Система обеспечения качества среднего медицинского образования в условиях социального партнерства зорина ю.п. Методическая разработка "Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья." Ра

Н. С. Толстокора
(ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6, г. Михайловка»)

Социальное партнёрство как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов

Особенностью развития системы СПО на данном этапе является повышенное внимание к проблемам качества. Сегодня качество профессионального образования часто связывают с социальной эффективностью образования. Иначе говоря, прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки студентов, успешным освоением ими учебной программы, а также востребованностью выпускников в соответствии с полученным образованием, эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высоким качеством труда на рабочем месте, подготовленностью к освоению более сложных образовательных программ.

Решение обозначенных задач возможно только при наличии эффективно работающей системы социального партнёрства, в основе которой социальной диалог.

Социальное партнёрство – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате.

При этом основными целями социального партнёрства являются:

  • повышение адекватности результата образовательной деятельности колледжа социальным ожиданиям, потребностям личности, сферы труда и конкретных работодателей посредством гармонизации и интеграции образовательного процесса в ССУЗе;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение профессиональной адаптации и социально-профессиональной социализации и самореализации студентов и выпускников;
  • реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Взаимодействия колледжа с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и направлениях, таких как:

  • совершенствование организации и содержания целостного образовательного процесса;
  • интеграция требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
  • укрепление связи обучения студентов с производством;
  • непрерывное изучение рынка труда и т. д.

Работа по созданию механизма эффективного социального партнёрства – это движение на встречу друг другу. В нашем колледже оно состоит из следующих этапов:

1) Подготовительный – на этом этапе нами определены основные группы социальных партнёров и направления развития партнерства, мониторинг потребностей в кадрах, формирование «портфеля предположений» по налаживанию форм сотрудничества.

Основными социальными партнерами нашего колледжа являются:

  • работодатели: ЛПУ г. Михайловки, Михайловского района и области.
  • органы управления: Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, отдел по здравоохранению и социальной защите населения городского округа г. Михайловка, «Центр занятости населения Михайловки и Михайловского района»;
  • учреждения культуры: городские библиотеки, городской центр «Юность»;
  • образовательные учреждения: ССУЗы и средние общеобразовательные школы.

2) Организационный – разработка нормативно-правовых основ взаимодействия, разработка критериев эффективности социального партнёрства, формирование организационных структур.

3) Системообразующий – совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе требований сферы труда, оптимизация практического обучения, выработка единых критериев уровня компетентности специалиста, создание системы непрерывного обучения сотрудников ЛПУ, разработка методов профориентации, адаптации, трудоустройства выпускников.

4) Обобщающий – обобщение реализации целей и задач социального партнёрства, выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.

Социальное партнерство позволяет проявлять гибкость в подготовке студентов, используя вариативный компонент образовательной программы, включая новые дисциплины или углубленные курсы, реализующие потребности работодателя. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь благодаря собственному опыту, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Повысить качество подготовки медицинских кадров невозможно без активной помощи заказчиков – лечебно профилактических учреждений. Без тесного взаимодействия с ЛПУ трудно определить слабые стороны среднего профессионального образования, наметить реальные пути его совершенствования.

В формировании ключевых компетенций для среднего медицинского работника большое значение имеет практическое обучение. Учебный процесс в медицинских ССУЗах имеет ряд особенностей. В частности, нужно чередовать получение теоретических знаний с закреплением полученных умений и навыков при проведении практических занятий, прохождении производственной практики непосредственно в ЛПУ, или, как говорят, «у постели пациента».

Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации студентов через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях города и района. Взаимодействие с лечебными учреждениями осуществляется на основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве» (на 2011–2012 учебный год заключены договора с 9 ЛПУ). Для учебной и практической работы со студентами привлекаются высококвалифицированные специалисты ЛПУ. До 80 % учебных занятий по специальному циклу проводится врачами, главными и старшими медицинскими сестрами в учебных кабинетах, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях.

Успешность нашего студента как будущего профессионала формируется в большой степени при прохождении производственной практики, когда теоретические знания и отработанные на фантомах и муляжах манипуляции трансформируются в конкретные умения и навыки по оказанию медицинской помощи конкретному пациенту. Возможность помочь больному, облегчить его страдания, увидеть конкретные результаты своей работы позволяют студенту осознать важность своей профессии, заложить фундамент будущей успешности. И здесь необходимо соблюдение единства требований к студенту как со стороны преподавателей колледжа, являющихся методическими руководителями, так и со стороны специалистов лечебных учреждений, являющихся общими и непосредственными руководителями практики. Данная проблема в нашем колледже решается следующим образом:

  • при прохождении студентами производственных и квалификационных практик для приёма зачёта в комиссию включаются врачи-специалисты, главные и старшие медицинские сестры учреждений, проводится анализ работы студентов на практике (в виде индивидуальных характеристик, отчётов бригадиров, отчётов методических и непосредственных руководителей);
  • на педагогических советах, заседаниях ЦМК педагогическим коллективом совместно с руководителями ЛПУ обсуждаются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, вопросы медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами в отделениях больниц;
  • при организации производственного обучения на следующий год учитываются все замечания и рекомендации, данные специалистами.

