Время на чтение: 8 мин
Усиление контроля органов власти за процедурой проведения закупок требует от заказчиков составления грамотного обоснования условий таких закупок. Процедура обоснования госзакупок регулируется ст. 18 закона № 44 и зависит от вида конкретной закупки, способа выбора исполнителя и особенностей отрасли хозяйствования, в которой производится закупка.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Понятие и виды обоснования закупки
Обоснование – это документ, в котором заказчик доказывает необходимость каждого условия для достижения поставленных целей. Составление обоснования происходит на этапе планирования госзакупки, а готовый документ проверяется надзорными органами, в том числе
Правовое регулирование обеспечения закупок реализуется:
- местными нормативными актами.
Какие условия нужно обосновывать
Существует два основных вида обоснований:
- для плана закупок;
- для плана-графика.
Для плана закупок нужно обосновать необходимость приобретения каждого вида товара или пакета услуг , а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если закупка включает в себя поставку и установку оборудования, то обоснование составляется для каждой группы однотипных товаров и отдельно – для перечня работ по монтажу.
Для плана-графика обосновываются начальная стоимость контракта и способ выбора исполнителя заказа . При обосновании цены следует учитывать рекомендации, приведенные в Приказе Минэкономразвития № 567 .
Порядок обоснования
Подготовка обоснования для закупок происходит в следующем порядке:
- Заказчик определяется с закупки и составляет ее план.
- Составляется обоснование для каждой группы объектов .
- Происходит поиск потенциальных (поставщиков) нужных объектов.
- Заказчик определяется с порядком выбора исполнителя и контракта.
- Составляется план-график закупки на ближайший год.
- Составляется обоснование для плана-графика.
Обоснование для плана закупок делается в виде таблицы, которая содержит перечень объектов закупки (товаров, услуг или работ каждого вида). В таблице должна быть следующая информация:
- номер закупки ;
- наименования объектов ;
- цель закупки ;
- обоснование каждого объекта ;
- ссылки на нормативные акты ;
- подпись ответственного лица и дата.
При обосновании наличия в заказе товаров или услуг, имеющих , нужно указать на отсутствие таких товаров на внутреннем рынке страны или на неподходящие характеристики товаров местных производителей.
Важно учесть, что обоснование каждого объекта заказа нужно составлять исходя из целей закупки и требований законодательства к товарам, услугам и работам, которые могут закупать бюджетные учреждения. Установление таких требований регулируется ст. 19 закона № 44 .
Поиск исполнителей может проводиться через официальный портал закупок и сайты профильных организаций, производящих нужные заказчику товары или выполняющие требуемые работы. Если потенциальных исполнителей больше одного, заказчик объявляет ; если исполнитель является монополистом, заказчик оформляет закупку у единственного поставщика.
- стартовую цену контракта;
- методику обоснования цены ;
- обоснование цены по выбранной методике;
- способ выбора исполнителя заказа и его обоснование;
- список особых требований к заказу (при наличии) и их обоснование.
Сроки подготовки документа
Подготовка обоснования плана закупок должна быть проведена в течение 10 дней с момента перечисления целевых средств из бюджета на проведение закупок, целью которых являются:
- выполнение федеральных программ;
- функционирование федеральных бюджетных учреждений или органов власти.
Сроки подготовки обоснования закупок, осуществляемых учреждениями регионального значения, утверждаются правительством региона, а муниципальные предприятия готовят обоснование в сроки, регулируемые местными нормативными актами.
Обоснование закупки у единственного поставщика
Закупка у предполагает, что заказчик не проводит конкурентную закупку (конкурс или аукцион) среди потенциальных исполнителей, а самостоятельно выбирает такого исполнителя и заключает с ним контракт. Подготовка обоснования в таком случае включает следующие шаги:
- Заказчик проводит поиск поставщиков нужных товаров или услуг.
- Проводится анализ перспектив заключения с каждым потенциальным поставщиком, производящим подходящие заказчику товары или услуги.
- Составляется обоснование закупки у единственного поставщика .
Причинами заключения контракта без конкурса или аукциона могут быть указаны:
- срочная необходимость в требуемых товарах или услугах;
- отсутствие иных исполнителей продукции данного вида в регионе;
- особые условия у единственного исполнителя.
Когда у заказчика нет времени на организацию конкурентной закупки (например, при заказе работ по устранению аварийных ситуаций), то в обосновании нужно указывать, что трата времени на проведение закупки может привести к серьезным нарушениям в работе учреждения заказчика.
В постановлении правительства № 1279 от 30.09.2019 указано, что писать в обоснование соответствия объекта закупки в 2020 году ничего не нужно. Это постановление отменило форму обоснования всей закупки, в т. ч и ее часть про соответствие предмета торгов. Эта форма была утверждена постановлением правительства № 555 от 05.06.2015.
Что такое объект закупки и как его описать
Объект закупки — аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Описание объекта госзакупки составляют предельно объективно и конкретно, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические и его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.
Источники для формирования описания:
- Ранее исполненные контракты.
- Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
- Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
- Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
- Другие источники.
Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг. Они установлены:
- Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
- Техническими регламентами, принятыми в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
- Иными условиями, связанными с потребностями заказчика.
Вот пример описания объекта госзакупки по 44-ФЗ:
Если нужный товар включен в каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) и дата начала обязательного применения наступила, то придется для описания объекта госзакупки брать характеристики из этого каталога. Если заказчик решит использовать другие параметры, он обязан обосновать такое решение. Это указано в п. 5, 7 правил использования КТРУ.
Вот пример, что писать в обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:
Как обосновывали до 2020 года
При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.
Форма обоснования выглядит так:
А вот пример, как на реальной закупке обосновали объект:
Разберем заполнение этой формы.
Ячейка 1. Указывается порядковый номер.
Ячейка 2. Указывается идентификационный код в соответствии с выбранным предметом госзакупки, формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015.
Ячейка 3. Указывается наименование предмета заказа. Оно полностью совпадает с графой «Наименование предмета контракта» из плана-графика.
Ячейка 4. Указывается программа, в рамках которой проводится госзакупка, например, государственная, муниципальная или целевая.
Ячейка 5. Указывается мероприятие программы, в соответствии с четвертой колонкой формы.
Ячейка 6. Указывается взаимосвязь госзакупки и мероприятия в рамках исполнения программы, указанной в колонке 4.
Ячейка 7. Указывается наличие нормативных актов, по которым устанавливаются требования по отдельным видам товаров, работ и услуг либо их отсутствие.
Как обосновать: примеры из практики
Покажем на примере, как написать обоснование закупки.
Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму. Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки.
Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», постановление правительства РФ от 15.04.2014 № 313 .
Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4.
Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4.
Столбец 7. Указано постановление, в рамках которого проводится госзакупка.
А вот пример обоснования соответствия объекта закупки мероприятию программы.
Обоснование закупок товаров, работ, услуг при
формировании, утверждении и ведении плана-графика
Правила и форма обоснования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана-графика утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».
В плане-графике по каждому лоту обоснованию подлежит:
Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
Дополнительные требования к участникам закупки, при наличии таких требований.
В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
В случае внесения изменений в план-график по лоту изменения вносятся в форму обоснований закупок.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется в порядке, установленном
статьей 22
Федерального закона № 44-ФЗ.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо руководствоваться приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика приведены в Приложении № 1.
Приложение №1
Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика
Наименование объекта | Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | Обоснование невозможности применения…. методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона | Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона | Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поставка медицинской мебели | 67 500,00 рублей | Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) | Расчет произведен в приложении № 1 *
. | Электронный аукцион | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Пример приложения №1Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебелиРасчет НМЦК:
КП – коммерческое предложение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение работ по капитальному ремонту кровли | 3 273 494,00 рублей | Проектно-сметный (при наличии проекта)
| Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Расчет произведен в приложении № 2*.
| Электронный аукцион | ч.2 ч.3 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016; N 471-р | В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 №99 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Пример приложения №2Обоснование начальной (максимальной) цены контрактана выполнение работ по капитальному ремонту кровли
Начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в размере: 3 273 494,00 рублей Контрактный управляющий (работник контрактной службы)
/_______________/ ________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поставка электроэнергии | 11 910 рублей | Тарифный метод | Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Расчет произведен в приложении № 3*.
| Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*Приложение №3
Расчет цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. |
Расскажем, что писать в обосновании соответствия объекта в плане и плане-графике, какие сведения нужно включать обязательно. Также приведем примеры обоснования объекта закупки по 44-ФЗ и формы для скачивания.
Обоснование потребности закупки
При формировании плана нужно включить в специальную форму сведения об обосновании. Что писать в плане регламентирует от 05.06.2015 № 555. Оно содержит список характеристик, которые необходимо обосновать, а также шаблоны для подачи сведений.
Организатор должен объяснить выбор:
- объекта закупки;
- способа определения поставщика;
- НМЦК.
Обоснование объекта закупки дается в плане, двух других показателей - в плане-графике (далее - ПГ). Для этих двух документов предусмотрены разные формы предоставления информации. За обоснованностью госзакупок следят органы мониторинга, контроля и аудита. Если проверка покажет, что потребности в процедуре не было или обоснование не предоставлено, процедуру могут отменить, а заказчика привлечь к административной ответственности.
До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график.
Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой. Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.
Обоснование объекта закупки
Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане закупок. Нужно опираться на наличие государственных программ, мероприятия в рамках них, на собственные потребности, необходимость того или иного товара для нормального функционирования учреждения и т.д.
План содержит:
- код закупки;
- цель ее проведения;
- объект;
- обоснование объекта по 44-ФЗ;
- период проведения процедуры;
- объем финансирования.
Когда заказчик вносит обоснование соответствия объекта в план, в нем необходимо написать, для удовлетворения каких потребностей необходима продукция, для каких госпрограмм или мероприятий ее закупают, соответствует ли процедура положениям закона.
Пример обоснования закупки
✔
Форма обоснования закупок для плана;
✔
Форма обоснования закупок для ПГ;
✔
Пример формы обоснования канцтоваров;
✔
Пример формы обоснования по электроэнергии;
В графе 1 укажите порядковый номер позиции.
В графе 2 укажите идентификационный код, который прописали в столбце 2 плана .
В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, вы планируете закупку в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» – от 26.12.2017 № 1640. В этой графе укажите наименование программы. Если процедуру планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.
В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана.
Что писать в обосновании соответствия объекта в плане закупок
Писать обоснование соответствия объекта в плане можно в свободной форме. Необходимо придерживаться официального стиля речи. Главное воспользоваться типовым шаблоном, который содержится в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №555. Наименование объекта должно быть указано в соответствии с классификатором ОКПД2.
Приведем пример обоснования объекта закупки в плане по 44-ФЗ. Если вы закупаете компьютерную технику для учреждения образования, укажите, в рамках какой муниципальной программы осуществляется процедура (например, «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).
Также обоснование соответствия объекта в ПЗ может быть указано исходя из потребностей конкретного учреждения. Например, если медцентр планирует приобретение карбюратора для автомобиля скорой помощи, он указывает, что товар необходим для поддержания транспорта в технически исправном состоянии.
Как написать обоснование закупки: пример
План включает сведения об обосновании закупки. Что писать в каждой графе, можно посмотреть в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В этом нормативно-правовом акте содержится подробная инструкция, как обосновать процедуру в плане. Утвержденная форма предоставления сведений содержит:
- идентификационный код;
- объект;
- название госпрограммы (это может быть не только государственная, но и региональная, ведомственная, целевая программа);
- мероприятие, для которого проводится процедура;
- потребности учреждения, для удовлетворения которых покупается товар, работа или услуга (также можно указать функции);
- обоснование закупки.
Как обосновать изменения в плане закупок
Менять план можно только по основаниям, указанным в законодательстве. Их можно найти в статье 17 44-ФЗ и в от 21.11.2013 № 1043. Внесение правок допускается в следующих случаях:
- приведение документа в соответствие с изменившимися целями осуществления закупок или претерпевших изменение нормативно-правовых актов;
- выполнение поручений в рамках реализации законов, решений и поручений органов власти;
- исполнение решения по итогам общественного обсуждения;
- экономия;
- исполнение требований, содержащихся в предписании контрольного органа.
Иные основания не могут быть использованы для внесения изменений. При любых правках в плане соответствующие сведения должны быть включены в форму обоснований закупок.
К примеру, если поменялась дата планируемой процедуры в пределах указанного ранее года, изменения нужно внести лишь в ПГ. Но в случае, если из-за сдвига сроков изменился год или периодичность проведения процедур, правки следует внести и в план.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.
1. Что такое обоснование закупки?
Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.
Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.
3. Обоснование при формировании плана-графика
Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;
3) дополнительные требования к участникам закупки.
Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!» . Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.
4. Сроки подготовки обоснования закупок
Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.
5. Оценка обоснованности осуществления закупок
Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.
По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.