Профессия археолог описание профессии. Плюсы и минусы профессии археолога

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная - поиск под водой;

Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег. Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Профессия археолог


Археолог - это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основные задачи работы археолога входит проведение раскопок для поиска источников исследования. Археологию зачастую сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданную картину мира прошлого. Ученые-археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культуры или археологического памятника уходят годы.

Профессия археолога была популярна ещё в Древнем Риме и Греции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которых было добывание античных скульптур. Археология как наука сформировалась только в начале ХХ века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.…

Археология в современном мире является очень важной наукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений. Зачастую археологи в своих исследованиях сотрудничают с другими отраслями науки, это помогает оптимизировать методы исследования и анализа объектов. Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.

Основной род деятельности археолога - это проведение раскопок с целью поиска памятников старины и других исторически значимых объектов. Археологи также находят себе применение в музеях, где занимаются обеспечением сохранности найденных при раскопках предметов, знакомят посетителей с находками и результатами их исследования, организуют выставки и подготавливают экскурсии.

Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в различных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы. Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как индивидуальной, так и в команде.

Археологию изучают в ВУЗах на исторических специальностях. Работа по специальности археолога требует обязательное наличие высшего академического образования. Это, в свою очередь, позволяет руководить археологическими раскопками и осуществлять археологический надзор.


От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная - поиск под водой;

Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег. Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Профессию археолога можно смело отнести к тем специальностям, которые манят своей романтикой, таинственностью и, в некоторой степени, мистичностью. Многие люди уверены, что данную специальность можно сравнить с кладоискательством. В каком-то смысле, так и есть. Давайте разберемся, кто такие археологи, плюсы и минусы профессии, куда пойти учиться, чтобы стать археологом.

Археолог – это человек, который ищет ключики к прошлому, открывает занавес тайн. Одним словом, занимается раскопками и находится в вечном поиске источников для проведения исследований. Да, эту профессию можно сравнить с поиском кладов, но разница между ними есть.

Цель кладоискателя — найти, чем бы поживится, тогда как археолог отправляется на поиски древних реликвий. Одним словом, это люди, которые готовы жертвовать всем «ради искусства».

Археологическую деятельность можно сравнить с работой следователей, детективов. От тех и других требуются: внимание, творческий подход, хорошо развитое воображение и абстрактное мышление.

Звание первого искателя древностей принадлежит великому поэту и мыслителю Лукрецию, который еще в первом столетии до нашей эры рассказал о каменном, бронзовом и железном веке. Профессия археолога стала популярной в Древнем Риме и Греции.

Тогда также проводили масштабные раскопки, находили различные памятники архитектуры. Само понятие «археология» было придумано Платоном, который так обозначил «историю минувшего времени».

Важно отметить! Археология, как отдельная наука, была выделена лишь в начале XX столетия.

Сегодня выделяют три направления этой науки:

  • полевая – раскопки ведутся на суше;
  • подводная – древние артефакты ищут под водой;
  • экспериментальная – предметы, используемые нашими предками, реконструируют при помощи технологий и материалов, что применялись в исследуемой эпохе.

Самих же исследователей условно разделяют на группы специалистов, что изучают определенный исторический период и регион. Что делает археолог или какая его задача, спросите вы. Он занимается поиском артефактов, которые исследуют в лаборатории, реставрируют и делают выводы на основе полученных данных.

Еще одной из задач исследователей древности можно назвать обеспечение сохранности найденных древних реликвий, классификация и составление описаний.

Стоит подчеркнуть! Работа археолога связана с мелкими частицами большой мозаики, собрав которую можно раскрыть великую тайну прошлого.

Плюсы и минусы профессии

Работа исследователя древности – это профессия для настоящего энтузиаста, который готов посвятить все свое время изучению древних артефактов и открытию новых источников исследования.

Главным и весомым преимуществом специальности можно назвать возможность путешествовать со своими единомышленниками.

Еще к достоинствам можно отнести то, что исследователь много времени проводит на свежем воздухе. Условным плюсом можно назвать ненормированный рабочий день.

Почему условно? Потому что, зачастую, раскопки у человека занимают довольно много времени – большую часть суток.

Правда, минусов у такой специальности еще больше. Возможно, именно поэтому она становится менее востребованной.

