После выборов президента фсин может перейти в подчинение мвд. В рамках реформы силовых структур россии возможно слияние федеральной службы исполнения наказаний и министерства внутренних дел

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ - одно из крупнейших организационных формирований в структуре правоохранительных органов, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а так же обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Важным решением в деле демократизации УИС явилось принятие 8 октября 1997 г. указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», в котором установлено, что порядок и условия прохождения службы, а так же организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы МВД России, перешедших либо вновь принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 200. Этим работникам и членам их семей были сохранены предусмотренные законодательством льготы и социальные гарантии. Они проходят службу в Министерстве юстиции на занимаемых должностях без перерегистрации и переназначения, а так же без проведения в этом министерстве организационно-штатных изменений.

Исходными правовыми основаниями поступления на службу в УИС являются общие нормы, закрепляющие право граждан на труд. В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это же положение нашло подтверждение в Трудовом кодексе. Поэтому порядок приема граждан на службу в УИС в основном совпадает с общим порядком приема на работу. Тем не менее, специфический характер службы в этих органах предопределяет повышенные, по сравнению с другими сферами общественно-полезной деятельности, требования к личным качествам кандидата.

Порядок и условия поступления на службу в учреждения исполнения наказаний в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Приказом Минюста России от 6 июня 2005 года № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы», а так же Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации соответственно.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

Конкретный перечень квалификационных требований к кандидату на службу в УИС, касающихся образования, физической подготовки, состояния здоровья, личных деловых качеств, определяется Минюстом России и ФСИН России и зависит от должности, на которую он претендует. Каляшин А.В. Анализ требований к сотруднику уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4 (5). Ст. 62-65.

Для поступающих на службу предъявляются следующие требования к образованию:

На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего;

На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование;

Должности рядового и начальствующего состава замещаются путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.

Процедурный аспект приема на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ выглядит следующим образом.

Прием кандидатов на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ имеет два этапа:

Предварительное изучение;

Изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, исследований по общей и физической подготовленности. Якушкин С.В. Совершенствование системы отбора кандидатов на учебу, расстановки и закрепления кадров и их использования в учреждениях и органах, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительное право. 2007. № 1. С. 32-37.

Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу, осуществляется соответствующими структурными подразделениями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в ходе которого выявляются состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества.

По результатам предварительного изучения составляется справка о результатах изучения кандидата, которая направляется руководителю учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, имеющему право назначения на должность. Он рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в уголовно-исполнительной системе.

Цель проверки определить годность к службе по состоянию здоровья кандидатов. Проводится ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе» // Российская газета. 2008. № 165.

При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в уголовно-исполнительную систему, а также признании его ВВК годным к этой службе кандидат пишет заявление о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему.

Существует целый ряд ограничений для кандидатов на службу исходя из их социально-демографических, правовых, нравственно-психологических и иных характеристик конкретной личности.

Во-первых, законодатель предусмотрел возможность приема на службу только граждан Российской Федерации, поскольку гражданство является основой для закрепления за человеком прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, в том числе и в области определенной профессиональной деятельности. Однако ни Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ни Положение о службе в органах внутренних дел не устанавливает прямой запрет для поступающих на службу, которые имеют гражданство иностранного государства.

Наряду с гражданством установлено и возрастное ограничение, согласно которому на службу может быть принято только лицо, достигшее 18 лет. Одновременно законодатель считает, что справляться с нагрузками, характерными для начального этапа работы в УИС, может человек, возраст которого не превышает 40 лет. Повышенное требование к возрасту кандидатов на службу обусловлено спецификой служебной деятельности служащего УИС, его ответственностью за исполнение возложенных на него функций, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к лицам, претендующим на замещение должности рядового и начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе.

Важной характеристикой личности является образовательный уровень. На службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ принимаются лица, пригодные по деловым качествам и образованию выполнять обязанности, возлагаемые на сотрудников УИС. Рассматриваемое требование призвано обеспечить реализацию такого принципа как профессионализм и компетентность служащих УИС. Для его реализации в уголовно-исполнительной системе предусмотрено формирование ведомственных учебных заведений, подготовка в которых предваряет службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ. Однако и в этом случае действует образовательный ценз в виде среднего общего образования.