Эти мероприятия позволяют не только повышать ответственность руководителей производственной практики студентов, но и формировать высокий уровень профессиональной компетентности будущих медиков.

К последнему году обучения у большинства студентов, как правило, имеется четкое представления о профессии, особенностях работы в различных медицинских учреждениях, складываются индивидуальные предпочтения. Хочется, чтобы не только выпускник выбирал учреждение, но и чтобы нашего выпускника ждали в медицинских учреждениях. Для такого сотрудничества в нашем колледже организуется стажировка на рабочем месте, которая возможна при соблюдении следующих условий:

  • работодатель имеет соответствующие вакансии;
  • студент четко определился в выборе будущего места работы.

При наличии вакансий в колледж подаются не только сведения о свободных рабочих местах, но и заявки на проведение преддипломной практики выпускника с гарантией его последующего трудоустройства.

Если выпускник проявляет интерес к предложенной работе, мы направляем его на стажировку, обеспечиваем всем необходимым методическим материалом, осуществляем методическое руководство. Со стороны лечебно-профилактических учреждений при проведении такого вида практики назначаются наставники из наиболее опытных и квалифицированных специалистов. Если стажировка проходит успешно, выпускник после получения диплома будет гарантированно трудоустроен в медицинское учреждение. При этом он придет в коллектив, с которым уже хорошо знаком, будет выполнять работу, которая ему известна.

Такая совместная организация практического обучения позволяет не только вырабатывать единые требования к компетентности специалиста, но и единые критерии контроля уровня подготовки.

Работодатели активно учувствуют в оценке качества наших выпускников. Председателями и членами Государственных аттестационных комиссий являются руководители и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений города и района. С 2007 г. в итоговую государственную аттестацию выпускников включена защита выпускной квалификационной работы. Разработчиками тем и руководителями выпускных квалификационных работ являются специалисты практического здравоохранения. Подготовка дипломной работы дает возможность глубже изучить потребности пациента, определить организацию сестринской помощи на разных этапах её оказания, совершенствовать навыки профессионального общения, определить свою причастность к положительным переменам, происходящим в лечебном учреждении. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами Государственных аттестационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составление плана мероприятий по устранению замечаний Государственной аттестационной комиссии.

Важнейшей частью совместной работы стало трудоустройство выпускников. Для этого создана и активно работает комиссия по содействию трудоустройству выпускников. В ее состав входят работники колледжа, представители органов управления города и района, представители ЛПУ.

Ежегодно проводится мониторинг вакансий для выпускников, информирование их о вакантных местах в ЛПУ города, района, области, анализ трудоустройства выпускников. Заявки поступают в колледж еще в процессе обучения. В этих случаях планируется индивидуальное прохождение стажировки на рабочем месте согласно заявке работодателя. Некоторые студенты выпускных групп начинают работать в должности младших медицинских работников в медицинских учреждениях города и района еще в процессе обучения в колледже, что дает им возможность быстрее трудоустраиваться по специальности. По заявкам лечебно-профилактических учреждений города и области проводится обучение по программе 060109 Сестринское дело (повышенный уровень СПО) на базе среднего профессионального образования по профилю здравоохранения.

Отрадно отметить, что наши выпускники имеют соответствующую запросам здравоохранения региона квалификацию и не испытывают проблем с трудоустройством, и в этом большая заслуга наших социальных партнеров – лечебно-профилактических учреждений.

И хотя отражена только часть совместной работы с социальным партнёром – лечебно-профилактическим учреждением, очевидна выгода от совместной деятельности партнёров. Образовательное учреждение благодаря такому социальному партнёрству может осуществить практикоориентированное обучение, так как получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу, где персонал понимает, как надо готовить будущих специалистов. В свою очередь, лечебно-профилактические учреждения могут приобрести специалистов, подготовленных по единым требованиям к уровню компетентности, затрагивая гораздо меньше усилий на процесс адаптации молодого специалиста.