Среди основных недостатков профессии стоит выделить:

    1. Физически тяжелая и монотонная работа, которая иногда не под силу даже сильным мужчинам.
    2. Маленькие зарплаты по причине малого финансирования самих раскопок и исследований артефактов. О том, какая зарплата археолога мы потом рассмотрим более подробно.
    3. Жизнь в весьма сложных условиях. Довольно часто археолог может спать едва ли не на земле, а есть дары природы и на протяжении многих лет.
    4. Многие сталкиваются с тем, что их жизнь прошла впустую и время потеряно. А все потому, что открытие было сделано коллегой.
    5. Построить нормальную личную жизнь весьма сложно из-за длительных экспедиций.

Необходимые знания

Для освоения специализации «археология» нужно получить образование историка. Если быть точнее, то
обучаясь на последнем курсе факультета истории можно освоить археологию.

Однако настоящий профессионал начинает готовиться к освоению профессии еще в школьные годы, поэтому и задаются такими вопросами: как можно поступить на археолога, каким предметам стоит уделить внимание.

Для того, чтобы успешно усвоить исследовательскую науку, рекомендуем обратить внимание на химию, физику, географию и историю в рамках школьной программы.

Дополнительно необходимо освоить историю цивилизации и культуры, геологию и антропологию. Если есть возможность в школьные годы выберите класс с историческим уклоном. Во время освоения профессии, связанной с историей, стоит желательно быть членом исторического клуба. Благодаря этому можно будет уже с первых дней обучения принимать участие в экспедициях и раскопках.

Проектам и конференциям по археологии международного масштаба стоит также уделить особое внимание. Умение рисовать и фотографировать станут еще одним плюсом в освоении этой специализации. Одним словом, решив поступить на археолога важно заниматься своим всесторонним развитием еще до поступления в вуз.

Какие экзамены сдавать в вуз

Вопрос о том, где же учатся в России на археологов интересует при выборе данной профессии. Сегодня в этом станут верными помощниками поисковые системы интернета. Благодаря им можно подобрать ВУЗ, который находится максимально близко в дому.

С представленного списка необходимо выбрать учебное заведение, где сможете получить диплом преподавателя истории. Обращайте внимание на ВУЗы с хорошей репутацией, многие из них имеют филиалы по России.

Важно! При выборе должна быть возможность подобрать кафедру со специализацией «Археология» по интересующему направлению исследований.

Теперь стоит разобраться с тем, какие нужно сдавать экзамены при поступлении. Первым делом нужно успешно сдать обязательные экзамены ЕГЭ: русский язык и математику. Остальные экзамены зависят от выбранного .

Как стать археологом без образования. Если говорить честно, то абсолютно никак. А все потому, что подняться по карьерной лестнице удастся лишь человеку, у которого имеет соответствующее высшее образование. Речь идет о руководящих должностях.

Даже если Вы обладаете всеми качествами и знаниями для освоения этой профессии, но не имеете соответствующего образования, добиться призвания будет весьма сложно. Вот поэтому на вопрос, как стать археологом без образования, ответ однозначный – никак!

Рабочий процесс

Работа данного специалиста интересная и увлекательная, состоит из нескольких этапов:

  1. Поиски места для проведения экспедиции. В работе используют разнообразные карты и древние папирусы. Данный этап может длиться месяцами.
  2. Получение разрешения на исследовательскую и поисковую деятельность.
  3. Закладка археологического «раскопа» — это начало работы. которое не позволит пострадать находкам.
  4. Изучение найденных реликвий.
  5. Передача материалов в тематические лаборатории для детального изучения.

Место проведения раскопок условно делят на небольшие квадратики, которые тщательно расчищают. Затем найденные предметы нужно отснять и обязательно «консервировать» в специально приготовленном растворе.

Если этого не сделать, то найденный артефакт под воздействием свежего воздуха и солнечных лучей может существенно пострадать. В работе используют не только лопату, но и другие инструменты, более тонкие. По времени исследования могут занимать, как считанные дни, так и многие годы.

Где трудятся исследователи

В основном люди с такой профессией работают преподавателями на тематических кафедрах в ВУЗах. Их с удовольствием возьмут на работу в музей.

Здесь их задача будет заключаться в том, чтобы следить за сохранностью реликвий, организовывать выставки и рассказывать посетителям о древних предметах, представленных в музее. Возможны вакансии и в частных фирмах. Относительно зарплаты то в России она весьма разная – от 13.300 рублей до 74 000 рублей.

