Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией.

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer

От автора : Темы предназначения, поиска своего истинного пути являются лидирующими в регрессионной терапии. Задавая подобные вопросы в трансовом состоянии, можно получить весьма красочные и метафоричные ответы. Ведь, как известно, язык бессознательного аллегоричен и символичен.

Итак, на трансовой сессии, посвященной проблеме выбора своего пути, клиентом было изложено весьма интересное описание жизненных направлений. Данная информация не была нагружена личными переживаниями и является достаточно универсальной типологией жизненных выборов. Поэтому я с разрешения клиента решила опубликовать кусочек сессии в данной статье. Одновременно мне бы хотелось, чтобы каждый из читателей задумался над вопросом: «А что подходит именно мне? Какой путь развития выбираю я?»

Итак, клиент в трансовом состоянии попал в пространство встречи с наставниками:

“Клиент: Я вижу стол. На столе якобы зеркало, но это зеркало олицетворяет озеро: неровные края, голубой цвет. А наставников много. Их пять-семь. Не могу сосчитать. Все в белом. Вижу все расплывчато, лиц не могу разобрать, все в капюшонах. Они мне кидают свертки на стол, как пять дорожек. Это пять путей. Такое ощущение, что это пять альтернатив в моей жизни. Я не могу понять, кто они. Идет ответ: Совет. Смотрю на самый левый сверток: красные знаки, похожие на иероглифы. Это путь самурая.

Терапевт: Что значит путь самурая?

Клиент: Самоотверженность. Путь самурая – это аскетизм. Здесь нет места семьи, детям. Этот путь может быть моим, если в жизни что-то случится, если будут потери.

Второй сверток. Голубые знаки. Как капельки воды. Это путь доверия. Я вижу человека, женщину азиатской внешности. Она складывает руки в молитве и падает на спину, раскинув руки. Это путь полного доверия. Когда можно довериться миру. Это не означает “плыть по течению”, нет, а именно доверять. Это похоже на полет. И главное здесь просто отдаться жизни и остаться в невесомости. Потому что когда будет включен рациональный мозг, последует жесткое падение.

Есть еще путь лотоса. Он розового цвета. Это сложный путь. Лотос цветок, который вырастает из грязи, но на него грязь не оседает. Очень тяжело остаться чистым в грязи. Путь лотоса – это путь, требующий очень большой силы. Это путь, когда человеку не дается от рождения наследства, внешности, силы и денег. Такой человек живет в средне-низком достатке и добивается всего сам, а потом раскрывается подобно цветку лотоса в полноценную красивую личность. Я вижу, что мой цветок растет до самого неба. В этом пути может быть очень большой подъем. Мой лотос тянется к небу, тянется к Богу.

Есть абсолютно пустой свиток. Он посередине. Я должна сама писать, что я хочу в этой жизни.

Терапевт: А пятый путь?

Клиент: Это путь контрактов. Договоренности с высшими силами. Это может быть как продажа души Дьяволу, так и следование знакам духов, как в шаманизме. Мы сами выбираем тех, с кем иметь договор.»

В конкретном случае клиент узнал свой путь, который был дан при рождении, – это путь лотоса. Но так же сделал вывод, что задачей на эту жизнь является привнесение опыта дороги доверия. Этот путь совсем не развит в жизни клиента, клиент даже не понимает, как можно гармонично жить, доверяя Вселенной. Говоря метафорами, путь доверия – это новый орган в теле клиента, предстоит еще выяснить, как накачать эту мышцу и главное, начать ею пользоваться.

