Китайская дипломатия. Китай: новая дипломатия с глобальными «замашками

Л.Л. Сухадольская* «Китайская мечта» и новая дипломатия Китая

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается идейно-политический лозунг «китайская мечта», выдвинутый новым китайским лидером Си Цзиньпином, проанализирован инновационный характер современной китайской дипломатии в новых условиях. Автор показывает, как осуществление «китайской мечты» зависит от мирного окружения Китая.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, Си Цзиньпин, «китайская мечта», мирная политика, новая дипломатия.

Председатель КНР Си Цзиньпин посетил 29 ноября 2012 г. выставку «Путь к возрождению» в Китайском национальном музее. Там он впервые выдвинул новый лозунг о «китайской мечте» (чжунго мэн), в основе которой лежит реализация великого возрождения китайской нации1. Китайский лидер заявил, что «китайская мечта» - это квинтэссенция многовековых мыслей и чаяний китайского народа о построении справедливого общества, общества, в котором граждане страны будут жить в достатке, а также о месте Китая на мировой арене, которое бы соответствовало достигнутым этим государством успехам в экономике и политике и отражало бы существенно возросшую военную мощь2. В ноябре 2012 г. на открытии XVIII съезда КПК китайский лидер подчеркнул, что «мы определённо сможем к столетнему юбилею создания КПК (2020 г.) полностью построить среднезажиточ-ное общество (сяокан), а к столетию КНР превратить Китай в богатое,

* Сухадольская Людмила Леонидовна, с.н.с., Центр сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии, ИДВ РАН, Москва, Россия; Е-шаН: [email protected]

© Сухадольская Л. Л., 2016

1 Ломаное А., Борох О. Первые шаги нового руководства Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 16.

могущественное, демократическое, цивилизованное, гармоничное, модернизированное, социалистическое, современное государство»3.

После XVIII съезда КПК (2012 г.) и прихода к власти нового поколения руководителей стали очевидными изменения во внешнеполитическом курсе КНР. В настоящее время китайские официальные лица и политологи делают акцент именно на новизне китайской дипломатии, которая выражается в теории «дипломатии с китайской спецификой», новом положении китайских лидеров на мировой арене и дальнейшем развитии китайской «мягкой силы». Так, в своей статье «Инновации в теории и практике дипломатии» член Госсовета КНР Ян Цзечи, курирующий в правительстве внешнюю политику, отмечает, что «будучи более комплексной и лучше сбалансированной, дипломатия Китая в новых условиях демонстрирует такие черты, как богатство идей, ясные приоритеты, твёрдая позиция, гибкие подходы и самобытный стиль». Лозунг «китайская мечта» стал одной из главных внешнеполитических новаций Си Цзиньпина4. Руководство страны неоднократно заявляло о стремлении соединить китайскую мечту с мечтами других стран и увязать развитие Китая с созданием благ для всего мира.

Стремление к осуществлению китайской мечты на практике имеет существенное международно-политическое значение. Как полагает вице-президент Академии общественных наук Шанхая Хуан Жэнь-вэй, для достижения «китайской мечты» нужно мирное окружение, и Китай, несмотря на рост его мощи и влияния, следует курсом мирного возвышения5.

Министр иностранных дел КНР Ван И, выступая на втором Международном форуме мира в университете Цинхуа 27 июня 2013 г., выделил семь направлений внешнеполитической деятельности Китая: 1) строительство отношений нового типа между великими державами; 2) создание мирной и стабильной среды взаимодействия с сопредельными государствами; 3) установление отношений с развивающимися странами на основе концепции справедливости и выгоды; 4) дальнейшее проведение политики реформ и открытости; 5) активное участие в решении международных и региональных проблем, формирование нового мирового порядка; 6) отстаивание целей и

4 Портяков В. Контуры внешней политики лидеров Китайской Народной Республики пятого поколения // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 18.

5 Там же. С. 17.

принципов Устава ООН и общественных норм международного права; 7) защита законных прав китайских граждан за рубежом6.

7 сентября 2013 г. во время посещения Казахстанского университета им. Назарбаева председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую концепцию совместного создания «экономического коридора Шёлкового пути», которая включает «пять объединяющих» предложений: укрепление политических контактов, развитие дорожных коммуникаций, обеспечение бесперебойной торговли, укрепление сферы денежного обращения и содействие сближению народов региона.