Одним из направлений практикоориентированного обучения является формирование здорового образа жизни у будущих специалистов. Медицинские сестры – главные проводники здоровьесберегающей политики. При организации работы в этом направлении социальное партнерство колледжа осуществляется не только с ЛПУ, но и с образовательными учреждениями города. В нашем колледже накоплен большой методический материал для проведения бесед, внеаудиторных мероприятий по здоровому образу жизни, медицинской профилактике, гигиеническому обучению населения. Студенты-волонтеры не только активно пропагандируют здоровый образ жизни в колледже, но и осуществляют гигиеническое обучение пациентов в стационарах, школьников, их родителей, студентов других образовательных учреждений. В школах и ССУЗах города проводятся беседы и лекции по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем. Разработаны для школьников различных возрастов классные часы, включающие конкурсы, викторины, анкетирование: «Откровенный разговор о нас самих», «Как уберечь себя от наркотиков», «Суд над наркоманией», «Нужны ли нам прививки», «По кому звонит колокол», «Поговорим о гриппе», «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!».

Ежегодно совместно с Волгоградским областным центром медицинской профилактики студенты и преподаватели колледжа участвуют в акциях по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний: «Здоровое сердце», «Скажи диабету нет», «Роль медицинского работника в борьбе с туберкулезом», «Всемирный день борьбы с курением» и т. д.

Опыт работы нашего колледжа по формированию системы социального партнерства показывает, что социальное партнёрство – это долгий процесс, требующий усилий обеих сторон. Однако в складывающихся условиях формирование социального партнёрства становится особенно актуальным, так как оно является предпосылкой получения качественного образования на современном этапе. Совместная работа с социальными партнерами, применение пациент-ориентированного подхода ведет к созданию условий для повышения уровня профессиональной готовности, развития у студентов профессионального мастерства, обеспечивает эффективную подготовку будущего специалиста.

Литература

  1. Брянцева И.В. Перспективы формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в свете внедрения ФГОС нового поколения. Журнал «Главная медицинская сестра» №6, 2010.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитауия в образовании», №16, 2007.
  3. Дмитриев А.М. Опыт организации работы по трудоустройству выпускников методического колледжа. Журнал «Главная медицинская сестра» №10, 2009.
  4. Золочевская И.Г., Ваятва Н.Л. Роль практики в ЛПУ для формирования профессиональной компетентности. Журнал «Сестринское дело» №5, 2010.
  5. Крисько О.В., Лопатина Л.А. Стажировка на будущем рабочем месте. Журнал «Сестринское дело» №1, 2010.
  6. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007
  7. Никитина Г.А. Формирование мотивации к усвоению профессии, журнал «Сестринское дело №1, 2010.
  8. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб.пособие. – 2-е изд. – М: Альлфа-М; Инфра, 2010.
  9. Пылаев С.В., Лаврин Д.В., Аськова Н.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей с учетом потребности работодателей. Журнал «Главная медицинская сестра» №2, 2011.

Доклад на тему «Социальное партнерство – важный фактор развития СМОУ»

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов сторон на основе сотрудничества, компромисса. В России система социального партнерства еще только делает первые шаги. Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала. Решение поставленных задач возможно при развитии системы социального партнерства. Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению. Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения. Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей, преподавателей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.
Определены задачи:
1. Планирование и осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на повышение качества помощи пациентам.
2. Оказание методической и консультативной помощи сестринскому персоналу по освоению инновационных сестринских технологий и проведению научных исследований в области сестринского дела.
Я представлю Вашему вниманию социальное партнерство – как важный фактор развития Кузнецкого медицинского колледжа.
Практикоориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением, т. е. весь учебный процесс нацелен на последующую практическую деятельность выпускников. Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области № 196 от 07.04.2005 г. в качестве баз практического обучения студентов Кузнецкого медицинского колледжа определено 63 ЛПУ Пензенской области. Социальными партнерами колледжа в создании условий для практического обучения в Кузнецке являются лечебно-профилактические учреждения города:

  • МУЗ Стоматологическая поликлиника;
  • ГУЗ Кузнецкая ЦРБ;
  • МУЗ Кузнецкая городская детская больница;
  • МУЗ Кузнецкая городская больница;
  • Кузнецкий дом ветеранов;
  • Городской центр социального обслуживания населения.

