"тайная любовь" александра родченко. "тайная любовь" александра родченко Влияние на развитие фотографии

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

Девушка с Лейкой, 1934

Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
  • 30.04.2019 Игорь Подпорин, который разбил колышком стекло и повредил холст известной картины Репина, 11 месяцев провел в СИЗО. 30 апреля 2019 года суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 2,5 года в колонии общего режима
  • 30.04.2019 В разосланном информационном письме Лабас-Фонд предостерег участников арт-рынка от использования сертификатов фондов, в которых не участвует законный правообладатель Ольга Бескина
    • 24.05.2019 Продано 13 лотов из 20 - всего 65%. Покупали Москва, Питер, Челябинск
    • 22.05.2019 Очный аукцион № 56 состоится в субботу, 25 мая 2019. Начало торгов в 12:00
    • 21.05.2019 Каталог торгов 25 мая 2019 года составили 653 лота - живопись, графика, религиозное и декоративно-прикладное искусство
    • 20.05.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и два - печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка
    • 17.05.2019 Сегодня был идеальный день для продажи искусства: солнечно и прохладно. И действительно результаты неплохие: продано 14 из 20 лотов, то есть 70 %
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 23.01.2019 Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре

    "Тайная", "романтическая", "страстная"... любовь Родченко - это "Девушка с Лейкой" или Евгения Лемберг. Мне пришлось в буквальном смысле выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять историю их отношений.

    Официально Евгения была "друг семьи" и ученица Родченко в 30-х годах. Формально, Родченко зарегистрировал свой брак с художником Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до революции (В Казани во время учебы), но вместе работали и жили. Другими словами, как сейчас принято говорить - это был "гражданский брак" с Варварой Степановой.

    В 30-х годах Варвара и Евгения много помогали Родченко. Например, они вместе занимались распространением фотографий с "Беломор-канала" (1933) по редакциям. Родченко проявлял и печатал фотографии в Медвежьегорске, потом отправлял их в Москву, в том числе в журнал "СССР на стройке ", который после войны был переименован в журнал "Советский Союз". Распространением фотографий в Москве и занимались Варвара и Евгения.

    Насколько я понял из писем и дневников - это была не только романтическая любовь, но и трагичная. В конце концов Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личные отношения с Родченко уже не существовали (судя по дневникам), но, видимо, сохранились отношения как "учителя и ученицы" потому, что в это путешествие на поезде она пригласила и Александра Родченко (они часто путешествовали вместе, например в Краматорск, Донецкой области, летом 1934 г. за некоторое время до ее смерти), но он, в последний момент, "отложил поездку на день". Евгения уехала одна и погибла...

    Фотография "Девушка с Лейкой" была снята очевидно весной или летом 1934 года, если верить аукциону Cristies, где винтаж был продан в 1992 году за сумму в 115000 фунтов стерлингов. Так же существуют фотографии Евгении Лемберг "в морских волнах" (без Лейки и одежды) и несколько фотографий "на постели", которые, якобы, тоже были представлены в экспозиции в Лозанне: "Женские образы в фотографиях Александра Родченко" под кураторством Даниэля Жирарди и внуком Родченко - Александром Лаврентьевым. Но я не видел этих снимков.

    В дневниках Родченко, на протяжении десятка лет после смерти Евгении Лемберг, есть упоминания о ней (часто рассказанные сны), которые позволяют думать о "романтической любви", а не только о "увлечение учителя своей молодой ученицей".
    Ну вот сам источник:

    18 февраля 1934 г.
    ...
    Женя звонила, зовет завтра снимать что-нибудь. Хочется завтра уйти куда-нибудь. Одному. Ни с ней, ни без нее...

    20 февраля 1934 г.
    Вчера был в Доме печати с Женей...
    Вопрос встает ребром, или с ней жить окончательно, или расстаться... Ей захочется в гости, на вечера, а мне надо работать серьезно, 26 - 43, это математика... Это реальность.

    21 февраля 1934 г.
    Написал Ж. прощальное письмо. Немного рисовал. Впечатление такое, будто после больницы приехал домой и не найду себя. Роюсь на полках, все что-то ищу... И ищу свою уверенность и спокойствие... Ищу себя... Смотрю журналы, читаю о живописи... Хочется начать все снова. ..

    22 февраля 1934 г.
    ....
    Нерабочее состояние ввиду раздвоенного чувства между мастерской, работай, Варварой и Женей...

