аэродром. Испытания прошли успешно, и весной экраноплан в разобранном состоянии перевезли по Волге на Каспийское море, там собрали, и испытания продолжались уже в морских условиях.

Экраноплан проектировался и строился как десантно-транспортное средство для перевозки колесной и гусеничной техники, а также живой силы в районы боевых действий и высадки десанта. А для непосвященных изобрели отличную легенду: «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов».
На испытаниях в морских условиях экраноплан показал хорошие результаты. Высокая скорость, амфибийность, отрыв от воды на малой скорости (за счет поддува под крылья струями передних двигателей) делали этот аппарат уникальным но своим возможностям.
В 1975 г. во время испытаний экраноплан посадили на камни. Затем пилот включил поддув, и машина сошла на воду, взлетела и без происшествий дошла до базы. Но посадка на камни бесследно не прошла. Корпус предсерийного «Орленка» был изготовлен из сплава К482Т1 – жесткого, прочного, но хрупкого. Видимо, удары о камни повредили корпус, в корме пошли трещины, которые не были замечены при внешнем осмотре. Очередные испытания проводились при крупном волнении. Во время взлета с воды от удара поврежденного корпуса о гребень волны корма вместе с оперением и маршевым двигателем просто отвалилась. Пилоты от неожиданности сбросили газ носовых двигателей. Р.ЕАлексеев, который тоже сидел в пилотской кабине (Главный конструктор лично присутствовал практически на всех испытаниях), не растерявшись, взял управление на себя. Он вывел носовые двигатели на крейсерский режим, не дал экраноплану полностью погрузиться в воду (а тогда корабль неминуемо затонул бы – ведь кормы нет), вывел «Орленка» на глиссирование (!) и сам довел его до берега. Сидевшие в корабле люди отделались испугом, но для самого Ростислава Евгеньевича эта авария имела гораздо более тяжелые последствия. Все ожидали, что Алексеев за создание экранопланов получит звание Героя Социалистического Труда. Но вместо этого тогдашний министр судостроительной промышленности Б.Е.Бутома, уже «имевший зуб» на Алексеева за независимость характера воспользовался аварией как предлогом и снял Алексеева с должности Главного конструктора и начальника ЦКБ, понизив его до начальника отдела, а затем – до начальника перспективного сектора.



А-90 Орленок: Будни ратной службы

Но военные и сам Алексеев смотрели на эту аварию несколько иначе: «Орленок» показал свою удивительную живучесть (оторвите хвост самолету или корму обычному судну – что получится?). Проанализировав причины аварии, Главный конструктор заменил материал корпуса на алюминиево-магниевый сплав АМГ61. Вслед за этим было спущено на воду еще три экраноплана для ВМФ. Все они строились на заводе «Волга» при ЦКБ. Всего было пять «Орлят», по хронологии: — «Дубль» – экземпляр для статиспытаний; отправлен на слом; — С-23 – первый летавший «Орленок» (из К482Т1); после аварии отправлен на слом; — С-21 – сдан ВМФ в 1978 г.; сейчас в строю; — С-25 – сдан ВМФ в 1979 г»‘ сейчас в строю; — C-26 – сдан ВМФ в 1980 г»- сейчас в строю.
Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 (!) «Орлят». Военных моряков привлекала эффективность экраноплана как десантного средства. Высокая скорость обеспечивала быстроту переброски войск, недостижимую для обычных десантных кораблей, и внезапность удара. Обычные противодесантные заграждения и минные поля для «Орленка» не помеха (он просто перелетит через них), и для захвата плацдарма на хорошо защищенном берегу противника экранонлан был бы просто незаменим.
Но планы не осуществились: в 1985 г. умер министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, поддерживавший идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны Маршал Советского Союза С.Л.Соколов волевым решением закрыл программу, а деньги, предназначенные для нее, пустил на строительство атомных подводных лодок.

Экраноплан «Орленок» спроектирован по самолетной схеме. Это трехдвигательный низконлан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. ЭКИПАЖ состоит из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка. При перевозке десанта в состав экипажа дополнительно включаются два техника.