Согласно договорам, лечебно-профилактические учреждения города обеспечивают возможность проведения всех видов практического обучения в любых структурных подразделениях больниц с правом использования инструментария и оборудования базовых ЛПУ. На основных клинических базах созданы и оборудованы пять учебных кабинетов для проведения практических занятий. Работа у постели больного, курация пациентов, участие в проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятиях способствует погружению студентов в профессиональную деятельность, развитию ответственности за результат своей деятельности, способности к системному действию в профессиональной ситуации. Учебный процесс осуществляют преподаватели колледжа в тесном контакте с ведущими клиницистами ЛПУ города. Организация и проведение производственной практики в колледже позволяет достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена здравоохранения.
Для реализации одного из направлений социального партнерства – подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения и с целью оказания практической помощи городской поликлиники № 1 в колледже создан и функционирует кружок сестринского дела из числа студентов старших курсов для участия в проведении ухода за больными гипертонической болезнью (ГБ) по типу «школы здоровья». В течение учебного года под контролем руководителя кружка (преподавателя колледжа) и старшей медсестры поликлиники № 1 студенты проводят с больными ГБ одного территориального участка занятия на дому по ознакомлению с факторами риска, по оздоровлению образа жизни, по обучению измерения АД и ведения дневника больного ГБ. Такое сотрудничество позволяет пациентам активно вовлечся в процесс борьбы с ГБ совместно с лечащим врачом, что способствует повышению приверженности больных лечению. В случае же организации школы гипертонической болезни на базе поликлиники № 1 на должность ведущей медсестры руководство поликлиники трудоустроит выпускницу колледжа – члена кружка, участвовавшую в данной работе.
В рамках социального партнерства систематически оказывается шевская помощь ЛПУ в виде работы студентов в качестве младшего медперсонала, проведения санитарно-просветительской деятельности с пациентами. В колледже организован психологический клуб «Шанс». Студенты – члены клуба осуществляют социальное партнерство с городским домом ребенка и социально-реабилитационным центром «Защита детства». Деятельность клуба направлена на социальную и психологическую помощь детям – сиротам. Лучшие студенты колледжа являются участниками городского волонтерского центра «Твори добро». Представители этого центра помогают разным категориям людей: воспитанникам вспомогательной коррекционной школы – интернат (проводят с ребятами различные конкурсы, праздники, приуроченные к знаменательным датам), осуществляют уход за тяжелобольными на дому и в доме ветеранов, оказывают социально-бытовую помощь пожилым нуждающимся жителям Кузнецка. Данная деятельность в рамках социального партнерства способствует высокопрофессиональному становлению студентов-медиков, воспитанию качеств общечеловеческой морали, гуманизма, милосердия, высокой духовности.
Ежегодно в колледже традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди выпускников всех специальностей. В жюри приглашаются ведущие специалисты ЛПУ города. В свою очередь, МУЗ «Городская больница» систематически организует и проводит конкурс профессионального мастерства среди, уже работающих медсестер в лечебно-профилактических учреждениях города. Здесь в качестве экспертов привлекаются преподаватели специальных дисциплин колледжа. А так же на базе колледжа функционирует отделение повышения квалификации (ОПК). Основная цель отделения – повышение качества постдипломной подготовки медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения. ОПК сотрудничает с лечебными базами по организации и проведению выездных циклов. Обучение слушателей обеспечивают штатные преподаватели и врачи совместители, в основном высшей квалификационной категории. Учебно-методическая база отделения представлена доклиническими кабинетами колледжа и лечебно-профилактическими учреждениями города. Работа ОПК в рамках такого социального партнерства ведет к получению слушателями свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста сроком на 5 лет.
В рамках национального проекта в сфере здравоохранения и реформирования сестринского дела в колледже проводится исследовательская работа. Студенты занимаются исследовательской деятельностью во время прохождения производственной практики на клинических базах области. Темы, формы, результаты исследований обсуждаются на студенческой научно-исследовательской конференции, ежегодно проходящей в рамках «Недели науки» с приглашением ведущих специалистов ЛПУ города.
Социальное партнерство проявляется и в оценке качества подготовки специалистов. Представители лечебно-профилактических учреждений города участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий, подведении итогов производственной практики, что позволяет получить более глубокое представление о профессиональной подготовленности наших выпускников.
Социальным партнером колледжа является Самарский Государственный медицинский университет.
Кроме того, колледж тесно сотрудничает с городским отделом образования. На базе МОУ СОШ № 4 организован и функционирует медицинский класс для школьников города, желающих в дальнейшем связать свою жизнь с медициной. Обучение школьников азам медицинской профессии проводят преподаватели колледжа. По окончании такого мед. класса, абитуриенты, подавшие заявление для поступления в Кузнецкий медицинский колледж имеют преимущества. Колледж систематически проводит профориентационную работу в школах города, района и области, участвует в ярмарке рабочих мест, где выпускники и потребители специалистов могут решить проблему трудоустройства. Главные врачи ЛПУ г. Кузнецка и Пензенской области предлагают вакантные места выпускникам колледжа, знакомят с условиями трудоустройства, заключают договора. Итогом такого социального партнерства является стабильно высокий процент трудоустройства наших выпускников.

В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с органами управления здравоохранения и ЛПУ (социальными партнерами) средние медицинские учебные заведения выполняют свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Социальное партнерство в профилактической деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАЛАШОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Подготовила: преподаватель Шурупцева Ю.В.