В ходе визита в страны АСЕАН глава КНР в своём выступлении в индонезийском парламенте выдвинул стратегическую идею совместного строительства Морского Шёлкового пути XXI века. Новая внешняя стратегия Китая получила сокращённое название «Одна полоса - один путь». Основой и главным содержанием «Одной полосы и одного пути» XXI века являются экономическое сотрудничество, а важной опорой - сотрудничество в области культуры, образования, науки и техники, медицины и здравоохранения, СМИ, туризма и в др. гуманитарных сферах. Китай намерен широко развивать культурный обмен и взаимодействие со странами, расположенными вдоль Нового Шёлкового пути. Более 50 стран вдоль Великого Шёлкового пути выразили готовность участвовать в инициативе «один пояс - один путь», чтобы способствовать общему развитию Китая, Азии и Европы.

В феврале 2014 года председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в торжественной церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи. Во время встречи с Владимиром Путиным Си Цзиньпин ознакомил его с концепцией «экономической полосы Шёлкового пути» и «Шёлкового пути на море» и пригласил Россию участвовать в этом проекте. Путин позитивно откликнулся на данную инициативу и отметил, что Россия будет активно поддерживать строительство «одной полосы и одного пути».

Дипломатическую деятельность, направленную на сотрудничество в рамках «одной полосы и одного пути», называют «дипломатией Шёлкового пути». За 2014 год руководители Китая неоднократно наносили визиты в страны вдоль Шёлкового пути, заинтересованные страны выразили полное понимание и поддержку реализации «экономической полосы Шёлкового пути». 24 октября 2014 г.

6 Мокрецкий А. Основные направления китайской дипломатии // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 44.

Китай подписал меморандумы о взаимопонимании с 21 страной, объявил об открытии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в целях предоставления денежной поддержки для строительства инфраструктуры в странах вдоль «одной полосы и одного пути». На саммите АТЭС Си Цзиньпин объявил о создании Фонда Шёлкового пути, вложив 40 млрд. долларов США в поддержку строительства инфраструктуры, освоения ресурсов и экономического сотрудничества стран вдоль «одной полосы - одного пути». Дипломатия Шёлкового пути представляет новое мышление и новое направление китайской дипломатии, раньше дипломатия обслуживала экономическое строительство, а теперь экономика и дипломатия функционируют параллельно. Так, предложение Си Цзиньпина о создании «инновационной модели сотрудничества» - совместном строительстве экономического пояса «Шёлкового пути» - стало новацией, способной породить серьёзные геополитические последствия. Благодаря инициативе Си Цзиньпина КНР может превратиться в главного экономического и политического игрока обширного региона, охватывающего Центральную, Южную и Западную Азию.

Председатель КНР Си Цзиньпин 29 марта 2015 г. в государственной резиденции Боао в островной провинции Хайнань провёл встречу с членами правления Боаоского азиатского форума (БАФ) 4-го созыва. В своём выступлении китайский лидер отметил, что в данный момент в Китае активно претворяются в жизнь «четыре всесторонние концепции», под которыми подразумевается инициатива о всестороннем построении среднезажиточного общества (сяокан), всестороннем углублении реформ, всестороннем управлении государством в соответствии с принципом верховенства закона и всестороннем управлении партией со всей строгостью. «Всё это представляет собой не только план государственного управления в новых исторических условиях, но и важную гарантию для осуществления мечты о великом возрождении китайской нации», - заявил Си Цзиньпин. Китайский лидер также подчеркнул всё более тесную взаимосвязь между Китаем и миром и намерение Китая по-прежнему придерживаться политики добрососедства, дружбы и открытости к внешнему миру на основе взаимной выгоды и обоюдного выигрыша7.

В мае 2015 г. Си Цзиньпин совершил три визита в Россию, Казахстан и Беларусь, которые имели две основные цели: торжественно отметить 70-летие победы над фашизмом во Второй мировой войне

7 http://russian.news.en/china/2015-03/29/c 134107587.htm (Дата обращения 10 апреля 2015 г.).