Полезное видео

Вывод

Профессия археолог позволяет путешествовать, открывать увлекательные тайны наших предков не только для себя, но и всего мира. Правда, данная профессия может быть и опасной, поэтому тем, кому экстрим не по душе, лучше выбрать другую профессию.

Вконтакте


У археологии до сих пор есть аура романтики и впечатляющих открытий, что, возможно, объясняет, почему вы выбрали этот курс, для которого прежде всего и предназначена эта книга. Довольно скоро вы узнаете, что археология, часто бывая увлекательной и иногда ею занимаются в далеких местах, является высокотехничной наукой, эффектные открытия в которой очень редки и малочисленны. Действительно, иногда сообщения о таких открытиях, как захоронение правителей племени мочика в Сипане или Улубурунское кораблекрушение, появляются на первых страницах газет, но факт остается фактом: большинство археологов трудятся вдалеке от глаз общественности, часто на непривлекательных и монотонных памятниках и над туманными проблемами. Конечно, такой персонаж, как Индиана Джонс, не подходит для археологии. И никогда не подходил. Индиана Джонс - полная выдумка, персонаж, созданный по мотивам рассказов о хорошо известных первых археологах начала ХХ века, открытия и приключения которых действительно были больше, чем жизнь. Сегодняшний археолог очень далек от профессора Джонса и работает далеко от академических залов. Так какие же качества создают хорошего археолога в наши дни узкоспециализированных исследований и широкого выбора специальностей для карьеры? Свойства характера настолько же важны, как и академическая подготовка, иначе вы не состоитесь как археолог. У этой профессии есть свои уникальные достоинства. Деньги к ним не относятся (см. вставку «Практика археологии»).

Если решено стать археологом

Многие становятся археологами почти случайно. Небольшой опыт полевых работ во время учебы мог заинтересовать, и им захотелось нечто большего. Археологами становятся не так, как священниками, медсестрами или военными, - в этих случаях нужна большая изначальная заинтересованность. Вы можете облегчит себе путь в специальность, получая при этом удовольствие.

Почти все, кто сейчас работают в археологии, либо сталкивались с ней в школе, либо заинтересовались ею, выбрав вводный курс по археологии в качестве изучаемого предмета в колледже или университете. Многим повезло - им попался хороший преподаватель - из тех, что зажигает интерес к специальности, о которой они раньше ничего не знали. Итак, что же делать, если в вас пробудился интерес к прошлому?

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ТРЕБУЕМЫЕ ОТ АРХЕОЛОГА

Любому человеку, который желает стать археологом, нужно нечто намного большее, чем диплом университета. Вот некоторые необходимые качества.

Энтузиазм , даже страсть к археологии и прошлому - это главное для всякого, кто выходит в поле. Археология держится на энтузиазме, лучшие археологи это те, у кого есть нечто вроде «жара в груди», что дает им силы преодолевать практические препятствия и рутину, доставать деньги и выполнять свою работу. Личная харизма порождает хороших руководителей-археологов, при условии что у них есть терпение заниматься мелочами.

Бесконечное терпение при полевых и других работах, когда требуются медленные, методичные, часто повторяющиеся действия. Иногда приходится иметь дело с трудными людьми.

Внимание к деталям . В археологии много мелочей и деталей - нужно не пропустить крохотные особенности каменного орудия или глиняного черепка, нужно неделями изучать крохотные обломки прошлого, анализировать компьютерные данные. Как раскопки, так и иные изыскания, не говоря уже о лабораторной работе, требуют величайшего терпения и желания скрупулезно копаться в мелочах.

Адаптируемость , способность адаптироваться к длительным путешествиям, приспособиться к некомфортным условиям работы в поле и к примитивным условиям жизни. Нужно быть готовым проходить большие расстояния и суметь проявить смекалку в нелегких, а порой и экстремальных условиях. Представьте, например, что ваш «Лэнд Ровер» вышел из строя в нескольких сотнях километров от ближайшей станции техобслуживания.

Развитые организационные навыки , потому что в археологии большую роль играют логистика и организация полевых команд, ведение архивов, даже кухонь в лагере. Организационные способности - большое достоинство.