Во-вторых, с учетом правовых признаков личности круг кандидатов на службу ограничивается за счет исключения из числа претендентов лиц, имеющих или имевших судимость. Это означает, что на службу в УИС не принимаются лица, судимость которых снята или погашена в установленном законом порядке. Как правило, из круга кандидатов на работу исключаются и те граждане, которые состоят на оперативно-профилактическом учете в правоохранительных органах и спецслужбах, граждане, допустившие различного ряда правонарушения.

Особую группу признаков личности кандидатов на службу в УИС составляют те, которые касаются их физического и психологического состояния. Данная задача решается путем издания правил оценки физической и психологической годности к службе. Кандидат на работу не должен иметь заболеваний, препятствующих исполнению предполагаемых должностных обязанностей. Бовин Д.А., Раков А.М. Профессиональный психологический отбор в уголовно-исполнительной системе России и его эффективность // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 104-114.

Особо следует отметить, что из круга кандидатов безусловно исключаются те, кто вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным.

В конце 2017 года Президент России подписал закон, сокращающий предельную численность штата Министерства внутренних дел РФ с 2018 года. На рассмотрении находится и вопрос об объединении ФСИН и МВД – это один из наиболее вероятных путей продвижения реформы в данном ведомстве. Реорганизация данной структуры породила необходимость проведения индексации оплаты труда, которая не проводилась на протяжении многих лет.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформирование силовых структур. Изменения не обойдут стороной и ФСИН. В последних новостях за 6 февраля сообщается, что в 2018 году может произойти объединение этой службы с МВД.

Изменения коснутся каждого сотрудника в учреждении, будет пересмотрен оклад работников ведомства, усилен контроль за качественным исполнением профессиональных обязанностей.

В случае объединения ФСИН и МВД в 2018 году ведомство не утратит свое предназначение

Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции.

ФСИН также осуществляет функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России.

После объединение ФСИН и МВД в 2018 году часть сотрудников сменят служебную форму на гражданскую

31 декабря 2017 года Владимир Путин поставил свою подпись под Указом, предписывающим оптимизировать максимальную численность сотрудников МВД с 1 января 2018 года на 10 тыс. человек - до 894 тыс. 871 чел., в том числе:

  • сотрудников органов МВД РФ;
  • работников МВД;
  • гражданского персонала.

После выборов президента и ФСИН может перейти под контроль МВД. Такую возможность обсуждают в подразделениях ФСИН по всей стране. Кроме того, возможна кадровая реформа в ведомстве.

«Существенную часть сотрудников ФСИН переведут на гражданскую службу, то есть они останутся без погон. При погонах останутся только те сотрудники, кто работает с оружием. Массовые сокращения вряд ли будут, потому что в системе и так катастрофическая нехватка кадров»,

Рассказал один из источников.

Объединение ФСИН и МВД в 2018 году предполагает уменьшение численности генералов

Уголовно-исполнительная система находилась в структуре органов внутренних дел до реформы 1998 года, когда на основе Указа президента России Бориса Ельцина ее передали в ведение Министерства юстиции России.

До 2005 года в России существовало Главное управление исполнения наказаний Минюста России, которое впоследствии в ходе административной реформы преобразовали в Федеральную службу исполнения наказания, которая все так же находилась под контролем Минюста.

Однако эксперты отмечают, что «если ФСИН такую, какая она есть сейчас, берут под зонтик МВД, чтобы посмотреть, какие, например, должности и позиции в системе были лишние, где можно кого-то сократить для экономии бюджета, то это вполне укладывается в логику оптимизации, которую российские власти проводят в последнее время».

Эксперты не исключают, что силовые ведомства готовят к варианту реформы, когда после выборов власти вернутся к идее создания «мегаведомства», под крылом которого объединятся несколько силовых структур. Так что силовиков, судя по всему, ждёт «оптимизация», как в здравоохранении. Генералов станет меньше.