и укрепить политическое доверие и тесное сотрудничество между странами. Ведущие международные СМИ уделили большое внимание этим поездкам и отмечали, что с учётом сегодняшних международных отношений Китай обращает свой взор на весь мир, при этом твёрдо и неуклонно проводит свою внешнюю политику. Также было отмечено, что поездка лидера КНР в три страны открыла новую страницу в истории современной китайской дипломатии.

В ходе этой поездки Си Цзиньпин вновь призвал стороны к формированию нового типа международных отношений, основанных на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Именно это отвечает сегодняшним тенденциям мирового развития, отражает интересы всего мирового сообщества. Обращаясь ко всем странам, китайский лидер отметил, что «сила в сплочённости, а самоизоляция ослабляет». Уроки Второй мировой войны напоминают: невозможно сосуществование «по законам джунглей», политика мира противостоит диктату силы, развитие человечества не предполагает таких принципов, когда «победитель получает всё» или когда избирается игра с нулевым результатом. Китай выступил с инициативой формирования нового типа международных отношений, которые подразумевают защиту целей и Устава ООН на новом этапе развития, сохранение основополагающих международных правил, включая невмешательство во внутренние дела других стран, уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, сохранение принципиальной роли ООН и СБ в обеспечении мира во всём мире, развёртывании диалога и сотрудничества, что помогает добиваться общего выигрыша8.

Председатель КНР Си Цзиньпин и главы трёх стран достигли единодушия и общего понимания по вопросу о необходимости создания «сообщества единой судьбы», с учётом пересекающихся интересов, с долгосрочной перспективой в плане стратегии и при наличии твёрдой политической воли. Особое внимание Си Цзиньпин в ходе визитов уделил гуманитарным контактам и вопросам укрепления традиционной дружбы между народами Китая, России, Казахстана и Беларуси, так как они имеют особое значение не только для укрепления дружеских связей и контактов, но и позитивно влияют на общественные настроения, укрепляют социальные основы. Главы четырёх стран заявили о намерении и впредь расширять обмен в сфере культуры, укреплять сотрудничество с СМИ и молодёжные контакты. Ориентированные на Евразию, эти три визита вместе с тем

были обращены ко всему миру. Китайский лидер призвал все страны внимательно подходить к трагическим урокам исто9рии, неуклонно и твёрдо защищать мир, содействовать его развитию9.

22-25 сентября 2015 г. состоялся первый государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. У правительства Китая и главы государства Си Цзиньпина была чёткая цель поездки в США - продвижение взаимного доверия и обоюдовыгодного сотрудничества между двумя глобальными державами. Растущая взаимозависимость стран и их переплетающиеся интересы делают неприемлемой конфронтацию между Китаем и США. В своём выступлении в Сиэтле Си Цзиньпин подчеркнул: «Создание межгосударственных отношений нового типа, характеризующихся отсутствием конфронтации, взаимоуважением и обоюдовыгодным сотрудничеством является приоритетом внешней политики Китая». Си Цзиньпин выдвинул четыре предложения в целях ухода от старого шаблона взаимоотношений между возрастающей силой и установленной властью. В ходе своего визита глава КНР неоднократно подчёркивал крайнюю важность устранения какого-либо просчёта в двусторонних отношениях и необходимости более тесного сотрудничества10.

26 сентября 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Нью-Йорк для участия в ряде саммитов ООН, посвящённых 70-летию образования этой всемирной организации, и выступил на саммите ООН по развитию. Он заявил, что «Для народов всех стран развитие означает существование и надежду, символизирует достоинство и права»11. Путь определяет судьбу, новые пути требуют новых концепций, обращают взор к новым практикам. Сегодняшний мир всё больше становится сообществом единой судьбы. При условии сплочённости и сотрудничества всех стран, преодолении трудностей совместными усилиями, непрерывном продвижении вперёд дела содействия глобальному развитию, мы наверняка сделаем планету, на которой живём, ещё более прекрасной12.

С 19 по 23 октября 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Великобританию, ознаменовав «золотую эпоху» китайско-английского всестороннего стратегического партнёрства в XXI веке. Визит Си Цзиньпина оформил новое позиционирование в китайско-английских взаимоотношениях, установил

9 Там же. С. 23.

12 Там же. С. 21. 12 Там же.

