Печатный станок 17 века. Книжное дело России в XVII веке

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

Музей истории полиграфии, книгоиздания и истории МПИ-МГУП открылся в Московском государственном университете печати 1 ноября 2000 г. по инициативе и под руководством ректора проф. А.М.Цыганенко. Автор экспозиции - заведующая музеем доц. С.В.Морозова.

Располагается в двух учебных зданиях. Основная экспозиция (ул.Михалковская д.7) состоит из трех частей: история возникновения письменности, бумаги, полиграфии и книгоиздания; история МПИ-МГУП; выставочный зал. Парк печатных машин с 1911 года (ул. Прянишникова,2). Общая площадь экспозиции около 1000 м 2 .



Музей насчитывает свыше 22.000 экспонатов: полиграфические станки и оборудование как отечественных, так и зарубежных производителей, начиная с середины XIX века, рукописные и печатные книги. Представлены все этапы печатной продукции: от редакционной подготовки рукописей до их печати.

Печатные станки, машины, оборудование

Допечатный процесс представлен коллекцией стационарных и портативных печатных машинок (более 20 ед.хр.). Набор текста: ручной - металлическими и деревянными шрифтами; автоматический набор - линотипами; фотонабор - горизонтальными и вертикальными фотоаппаратами, комплексами оборудования «Каскад» и «Квант»; цифровой - компьютерами.

Эволюцию печатного процесса позволяют показать: ксилографическая доска конца XVIIв. из Тибета; печатные станки сер.XIX- н.XXвв. немецких фирм: пробопечатные (3), литографские, тискальные (2), тигельные; печатные машины нач. и сер.ХХ в. - тигельные, плоскопечатные (7), офсетная, ротационная.

Брошюровочно-переплетный процесс представлен бумагорезательными машинами начала ХХв., прессами и станками для кругления корешков книжных блоков, позолотными прессами, ручными и автоматическими проволокошвейными аппаратами, ниткошвейными машинами зарубежных и отечественных заводов.

Антикварные книги, редкие издания, выпущенные в России и за рубежом

В экспозиции представлены книги издательств России и СССР. Рукописные и старопечатные книги, а также изданные на русском и иностранных языках в XVI- н. XXIв. Музей располагает 25 рукописными книгами XVI-XIXв.: Богослужебный конволют в 4 частях (нач. XVI- нач. XVII вв.); Литературные сборники к. XVII- н.XVIII в. (Хождение Трифона Коробейника, О царе Агея,О Киприяне и царице Устинии, Слово о злых женах, Беседа трех святителей и др.) и исторические сер. XVIIIв. (Описание Казани М.С. Пестриковым, О разорении святого града Иерусалима, Сказание о зачатии и рождении Петра Великого П.Н. Крекшина, Записки А.А. Матвеева о стрелецких бунтах).

Старопечатные книги Московского печатного двора и Синодальной типографии: «Триодь цветная» (1591) Андроника Невежи, «Апостол» 2-й пол. XVII в., «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1648). 20 изданий XVIIIв.: «Устав воинский» (Спб, 1719), «Полидора Виргиния Урбинского» (1720); издания Академии наук, Н.Н. Новикова, И.Г. Рахманинова, Вольной типографии И.В. Лопухина, Вольной русской типографии А.И. Герцена в Лондоне (сочинение для детей «Похождения Грибуля» Ж. Санд на русском языке), университетских издательств (Москвы, Казани, Томска) и др.

Имеются прижизненные издания поэтов серебряного века: первый журнал русских футуристов «Дохлая луна» (1914), ЛЕФ (журнал Левого фронта под редакцией В. Маяковского, 1923). Из 30 отечественных журналов XIX в. большая часть представлена в экспозиции.

Книги, изданные в Германии, Франции, Италии, в т.ч. произведения Рабани (1532), эльзивир XVII в.

Книги о коллекциях музея

Собрание музея стало объектом исследования ученых.

О музее опубликованы книги: «Н.Н.Вышеславцев» — монографический альбом о художнике «серебряного века», «Рукописные книги XVI—XIX вв. в собрании музея», «Книги в собрании музея XVIIIвв.», каталог «Полиграфическое оборудование в собрании музея».