Должность (справа - справка) =========== =I. Должности высшего, старшего и среднего нач. состава= =========== Центральный аппарат ФСИН России ========== Директор Федеральной службы исполнения наказаний Первый заместитель директора ФСИН Заместитель директора ФСИН Начальник управления Первый заместитель начальника управления Заместитель начальника управления, начальник гл. инспекции Зам. нач. гл. инспекции, гл. инспектор УИС, пом. дир. ФСИН Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник отделения Гл. спец., ст.: ОУ по ОВД, инспектор по особым поручениям ОУ по особо ВД, инсп. по особым поручениям, вед. спец. Ст.: ОУ, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт ОУ, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт =2. Терр.орг.ФСИН(ГУ ФСИН, упр-я ФСИН, отд.ФСИН субъектов РФ)= =2.1. Главные управления ФСИН= Начальник главного управления Заместитель начальника главного управления Начальник управления (в составе главного управления) Заместитель начальника управления (в составе гл. управления) Помощник начальника главного управления Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник: отделения, службы, инспекции Старший оперуполномоченный по особо важным делам Старший инспектор по особым поручениям Ст.: ОУ, специалист, инспектор, ОД, псих-г, инженер, юриск-т ОУ, специалист, инспектор, ОД, психолог, инженер, юриск-т === 2.2. Управления Федеральной службы исполнения наказаний === Начальник управления ФСИН (первый уровень) Начальник управления ФСИН (второй уровень) Заместитель начальника управления ФСИН (первый уровень)2 Заместитель начальника управления ФСИН (второй уровень) Начальник управления (в составе терр. органа ФСИН) Зам. начальника управления (в составе терр. органа ФСИН) Пом. начальника управления ФСИН (первый уровень) Пом. начальника управления ФСИН (второй уровень) Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник: отделения, службы, инспекции Старший оперуполномоченный по особо важным делам Старший инспектор по особым поручениям Ст.: ОУ, специалист, инспектор, ОД, психолог, инж., юриск-т ОУ, специалист, инспектор, ОД, психолог, инж., юрисконсульт === 2.3. Отделы Федеральной службы исполнения наказаний === Начальник отдела ФСИН Заместитель начальника отдела ФСИН Помощник начальника отдела ФСИН Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник: отделения, службы, инспекции Старший оперуполномоченный по особо важным делам Старший инспектор по особым поручениям Ст.: ОУ, специалист, инспектор, ОД, псих-г, инж., юриск-т ОУ, специалист, инспектор, ОД, психолог, инженер, юриск-т === 3. Учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН === Нач. учреждения ФСИН (с числ. персонала свыше 200 чел.) Нач. учреждения ФСИН (с числ. персонала от 100 до 200 чел.) Нач. учреждения ФСИН (с числ. персонала менее 100 чел.) Зам. нач. учреждения ФСИН (с числ. перс. св. 200 чел.) Зам. нач. учреждения ФСИН (с чис. перс. от 100 до 200 чел.) Зам. нач. учреждения ФСИН (с числ. перс. менее 100 чел.) Помощник начальника учреждения Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник отделения Ст. оперуполномоченный по особо важным делам Гл. специалист, ст. оперуполномоченный, врач-специалист Ведущий специалист Ст.: ОД, инспектор, спец-ст, инж., псих-г, юрисконсульт; ОУ ОД, инспектор, специалист, инженер, псих-г, юрисконсульт =4. Учр-я, исп. нак-я, изоляторы и учрежд. терр. орг. ФСИН= Начальник учреждения (первой категории) Начальник учреждения (второй категории) Начальник учреждения (третьей категории) Заместитель начальника учреждения (первой категории) Заместитель начальника учреждения (второй категории) Заместитель начальника учреждения (третьей категории) Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник отделения Начальник: отряда, караула Старший: оперативный дежурный, оперуполномоченный, Ст.: соц. пед-г, спец-т по соц. работе, псих-г Старший: инж., инсп-р, юрискон-т, преподаватель Врач-специалист Оперативный дежурный, оперуполномоченный, соц. педагог Спец. по социальной работе, психолог, инженер, инспектор Специалист, юрисконсульт, преподаватель ==II. Типовые должности рядового и младшего нач. состава== = 1. Г. Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленингр. обл. = Пом. ОД, мл. инспектор 1 категории, мл. оперуполномоч. Сотрудник спец. учета, пом. нач. караула, ком-р отд. Мл. инспектор 2 категории, инструктор-кинолог Младший инспектор Курсант ==== 2. Административные центры субъектов РФ ==== Пом. ОД, мл. инспектор 1 категории, мл. оперуполномоч. Сотрудник сп. учета, пом. нач. караула, ком. отд. Младший инспектор 2 категории, инструктор-кинолог Младший инспектор Курсант =========== 3. Остальные местности =========== Пом. ОД, мл. инспектор 1 категории, мл. оперуполн. Сотрудник спец. учета, помощник начальника караула Командир отделения, мл. инсп. 2 кат., инструктор-кинолог Младший инспектор Курсант