Восприимчивость к иным культурам и формам существования, а также умение общаться просто необходимы. Многие археологи-практики, добившиеся успеха, много времени уделяют работе и общению с коренными американцами и другими народами. Для этого необходимо терпение и восприимчивость, которые в конечном счете окажут несомненную пользу, и не только в профессиональном плане. Это одна из причин того, почему знание основ антропологии так важно для археолога.

Также необходима приверженность этическим нормам археологии . Не стремитесь стать профессионалом, если вы не готовы соблюдать нормы, некоторые из которых изложены в главе 2.

Чувство юмора действительно очень важно. Потому что многие археологи воспринимают самих себя слишком серьезно. Вам не приходилось работать целую неделю над статьей, и вдруг ваш компьютер выходит из строя. А вы не сохранили текст. Подобные случаи с завидным постоянством случаются во время полевых исследований. Именно поэтому и требуется чувство юмора, потому что и в профессиональной деятельности довольно редко все идет так, как было задумано.

Самыми важными чертами являются энтузиазм и преданность . Они помогут вам пройти почти через что угодно.

Первое - выбирайте как можно больше курсов по археологии, читаемых разными преподавателями. Начните с фундаментального курса, в котором наиболее полно раскрыты и систематизированы применяемые методы и теории. (Если он не отобьет у вас охоту продолжать, значит, вы на правильном пути, так как такие курсы не отличаются увлекательностью.) Затем, чтобы понять, какие основные вопросы вас в археологи интересуют, а какие - нет, выберите ряд курсов, охватывающих целые области. Не забывайте, что если вы нацелены на аспирантуру, то нужно понять, какой из областей будет посвящена тема вашей будущей диссертации.

Второе - старайтесь получить как можно более широкие познания по общей биологической и культурной антропологии, чтобы сузить область своих интересов и понять, интереснее ли вам люди настоящего или прошлого. Если вы будете продолжать свой путь к тому, чтобы стать профессионалом, то никогда не пожалеете о потраченном на это времени.

Третье - посещайте как можно больше курсов по родственным дисциплинам. Это разовьет в вас понимание мультидисциплинарного характера археологии. Например, одна из самых интересных и важный проблем в археологии - возникновение сельского хозяйства, и приблизиться к ее разрешению можно только исходя из мультидисциплинарной перспективы. Большинство проектов в рамках управления культурными ресурсами носят мультидисциплинарной характер.

И последнее - набирайтесь опыта работы в поле и в лабораториях, будучи еще на студенческой скамье. Такой опыт, особенно общего характера, полезен для тех, кто претендует на аспирантуру. И еще даже более важно то, что это позволит вам испытать трудности и реалии работы в поле и в лаборатории до того, как это станет вашей работой (а аспирантуру следует рассматривать именно как работу).

Если вы побеспокоитесь о том, чтобы получить опыт работы в археологии, будучи студентом, то вы будете хорошо подготовленными для аспирантуры и продолжения профессиональной карьеры.

Опыт полевых работ

«Как мне принять участие в раскопках?» - нам часто задают этот вопрос, особенно студенты младших курсов. Хорошая новость заключается в том, что сейчас есть больше возможностей поработать в поле, чем раньше. При условии, что вы приложите некоторые усилия для того, чтобы найти их. Начните с посещений занятий курса полевых работ, если ваш факультет предложит такой, используйте свои личные контакты, обратитесь к доске объявлений (см. раздел «Практика археологии»).

Карьерные возможности в археологии

Сейчас не лучшее время становиться академическим археологом, так как мест немного, а конкуренция высока. Но замечательное время, чтобы подумать о карьере археолога в государственном или частном секторах, на долю которых выпадает большая часть исследований в Северной Америке.

Академическая археология
. Эта область находится на грани исчезновения. Еще поколение назад почти все археологи были членами академических институтов или работали в исследовательских институтах и музеях. Чисто академическая археология до сих пор доминирует при подготовке как студентов, так и аспирантов. Многие молодые люди, поступающие в учебные заведения, имеют твердое намерение стать «традиционным» ученым. Но рост в академической карьере сейчас очень медленный. Некоторые программы сокращаются (Цейтлин - Zeitlin, 1997).

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Таких возможностей много, если побеспокоиться и поискать их. Вот некоторые варианты:

Добровольное участие в раскопках или изысканиях, проводимых вашим собственным институтом. Спросите своих преподавателей, когда они увидят, что у вас серьезные намерения, то вполне могут пригласить на работу в поле или в лабораторию.