Собственные издания музея

Большим событием стал выход в свет двухтомного издания воспоминаний выпускников «Мы из МПИ»,биобиблиографического словаря «Мы из МПИ-МГАП-МГУП» о преподавателях вуза за 80 лет.

Работа над книгой «Не забудем тех, кто принес Победу» позволила установить имена 400 защитников Родины — выпускников, преподавателей, сотрудников МГУП и открыть мемориал.

К 70-летию Победы собраны и изданы воспоминания детей войны «1941.Детство отменяется».

Выставки в музее

Важной частью работы музея является организация художественных выставок. Это выставки дипломных и курсовых работ студентов, преподавателей, видных художников, работающих по оформлению книг и др. Всего за 16 лет проведено свыше 200 выставок.

В музее проводились первые зарубежные выставки — из Ирана и Братиславы, Германии; проходила выставка арабской письменности из Национального музея республики Татарстан.

Музей демонстрирует свои коллекции на выставках и в других музеях

Выставочная деятельность музея не ограничивается стенами музея: музей экспонирует свои материалы на Международных выставках Полиграфинтер, в Политехническом и Биологическом музее им. Тимирязева, в Президентской библиотеке Кремля, в «Крокус-Экспо».

В музее проводятся встречи выпускников МПИ-МГУП, с работниками издательств и полиграфических предприятий, с ветеранами. Организуются литературно-музыкальные вечера.

В музее проводят киносъёмки, снимают телепередачи

За консультациями к нам обращаются кинорежиссёры и видеооператоры. Мы участвовали в более чем 20 передачах по всем каналам центрального ТВ, кабельного и САО - «Доверие», «Родной уголок» и в новостных передачах на радио. С каналом «Культура»сняты фильмы «Полиграфические машины» в рубрике «Машины времени», «История бумаги» и т.д.

Ежегодно музей посещает с экскурсиями более 3 000 тыс. человек

Студенты и преподаватели, сотрудники университета, школьники Москвы и других городов, различные делегации, в том числе и зарубежные, осматривают экспозицию, организуют мероприятия, посещают мастер-классы.

Приглашаем в наш музей!

Рис. 4.2. Лань. Гравюра из "Обшей истории четвероногих", 1790 г.

В XVII-XVIII вв. расширился ассортимент печатной продукции, Стали печататься периодические издания. Впервые появилась печатная газета. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В XVI в. в Венеции за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzеtta, откуда и произошло русское слове «газета». Первая печатная газета появилась в Германии в 1609 г. Еженедельная газета стала выпускаться в Париже в 1632 г., а ежедневная и регулярная газета (Leipzigеr Zeitung) - в Германии в 1669 г. В 1665 г. во Франции стал выходить первый в мире научный журнал (Journal des savants). Изменился и ассортимент печатных книг. В XVI в., как мы помним, среди европейских книг преобладала религиозная тематика, а сами книги печатались на латыни. Начиная с XVII в., все возрастает количество политических книг, новелл, романов, и эти книги печатаются не на латыни, а на народных языках - французском, немецком, голландском и т.д. Что касается России, первые книги там печатались на древнеславянском языке и также имели религиозный характер. В начале XVII в., наряду с печатными, широкое распространение имели рукописные книги, которые и удовлетворяли полностью потребность в светской литературе, т.к. грамотных людей в России было мало, но с середины XVII в. стали печататься и книги светского характера.

В 1702 г. с января печатается и первая русская газета «Ведомости». Ее считают продолжением русской рукописной газеты «Куранты», которая выходила в единственном экземпляре при дворе царя Алексея Михайловича. С 1728 г. выходит первый в России ежемесячный журнал, который был приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и назывался «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 г. в Петербурге были отпечатаны первые русские бумажные деньги, которые представляли собой ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Наконец, в 1796 г. в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии, которая называлась «История, профессии, техника и технология книгопечатания».

В 1707-1710 гг. в России осуществлялись реформы Петра I. Император лично правил рисунки шрифтов. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу разрешалось использовать только для церковных книг. В 1711 г. была построена первая типография в молодой столице - Петербурге.

Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому они имели ограниченный спрос. В удешевлении книги были заинтересованы и издатели, и читатели. Поэтому в течение XVIII в. кожаный переплет постепенно был вытеснен картонным и бумажной обложкой; покупатель мог со временем заказать для книги в обложке, переплет или вообще обойтись без него. Для увеличения сбыта книг на рубеже XVIII и XIX вв. название книги и фамилию автора на специальных бумажных наклейках стали помешать на корешках книг и на передних страницах обложек. Привлеченный такой рекламой читатель, зайдя в книжную лавку за одним изданием, мог купить и другие.

Книгопечатание успешно развивалось. За последние 10 лет конца XVIII столетия в странах Европы было основано 900 новых газет, возросли тиражи книг, газет, журналов, открылись сотни частных издательств. С увеличением ассортимента печатной продукции, с ростом тиражей возрастала и потребность в бумаге. Поэтому, как мы уже сообщали ранее, в этот период времени были сделаны два изобретения, позволившие удовлетворить потребность в бумаге. В 1670 г. в Голландии был сконструирован ролл - устройство для размола волокнистых материалов при производстве бумаги. А в 1799 г. была изготовлена первая в мире бумагоделательная машина.

В течение XVII-XVIII столетий совершенствовалась и полиграфическая технология. Была изобретена плоская печать - литография, создана гравюра с углубленными на разную глубину печатающими элементами. В 1677 г. Симон Гутовский построил первый в России металлографский станок. В конце XVII в. с глубокой гравюры целиком отпечатали букварь, составленный монахом Карийоном Истоминым. Совершенствовались типографские шрифты, создавались новые гарнитуры. Пьер Фурнье впервые предложил типографскую систему мер для измерения и унификации размеров шрифтов. Предпринималась попытка, правда неудачная, ускорить ручной набор. В 1725 г. шотландец Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы (от греч. logos - слово и typos - отпечаток). Так назывались литеры с наиболее употребительными словами и отдельными слогами. В 1729 г. Вильм Гед предложил отливать стереотипы - монолитные копии с набора, выполненные в масштабе 1:1. Для отливки стереотипов он использовал гипсовые матрицы. Эти матрицы содержали углубленные отпечатки в гипсе, полученные с полос набора. Такая матрица хранится в Британском музее. В 1789 г. был предложен способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце ХIII в. было сделано выдающее открытие, относящееся к гравюре на дереве - изобретена торцовая ксилография. Совершенствовалась и печатная техника. В 1790 г. в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В отличие от печатного станка на печатных машинах механизировано не только создание давления для передачи краски с формы на бумагу, но и другие этапы печатного процесса, например, нанесение печатной краски на форму. Наконец, в 1800 г. в Англии Чарльз Стенгоп впервые изготовил печатный станок, полностью состоявший из металла и позволявший печатать с форм, которые имели в два раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.

В 1643 г. голландец Людвиг фон Зиген создал гравюру с углубленными на разную глубину печатающими элементами, названную впоследствии меццо-тинто (от итал. mezzo - средний и tinto - крашеный). При изготовлении таких форм поверхность металлической пластины предварительно обрабатывалась специальным инструментом - качалкой с острыми зубцами. На пластине оставались равномерно распределенные по поверхности мелкие углубления, дающие при печати черный тон. При изготовлении формы гравер с помощью специальных инструментов сглаживал отдельные участки, в результате углубления становились более мелкими, и толщина красочных слоев, которые с них передавались, становилась меньше, а, следовательно, их яркость увеличивалась. Такие печатные формы изготавливались вручную, но характер их печатающих элементов такой же, как и у современных печатных форм глубокой печати.

В 1765 г. француз Жан Лепренс, долго работавший в России, создал гравюру акватинта. Такая гравюра тоже содержит печатающие участки, углубленные по-разному, но она изготавливается с помощью травления. Технологический процесс состоял в следующем. Сначала на медную пластину наносили контуры рисунка и слегка травили. Затем ее припудривали порошком канифоли и подогревали. В результате на пластине получались мелкие углубления, так называемое акватинтное зерно. Потом расплавленную смолу удаляли, закрывали кислотостойким лаком самые светлые участки будущего изображения и снова травили. Операцию повторяли несколько раз. В результате получались печатающие элементы, углубленные на разную глубину в соответствии с передаваемыми тонами.

