Противолодочная корректируемая авиабомба загон 2. Для "убийцы подлодок" подготовили бомбу

Научно-исследовательский инженерный институт (НИИИ) ведет работу по адаптации новой противолодочной бомбы "Загон-2" для вертолета Ми-14, сообщил РИА Новости гендиректор концерна "Техмаш" Сергей Русаков.

Институтом создана корректируемая противолодочная авиабомба "Загон-2". Она предназначена для применения с вертолетов типа Ка-28, но в настоящее время ведутся работы по использованию этих бомб и на других типах воздушных судов. В частности - на Ми-14, - рассказал Русаков.

После сброса 120-килограммовый "Загон-2" спускается в море на парашюте. Достигнув поверхности, бомба сбрасывает купол, включает гидроакустическую аппаратуру наведения и устремляется к подлодке. При ударе о корпус субмарины происходит подрыв боевой части фугасно-направленного действия. Мощность бомбы 35 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Полутораметровый боеприпас способен обнаруживать подлодки на расстоянии до 450 метров и поражать их на глубине до 600 м. Помимо вертолетов, бомба может применяться противолодочными самолетами Ил-38 и Ту-142М.

Ранее сообщалось, что Минобороны России рассматривает возможность возобновления производства противолодочного вертолета Ми-14, за свои возможности прозванного "убийцей подлодок". Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году. Машина создана на базе Ми-8, но после испытаний и доработок получился фактически новый вертолет-амфибия с более мощными двигателями и широкими боевыми возможностями.

Для обеспечения плавучести нижняя часть фюзеляжа выполнена герметичной с надувными поплавками по бокам для лучшей остойчивости. Рулевой винт перенесен на другую сторону, что увеличило его эффективность. Ми-14 оснащен 4-стоечным убираемым шасси, опускаемой гидроакустической станцией, магнитным обнаружителем и другим специальным оборудованием. Торпеды и бомбы могут крепиться как во внутреннем оружейном отсеке, так и на внешней подвеске. Общий вес боевой нагрузки две тонны. В арсенал вооружения входила и глубинная ядерная бомба 8Ф59, гарантированно уничтожавшая подлодки в радиусе километра.

Поскольку грузоподъемность машины не позволяла одновременно нести средства обнаружения и уничтожения вражеских субмарин, работали Ми-14 парами: один вертолет искал подлодку, второй ее атаковал. Прозвище "убийца подлодок" машина получила в конце 80-х, после того как обнаружила и поразила в советских территориальных водах подлодку НАТО - вероятно, американскую. В 1996 году под сильным давлением США Ми-14 были сняты с вооружения.

Некоторое количество машин продолжает использоваться гражданскими структурами и МЧС. Проект возобновления производства Ми-14 был представлен на петербургском Военно-морском салоне в 2015 году. Предполагается, что выпуск глубоко модернизированной машины будет продолжен на Казанском вертолетном заводе.

Оригинал 15.02.2017, 08:29

Умная противолодочная бомба бесшумно дырявит корпуса стратегических ракетоносцев

Научно-исследовательский инженерный институт (входит в концерн Ростех), расположенный в подмосковной Балашихе, приступил к серийному производству корректируемой противолодочной авиационной бомбы «Загон-2». Она является глубокой модернизацией бомбы «Загон-1», поступившей на вооружение в 1994 году.

Корректируемая бомба «Загон-1» стала для своего времени новым видом противолодочных боеприпасов, получив качественно другие свойства. Прежде всего это относится к скрытности. Бомба использует гравитационный способ приближения к цели, не создавая никаких шумов, которые смогли бы обнаружить гидроакустические системы атакуемой лодки.

То есть «Загон» лишен недостатка, присущего торпедам. И в то же время обладает достоинствами торпеды - самостоятельно наводится на цель при помощи акустической головки самонаведения (ГСН).

Бомбами этого типа оснащаются противолодочные самолеты и вертолеты - Ил-38, Ту-142МЭ, Ка-28. Во время спуска бомбы на парашюте встречным потоком воздуха надувается поплавок. На нем бомба некоторое время, до 4 минут, держится на поверхности моря после приводнения. При этом включается режим поиска ГСН цели. Допускается использование бомбы при волнении моря до 6 баллов.

Найдя цель, бомба начинает погружаться с большой скоростью. Причем погружение не обязательно может быть вертикальным.

