Скачать презентацию урок письмо строчной буквы е. Строчная буква е

Цели:

  1. Обучать письму заглавной буквы Е, соединению её с другими буквами, учить списывать предложения и анализировать их, учить анализировать звуковой состав слов.
  2. Закреплять правила посадки при письме, правила письма.
  3. Развивать у учащихся мелкие мышцы кисти руки, речь, фонематический слух.
  4. Воспитывать положительное отношение к процессу письма. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости.

Оборудование: прописи, компьютерная презентация, карточки с образцами ёлочек, звуковые схемы, сказочная заглавная прописная буква Е.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Тихонечко садитесь.

II. Повторение пройденного.

Давайте вспомним, с какой необычной хитрой буквой мы работали на уроке чтения? Чем же эта буква необычна? (Буквой можно обозначить один звук [э] или два [йэ].)

В каких случаях эта буква передаёт один звук, а в каких – два? (Ответы детей.)

Распределите слова на две группы.

На доске слова:

III. Сообщение темы.

Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Е, слова и предложения с этой буквой. Поможет нам в этом герой сказки:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни –
К царю за царевной,
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.

О ком идёт речь? (Слайд 1а)

Из какой сказки этот герой?

В нашей школьной библиотеке вы можете взять вот такие книги и прочитать сказку «По щучьему велению» (Слайд 1б)

Почему именно Емеля пришёл к нам на урок? (Начинается с буквы Е)

IV. Звуковой анализ слова Емеля.

Сколько слогов в слове?

Как определить ударный слог? (Позовём.)

Назовите ударный слог. Какой он по счёту?

Произнесём первый слог. Сколько звуков слышим? (2)

Назовите их. («йэ»)

Назовите второй (третий) слог. Это слияние или звуки вне слиянии?

Возьмите звуковые схемы и на партах выложите схему этого слова, а к доске пойдёт работать…

Какая буква нам понадобиться, чтобы обозначить звуки «йэ» в начале слова? (Большая Е.)

V. Подготовка руки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

  1. Пальчики здороваются.
  2. Игра на дудочке.
  3. Игра на фортепиано.

Однажды Емеля поехал к царю через лес. (Слайд 2)

Лес густой, дремучий. Отгадайте, какие деревья растут в этом дремучем лесу?

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж.
Зимою в платье летнем. (Ели )

Давайте нарисуем такой лес. Возьмите карточки, рассмотрите ёлочку. Какого цвета карандаш вам понадобиться, чтобы нарисовать ёлочки?

Был тот лес не простой, а волшебный. В нём под деревьями росли буквы. Вот слез Емеля с печи. Подошёл ели и увидел букву. (Слайд 3)

Как вы думаете, какую букву нашёл Емеля под елью? (Букву Е)

- «Как зовут тебя» - спросил Емеля? Что же ему ответила буква? (Её зовут заглавная буква Е) (Слайд 4а)

Емеля спросил: « А зачем ты нужна заглавная буква?»

Что могла ответить заглавная буква Е?

- «Какая трудная буква» - сказал Емеля и начал рассматривать её.

Забрался на самую верхушку буквы Е, а слезть не может.

- «Помоги мне спуститься вниз с тебя, буква Е» - стал умолять Емеля букву Е.

И сказала буква Е Емеле: « Я отпущу тебя тогда, когда ребята научатся красиво и правильно меня писать». (Слайд 4б)

Ребята, поможем Емеле?

VI. Работа по теме в прописях.

Откройте прописи.

Я тетрадь свою возьму.
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь

а) Письмо элементов буквы Е.

Ребята давайте посмотрим из каких элементов состоит эта буква. Сколько их. (Два полуовала). (Слайд 5)

Наш волшебный карандаш покажет как пишется верхний (нижний) полуовал. (Слайд6, 7).

Пропишем в воздухе вместе с карандашом.

б) Письмо заглавной буквы Е.