Около 1720 г. французский художник Жак Леблон разработал технологию многокрасочного печатания с нескольких углубленных гравюр. Сначала он пытался на глаз разложить цветное полутоновое изображение на семь основных красок и затем воспроизвести его на совмещенном оттиске. Вскоре художник понял, что достаточно ограничиться тремя красками - красной, синей и желтой. В дальнейшем он ввел дополнительную коричневую (согласно некоторым источникам, черную) краску, использовав ее в качестве контурной. Для точного совмещения красок при печати Леблон использовал то, что в наше время называется «приводкой по штифтам». В каждой форме Леблон просверливал отверстия, расположенные одинаково по отношению к изображениям, а на столе металлографского станка укрепил металлические штырьки, на которые надевал формы в процессе печатания. Следы отверстий, оставшихся на оттисках, позволяли надежно контролировать совпадение красок при печатании (приводку) . В дальнейшем для этих целей стали наносить «кресты» на обрезных полях. В работах Леблона заложены основы цветоделения, которые затем стали применяться в практике многокрасочной печати. Они были усовершенствованы и получили широкое распространение значительно позже, когда в практику цветовоспроизведения вошли фоторепродукционные процессы. В наши дни для этих целей используются цифровые технологии. Как мы увидим далее, цветные оригиналы воспроизводят четырьмя красками - пурпурной (красно-синей), голубой (сине-зеленой), желтой (красно-зеленой) и черной, а цветоделение производят с помощью оптических устройств, которые называются светофильтрами.

В начале XVIII в. ксилография была почти вытеснена углубленной гравюрой на металле, отличавшейся высоким качеством изображения и хорошей передачей полутонов. Но гравюра на металле имела ряд недостатков. Как мы знаем, при печатании с углубленной гравюры требовалось очень высокое давление, поэтому ее нельзя было объединять вместе с текстом в одной печатной форме. Кроме того, сам процесс изготовления такой гравюры отличался значительной трудоемкостью.

В конце XVIII в. англичанин Томас Бьюик возродил гравюру на дереве, создав торцовую ксилографию. Для своих работ он использовал доски поперечного распила, изготовленные из твердых пород дерева. Доски он составлял из небольших брусочков, подбирая их таким образом, чтобы в них использовались поперечные разрезы волокон. На рис. 4.1 показан процесс изготовления доски для торцовой ксилографии. Сначала бревно распиливали на кружки толщиной около 30 см, которые затем обстругивались, шлифовались и доводились по толщине до высоты типографского шрифта (25,1 см) (рис. 4.1а), затем из кружков выпиливали прямоугольники (рис. 4.1b), из которых потом и собирали торцовые доски (рис. 4.1с). На торцовых досках все направления реза равноценны, поэтому можно прорезать очень тонкие штрихи и передавать штриховкой различные полутона. Торцовую ксилографию называют еще полутоновой. Работы Т. Бьюика иллюстрируют «Всеобщую историю четвероногих», изданную в 1790 г. и «Историю английских птиц» (1797-1804). На рис. 4.2 показана гравюра из «Истории четвероногих». Вскоре торцовая ксилография Т. Бьюика начинает занимать господствующее место в художественном оформлении книги, используется также и в иллюстрировании газет и журналов. Только в конце 80-х гг. XIX в. она была постепенно заменена растровой автотипией, т.е. преобразованием полутонового изображения в микроштриховое на стадии фотографирования с помощью оптического инструмента - растра. С этим процессом мы более подробно познакомимся в дальнейшем.

Первые формы плоской печати, литографии (от греч. lithos - камень) были предназначены для прямой передачи краски на бумагу и изготовлялись на камне - известняке (рис. 4.3 ). На таких формах гидрофобные печатающие элементы создавались путем рисования жирной краской или жирным карандашом, а гидрофильные - обработкой специальным раствором, состоящим из полимера (гуммиарабика) и азотной кислоты.

Изобретатель плоской печати Алоиз Зенефельдер родился в 1773 г. в Праге в небогатой семье. Он окончил гимназию в Мюнхене и хотел стать драматургом.

Зенефельдер решил сам напечатать свои пьесы, но у него не было средств для покупки типографского шрифта. Тогда он решил изготовить печатную форму высокой печати из камня (известняка), углубив пробельные элементы с помощью азотной кислоты. Следует заметить, что в конце XVIII в. уже были известны печатные формы из камня: Симон Шмид осуществлял печать с каменных плит, гравируя на них печатные формы, как с возвышенными, так и с углубленными печатающими элементами.