новые направления китайско-английского сотрудничества, придал новое значение партнёрству двух стран, не только продвинув отношения Китая и Великобритании, Китая и Европы, но и продемонстрировав их глобальную значимость. Проявленные Китаем искренность и доброжелательность заслужили положительные отклики с английской стороны, в связи с чем Китай и Великобритания готовы работать друг с другом для построения глобального всестороннего стратегического партнёрства XXI века, характеризующегося долгосрочно-стью, открытостью и взаимовыгодностью. Результаты визита председателя Си Цзиньпина в Великобританию вновь продемонстрировали всему миру, что Китай обладает твёрдыми намерениями относительно взаимовыгодного сотрудничества и стратегии открытости, развитие Китая принесёт разным странам мира большую жизнеспособность и больше новых возможностей.

Китайский лидер в США, в ООН, в Великобритании, а также в других выступлениях неоднократно подчёркивал необходимость отказаться от «холодной войны» и противостояния лагерей, в полной мере проявить центральную роль ООН и СБ в прекращении войны и поддержании мира, разрешить споры с помощью диалога и преодолеть разногласия путём консультаций. Международное сообщество находится на новой отправной исторической точке, и ему нужно тщательно продумать, как лучше всего продвигать идеи мира и развития в XXI веке. Китай не собирается уклоняться от своей ответственности и обязанностей в области мира и развития, и намерен приложить в этом направлении совместные усилия со странами всего мира, в особенности с ведущими странами. «Мы должны сформировать глобальное партнёрство на мировом и региональном уровнях и использовать новые подходы к межгосударственным отношениям, в которых главенствует диалог, а не конфронтация, на первый план выходит партнёрство, а не альянсы. Ведущие страны в своих отношениях должны придерживаться принципов бесконфликтности, некон-фронтационности, взаимного уважения и сотрудничества, выгодного для всех», - считает китайский лидер13.

Перемены в Китае вызовут изменения во всём мире, а мировые изменения повлияют на Китай. Они будут направлены на великое единение мира. Претворяя в жизнь «китайскую мечту», Поднебесная путём собственного развития будет содействовать развитию и процветанию всего мира, сбалансированному развитию и гармоничному взаимодействию всего человечества. Китайский народ, прилагая

13 http://inforшburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?info58=8746&page=2 (Дата обращения 10 ноября 2015 г.)

усилия для реализации «китайской мечты», готов вместе с международным сообществом осуществить такую «всемирную мечту», как достижение прочного мира и общего процветания. Китайская сторона по-прежнему придерживается трёх принципов: не претендовать на региональное господство, не создавать сферу влияния, не вмешиваться во внутренние дела других стран. Китай будет уверенно идти по пути мирного развития, китайский народ будет бороться за достижение «китайской мечты» - будет претворять в жизнь мечту о великом возрождении китайской нации. Китайская философия развития заслуживает понимание и одобрение всё большего количества людей, способствует их вере в то, что на фоне сложной ситуации в мировой экономике Китай, придерживающийся мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества, - это благо для всего мира.

L.L. Sukhadolskaya* "Chinese dream" and the new diplomacy of China

ABSTRACT: This paper deals with the ideological and political slogan "Chinese Dream" declared by the new Chinese leader Xi Jinping. The paper analyzes the innovate nature of the China"s contemporary diplomacy. The author shows how the implementation of the "Chinese Dream" slogan depends on China"s peaceful surroundings.

KEYWORDS: China, Xi Jinping, "Chinese dream", peace policy, new diplomacy.

* Sukhadolskaya Lyudmila Leonidovna, senior researcher, Center for comparative study of civilizations of the Northeastern Asia, Institute of Far Eastern Studies, Moscow. Russia; E-mail: [email protected]

14 Чжоу Ли. Экономическая полоса Шёлкового пути - воплощение мира, развития и процветания // Китай. 2014. Декабрь. № 12. С. 37.

древнекитайский дипломатия геополитический

Первые государственные образования в Восточной Азии, возникшие на среднем течении реки Хуанхэ в начале II тысячелетия до н.э., с течением времени слились в единое государство.

Дипломатия Древнего Китая была ориентирована на покорение соседних народов, расширение внешних рынков, господство на международных торговых путях.

В геополитическом представлении китайцев превалировала категория центра. Поднебесная представлялась центром мира, а все остальное оказывалось второстепенным.