Посмотрите, как пишется заглавная буква Е. Карандаш нам поможет в этом. (Слайд 8)

Пропишем вместе с карандашом в воздухе.

Теперь пропишем в прописи, соблюдая пропорции буквы Е.

VII. Физкультминутка.

  1. Ветер дует нам в лицо.
    Закачалось деревцо.
    Деревцо всё выше, выше.
    Ветер тише, тише, тише.
  2. На двери висит замок.
    Кто его открыть бы мог?
    Постучали.
    Покрутили.
    Потянули.
    И открыли.
  3. Гимнастика для глаз.

VIII. Работа над предложениями.

Отпустила буква Емелю. Сел он на свою печь и поехал к царю. (Слайд9)

Едет, любуется елями Емеля. (Слайд 10)

Какие ели увидел Емеля? Опишите их.

Прочтём в прописи, какие ели увидел Емеля. (Ели красивые.)

Что вы прочли? (предложение)

Докажите, что это предложение.

Назовите первое слово. С какой буквы будете его писать?

Назовите второе слово. С какой буквы будете его писать?

Что поставите в конце предложения?

Как называются предложения в конце которых стоит точка?

Посмотрите на слово ели. Как соединяется Е и л?

Карандаш покажет как надо писать это соединение. (Слайд 11)

Емели очень понравились ели, он восхищался ими. Прочтём это предложение. (Ели красивы!)

Какое вы прочли предложение по интонации голоса?

Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое (второе). С какой буквы будете писать, почему?

Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

XI. Повторение изученных букв.

В волшебном лесу Емеля встретил и другие буквы. Они росли под разными деревьями. Назовите эти буквы. (О,С,К) (Слайд 12)

Под каким деревом Емеля встретил букву Е?

Под каким деревом росла буква О?

Под каким деревом росла буква С?

Под каким деревом росла буква К?

Но буква Е росла заглавная (прописная). А остальные буквы какие?

Вспомним как пишутся Заглавные и строчные буквы, которые увидел Емеля и запишем их в тетрадь.

XII. Итог урока.

Чему мы научились на сегодняшнем уроке.

Емеле понравилась ваша работа и он вам говорит… Прочтите. (Слайд 13)

Емеля благодарит вас за хорошую работу и дарит вам свой портрет, но с ним надо немного потрудиться, то есть раскрасить его. Если вам урок сегодня понравился, то раскрасьте яркими красками Емелю, а если нет, то тёмными.

Компьютерная презентация урока представлена в приложении .

Литература:

  1. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. Русская азбука. Учебник для 1 класса. М.: «Просвещение» 2009;
  2. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Пропись №2 к «Русской азбуке». М.: «Просвещение» 2009;
  3. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: «ВАКО» 2008.

Конспект и презентация к уроку по теме "Письмо строчной буквы е" УМК «Школа России» 1 класс

Цели и задачи урока:

    Научить писать строчную букву «е»

    Развивать мелкую моторику, глазомер, речь, фонематический слух, память, внимание, мыслительную деятельность, правильную осанку.

    Воспитывать аккуратность, любовь к природе, уважение друг к другу.

Оборудование: пропись под редакцией В.Г Горецкого, мультимедиапроектор, презентация к уроку

Ход урока

слайд № 1

    Оргмомент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки
И тетрадки.
Все ли правильно сидят?

Все ли на меня глядят?

слайд № 2

    Сообщение темы урока

Давайте вспомним с какой буквой познакомились на уроке чтения, какие звуки она обозначает?

Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

слайд № 3

Давайте вспомним слова на букву Е

(особое внимание обращается на первый слог, где е образует два звука)

слайд № 4

    Подготовка к письму

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

слайд № 5

    Работа в тетради

Учащиеся рассматривают страницу тетради.

слайд № 6

    Знакомство с написанием строчной буквы е.

Обведение по контуру узоров.

слайд № 7

    Показ на слайде написание строчной буквы е.