Повышенную эффективность новой бомбы можно проследить при сравнении тактико-технических характеристик «Загона-1» и «Загона-2».

Максимальная глубина погружения, м: 600 - 600

Вертикальная скорость погружения, м/с: 16,2 - 18,0

Максимальный угол погружения, град: 60 - н/д

Радиус обнаружения цели, м: 120 - 450

Длина, мм: 1300 - 1500

Диаметр, мм: 210 - 232

Масса, кг: 94 - 120

Масса взрывчатого вещества, кг: 19 - 35.

Бомба «Загон-2» оснащена электромеханическим взрывателем. Воздействие на подводную лодку, гарантирующее пробивание корпуса, - кумулятивное.

В случае обнаружения противолодочным самолетом или вертолетом ВМФ субмарины противника осуществляется массированная бомбовая атака. Сбрасывается порядка 6−10 «Загонов». Строго говоря, они не совсем невидимы для сонаров подводной лодки, поскольку ГСН «Загона» осуществляет активное гидролокационное сканирование. То есть работает как радар, испуская акустические воны и принимая отраженные. Но перед атакой, когда выбрано точное направление на цель, сканирование отключается, и бомба начинает погружение.

Также необходимо сказать, что парашют используется не только для того, чтобы уменьшить удар бомбы, оснащенной сложной электроникой, о воду. Парашют позволяет уменьшить угол прицеливания, поскольку после его раскрытия бомба летит практически отвесно. А это приводит к повышению точности бомбометания на высоких скоростях летательного аппарата. Что же касается слова «корректируемая», то оно имеет совсем другой смысл, чем тот, который вложен в понятие «корректируемой авиационной бомбы» (КАБ). Корректирование движения «Загона» осуществляется не в воздухе, а под водой.

История вопроса

Морская авиация появилась еще перед Первой мировой войной. Но практически до середины 30-х годов самолеты, аэростаты и дирижабли ВМФ и ВМС ряда стран использовались исключительно для поисков подводных лодок. А удары по ним наносили надводные корабли глубинными бомбами, которые довольно долго мало чем отличались от обычных бочек, набитых взрывчатым веществом.

Однако и первые авиационные бомбы, появившиеся незадолго до Второй мировой войны, большой погоды в борьбе с подводными лодками не сделали. В Советском Союзе в 1940 году была принята бомба ПЛАБ-100 (противолодочная авиационная бомба) весом в 100 кг с 70 кг взрывчатого вещества. Бомба была некорректируемой. Опустившись на парашюте, она сразу же начинала погружение и взрывалась на заданной глубине. ПЛАБ-100 имела низкую эффективность. В связи с чем пилоты предпочитали пользоваться обычными фугасными бомбами, подлавливая поднявшиеся на перископную глубину лодки. Перед войной на складах было 13,5 тыс. ПЛАБ-100 во время войны были израсходованы лишь 3,7 тыс. Из них 1,1 тыс. - не по назначению.

Лишь в середине 60-х годов появились две новые противолодочные бомбы - ПЛАБ-50 (кассетная) и ПЛАБ-250−120, - которые стали шагом вперед, хоть и не очень большим. Они были оборудованы индукционными взрывателями, что делало более удачным момент подрыва. Более того, устанавливался даже сонарный взрыватель. Однако и эти бомбы были некорректируемыми, «свободнотонущими», все зависело от того, насколько близко бомба упадет от лодки.

Вот, собственно, и всё бомбовое вооружение, которым располагала морская авиация ВМФ России до 1994 года, когда на вооружение был принят «Загон-1». И когда о противолодочных бомбах стали говорить всерьез.

До этого времени упор делался на противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ), которые начали приходить в морскую авиацию в 1962 году. Первая же такая торпеда - АТ-1 - оказалась во много раз эффективнее «свободнотонущих» бомб. Она была способна поражать лодки на глубине до 200 метров и имеющих скорость до 25 узлов. Вес взрывчатого вещества равнялся 70 килограммам. Этого вполне хватало, поскольку подрыв при срабатывании индукционного взрывателя происходил на расстоянии до 5 метров от корпуса субмарины. Дальность хода АТ-1 составляла 5000 м.

Но главное - АТ-1 могла самостоятельно осуществлять поиск лодки при помощи как активных, так и пассивных сонаров, и, обнаружив ее, атаковать. Поиск цели осуществлялся при движении торпеды по спирали с радиусом 60−70 метров. Если торпеда проходила мимо лодки далее 6 метров, то начинался новый поиск для более точного выведения на цель. После истечения контрольного времени «заблудившаяся» торпеда самоуничтожалась.