Мне очень интересно, какой путь в предложенном списке выбрали вы.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Путь - это не просто перемещение во времени и пространстве, это символ, обозначающий изменения. Понятие «жизненный путь» - это метафора, неразрывно связывающая длительность времени с длительностью пространства. Представление об этой связи присутствует в физике (термодинамика, теория относительности), в философии (Хайдеггер, Гуссерль, понятие историчности), в литературоведении (Бахтин). Метафора жизни как путешествия концептуальна для европейской культуры: соответствие жизни и пути является устойчивым и зафиксировано в языковой и культурной традиции общества, оно даже не воспринимается как метафора, что и подтверждает ее универсальность и конвенциональность. Ассоциация жизни с путем отражена во многих языковых конструкциях (например, «в его жизни было несколько поворотных моментов», «жизнь прожить - не поле перейти»), она встроена в когнитивные представления европейца о мире и структурирует его мышление.

Смысл образа пути в искусстве, особенно в художественной литературе, всегда больше, нежели просто обрамление истории, он имеет психологическое измерение, отражающее внутриличностные перипетии персонажей. Связь времени и пространства является основным предметом исследований М. М. Бахтина, работы которого внесли значительный вклад в область психотерапии. Он ввел понятие хронотопа - взаимосвязи неразрывных временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. В литературно-художественном хронотопе «время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в

движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» . Бахтин выделяет функции, которые выполняет хронотоп в романе.

Сам по себе хронотоп определяет жанр и жанровые разновидности художественного произведения; как формально-содержательная категория он в значительной мере определяет образ человека в литературе. Можно предположить порождающую роль этой мысли по отношению к положениям нарративного подхода, утверждающего наличие у нарративов жанров, которые задают основные характеристики и ограничения сюжета, обстоятельств, героя и итога жизненной истории человека.

Хронотоп дороги всегда связан с личностным развитием героя. «Для романа прежде всего характерно слияние жизненного пути человека (в его основных переломных моментах) с его реальным пространственным путем-дорогой, то есть со странствованиями. (…) Реализация метафоры жизненного пути в разных вариациях играет большую роль во всех видах фольклора. Можно прямо сказать, что дорога в фольклоре никогда не бывает просто дорогой, но всегда либо всем, либо частью жизненного пути; выбор дороги - выбор жизненного пути; перекресток - всегда поворотный пункт жизни фольклорного человека; выход из родного дома на дорогу с возвращением на родину - обычно возрастные этапы жизни (выходит юноша, возвращается муж); дорожные приметы - приметы судьбы и проч. Поэтому романный хронотоп дороги так конкретен, органичен, так глубоко проникнут фольклорными мотивами» .

Хронотоп дороги выполняет функцию сконцентрированного социального пространства для героя. «»Дорога» - преимущественное место случайных встреч. На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы. Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизируясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются. Это точка завязывания и место совершения событий. Здесь время как бы вливается в пространство и как бы течет по нему (образуя дороги),

отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многопланова, но основной стержень - течение времени» .

Эту же аналогию пути и жизни мы встречаем у исследователей других форм искусства. Так, например, У. Бишофф при анализе живописи Э. Мунка пишет о том, что для этого художника структура пространства является метафорой событий, происходящих во внутреннем мире героя. «Два полотна - Заснеженная дорога и Убийца на дороге - убедительно демонстрируют характерную способность Мунка объединять пейзаж и фигуры в единое целое. Пейзаж Мунка настроен на передачу человеческой сути: визуальная идиома художника трансформировала пейзажные сцены в пейзажи души» . Однако это не индивидуальная особенность Мунка: пейзаж является традиционным инструментом «психологического описания» в европейской культуре, позволяющим экстернализировать внутренние переживания героя и/или автора картины. Здесь можно вспомнить, например, «Прогулку заключенных» Ван Гога или «Витязя на распутье» Васнецова. Кроме того, существуют определенные сюжеты и «маршруты», широко распространенные в живописи и имеющие глубокое культурное и личностное значение и для художника, и для зрителя - например, путь из Вифлеема в Иерусалим или дорога на Голгофу, связанные с развитием не просто индивидуальной истории героя, но с бэкграундом всего христианского мира, с представлениями о грехах и искуплении грехов, необходимости ответственности за совершаемые поступки и определенной мере авторства своей жизни в смысле совершения выборов и принятия последствий этих выборов.