Учащиеся конструируют букву из проволоки и ниток. Обводят букву по контору вверху страницы.

слайд № 8

    Физкультминутка для глаз.

слайд № 9

    Чтение слов и сравнение их написания.

Запись слов в тетради.

Работа в тетради идет под руководством учителя. Все слова с е пишутся после предварительной работы.

слайд № 10

слайд № 11

    Физкультминутка

Утром елочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре – снова села.

слайд № 12

    Составление и запись предложений идет под руководством учителя.

Что и кого видим на слайде?

Прочитайте вопросительное предложение.

Учащиеся отвечают на вопрос и выполняют запись составленного предложения: Около ели лиса. Учитель обращает внимание на слово лиса.

слайд № 13

    Итог урока

Рефлексия

У детей красные и жёлтые шарики для гирлянды.

Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись легко, уверенно, возьмите красный шарик.

Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, что-то не получилось, возьмите жёлтый шарик

    Давайте все шарики повесим на елку. На уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы!.

слайд № 14

«Буква звук Й» - 4 мин Физминутка 1 мин. Сколько гласных звуков вы знаете? 1 мин. Работа по таблице «Звуки». Ход урока. 1)Организационный момент. Начинается урок. Какой знак в конце предложения? Откуда взялся йод? Внимание, проверь дружок, готов ли ты начать урок? 6 мин Правило о заглавной букве Карточка на доске. 2)Повторение пройденного.

«Буква и звук Ф» - Чем будем заниматься сегодня? 2 сл., 6 б., 5 зв. В. Степанов. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. 2 сл., 5 б., 5 зв. Но, вздыхая тяжело, Филин прячется в дупло. Ф о-н а р ь. [Ф"и-л"ин]. [Фа-нар"]. Где спрятались звуки [ф], [ф"]: в середине, в конце или в начале слова? *** Филин – два огромных глаза – Букву Ф напомнил сразу.

«Буква А» - Кто внимательный? Задачи. Томский региональный центр Интернет-Образования. Автор: Мокроносова Е.В., учитель начальных классов МОУ Новоархангельской СОШ. Перед тобою буква А. -А - а - а! Гласная буква А. Буква А Гласная буква Гласный звук [а]. Разминка. Познакомить с гласной буквой А. Рассмотреть роль букв в словах.

«Буква Е» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010. О. С. К. А. У. И. Н. Раздел: Преподавание в начальной школе. Ы.

«Алфавит» - «Азбука – к мудрости ступенька». Предметные области. Проект по теме: «Алфавит». Развитие умения пользоваться алфавитом. Формирование умения правильного анализирования звукового состава слова. Интегрированные уроки. Зачем нужен алфавит? Темы самостоятельных работ. Учитель начальных классов Мамашева Елена Николаевна.

«Буква ять» - А. А. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917 года. Смысл: до зв зды не полагается сть, а один гр шный челов къ съ лъ гречневый хл бецъ. Ср.: 1) Крестьянинъ Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся. Ответ. Вопрос. Что значит «вещий Олег»? Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена.

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 «А» классе по теме:

«Письмо строчной буквы е»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока

Письмо строчной буквы «е»

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

Способствовать формированию у школьников четкого образа строчной буквы «е»

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Сформировать знания о соединении букв при письме;

Учить правильному написанию строчной буквы «е»;

Её соединению с другими буквами;

учить составлять предложения и текст по рисунку.

Развивать речь и мышление.

Совершенствовать каллиграфические умения; орфографический навык.