МВД "поглотит" ФСИН?

После президентских выборов ФСИН может войти в состав МВД. Глава ведомства Геннадий Корниенко успеет уйти в отставку или сядет в тюрьму?

ФСИН может перейти в подчинение МВД после выборов президента. Об этом сообщил корреспондент УтроNews. В последнее время тюремное ведомство сотрясают скандалы. И его глава Геннадий Корниенко может отправиться за экс-главой ФСИН Александром Реймером, который был осужден в прошлом году на 8 лет за хищения в размере 1.3 млрд руб. при закупке электронных браслетов.

При Геннадии Корниенко хищения продолжаются. Сейчас его заместитель Олег Коршунов является фигурантом аж трех уголовных дел. Вероятно, глава ФСИН нашел "козла отпущения", на которого готов повесить все свои "прегрешения".

В прошлом году Корниенко сам обратился с письмом к Дмитрию Медведеву с просьбой уволить Олега Коршунова. Таким образом глава ФСИН, наверное, хотел убрать свидетеля, который может много рассказать про хищения во ФСИН, особенно при строительстве тюремных изоляторов и в частности самого большого в Европе "Кресты-2".

Слабо верится, что глава ФСИН был не в курсе хищений. Какой бы заместитель, позволил себе несколько лет "орудовать" под носом у своего начальника и с ним не делиться? Такое в обычном ведомстве не проходит, а в тюремном тем более.

Александр Реймер ждет в сокамерники Корниенко?

Но не только скандалы с хищениями и даже убийствами сотрясают ФСИН. В СМИ постоянно появляется информация об избиениях заключенных в колониях. Ведомство прогнило насквозь и его надо реформировать. Однако передача МВД видится абсолютно абсурдной.

В этом случае следователи для раскрытия преступлений получат прямую возможность давить на подозреваемых, содержащихся в СИЗО, а также на заключенных в колонии с целью получения от них признательных показаний и дополнительной информации по уголовным делам.

А в колониях и сейчас творится настоящий беспредел. И попавший туда человек зачастую лишается всех своих прав и становится буквально заложником надзирателей, которые могут делать с ним все, что захотят.

Что творится в колониях?

В Калмыкии были осуждены 7 сотрудников УФСИН. Они избивали заключенных, в результате чего один из них Дмитрий Батыров умер. В избиении принимал участие и зам. начальника ИК-1 Баатр Дорджиев, который пытался скрыть преступление замаскировав его под нападение заключенного на сотрудников колонии.

Дмитрий Батыров был осужден на три года. Подрался с директором магазина, зам. начальником калмыцкого УФСИН. Месть последовала незамедлительно. После прибытия в колонию Батырова жестоко избили. А потом сотрудники колонии изрезали себе бритвой мундиры и кожу. И сказали, что Батыров кинулся на них. Осужденные сотрудники ФСИН получили сроки от 1 года до 11 лет. Получил срок и врач, который присутствовал при избиении, но не остановил его.

Это случай, к сожалению, далеко не единичный. В Краснодарском крае сотрудники Белореченской колонии избивал для подавления воли и устрашения несовершеннолетних, за что получили от 2.5 до 11 лет лишения свободы. Жалуются на избиения в колониях Брянской и Кировской областей.

