Методика интегральная удовлетворенность трудом. Диагностика взаимосвязи мотивации и удовлетворенности трудом продавцов магазина ООО "Максимум" (с помощью методик "Интегральная удовлетворенность трудом" и "Диагностика мотивационной сферы" А

Мотивация и удовлетворенность трудом как психологический феномен, их внутренняя взаимосвязь. Психодиагностическая процедура обследования, результаты диагностики и их обсуждение. Наличие взаимосвязи уровней удовлетворенности трудом и мотивации личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический

Университет

Кафедра психологии профессионального развития

Курсовая работа

По курсу «Психология труда»

Диагностика взаимосвязи мотивации и удовлетворенности трудом продавцов магазина ООО «Максимум»

(с помощью методик «Интегральная удовлетворенность трудом» и «Диагностика мотивационной сферы» А. Мехрабиан)

Студент: Наумшина В.

Группа: ПС-302

Преподаватель: доцент,

кандидат психологических наук

Павлова А.Н.

Екатеринбург 2011

1.Введение

2.Глава 1. Мотивация и удовлетворенность трудом как психологический феномен

1.1. Мотивация

1.2. Удовлетворенность трудом

1.3. Взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом

3.Глава 2. «Организация и проведение психодиагностического обследования».

2.1 Место проведения обследования и выборка

2.2. Методики

2.3.Психодиагностическая процедура обследования

4.Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях уровней удовлетворенности трудом и мотивации личности в диагностируемой выборке

3.2 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней удовлетворенности трудом и мотивации личности на примере обследуемой выборки

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

мотивация труд удовлетворенность личность

Введение

Проблема связи мотивации и удовлетворенности трудом недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика взаимосвязи мотивации и удовлетворенности трудом актуально.

Предметом исследования в данной курсовой работе является удовлетворенность трудом и уровень мотивации.

Во многих случаях деятельность работников настолько структурирована, их активность настолько подчинена заданному ритму, люди находятся в настолько жестких рамках, что все это оставляет очень мало возможностей для индивидуальных вариаций. Вместе с тем можно предположить, что неудовлетворенность работой сказывается на продуктивности не непосредственным образом, а действует сначала на приверженность человека интересам организации, отношения с коллегами и руководителями, а уже потом, опосредованно, и на продуктивность.

Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:

1) уровень заработной платы -- если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;

2) возможность продвижения -- реальная и объективная возможность роста работника;

3) качество руководства, которое удовлетворяет работника;

4) характер работы -- соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы;

5) оценка рабочего коллектива -- отношение коллег к качеству труда работника.

Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» рассматривают поведение работника в связи с удовлетворенностью работой и отмечают следующие моменты:

1) производительность труда выше;

2) работник склонен помогать другим сотрудникам;

3) уровень прогулов ниже;

4) текучесть кадров ниже.

Совокупность всех показателей может показать, насколько работник удовлетворен работой, управлением, коллективом и т. д. Опираясь на результаты исследований удовлетворенностью работой, работодатель может корректировать трудовую деятельность организации, разрабатывать новые системы взаимодействия с коллективом, партнерами по бизнесу и другими заинтересованными лицами.

Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата коррелирует между собой. Во многом мотивация и удовлетворенность зависят от степени вовлеченности работника в трудовой процесс. Вовлеченность в работу -- мера идентификации работника со своей работой.

Под вовлеченностью понимают восприятие работы как первого по важности дела, принятие и заинтересованность в наилучших результатах, стремление совершенствовать и оптимизировать трудовой процесс.

Мотивация возрастает, если человек удовлетворен трудом и заработная плата соответствует его вкладу в трудовой процесс.

Объектом исследования являются продавцы магазина ООО «Максимум» 10 человек (от 18 до 54 лет; средний возраст - 33 года).

Целью данной работы состоит в изучении характера связи мотивации и удовлетворенности трудом.

1. Теоретический анализ мотивации и удовлетворенности трудом.

2. Подбор диагностических методик в программу эмпирического исследования.

3. Проведение диагностического исследования.

4. Обработка и интерпретация результатов исследования.

5. Сообщить обследуемым результаты диагностики.

6. Выявить взаимосвязь между мотивацией и удовлетворенностью трудом на данной выборке.

Методы и методики исследования:

1. Метод теоретического анализа имеющейся информации по поставленной проблеме.

2. Методика интегральной удовлетворенности трудом.

3. Опросник мотивационной сферы Ф. Мехрабиана Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я.Самара: Бахрах-М, 2001.

4. Методы математической обработки данных.

Глава 1. Мотивация и удовлетворенность трудом как психологический феномен

1.1 Мотивация

Мотив (лат. moveo -- двигаю) -- это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов Психологический словарь. / Сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова.

Мотив -- одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив -- это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность -- это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель -- результат сознательного целеполагания. Например: жажда -- это потребность, желание утолить жажду -- это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется -- это цель.

Мотивация (от lat. «movere») -- побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) -- мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) -- мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности Психологический словарь. / Сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, .

