Одной из важнейших задач воспитания подростков 12-15 лет является развитие у них способности делать выбор. Уже в 9 классе им, пятнадцатилетним, придется делать выбор, который на несколько ближайших лет определит их жизнь. Как же помочь подростку? Что могут сделать родители? Разобраться в этих вопросах поможет психолог Школы Сотрудничества , кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.
Начнем издалека. Часто родители не осознают, что жизненный опыт их детей очень ограничен. Подростки мало знают о профессиях и плохо представляют, что делают специалисты в той или иной области.
Откуда школьник получает информацию
С представителями некоторых профессий можно столкнуться в повседневной жизни: врач, учитель, продавец. Какие-то профессии довольно колоритно показаны в фильмах. Особенно ярко современная киноиндустрия обрисовала работу киллера, тайного агента, обязательно сумасшедшего ученого, следователя по особо важным делам, который ловит киллера, и, конечно, опять врача в лице доктора Хауса.
Нередко о профессии судят по содержанию школьных дисциплин, в которых даются только упрощенные представления о науке. А такие востребованные профессии как фармацевт, экономист, логистик, менеджер по персоналу, оказываются для современного школьника совершенно не наполнены содержанием. Но ребенок не растет в вакууме. Каждый день дома он встречается с членами своей семьи, которые возвращаются с работы.
Однако, часто ребята плохо себе представляют даже то, чем занимаются на работе их мама и папа, дедушка и бабушка. Как показали беседы с родителями, существуют действительно объективные трудности на пути к тому, чтобы объяснить ребенку, чем взрослый занимается на работе. Не все обладает даром рассказчика. Трудно найти понятные слова, заменяющие специальные термины.
С чего начать
Рассказать про дедушек и бабушек. И даже прадедушек и прабабушек. Как они учились. Если есть аттестаты и дипломы, обязательно рассмотреть их вместе с подростком.
Моя коллега позволила записать свой рассказ, обращенный к сыну-подростку. «Моя бабушка, а твоя прабабушка, в 30-х годах мечтала стать летчицей, есть ее фотография в летном шлеме. Это она участвовала в тренировочных полетах. Однако, комиссия по здоровью не пропустила ее в училище. Бабушка поступила в педагогический институт и стала учителем физики. Она была очень ответственным и добросовестным человеком, ее уважали коллеги и любили школьники. В нашем буфете стоит ваза с дарственной надписью, подаренная ее учениками. А способности к преподаванию были еще у отца бабушки. Он был педагогом реального училища. Документы, подтверждающие это, передала мне бабушка, когда я была уже взрослой и сама преподавала. Получается, я педагог в 4-м поколении, а ты можешь стать им в 5-м».
Такой рассказ позволяет подростку многое узнать. Например, то, чем различаются профессия и специальность. Что бывают профессии модные, а бывают востребованные. Узнать, что не всегда способности проявляются рано, иногда надо поменять несколько работ, чтобы найти ту, что станет твоей.
Семейное древо профессий
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в разнообразии профессий и ощутить свои «корни», мы советуем построить семейное древо профессий, по аналогии с генеалогическим древом. Вы увидите, что на этом пути вас поджидают неожиданные открытия.
«Вау, папа, я не знал, что ты инженер-электронщик по образованию! А почему ты никогда не работал по специальности? Мам, а ты, оказывается, дважды специалист. А что такое патентное дело? А дед вообще самый крутой, кроме ВУЗа закончил Высшую партийную школу, а чему там учили? Это как менеджмент персонала, да?». Способности нередко передаются по наследству, но не всегда по прямой линии. Девочка из семьи музыкантов увлекается шахматами и математикой. Оказывается, она идет по стопам деда со стороны отца, доктора физмат наук.
Помогите подростку ощутить свои корни
Понять себя можно, только если ты научился понимать других. Ошибки и открытия предыдущих поколений помогут новым поколениям расширить свои представления о мире. Очень важно, чтобы подросток не боялся делать ошибки, понимал, что редко получается выбрать профессию раз и на всю жизнь. А в настоящее время учиться и менять профиль приходится постоянно.