В отличие от других стран, Китай еще в древности снаряжал посольства на десятки лет в иноземные регионы. Послы поднебесной мастерски владели искусством стратагемного мышления, и умело расставляли ловушки для противника. Стратагемы - стратегический многоходовой план, в котором заключается определенная уловка, искусные приемы, философские хитрости. Со временем стратагемы превратились в отточенный инструмент дипломатов Китая. Китайские послы были обязаны знать религию, обычаи страны, обладать умением стойко переносить трудности.

В I тысячелетии единое рабовладельческое государство распалось на ряд крупных и мелких государств, которые стали самостоятельными. То враждуя между собой, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, они находились в тесных взаимоотношениях.

Древнекитайские государства подвергались опустошительным набегам кочевых племен (гуннов). Для защиты от набегов они были вынуждены объединяться в союзы, а в середине 6 века до н.э., заключили соглашение, предусматривающее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение к третейскому суду. Этот первый известный в дипломатии договор о ненападении вскоре был нарушен. Правители отдельных китайских государств вскоре вступили в напряженную борьбу. Завершилось это в середине 3 века тем, что Чжэнь, повелитель царства Цинь, разгромил военные силы противников и воссоздал единую древнекитайскую деспотию.

Объединив всю центральную власть современной территории Китая, Чжэнь, принявший титул Цинь-ши, организовал рад экспедиций для покорения соседних племен и народов. При царях династии Хань китайская рабовладельческая деспотия превратилась в мощное централизованное государство.

В ту эпоху в китайских царских канцеляриях тщательно записывались все важнейшие события внешнеполитической жизни. Руководители китайских посольств были обязаны давать подробные письменные отчеты о своих миссиях.

Энергичную внешнюю политику проводил император У-ди. Узнав, что далеко на западе есть другие культурные государства, он решил установить с ними связи и отправил туда посольство. Главе посольства было поручено договориться с правителями царств Запада о союзе против кочевников. В степях он был схвачен гуннами, но, прожив в плену 10 лет, бежал и отправился дальше на запад. Попытки договориться с вождями государств потерпели неудачу. Но он собрал подробные сведения об общественном и государственном строе народов Средней Азии и Ирина, об их военных силах, городах, торговых путях. Через несколько лет китайские войска использовали его сведения и разбили гуннов, появившихся на границах Средней Азии.

Главным объектом внешней политики Китая на юге было государство Нан-Нюэ. Китайский посол разведал наиболее удобные речные пути, по которым было бы удобно перебросить войска. Другой китайский посол сумел вызвать в этом государстве внутренние междоусобицы, тем самым заставив Нан-Нюэ обратиться за помощью к Китаю. Так, оно было занято китайцами почти без сопротивления.

Энергичную деятельность в области международных отношений развил китайский дипломат Бан Чао. Он смог столкнуть различные племена гуннов и нанести им жесточайшее поражение, отбросив их от границ Китая. Бан Чао попытался установить с Римской Империей дипломатические отношения. Китайские послы явились в столицу Парфии Ктесифон, просили парфян показать им дорогу к границам Римской империи. Однако парфяне не желали заключения союза между римлянами и китайцами. Поэтому, согласившись выполнить просьбу послов, они посадили их на корабли и отправили по реке Тигру в Персидский залив, а оттуда собирались везти вокруг Аравии через Красное море. Китайские послы, напутанные перспективой длительной морской поездки, отказались от дальнейшего плавания и вернулись назад. Таким образом, попытки Бан Чао установить дипломатические связи между Китаем и Римской империей не увенчались успехом.

Новая китайская внешняя политика очень быстро «оперилась» и «стала на крыло». Лишь в середине марта в Китае избраны новые лидеры, сформировано новое правительство страны — Госсовет КНР, произошла ротация кадров в МИД. Новым руководителем внешнеполитического ведомства Китая назначен Ван И. Некогда посол КНР в Японии, до нынешнего назначения занимал пост главы офиса по делам Тайваня и курировал ситуацию на Корейском полуострове. Можно сказать, что этим назначением были очерчены задачи китайской дипломатии по самым важным и острым на текущий момент внешнеполитическим проблемам Китая — конфликту с Японией, разрешению «Тайваньского вопроса«, отношениям с Пхеньяном и Вашингтоном. Пока, впрочем, рано говорить, что практические подходы и тактика китайской дипломатии претерпят изменения. Однако с внешнеполитической стратегией Китая это уже произошло. Эти изменения были подкреплены последними визитами и выступлениями нового главы КНР, обозначившего новое, глобализированное видение Пекином мира и роли Китая в нем. Си Цзиньпин уже совершил первое турне — за девять дней посетил четыре страны — три африканские и Россию, а также принял участие в саммите БРИКС в ЮАР и теперь у себя дома собрал лидеров ряда стран на форум в Боаою, проходящий в эти дни на острове Хайнань.