Добровольная работа в поле, которую спонсируют местные или национальные организации, такие, как историческое общество, музей или государственное агентство. Многие наши студенты работали интерном в Национальной службе парков и в других организациях. Полезным источником информации может быть Интернет, а также доска объявлений на вашем факультете. Перечень источников информации смотри в конце главы.

Посещение полевых школ. Многие институты спонсируют летние кредитные полевые школы. Самые лучшие школы пользуются большой популярностью, попасть в них можно на конкурсной основе. Полевые школы полезны, так как в них совмещаются раскопки, лабораторные работы, академическое обучение. Дух товарищества в таких заведениях может запомниться надолго. Очень часто опыт прохождения такой школы помогает получить квалификацию, позволяющую получить работу на лето в исследовательском институте или частной компании. Американское археологическое общество (полезные адреса смотри в конце главы) делает рассылки, в том числе и на ваш факультет. Выбирайте полевую школу осторожно! Не все они одинаковы и вам следует посоветоваться с преподавателями, прежде, чем принять решение. Предупреждаю, остерегайтесь полевых школ, которые предлагают поучаствовать в раскопках в далеких странах, особенно в восточном Средиземноморье, они берут высокую плату и используют студентов в качестве неквалифицированной рабочей силы, там вы ничему не научитесь. Прежде, чем подписать документы, настаивайте на том, чтобы вам дали сведения о предыдущих учениках и свяжитесь с ними.

Участие в профессиональных раскопках за границей. Американский археологический институт и Британский археологический совет (см. полезные адреса) предоставляют списки профессиональных раскопок, куда приглашают серьезных добровольцев. Иногда они обеспечивают дешевым или даже бесплатным жильем.

Добровольное участие в раскопках в рамках проектов по управлению культурными ресурсами. Именно здесь многие наши студенты получают первый опыт полевой работы. Сначала это добровольная, а потом оплачиваемая работа. Безусловно стоит разузнать о частных компаниях, работающих в этой области в вашем районе, а также проконсультироваться у своих преподавателей, у которых может быть такая информация.

Большинство археологических исследований в Северной Америке и многих частях Европы сейчас проводится в рамках УКР-проектов, многие из которых проводятся в соответствии с требованиями закона. Это означает, что все больше и больше (конечно же не все) академических археологических проектов американских университетов проводятся вне США, а в Европе, Центральной Америке и в Андах. В таких общеизвестных областях, как изучение Центральной Америки, существует жесткая конкуренция на редкие академические должности и еще больше претендентов на академические должности в археологии Северной Америки.

Только 35 % американских археологов работают в академических проектах, и это число сокращается с каждым годом (Цейтлин - Zeitlin, 1997). Вывод прост: если вы хотите стать академическим археологом, готовьтесь к сверхузкой специализации или к работе в областях, где и так слишком много специалистов, а свои многочисленные навыки оставьте про запас.

Работу в музеях найти трудно, особенно чисто исследовательскую. Работа в музеях хороша и требует особых навыков по консервации, организации выставок, сохранении коллекций.

Управление культурными ресурсами и общественная археология . Для людей, желающих сделать карьеру в области сохранения и управления археологическими ресурсами, здесь предлагаются почти неограниченные возможности (Грин и Доршук - Green and Doershuk, 1998). Самые великолепные возможности для археолога находятся в общественной археологии и частном секторе, где решаемые проблемы намного сложнее, чем традиционные академические задачи.

Если вы интересуетесь общественной археологией или УКР, то у вас есть выбор: работать в государственной или негосударственной организации, занятой УКР-проектами. Эти организации могут быть некоммерческими, закрепленными за музеем или университетом, или коммерческими, оперирующими исключительно в частном секторе. Последние могут быть разными по организации и размеру. Крупные компании могут предложить хорошие возможности и перспективы, особенно для начинающих археологов. Большая часть деятельности общественной археологии осуществляется государственными компаниями, хотя имеются и частные фирмы.

Если вы выбираете общественный сектор, то у вас будут возможности работать во многих федеральных государственных агентствах, таких как Национальная служба парков и Бюро земельного управления. Много археологов работает в археологических проектах, осуществляемых по заказам штатов или исторических обществ. Например, историческое общество штата Огайо часто нанимает археологов.