Развиваются и меняются уже известные профессии. Постоянно появляются новые технологии, которые преображают прежние специальности. Рассказ о том, что было давным-давно, помогают сделать шаг в будущее. Опыт прежних поколений как фонарик освещает дорогу тем, кто идет вперед. Удачи всем на этом пути!
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ДРЕВО ПРОФЕССИЙ МОЕЙ СЕМЬИ Я Автомеханик Папа Машинист поезда Мама Парикмахер Бабушка Повар Дедушка Машинист Бульдозера Прабабушка Парикмахер Прадедушка Тракторист Бабушка Швея Дедушка Музыкант Прадедушка Строитель Прабабушка Врач
2 слайд
Описание слайда:
МАМА Моя мама парикмахер.Парикмахеры много трудятся руками. Но помимо знания технологий и практических навыков, одним из основных видов труда является творчество. Ведь только креативный мастер сможет создать новый имидж, просто изменив прическу.
3 слайд
Описание слайда:
папа Мой папа машинист электропоезда. Профессия машиниста электропоезда строго мужская. Требует огромных физических и психических затрат. Вред здоровью машиниста электропоезда наносят электромагнитные излучения и вибрации, пыльный воздух. Так что стабильная и приличная зарплата - весьма скромное вознаграждение за нелегкий труд. Машинистами работают люди здоровые и физически выносливые: каждый их рабочий день начинается с прохождения медосмотра. Работа посменная.
4 слайд
Описание слайда:
По маминой линии Бабушка Повар должен знать, для кого какие блюда может быть вредным и, в зависимости от особенностей организма того или иного человека, уметь создать для него индивидуальное меню, которое будет не только вкусным, но и благотворно влияющим на здоровье.
5 слайд
Описание слайда:
дедушка Мой дедушка машинист бульдозера. Машинист бульдозера довольно распространенная профессия в строительстве. При его непосредственном участии создаются железные и автомобильные дороги, земляные дамбы и водные каналы, а также траншеи для прокладки различных коммуникаций. Сам бульдозер представляет собой машину, в основу конструкции которой положен гусеничный или колесный трактор, снабженный специальным ножом (отвалом).
6 слайд
Описание слайда:
прабабушка Моя прабабушка парикмахер. Данная профессия подходит творческим и усидчивым людям. Далеко не каждый сможет простоять час, подстригая или окрашивая одного клиента. Коммуникабельность поможет наработать постоянных клиентов. Стрессоустойчивость – лучший способ выходить из конфликтных ситуаций. Клиенты часто сами не знают, чего хотят и называют вовсе не те прически. Важно найти точки соприкосновения и научиться понимать заказчиков.
7 слайд
Описание слайда:
прадедушка Мой прадедушка тракторист. Профессия тракторист - одна из наиболее известных рабочих специальностей. При этом немногие знакомы со спецификой данной работы. Трактор - непростая машина, для работы с которой работник, кроме выполнения огромного перечня определенных задач, должен уметь ремонтировать трактор, настраивать его различные узлы, а также проводить сборку и ремонт электроприборов.
8 слайд
Описание слайда:
По папиной линии Бабушка Моя бабушка швея. Швея - профессия женская. Аккуратность, вкус, строгость к мельчайшим деталям и подробностям, выверенность каждого движения, усидчивость. Редкий мужчина совмещает в себе эти качества, а в каждой женщине они всегда присутствуют. Любая женщина по определению прирождённая швея.
9 слайд
Описание слайда:
дедушка Мой дедушка музыкант. Профессия музыкант – работа не обычная, это искусство, предполагающее творческое начало. Од таких людей практически не возможно что-либо требовать, полет их фантазии ничем не ограничивается. Именно поэтому каких-то жестких критериев и рамок профессии музыкант не существует. Безусловно, нужно непрерывно развивать слух, ритм, распознавать мотив без нот. Мелодия должна звучать легко и непринужденно, лишь профессионалы поймут, какой титанический труд был затрачен на ее создание. Обычный слушатель должен просто наслаждаться музыкой.