«Новый интернационализм», «мировой Китай» или о чем мечтают в Пекине

Еще в конце прошлого года Си Цзиньпин сформулировал свою главную задачу: он назвал ее «великим возрождением китайской нации» и позже добавил, что это и есть «китайская мечта». Эта фраза, очевидно, избранная фундаментом новой китайской идеологии, стала быстро тиражироваться подконтрольными партии и государству СМИ. Так же быстро «китайская мечта» была спроецирована и на внешнюю политику страны.

В трактовке китайских идеологов новая теория вобрала в себя традиционные китайские представления об общечеловеческих ценностях с упором на то, что именно в китайской традиции эти ценности нашли полное выражение. На уровне государства — это стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония. Применительно к внешней политике — это равноправие всех стран, невмешательство во внутренние дела, уважение и ценность всех культур и моделей развития, принятие тезиса о многообразии и культурном богатстве различных цивилизаций. В Пекине подчеркивают, что не стремятся разжечь новую идеологическую борьбу, а хотят лишь вывести внешнюю политику Китая на новый уровень. Дипломатия «нового интернационализма» (так эту политику назвали в газете «Женьминь жибао») — это, по сути, воплощение стремления к проведению «политики истинной добродетельности, которая сделает Китай развитым государством, пользующимся уважением всего человечества». «Китайская мечта» формулирует основную универсальную ценность — «мир всюду под Небесами», что согласуется с древним китайским представлением о гармоничном мире в Поднебесной, которая не ограничена границами собственно Китая, но где Китай представляется своеобразным центром мира. Некоторые стратеги оперируют даже древним философским термином «да тун» (упорядоченное на основе иерархии и гармонии «великое единение» множеств в общность под единым единоначалием). В конфуцианской традиции в Китае оно представлялось неким идеальным обществом, абсолютным процветанием на высшем мировом уровне, (а в социалистическом Китае порой отождествляется с построением коммунизма). Именно в рамках этой системы ценностей, общей для всего человечества, и будет формироваться Китай наших дней, объединяющий в себе три начала: традиционный Китай, современный Китай и, наконец, «мировой Китай». В Пекине говорят о «реглобализации» мира — процессе, в котором западные ценности не будут единственным принципом переустройства мира.

Проблема, правда, в том, что китайские ценности за пределами самого Китая знают плохо. С другой стороны, для их универсализации потребуется отбросить часть, работающую вне условий Китая (так же, как поступили США, начав экспорт своей «универсальной демократии»). Наконец, Китай должен будет измениться сам и начать жить по вышеуказанным принципам, чтобы показать другим, что его ценности действительно работают — и это, по-видимому, самое главное.

Тем не менее, новый руководитель китайского МИД уже подтвердил, что его ведомство «разрабатывает и проводит внешнюю политику великой державы с китайской спецификой». Китайские эксперты говорят, что первой практической задачей китайского руководства во внешней политике является устранение перекоса в сторону развития товарно-денежных и торгово-экономических отношений и увеличение «нравственной вовлеченности в дела мира», продвижение дипломатии с помощью «мягкой силы».

Си Цзиньпин очень хорошо готовился к своему первому международному турне. Он поступил так же, как его предшественник Ху Цзиньтао, совершивший свой первый визит после избрания председателем КНР в 2003 г. именно в Москву. Дабы обеспечить успех визита, Пекин задействовал не только официальные каналы, но также и неправительственные связи для подготовки, в том числе, и самых важных из подписанных во время визита документов — о долгосрочном энергетическом сотрудничестве Китая и России. Из 35 завизированных документов большинство фиксируют договоренности субъектов коммерческой деятельности и касаются природных ресурсов России.

