Презентация горький старуха изергиль история создания. Презентация на тему М.Горький "Старуха Изергиль"

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль »

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme , от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. Возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения).

Романтический герой всегда в конфликте с обществом. Он – изгнанник, скиталец, странник. Одинокий, разочарованный, нередко бросает он вызов несправедливым общественным порядкам, устоявшимся формам жизни, и превращаются в бунтарей, мятежников, протестантов. К другому распространенному типу романтического героя относятся чудаки, фантазёры, мечтатели. Чаще всего это люди, преданные искусству, тоже, разумеется, непонятые и отвергнутые обществом. Романтический герой.

Время начала творчества М.Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем. Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового. Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях. Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, возникает необходимость найти «нравственный идеал». Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях. Почему Горький выбирает романтический тип героя?

г ерой противопоставляется «толпе»; г ерой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени; н еобычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям. Характерные признаки романтического произведения:

Рассказ-размышление о смысле жизни Главный герой- исключительная личность «Старуха Изергиль »

1.Состоит из трех самостоятельных частей. 2.Сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования. 3.Первая и третья части- легенды- противоположны по содержанию. 4.Центральная часть – рассказ о старухе Изергиль. Особенности композиции:

Параметры для сравнения Ларра Данко Внешность «красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня» Жизненная позиция -он не похож на других людей- не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, т.е. делать, что хочет, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»; Сравнение двух главных героев.

- «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,- люди наказывают его за гордыню из своего племени- «наказание ему в нем самом» - «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость Итог жизни ОДИНОЧЕСТВО Послесловие от Ларры осталась только тень, бродящая по степи От гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой Вывод крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

антиидеал р омантический идеал

Идеал и антиидеал - два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являлась рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра)- альтруизм (Данко). Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования. АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. ИНДИВИДУАЛИЗМ (от лат. individuum - особь) - понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Старуха Изергиль

гордыня гордость антигерой герой для себя для людей наказание « награда» ОДИНОЧЕСТВО Ларра Данко Изергиль

Cлайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Cлайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…». «Старуха Изергиль»

Cлайд 3

«Старуха Изергиль» Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Cлайд 4

«Старуха Изергиль» Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Cлайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…» «Старуха Изергиль»

Cлайд 6

«Старуха Изергиль» Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Cлайд 7

«Старуха Изергиль» Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение. Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога. «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль»

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы:

«Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».


«Старуха Изергиль»

Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.


«Старуха Изергиль»

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.


«Старуха Изергиль»

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…»

«…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»


«Старуха Изергиль»

Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование.

Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.

Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой:

«…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…

В очах его светилось много силы и живого огня…»


«Старуха Изергиль»

Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.


«Старуха Изергиль»

Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.


«Старуха Изергиль»

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем.

Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.

М.Горький «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» 11 класс

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).
- Какие природные образы вы могли бы выделить? - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”
- Каково композиционное решение рассказа?
- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?
- С какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?
В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа

Анализ легенды о Ларре.
- Кто является главным героем первой легенды? - Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям?
- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. - К чему приводит крайний индивидуализм героя?

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? - Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Анализ легенды о Данко
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте сопоставим ее с легендой о Данко.
- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

Какие основные черты можно выделить у Данко? - Что лежит в основе его поступков?

Как складываются отношения между Данко и толпой? (работа с текстом)

Что движет поступками Данко? Что совершает он ради людей?

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?
- К кому из своих героев считает себя близкой Изергиль? - А как определяет отношение к жизни автор-повествователь?

источники
http://www.playcast.ru/uploads/2015/05/14/13593590.jpg данко http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b07.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b06.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b08.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b04.jpg http://i42.fastpic.ru/big/2012/0625/82/dc1e661f118ec196ed41953740805d82.png http://i11.pixs.ru/storage/2/2/0/HudozhnikP_6645120_16899220.jpg http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/06/Staruha-Izergil-1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/181/101181623_1238961480_600purity13x7.jpg http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1lUVIKFXXXXbeXXXXq6xXFXXXH/62370-handpainted-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-f93800fa52/521a6d075a89c.jpg http://rusplt.ru/netcat_files/95/73/640x420/RIAN_00069140.HR.jpg http://webfacts.ru/wp-content/uploads/2016/07/3RIA-520663-Preview.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/67700761.c2/0_a6d23_1aa699b0_orig.jpg http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/105_(1).jpg Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

Слайд 2

Цель урока.

Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» Проанализировать легенды о Ларре и Данко Сопоставить главных героев легенд. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас... Что же делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борется больше, а только приспосабливается.» М. Горький

Слайд 4

Пафос

Эмоциональный настрой, страсть,пронизывающая произведение.

Слайд 5

Романтизм

Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд 6

Романтическое произведение

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Композиция произведения-рассказ с обрамлением

    Легенда о Ларре Рассказ о жизни старухи Изергиль Легенда о Данко

    Слайд 11

    Слайд 12

    Карточка №1 Ларра-отверженный, изгнанный

    Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.Высокое мнение о себе. Гордыня – непомер-ная гордость.

    Слайд 13

    Карточка №2

    Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum - неделимое) - мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значениеличности, личную независимость. Эгои́зм (от лат. ego - «я») - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм

    Слайд 14

    Слайд 15

    « Данко- один из тех молодых людей, молодой красавец»

    Слайд 16

    Слайд 17

    Карточка №3

    Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

    Слайд 18

    Ларра и Данко

    антиидеал индивидуа-листическое мировоззре-ние эгоист романтиче-ский идеал гуманисти-ческое мировоззре-ние альтруист