2 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Партнерство – система взаимоотношений между партнерами, соучастниками в какой-либо совместной деятельности. Социальное партнерство в широком смысле означает современную форму взаимодействия общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников с целью обеспечения социального мира в обществе на основе согласования интересов участников и равном сотрудничестве. Цель социального партнерства – в стремлении участников достичь общего блага в обществе через повышение производительности труда, развитие научно-технического прогресса, увеличение валового национального продукта, повышение уровня жизни. Механизм достижения цели – объединение усилий, знаний и ресурсов (человеческих, административных, финансовых) партнеров для решения задач, выполнение которых невозможно силами одной организации, отрасли, региона и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Основные принципы социального партнерства: - следование нормам законодательства; - полномочность равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждение вопросов, в входящих в состав содержания соглашения; - добровольность сторон в принятие и несения обязательств и ответственности; - регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств. Субъекты социально-партнерских отношений – участники данных отношений, наделенные правами и обязанностями; это представители государства, работодателей, наемных работников. Объект социального партнерства – основные мероприятия по стабилизации существующего порядка или проведению в жизнь намеченных преобразований, исходя из оценок уровня жизни и характеристических показателей.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Формы социального партнерства: - партнерство внутри организации, конкретной отрасли народного хозяйства между социальными группами данной профессиональной общности; - партнерство представителей разных сфер общественного воспроизводства; - партнерство, инициируемое системой образования как особой сферой социальной жизни. При этом социальное партнерство способствует формированию гражданского общества, развитию экономической демократии, обеспечению социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

6 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Основной осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес на договорной основе. Социальный диалог – процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованный решений сторонами, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

7 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Социальный диалог ведется на принципах: - законности; - репрезентативности и полномочности сторон и их представителей; - независимости и равноправия сторон; - конструктивности и взаимодействия; - добровольности и принятия реальных обязательств; - взаимного уважения и поиск компромиссных решений; - обязательности рассмотрения предложений сторон; - приоритета согласительных процедур; - открытости и гласности; - обязательности соблюдения достигнутых договоренностей; - ответственности за выполнение принятых обязательств.

8 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Общественное назначение социального партнерства заключается в практическом воплощении согласованной социально ориентированной политики. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний отвечают интересам всех трёх участников трудового процесса, ибо высокий уровень общественного здоровья – это: - гарант государственной безопасности; - ресурс экономического роста страны и благосостояния её населения; - основа для роста физического, социального, психологического, духовного благополучия.

9 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Термин «межсекторальное сотрудничество» означает совместную деятельность нескольких секторов, например: сектора здравоохранения и экологического сектора. Сотрудничество обеспечивает более эффективные меры по укреплению здоровья по сравнению с усилиями, предпринимаемыми секторами по отдельности. Межсекторальное сотрудничество означает участие не только властных структур, но и широкой общественности.

10 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Для реализации программ межсекторального сотрудничества на государственном уровне Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ определены основные приоритеты государственной политики в области охраны здоровья граждан. В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены девять принципов охраны здоровья, которые детально регламентируются отдельными статьями данного закона.

11 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Минздрав РФ ведет межсекторальное сотрудничество по следующим основным направлениям: - проведение демографической политики и регулирование демографических процессов; - принятие мер по вопросам охраны окружающей среды; - взаимодействие в вопросах питания, обучения и охраны здоровья детей и подростков; - обеспечение сельского населения и жителей отдаленных территорий питьевой водой, медицинским обслуживанием; - интеграция противотуберкулезной и антинаркотической службы; - усиление мер по развитию физической культуры и спорта среди населения; - использование средств массовой информации для пропаганды ЗОЖ.

Тема 3.5 Социальное партнерство в профилактической деятельности.

Тема 3.6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности.

Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате.

При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению.

Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения.

Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.

2. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

  1. Государственные организации;
  2. Негосударственные организации;
  3. Физические лица.

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

Экспертиза трудоспособности - это медицинское исследование трудоспособности человека, проводимое с целью определения степени и длительности его трудоспособности.

Главной задачей органов экспертизы является не установление факта нетрудоспособности, а скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности.

Установление нетрудоспособности дает право на освобождение от работы и выплату пособий за счет социального страхования, бесплатное лечение и трудоустройство. Следовательно, установление нетрудоспособности имеет медико-биологическое, социальное и юридическое значения.

Временная нетрудоспособность - это невозможность выполнять работу вообще или по своей профессии, носящая относительно кратковременный, преходящий характер.

экспертиза временной нетрудоспособности - вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

В случае установления факта временной нетрудоспособности врач выдает больному листок нетрудоспособности (больничный лист) или другой документ, удостоверяющий факт нетрудоспособности (например, справку).

Заполнение листка нетрудоспособности

56. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек записей.

Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.