Лидерам соседних стран, однако, не удалось ответить на вопрос, по какой цене российский газ будет продаваться в Китай. Но достигнута принципиальная договоренность о том, что российский газ в Китай продаваться все-таки будет, первоначально — в объеме 38 млрд кубометров в год, обсуждены маршруты его поставок. До конца года обещают договориться о цене — не фиксированной (как хотел Китай), а вычисляемой по некой «формуле», как хотел «Газпром». Но даже в этом случае российский газ пойдет в Китай не раньше 2018 г.

Более впечатляющим является пакет соглашений по нефти: «Роснефть» получает от Пекина кредит в два млрд долл. на 25 лет, за счет которого наращивает поставки примерно на 15 млн т, то есть удваивает (по сравнению с сегодняшними) объемы. До 100 млрд долл. решено довести взаимный товарооборот к 2015 г. и затем удвоить его еще через пять лет, при этом с «диверсификацией структуры товарообмена».

Стороны подтвердили свои отношения «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» декларацией об их «углублении». В ней записано, что Москва и Пекин призывают к построению «более справедливого, демократического и гармоничного миропорядка», а в последнем абзаце стороны даже сошлись на «концептуальных установках — мирного сосуществования и стремления к единению при сохранении различий». Китайский лидер не распространялся в Москве о «китайской мечте», напротив, говорил, что Россия сама выбрала свой путь. Но вот Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, где китайский лидер выступил перед студентами, заверил, что Россия поддерживает реализацию «китайской мечты». Также интересно, что китайский лидер договорился построить в Первомайском, рядом с Москвой, музей, посвященный 6-му съезду Компартии Китая, состоявшемуся здесь в 1929-м.

В Африке Си Цзиньпин вел себя несколько по-иному. Как высказался заместитель главы НИИ международной стратегии Партийной школы при ЦК КПК Гун Ли, «Африка является главной опорной силой китайской дипломатии». К его словам можно добавить: Африка — своеобразный полигон, где Китай обкатывает свои внешнеполитические стратегии, в том числе и глобальные. Так, свое выступление в парламенте Танзании Си Цзиньпин посвятил видению китайско-африканского взаимодействия и больше говорил об Африке как некоей общности, с которой Китай имеет товарооборот в 200 млрд долл. США (выросший за 10 лет в 10 раз). Си Цзиньпин от имени китайского правительства дал обещание к 2015 г. снизить до нуля ставку ввозной таможенной пошлины на 97% товаров из стран Африки, поддерживающих дипотношения с КНР. А также пообещал Африке еще 20 млрд долл. кредитов вдобавок к 15 млрд долл. в виде уже вложенных в регион прямых инвестиций. Си Цзиньпин призвал африканских лидеров к более тесной интеграции в рамках Африканского союза, которая позволила бы им противостоять вызовам современности. Он объяснил им суть «китайской мечты» и сказал, что она совпадает с их собственной «африканской мечтой» — «возрождением через единение и развитие». Китай поддержит усилия африканских стран по поиску собственной модели развития. Он также упомянул о «глобальной мечте», нацеленной на обеспечение «продолжительного мира и всеобщего процветания».

После 18-го съезда КПК Китай выдвинул и укрепил концепцию своей «дипломатии державы». Основное ее содержание заключается в том, что на международной арене Китай должен лучше раскрывать роль ответственной державы и проявлять свои особенности. На центральном рабочем совещании по вопросам иностранных дел был официально установлен ведущий статус концепции «дипломатии державы с китайской спецификой». Дипломатическая деятельность в 2014 году является ярким и мощным воплощением этой значимой концепции.

В своей дипломатической практике Китай активно продвигает создание международных отношений нового типа на основе сотрудничества и взаимовыигрыша. Путем проведения широкого торгово-экономического и технического взаимовыгодного сотрудничества Китай намерен формировать глубоко интегрированную сеть взаимовыгодной кооперации. В 2014 году Китай для усиления взаимодоступности инфраструктуры с помощью строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» осуществляет стыковку своей стратегии развития с региональным сотрудничеством, объединяя китайскую, азиатскую и европейскую мечту, создавая общую структуру сотрудничества и взаимовыигрыша. Вместе с этим в сфере делового сотрудничества Китай предпринимает грандиозные меры. Запущено создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, создан Фонд Шелкового пути, что предоставляет прочную опору для строительства «Одного пояса, одного пути». На данный момент эта концепция уже заслужила отклик у более 50 стран мира, которые также пожелали принять участие в этом проекте, и сейчас уже вошла в стадию делового сотрудничества.