10 слайд
Описание слайда:
прабабушка Моя прабабушка врач. Врач – это в первую очередь умный человек, обладающей хорошей памятью. Он всегда стремится к совершенству и получает новые знания. Ведь медицина не стоит на месте. Важно, чтобы врач обладал высокой стрессоустойчивостью, особенно, если вы выбрали хирургию, акушерство, педиатрию или психиатрию. Врач должен быть честным и уметь быстро принимать решения в критических ситуациях. Ведь промедление может стоить больному жизни. Также медик должен уметь объяснить больному суть проблемы, успокоить и истолковать важность лечения.
Татьяна Шашкова
А начала я со слов : «На златом крыльце сидели : царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Всем вам известна эта детская считалочка. В стародавие времена профессий было мало , и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем, сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся, их уже много тысяч, и все новые появляются. Какую выбрать?
Меня всегда тянуло к рукоделию. Я сама научилась вязать, если нужно и шить могу. Мне интересна работа с фетром и бисером , начала осваивать технику изготовления брошей в стиле «Бохо» . При всем том, что мои ближайшие родственники не шьют и не вяжут.
Я сгруппировала профессии , обозначив их определенным цветом. Когда я сделала древо «» , то увидела, что вся моя родня по женской линии связана работой с людьми . Это видно по наличию желтого цвета. Я тоже работаю с людьми . А вот откуда тяга к рукоделию? И тут мой взор устремляется к оранжевому цвету, моя прабабушка была рукодельницей – вязала шали, предметы одежды, мастерски владела вязальным крючком, вышивала. Все встало на свои места.
Сегодня я предлагаю вам окунуться в историю своей семьи , а вернее выполнить генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье » .
Кто желает выполнить исследовательскую работу ? Благодаря ей, вы можете не только выявить профдинасии , но и понять, на своем ли вы месте, и, возможно, помочь своему ребенку правильно определиться с выбором профессии .
Условные обозначения для изготовления генеологичесого древа
«Профессиональные династии в моей семье »
Желтый – профессия , связанная общением с людьми : педагог, продавец, судья, прокурор, полицейский, повар, журналист;
Синий – профессия , связанная с транспортом : водным, наземным, воздушным;
Красный- медицина;
Зеленый – профессия , связанная с природой : лесник, инспектор по охране природы, эколог, пастух, коневод, оленевод, кадровый охотник;
Коричневый - военные;
Оранжевый – швея, сапожник, рукодельница;
Если профессии , связанной с вашей семьей в перечне нет , и вы не знаете каким цветом её выделить – не страшно, можно самим определить цвет. Важно, чтобы вам самим было понятно.
Публикации по теме:
«ДРЕВО ГРУППЫ своими руками» Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории МДОУ №15 Смирнова Александра Вячеславовна Как известно.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать о событии в котором мы приняли непосредственное участие. В нашем детском саду.
Итоговая работа на «Профессиональные компетенции» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Профессиональные компетентности. 1.1. Составляющие профессиональной компетентности 1.2 Профессиональная.
Программное содержание. - Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться.
Приближается 8 марта - праздник мам, бабушек и девочек. Все активно готовятся: делают подарки, репетируют танцы, украшают группы. Мы с воспитанниками.
Овчинникова Ирина Николаевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №37» Я хочу рассказать о своей семье, где.
Проект в старшей группе совместно с детьми и родителями «Генеалогическое древо» Проект в старшей группе совместно с детьми и родителями «Генеалогическое древо» Подготовила воспитатель Апарина А. В. д/с №12 «Золотая рыбка».
Посмотрите внимательно на вещи, которые вас окружают. Это привычные для вас предметы: стол, диван, ручка, настольная лампа. Люди различных профессий трудятся над созданием многообразного и полезного мира вещей. Вам самим предстоит решать, какую профессию вы выберете. Чтобы ответить на этот вопрос, надо много знать о различных профессиях и о себе.