Предметные:

научатся:

- писать строчную букву «е»

Анализировать элементы строчной буквы;

Определять количество слогов в слове;

Классифицировать слова по количеству в них слогов;

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получать возможность научиться:

Наблюдать над слоговой структурой различных слов;

Анализировать модели слов;

Сопоставлять их по количеству слогов;

Метапредметные

Регулятивные:

Удерживание цели деятельности до получения ее результата;

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

Проведение анализа собственной работы: нахождение ошибок, установление их причины;

Оценивание уровня владения тем или иным учебным действиям (ответы на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные:

Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

Применение таблицы, схемы, модели для получения информации;

Сравнение различных объектов: сопоставление;

Проведение характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявление сходства и различия объектов;

Выделение общего и частного (существенное и несущественное);

Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Обсуждение проблемных вопросов;

Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала (построение модели).

Коммуникативные:

Проведение характеристики качеств, признаков объекта;

Составление небольших устных монологических высказываний, убедительное доказательство.

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Основные понятия

Строчная буква «е»

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Горецкий В.Г. Прописи Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка « Правописание строчной буквы е».

Организация пространства

Частично – поисковый, коллективная, индивидуальная работа.

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок обучения грамоте буду вести у вас я.(Дети: Здравствуйте)

- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? (Дети: проверяют все ли у них готово к уроку)

- Книга, тетрадь, пенал?

- На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Личностные

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

Регулятивные

Оценивать весомость приводимых доказательств, рассуждений.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Посмотрите на доску, на ней записаны буквы(а, о, у, ы, т, е) Давайте их прочтем. С какими буквами вы уже познакомились? (Ответы детей)

Убираю по одной букве. Какая буква у нас осталась? (Дети: е)

А какая это буква заглавная или строчная? Это, конечно же строчная буква «е».

Так кто мне скажет, с какую букву мы сегодня будем учиться писать? (Дети: Строчную букву «е»)

Верно! Ребята, а теперь посмотрите на слайд, прочтем слова.(Дети: Мел, ель)

Читаем первое слово « мел». Сколько слогов? (Дети: Один слог). Какой звук мы слышим в середине слово. Еще раз скажем. (Дети: Мы слышим звук «э»)

Читаем следующее слово «ель». Сколько слогов? (Дети: Один слог в этом слове). Какие первые два звука мы произносим? (Дети: «й» и «э»). Какой буквой они обозначаются? (Дети: Буквой «е»).

Сколько звуков может обозначать буква «е»(Дети: один или два)

Личностные

Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач;

Регулятивные

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные

Выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).

3. Постановка учебной задачи

Посмотрите, какая это буква печатная или письменная, а эта? Верно. Чем отличаются эти буквы? А чем они похожи?

Из каких элементов состоит буква? Правильно из одного. Этот элемент называется петля с закруглением внизу.

Откройте свои прописи на странице 31. Посмотрите я на доске напишу строчную букву «е», обратите внимание на букву, которая у вас находиться в увеличенном виде сверху. Куда указывает стрелка? (Дети: Снизу вверх). Правильно это стрелка показывает нам, что строчную букву «е» нужно писать снизу вверх. А теперь обведите увеличенную букву.

Ниже у вас изображены рисунки, обведите их.

Посмотрите, как следует писать букву «е» на рабочей строке. Я вам сначала покажу на доске. На середине рабочей строки ставим точку, ведем плавную линию вправо, закругляем вверху влево, пишем петлю до верхней линии рабочей строки, касаемся этой линии и пишим вниз полуовал до нижней линии, делаем закругления вправо до середины рабочей строки.

Я еще раз пишу на доске. А вы в воздухе повторяете за мной. Взяли ручки в руки. Пишем строчную букву «е»

Личностные

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

4. Построение проекта выхода из затруднений

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

А теперь на первой рабочей строке обведите по тонким линиям букву.

Теперь самостоятельно продолжите письмо буквы на этой рабочей строке. Вам нужно написать пять раз (Слежу, за тем как дети сидят)

Включаю электронное приложение «Как пишется буква «е»

На второй рабочей строке, три раза обведите строчную букву е, подчеркните ту букву, которая больше всего совпадет с образцом, и напиши такую же букву до конца строки.