Планер изготовлен из сплава АМГ61. В отдельных узлах и агрегатах применяется сталь. Радиопрозрачные обтекатели антенн изготовлены из композиционных материалов. Защита планера от коррозии обеспечивается электрохимическими протекторами. Подводная часть окрашивается специальной краской, препятствующей обрастанию днища морскими организмами. КОРПУС предназначен для размещения в нем полезной нагрузки, экипажа, вооружения, стартовых двигателей и корабельных систем. Полезная нагрузка размещается в грузовой кабине длиной 28 м, шириной 3,4 м и высотой 4,5 м. Загрузка и выгрузка происходят через люк, образующийся при повороте влево вокруг шарниров носовой части корпуса. Кабина экипажа, двигатели и пулеметная установка размещены в поворотной части. Днище образовано системой поперечных и продольных реданов. В носовой части корпуса к днищу крепится гидролыжа (носовая). Основная (главная) гидролыжа крепится в районе центра масс. Обе они могут качаться в вертикалыюй плоскости. Вход и выход экипажа осуществляется через двери, расположенные по бортам корпуса над крылом. Аварийное покидание – через люк на крыше пилотской кабины.

Крыло имеет аэродинамическую компоновку, оптимизированную для движения вблизи экрана. На концах крыла установлены поплавки, играющие роль аэродинамических и глиссирующих шайб. Вдоль задней кромки расположены пятисекционные закрылки-элероны. Вдоль передней кромки на нижней поверхности крыла (ближе к концам) находятся специальные стартовые щитки. Ось вращения щитков проходит по их передним кромкам. Углы отклонения: закрылков-элеронов – от -10′ до +42′, стартовых щитков – 70′. Механизация крыла используется при старте для создания газовой подушки, поднимающей экраноплан из воды. На плаву задняя кромка крыла находится в воде. Для взлета включаются специальные носовые стартовые двигатели, реактивные струи от которых направляются под крыло. Пилот опускает закрылки и щитки, не давая газам прорываться под задней и передней кромками. Повышенное давление газов под крылом и поднимает экраноплан из воды. Конструктивно крыло состоит из центроплана и двух консолей, имеющих кессонную конструкцию.

Хвостовое оперение. На «Орленке» применено Т-образное хвостовое оперение с целью уменьшения влияния экрана на характеристики устойчивости и управляемости экраноплана. Большие относительные размеры стабилизатора объясняются необходимостью обеспечения устойчивого полета на различных высотах от экрана. Рули высоты четырехсекционные, руль направления – двухсекционный. Вертикальное оперение представляет собой одно целое с корпусом. Сверху на оперении укреплен маршевый двигатель, установлены навигационные огни и антенны радиотехничсеких систем.

Шасси включает двухколесную носовую и десятиколесную основную опоры. Колеса – нетормозные, носовые – поворотные, подвеска независимая. Уборка носовых колес осуществляется втягиванием в корпус, а основные колеса с помощью гидроцилиндров заваливаются за главную гидролыжу. Створки убранного положения отсутствуют, гидролыжи в убранном положении частично прикрывают ниши шасси. Шасси совместно с лыжно-амортизирующим устройством (носовая и основная гидролыжи) и поддувом обеспечивают проходимость практически по любому грунту, снегу и льду.

Силовая установка состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К и маршевого турбовинтового НК-12МК. Все двигатели представляют собой морские модификации соответствующих авиационных. Стартовые двигатели (статическая максимальная тяга одного в стандартных условиях 10,5 т) установлены по бортам в отворачиваемой части фюзеляжа. Воздухозаборники размещены перед фонарем кабины пилотов для предотвращения попадания брызг и пыли при движении над морем или сушей. Поворотные соила двигателей позволяют направить реактивную струю под крыло (режим поддува) или над крылом (если необходимо увеличение тяги в крейсерском полете). Маршевый двигатель приводит во вращение два соосных винта диаметром 6 м (статическая максимальная тяга в стандартных условиях 15,5 т). На борту также имеется вспомогательная силовая установка ТЛ-бЛ. Топливные баки расположены в корневых частях крыла.

Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолетного оборудования. На борту имеется корабельный навигационный комплекс «Экран» с обзорной РЛС. Система управления – гидравлическая. Аналогом автопилота является система автоматического управления движением. С ее помощью пилотирование возможно как в ручном, так и в автоматическом режимах. В носовой оконечности корпуса установлена антенна навигационной радиолокационной станции предупреждения столкновений -«Экран-4» с высокой разрешающей снособностью. Антенна обзорной РЛС размещена на верхней части корпуса за пулеметной установкой. Гидросистема обеспечивает функционирование рулевых поверхностей, механизации крыла, уборку-выпуск шасси и гидролыж, поворот носовой части корпуса на шарнирах. Электросистема обеспечивает током пилотажно-навигационное, радиосвязное, электротехническое оборудование, а также систему управления. Экраноплан оборудован полным комплектом корабельных навигационных огней. В отворачиваемой части корпуса в форпике расположено якорно-буксирное устройство. Сам якорь убирается в клюз. На борту экраноплана имеются надувные спасательные плоты и моторные надувные лодки.

Вооружение состоит из оборонительной пулеметной установки «Утес» и стрелкового оружия экипажа.

ОКРАСКА: надводная часть корпуса, включая оперение серая (шаровая); подводная часть корпуса – темно-зеленая; обтекатели антенн РЛС – светло-серые; ватерлиния, тактические номера – белые; лопасти винта, стволы пулеметов, визиры, сопла двигателей, ниши сопел носовых двигателей – черные; кончики шайб – красные; концы лопастей – желтые. С обоих бортов на вертикальном оперении нанесено изображение флага ВМФ России.

Теперь наступило время детально разобраться с моделью этого поистине уникального продукта человеческой мысли — экраноплана А-90 Орленок .

Она не является новинкой компании Звезда на рынке масштабных моделей. А потому не содержит всех новшеств, внедренных этим предприятием в последние годы. Но тем не менее оставляет после себя (как осмотра, так и сборки) достаточно хорошие чувства.

Видимо потому, что она была спроектирована и запущена в производство в тот период резкого повышения качества продукции Звезды.

Данная модель выпущена в стандартном для гражданской авиации масштабе 1/144. Но это нисколько не означает, что модель будет в итоге мелкой, и затеряется на вашей модельной полке.

Наоборот, она станет её украшением.

Хотя бы потому, что даже в таком масштабе экраноплан имеет размах крыльев 40 см. Что в свою очередь указывает на огромные размеры прототипа, который был не самым большим из Советских боевых экранопланов.

Так же стоит упомянуть тот факт, что модель экраноплана наилучшую зримость имеет в формате диорамы. Летящий над волнами А-90 Орленок — зрелище поистине завораживающее.

ЧТО ВНУТРИ КОРОБКИ?

  1. Инструкция
  2. Литники. Всего в наборе 3 литника серого пластика на 38 деталей, 1 литник с прозрачными деталями.
  3. Лист декали на 2 варианта.

Как всегда, советую начать подготовку к сборке модели с тщательного анализа инструкции. Всегда начальным этапом является идея — визуальная модель, которую вы должны нарисовать себе в воображении.

Инструкция лаконична и понятна. Ошибок в ней вроде бы нет. Если не считать некоторые возникшие вопросы о схеме окраски. Но на это не стоит обращать внимание. Дело в том, что окрасочная схема на основе красок Звезда и Humbrol всегда будет не точна. И это не проблема производителя масштабных моделей и конструктора. Просто на фирме приняты определенные стандарты, на основе самых распространенных красочных материалов.

А те краски, что используются в инструкции Звезды, этой же компанией и производятся.

Если же вы хотите сделать модель идентичной прототипу — нужно изучать исторические фотоматериалы, и самостоятельно намешивать нужные цвета.









А-90 Орленок: 1/144: Звезда: Инструкция по сборке

ВСЕ ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

После того, как мы разобрались с инструкцией — можно начать осмотр пластика.

КАЧЕСТВО ЛИТЬЯ

Пластик, на мой взгляд, прекрасного качества. Серый, слегка шероховатый, достаточно мягкий – легко обрабатывается, и клеится. Но стоит быть внимательным в работе с ним. В некоторых местах эта мягкость переходит в хрупкость. Есть возможность обломить детали на литнике.

Так что аккуратность, и ещё раз аккуратность.

Качество литья тоже на уровне – практически нет облоя, утяжин. Расшивка внутренняя, достаточно точная. В некоторых местах явно требует углубления. Но и это не является проблемой. Несколько точных движений скрайбером и — всё в порядке.

Как я уже сказал, прозрачная деталь только одна, иллюминаторов в комплекте нет, их предлагается имитировать черными кружками декали.

Больше сказать вроде нечего. Добротная модель на хорошем качественном уровне.