Правила дорожные – для меня несложные. Красный свет – проезда нет, желтый – остановка, А зеленый – поспешай, тут нужна сноровка. Вот и все, что нужно знать, чтоб водителем мне стать. Кстати: к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования: быстроту реакции, отличную память, выносливость, силу, умение мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации, крепкое здоровье, прекрасное зрение. Водитель
Я пилотом стать хочу, В самолете полечу Я уже летаю, В облаках витаю! Кстати: люди этой профессии проходят медицинскую комиссию, затем учатся в летном училище, окончив которое могут продолжить обучение в военной академии. Ведь пилоту нужно очень много знать и уметь! Пилот
Чтобы что-то потушить, надо чтоб горело, Вот пожарником тогда буду я умелым. Быть пожарником несложно. В моей жизни все возможно. Кстати: профессия пожарного требует бесстрашного характера, самоотверженности, ловкости, быстроты реакции, силы и крепкого здоровья. Пожарный
Я рисую ловко – тут нужна сноровка! В лифте кнопки высоко, обводить их нелегко. Разрисованные двери, окна, стены и панели. Оттереть мне все велят – безобразье говорят, Но «художником» меня называют с того дня. Кстати: люди данной профессии должны иметь эстетический вкус. Художник
Сильный я, к тому ж не трус и военным стать берусь. Стану непременно славным я военным. Я фуражку примерял и ботинки начищал. Разве это мало? Буду генералом! Кстати: люди этой профессии часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Военный
Научу я бабушку, как носки вязать. Подскажу я мамочке, как варить борщи. Кран на кухне починить, гвоздик в стеночку забить – Растолкую папе, дело будет в шляпе. Все уже умею, все уже могу! Значит, точно решено: Педагогом быть дано. Кстати: настоящий учитель обладает щедрой и доброй душой, умением отдавать детям свои знания, силы, время, талант. Учитель
Ну, а кто сильнее тут Всех болезней и простуд? Словно доктор Айболит Нас от гриппа защитит? Не боюсь – бегу, скачу В гости к доброму… Кстати: настоящий врач должен проявлять любовь к людям, иметь отзывчивое сердце, глубокие знания. умелые руки, хорошую память, чувство долга. Доктор
Вопросы 1. Скажи, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны- Готовит щи капустные, Мы смелые работники, Пахучие котлеты, С водою мы напарники. Салаты, винегреты. Так кто же мы? 3. Встаем мы очень рано, 4. Наведем стеклянный глаз, Ведь наша забота - Щелкнет раз – и помним вас. Всех отвозить по утрам на работу. 5. В кухне шторка не нужна. 6.……- врач зубной Нету вида из окна. И рецепт его простой. Кукле платье я строчу, Зубы я лечить умею, …….стать хочу. Дену я их поскорее. 7. Сегодня играл я бабу-Ягу 8. Учить детей и читать и писать. А завтра снегурку сыграть я могу. Складывать цифры и вычитать. 9. Какой профессии учат в летном училище.
1. Если наводнение Иль землетрясение, На помощь нам всегда придет И нас от гибели спасет. (спасатель) 3. Мы работаем бригадой, - Нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо Чтоб построить новый дом (строитель) 5. Он одет в комбинезон. Ловко красит рамы он. Побелил он потолок, Сделать нам ремонт помог. (маляр) Отгадайте загадки 2. Феном, щеткой и расческой Ловко сделает прическу. (парикмахер) 4. У него товаров горы Огурцы и помидоры. Кабачки, капуста, мед Все он людям продает. (продавец) 6. Из просеянной муки Он печет нам пироги, Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай-ка! (повар)
Название проекта:
«Профессии моей семьи» (старшая группа)
Руководители: воспитатель МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида», Ермакова Валентина Васильевна
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Цель проекта:
расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей;
обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
помочь накопить детям определенный социальный опыт.
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий;
2. Расширять общий кругозор;
3. Развивать связную речь.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий (швея, художник, фотограф);
2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей творческих профессий.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Актуальность:
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.
Этапы проекта:
I. Подготовительный
1. Составление плана деятельности;
2. Наработка и накопление необходимого материала;
3. Разработка плана мероприятий;
4. Сбор информации из книг;
5. Обобщение накопленного опыта.