При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

При заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности:

в строке "первичный " делается соответствующая отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности является первичным;

в строке "дубликат " проставляется отметка "V";

в строке "продолжение листка N " указывается номер предыдущего листка нетрудоспособности в случае, если оформляемый листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка;

в строке "Дата выдачи --" указывается число, месяц, год выдачи листка нетрудоспособности;

в строке "ФИО" в соответствующих ячейках указывается фамилия, имя и отчество (отчество указывается при его наличии) временно нетрудоспособного гражданина в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

в строке "(фамилия, инициалы врача)" указывается фамилия медицинского работника, выдавшего листок нетрудоспособности и его инициалы (с пробелом в одну ячейку между фамилией и инициалами врача);

в строке "N истории болезни " проставляется номер медицинской карты амбулаторного или стационарного больного;

в строке "место работы - наименование организации" указывается полное или сокращенное наименование организации, либо фамилия и инициалы работодателя - физического лица. Данная информация указывается со слов гражданина;

в строке "Основное " делается отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по основному месту работы;

в строке "По совместительству N " делается отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по месту работы по внешнему совместительству и указывается номер листка нетрудоспособности, выданного для представления по основному месту работы;

в поле "расписка получателя" ставится подпись гражданина, получившего листок нетрудоспособности. Далее самостоятельно.

Листок нетрудоспособности и справка имеют юридическое и статистическое значение, так как удостоверяют временную нетрудоспособность и оправдывают невыход на работу, а также служат для учета и анализа нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности является также и финансовым документом, дающим на получение денежного пособия по государственному социальному страхованию.

Лист нетрудоспособности выдают в день обращения, освобождая от работы или со дня обращения, или со следующего дня, но ни в коем случае его не выдают задним числом (за исключением стационара) и в случаях, если во время сменной работы (когда поликлиника не работает), больной обратился в «скорую помощь» и признан «скорой» нетрудоспособным (тогда больничный лист выдается врачом на основании справки «скорой»).

Листок нетрудоспособности выдается лишь в том случае, если пациент лечится в специализированном отделении или больнице и полностью проходит курс лечения (при анонимном лечении лист нетрудоспособности не выдается, не выдается лист нетрудоспособности и в случае прерванного курса лечения).

II. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях, травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве, отравлениях (некоторых других последствиях воздействия внешних причин)

· При амбулаторном лечении лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.

· Фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

· При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.

· Гражданину, направленному в медицинскую организацию из здравпункта и признанному нетрудоспособным, листок нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.

· При выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения

· Гражданам, направленным по решению суда на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, признанным нетрудоспособными, листок нетрудоспособности выдается со дня явки гражданина для проведения экспертизы.

· При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.

· При временной нетрудоспособности в связи с заболеванием (профессиональным заболеванием, травмой, в том числе полученной вследствие несчастного случая на производстве, отравлением) гражданина, наступившим в период ежегодного оплачиваемого отпуска, листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в период долечивания в санаторно-курортном учреждении.

26. Листок нетрудоспособности не выдается гражданам:

обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности;

проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов;

находящимся под стражей или административным арестом;

проходящим периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе в центрах профпатологии;

с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры и манипуляции в амбулаторно-поликлинических условиях;

учащимся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования*(11).

В указанных случаях по просьбе гражданина выдается выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного.

В случае заболевания (травмы, отравления) учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования в период проведения оплачиваемых работ при прохождении производственной практики, а также в случае выполнения ими работы по трудовому договору листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком.

III. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу

IV. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы


Ключевые слова

качество профессионального образования, социальное партнерство, востребованный специалист, работодатель, quality of vocational education, social, social partnership, demanded specialist employer

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается взаимодействие системы среднего медицинского образования и учреждений здравоохранения. Целью такого взаимодействия является разработка критериев, методов и средств оценки качества подготовки специалистов среднего звена для практической деятельности. Задачей исследования является формирование у специалистов качеств, востребованных на современном рынке труда.