А-90 Орленок: 1/144: Звезда: Обзор содержимого коробки

ВСЕ ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Декаль стандартна для Звезды. Спартанская простота, и этим все сказано. Она дана для двух вариантов: один для ВМФ СССР: со звездами на крыльях и орлом на бортах, и флагом ВМС СССР на хвосте. Другой вариант для ВМС России с Андреевским флагом. Есть даже некое подобие технички. Но именно подобие.






А-90 Орленок: 1/144: Звезда: Модель экраноплана в сборе

Сборка А-90 Орленок в 1/144 от Звезды не вызовет совершенно никаких трудностей даже у начинающего моделиста. Стыкуемость хорошая. Просто следуйте инструкции — и все у вас получиться. Моделистам же с опытом тоже есть где развернуться. В особенности это касается нанесения эффектов, и постройки диорам.

ВЫВОДЫ:

Если вас заинтересовал сама концепция этих уникальных машин — вам обязательно нужно покупать и собирать эту модель. От сборки вы получите хорошие ощущения. А если у вас еще и получиться диорама — она станет поистине украшением вашей коллекции.

Модель проста. Но не потому что производителю лень было прорабатывать деталировку. Прототип тоже весьма аскетичен. Его главная особенность — сама идея, её исключительная уникальность. А потому вариант «из коробки» гарантирует хороший результат.

ОЦЕНКА: 4

Я ставлю модели А-90 Орленок в 1/144 от Звезды твердую четверку. И она поистине её заслуживает.

Мой первый нормальный велосипед был оранжевый "Эрелюкас". Мне было тогда 10 лет. Я сел на велосипед, и тут же въехал колесом прямо в человека в сером костюме, причем сзади:) его аж подбросило на руль. Как он меня не убил не знаю, интеллигентый наверное попался.
На этом велосипеде я отркыл для себя замечательные закоулки родного города - трассу Здоровья например, холмистую дорогу вдоль моря между Аркадией и парком Шевченко, и другую дорогу вдоль моря - к даче Ковалевского и рыбколхозу Буревестник где она и заканчивалась. Помню что впервые увидел там настоящие шаланды - такое ещё можно было увидеть в Одессе. Вдоволь поудирал на этом велосипеде от страшных собак, водившихся по берегу и среди частных домов. Как-то нёсся на полном ходу по тротуару мимо телефонной будки, из которой вдруг вышел человек, открыв дверь прямо в меня. Я пропахал асфальт всем чем можно. Никаких шлемов естественно, кому в голову такое вообще могло придти? Как мы вообще детство пережили, не знаю.
"Эрелюкас" жил на балконе. Зимой он был накрыт брезентом. За зиму он слегка ржавел - каждую весну нужно было приводить его в порядок. До сих пор вспоминаю начало каждого сезона, когда после чистки велосипеда и подкачав шины, я стаскивал его вниз и отправлялся в первое весеннее путешествие - такое забыть невозможно.
Как-то раз весной в четвёртом или пятом классе я прогулял целый день школы. Просто не пошёл, и всё. Не хотелось. Был март или апрель, погода была солнечная, но прохладная. Поехал в центр города, погулял по Приморскому бульвару, потырился на загадочные арки слева от Потёмкинской лестницы - остатки турецкой крепости? Сходил на морвокзал, посмотрел как люди играют в однорукие бандиты. Но потом мне стало скучно, и я поехал через весЬ город на трамвае в магазин "Восход", где купил новые камеры и покрышки для велика. Приехал и сам их установил, чем был горд невероятно.
На великах я заработал свои первые деньги, лет в 14-15. Покупал их у друзей подешёвке, чинил, чистил, приводил в проядок, а потом продавал у того же магазина "Восход". Запах велосипедного магазина - резиновых шин и смазочного масла, но без запаха бензина - один из моих самых любимых запахов. Велосипед - это свобода, свежый ветер, независимость. Изобретение, которое останется с людьми навсегда.
Сейчас мне почти 34, и у меня есть две машины. Мне они очень нравится, особенно внедорожник, но ни одна из них не доставляет такого чистейшего удовольствия, как велосипеды. Я продолжаю с удовольствием с ними возиться, разбирать и собирать, заменять и переставлять компоненты - и мечтать о каком нибудь далёком вело-путешествии.