В России около 700 колоний и несколько десятков из них, по мнению правозащитника Льва Пономарева, напоминают концентрационные лагеря. И сколько десятков тысяч человек могут находиться в таких бесправных условиях? Почему Геннадий Корниенко не принимает мер к исправлению ситуации, о которой сигналят правозащитники?

Вор на воре?

А каком наведении порядка в колониях может идти речь, когда Геннадий Корниенко не может даже контролировать то, что происходит в руководстве вверенного ему ведомства. Еще в 2015 г. оно стало лидером по количеству нарушений, которые обнаружила Счетная палата. С нарушениями было потрачено 4.7 млрд руб. Результатом проверки стали 5 возбужденных уголовных дел.

В 2007-2016 гг. ФСИН было выделено 57 млрд руб. на строительство следственных изоляторов. Из 13-ти объектов построенными оказались только 6. А 15 млрд руб. были израсходованы неэффективно. Это - мягкая формулировка Счетной палаты. А, возможно, деньги просто украли?

Десять лет строится изолятор "Кресты-2". И его смета за это время возросла втрое. Как такое может быть? Видимо, выделенные на строительство деньги просто "пилились". И к этому мог иметь отношение и Геннадий Корниенко.

В марте прошлого года один из кураторов строительства изолятора подполковник Николай Чернов был убит. Заказчиком оказался его начальник - полковник Сергей Мойсеенко. Что пытались скрыть этим убийством? Возможно, похищенные при строительстве суммы. Что творится во ФСИН, где начальник заказывает своего подчиненного? Почему главу ведомства не сняли после этого происшествия?

Воруют и подрядчики ФСИН. А его руководство может быть в доле. Против генерального подрядчика "Крестов-2" компании ГСК и ее руководителя Виктора Кудрина возбуждено уголовное дело по статье мошенничество. Кудриным могло быть похищено 56 млн руб.

А всего на строительство "Крестов-2" было выделено 12 млрд руб. И даже представить себе трудно, сколько всего из них могло быть похищено. Следствие еще продолжается. И его следы могут привести к Геннадию Корниенко.

Корниенко лучше уйти самому?

Арестованный зам. главы ФСИН Олег Коршунов рвется на допрос. В конце прошлого года он написал письмо главе СКР Александру Бастрыкину, в котором обещал рассказать все. Коршунова обвиняют в хищениях на сотни миллионов рублей путем завышения цен при закупках сахара и автомобильного топлива.

Олег Коршунов не хочет отвечать за Корниенко?

Сейчас Коршунову предъявили еще одно обвинение в хищении средств на пошив сапог для заключенных. История довольно темная. Сразу после предъявления обвинения выяснилось, что якобы сам Коршунов это преступление и раскрыл. Может быть, Корниенко понял, что заместитель может его сдать и пытается пойти на попятную - вытащить Коршунова?

А может, на Коршунова просто вешают все "хвосты", чтобы окончательно утопить его. Только один заместитель главы ФСИН ко дну точно идти не собирается. И может потянуть за собой Геннадий Корниенко.

Если решение о слиянии МВД и ФСИН будет принято, то в процессе передачи ведомства могут всплыть такие суммы хищений, что Корниенко Коршуновым точно не отделается. Даже непонятно, почему глава ФСИН до сих пор медлит. На его месте любой здравомыслящий человек давно бы ушел в отставку.

Эксперты говорят, что если ФСИН подчинить МВД, полиция будет давить на заключенных для раскрытия уголовных дел. Фото: Дарья Козинова/Znak.com

После выборов президента Федеральная служба исполнения наказаний может перейти под контроль Министерства внутренних дел. Такую возможность обсуждают в подразделениях ФСИН по всей стране. Кроме того, возможна кадровая реформа в ведомстве. «Существенную часть сотрудников ФСИН переведут на гражданскую службу, то есть они останутся без погон. При погонах останутся только те сотрудники, кто работает с оружием. Массовые сокращения вряд ли будут, потому что в системе и так катастрофическая нехватка кадров», — рассказал один из источников.

Информацию о возможном переходе ФСИН под контроль МВД нашему изданию на условиях анонимности подтвердили сразу несколько действующих сотрудников УФСИН по Республике Татарстан, УФСИН Москвы и ГУФСИН по Свердловской области.