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Мотив самоутверждения -- стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности -- существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком -- стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира -- существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, -- важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти -- стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими -- это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы -- побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы -- такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

стремление получить одобрение других людей;

стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, -- к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) -- побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития -- стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой -- страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед -- это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения -- стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

значимость достижения успеха;

надежда на успех;

субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы -- мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно -- с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation -- присоединение) -- стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение -- это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация -- побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. Современная психология мотивации./ Под ред. Д.А.Леонтьева.

1.2 Удовлетворенность трудом

Удовлетворенность трудом -- эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

В рамках современной психологической науки общепринятой и общепризнанной как наиболее эвристичная и интерпретационно ресурсная в этой области считается двухфакторная "мотивационно-гигиеническая" теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера. К условно обозначаемым как мотивационные критериям относят собственно содержательные характеристики трудовой деятельности, успехи и достижения личности или группы в труде, перспективы квалификационно-профессионального, в том числе и карьерного роста, признание со стороны социального окружения, в частности, показатели престижного и "имиджевого" характера Ермолаева М.В., Охотенко Р.В. Проблема удовлетворенности трудом с позиции субъектного подхода// Психология зрелости и старения. 2009. № 1. С. 5-17. 12. Занковский А.Н. .

К условно обозначаемым как повышения гигиенические критериям относят эргономические условия труда, уровень материального вознаграждения, стиль руководства, характер межличностных отношений в трудовом коллективе. Следует специально отметить, что удовлетворенность трудом, как правило, повышается при оптимизации "мотивационных" факторов. В случае же "гигиенических" показателей чаще всего снижается неудовлетворенность работой, но далеко не всегда изменяется показатель удовлетворенности трудом. При этом понятно, что жесткое деление факторов, влияющих на степень удовлетворенности трудом, на "мотивационные" и "гигиенические" достаточно условно, так как в ряде случаев именно "гигиенические" факторы выступают в качестве мотивационно определяющих активность как отдельной личности, так и группы в целом.

Помимо этого, необходимо специально оговорить тот факт, что в группах разного уровня социально-психологического развития "удельный вес" различных факторов удовлетворенности трудом также различается. Так, например, в группах высокого уровня развития "мотивационная" составляющая и такой показатель, как "система взаимоотношений", в теории Ф. Херцбергера включенные в перечень "гигиенических" факторов, как правило, имеют решающее значение для позитивного субъективного видения и оценки своей трудовой деятельности, в то время как для групп низкого уровня развития решающими нередко становятся такие показатели, как заработная плата и эргономические условия труда.

Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Что касается эффективности деятельности, то для адекватной оценки этого первостепенного параметра социальной активности личности и группы учет такого субъективного фактора, как удовлетворенность трудом, является необходимым условием.

В процессе операционализации теории Ф. Херцберга организационные психологи Дж. Хэкман и Дж. Олдхэм выделили пять базовых факторов, необходимых, с их точки зрения, для того, чтобы работа воспринималась сотрудниками организации как содержательная, интересная и приносила удовлетворение. К ним относятся:

1. Разнообразие умений. Более содержательны те работы, для которых требуется много, а не одно или несколько различных умений.

2. Идентичность задания. Работы, которые составляют единое целое, более содержательны, чем работы, являющиеся лишь некоторой частью всей работы.

3. Важность задания. Работы, которые важны для других людей, более содержательны, чем маловажные работы.

4. Автономия. Работы, при выполнении которых человек может проявлять независимость, пользоваться свободой и принимать решения, касающиеся выполнения работы, более содержательны, чем работы, не дающие таких возможностей.

5. Обратная связь, касающаяся работы. Работы, в которые включена обратная связь, касающаяся того, как сотрудник выполняет свою работу, более содержательны, чем работы без обратной связи".

И все же результаты пятнадцатилетних исследований Ф. Херцберга и его коллег не позволяют провести четкую границу между гигиеническими и мотивирующими факторами. Такая частичная верификация характерна для всех так называемых диспозиционных теорий мотивации труда. К этой группе подходов, описывающих структуру трудовой мотивации и условия удовлетворенности трудом, традиционно относят иерархическую модель потребностей А. Маслоу, ERG-теорию С. Алдерфера и теорию потребностей в достижениях Д. Мак-Келланда.

Теория С. Алдерфера, в сущности, представляет собой модификацию иерархической модели А. Маслоу: "Исходным положением этой теории является гипотеза о существовании трех групп потребностей, перечисленных в порядке от наиболее конкретных до наименее конкретных... Эти потребности в существовании (existence -- E), отношениях с другими людьми (relatedness -- R) и росте (growth -- G)... Согласно теории ERG, если усилия, направленные на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно приводят к фрустрации, то человек может регрессировать... к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности. Сотрудник, который не способен в рамках своей трудовой деятельности удовлетворить потребности в личностном росте, может остановиться на том, что будет выполнять свою работу лишь настолько, насколько необходимо, чтобы не потерять место и удовлетворять социальные потребности (потребность в общении), то есть потребности более низкого уровня". Основным отличием данного подхода от иерархической модели А. Маслоу является отказ от жесткого ранжирования потребностей. При этом понятно, что уровень удовлетворенности трудом в рамках теории С. Алдерфера напрямую зависит от широты спектра потребностей, которые могут быть реализованы в рамках трудовой деятельности.