В середине 60-х годов появилась торпеда АТ-2. В ней объем взрывчатого вещества, а также дальность хода увеличились почти вдвое. Максимальная глубина поражения достигла 400 метров. Скорость хода при поиске цели составила 23 узла, а в момент атаки - 40 узлов. Различные модификации этой эффективной торпеды выходили вплоть до начала 80-х годов.

Однако в начале 60-х годов, когда военные пребывали в эйфории от неограниченных возможностей, которые предоставляют цепная ядерная реакция и неуправляемый термоядерный синтез, появилась противолодочная бомба, не требующая точного бомбометания. Вначале в США, поскольку американцы первыми создали урановую, а затем и плутониевая бомба. Противолодочный свободнопадающий боеприпас получил название Mk.90 Betty.

Серийное производство «Бетти» началось в 1955 году. Четырьмя годами позже самолет с бомбой упал в океан, поиски бомбы не дали результатов. В 1960 году США начали выпускать облегченную бомбу, поскольку одна «Бетти» могла уничтожить не только пару советских подлодок, но и пару американских, находящихся на значительном расстоянии. Новую бомбу назвали «Лулу».

Советский Союз ответил симметрично в 1963 году, наладив производство аналогичных боеприпасов. Первая советская ядерная противолодочная бомба называлась 5Ф48 «Скальп». А вскоре появилась 8Ф59, носителем которой стал модифицированный вариант вертолета Ка-25.

В заключение необходимо сказать о том, что авиационное противолодочное оружие, пройдя пару витков своего развития, в настоящий момент в какой-то мере вернулось в свою первоначальную точку, когда были только «свободнотонущие» бомбы. Не технически, конечно, а концептуально. «Загон-2» - это достаточно грозное и эффективное средство борьбы против подводных лодок. И имеет существенное превосходство по сравнению с авиационными торпедами. Бомбы значительно проще по конструкции, технологичнее и стоят гораздо дешевле. Это ведь в Советском Союзе деньги, идущие на оборону, не считали. Сейчас всякий товар, в том числе и оборонного значения, имеет свою цену.


ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ

АВИАЦИОННАЯ БОМБА «ЗАГОН-2»

ANTISUBMARINE CORRECTED AIR BOMB «ZAGON-2″

14.02.2017

Для Минобороны РФ ведется серийное производство противолодочной авиабомбы (КАБ ПЛ) «Загон-2», сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе АО «Научно-исследовательский инженерный институт (АО «НИИИ»).
«Ведется серийное изготовление противолодочной корректирумой авиабомбы «Загон-2» по заказу Минобороны РФ», - сообщили в пресс-службе.
По ее данным, авиабомба «Загон-2» унифицирована для применения с самолетов (Ил-38, Ту-142М) и вертолетов (Ка-28) во всех районах Мирового океана. Размещение КАБ ПЛ «Загон-2» согласовано с разработчиками вертолета МИ-14ПЛ.
Интерфакс

28.06.2017
Концерн «Техмаш» Госкорпорации Ростех представил в рамках Международного Военно-Морского Салона противолодочную корректируемую авиационную бомбу «Загон-2Э», разработанную на базе НИИИ (г. Балашиха). Особенность бомбы заключается в способности «зависать» над поверхностью воды до четырех минут.
В первый день работы выставки особое внимание участников привлек экспонат «Загон-2Э». Бомба предназначена для поражения подводных лодок (ПЛ), находящихся в надводном, перископном, подводном (до 600 м) положениях, и подводных лодок на грунте в мелководных и глубоководных районах моря. Дальность обнаружения цели составляет до 450 м.
Разработчикам удалось увеличить эффективность поражения «Загона- 2Э» почти в три раза. При этом, в сравнении с авиабомбой «Загон-1», в три раза снизилась стоимость выполнения боевой задачи.
На сегодняшний день «Загон-2Э» не имеет аналогов.
Научно-производственный концерн «Техмаш»

17.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА «ЗАГОН-2Э» НА МВМС-2017