Возвращаясь к теме дороги: в кинематографе иногда выделяется отдельный жанр «road movie», подразумевающий сюжет о путешествии героев и преодолении ими определенных испытаний, за которыми часто следует изменение в ценностях, поступках и мироощущении героев, но которые могут также кончаться смертью героя или открытым, неопределенным финалом.

Существует множество фильмов, в которых дорога является сюжетообразующим образом, связующим звеном между эпизодами, например: «Человек дождя» Барри Левинсона, «Достучаться до небес» Томаса Яна, «Дорога» Федерико Феллини и др.

Таким образом, в искусстве хронотоп дороги организует основной сюжет, отражает изменения героя и служит для него социальным пространством. В силу своей привычности и конвенциональности дорога интернализируется, переходит во внутренний план и оттуда продолжает образовывать сюжет и выполнять другие функции - уже в жизни не героя, а читателя.

М. Кундера пишет в романе «Бессмертие»: «Прежде чем исчезнуть из ландшафта, дороги исчезли из души человека; он перестал мечтать о ходьбе, о пеших прогулках и получать от этого радость. Он уже и жизнь свою видел не как дорогу, а как шоссе: как линию, которая ведет от точки к точке, от чина капитана к чину генерала, от роли супруги к роли вдовы. Время жизни стало для него сущей преградой, которую нужно преодолеть все большими и большими скоростями» . Метафоричность дороги, с одной стороны, усиливается, поскольку эта дорога переходит во внутренний план, с другой, наоборот, теряется, поскольку речь начинает идти даже и о настоящих дорогах.

Представляется уместным привести здесь предложенную архитектором М. Р. Савченко типологию освоения реального пространства. Это модель продвижения по анфиладе комнат, однако она, как кажется, достаточно убедительно может быть переведена в ракурс освоения временного и психологического пространства жизни, а описанные типы могут отражать картину освоения не только пространства, но и опыта в целом, что перекликается с идеей о сюжетообразующей функции хронотопа.

Савченко для описания пространства вводит образ анфилады комнат с боковыми дверями, ведущими в другие помещения. Когда субъект попадает в эту анфиладу, стратегия его движения описывается четырьмя показателями: число пройденных комнат (объем); число повторных попаданий в одну и ту же комнату (память); число пройденных примыкающих дверей (возможности); длина всего маршрута, в каждой комнате расстояние от входа до выхода (длительность). В каждой стратегии движения один параметр становится ведущим, а один из оставшихся минимизируется, таким образом, выделяются четыре стратегии с тремя тактиками внутри каждой.

Стратегия скитальца: стремление пройти как можно больше комнат и всюду побывать. Тактики: а) минимизация повторов, стремление к достижению новых мест (первопроходец); б) минимизация возможности, ограничение числа пройденных дверей, движение только вперед, поиск тупиковых комнат, освоение самых труднодоступных мест; в) минимизация длительности: освоение максимума самых быстродоступных мест. «Скиталец» напоминает человека, который постоянно ищет впечатлений и гонится за новизной, избегая глубокого присутствия в обыденной, «неновой» действительности.

Стратегия постояльца: стремление закрепить «владение» теми комнатами, где человек уже побывал. Тактики: а) стремление к тупиковым ситуациям (домосед); б) стремление к минимизации временных затрат («поскорее»); в) минимизация пройденных пространств («покороче»). «Постоялец» стремится к стабильности вплоть до монотонности, воссоздает ситуации «как всегда», для него важны постоянство и предсказуемость.

Стратегия владетеля: максимизация возможностей пространства, т. е. числа освоенных дверей. Тактики: а) повышение возможности «поскорее»; б) повышение возможности «покороче»; в) повышение возможности «поновее». Основная цель попасть в такое место, откуда можно попасть во множество других мест, т. е. приобретение максимума доступных возможностей.