Надо сказать, что ERG-теория, как и все остальные диспозиционные теории мотивации, не получила исчерпывающего эмпирического подтверждения. Однако общим достоинством данных подходов является их простота и высокая степень адаптивности к решению практических задач в конкретных условиях той или иной организации.

Если все диспозиционные теории так или иначе исходят из наличия у индивида определенных потребностей, которые в классической трактовке А. Маслоу являются врожденными, могут быть достаточно абстрактными, иррациональными и не всегда осознанными, то когнитивные теории мотивации труда исходят из того, что мотивация -- это всегда "...сознательный выбор, сделанный на основе сложного процесса принятия решений, в ходе которого сравниваются варианты, взвешиваются затраты и выгоды и оценивается вероятность достижения желаемых результатов". Поэтому удовлетворенность трудом в рамках когнитивных подходов, в конечном счете, зависит от соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида. Однако, каждый из таких подходов имеет свои нюансы.

Теория общих ожиданий разработана в конце 60-х гг. прошлого века на базе исследований большой группы организационных психологов, в частности, В. Врума, Дж. Кэмпбелла, Л. Портера, И. Лоулера и др. Она исходит из того, что существуют четыре группы взаимосвязанных переменных, совокупность которых опосредствует ожидания индивида, уровень его трудовой активности, а в конечном счете результаты трудовой деятельности и степень удовлетворенности ею. К ним относятся: ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий, ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы, инструментальность и ценность.

Калмакан Я.А., Патрушев В.Д. Удовлетворенность трудом как социально-экономическое явление и категория, // Социальные резервы повышения эффективности производства. - М., 1987.

Ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий... отражает веру в то, что усилия приведут к достижению желаемого уровня выполнения работы. ... Эта вероятность сильно зависит от оценки человеком собственных умений и знаний, касающихся работы, от ожиданий других людей, а также от поддержки со стороны коллег и благоприятного влияния условий труда и других средовых переменных.

Ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы. Это вероятностное понятие, сходное с предыдущим, отражает веру в то, что за выполнением работы последуют определенные прямые результаты (или результаты первого уровня) -- от повышения зарплаты, продвижения по службе и чувства достижения до признания, увеличения объема работы и увеличения продолжительности рабочего дня. ...

Инструментальностью называется полезность определенного поведения или результата с точки зрения достижения какой-либо другой значимой цели; эта переменная отражает веру в то, что между поведением... и достижением этой цели существует связь... Понятие инструментальности особенно релевантно для трудовых результатов второго уровня -- это желательные последствия, которые не вытекают непосредственно из трудовой деятельности, но становятся возможными за счет прямых результатов (первого уровня) трудового поведения... Ценность. Результатам первого и второго уровней приписывается определенная ценность (иногда ее называют валентностью) -- это переменная, отражающая степень привлекательности результатов для человека. Повышение заработной платы (результат первого уровня), которое вытекает из повышения в должности, может иметь высокую положительную ценность, потому что оно инструментально для достижения положительно оцениваемых сотрудником результатов второго уровня, например, более высокого жизненного уровня".

Хотя, как уже отмечалось, тория общих ожиданий строится на совершенно иных методологических посылках, чем диспозиционные теории, легко заметить определенные параллели, в частности, двухуровневую структуру ожидаемых результатов деятельности, которые очевидно связаны с иерархией человеческих потребностей. В целом данный подход представляется достаточно сложным и эклектичным, что существенно затрудняет его практическое использование. Более того, как отмечает Л. Джуэлл, хотя "многие гипотезы, в основе которых лежит теория общих ожиданий, подтверждаются в различных исследованиях, ... доказательства правильности этой модели в целом не получено".

Гораздо более удобной с практической точки зрения при оценки степени удовлетворенности трудом представляется теория справедливости Дж. Адамса. Согласно этой концепции, "люди сравнивают соотношения между тем, что они получают в своей рабочей ситуации (своими результатами), и затраченными на это усилиями (своими вложениями) с соотношением результатов и вложений других людей. К результатам относятся заработная плата, статус и должностной уровень. Наиболее значимыми вложениями являются... умения, знания, опыт, стаж работы и образование". Согласно теории справедливости, удовлетворенность трудом будет высокой, если индивидуальное соотношение результат/усилия будет равно или несколько выше среднего значения для данного вида деятельности. Вполне очевидно, что удовлетворенность резко падает, если это соотношение ниже среднего -- данная ситуация воспринимается как явная несправедливость. Однако, как показал ряд исследований, удовлетворенность трудом часто снижается и в тех случаях, когда данное соотношение существенно выше среднего. Многие индивиды в подобных случаях испытывают чувство вины и стремятся избавиться от него за счет увеличения своего вклада в трудовую деятельность, тем самым исправляя выявленную несправедливость.