Сначала Зенефельдер, нарисовав изображение на известняке и протравив камень на свободных от изображения участках, получил форму высокой печати. На ней печатающие участки имели незначительную высоту - чуть больше 2 мм. Получить хорошие оттиски с такой формы было проблематично, но Зенефельдер успешно использовал ее для печатания нот.

В дальнейшем изобретатель заметил, что жирная печатная краска значительно лучше ложится на те участки, где она уже была. Написав несколько слов на поверхности камня, он обработал ее слабым раствором азотной кислоты. Образовался незначительный рельеф, использовать который для высокой печати было нельзя, так как краска при нанесении закатала бы и пробельные участки. Тогда он смочил форму водой, в которую добавил полимер - гуммиарабик и азотную кислоту, а затем нанес на нее краску, которая легла только на печатающие участки. Так появились формы плоской печати, у которых, как мы уже знаем, и пробельные, и печатающие участки лежат практически в одной плоскости, но пробельные воспринимают только воду (они гидрофильны), а печатающие только краску (они гидрофобны). Это случилось чуть больше 200 лет назад в 1798 г. (по некоторым источникам в 1797 г.).

Зенефельдер постоянно совершенствовал литографию. В дальнейшем он сконструировал и построил первый литографский станок (рис. 4.4 ), кроме того, он написал учебник по литографии.

В литографской печати использовался прямой способ передачи краски на бумагу, поэтому изображение на форме должно было быть зеркальным. Сначала текст писался в зеркальном виде жирным карандашом или специальной тушью на камне, что было неудобно. Зенефельдер предложил использовать переводную литографию. При этом способе прямое изображение сначала рисовалось жирной краской на бумаге, а затем переводилось на камень.

Литография или как ее тогда называли «химическое печатание», изобретенная в конце XVIII в., получила в дальнейшем широкое распространение. Прежде всего, литография нашла применение для печатания иллюстраций. Главным преимуществом литографии по сравнению с гравюрами на дереве или на металле была ее дешевизна, т.к. на изготовление печатной формы затрачивалось значительно меньше труда. Недаром этот способ назвали «гравюрой бедняков». Из полиграфии литографию постепенно вытеснила плоская офсетная печать. Но, благодаря тому что литография обладает хорошими изобразительными возможностями, она, наряду с гравюрой на дереве и на металле, нашла широкое применение в качестве станковой графики: художники сами создавали и печатали литографии. В области литографии работали Адольф Менцель, Делакруа, Домье. Создавали литографии и такие известные русские художники, как Кипренский, Шишкин, Репин, Серов и др.

К XVIII в. относится деятельность таких типографов и художников в области шрифта, как Джон Баскервиль (1750-1779) и Джамбатиста Бодони (1740-1813). Разработанные ими гарнитуры шрифтов баскервиль и бодони использовались и в XX в. Следует заметить, что даже первоначально гарнитура бодони была разработана и для русского шрифта.

До середины XVIII в. не существовало какой-либо стандартизации типографских шрифтов. Каждый типограф изготовлял литеры таких размеров, которые считал нужными. Поэтому нельзя было смешивать в одной наборной форме продукцию, полученную от разных словолитчиков. Хотя даже в специальной литературе того времени появлялись высказывания о том, что все литеры должны иметь одинаковый рост (высоту), словолитчики этим рекомендациям не следовали. В 1737 г. Пьер Фурнье предложил в качестве единицы измерения шрифтов типографский пункт, равный 1/364 королевского фута, или 0,375 мм. Величину типографского пункта Фурнье подсчитал неточно. Позднее его поправил Фирмен Дидо; типографская система мер получила его имя и использовалась, пока существовал металлический набор. В ее основе лежал пункт, равный 0,3759 мм. 12 пунктов составляли цицеро или 1/4 квадрата; четыре цицеро - один квадрат . В Англии и США действовала другая система, пункт в которой равен 0,35 мм, а 12 пунктов составляют пику . В связи с переходом к компьютерному набору эта система теперь действует повсеместно.