Стратегия ценителя: максимизация длительности присвоения, ценится не пространство, а сам факт пребывания в нем. Тактики: а) минимизация преодоленных пространств; б) минимизация новых пространств; в) минимизация потенциально богатых пространств. Т. е. это ориентация на избегание расширения опыта и наслаждение имеющимся без попыток повысить число возможностей, впечатлений или даже повторов.

Несмотря на то, что эта классификация взята из исследования по психологии среды, она представляется интересной и адекватной при обсуждении темы освоения человеком своего жизненного пути. Стиль передвижения может быть соотнесен с внутренними процессами личности в аспекте освоения опыта. Очевидна метафоричность пространственного перемещения и стратегий жизнетворчества человека.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией

М.Е. Пилипенко Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Россия, Москва

Введение

Жизненный путь человека является некоторой константной величиной, постоянно присутствующей в его бытие и, однако, изменяющейся с каждым моментом времени. Это обобщение всей жизни человека на более высоком уровне, чем представление о прошлом, настоящем и будущем. Жизненный путь - это интегральный образ бражение всей субъективно переживаемой биографии индивида. И, поскольку это понятие являет собой некий слитый образ, мы в своем исследовании использовали для его раскрытия анализ текста, а, точнее, метафор. Метафора позволяет отразить всю полноту представлений о жизненном пути в короткой и емкой форме, передающей посредством семантического переноса основное содержание жизненного пути человека.

Объект исследования - представления о жизненном пути человека. Предмет - это жизненный путь человека, представленный в форме метафор и изучаемый посредством метода опросников и анализа автобиографических текстов, составленных больными шизофренией. Цель - нахождение особенностей представлений о собственном жизненном пути больных шизофренией.

Гипотезы:

  • У больных шизофренией будет преобладать эстернальный локус контроля.
  • Наличие экстернального локуса контроля будет положительно коррелировать с некоторыми аспектами самоотношения.
  • При написании автобиографических текстов будут использоваться метафоры как отражение картины мира больных.
  • Больными будет использовано большое количество неагенсных конструкций, что связано с общей экстернальностью больных.
  • Также возможно отсутствие указаний на будущее время за счет осознания больными наличия психического заболевания.
  • В текстах будет присутствовать указание на манифестацию заболевания как на поворотное событие в жизни больных.
  • Тексты будут носить механистический характер, т.е. в них будут перечислены события жизни без указания отношения к ним.
  • Больные будут использовать одну фигуру текста - свою личность, а также не будут использовать отождествление себя с другими людьми, поскольку не способны к смене позиций.

Задачи исследования: определить основные понятия, используемые в исследовании; описать используемые методики и разработанный авторами эксперимент; определить выборку исследования; провести на выборке выбранные методики; произвести анализ и интерпретацию полученных результатов.

О проблеме жизненного пути личности в психологии Проблема определения и изучения жизненного пути личности является одной из наименее разработанных в современной психологической науке и практике. До сих пор не было введено общепринятого определения этого понятия, каждый автор по–своему понимает значение и феноменологию жизненного пути. Наиболее близко к целям и задачам исследований понимание этого конструкта Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.

Автор считал, что процесс развертывания жизненного пути человека - это, прежде всего, динамический процесс, длящийся во времени. На протяжении всего жизненного пути происходят разнообразные события, влияющие на личность того, с кем они происходят. Таким образом, становление личности и ее самосознания происходит в процессе жизни человека и под непосредственным влиянием происходящего. Т.е., явление самосознания неразрывно связано с явлением жизненного пути. Именно индивидуальная история отличает одну личность от другой, как считал автор.

Он рассматривает жизненный путь не как цепь отрывочных действий и событий, а как непрерывный целостный процесс. В результате развертки этого процесса мы наблюдаем сформированную личность, рассматривать которую изолировано невозможно, поскольку качественные изменения происходят во времени и связаны с историческими моментами жизни.

Экспериментальная часть

Описание выборки.