    21 декабря 1936 г.
    ...(около двух лет после смерти Лемберг)
    Писать о женщинах как-то не хочется, но, с другой стороны, без женщин нет ни романтики,
    ни чувства.
    Любовь Варвары ко мне необычайно глубока...

    А к Варваре как женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно...

    25 мая 1939 г.

    .....
    Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала... Я был такой счастливый...
    По дневникам и письмам мне не удалось понять действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда написал ей "прощальное письмо", но факт остается фактом, они продолжали работать вместе, были в Краматорске (Лейка Родченко оказалась не исправной и съемка провалилась, контракт с заводом был расторгнут), они вместе снимали в Парке культуры... - все это было буквально перед ее смертью.

    Другими словами иных фактов нет или они не известны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, я закончу этот пост "оптимистично" и словами голливудских классиков: "И только смерть разлучит нас".

    На фотография А. Родченко Евгения Лемберг: 1. На стадионе "Динамо" 1932 г. 2. "Девушка с Лейкой", 1934 г
    . 3. "Девушка с Лейкой" в другом ракурсе.

    Я очень люблю авангард 20-30-х годов, конструктивизм и поэзию Маяковского. Для меня это время немного безумного креатива наивных романтиков, время смелого поиска и революционных экспериментов, короткое как вдох и выдох. Вдох - после свержения старых идеалов скучного академизма, выдох - до того, как им намертво сжали горло и перекрыли кислород вообще.

    И время это немыслимо без фотографий Александра Родченко.
    Позднее недоброжелатели его обвиняли в плагиате - дескать, свой стиль он "одолжил" у некоторых иностранных мастеров фотографии, ничего нового не изобрел, и т.п. Но нам ведь плевать на все эти злопыхательства, правда? Родченко интересен не только как мастер фотографии (причем бесспорный), но и как бесценный хроникер, свидетель эпохи, упорно желающий видеть в ней только хорошее (даже на съемках Беломорканала). Впрочем, за такой слепой оптимизм сам художник со временем был жестоко наказан.

    Очень интересны эксперименты Родченко со светотенью - мне очень нравится, как у него получались блики на асфальте - контрастные, но все же мягкие.

    Еще одно направление поиска - необычне ракурсы ("Пожарная лестница", 1925)



    "Жизненную геометрию" острый глаз художника подмечает везде ("Лодки", 1926)


    Фотографии в студгородке в Лефортово (1932).

    Эстетика здорово напоминает ту, что мы видим позднее в фильме Лени Рифеншталь "Олимпия"


    Там же



    Хрестоматийная фотография - "За червями", 1933


    "Пионер-трубач", 1930


    Монтер на столбе. 1929


    "Парад Динамовцев" 1928


    "Сосны в Пушкино". 1927


    Здание Моссельпрома оформлял Родченко с женой Варварой Степановой, слоган "Нигде кроме, как в Моссельпроме" придумал Маяковский.


    Даже историческую архитектуру можно снять с таким подвывертом, что и узнать невозможно (1928).


    Обожаю конструктивизм!


    "Железодорожный мост". 1926
    Думаю, лет через 10 сам автор смотрел на эту фотографию с содроганием. Почему - узнаете дальше.


    "Сбор на демонстрацию". 1928



    "Укладка асфальта", 1929

    "Шуховская башня".


    "Белый лебедь". 1940


    "Купание в тазу". 1937


    "Летний день". 1929


    Интересная серия - "Стекло и свет", 1926


    Репортаж с фабрики-кухни. 1932


    То же


    То же


    То же


    Спорт - отдельная тема творчества, довольно обширная.

    Особенно интересно рассматривать портреты современников и друзей Родченко, а они у него были интересные!


    Александр Довженко


    Актриса Юлия Солнцева, красавица-жена Александра Довженко (1930).


    Портрет матери, 1924


    Евгения Соколова (Жемчужная), вторая жена Осипа Брика. Одета в костюм, созданный по эскизам Варвары Степановой


    Кинорежиссер Глеб Кулешов


    Художница Любовь Попова, подруга и соавтор Варвары Степановой


    Варвара Степанова и Любовь Попова


    Поэт Николай Асеев


    Эльза Триоле, сестра Лили Брик


    Кинорежиссер Эсфирь Шуб

    Особая страница творчества - портреты круга Маяковского-Бриков. Буквально подробная хроника их жизни!


    Портретов Владимира Маяковского у Родченко очень много. Они были приятели и соратники по ЛЕФу.