В период 28 июня – 2 июля 2017 г. «Научно-исследовательский инженерный институт» (АО «НИИИ») принял участие в VIII Международном военно-морском салоне в г. Санкт-Петербурге. Экспозиция АО «НИИИ» была представлена на коллективном стенде АО «НПК «Техмаш» и наибольший интерес специалистов вызвала противолодочная корректируемая авиационная бомба (КАБ ПЛ) «Загон-2Э».
Авиабомбу изучали с фото-видеофиксацией зарубежные специалисты ВМФ, менеджеры по закупкам вооружения, представители СМИ из Швеции, Голландии, Италии, Бельгии, Германии, Индии, Пакистана, Кореи, Египта, Арабских Эмиратов, Аргентины, Ирана и других стран. Наличие профессионального переводчика позволяло вести стендистам активный диалог с представителями вышеуказанных государств, дополняя его презентацией видеофильма об условиях применения КАБ ПЛ «Загон-2Э». Есть уверенность в том, что в ближайшее время в АО «Рособоронэкспорт» начнут поступать запросы на разработанную институтом авиабомбу.
Интересной особенностью за весь выставочный период стали два момента. Первый – отсутствие в числе гостей стенда представителей Китая, в то время как на предыдущих выставках специалисты из Поднебесной к «Загону-2Э» проявляли большое внимание. И второй – представители Ирана 3 дня подряд приходили на стенд. Сначала вдвоем, на следующий день вчетвером, а на 3-й – 6 человек. И каждый раз просили видеофильм и рекламные материалы. Многообещающий интерес!
КАБ ПЛ «Загон-2Э» предназначена для поражения подводных лодок (ПЛ), находящихся в надводном, перископном, подводном (до 600 м) положениях, и подводных лодок на грунте в мелководных и глубоководных районах моря.
Авиабомба унифицирована для применения с противолодочных самолетов (Ил-38, Ту-142М) и вертолетов (Ка-28) во всех районах Мирового океана.
ВТС «БАСТИОН», 17.08.2017

КВЗ воскресит Ми-14 / Фото: defence.ru

Научно-исследовательский инженерный институт (НИИИ) ведет работу по приспособлению авиационной противолодочной бомбы "Загон-2" для использования на вертолетах Ми-14, сообщил РИА Новости в четверг гендиректор концерна "Техмаш" Сергей Русаков.

Как сообщалось, Минобороны РФ рассматривает возможность возобновления производства противолодочных вертолетов Ми-14.

Если производство вертолета возобновится, новый Ми-14 будет выпускаться на . Модернизированная версия будет оснащена новыми двигателями, современным электронным оборудованием и улучшенной системой наведения. Вертолет сможет дольше оставаться в воздухе и лучше держаться на воде.

Техническая справка

Разработка поисково-спасательного вертолёта В-14ПС началась в ОКБ М.Л.Миля в 1970 году на базе противолодочного Ми-14ПЛ . В 1974 году в Казани изготовлен первый прототип (переоборудован из серийного Ми-14ПЛ). Испытания продолжались до 1979 года. В том же году вертолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Ми-14ПС.


Конструкция Ми-14ПС аналогична базовому вертолёту. Противолодочное оборудование и вооружение отсутствует. Изменён состав радиооборудования. В грузовой кабине оборудованы места для приёма на борт до 19 человек, терпящих бедствие.

В вертолёте может перевозиться до 20 сбрасываемых спасательных плотов (плоты могут буксироваться за вертолётом). В состав экипажа вместо штурмана-оператора включён специалист-спасатель. Размеры сдвижной двери на левом борту увеличены в 2 раза. Над дверью установлена лебёдка СЛГ-300, обеспечивающая возможность подъёма на борт с помощью сециальной системы спасателя с двумя потерпевшими.

Для увеличения остойчивости на плаву на боковых поплавках могут устанавливаться дополнительные пневмобаллоны. Для спасательных операций в ночное время установлены 3 прожектора и телекамера.

В 1987 году на базе Ми-14ПС созданы две новых модификации: одна для обеспечения учебно-тренировочного десантирования, другая - с поисковой лазерно-телевизионной системой. В 1989 году появился вариант с утеплённой грузовой кабиной. Поисково-спасательные модификации на базе Ми-14ПЛ и Ми-14БТ были также созданы в ГДР и Польше.

Модификации вертолёта:

  • В-14ПС - прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974 году из серийного Ми-14ПЛ.
  • Ми-14ПС - серийный. Отличался увеличенной боковой сдвижной дверью. Принят на вооружение в 1979 году.