Уголовно-исполнительная система находилась в структуре органов внутренних дел до реформы 1998 года, когда на основе Указа президента России Бориса Ельцина ее передали в ведение Министерства юстиции России. До 2005 года в России существовало Главное управление исполнения наказаний Минюста России, которое впоследствии в ходе административной реформы преобразовали в Федеральную службу исполнения наказания, которая все также находилась под контролем Минюста.

Глава благотворительного фонда «Русь сидящая» Ольга Романова уверена, что переход ФСИН под контроль МВД «ничего хорошего не принесет».

— Кому ни передавай — все один и тот же цирк. Системе исполнения наказаний не место в МВД, ее нужно вообще уничтожить и создать с чистого лица современную гражданскую пенитенциарную службу, взяв в качестве основы подходящий нам немецкий опыт. В Германии вполне себе нормальные тюрьмы, в них четкая и строгая система. Она исправительная, это не машина для уничтожения человеческого достоинства, — говорит Романова.

Глава «Руси сидящей» уверена, что «самое главное — перевести ФСИН из силового ведомства в гражданское. И второе — открыть эту систему для действенного общественного контроля. Только этими двумя способами можно уничтожить ГУЛАГ. ФСИН не должен быть государством в государстве».

Но Ольга Романова уверена, что в реальности таких глобальных преобразований в системе ФСИН ждать не приходится, ведь на это нужна политическая воля. «А у власти до ФСИН руки никогда не доходят, потому что верховная власть от сумы и тюрьмы привычно зарекается», — говорит правозащитница.

Экс-прокурор Республики Чувашии, глава юридического департамента «Руси сидящей» Алексей Федяров в разговоре с журналистом Znak.com также заявил, что переход ФСИН под контроль МВД вряд ли сейчас возможен.

— Наличие ФСИН в составе Минюста — это очень важно требование Европейского союза, поэтому российские власти не станут еще больше обострять отношения с европейскими партнерами, — уверен Федяров.

Он также отмечает, что «МВД — это основной в количественном плане игрок в расследовании уголовных дел в стране, поэтому передавать ФСИН ведомству, которое поставляет подавляющее количество осужденных, как минимум нелогично. Ведь в таком случае интересы оперативных служб будут выше вопросов исправления осужденных. А система исполнения наказания вообще не должна зависть от органов расследования уголовных дел».

Такого же мнения придерживается и руководитель исследовательских программ правозащитной организации «Общественный вердикт» Асмик Новикова. Эксперт уверена, что на сегодняшний день «вхождение ФСИН в состав МВД равносильно тому, что волка поставят на охрану овец».

— МВД — это структура для раскрытия преступлений, и, если в их руки (сотрудников МВД. — Прим. Znak.com) будут попадать заключенные, то это упростит силовикам задачу. Они продолжат и в колониях давить на заключенных, чтобы узнавать от них дополнительную информацию о преступлениях, раскрытие которых подвисло. А заключенный — это человек, который по решению суда уже отбывает наказание. И его нужно оставить в покое. Заключенным должны заниматься службы по его исправлению, — объясняет Новикова.

Однако эксперт отмечает, что, «если ФСИН, такую, какая она есть сейчас, берут под зонтик МВД, чтобы посмотреть, какие, например, должности и позиции в системе были лишние, где можно кого-то сократить для экономии бюджета, то это вполне укладывается в логику оптимизации, которую российские власти проводят в последнее время».

— В принципе вариант перехода ФСИН в МВД допустим. Но надо смотреть, как будут устроены координирующие механизмы между следователями, оперативными и тюремными службами. Если при такой реформе не будет конкретных шагов по улучшению системы, то общество от такой реформы скорее проиграет, — подытожила Новикова.

Отметим, что в последнее время в СМИ все чаще обсуждаются варианты слияния отдельных ведомств. Так, говорилось об упразднении Следственного комитета России и передаче его полномочий снова в Генеральную прокуратуру, а также о переходе спасателей нынешнего МЧС под контроль Министерства обороны России. Однако пока эта информация остается на уровне слухов и предположений.