Текст научной статьи

Одной из целей современной кадровой политики в сфере здравоохранения является совершенствование системы управления трудовыми ресурсами на основе тесного взаимодействия социальных институтов здравоохранения и образования. Современный здравоохранительный сервис представляет собой сложную социально-экономическую структуру, нацеленную на удовлетворение потребностей населения в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении, организации здоровьесберегающего пространства и т.д., логически включенную в общую жизнедеятельность общества. Поэтому подготовка медицинских кадров, осуществляемая профессиональными образовательными учреждениями среднего звена обусловливается реальными потребностями медицинского кадрового рынка. Требования рынка труда, с одной стороны, диктуют количественные параметры подготовки медицинских кадров, с другой - определяют содержательную и результативную, то есть качественную, стороны образовательного процесса. Другими словами, ту совокупность качеств специалиста медицинского профиля, востребованных на современном этапе общественного развития, детерминирует рынок медицинских услуг, целостная здравоохранительная парадигма. Формирование востребованных общественными потребностями профессиональных качеств, которые сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах как компетенции, является основной задачей образовательного учреждения медицинского профиля. Для эффективного решения указанной выше задачи, на наш взгляд, необходима разработка системы качества, построенной с учетом современных маркетинговых рычагов и основанной на тесном взаимодействии с социальными партнёрами, заинтересованными в подготовке специалистов. В своем исследовании мы ставим задачу спроектировать систему обеспечения качества подготовки специалистов медицинского и фармацевтического профиля среднего звена. Актуальность проблемы заключается в том, что именно средний медицинский работник, по нашему убеждению, выступает ключевой фигурой в реализации здравоохранительной политики. Врач ставит диагноз, назначает и корректирует лечение. Средний медицинский работник сопровождает врачебную практику на каждом этапе здравоохранения, включая качественное ведение медицинской карты пациента, проведение разного рода анализов, выполнение врачебных назначений и т.д. Медицинские сестры работают в хосписах и паллиативных отделениях с безнадежно больными людьми. Важную роль в своевременном оказании медицинской помощи играет и такой специалист среднего звена как фельдшер. Работают ли они в поселковых фельдшерско-акушерских пунктах или в бригадах скорой медицинской помощи, - от их компетентности часто зависти жизнь человека. Таким образом, подготовка работников здравоохранения среднего звена, способных предоставлять качественную медицинскую помощь на высоком профессиональном уровне, осуществляется в рамках среднего медицинского образования. Основой стратегии развития медицинского колледжа является объективный анализ его деятельности и места образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Это должно являться стартовой позицией, с которой начинается формирование системы обеспечения качества профессионального образования. Следует учитывать, что рынок труда постоянно изменяется (меняются потребности здравоохранения в структуре профессиональных кадров, в уровне подготовки специалистов среднего медицинского звена), а эта социальная сфера является непосредственным потребителем выпускников системы медицинского образования. Перед медицинскими колледжами встает задача установления прямых связей с учреждениями здравоохранения регионального рынка труда. Обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста возможно сегодня в условиях тесного взаимодействия с работодателями. Как уже было отмечено нами ранее, требования к качеству подготовки выпускников средних медицинских образовательных учреждений регламентируется, в первую очередь, Федеральными государственными образовательными стандартами, которые состоят из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной). Вариативная часть основной профессиональной образовательной программы дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. Таким образом, осуществляется интеграция образовательного процесса в целостное социальное пространство. Образовательное учреждение разрабатывает программы дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей с включением в них часов вариативной части, ориентируясь не только на предстоящую реальную профессиональную деятельность, но и учитывая индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Реализация программ среднего профессионального медицинского образования, разрабатываемых с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, требует использования новых организационных подходов, методик и технологий. «Потребность в новых теориях, подходах и технологиях, необходимых в педагогическом процессе, имеет закономерную тенденцию возрастать. Названная потребность очевидна и обусловлена постоянным обновлением общества и отдельной личности» . Новые образовательные технологии, используемые педагогами медицинских колледжей, основываются на уже известных формах и методах организации учебно-воспитательной деятельности. Это, прежде всего, интерактивные технологии, основанные на широком применении в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также другие, активно применяемые современные образовательные технологии. Современные педагогические технологии являются одним из условий, обеспечивающих качество подготовки специалистов и позволяют разнообразить профессионально-образовательное воздействие на студентов, способствуют формированию тех компетенций, которые будут востребованы в практической деятельности будущих выпускников. Как мы отметили ранее, вариативная часть образовательной программы ориентируется, в том числе на потребности регионального рынка медицинских услуг и политики государства в области здравоохранения в целом. Конструирование такой программы возможно в тесном взаимодействии со всеми структурами, заинтересованными в подготовке специалистов. Это означает, что внедрение вариативной части содержательного компонента образовательной программы должно осуществляться с использованием механизмов социального партнерства. В качестве одной из форм взаимодействия могут быть договора о взаимовыгодном сотрудничестве, заключаемые образовательным учреждением с медицинскими организациями, другими учреждениями здравоохранения и социальной сферы. Предметом договора может быть участие работодателей в проведении государственной итоговой аттестации выпускников медицинских колледжей, сотрудничество в части закрепления умений, получения практического опыта обучающихся, организация совместной пропедевтической деятельности, мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, научно-исследовательской сфере и т.