Лётно-технические характеристики
Двигатели ТВ3-117М
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1950
Диаметр несущего винта, м 21,288
Габариты, м: длина вертолёта с вращающимися винтами - 25,24;
длина фюзеляжа (без рулевого винта) - 18, 78;
высота с вращающимся рулевым винтом - 6,93
Габариты грузовой кабины, м: длина - 5,34;
ширина - 2, 34;
высота - 6,93
Масса, кг: пустого вертолёта - 8821;
взлётная нормальная - 13 400;
взлётная максимальная -
14000
Масса коммерческой нагрузки, кг 3000
Запас топлива, кг 2 930
Число пассажиров, чел. 19
Скорость, км/ч: максимальная - 230;
крейсерская - 210
Потолок, м: статический с влиянием земли - 1600;
динамический - 4000
Дальность полёта, км 1200
Экипаж, чел. 4

Научно-исследовательский инженерный институт (входит в концерн Ростех), расположенный в подмосковной Балашихе, приступил к серийному производству корректируемой противолодочной авиационной бомбы «Загон-2». Она является глубокой модернизацией бомбы «Загон-1», поступившей на вооружение в 1994 году.

Корректируемая бомба «Загон-1» стала для своего времени новым видом противолодочных боеприпасов, получив качественно другие свойства. Прежде всего это относится к скрытности. Бомба использует гравитационный способ приближения к цели, не создавая никаких шумов, которые смогли бы обнаружить гидроакустические системы атакуемой лодки.

То есть «Загон» лишен недостатка, присущего торпедам. И в то же время обладает достоинствами торпеды - самостоятельно наводится на цель при помощи акустической головки самонаведения (ГСН).

Бомбами этого типа оснащаются противолодочные самолеты и вертолеты - Ил-38, Ту-142МЭ, Ка-28. Во время спуска бомбы на парашюте встречным потоком воздуха надувается поплавок. На нем бомба некоторое время, до 4 минут, держится на поверхности моря после приводнения. При этом включается режим поиска ГСН цели. Допускается использование бомбы при волнении моря до 6 баллов.

Найдя цель, бомба начинает погружаться с большой скоростью. Причем погружение не обязательно может быть вертикальным.

Повышенную эффективность новой бомбы можно проследить при сравнении тактико-технических характеристик «Загона-1» и «Загона-2».

Максимальная глубина погружения, м: 600 - 600

Вертикальная скорость погружения, м/с: 16,2 - 18,0

Максимальный угол погружения, град: 60 - н/д

Радиус обнаружения цели, м: 120 - 450

Длина, мм: 1300 - 1500

Диаметр, мм: 210 - 232

Масса, кг: 94 - 120

Масса взрывчатого вещества, кг: 19 - 35.

Бомба «Загон-2» оснащена электромеханическим взрывателем. Воздействие на подводную лодку, гарантирующее пробивание корпуса, - кумулятивное.

В случае обнаружения противолодочным самолетом или вертолетом ВМФ субмарины противника осуществляется массированная бомбовая атака. Сбрасывается порядка 6−10 «Загонов». Строго говоря, они не совсем невидимы для сонаров подводной лодки, поскольку ГСН «Загона» осуществляет активное гидролокационное сканирование. То есть работает как радар, испуская акустические воны и принимая отраженные. Но перед атакой, когда выбрано точное направление на цель, сканирование отключается, и бомба начинает погружение.

Также необходимо сказать, что парашют используется не только для того, чтобы уменьшить удар бомбы, оснащенной сложной электроникой, о воду. Парашют позволяет уменьшить угол прицеливания, поскольку после его раскрытия бомба летит практически отвесно. А это приводит к повышению точности бомбометания на высоких скоростях летательного аппарата. Что же касается слова «корректируемая», то оно имеет совсем другой смысл, чем тот, который вложен в понятие «корректируемой авиационной бомбы» (КАБ). Корректирование движения «Загона» осуществляется не в воздухе, а под водой.

История вопроса

Морская авиация появилась еще перед Первой мировой войной. Но практически до середины 30-х годов самолеты, аэростаты и дирижабли ВМФ и ВМС ряда стран использовались исключительно для поисков подводных лодок. А удары по ним наносили надводные корабли глубинными бомбами, которые довольно долго мало чем отличались от обычных бочек, набитых взрывчатым веществом.