Основным недостатком теории справедливости является то, что в ее рамках существенно ограничен, а в целом ряде случаев и попросту невозможен учет таких факторов, обусловливающих удовлетворенность трудом, как система межличностных отношений, статусно-ролевая позиция личности в неформальной групповой структуре и т. п.

На сегодняшний день в рамках организационной психологии накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой. Их анализ позволил выявить ряд интересных закономерностей.

В частности, установлено, "...что на протяжении всего периода трудовой деятельности человека его удовлетворенность работой меняется как в большую, так и в меньшую сторону. В возрастной группе от 20 до 30 лет удовлетворенность работой снижается по мере того, как дает знать о себе расхождение между идеалами и реалиями работы на определенной должности (“шок при столкновении с реальностью”). По мере того как человек приспосабливается к этим реалиям и достигает определенных профессиональных целей, его удовлетворенность постепенно увеличивается; пик ее приходится на возраст около 40 лет. За этим периодом следует “кризис середины карьеры”, который обычно наблюдается в возрасте от 45 до 50 лет. После разрешения этого кризиса уровень удовлетворенности опять повышается, но снова начинает падать, когда человек готовится к уходу на пенсию (“предпенсионный возраст”)".

Другой большой блок исследований был направлен на выявление взаимосвязи между удовлетворенностью работой и качеством ее выполнения. Вопреки ожиданиям, результаты целого ряда изысканий не подтвердили напрямую предположение о том, что удовлетворенность приводит к лучшему выполнению работы. Подобные результаты возможно объясняются тем, что удовлетворенность работой во многом является субъективной характеристикой, во многом зависящей от личностных особенностей индивида.

В последние годы в психологии сформировалась точка зрения, согласно которой удовлетворенность работой опосредствуется, прежде всего, не объективными средовыми параметрами, а общей склонностью конкретного индивида к "позитивной аффективности" (позитивному восприятию мира -- попросту говоря, к оптимизму), либо к "негативной аффективности" (негативному восприятию, или пессимизму). Как сообщает Л. Джуэлл, "в настоящее время имеется много данных, подтверждающих существование положительной корреляции между оценками положительной аффективности и большей удовлетворенностью работой".

Практический социальный психолог при выполнении своих профессиональных задач должен четко учитывать степень удовлетворенности трудом как группы в целом, так и каждого ее члена в отдельности, так как, не владея этой картиной в полном объеме, он будет не в состоянии ни адекватно стимулировать просоциальную активность сообщества, ни прогнозировать процессы группообразования и личностного развития в нем.

1.3 Взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом

Важнейшей составляющей профессиональной мотивации является степень удовлетворенности сотрудником своей профессиональной деятельностью (Профессиональная деятельность муниципального служащего не сводится только к выполнению отдельных функций. Как правило, она представляет собой широкий набор различных форм деятельности: общение с населением, работу с техническими средствами, работу с деловой документацией и т.д.).

Удовлетворенность трудом является выражением его общего отношения к своей работе. С другой стороны, как уже отмечалось, оценить состояние социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность-неудовлетворенность персонала основными параметрами своей профессиональной деятельности и взаимоотношениями со своим ближайшим окружением (коллегами и руководством). Эмпирически доказано, что высокая удовлетворенность своей профессиональной деятельностью оказывает позитивное влияние на работу персонала, улучшает их отношение к работе и организации, способствует росту трудовой и исполнительской дисциплины и повышению производительности труда. В то же время нельзя утверждать, что более высокий уровень удовлетворенности автоматически ведет к более высоким профессиональным результатам. Высокая удовлетворенность для некоторых категорий работников может сопровождаться низким уровнем производительности.

Таким образом, можно утверждать, что среди наиболее важных факторов удовлетворенности трудом можно назвать справедливое вознаграждение, творческий характер труда, благоприятные условия и поддержку коллег.

Итак, удовлетворенность профессиональной деятельностью - это важная характеристика эффективного функционирования современной организации, определяющая во многом качество конечного результата. Выделяют следующие признаки высокой мотивации работников:

Специалист надежно, с высоким уровнем самоотдачи и увлеченности исполняет свои должностные обязанности;

Он готов прилагать дополнительные усилия, например, в сверхурочной работе;

Демонстрирует удовлетворенность работой, не высказывает намерения поменять место работы;

Склонен к проявлению инициативы и отзывчив на инновационные мероприятия.

Сущность и основное содержание управления персоналом - в создании их высокой мотивации. Речь может идти о создании руководителем системы психологических условий, то есть таких объективных обстоятельств совместной деятельности, которые в совокупности с материальными условиями являются необходимыми для возникновения личных усилий сотрудника по самосовершенствованию и самореализации.