Фурнье усовершенствовал и наборный инструментарий. Он сконструировал типометр, который позволял измерять литеры, строки и полосы набора.

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.

Общая характеристика книжного дела в XVII в.

Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI - начале XVII в. была распространена все еще слабо.

Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.

В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них - служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.

Центры книжного дела

Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность - различные делопроизводственные документы и акты - находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% - светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».

Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.

Запретная литература и цензура книг в XVII в.

Идеология народных масс не могла найти отражения в официальной как печатной, так и рукописной литературе XVII в. С жадностью ловили простые русские люди мысли запретных произведений и тех летучих листков, которые распространялись тайно в годы крестьянских волнений и бунтов. Во времена Ивана Болотникова и Степана Разина в народе ходили так называемые «прелестные», или «подметные» (т.е. подбрасываемые тайно) письма. В них содержались призывы к боярским холопам «побивать своих господ». «Прелестные» письма Степана Разина наводнили всю страну.

Распространение и чтение листовок, направленных против угнетателей, каралось самым жестоким образом. Преследовалась также любая литература, не соответствующая догматам церкви, подвергавшая сомнению те или иные положения церковного учения. Так, патриарх Филарет повелел в 1663 г. отобрать во всех церквах и монастырях церковный устав, напечатанный в 1610 г. и прислать в Москву для сожжения на том основании, что печатал устав «вор, бражник, чернец Логин», изложивший отдельные его положения «своим самовольством».

Во второй половине XVII в. в связи с исправлением церковных книг преследованию подвергались все прежние издания. Так, в 1681 г. по предложению царя Собор постановил: при продаже людьми «всяких чинов» книг «прежних печатей» «те книги имать на печатный двор», а вместо них давать новоисправленные, чтобы «во святых церквах несогласия, а меж людьми сумнения не было». Сочинение Афанасия архиепископа Холмогорского «Цвет духовный», направленное против раскольников, по повелению патриарха Иоакима бесплатно рассылалось по церквам и монастырям Новгородской епархии.

Деятельность Московского печатного двора

После смерти в 1602 г. Андроника Невежи во главе Печатного двора стал его сын Иван Андроников Невежин. С 1601 по 1611 г. оба они напечатали 10 изданий церковно-служебного характера.

В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба». В ней работал «печатных книг переплетный мастер» Анисим Радищевский. Родом с Волыни, Радищевский, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова.

Во главе третьей «избы», работавшей на Московском печатном дворе в начале XVII в., стоял мастер Никита Фофанов, напечатавший в 1609 г. Минею общую.

Во время польско-литовской интервенции «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть...»

В это тяжелое для страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы прибыл Никита Фофанов. В 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) - Нижегородский памятник. Автор рассказывает о вторжении польской шляхты в русскую землю и о чинимых ею злодеяниях, радуется освобождению родины от вражеских войск и возрождению Московского государства.

В 1614 г. Московский печатный двор был восстановлен, возобновил свою деятельность вернувшийся из Нижнего Новгорода Никита Фофанов. Штат Печатного двора постепенно увеличивается. Ремесленная стадия развития книгопечатания, когда почти все производственные операции исполнялись одним лицом, уступает место мануфактурной, с присущими ей специализацией и разделением труда.

В России первые мануфактуры появились в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, рассчитанного на массовое производство церковно-служебных и «чтомых» книг. Сыграли свою роль и государственный характер книгопечатания, и поддержка церкви. Во втором десятилетии XVII в. на Печатном дворе работали наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносеные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения). Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. редакция и корректура печатавшихся книг. Правильня играла и роль цензурного учреждения, следила за тем, чтобы печатались только одобренные церковью, исправленные книги. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей - Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, ЕпифанийСлавинецкий, Арсений Суханов и др.

В начале 30-х гг. XVII в. на Московском печатном дворе появился новый мастер - Василий Бурцев-Протопопов. Он руководил самостоятельным отделением типографии и именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 книг. Позднее, в конце 70-х гг., в Троицкой башне Кремля была устроена «Верхняя» дворцовая типография - личная типография царя. Руководил ею известный ученый, поэт и драматург Симеон Полоцкий. Только она имела право издания книг без специального разрешения патриарха, не зависела она и от управления Печатного двора. С 1679 по 1683 г. «Верхняя» типография выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений Симеона Полоцкого.

В 1654 г. во главе Печатного двора становится патриарх Никон, проводится исправление церковных книг в связи с проводимой им реформой церкви. С 1686 г. руководство Печатным двором переходит в руки братьев Лихудов; они одновременно преподавали в Славяно-греко-латинской академии. При Лихудах учащиеся и преподаватели академии работали на Печатном дворе справщиками и редакторами.

На протяжении XVII в. в Москве были напечатаны 483 книги. По содержанию они делятся на три группы:

Литургические, церковно-служебные или культовые;

Книги религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви;

Книги не религиозные.

Преимущественная часть изданий XVII в. - книги первой группы. Содержание и тематика книг, как и в XVI в., определялись главным образом потребностями церкви: Апостолы, Евангелия, Псалтыри все еще составляют основную массу продукции Московского печатного двора. Развитие хозяйства, государственного управления, успехи культуры и просвещения приводят к некоторым важным изменениям в издательской деятельности Московского печатного двора. Прогрессивным фактором явилось издание сочинений, предназначенных не для церковной службы, а для повседневного чтения. Хотя книги эти входили в круг церковной литературы, они все же расширяли издательский «ассортимент» Печатного двора. Кроме сочинений таких церковных писателей, как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др., в эту группу изданий входят сборники, составленные из произведений византийских писателей, украинских и русских авторов, а также «Пролог» - обширное собрание житийных и нравоучительных статей. Как сборники (или точнее «соборники»), так и «Пролог» пользовались большой популярностью у русского читателя. Московское издание «Пролога» 1641 г. - первая русская печатная книга для повседневного чтения.

Особая труппа изданий XVII в. - буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя.

Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцов. В 1634 г. в Москве им была издана печатная «Азбука». Она очень быстро разошлась и уже в 1637 г. была переиздана. Во второе издание включены вирши о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис - сцена наказания розгой провинившегося ученика в «Училище». Гравюра светского содержания - явление новое в русской печатной книге XVII в. Некоторые буквари пропагандировали новые методы обучения и воспитания. Так, в одном из самых интересных букварей XVII в. - букваре «словено-российских письмен» Кариона Истомина применен метод запоминания букв с помощью картинок. Буквы даны в различных начертаниях - не только славянские, но и греческие и латинские, в печатных и рукописных вариантах. Иллюстрации к ним изображают предметы, названия которых начинаются с соответствующей буквы. Так, под различными начертаниями буквы «А» помещены изображения «Адама», «аспида», «арифметики», «апреля месяца», «аналогии» и т.д. На каждом листе - назидательные вирши. Так, лист с буквой «А» завершается следующей стихотворной строкой: «Изначала лет юн всем обучайся; везде от жизни мудрей утешайся».

Целиком текст букваря с иллюстрациями был выгравирован на меди в 1694 г. Леонтием Буниным. Кариону Истомину принадлежит другой примечательный букварь, отпечатанный в 1696 г. типографским способом. Это - одна из редчайших русских книг. До сих пор обнаружено лишь два (из 20 изданных) экземпляра этой книги. Значительное место в букваре занимают поэтические произведения самого К. Истомина.

В 1648 г. вышло первое московское издание знаменитой «Славянской грамматики МелетияСмотрицкого. Оно дополнено отрывками из сочинений Максима Грека, примерами, грамматического разбора предложений. «Грамматика» Смотрицкого была для своего времени подлинно научным сочинением. Ею пользовались в России еще в XVIII в. (по ней, как известно, учился М.В. Ломоносов).

Развитие военного дела и усиление внимания государства к вопросам военного искусства нашло отражение в издании превосходно отпечатанной книги размером в лист с 35 гравюрами на меди и гравированным титульным листом по рисунку Григория Благушина: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это был перевод с немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга напечатана в 1647 г. Гравюры выполнены по заказу царя Алексея Михайловича в Голландии.

В 1649 г. выходит в свет первое печатное издание свода русских законов - «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли, усиление влияния купечества вызвали появление таких книг, как «Грамота о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное;» (1682), предназначенных для людей «купующих и продающих».

В 1699 г. в Москве была выпущена книжка: «Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков». Это последняя светская печатная книга XVII в., в наше время - редчайшее издание.