Однако и первые авиационные бомбы, появившиеся незадолго до Второй мировой войны, большой погоды в борьбе с подводными лодками не сделали. В Советском Союзе в 1940 году была принята бомба ПЛАБ-100 (противолодочная авиационная бомба) весом в 100 кг с 70 кг взрывчатого вещества. Бомба была некорректируемой. Опустившись на парашюте, она сразу же начинала погружение и взрывалась на заданной глубине. ПЛАБ-100 имела низкую эффективность. В связи с чем пилоты предпочитали пользоваться обычными фугасными бомбами, подлавливая поднявшиеся на перископную глубину лодки. Перед войной на складах было 13,5 тыс. ПЛАБ-100 во время войны были израсходованы лишь 3,7 тыс. Из них 1,1 тыс. - не по назначению.

Лишь в середине 60-х годов появились две новые противолодочные бомбы - ПЛАБ-50 (кассетная) и ПЛАБ-250−120, - которые стали шагом вперед, хоть и не очень большим. Они были оборудованы индукционными взрывателями, что делало более удачным момент подрыва. Более того, устанавливался даже сонарный взрыватель. Однако и эти бомбы были некорректируемыми, «свободнотонущими», все зависело от того, насколько близко бомба упадет от лодки.

Вот, собственно, и всё бомбовое вооружение, которым располагала морская авиация ВМФ России до 1994 года, когда на вооружение был принят «Загон-1». И когда о противолодочных бомбах стали говорить всерьез.

До этого времени упор делался на противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ), которые начали приходить в морскую авиацию в 1962 году. Первая же такая торпеда - АТ-1 - оказалась во много раз эффективнее «свободнотонущих» бомб. Она была способна поражать лодки на глубине до 200 метров и имеющих скорость до 25 узлов. Вес взрывчатого вещества равнялся 70 килограммам. Этого вполне хватало, поскольку подрыв при срабатывании индукционного взрывателя происходил на расстоянии до 5 метров от корпуса субмарины. Дальность хода АТ-1 составляла 5000 м.

Но главное - АТ-1 могла самостоятельно осуществлять поиск лодки при помощи как активных, так и пассивных сонаров, и, обнаружив ее, атаковать. Поиск цели осуществлялся при движении торпеды по спирали с радиусом 60−70 метров. Если торпеда проходила мимо лодки далее 6 метров, то начинался новый поиск для более точного выведения на цель. После истечения контрольного времени «заблудившаяся» торпеда самоуничтожалась.

В середине 60-х годов появилась торпеда АТ-2. В ней объем взрывчатого вещества, а также дальность хода увеличились почти вдвое. Максимальная глубина поражения достигла 400 метров. Скорость хода при поиске цели составила 23 узла, а в момент атаки - 40 узлов. Различные модификации этой эффективной торпеды выходили вплоть до начала 80-х годов.

Однако в начале 60-х годов, когда военные пребывали в эйфории от неограниченных возможностей, которые предоставляют цепная ядерная реакция и неуправляемый термоядерный синтез, появилась противолодочная бомба, не требующая точного бомбометания. Вначале в США, поскольку американцы первыми создали урановую, а затем и плутониевая бомба. Противолодочный свободнопадающий боеприпас получил название Mk.90 Betty.

Серийное производство «Бетти» началось в 1955 году. Четырьмя годами позже самолет с бомбой упал в океан, поиски бомбы не дали результатов. В 1960 году США начали выпускать облегченную бомбу, поскольку одна «Бетти» могла уничтожить не только пару советских подлодок, но и пару американских, находящихся на значительном расстоянии. Новую бомбу назвали «Лулу».

Советский Союз ответил симметрично в 1963 году, наладив производство аналогичных боеприпасов. Первая советская ядерная противолодочная бомба называлась 5Ф48 «Скальп». А вскоре появилась 8Ф59, носителем которой стал модифицированный вариант вертолета Ка-25.

В заключение необходимо сказать о том, что авиационное противолодочное оружие, пройдя пару витков своего развития, в настоящий момент в какой-то мере вернулось в свою первоначальную точку, когда были только «свободнотонущие» бомбы. Не технически, конечно, а концептуально. «Загон-2» - это достаточно грозное и эффективное средство борьбы против подводных лодок. И имеет существенное превосходство по сравнению с авиационными торпедами. Бомбы значительно проще по конструкции, технологичнее и стоят гораздо дешевле. Это ведь в Советском Союзе деньги, идущие на оборону, не считали. Сейчас всякий товар, в том числе и оборонного значения, имеет свою цену.