Психологический механизм возникновения высокой профессиональной мотивации и создания благоприятного социально-психологического климата заключается в переживании вероятности удовлетворения всех основных и прежде всего социальных, потребностей личности. Когда работа становится способом проявления потенциала работника, сферой его самоактуализации и творчества, тогда итогом будет существенный профессиональный рост и высокая самоудовлетворенность Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. // Психологический журнал. - 1985. - № 5. .

Роль разных мотиваторов профессиональной деятельности существенно зависит от имеющихся в данное время общественных отношений, выполняемой деятельности (профессии), направленности личности (интереса к профессии), гендерных различий субъектов профессиональной деятельности.

Подобными мотиваторами могут выступать:

Престиж профессии;

Возможность продвижения по службе и повышения квалификации;

Возможность заработка;

Установление благоприятных взаимоотношений с руководителями и коллегами по работе;

Степень гарантированности работы.

Первые четыре мотива составляют «мотивационное ядро» личности, определяющее направленность и активность труда. Сила мотива зависит от степени напряженности и значимости потребности, и поэтому данный перечень представляет собой не иерархию мотивов трудовой деятельности, а их комплекс. Внешние побуждения (стимулы) проходят через систему потребностей и ценностных ориентаций сотрудников и в результате этого становятся побудителями их профессиональной деятельности - мотивами.

Два последних мотива отражают состояние социально-психологического климата (СПК). Одним их основных показателей характера СПК является удовлетворенность сотрудников некоторыми параметрами своей профессиональной деятельности, а также удовлетворенностью взаимоотношениями с партнерами по профессиональному взаимодействию.

Поведение человека в трудовом процессе определяет комплексное взаимодействие внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми внешними факторами выступают такие производственные факторы, как возможность творчества в процессе деятельности; организация труда; санитарно-гигиенические условия; размер заработной платы; престижность профессии; возможность повышения квалификации и т.д.

Руководителю необходимо учитывать, что существует определенная зависимость в изменении роли мотивационных факторов при увеличении стажа сотрудников. Для молодых сотрудников (до 30 лет) самыми важными факторами, определявшими степень удовлетворенности работой, являлись возможность продвижения по работе и разнообразие труда. Было выявлено, что с возрастом повышается роль санитарно-гигиенических условий труда, работник становится более чувствительным к недостатку комфорта.

Эмпирически доказана большая значимость для мужчин содержания и общественной ценности работы, ее разнообразия, наличия творческих возможностей. Они в большей степени осознают социальную значимость своего труда. Для женщин более важными являются взаимоотношения в коллективе, условия труда, размер заработной платы.

Сущность процесса целенаправленного развития профессиональной мотивации и улучшения и удовлетворенности трудом в условиях современной профессиональной деятельности заключается в систематическом позитивном изменении отношения работника к администрации, повышении эффективности их взаимодействий и повышении самовосприятия и самоотношения работника.

Наиболее распространенными и эффективными методами повышения профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом являются:

а) программы материального стимулирования;

б) целевой менеджмент;

в) обогащение труда (то есть перепроектирование организационной структуры, а также заданий и функций работников с целью повышения их мотивации и удовлетворенности трудом).

Можно предположить, что управление системой мотивации и и удовлетворенности трудом в организации представляет собой как экономическую проблему (эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации, удовлетворить экономические потребности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стремления, потребности в достижении и самовыражении участников).

Для осуществления оптимального функционирования организации руководству необходимо обеспечить эффективную профессиональную деятельность персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку сотрудников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично трудиться, совершать те действия, которые приближают организацию к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике. Выявляя условия, в которых организация будет функционировать наиболее эффективно, можно тем самым целенаправленно воздействовать на профессиональную мотивацию работников.

Внешние факторы, опосредующие мотивацию сотрудников и улучшающие и удовлетворенность трудом, выполняют следующие функции:

Функцию стимулирования творческой активности;

Функцию демонстрации позитивного отношения руководства к высоким результатам;

Функцию популяризации достижений среди персонала организации;

Функцию поднятия морального духа сотрудников, а также их делового настроя;

Функцию усиления действенности самого процесса стимулирования.

Существуют также иные способы воздействия на трудовую мотивацию персонала. Речь, в частности, идет о социально-психологических методах управления мотивацией работников, то есть методов воздействия и преобразования побуждений личности в сфере профессиональной деятельности Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. // Психологический журнал. - 1985. - № 5. .