выборка состоит из 14 больных с диагнозом шизофрения . Рассматривались две формы: простая и параноидная, поскольку эти формы наиболее распространены и представлены в психиатрической клинике. Среди пациентов распределение по полу: 7 мужчин и 7 женщин. По формам: 6 больных с параноидной и 8 с простой формой.

возраст испытуемых: от 24 до 67 лет. Средний возраст испытуемых: 43,8 лет.

Используемые методики.

  1. Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
  2. Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер). Использовался исследовательский вариант опросника с дифференцированной шкалой оценки.
  3. Методика «Автобиография». Методика направлена на изучение индивидуального самосознания человека и его жизненного пути. Она представляет собой ценность, поскольку позволяет оценить психическое содержание «Я» испытуемого в его собственных терминах и понятиях. Для этой цели использовалась максимально открытая инструкция.

Инструкция: «Напишите свою автобиографию. Она может быть в любой форме и любого объема». Для написания испытуемому предъявлялся чистый лист формата А4. Время выполнения методики - 10–15 минут.

Обработка результатов.

Для обработки данных по результатам опросников использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона.

Для обработки данных автобиографий использовался метод анализа, предложенный кандидатом психологических наук М.В. Новиковой–Грунд. Он состоит в анализе отображения внутренней картины мира испытуемого в его текстах. Для обработки М.В. Новиковой–Грунд на основе эмпирического исследования было выделено 16 параметров, составляющих индивидуальную карту картины мира человека.

Стандартный список текстовых параметров:

1. Агенсные конструкции (Ag.); 2. Неагенсные конструкции (nAg); 3. Внешние предикаты (Ex); 4. Внутренние предикаты (In); 5. Прошедшее время (P); 6. Настоящее время (Pr); 7. Будущее вре‑ мя (F); 8. Абсолютное время (A); 9. Количество фигур (Nf); 10–14. Уровни самоотождествления (Zon A–E). Параметр соотнесен со степенями отождествления говорящего с теми, о ком он говорит; 15–16. Сюжет (SJ). Представлен двумя типами - макросхема (внешняя организация событий) и микросхема (события организуются внутренним фактором).

Количественный подсчет параметров представляет собой схему из 1 и 0, 1 - если параметр присутствует в тексте, 0 - если отсутствует. По результатам подсчитывается превалирующее значение для данной выборки - характерно для нее наличие или отсутствие этого параметра. В случае, если более 70% выборки имеют одинаковое значение данного параметра, он считается часто употребляемым и потому характерным для исследуемых больных.

Результаты

Наибольший интерес для исследования представляют корреляции между двумя использованными опросниками.

  1. Общаяэкстернальность положительно коррелирует с ожиданием негативного отношения от других (,595). То есть в ситуации негативного опыта взаимодействия больные приписывают вину в этом партнерам по общению.
  2. Ожидание негативного отношения к себе коррелирует с экстернальностью в области неудач (,546).
  3. Кроме того, можно проследить положительную корреляцию между экстернальностью в сфере производственных отношений и самоинтересом (,606) на данной выборке. Ответственность в профессиональном взаимодействии возлагается скорее на партнера по общению, однако и тенденция к самоинтересу высока у исследуемых больных.
  4. При негативном ожидании отношения от других, больные шизофренией все же склонны проявлять самоинтерес. Т.е. собственный внутренний мир является интересным для них, однако же мир других людей окрашен негативно, также как и ожидания от взаимодействия с ним.
  5. Выявлена низкая степень самоуважения, что говорит о тенденции этих испытуемых принижать собственные заслуги и, в целом, приписывать результаты действий окружающим или ситуации, а не себе.

Результаты анализа автобиографий больных.

Испытуемые почти не используют параметры zA–E (используют 21%), что говорит о том, что им сложно занимать позицию другого человека и анализировать его переживания.

В текстах больных, как правило, присутствует только одна фигура - сам больной (64%). Это соотносится с недоступностью для больных внутреннего мира других людей - для них в жизненном пространстве актуальны только собственные переживания, что связано с высокими показателями по шкале самоинтереса и низкими по шкале ожидаемого отношения других.