    Дома у Бриков. Слева направо: Маяковский (редкое фото, где он улыбается), Варвара Степанова, Осип Бескин и Лиля Брик (страшно худая!), 1928.


    Портрет-шарж Осипа Брика


    Маяковский привез из-за границы Лиличке "реношку", и она решила устроить пробег из Москвы в Ленинград (1929, Лиля уже развелась с Осипом, до самоубийства Маяковского остался год). Родченко взяла с собой в качестве фотокорреспондента. Отдых в пути, Лиля прихорашивается. Господи, ну что в ней такого?!


    Автопробег закончился бесславно - в 20 км от Москвы пробили колесо и решили вернуться.



    Лиля водила машину сама - она была первая женщина-водитель в столице. Здесь ей 38.


    У Родченко не было романа с Лилей (вроде бы), однако он явно попал под обаяние этой демонической женщины.


    Секрет притягательности "музы русского авангарда" на этой фотографии очевиден.

    Лиля в платочке с принтом работы Варвары Степановой.
    Разработка рисунков для тканей - один из самых известных видов деятельности жены Родченко. Она также занималась разработкой вывесок, рекламы, живописью и графикой.

    Давайте же, наконец, и о Варваре вспомним.


    Варвара на диване.1928

    Они познакомились в художественном училище в Казани, где Варвара училась в 1910-14 годах. Долго жили в гражданском браке, расписались только в 1942 в эвакуации. Была у них дочь, сейчас еще жив внук. Прожили вместе 40 лет. Это был очень крепкий союз, не только любовный, но и творческий.


    "Курьер". В роли Курьера - Варвара.


    Мне очень нравится этот портрет - такой теплый и интимный. Любящие глаза (и объектив) Родченко видели некрасивую в общем-то жену такой. Кто скажет, что на этой фотографии она не привлекательна?!


    Варвара в платье из ткани с рисунком по собственному эскизу.


    "Улыбка" (Варвара, 1930)


    А это то, обо что чуть не разбилась уютная семейная лодочка Родченко-Степановой.

    На этой знаменитой фотографии "Девушка с "Лейкой"" (1934) изображена Женя Лемберг, юная ученица Родченко.

    Родченко увлекся Женей всерьез, у них возникли отношения, тайные и мучительные. Фотограф разрывался между Женей и любящей его Варварой. Кроме того, его смущала разница в возрасте и в интересах - ему было 43, Жене - 26. После долгих сомнений он порвал с девушкой, но какое-то время они продолжали работать вместе. Закончилось все трагически - Женя погибла в железнодорожной катастрофе в 1934 году.


    "Три репортерши" (Лемберг (сидит), Краснявская, Игнатович).

    Интересно, что в роковую поездку Лемберг звала Родченко с собой, но он не поехал. Потом, судя по его записям в дневнике, Женя часто снилась ему живая, долгие годы. А чувства к Варваре так и не вернулись, хоть они прожили вместе до конца жизни.


    "Девушка с "Лейкой" в 1992 году была продана на аукционе "Кристи" за 115 000 фунтов.

    После войны для семьи Степановой и Родченко настали тяжелые времена. Авангард был фактически запрещен еще в конце 1930-х, ЛЕФ давно разогнали. Не было в живых Маяковского, Любови Поповой, Осипа Брика и многих других друзей. По стране торжественно шествовал соцреализм, новаторство и эксперименты были не только не востребованы, но и опасны. В 1951 году Родченко, "как формалиста", исключили из Союза художников (хорошо, что хоть не арестовали!). Пара художников месяцами сидела без работы, Александр теперь изредка снимал спортивные соревнования и артистов цирка, занимался живописью. Варвара работала художественным редактором журнала. Их преследовали безденежье и тоска от невостребованности.

    В 1956 году гениальный фотограф умер от инсульта в возрасте 64 лет, Варвара пережила его всего на полтора года. Похоронили их рядом, на Донском кладбище в Москве.

    Так сложилось, что фотография стала отраслью искусства с неизвестными героями. Стоит спросить у любого человека о любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных фамилий. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает практически каждый. Пусть не все по имени, но будет тяжело найти того, кто ни разу не видел его работ. Этот человек - Александр Родченко.

    Биография

    Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности - протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше - в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

    В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

    Творчество

    Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.



    Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

    Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным - по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

    В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.


    В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой - . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.


    Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie"s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

    Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».


    Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел - через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

    Влияние на развитие фотографии

    Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда - разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

    Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.