Считается, что в деятельности, вызывающей глубокий интерес и творческое отношение, интенсивно развиваются профессиональный опыт и мастерство. Таким образом, мотивация, основанная на интересе, составляет сущность ответственного и инициативного отношения к деятельности. В связи с этим целенаправленная работа руководителя по обогащению содержания труда своих подчиненных путем смены видов труда, разнообразия профессиональных заданий будет явно способствовать повышению профессиональной мотивации персонала. Мотив интереса выступает, как правило, в виде интереса к процессу трудовой деятельности и в виде мотива к результату деятельности. Полагают, что более устойчив и надежен мотив, ориентированный на результаты деятельности, а мотив, направленный на процесс деятельности, может быть использован с целью повышения инициативы сотрудников. Ориентация в мотивации на результат деятельности в большей мере соответствует объективной цели деятельности. Мотивация, ориентированная на процесс деятельности, менее устойчива, потому что цель здесь - именно способы и методы выполнения деятельности и то удовлетворение, которое человек испытывает от самого процесса деятельности, а это недостаточно надежно для того, чтобы быть единственным мотивом, на который можно было бы опираться в целях повышения инициативы и ответственности личности.

Кроме мотивов, связанных с инициативой и ответственностью, выделяют мотив достижения успеха в собственной деятельности. Его особенность состоит в том, что результат и процесс деятельности выступают для личности исключительно как субъективно значимые, порой не ориентированные на общественно полезное значение (Поведение сотрудника в этом случае может быть инициативным, но безответственным, а и результат, и процесс выступают для личности только как показатели собственных личных достижений человека. Кроме того, поведение сотрудника, обусловленное мотивацией достижения успеха, может в определенных ситуациях вступать в противоречие с целями и задачами группы коллег, так как деятельность в организации выступает как деятельность коллективная, то и суть взаимодействий работников - получение совместного результата. Но сотрудник с мотивацией достижения успеха будет ориентирован в первую очередь на личное достижение, а не на групповой результат. Следовательно, основное управляющее воздействие должно осуществляться в таком направлении, чтобы общественно полезная деятельность, профессиональная деятельность в коллективе стали определенной областью личных достижений работников).

Для руководителя весьма желательно усиливать взаимосвязь удовлетворенности сотрудников своей деятельностью и продуктивности в организации. Считается, что чем менее позитивна эта взаимосвязь, тем менее эффективной является данная организация. Эмпирически выявлено, что неудовлетворенность работой увеличивает текучесть кадров и снижает уровень дисциплины труда. Хотя в условиях рыночной конкуренции работник в большей степени “привязан” к своей организации.

С точки зрения психологии личности, состояние удовлетворенности работой можно интерпретировать по-разному. Так, это состояние может быть следствием стремлений сотрудника к активной деятельности, более полному самовыражению, которое достигается в процессе труда. Но оно же порой проистекает и из примитивных интересов, невысоких запросов личности. С другой стороны, состояние неудовлетворенности работника может при известных условиях побуждать его к поискам, творчеству, при других же условиях оно является следствием столкновения высокого уровня притязаний личности с весьма незначительными возможностями для их осуществления Наумова Н.Ф., Слюсарский М.А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности // Социс. Выпуск 3. 1970. .

Глава 2. «Организация и проведение психод иагностического обследования»

2.1 Место пр оведения обследования и выборка

Обследование продавцов проводилось в продуктовом магазине ООО «Максимум». ООО «Максимум» продуктовый магазин расположенный по адресу улица Бисертская 133.

Обследование проводилось с 09.10.2010 по 15.10.2010.

Выборка: 10 человек (от 18 до 54 лет; средний возраст - 33 года), в диагностике принимали участие 10 женщин продавцов. Все обследуемые являются работниками продуктового магазина ООО «Максимум».

2.2 Методики

В курсовой работе использовались методика «Интегральная удовлетворенность трудом» и методика «Диагностика мотивационной сферы» А. Мехрабиана.

Для исследования уровня удовлетворенности трудом была использована методика «Интегральная удовлетворенность трудом». Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др. Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Для исследования мотивационной сферы использовалась методика А. Мехрабиана. Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).

2.3 Психодиагнос тическая процедура обследования

Диагностическое обследование проводилось в продуктовом магазине ООО «Максимум». Обследование проводилось с 15 до 17 часов. Мотивирование обследуемых было направлено на обращение испытуемых к желанию расширить представление о себе.

Методика «Интегральная удовлетворенность трудом».

Шкалы: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом.

Инструкция к тесту. Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа. Методика «Диагностика мотивационной сферы» А. Мехрабиана. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

· + 3 - полностью согласен;

· +2 - согласен;

· + 1 - скорее согласен, чем не согласен;

· 0 - нейтрален;

· -1 - скорее не согласен, чем согласен;

· -2 - не согласен;

· -3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Глава 3. Результ аты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней удовлетворенности трудом и мотивации лич ности в диагностируемой выборке

Одна из характерных особенностей выборки - это средний уровень удовлетворенности трудом (х ср =20,4; S=4.85; М о =17; М е =21,5). Также был выявлен уровень мотивации направленный на избегание неудач (х ср =129,1; S=24,57; М о =121,5; М е =124). Человек, изначально ориентированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, беспокойство и страх, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи. См Приложение 1