д. Создание системы качества подготовки медицинских специалистов среднего звена требует, как нам думается, участия и такого социального партнера как служба занятости населения (биржа труда и т.п.). Это сотрудничество необходимо для своевременной коррекции образовательного процесса в соответствии с трансформациями на рынке труда. В целом система социального партнерства обеспечивает достижение основной цели деятельности образовательного учреждения - повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием для совершенствования медицинского обслуживания населения. Медицинским колледжам необходимо иметь информацию о конъюнктуре спроса и следить за ее изменением, определять новые потребности работодателей в дополнительных профессиональных компетенциях, знать динамику потребностей регионального рынка труда, наиболее востребованные специальности в системе здравоохранения. Приступая к решению обозначенных проблем, образовательным учреждениям необходимо поставить для себя следующие задачи: - получить объективные сведения о потребности учреждений здравоохранения в профессиональных кадрах; - провести анализ требований работодателей к будущему выпускнику, а затем разработать профессиональный портрет специалиста; - установить взаимное сотрудничество между колледжем и социальными партнерами (работодателями); - получить от работодателей информацию, необходимую для разработки нового учебного плана, вариативной части программ профессиональных модулей. Для получения сведений о потребностях медицинских организаций в профессиональных кадрах, медицинские колледжи, в рамках долгосрочных договоров о взаимном сотрудничестве составляют перспективный план подготовки специалистов по различным специальностям. Эти цифры ежегодно корректируются и направляются в Министерство здравоохранения РБ для определения контрольных цифр приема абитуриентов. Подобное сотрудничество позволяет гарантировать выпускникам колледжей трудоустройство, а Министерству здравоохранения республики, более эффективно планировать количество бюджетных мест. Не менее важной моментом контроля качества образование является подготовка специалистов, в соответствии с требованиями работодателей. В последнее время в системе здравоохранения наблюдается следующая тенденция: с одной стороны большое количество выпускников медицинских колледжей стоят на бирже труда в надежде найти работу, а с другой стороны, во многих медицинских организациях имеется острая нужда в средних медицинских работниках. Причиной такой ситуации, по нашему мнению, стало несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям современных профессиональных стандартов. Логично было бы спросить: «А какого именно специалиста хотят получить работодатели? Какие требования они предъявляют к выпускникам медицинских колледжей? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести мониторинг потребностей работодателей и таким образом спроецировать модель специалиста, востребованного на рынке медицинских услуг. Одной из задач, обозначенных в Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года является «повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду». В этом же документе говорится, что «основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента» . По мнению авторов именно качество медицинской помощи и удовлетворенность пациентов является ключевым моментом в разработке требований к выпускнику медицинского колледжа. Для изучения требований работодателей к будущему выпускнику нами была охвачена основная группа социальных партнеров - медицинские организации, входящие в структуру территориальных медицинских центров. Анализ перечня медицинских услуг, предоставляемых в указанных медицинских организациях, показывает, что крупные медицинские территориальные центры имеют более широкий спектр медицинских услуг, а стало быть, и возможностей для практического обучения студентов. Наряду с этим возрастает потребность учреждений в высококвалифицированных специалистах, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в соответствии с современными медицинскими технологиями. Соответственно эти медицинские организации предъявляют более высокие требования к профессиональным качествам выпускников медицинских колледжей. Объектами анализа рынка труда, исследование которых осуществлялось через анкетирование были: - представители медицинских организаций (главные врачи, заместители главных врачей по медицинской части, главные медицинские сестры, заведующие структурными подразделениями больниц, старшие медицинские сестры), число респондентов - 28 человек; - студенты медицинского колледжа, находящиеся на производственной практике, число респондентов - 112 человек; - выпускники колледжа число респондентов - 184 человек. Данные, полученные при проведении анкетирования указанных выше респондентов, позволили сформировать современные требования работодателей, к студентам и выпускникам медицинских колледжей. Результатом формирования эффективной системы социального партнерства для колледжа стали следующие результаты: - разработка и утверждение Положения о социальном партнерстве; - заключение договоров о взаимном сотрудничестве с медицинскими организациями; - моделирование совместно с социальными партнерами Модели выпускника медицинского колледжа; - новые профессиональные характеристики специалистов, подготовка которых осуществляется в колледже; - разработка рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, отвечающих требованиям работодателей. На конечном этапе формирования системы социального партнерства взаимодействие образовательного учреждения СПО со всеми заинтересованными сторонами выводится на более высокий уровень, так как основными достижениями этого этапа становятся: - восстребованность выпускников колледжа не только на региональном, но и на федеральном рынке труда; - включение мероприятий по социальному партнерству в Стратегию развития колледжа; - членство представителей работодателя в Наблюдательном совете колледжа; - распространение опыта социального партнерства на всю систему среднего профессионального образования региона. Анализ рынка труда показал наличие характерных тенденций, прослеживаемых среди всех работодателей области здравоохранения. - в регионе существует реальная потребность в средних медицинских работниках; - постоянно происходит расширение перечня медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; - в крупных медицинских организациях постоянно происходит замена оборудования на более современное, что приводит к необходимости совершенствования труда средних медицинских работников; - крупные медицинские организации имеют возможность выплачивать средним медицинским работникам более высокую заработную плату и это является главным мотивационным фактором привлечения выпускников; Подводя итог, следует сказать, что необходимо совершенствовать систему подготовки средних медицинских работников в соответствии с потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки, решая задачу формирования высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции.