Небольшой сценарий для детей подводное царство. Сценарий игровой программы для пришкольного лагеря

Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря

Сценарий игровой программы для младших школьников «Морское путешествие в Почемучию»

Белоусова Анастасия Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ Увельская СОШ №2, Челябинская область, Увельский район, посёлок Увельский.

Назначение: материал данного мероприятия могут использовать в своей практике учителя начальных классов, воспитатели во внеурочной деятельности по ФГОС, а также вожатые или организаторы в летних пришкольных лагерях.
Цель: создать условия для личностного и интеллектуального развития ребят.
Задачи: расширить кругозор участников по морской тематике;
Формировать интерес к интеллектуальным игровым программам;
Воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Действующие лица: ведущий – капитан, лев Бонифаций – боцман, акула, осьминог, кит (играют дети, одетые в соответствующие костюмы или с шапочками на голове, изображающими морских обитателей), мальчик Почемучка, девочка Почемучка.
Оборудование: бутафория: корабль (фанерный) – размером 70*50 см, штурвал, бинокль, карта путешествия (нарисована на листе ватмана), медузы, морские звёзды, рыбки и предметы, принадлежащие сказочным героям (сделаны из плотной бумаги).
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в неизвестную страну. У этой страны есть одна особенность: её нет ни на одной карте мира. Эту страну предстоит открыть нам самим. И название у неё загадочное и интересное – Почемучия.
Я – ваш капитан, ведущий нашего путешествия. На нашем корабле шесть команд: «Моряки», «Рыбаки», «Арго», «Садко», «Нептун», «Посейдон». Поприветствуйте друг друга!
(Звучит песня В. Ибряева «Школьный корабль») для отплывающих. Вбегает лев Бонифаций.
Лев Бонифаций . Капитан! Возьмине меня на борт!
Капитан. Ребята!Возьмём Бонифация с собой в плавание?
Ребята. Да!
Капитан. Так и быть! Будешь боцманом. Вставай к штурвалу. Поднять паруса! Отдать швартовы! Полный вперёд!
Перед тем, как подать команду, капитан надевает морскую фуражку. Под музыку кто-то из детей держит бутафорский корабль и имитирует движение по морю. Остальные берутся за руки и изображают волны.
Капитан. Как много в мире неизвестного,
Ребята!Это не беда!
Как много в мире интересного,
Всё новое узнаем мы всегда!
Лев Бонифаций (смотрит в бинокль) . Земля! Земля на горизонте! Ура-а-а! Я вижу страну Почемучию!
Капитан . Ребята, в нашем путешествии нас ждёт много интересного! Итак, приключения начинаются. Перед нами бухта «Математическая».
Акула приносит конверты с математическими заданиями для команд. Дети их выполняют.
Бухта «Математическая»
1.Задача для команды «Моряки»
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши»
Сколько рыб ели щи? (четыре)

2.Задача для команды «Рыбаки»
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыбок из реки
Натаскали рыбаки? (семь)

3.Задача для команды «Арго»
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Два окуня, три карася.
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу!
Сколько рыб я сварю? (шесть)

4.Задача для команды «Садко»
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили, посчитать забыли.
Так сколько селёдок галки
Принесли с рыбалки? (десять)

5.Задача для команды «Нептун»
Рыбаки поймали в сети
Три белуги и две сельди,
Двух бычков и осетра,
И попалась камбала.
Их улов совсем не плох.
Сосчитайте их улов! (девять)

6.Задача для команды «Посейдон»
Хорошо на рыбалке рыбу ловить,
Хорошо из рыбы ухи наварить.
Щука, два окуня, три пескаря –
Навариста будет ушица моя!
Эх, жалко вот щуку! Хитра и шустра,
В последний момент ушла из ведра!
Сколько рыбок осталось в ведре? (пять)

Капитан. Наше путешествие продолжается. Право руля! Полный вперёд!
Лев Бонифаций (крутит штурвал).
Наш парус ветер подгоняет,
Корабль скользит по ласковой волне.
Вон за бортом дельфин играет (показывает) ,
Резвясь в прозрачной глубине.
«Приплывает» дельфин, приносит морские звёзды, на которых написаны загадки.
Дельфин.
Ребята! Около мыса живёт огромный осьминог. Он не пропустит ваш корабль до тех пор, пока вы не поможете ему сочинить новые слова. А сейчас отгадайте загадки.
Капитан. Боцман! Бросаем якорь у полуострова «Угадай»
Участники соревнования отгадывают загадки.
Полуостров «Угадай»

По две загадки для каждой команды.
1. Кругом вода, а спитьём беда.
Кто знает, где это бывает? (море)
2. Семьсот ворот, да один вход. (невод)
3. По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт,
Тут и пропадёт. (волна)
4. Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. (рыба)
5. По волнам гуляет зонтик.
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива! (медуза)
6. В глубине морской живёт
Чудо-юдо «многоног».
Восемь ног у чудо-юда
И зовётся… (осьминог)
7. Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
А из чудо-великана
Вырывается фонтан. (кит)
8. Страшная, зубастая,
Хищница опасная.
В море синем шмыг да шмыг,
Всё подряд глотает вмиг. (акула)
9. Под водою быстро мчится,
Над волной парит, как птица.
Житель тёплых он морей,
Верный спутник кораблей. (дельфин)
10. Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл! (пароход)
11. Великан стоит в порту,
Освещая темноту
И сигналит кораблям:
-Заходите в гости к нам. (маяк)
12. Когда он нужен –
Его выбрасывают.
Когда не нужен –
Его поднимают. (якорь)
Лев Бонифаций. Молодцы, ребята! Можно смело отправляться в путь!
Под музыку корабль плывёт дальше.
Капитан. Солёный ветер поднимается
Поскрипывают мачты на ветру
И парус силой наполняется.
Мы все сегодня на борту.
Появляется осьминог.
Осьминог.
Стоп, машина!
Команды выполняют задания осьминога.
Мыс «Осьминог»

Из букв, входящих в заданное слово, составить как можно больше новых слов.
Для команд «Моряки» и «Рыбаки» - слово «Осьминог»
Для команд «Арго» и «Садко» - слово «Альбатрос»
Для команд «Нептун» и «Посейдон» - «Наутилус»
Капитан. Дорогой Осьминог, задания твои мы выполнили и продолжим своё путешествие.
Осьминог. Попутного вам ветра!
Капитан. Полный вперёд!
Под музыку «плывут дальше»
Капитан.
Пусть бушуют волны крутые,
В лохматых тучах небосвод.
Не страшны нам штормы седые,
Плывём мы вперёд и вперёд!
Боцман. Ребята! Наш корабль находится в Спортивном море. Надвигается шторм! Берегись! По левому борту большой кит!
Приплывает кит.
Проводится игра «Море волнуется». Кит показывает морские фигуры, которые повторяются представителями от каждой команды.
Боцман.
Шторм стихает! В путь, друзья!
Капитан. И вновь к себе зовут заманчивые волны,
Под сенью парусов спешим мы в дальний путь.
И дружные сердца единой страстью полны.
С намеченного курса не можем мы свернуть!
Лев Бонифаций. Капитан! Прямо по курсу – остров!
Капитан (смотрит в бинокль) . Да остров-то не простой, а музыкальный. Бросить якорь! Вот уж повеселимся, ребята!
Учитель музыки проводит конкурс «Угадай мелодию». В заключение ребята исполняют танец «Яблочко» (танец приготовлен заранее).
Капитан. Ох, и весело! Но пора в путь, друзья! Поднять якорь! Полный вперёд! Плывём к Литературному заливу.
Лев Бонифаций. Капитан! Наши сети полны рыбы!
Поднимают «сеть», в которой находятся задания для команд. Задания написаны на рыбках, медузах, сделанных из бумаги. Вместе с уловом в сеть попались различные предметы. Дети должны определить, какому герою и из какой сказки они принадлежат.
«Литературный залив»

В сеть попались рыбы, медузы. На них написаны отрывки из литературных произведений. Необходимо угадать автора и название каждого произведения.
1. «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
2. «Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…»
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок, цвету алого – красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (С.Аксаков «Аленький цветочек»)
4. «Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Вот и послали меня в лес…» (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
5. «тут я подъехал: лопочут ушами, сами ни с места; я взял одного. Прочим скомандовал: прыгайте сами. Прыгнули зайцы мои, - ничего!... (Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
6. «Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему по струнке и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… (Г.Х.андерсен
« Стойкий оловянный солдатик»)
Лев Бонифацкий. Капитан, а не пора ли нам пополнить запасы пресной воды, да и отдохнуть?
Капитан. Стоп, машина! Бросить якорь! Высаживаемся на берег. Привал на острове Смеха.
Конкурс «Свари уху» С одной стороны поставлены 6 стульев с пустыми кастрюлями. Напротив – 6 стульев с набором продуктов для ухи: картофель, морковь, лук, рыбка-оригами, соль, перец.
Количество продуктов можно увеличить, соответственно увеличивается и количество участников-поваров.
После ухи лев Бонифаций читает «Смешилки».
«Смешилки» от Бонифация
1.Плывёт муравей на спичке. К нему села муха. Муравей кричит: «Кыш, кыш, пернатая, баржу потопишь!»
2.Бегает ёжик вокруг бочки и думает: «Когда же этот забор кончится?»
3.сидит ворона дереве, а сыр во рту держит. Подходит лиса: «Голубушка, как хороша!» Ворона положила сыр под крыло и отвечает: «Хватит сказки рассказывать! Кто сейчас этого не знает!»
4.Сидит ёжик в глубокой яме и думает: «если через 5 минут не вылезу, пойду домой за лестницей».
5.Два комара прилетели бить слона. А слон кричит: «Двое на одного – нечестно!!
6.Захотели звери пить. Послали черепаху за водой. Ждут час, другой… Волк не выдержал: «Долго что ли сходить до ручья и обратно?»
Черепаха отвечает: «Молчи, а то совсем не пойду!»
Капитан. Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Последний пункт – долина Почемучек.
Лев Бонифаций. А почему она так называется?
Капитан. А потому что здесь живут самые любознательные Почемучки на свете.
Выходят мальчик Почемучка и девочка Почемучка, проводят конкурс на самый оригинальный ответ.
Вопросы Почемучек.

1.Почему у жирафа шея длинная? (Он любит списывать)
2.Почему у бегемота нет талии? (Не умеет танцевать)
3.Почему у слона огромные уши? (Удобно мух отгонять)
4.Почему коровы не летают? (Летающая корова- это опасно для людей)
5.почему лягушки не улетают в тёплые края? (Много квакают)
6. Почему в сыре много дырочек? (Это ходы для мышей)
Жюри подводит итоги по ходу всего «плавания». За каждый правильный ответ команды получают ракушку. В конце соревнования подсчитывается общее количество ракушек. Победителям вручаются призы. Ракушки и призы сделаны из цветной бумаги методом оригами.
Ведущий. Много каверзных вопросов
Задают нам малыши.
Пристают к взрослым с просьбой:
«Расскажи» да «Покажи».
Лев Бонифацкий. Почему гроза бывает?
Почему грибы растут?
С деревьев листья опадают?
Облака куда плывут?
Ведущий. Мы дать хотим один совет:
Откройте книгу просто.
И вы найдёте там ответ
На тысячу вопросов!
В заключение все участники исполняют песню Алые паруса «Ребята, надо верить в чудеса»

Использованные источники:
1.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение, 2008
2.Волкова Т.О., Молчанова М.И.Информатика в играх и задачах. – М., Просвещение, 2010
3.Эдигей В.Б. Увлечение чтением. – М.,Просвещение, 2002

Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» Дома детского творчества г. Аксу, Республика Казахстан.
Описание работы: Данная разработка предназначена для организации увлекательного, полезного досуга детей младшего и среднего школьного возраста в летний период во дворах по месту жительства, в пришкольных лагерях, в лагерях отдыха детей. Упростив загадки и убрав конкурс с фразеологизмами, мероприятие можно провести и в старших группах детского сада. Для его проведения не требуется специальный дорогостоящий инвентарь. Самодельные брызгалки из пластиковых бутылок, одноразовые стаканчики, емкости для воды – все доступно и просто. Дети очень любят играть с водой, брызгаться, особенно в жаркую погоду. Во время этого мероприятия они получат колоссальное удовольствие.
Цель: Организация увлекательного, полезного досуга детей в жаркий солнечный день.
Задачи:
- приобщать к здоровому образу жизни;
- развивать внимание, логическое мышление, координацию движений, ловкость и быстроту, мелкую моторику, умение действовать по сигналу;
- развивать у детей активность, стремление к достижению успеха, общительность;
- дать возможность хорошо и с пользой для здоровья провести свободное время.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Не секрет, что каждый ребенок любит лето. Потому что летом можно много времени проводить на улице, ходить на пляж купаться! А вы, ребята, любите лето? (Да…) Любите купаться? (Да…) Сегодня я и мои помощники проведем для вас игровую конкурсную программу «Водные забавы». Все наши конкурсы, так или иначе, будут связаны с водой.

Ведущий:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Ведущий: Что бы начать нашу конкурсную программу, нам надо разделиться на команды. Для этого каждый из вас по очереди опустит руку в «лужицу» и достанет из нее капельку с номером 1, 2, 3 или 4. Это и будет номер вашей команды.
Происходит разделение детей на команды.
Ведущий: Все достали капельку с номером? Хорошо! А теперь, всех игроков прошу занять свои места под соответствующим номером и выбрать себе капитана команды.

Ведущий: Первый наш конкурс называется «Вода, вода, кругом вода!» Каждой команде будет загадана загадка о воде в любом ее проявлении. За каждый правильный ответ команда получит один балл. Если же команда не сможет отгадать загадку, право ответа переходит другим командам. Они могут заработать пол балла.
Задания конкурса «Вода, вода, кругом вода!»:
1. Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан.)
2. Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото.)
3. Кругом вода, с питьем – беда. (Море.)
4. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река.)
5. С высоты большой срываясь, грозно он ревет и, о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад.)
6. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро.)
7. Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник.)
8. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
9. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт, так и пропадёт. (Волна.)
10. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)
11. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)
12. Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело. Ветер подул, одеяло согнул. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
13. Кто всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
14. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
15. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
16. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
17. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река.)
18. Без рук, без ног, а бежит. (Река.)
19. Что в руках не удержать? (Воду)
20. К маме-речке бегу и молчать не могу. Я ее сын родной, а родился весной. (Ручей)
21. С неба пришёл и в землю ушёл. (Дождь.)
22. Горя не знает, а слёзы проливает.(Туча.)
23. Без чего не умыться, не напиться? (Без воды.)
24. На горе лежал снежком, а с горы бежал пешком, поле встретил - зажурчал, море встретил - замолчал. (Ручей)

Ведущий: Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо. Подведем итоги…

Ведущий: Ребята, в первом конкурсе прозвучал такой вопрос: «Что в руках не удержать?», и вы правильно на него ответили: «Воду». Но мы сейчас все-таки попробуем удержать в руках воду. Реквизит: для каждой команды необходимо ведро с водой, губка и стакан.
Задание: Каждый участник опускает губку в ведро с водой, бежит к финишной точке, выжимает воду из губки в стакан, бегом возвращается к команде и передает губку следующему игроку. Выигрывает команда, набравшая больше воды в стакан.

Ведущий: Когда говорят о неразлучных друзьях, произносят такую фразу: «Друзья – не разлей вода». Вот такими друзьями вы и станете в нашем следующем конкурсе. Реквизит: пластиковые одноразовые стаканы по количеству игроков в каждой команде, канцелярские резинки, вода.
Каждому участнику команды на правую ногу на уровне колена прикрепляется стаканчик. Команда встает в шеренгу. Первому участнику в стакан наливается определенное количество воды, его задача перелить эту воду следующему в цепочке и так далее. В зависимости от модификации игры команда должна либо потерять как можно меньше воды, либо как можно быстрее «доставить» таким способом, несколько литров воды в определенную емкость.
Ведущий по результату конкурса называет самую дружную команду.

Ведущий: Раз мы заговорили фразеологическими оборотами. Предлагаю вам следующий конкурс «Что бы это значило?»Реквизит: разноцветные флажки, по одному на команду.
Задание: Объяснить значение предложенных фразеологизмов. Посовещавшись, капитан команды поднимает флажок. Отвечает команда, первыми поднявшая свой флажок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не знает ответа или дала неправильный ответ, ведущий отвечает сам.
1. Набрал в рот воды. - Молчаливый человек.
2. Как в воду опущенный. - Грустный человек.
3. Толочь воду в ступе. – Выполнять бесполезную работу.
4. Седьмая вода на киселе. - Дальний родственник.
5. Воды не замутит. - Тихий человек.
6. Водой не разольешь. - Неразлучные друзья.
7. Как в воду глядел. - Угадал.
8. Как две капли воды. - Очень похожи.
9. Прошли огонь и воду. - Все испытали.
10. Как с гуся вода. – Безразлично.
11. Много воды утекло. - Долгое время.
12. Выводить на чистую воду – Уличить в обмане.
13. Все течет. Все изменяется. - Все движется и ничего не стоит, подобно реке.
14. Живая вода. - Волшебная вода, оживляющая мертвых, дающая богатырскую силу.
15. Лед тает. - Исчезает чувство недоверия, отчужденности.
16. Лед тронулся. - Положено начало чему-либо.
17. Мутить воду. - Умышленно запутывать какое-либо дело.

Ведущий: Ребята, а вы пробовали нырять в воду? … Пробовали открывать глаза в воде?… Что-нибудь было видно?...(ответы детей). Сейчас вы будете «нырять» под воду и «плыть» до финишной точки и обратно. Наш следующий конкурс называется «Под водой»Реквизит: стакан воды, налитый до краев для каждой команды.
Задание: Первый игрок поднимает стакан с водой у себя над головой. Быстрым шагом идет до финишной точки, обходит ее и возвращается обратно, стараясь разлить как можно меньше воды. Передает стакан следующему игроку.
Побеждает команда, у которой в стакане останется больше воды.

Ведущий: Чтобы начать следующий конкурс, отгадайте мне такую загадку:
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Но кто же он, ответьте на вопрос,
Не космонавт, а ходит среди звёзд? (Водолаз. )
Правильно, это водолаз. А чем занимается водолаз? (ответы детей). Вот и наш следующий конкурс называется «Сокровища со дна моря»Реквизит: Большой таз с водой, на дне которого лежат разные блестящие маленькие предметы (красивые пуговицы, бусины, растущие игрушки, ракушки, лизуны и т.д.); для каждой команды по ложке и по емкости для сбора «сокровищ».
Задание: При помощи ложки собрать «со дна морского» как можно больше предметов.
По сигналу ведущего первые игроки подбегают к тазику с водой, ложкой достают один предмет, перекладывают его в свою чашку, бегут обратно, передают ложку следующему игроку и т.д. Конкурс продолжается до тех пор пока не закончатся «сокровища». Выигрывает команда, собравшая больше предметов.

Ведущий: Каждый капитан должен уметь построить корабль, приладить к нему паруса и отпустить его в далекое плавание в открытое море! В распоряжении капитанов и их команд – разноцветная бумага для оригами и смекалка.
Задача для команды: изготовить из подручных материалов кораблик и спустить его на воду.
Побеждает команда, первыми спустившая свой корабль на воду.


Ведущий: У меня для вас есть еще одна загадка:
У речки сидит, на воду глядит: утонул поплавок – попался окунек. (рыбак)
Ведущий: Молодцы, правильно отгадали. Пришло время конкурса для капитанов. Называется он, как вы уже догадались, «Рыбалка» Реквизит: обруч, удочки с магнитом на конце веревочки, набор рыбок со скрепками на плавниках.
Задание: По сигналу ведущего, капитаны начинают рыбалку. Победит тот, кто «наловит» больше рыбок.
Возможны несколько вариантов задания: на каждой рыбке с обратной стороны написаны цифры. Нужно выловить всего одну рыбку, но с большей цифрой или выловить две-три рыбки и набрать большую сумму баллов.

Ведущий: Каждый ребенок летом делает из пластиковых бутылок брызгалки, стреляет из водяного пистолета. Вы любите в жаркую погоду брызгаться водой? …(Да!!!) Вот сейчас мы и посмотрим, как вы это делаете. Реквизит: распылители воды, надутые воздушные шарики для каждой команды, секундомер или песочные часы.
Задание: Используя распылитель воды, продержать воздушный шар в воздухе в течение 30 секунд.
В конкурсе одновременно участвуют по одному игроку из каждой команды. По сигналу ведущего они подбрасывают в воздух шарик и начинают снизу брызгать на него из распылителя, пытаясь таким способом продержать шарик в воздухе заданное время. Каждый игрок, который выполнил задание, приносит своей команде один балл.
Этот конкурс возможен только при безветренной погоде.

Ведущий: Заключительный наш конкурс называется «Меткие стрелки». Реквизит: табурет, легкий резиновый мячик, водяной пистолет или брызгалка из пластиковой бутылки.
Задание: Из водяного пистолета нужно попытаться струей воды сбить резиновый мячик с табурета с расстояния 1,5 метра. Каждому игроку дается одна попытка. Если ни у кого не получилось, можно расстояние сократить и повторить попытки.

Подводное царство – Нептуна государство.

Форма проведения: Конкурсная программа.

Ведущий 1: Кто сказал сегодня здесь:

«Смеяться воспрещается!»

Будет радость и веселье,

Лето, продолжается!

Ведущий 2. Сегодня мы собрались на самый весёлый праздник – праздник Нептуна.

Это он грозится в море,

Водит волны на просторе.

Топит корабли в пучине,

Клады копит без причины.

Кто же это? Правильно – Царь Нептун.

Ведущий 3: В древние времена, когда люди не могли объяснить явления природы и были бессильны перед ней, они создали в своём воображении существа – богов. Боги, по их мнению, могли приносить зло и добро. Были боги солнца, земли, грома, молнии. Одним из самых грозных был бог морей и океанов – Нептун. Он мог потопить корабль и успокоить море. Люди приносили ему в дар драгоценности и жертвы, старались задобрить его. Они приходили на берег моря и веселились. И сам владыка морей выходил из пучины, чтобы принять участие в празднике людей, так гласит одна из древних легенд.

Ведущий 1: Ребята, смотрите! Какая – то бутылка, давайте-ка её вытащим! А в бутылке - записка, сейчас мы её прочитаем. Да ведь это письмо нам прислал сам морской царь Нептун! Послушайте, что он пишет.

« Я, морской царь, владыка морей и океанов, рек больших и речушек малых, всех ручьев, озёр, прудов, болот и омутов, хочу сегодня побывать у вас в приюте!

Прошу серьёзно подготовиться к встрече, потому что я хочу видеть весёлых, сильных , смелых ребят.»

Ведущий 2: Сегодня в гости царь морей

Придёт, чтобы издать указ

Своим великим разрешением.

Он разрешит, даю вам слово,

Купаться детям в водоёмах!

Ведущий 3 : Ребята, давайте подготовимся к встрече, повеселим Нептуна.

Раскрасим лица друг другу красками.

(Раздаётся громкий свист).

Ведущий 1 : Вы слышите? Он уже почти прибыл. И этот гость непростой. Вы готовы к настоящим приключениям? Предупреждаю вас, не стоит нашего гостя бояться. Становитесь побыстрее все в одну шеренгу. Слушайте мою команду! Равнение на Нептуна принять! Давайте все вместе встретим царя громким свистом и криками «ура».

Может, не слышит нас владыка морей? Ребята, давайте позовём его громко и дружно:

«Нептун, владыка всех морей, приди на праздник наш скорей!»

(Появляется Нептун в сопровождении русалок)

Ведущий 2: К нам на праздник прибыл царь речной, князь и властелин озёр, полководец щук и окуней, генерал сомов, его величество – Нептун!

Поприветствуем его дружными аплодисментами!

(Нептун садится на трон)

Нептун: Я владыка всех морей,

Живу в стране подводной.

Моя фамилия – Нептун

Известно всенародно.

Добрый день, девчонки и мальчишки,

Тихони и шалунишки.

Рад вас видеть весёлыми и здоровыми,

Скромными и проворными.

Здравствуйте, ребята! Уважили вы меня. Спасибо, что собрались на мой праздник.

Я рад, ребята, встречи с вами

Прошу вас: будьте мне друзьями!

Здесь жарко так, какое горе!

А я живу в прохладном море.

А теперь повторяйте за мной волшебные слова:

Чики – брики,трик – трак,

Под мостом жил старый рак.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть!

Итак, слушайте мой приказ! Победителей и призёров призами наградить!

(Дети делятся на две команды, придумывают названия командам, проводится игровая программа).

Игры с водой.

№1. Мокрый шарик.

Воздушный шарик наполняется водой. Игроки сначала стоят на расстоянии 1 метра друг от друга и перебрасываются шариком. После прохождения ряда, расходятся на один шаг. Проигрывает команда, у которой шарик лопнет.

№2. Водонос.

Игроки обеих команд выстраиваются друг за другом на линии старта. Первый берёт в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу начинает движение вперёд – до отметки и обратно. Этот путь должны проделать все члены команды. Выигрывает команда, которая меньше прольёт воды.

№3. Подводное плавание.

Для каждой команды – пара ласт и стакан с водой. Первый участник встаёт на линию старта, надевает на ноги ласты, берёт в руки стакан с водой и поднимает его над головой, оказываясь таким образом «под водой». По сигналу начинается движение вперёд. Совершив положенный путь, первый «подводник» передаёт эстафету следующему. Если по ходу движения вода расплескалась, её надо добавить.

№4. Водолей.

Для каждой команды готовятся две пластиковые бутылки. В одну наливается вода, а пустая устанавливается на стуле у поворотного флажка. Первый участник с полной бутылкой по сигналу бежит к флажку, переливает воду в пустую бутылку, не пользуясь никакими подручными средствами. Когда вода перелита, пустую бутылку он оставляет на стуле, а с полной он возвращается к команде и передаёт её следующему игроку. Выигрывает команда, которая потеряет меньше воды.

№5. Мелиораторы.

Одна из задач этой профессии – осушение болот. Команды стоят у линии старта. У поворотной отметки – тарелка с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передаёт эстафету следующему.

№6. Водочерпалка.

Игроки каждой команды по очереди зачерпывают воду из тарелки, стоящей у поворотной отметки, бегут к команде и выливают воду в банку. Выигрывает команда, игроки которой перенесут больше воды в банку за определённое время.

№7. Кружа воды.

Двум участникам дают по полной кружке воды. Поставив на голову, надо пронести её до обозначенного места. Кто быстрее донесёт и останется больше воды, тот и победил.

№8. Цепочка.

Дети встают цепочкой от старта до финиша. На старте стоит ведро с водой. На финише – ведро пустое. Первый зачерпывает ведёрком воду и передаёт её следующему и т. д. , последний выливает воду и убегает в начало. Первый зачерпывает воду снова, пока вся вода не окажется в пустом ведре на финише.

№9. Выпить воду.

  1. Зажав стакан между тыльными сторонами ладоней,
  2. Зажав стакан на сгибе локтя,
  3. Поставив стакан на раскрытую ладонь.
  4. Зажав стакан зубами и не пользуясь руками.
  5. Зажав стакан между колен.
  6. Через соломинку.

№10. Мокрый рисунок.

Нарисовать на асфальте рисунок водой из пластиковой бутылки с дырочками в крышечке.

№11. Дождик лей.

Из лейки, которая поднята как можно выше, выливается вода. Каждый участник команды старается поймать стаканом как можно больше воды. После того как вода закончится, вода из стаканов сливается в одну ёмкость и сравнивается объём набранной воды. Побеждает тот, кто набрал больше дождя.

№12.Коромысло.

Команда выстраивается за линией старта, первый участник берёт коромысло (гимнастическую палку), кладёт его на плечо, а помощники повесят на него вёдра (игрушечные) с водой. Игрок с коромыслом проделывает путь до поворота и обратно и передаёт коромысло следующему.

№13. Художники.

Перед тем, как рисовать картину, художники грунтуют холст, то есть покрывают его ровным слоем краски. У нас холст – это кусок материи, кисть - ложка, а краску заменит вода. Команды выстраиваются на старте, рядом с каждой ведро с водой, у поворотной отметки два «холста». Зачерпнув ложкой воды, игрок бежит к «холсту» своей команды и выливает на него воду. Затем он возвращается и передаёт «кисть» другому участнику. Побеждает та команда, чей «холст» раньше будет «загрунтован».

№14. Поливка цветов.

Пустые банки (3,4 штуки, лучше всего литровые) устанавливают по линии движения команд. Команды выстраиваются на старте, рядом с каждой – ведро воды. Первый игрок каждой команды по сигналу ведущего набирает воду в стакан и бежит поливать «цветы». Он должен постараться распределить воду по банкам равномерно. Когда все «цветы» политы, игрок добегает до поворотной отметки, возвращается и передаёт стакан следующему. Оценивается не только то, какая команда быстрее «польёт цветы», но и равномерность наполнения банок.

№15. Заключительная коллективная игра «Брызгалки».

Правила игры просты. Игра похожа на обычные догонялки или салочки, только водящий должен не рукой коснуться того, кого догоняет, а достать его струёй воды из пластиковой бутылки с дырочками в крышечке.

Нептун:

Я – мудрый Бог, мне много лет.

Окончен праздник, не грустите дети,

Как тень сменяет яркий свет,

Так праздник переходит в будни.

Счастливого пути! Большой дороги!

Всех в жизни ждут нелёгкие дела!

До новых встреч, прощайте, други!

Эй, свита, отплывать пора!

Спасибо, милые друзья,

Повеселили вы меня.

Ну, а мне уже хочется покоя,

Отправляюсь я на дно морское.

До свидания!


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

И.о.директора МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МО протокол №______

Матвеева В.В. _______Толстикова С.Н. «____»_______2015г

Методическая разработка

Открытое занятие

«Подводный мир»

Составитель:

Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Черемхово, 2013

Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

В процессе проведения занятия дети познакомятся с водными обитателями и с условиями жизни в воде.

Во второй части занятия учащимся предлагается для закрепления игровая программа, в которой каждый может продемонстрировать знания, полученные во время занятия.

Введение………………………………………………………………….....4

Методический материал…………………………………………………...6

Основная часть……………………………………………………………..7

2.1Организационный момент……………………………………………..7

2.2 Беседа: Подводный мир……………………………………………….7

2.3 Конкурсно – игровая программа: Подводное царство…………....13

Выводы……………………………………………………………………..17

Перспективы………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………19

Приложение 1…………………………………………………………..…..20

Приложение 2……………………………………………………………....21

Введение

На современной Земле четко выделяются четыре среды жизни - водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Вода стала первой средой жизни. Именно в ней возникла жизнь, которая затем распространилась и на наземно-воздушную среду. Водная среда – это реки, ручьи (водотоки), океаны, моря, водохранилища, пруды, озера, болота (водоемы).

Ученые, как люди наблюдательные и любознательные, давно подметили особенность в расселении водных животных по разным глубинам. Они выяснили, что животные, живущие рядом, хотя они и не родственники, имеют сходные черты и в строении тела, и в образе жизни. Чтобы понять, как это получилось, нужно представить водоем в виде двухэтажного дома, где обитают водные жители. Дно будет первым этажом, толща донного грунта - подвалом, водная масса - вторым этажом, а поверхностная пленка - крышей (водное зеркало) и чердаком (подзеркалье).

Каждый этаж этого дома имеет свои особые условия для жизни, свои характерные свойства. Так, на первом этаже мало света и кислорода, зато вокруг вода, под ногами есть надежная опора, нет ветра, нет и сильных перепадов температуры. На крыше много света и воздуха с кислородом для дыхания, но в то же время ночью холодно, днем жарко, ветер сдувает, а вода только под ногами. На втором этаже кислорода и света больше, чем на первом, но несравненно меньше, чем на крыше, и нет даже такой опоры, как пленка натяжения воды.

Чтобы жить и выживать на том или ином этаже, его жителям приходилось приспосабливаться к имеющимся там условиям. И в итоге длительного процесса адаптации (т. е. приспособления) к тому или иному местообитанию у очень далеких по происхождению организмов выработались сходные черты в строении, жизненных циклах и поведении. Ученые на основании этих сходных черт объединили животных в группы и дали каждой свое название. Давайте разберем, что характерно для некоторых организмов.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни.

Задачи:

Образовательная :Сформировать представления о подводном мире и его обитателях. Научиться узнавать водных обитателей

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности при коллективных работах чувства.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку – обстановку таинственности. Ведь вода скрывает в себебольшие тайны.

Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор.

    Презентация «Подводный мир».

    Фонограммы песен.

    Карточки пазлы.

    Карточки с заданиями.

    Выставка аппликаций.

    Карта полушарий.

РЕКВИЗИТ

1. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.

2. Спички.

3. Дары моря (призы для победителей)

Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы. Перед вами на столах лежат карточки разных цветов. Подумайте,пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А теперь выберите карточку, которая соответствует вашему настроению (красная карточка – хорошее настроение, синяя – грустное, желтая - нормальное). Дети выбирают карточки и показывают педагогу.

Преподаватель: Мы свами все разные, поэтому и настроение у всех разное. Давайте постараемся, у кого хорошее настроение сохранить его таким, а у кого грустное настроение- попробуем его поднять.

Беседа:

2.2Подводный мир

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманчик заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!!!

Итак тема нашего сегодняшнего занятия называется – Подводный мир.

На занятии мы узнаем, что такое подводный мир, каковы его обитатели и как им живется в водном царстве.

Давайте сейчас мы с вами закроем глазки. Что мы видим? Темноту, вот и раньше ничего не было, кроме тьмы, и так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша Земля! Открывайте глазки. Давай те мы с вами посмотрим на карту, кто мне скажет, что изображено на карте синим цветом? (Ответы детей).

Правильно, все, что мы видим - это вода:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться вода!

Но оказывается подводой, тоже есть земля и эта земля является подводным дном.

Но и вода оказывается бывает разной…Бывают огромные океаны, большие моря, реки и маленькие ручейки, но что же скрывает под собой вода? А вода скрывает в себе своих жителей. Самые многочисленные – это рыбы.

А знаете ли, что рыбы появились во времена динозавров?

И в те далёкие времена у рыб был твёрдый панцирь. Но с тех пор мир сильно изменился, а вместе с ним изменились и рыбы. Сейчас тело многих рыб покрыто чешуёй.

А знаете ли вы, для чего рыбам нужна чешуя?

Тело у рыб мягкое, для его защиты требуются твердые чешуйки! На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.

А знаете ли вы, что у рыб есть уши?

А знаете ли вы, для чего рыбам нужен хвостик?

А хвост у них служит в качестве руля. Для того, чтобы набрать скорость и плыть в нужном направлении рыбе помогает хвост, а за место рук и ног у рыб есть плавники.

Спят ли рыбы?

Да, рыбы тоже спят. Вы когда -нибудь видели, как золотая рыбка спокойно лежит на дне аквариума? Она спит, хотя глаза у неё открыты. У рыб нет век, поэтому они никогда не закрывают глаза. Золотые рыбки спят ночью. Но некоторые рыбы спят днём, а охотятся ночью.

Но, однако, хотя у рыб много общего все рыбы очень отличаются друг от друга. На их повадки и привычки влияет место, в котором они обитают. Итак, давайте разберёмся, где же живут рыбы. Для этого я предлагаю выйти ко мне двоим ребятам и попробовать воду из двух стаканов и сказать, похожа ли эта вода между собой (детям предлагается два стакана с водой: в одном она пресная в другом солёная). Ответы детей.

Также, как вода отличается в стаканах, так же она и отличается в водных бассейнах.

Итакпервый наш водоем, в котором мы будем рассматривать его жителей....это будет водоём с пресной водой ….а его название мы сейчас угадаем!

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Давайте познакомимся с обитателями рек

1. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это…

Щука – У щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.

2. В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это

Сом – это крупная пресноводная рыба. Взрослые рыбы весят до 100 кг. И достигают в длину до 3м. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два на нижней. С помощью усов эти рыбы разыскивают себе пищу. Коснувшись чего - то усами рыба сразу определяет съедобное это или нет. Сом это та рыба, у которой нет чешуи, его тело покрыто слизью. Сом любит тёплую тихую воду. Днём они спят, а с наступлением сумерек оживляются. Едят сомы лягушек, икру, погибших рыб. Живёт сом до 40 лет. Зимой сом опускается на дно и ложится в спячку.

3 .Он весёлый, молодой

С чешуёю золотой.

Карась – эту рыбу рыбаки зовут «горбатой». Спина у неё с горбом, тело карася плотно сжато по бокам, спинка коричневая, а бока жёлтые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много травы и водорослей. Карась рыба неприхотливая, поэтому может жить и в мутной непроточной воде. Если лето засушливое, то караси зарываются в ил и ждут дождей. Чем же питаются эти рыбки? Они объедают листочки и стебли водорослей, могут и перекусить мелкой живностью (жуками и личинками). Зимой караси зарываются в тину и засыпают до весны.

Вот такие обитатели у нас живут в реках.

Теперь отправимся в солёный водоём.

Здесь куда не кинешь взор

Водный, голубой простор

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порою тишь да гладь,

Все смогли его узнать? (Море)

А кто же у нас живет в море?..

4. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, -
Мчатся шустрые…

Дельфин - Стройные, с длинным клювом; окраска спины и всех плавников темная, почти черная, брюхо белое, принадлежат к семейству зубатых китов. Длина тела дельфинов зависит от рода (от 1 до 10 м), вес 200-300 кг. Это млекопитающие, которые дышат легкими, но могут долго находиться в воде. Через разные промежутки времени они всплывают на поверхность моря, чтобы набрать воздуха. Дельфины питаются рыбой и кальмарами, такую подвижную добычу дельфины удерживают крепкими челюстями с большим количеством острых зубов. Спят дельфины под водой, обычно ночью, а днем лишь после кормежки. Своих детёнышей вскармливают молоком.

5 .Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Акула –это крупный морской хищник. У акулы мощное длинное тело (от 5 до 12м). Спина тёмная, а брюхо белое. Огромная, страшная пасть, большие острые зубы. Зубы у акулы постоянно обновляются, если акула ломает зуб, на его месте вырастает новый. Плавают акулы, волнообразно изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить, не двигаясь, без движения они задыхаются. Спят акулы урывками, плавая медленно шевеля хвостом. Акулы питаются рыбой, планктонами и другими обитателями морей. Большинство акул миролюбивы и не нападают на людей, но есть и людоеды это большая белая акула.

6 .Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).

Кит - Синий кит это самое большое существо, которое живёт на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. На сегодняшний день голубой кит занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. У голубого кита вытянутое, стройное синевато-серое, сбоку плоское, тело с серыми пятнами разного размера и формы. Плавают голубые киты по 2 или 3 особи, а иногда в одиночестве. К берегам старается не подплывать.За день голубой кит съедает около 1 тонны криля (это морской рачок) которым в основном и питается. Кит заглатывает криль, вместе с тысячами литров воды, а потом фильтрует его, выталкивая всю эту массу языком через китовый ус. Кстати язык голубого кита весит больше слона, а толщина больше 3 метров.

Вот какие разные обитатели живут у нас в морях, и они очень отличаются от обитателей рек. Теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка!

Мы сейчас встанем из за парт и будем повторять движение вместе со мной!

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз водой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре – улетела

Практическая часть:

2.3 Конкурсно - игровая программа «Подводное царство»

А теперь мы с вами перейдем ко второй части нашего занятия- поиграем в игру, которая называется «Подводная одиссея».

А так как подводный мир- это подводное царство, то какое же царство без царя?....а сейчас встречаем повелителя морей – царя морского, со своею свитой. Звучит музыка, входит морской царь с русалками, которые несут сундук, перевязанный разноцветными лентами...

Морской царь . Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.

Объясняет соответствие лент.

А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своей русалкой. За каждую победу в конкурсе мы с русалкой будем развязывать узелок на ленте.

Игру начать повелеваю!

Царь и русалки занимают место на «троне».

Разминка

Русалка: Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно создать команду. Для этого я приготовила небольшой аквариум, в котором находятся рыбки: рыбки морские и речные. Вы сейчас по очереди будете выуживать рыбок, те ребята у кого будут речные рыбки, вставайте справа, а у кого морские слева (учащиеся разбирают карточки и делятся на команды)

Вот у нас с вами и получилось две команды,я предлагаю придумать им название и выбрать капитана.

1 Подготовка корабля к морскому путешествию

Ведущая: Ну, вот команды набраны, но у нас нет ещё корабля.

В конкурсе принимает участие вся команда.

Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему кораблю.

2 Веселый художник

Морской царь: От команд выбирают по 1 человеку, выполняют задание с закрытыми глазами.Возьмите мел, нарисуйте глаз рыбки. Сделайте поворот кругом, нарисуйте плавник. Присядьте, нарисуйте чешуйки. 2 шага назад и 2 шага вперед, нарисуйте тело. Сделайте хлопок, нарисуйте хвост.

Откройте глаза и посмотрите, какие веселые рыбки получились.

3 Поломанные слова

Русалка: Быстро собрать слово из букв и сказать, в каком водоёме живут эти рыбки.

(раська,алаку, тик,кащу,мос,дефинль).

4 Вкусный обед

Морской царь: Чем питаются рыбки?

На доске написаны слова в два столбика, первый столбик,слова обозначающие то, что едят рыбы, второй столбик название рыб. Вам нужно соединить стрелками рыбу и её обед.

5 Конкурс поварята (для капитанов)

Ведущий: Ваша задачаперенести половником воду, не проливая из тарелки в банку. Нужно быстро заполнить банку.

6 Пазлы

Русалка : На столах перед вами лежат пазлы. Вам нужно из них собрать рыбку, чья команда быстрее соберёт та и победитель.

7 Старая добрая сказка

Морской царь :Командам нужно вспомнить все сказки, в которых встречаются рыбки.

8 Подводное царство

Ведущая: Перед вами стоит не лёгкая задача, вам нужно сделать аппликацию подводного царства, а какое оно будет,выберут ваши капитаны. Капитаны выходят к ведущему и жребием выбирают листок, на котором написано название подводного царства. (На столах участников лежат макеты рыб, цветная бумага, ножницы и клей)

9 Загадки

Русалка: За каждую правильно отгаданную загадку команде предоставляется право развязать узелок на ленточке.

Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

Кого называют грозой морей? (Акулу)

Что такое уха?

Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)

Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)

Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название).

Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!

«Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».

Выводы

Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с динамической паузой, рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим детей в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей подводного дна. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На протяжении занятия происходит смена деятельности.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Цель занятия была достигнута.

Перспективы

Данный сценарий занятия,возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения водных просторов, а так же для повторов изученных материалов. Либо использовать для разработки сценария праздника Нептуна.

Список литература

1.Девидсон С.Д. Моря и океаны: учебное пособие [текст] // Девидсон С.Д.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

2. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей [текст] // Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. – СПб.: Детство-пресс, 2001.- 189с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование.[Текст]// Рыжова Н.А.– М.: Карапуз, 2001.- 113с.

4.Рысакова И.В. Моя первая энциклопедия «Живая природа» [текст]// Рысакова И.В.- М.: РОСМЭН, 2010.- 235с.

5. Сахарнов С.Ю, Морские сказки [текст]// Сахарнов С.Ю.– Л.: Художник РСФСР, 1999.-89с.

6. Чаромский И.Н., Киты и дельфины[текст]// Чаромский И.Н.- М.:РОСМЭН, 2013.- 159с.

Приложение 1

Сигнальные карточки

Карточки с изображением рыб

Приложение 2

Карта мира

Сундучок с лентами

Морской царь и русалка

«Новогодние приключения в подводном царстве»

сценарий для детей старшей группы 2016-20017г.

Дорогие гости наши! Мы спешим поздравить всех.

Пусть придут в году грядущем к вам удача и успех!

Пусть для вас, людей хороших, не боящихся забот,

Будет он не просто новый, а счастливый Новый год!

Пусть звонко музыка играет

Спешите к нам в нарядный зал,

Сюда, ребята, начинаем

Наш Новогодний карнавал.

« Новогодний танец»

1 ребенок-

Спасибо, Зимушка, за ласку,

За кружевных узоров сказку,

За песню нежную метели,

Похожую на звук свирели!

2 ребенок

Поклон тебе от нас, Зима:

Ты снега много намела,

Укрыла им леса, поля.

Довольна матушка земля.

3 ребенок

Скучать с тобою нет причин:

На санках с горки мы летим,

И любим лыжи и коньки

Играем мы в твои снежки.

С тобой встречаем Новый год,

С тобою водим хоровод,

Поём у ёлки, веселимся,

Морозов, вьюги не боимся!

Песня «К нам на новоселье жалует Зима».

(дети садятся на стульчики)

Появляется Снегурочка.

Снегурочка: Снегуркой я, друзья, зовусь,
Мне стужа не страшна.
Я зимней вьюги не боюсь,
Я даже с ней дружна.
Мороз мне дед родной,
Снежинки мне родня.
В тиши, глуши лесной
Есть домик у меня.

А на праздник Новогодний

Я приглашена сегодня.
В гости к детям в детский сад,
С дедушкой Морозом песню
Очень я люблю ребят.
Тот, кто песенку споёт
Будет счастлив целый год.

Песня « Зимняя сказка»

1.Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

2.Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Всё меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома,
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама...

Снегурочка: Вот та песенка-картинка
Будто тоненькая льдинка.
Как бы мне не уронить,
Песенку бы не разбить.

(В углу стоит колодец, за ним сидит Морской Царь. Слышится страшный смех)

Снегурочка: Ой, смеётся кто-то страшно.
Быть одной в лесу опасно.
Надо к дедушке спешить,
Только хочется мне пить.
Загляну в колодец я,
Есть ли в нём ещё вода?
(Кладёт песенку-льдинку на пол)
Я ведёрко опущу
Да водички зачерпну.

(Снегурочка опускает ведро, медленно вытаскивает. За ведром тянутся две руки Морского Царя.)

Морской Царь:

Воды в ведре полным - полно.

Тяни, Снегурочка, ведро.

(Появляется Морской Царь)

Снегурочка: Ты кто?

М. Ц: Я Царь Морской

Я с детства не люблю добро,

С Бабой Ягой творю лишь зло.

И никакой ваш Новый год

К ребятам в гости не придет.

(обращается к Снегурочке)

Где песенка, подарок деда?

Запрятать ты ее сумела?

Снегурочка: Нет ни за что не покажу

М. Ц: Я сам ту песню отыщу!

(находит и забирает)

Ах вот она!

Снегурочка:

Отдай прошу.!

М. Ц: Я вашу песню разобью,

Осколки в воду превращу.

Тебя на праздник не пущу.

(зовет Бабу Ягу)

Баба Яга лети скорей.

Снегурку спрячь в избе своей.

(появляется Б. Я и крадет Снегурочку)

Ведущий: Что же нам ребята делать?

Давайте звать Деда Мороза на помощь. Он ведь волшебник, он обязательно придумает, как спасти Снегурочку, как найти новогоднюю песенку. А нас вон сколько, мы ему поможем.

Крикнем все рябята громко:

«Дед Мороз спеши на Ёлку!»

(все кричат)

Дед Мороз:! (в зал входит Дед Мороз)

Здравствуйте, гости дороги!

Здравствуйте, мои маленькие друзья!

С Новым годом! С Новым счастьем!

Всех вас поздравляю!

Много радости, любви, Всем вам я желаю!

Не чихать и не болеть, Здоровье крепкое иметь.

На елке весело смеяться и Деда Мороза не бояться!

А почему на вашей елочке огоньки волшебные не горят?

Не порядок!

Ну-ка, посох мой волшебный,

Ты нам елочку зажги.

Ну, а мы тебе поможем

Скажем дружно: «Раз, два, три-

Наша елочка гори! (не горит)

Видно, каши мало ели,

Может, дети заболели?

(Трогает руками лоб у одного, у второго ребенка)

Что так тихо вы кричите?

Иль помочь мне не хотите?

Ведущая: Дедушка Мороз, наши дети могут громко кричать.

Давай-ка еще разок попробуем.

(Как обычно, после множественных «уговоров» елочка зажигается)

Дед Мороз: ничего нет интересней,

Чем в такой денек чудесный

С Новым годом вас поздравить,

Вместе с вами праздник справить.

Принимайте –ка, ребята и меня в свой хоровод

Пусть сегодня в этом зале каждый пляшет и поет!

Песня-хоровод «Дед Мороз гость наш Новогодний»

Дед Мороз: ну, держитесь все за нос, ведь на то, я и Мороз!

Ну – ка, руки берегите, от мороза уберите

Игра «Заморожу»

Ведущий: Дед Мороз, а мы тебя из круга не выпустим. (Дети берутся за руки, дед Мороз пытается их обмануть.)

Дед Мороз: Ребята, а что вам нравится делать зимой?

Ведущий: А ребята сейчас тебе расскажут и покажут.

Игра « Что нам нравится зимой» (дети садятся на стульчики)

Дед Мороз:

Хорошо вы танцевали, пели и играли.

Я добирался по дороге!

Тяжело мне дался путь,

И хотел бы немного

Посидеть и отдохнуть.

Ведущая: Дедушка Мороз, присаживайся на стул, отдохни. Да послушай стихи наших ребят. Они так ждали тебя и готовились.

Дети читают стихи.

1.Дед Мороз, ты самый добрый,
Но я тоже не плошал —
Занимался я уборкой,
С мамой елку украшал.

И весь год я был послушным
И не вредным... Ну почти.
Собирал свои игрушки,
А их много, ты учти!

Я надеюсь, что под елкой
Скоро я найду сюрприз.
Ведь я ждал его так долго.
Дед Мороз, поторопись!

2. Кто в чудесный праздник верит —
Открывайте шире двери!
Новый год уже в пути,
Хочет в гости к нам зайти.

Дед Мороз под нашу елку
Положил подарков горку.
Нет в мешке волшебном дна,
Хватит всем чудес сполна!

3. Открывает двери в зиму сказка.
И сияет елочка огнями.
Этот день мы ждали не напрасно!
Новый год спешит на встречу с нами!

Конфетти и яркие хлопушки —
До чего же весело кругом!
Много разных сладостей, игрушек,
Все покрыто снежным серебром!

Дед Мороз:

И стихи вы рассказали

И со мной вы поиграли

А мою внученьку Снегурочку вы ребятки не видали?

Я подарки все собрал ей дорогу показал, но подарков я не вижу и Снегурочки не слышу.

Где ж Снегурочка моя, что случилось друзья?

Дед Мороз:

Ну, ничего, у меня есть волшебное блюдечко с наливным яблочком, оно нам и подскажет, где искать Снегурочку.

(Достает из мешка блюдечко с яблочком)

Катись, катись, яблочко,

Катись, катись, наливное.

Покажи нам, яблочко, где же внученька моя Снегурочка.

(Смотрит на блюдечко, удивляется, например, поднимает одну бровь.)

Ой вижу вижу лес густой, в лесу дремучем дом большой

На курех ножках он стоит

На печке там Яга храпит.

А внучка вот в углу сидит

Она там что то мастерит.

Вокруг разбойники сидят и во все глаза за ней следят.

Ой что же делать как же быть

И как Снегурочку освободить.?

Ведущий: Дети, мы Снегурочку найдем?

Мы друзья ее, спасем?

Дед Мороз а ты свой посох доставай и колдовать им начинай.

Дед Мроз: : Да и верно! (стучит посохом 3 раза)

посох волшебный, нам помоги,

В царство лесное путь укажи! Раз, два, три Снегурочку найди!

(появляется баба - Яга)

Б. Я: Я, Бабулечка Яга! Что вам надо детвора?

Зачем без спроса появились? Почему здесь очутились?

Д. М: Здравствуй Бабушка_ Яга! У нас случилось беда!

Мы Снегурку потеряли и все подарочки пропали.

Слышишь старая корга, можешь ты подарки взять,

но Снегурки тебе не видать.

Я раскрою свой секрет

В царстве леса ее нет

Есть бабульки молодые - мои внучки озорные.

Могут петь они плясать,
Можешь их с собой забрать…..

Танец «Бабки Ёжки»

Д. М: С вами –Ягулечки я хоть куда,

но без Снегурочки мне то беда.

Вы деду помогите и всю правду расскажите.

А я вас на праздник приглашу и чаем сладким угощу

Маленькие бабки ёжки: Была была у нас такая.

Но бабуля наша злая она Снегурку внезлюбила и в морское царство утащила..

Б. Я: Эй вы милые девчушки

Вы все напутали старушки,

Я Снегурки не видала,

Я на печке отдыхала.

Д. М: Ах, ты старая Яга

Вот заморожу я тебя!

Лучше в лес бегом беги

И внучек там своих ты жди.

(Баба Яга убегает от деда Мороза под музыку)

Д. М: Ну, что же ребята давайте будем искать нашу Снегурочку?

Где же мое волшебное яблочко?

Катись, катись, яблочко,

Катись, катись, наливное.

Покажи нам, яблочко, где же внученька моя Снегурочка?

(достает яблочко и катает по тарелочке)

Да она у самого царя морского Нептуна

В подводном царстве. Как же нам быть?

Ведущий: Ну что ж, доставай свой посох волшебный.

Дед Мороз: Да и верно! (стучит посохом 3 раза)

посох волшебный, нам помоги,

В царство подводное путь укажи! Раз, два, три Снегочку Ищи!

Ведущий: Дети в круг большой вставайте

Нашу Снегурочку искать продолжайте!

Игра «Ищи»

(Огни на елке гаснут, появляется Нептун.)

Нептун: я Могучий царь Морской! Зря вы шутите со мной!

Зачем без спроса появились?! Как вы в море очутились?!

Квакуня: Кваки тут, ваше морское !

Нептун (любовно): Ах, ты мой зелененький!

Квакуня: Ква-ква…

Нептун: Ах, ты мой пучеглазенький!

Квакуня: Ква-ква…

Нептун: Любишь меня?

Квакуня: Как родную маму! Как родного папу!

Нептун (грозно): Так что же ты заставляешь меня скучать?

Квакуня: Квак бы не квак, я вам сюрприз приготовил. (Хлопает три раза),

(Выход русалок с жемчужинами под музыку)

Русалки: мы русалочки – подружки, нам жемчужины игрушки

мы красавицы с лица, у нас чуткие сердца.

Вьются волосы волнами, на волнах резвимся сами,

любим музыку и танцы… всем понравится, есть шансы!

С рыбками мы в море дружим! И Нептуну мы верно служим!

«Танец восточных русалок.»

Нептун: Ну, Квакуня, удивил! Ну, Квакуня, насмешил!

Что я, рыбок не видал? Пучеглазый ты нахал!

Зря русалок приволок, Ну, какой в русалках толк?

Все у нас наоборот. А на суше – Новый год

Нептун: Люди водят хоровод,

Возле елочки лесной – Праздник есть такой зимой!

Со Снегуркой Дед Мороз им везет игрушек воз.

Мы в воде сидим одни даже в праздничные дни.

Не с кем спеть и поплясать так вот и состаримся,

И на Новый год опять без гостей останемся.

Квакуня (радостно): Что скажу тебе я, царь…

Нептун: Глупость скажешь… впрочем, шпарь.

Квакуня: Будешь слушать или нет,

Дать хочу один совет.

Мы, квак-квак, подарочки украли,

Снегурочку заколдовали.

И теперь к ним новый год (показывает указательным пальцем наверх)

Теперь уж точно не придет!

Нептун (азартно потирает руки):

Здорово ты, Квакуня, придумал. Пойдем готовиться к празднику.

Нептун и Квакуня собираются уходить, звучит музыка и к ним навстречу

Выходят Дед Мороз замечает Нептуна. Квакуня прячется за спиной у Нептуна.

Дед Мороз: ох, обманщик! Ну, ты - плут! Ведь моя Снегурка тут!

Я ж волшебник – чародей! Отпускай ее скорей!

Из морской твоей пучины!!! Ты – злодей, но ты – мужчина!

Нептун: Да нет, у меня ни какой Снегурочки! (Сердито трясет бородой).

Дед Мороз: Ай, да царь морской,

Что трясешь ты головой?

Знать, обманываешь нас,

Пожалеешь ты сейчас.

в дудочку я заиграю,

Так тебе не сдобровать!

Нептун: Не боюсь я твоей дудки и Снегурку не отдам!

Дед мороз имитирует игру на дудочке. Под веселую музыку Нептун, Квакуня начинают танцевать. В конце танца Нептун тяжело начинает вздыхать, обмахиваться.

Нептун: Не хочу плясать я с вами –

Это что за тру-ля-ля!

Ноги сами, сами, сами,

Сами пляшут кренделя!

Ох, я больше не могу! И сейчас я упаду!

Музыка замолкает.

Нептун: Ладно, ладно, не дуди

Морское царство не буди!

Тут она тут..

(Хлопает в ладоши, пираты выводят Снегурочку)

Нептун: Дед Мороз, чур уговор: отдаю тебе внучку Снегурочку,

но за нее прошу выкуп - хочу волшебную дудочку твою и, чтобы вы пригласили меня на праздник. Скучно мне! Грустно мне!

Дед Мороз: Гостям мы рады, милости просим

Ради такого праздника мне и дудочки не жалко!

Нептун: Ну, так и быть! Вот твоя внучка, Дед Мороз!

Дед Мороз: Заждались нас дети, пора возвращаться.

Посох волшебный, нам помоги!

На праздник веселый скорей нас верни! (стучит 3 раза).

(Звучит музыка, на елке зажигаются огни и в зале тоже включается свет).

Дед Мороз: Снег искрится на дороге,

Серебром сверкает лед.

Все прекрасно, словно в сказке,

Ай, да, чудо – Новый год!

Снегурочка: Сегодня весело у нас,

Мы Новый год встречаем.

И всех гостей и всех детей

В хоров всех приглашаем.

Песня « Раз два три ёлочка гори»

Дед Мороз: Порадовали, повеселили и подарки заслужили.

Снегурочка, внученька, а где же подарки?

Снегурочка: Ой, Дед Мороз, они же в подводном царстве остались!

Нептун: Ну, эта беда поправимая. Волшебная дудочка нам поможет.

Ну как сеть свою закину

И подарочеи я выну

Вот тебе волшебный клубок.

(Дед Мороз закидывает клубок за кулисы и говорит волшебные слова.)

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Помогай, Морской Царь

Тянем, тянем – раз, два, три.

Вот подарочки – смотри!

(Дед Мороз вытягивает валенок).

Видно клубок в раздевалку закатился.

(Дед Мороз бросает клубок второй раз и говорит волшебные слова).

Дед Мороз: Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Помогай, Царь Морской

Тянем, тянем – раз, два, три.

Вот подарочки – смотри!

Дед Мороз вытягивает кастрюлю.

Дед Мороз: Не переживайте, дети.

Видно клубок на кухню закатился.

Дед Мороз бросает клубок третий раз и говорит волшебные слова.

Дед Мороз: Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Помогай, Морской Царь..

Тянем, тянем – раз, два, три.

Вот подарочки – смотри!

Дед Мороз пытается тащить и не получается. Говорит что тяжело и уходит за мешком и приносит подарки.

Дед Мороз: Тут подарков целый воз.

(Раздача подарков)

Дед Мороз: А теперь настал прощанья час.

Дед Мороз дает такой наказ:

Не болейте, не скучайте

И меня не забывайте!

А я в будущем году

Снова в гости к вам приду

Герои прощаются и уходят.

Ведущий: Мы с Новым годом всех вас поздравляем,

Чтоб жизнь была без горя и забот,

Здоровья вам и радости желаем,

Пускай счастливым будет Новый год!