Подобные документы

    Удовлетворенность трудом и жизнью: основные понятия, критерии, их взаимосвязь. Стиль руководства как один из факторов удовлетворенности трудом, его влияние на общую удовлетворенность жизнью. Исследование привлекательности труда, анализ и диагностика.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Теоретические основы формирования, изменения ценностей и расположения в организации. Основные этапы трудовой жизни человека. Анализирование удовлетворенности работника трудом. Воздействие стилей руководства на удовлетворенность трудом человека.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2013

    Понятие мотивации и стимулирования труда. Иерархия потребностей А. Маслоу. Понятие удовлетворенности трудом. Исследование связи мотивационной направленности и удовлетворенности трудом менеджеров предприятия на примере ОАО "ЮГ-СИСТЕМА плюс" и СОАО "ВСК".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2013

    Изучение понятия удовлетворенности трудом - приятного позитивного эмоционального состояния, проистекающего из оценки своей работы или производственного опыта. Основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой. Анкетирование в офисе компании.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Исследование социально-психологического климата и состояния удовлетворенности трудом сотрудников учреждения. Мотивация профессионального выбора. Факторы, влияющие на тяжесть труда. Рекомендации по улучшению работы с личным составом подразделения.

    отчет по практике , добавлен 28.01.2015

    Изучение связи организационного поведения с удовлетворенностью трудом персонала. Исследование пирамиды потребностей человека А. Маслоу. Анализ способов профессиональной мотивации работников. Льготы, направленные на удовлетворение потребностей сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Факторы удовлетворенности трудом, актуальная проблема и сложность её разрешения. Правовая работа в области трудовых отношений и генерализованная установка индивида к своему труду. Субъективные особенности восприятия и переживания, периоды адаптации.

    реферат , добавлен 26.03.2012

    Целостное представление о феномене удовлетворённости трудом в его взаимосвязях с различными социальными процессами и характеристиками. Определение понятия текучести кадров, выявление причин возникновения этого процесса и основных методов борьбы с ним.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2013

    Формирование мотивации персонала организации. Показатели и факторы удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в организации. Критерии оценки. Исследование кадров организации ООО "Флагман". Рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом - это одна из важных социально-психологических проблем, которая лежит в социально-экономической плоскости. Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является одним из важных факторов повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность труда работника, приводят к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшения трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения, высокой степени внутреннего дискомфорта человека в профессиональной среде, что мешает способности трудиться с максимальной отдачей.

База исследования: Республиканское Унитарное Предприятие "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси. РУП "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси занимается изготовлением нестандартного оборудования для отраслей народного хозяйства Республики Беларусь. РУП "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси изготавливает контейнеры для ТБО, различные емкости, бункера, загрузчики зерна, удобрений для автомобилей ГАЗ, МАЗ разных модификаций, металлоконструкции бетонно-растворного узла БРУ.00.000,шнековые и ленточные транспортеры, выполняет механическую обработку металла, выполняет разовые работы по заказам населения и юридических лиц.

Выборочную совокупность составили 70 работников Республиканского Унитарного Предприятия "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси, возраст которых составил от 28 до 34 лет, в подавляющем большинстве - мужского пола, состоящих в браке, стаж работы от 10 до 15 лет.

Испытуемые были условно разделены на две группы. Первую группу составили работники инженерно-технического состава (ИТР): инженеры-проектировщики 1-й, 2-ой категории; ведущие инженеры-проектировщики, главные специалисты, инженеры пусконаладочных работ. Вторую группу 35 лиц рабочих профессий: токари, фрезеровщики, слесари, столяры, сварщики, механики.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, нами были выбраны следующие методы исследования:

Опросник "Интегральная удовлетворенность трудом" (А. В. Батаршева) представлен в приложениях А, Б, В .

? "Мотивация профессиональной деятельности" (методика К. Замфир в адаптации А. Реан) представлена в приложении Г ;

? "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) представлена в приложении Д .

Опросник "Интегральная удовлетворенность трудом" (А. В. Батаршева)

Интегративным показателем, который отражает благополучие/ неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Шкалы: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом.

Текст опросника, а также ключ и дешифратор к ключу представлены в приложении А, Б, В .

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в адаптации А. Реан)

Методика применяется для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Текст методики представлен в приложении Г .

"Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентациц в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)

"Якоря карьеры", ? это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Текст методики представлен в приложении Д .

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1 этап (констатирующий этап исследования).

На данном этапе была проведена первичная диагностика общего уровня удовлетворенности трудом, и ее составляющих, а также показатели личностной удовлетворенности работой, а также мотивационный комплекс личности.

Затем была проведена количественная и качественная обработка первичных баллов, полученных в ходе проведения исследования. Для выявления статистически значимых различий величин средних значений удовлетворенности трудом между группой рабочих и инженерно-технических работников был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта был использован критерий ц* ? углового преобразования Фишера.

2 этап - проведение формирующего этапа исследования. На данном этапе исследования нами была разработана и проведена коррекционная социально-психологическая работа на предприятии по повышению уровня удовлетворенности трудом.

3 этап (заключительный) - это контрольный этап исследования, в ходе которого проводится повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования с целью анализа эффективности проделанной работы. Полученные данные на контрольном этапе исследования были сопоставлены с результатами констатирующего исследования с помощью критерий ц* ? углового преобразования Фишера.