Большое количество неагенсных конструкций в текстах испытуемых (79%) может указывать на связь данного параметра с общей экстернальностью личности - ответственность за происходящие события возлагается на внешние факторы (обстоятельства, случай или других людей), а не на себя.

Больные пользуются в основном прошедшим и настоящим временем. Ни один испытуемый не употребил будущего времени в своей биографии. Это можно объяснить наличием болезненных переживаний по поводу своего состояния - больные констатируют собственное расстройство. Практически вся выборка (93%) отметила начало заболевания как некую точку отсчета или поворотный момент, после которого жизненные события изменили свой ход. Таким образом, испытуемые избегают прогнозирования собственного будущего, возможно, в связи с наличием заболевания.

Наблюдается превалирующее использование больными шизофренией макросхем, построенных по типу организации внешних, непосредственно наблюдаемых событий (93%). Такое построение исключает описание личных переживаний испытуемых и, соответственно, позволяет полагать, что оно также используется из–за недоступности собственному сознанию внутренних глубинных переживаний. Т.е., больным шизофренией не только недоступен мир других людей, но они также испытывают затруднения при контакте со своим собственным миром, хотя и проявляют к нему интерес (судя по результатам опросника).

Биографии довольно механистичны - как правило, это перечисление внешне наблюдаемых «узловых» событий жизни, таких, как поступление в школу или институт, женитьба и т.д. Пример из биографии (пациент женщина, 51 г.): «Закончила Машиностроительный техникум. Работала на 12 ПЗ инженером. Обстановка на работе была напряженная. Вышла замуж, родила дочь. После этого подруги отвернулись от меня. Заболела». Чаще всего в описании событий не содержится указания на отношение автора к ним и степени его ответственности за происходившее, что, опять же, соотносится с высокой степенью экстернальности больных.Пример (пациент женщина, 35 л.): «Я родилась в 1979г. Родители водили в детский сад. Ходила в школу рядом с домом. Поступила в институт. Училась хорошо. Работала по специальности 3 года. Заболела. Болею до сих пор».

Интересным фактом является то, что некоторые испытуемые указывают событие, которое послужило поворотным моментом для манифестации - это случай смерти кого–либо из родных или близких больного. Этот факт, возможно, требует дополнительного изучения.

Выводы.

  1. В выборке преобладают субъекты с экстернальным локусом контроля, что сочетается с употреблением ими неагенсных конструкций, отрицающих ответственность самого респондента за происходящие с ним события. Особенно это касается сферы неудач - вина за них приписывается внешним факторам, а не своим усилиям. Больные также не склонны ожидать положительного отношения к себе других людей - вину за неудачное взаимодействие они возлагают именно на партнеров по общению.
  2. Выявлен также высокий интерес больных к собственной личности, что связано с их эгоцентрической позицией. Она выражается в использовании больными только одной фигуры в тексте. Несмотря на слабую представленность в автобиографиях личности самих больных, они проявляют к ней интерес, однако, возможно, не могут до конца понять собственных переживаний, что и проявляется в механистичности описания событий, т.е. без указания отношения к ним.
  3. В описании своей биографии больные не используют способ отождествления собственных переживаний с переживаниями других людей из–за недоступности чужого внутреннего мира. Т.е., несмотря на то, что в биографиях исследуемых больных представлена только их личность, она не описывается больными, а присутствует только как номинальный персонаж, с которым происходят события, т.е. нет указаний на отношение самого больного к событию - является ли оно для него позитивным, негативным или амбивалентным. Личности же окружающих не представлены вовсе. Возможно, это также связано с тем, что у больных шизофренией преобладает негативное ожидание отношения от окружающих.
  4. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотезы исследования, в целом, подтвердились. Гипотеза об использовании больными метафор для отражения собственной картины мира не подтвердилась.