Личностные

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Прочтите первое слово (Дети: Ел) Какое соединение между буквами «е» и «л» (Дети: нижнее соединение). Что обозначает это слово. Сколько Записывайте это слово. Читаем следующее слово (Дети: Ела). Записываем это слово рядом.Прочитайте сл Следующие слово (Дети: Ели). Пишем это слово.

Смотрим на второй столбик. Читаем первое слово (Дети:Сел) Какое соединение между буквами «с» и «е» (Дети: среднее соединение), а между буквами «е» и «л» (Дети: нижнее соединение). Запишем это слово. Прочтем следующее слово (Дети: села). Пишем это слово. Какое у нас следующее слово? (Дети: Сели). Записываем.

Кем совершается действие в первом слове, во втором, в третьем? (Дети: я, она, он)

Личностные

Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенному к учащемуся.

Познавательные

Применять схемы для получения информации.

6. Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Смотрим на следующую строчку, что на ней записано? (Дети: Вот ели). Что это? (Дети: Предложение). Как вы определили что это предложение? (Дети: первое слово пишется с большой буквы, а в конце стоит точка) Подчеркните большую букву в начале предложения. А мы встречали раньше это слово «ели»? (Дети: Да, выше встречали), что обозначало это слово? (Дети: Прием пищи) Что обозначает это слово в предложении? (Дети: Дерево)

Ребята, два одинаковых слова по написанию, с различным значением называют многозначными.

Из скольких слов состоит это предложение? (Дети: Из двух слов). Читаем первое слово (Дети: Вот). Назовите гласные буквы, а теперь согласные (Дети: Гласные- «о», согласные- «в», «т»). Читаем второе слово (Дети: Ели). Назовите гласные, а теперь согласные (Дети: Гласные - «е». «и». согласный- «л»). Девочки красным цветом подчеркнут гласные буквы в этом предложении. Взяли красный карандаш, подчеркиваете. Мальчики синим цветом подчеркните все согласные синим цветом, в этом предложении. Берем синий карандаш, подчеркиваем. Теперь проверим. Какие буквы подчеркнули девочки? (Дети: о,е,и), а какие мальчики подчеркнули? (Дети: в,т,л). Записывайте это предложение.

Посмотрите на следующую рабочие строку. Что записано (Дети: Кто около ели?). Что это? (Дети: Предложение). Какой знак стоит в конце предложения? (Дети: Вопросительный).

Нам задали вопрос, чтоб на него ответить посмотрите на экран. Так кто около ели? (Дети: Лиса). Полностью отвечаем, что около ели лиса. Верно, посмотрите на экран, на нем записано это предложение печатными буквами. Вам нужно записать прописными буквами на рабочей строке.

Регулятивные

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений «ложно, истинно»

Познавательные

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные

7. Включение в систему знаний

Давайте с вами разгадаем загадки. Слушайте внимательно.

Очень яркий и радушный

Катит в небе шар воздушный.

Потихоньку он при этом

Превращает зиму в лето.

Что это?(Дети: Солнце). Составим слово на доске. Хором прочитали. Теперь запишите это слово.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Дети: Огурец). Составим слово на доске. Читаем слово. Запишем в тетради.

Я в дом любой тебя впущу,

Стучишь - я рада стуку.

Но одного я не прощу -

Коль не подашь мне руку. (Дети: Дверь). Запишем это слово.

Личностные

Воспринимать речь учителя.

Познавательные

Строить модель с учетом их художественной специфики.

Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, восстанавливать логику изложения.

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

8. Рефлексия деятельности

Наш урок подходит к концу. Что вам запомнилось? (Дети: Ответы детей)

С какой буквой мы познакомились на уроке? (Дети: Строчная буква «е»)

Сколько звуков может обозначать это слово? (Дети: Один или два)

Что за слова «Ели» (Дети: Многозначные)

Урок окончен. До свидания! (Дети: До свидание)

Регулятивные

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).