Цель работы: изучение и оценка общей удовлетворенности своим трудом, его составляющими.

Основные понятия.

Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа максимальной деятельностной эффективности . Самым общим образом под мерой деятельностной эффективности можно понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Достижение какой-либо цели само по себе не свидетельствует об эффективной деятельности. Необходимо всегда учитывать, какова ее возможная «цена», которая может из­меряться временными, материальными, трудовыми, финан­совыми и другими затратами.

Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило, результативность той или иной легальной является составляющей результативности общества в целом. Исходя из этого, деятельностная эффективность может определяться через следующие критерии: стратегия достижения цели; субъективное благополучие, комфорт; привлекательность труда; интегральная деятельностная эффективность.

Интегральным показателем, отражающим эффективность трудовой деятельности, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Инструкция: Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Опросник:

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а)да
б)отчасти
в) нет

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а)да
б)отчасти
в) нет

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а)да
б)не со всеми
в) нет

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а)да
б)не всегда
в) нет

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да
б) отчасти
в) нет

6. В работе меня, прежде всего, привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да
б) время от времени
в) нет

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да
б) не уверен
в) нет

8.Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да
б) что-то среднее
в) нет

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
а) да
б) среднее
в) нет



10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да
б) редко
в) нет

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да
б) среднее
в) нет

12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да
б) время от времени
в) нет

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да
б) не совсем
в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
а) да
б) иногда
в) нет

15. Меня редко поощряют за работу:

а)да
б) иногда
в) нет

16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
а) да
б) может быть
в) нет

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а) да
б) иногда
в) нет

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да
б) не совсем
в) нет

Обработка и интерпретация результатов



Дешифратор к ключу

Для получения как общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения Варианты ответов Утверждения Варианты ответов
а б в а б в

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%, а высокий – выше 56%.

Задание:

* Исследовать уровень удовлетворенности испытуемого трудовой деятельностью.

* Проанализировать полученные результаты.

Цель работы: изучение и оценка общей удовлетворенности своим трудом, его составляющими.

Основные понятия.

Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа максимальной деятельностной эффективности . Самым общим образом под мерой деятельностной эффективности можно понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Достижение какой-либо цели само по себе не свидетельствует об эффективной деятельности. Необходимо всегда учитывать, какова ее возможная «цена», которая может измеряться временными, материальными, трудовыми, финансовыми и другими затратами.

Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило, результативность той или иной легальной является составляющей результативности общества в целом. Исходя из этого, деятельностнаяэффективность может определяться через следующие критерии: стратегия достижения цели; субъективное благополучие, комфорт; привлекательность труда; интегральная деятельностная эффективность.

Интегральным показателем, отражающим эффективность трудовой деятельности, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Инструкция: Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Опросник:

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а) да
б) отчасти
в) нет

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а) да
б)отчасти
в) нет

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а) да
б) не со всеми
в) нет

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а) да
б) не всегда
в) нет

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да
б) отчасти
в) нет

6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да
б) время от времени
в) нет

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да
б) не уверен
в) нет

8.Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да
б) что-то среднее
в) нет

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
а) да
б) среднее
в) нет

10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да
б) редко
в) нет

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да
б) среднее
в) нет


12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да
б) время от времени
в) нет

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да
б) не совсем
в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
а) да
б) иногда
в) нет

15. Меня редко поощряют за работу:

а)да
б) иногда
в) нет

16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
а) да
б) может быть
в) нет

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а) да
б) иногда
в) нет

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да
б) не совсем
в) нет

Обработка и интерпретация результатов

Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом , которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Тестовый материал
  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
    1. отчасти;
  2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
    1. отчасти;
  3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
    1. не со всеми;
  4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
    1. не всегда;
  5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
    1. отчасти;
  6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
    1. время от времени;
  7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
    1. не уверен;
  8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
    1. что-то среднее;
  9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
    1. среднее;
  10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
    1. редко;
  11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
    1. среднее;
  12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
    1. время от времени;
  13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
    1. не совсем;
  14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
    1. иногда;
  15. Меня редко поощряют за работу:
    1. иногда;
  16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
    1. может быть;
  17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
    1. иногда;
  18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
    1. не совсем;
Ключ к тесту

Дешифратор к ключу

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения Варианты ответов Утверждения Варианты ответов
а b c а b c
1 2 1 0 10 2 1 0
2 2 1 0 11 2 1 0
3 2 1 0 12 0 1 2
4 2 1 0 13 0 1 2
5 2 1 0 14 0 1 2
6 2 1 0 15 0 1 2
7 2 1 0 16 2 1 0
8 2 1 0 17 0 1 2
9 0 1 2 18 2 1 0

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

  • Средний уровень УТ определяется в 45-55% -ном диапазоне от общей суммы баллов.
  • Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44% ,
  • Высокий – выше 56% .
Источники
  • Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.470-473.