II. Основной (планируемые мероприятия)
1. Презентация для детей «Профессии»;
2. Занятие «Кем я хочу стать, когда вырасту?»;
3. Рисование «Строим дом» (знакомство с профессией строителя);
4. Рисование «Борцы с огнем» (знакомство с профессией пожарного);
5. Аппликация «Варежка – прихватка» (знакомство с профессией повара);
6. Творческое задание для детей и родителей + занятие по развитию речи
«Профессии моей семьи»;
7. Чтение художественной литературы по теме проекта:
− В.Маяковский «Кем быть?»;
− Д.Родари «Чем пахнут ремесла?»;
− Э.Успенский «Про Веру и Анфису»,
«Дядя Федор, пес и кот»;
− К.Чуковский «Айболит»;
− С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»;
− А.Толстой «Приключения Буратино»;
− стихи о труде «Всё они на свете могут»;
− Андерсен Х.-Г. Сказки («Стойкий оловянный солдатик»,
«Пастушка и трубочист» и другие);
− Загадки о профессиях;
− Пословицы о труде, мастерстве и профессиях.
8. Занятие по ОБЖ «Опасности в профессиях.
Опасные профессии» (презентация + альбом с иллюстрациями);
9. Развитие речи «Стихи о профессиях» (заучивание стихотворений о профессиях);
10. Лепка «Самолет» (знакомство с профессией летчика);
11. Рисование – раскрашивание «Все профессии важны» (прорисовывание основных деталей костюма людей разных профессий);
12. Викторина для детей «Что мы знаем о профессиях?»;
13. Семейный досуг «Вечер дружной семьи»;
14. Творческое задание для детей и родителей «Изготовление костюмов и реквизита для сюжетно-ролевых игр по профессиям»;
15. Оформление альбома детско-родительских работ «Профессии моей семьи»;
16. Итоговая презентация с заданиями на закрепление «Все профессии нужны, все профессии важны».
III.Заключительный
1. Подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;
2. Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;
3. Оформление проекта;
4. Подготовка материалов проекта для размещения на сайте воспитателя;
5. Показ-дефиле костюмов и атрибутов спецодежды «Парад профессий».
Результаты:
1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности;
4. Дети вместе с родителями подготовили предложенные задания, применив творческий подход; 5. Все дети вовлечены в проект, 80% родителей помогали детям нарисовать профессии семьи, 57% – изготовили костюмы или атрибуты для сюжетно – ролевых игр в группе.
Продукты проекта:
1. Оформленный проект;
2. Презентации: «Профессии»;
«Опасные профессии» («Военные профессии»);
«Все профессии нужны, все профессии важны»;
«Человек красен трудом».
3. Конспекты занятий;
4. Фотоотчет;
5. Альбомы: «Опасные профессии»;
«Профессии моей семьи» (творческие работы);
«Профессии в картинках».
6. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр;
7. Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД;
8. Музыкальная подборка по теме проекта (песни о представителях разных профессий). Оборудование:
проектор, доска, ноутбук, музыкальный центр.
Приложение: фотоотчет
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ ВЫРАЖАЮТ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ГРУППЫ И НАДЕЮТСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Наши рисунки по теме:»Профессии моих родителей»
Мы играем. Как хорош я в костюме почтальона. Мои подружки получили замечательные журналы.
Как приятно быть кому-то нужным.
Посмотрите на меня: «Какой красавец я!» Приходили к нему лечиться наши зверушки.
В магазин сходила я, теперь приготовлю вкусный обед. Ему может позавидовать даже доктор.
Когда вырасту, буду учить детей. Мамой тоже быть непросто.
А пока учу математике своих кукол.
Как чудесно! Дарит детвора себе хорошее настроение всегда!
На экскурсию ходили. Познакомились с работой нашей заведующей, Моториной Е.В.
Очень интересную информацию получили.
Как стирают и как гладят, тоже узнали. Ох, нелегкая эта работа!
Очень нам запомнилось посещение пищеблока. Как много здесь интересного. Какие огромные кастрюли! Сегодня будем кушать намного лучше!
Спасибо за внимание!