В целях реализации концепции кооперации и взаимовыигрыша Китай прилагает все усилия к созданию новых рамок сотрудничества и достижению новых высот в отношениях сотрудничества с другими государствами. В частности это сотрудничество Китай-АСЕАН по схеме «2+7», углубление кооперации Китай-Африка в формате «461», углубление мирных партнерских связей между Китаем и арабскими странами в процессе совместного строительства «Одного пояса, одного пути» – «1+2+3», сотрудничество в рамках структурного образования между Китаем и странами Латинской Америки в новом формате «1+3+6», а также создание общей рамки будущего сотрудничества Китая и Южной Азии. Вместе с этим Китай инициирует создание новой концепции по безопасности в Азии, продвигает формирование интеграционного крупного рынка, многоуровневого товарооборота, сообщение морского, сухопутного и воздушного транспорта, активные обмены между народами стран БРИКС и других стран.

Дипломатия государства с китайской спецификой выступает за партнерство, а не вступление в союзы. При соблюдении принципа «неприсоединения» Китай заключает дружеские отношения со многими странами. Страна активно создает сеть партнерства по всему миру, сотрудничая с 67 странами и 5 региональными организациями. В том числе, Китай успешно провел неофициальный саммит АТЭС с целью создания ориентированного на будущее партнерства в АТР; продвигает более тесное, многогранное и более надежное партнерство между странами БРИКС. Китай также создает более равноправное и сбалансированное партнерство нового типа с другими странами мира.

Дипломатия государства с китайской спецификой выступает за соблюдение основных принципов международных отношений: невмешательство во внутренние дела, активное участие в международных делах. Китай активно участвует в разрешении иранского ядерного вопроса, ядерного вопроса на корейском полуострове, украинского вопроса, конфликта между Палестиной и Израилем, конфликта в Южном Судане, борьбе с терроризмом и эпидемией Эболы, а также других актуальных и значимых вопросов. Китай придерживается объективной позиции, выступает за активное продвижение мирных переговоров, играет уникальную и важную роль державы, выступающей за мир и стабильность в регионе и во всем мире. Китай является страной-членом Совбеза, которая предоставила наибольшее количество миротворцев в рамках миссий ООН, на данный момент в общей сложности было отправлено более 20 тысяч человек.

Дипломатия государства с китайской спецификой выступает за решительную защиту ключевых интересов государства, выступает за урегулирование конфликтов мирным путем. Китай категорически против отказа Японии от своих должностных и моральных обязанностей, а также выступает против нарушения Японией территориальной целостности и суверенитета Китая, категорически против ее намерения исказить исторические факты и нарушить поствоенный международный порядок. В отношении вопроса Южно-Китайского моря Китай выступает за концепцию его решения в двух направлениях: урегулирование конфликта путем мирных переговоров непосредственными его участниками, мир и стабильность на Южно-Китайское море должны сообща защищаться Китаем и странами АСЕАН.

Дипломатия крупной страны с китайскими специальностями выступает за создание отношений нового типа между крупными странами, стремится побороть закономерность при которой новоразвивающиеся страны находятся в оппозиции к традиционно развитыми странами. В течение года Китай и США непрерывно продвигали координацию и сотрудничество в разных областях, построение двусторонних отношений достигло активного прогресса. Встречи глав Китая и США были очень успешны. Они внесли новый стимул в построение отношений нового типа между государствами. Президент США Барак Обама отметил, что его страна готова расширять сотрудничество с Китаем, углублять интеграцию интересов путем откровенного и конструктивного диалога разрешать разногласия и сглаживать различия, сообща строить отношения нового типа между государствами.

 (Чэнь Сюйлун, директор Китайской академии стратегических исследований при Исследовательском институте международных вопросов, исследователь)

Сегодня культура является неотъемлемой частью международной политики, она всегда играла и продолжает играть важную роль на её арене. Многие страны придерживаются принципа мирного сосуществования и доброй воли, и тем самым используют культурную дипломатию, без чего невозможно популяризовать своё культурное достояние, пропагандировать достижения своего народа. Особое значение приобрела и межкультурная коммуникация .

Нередко высокая культурная дипломатия именуется во многих источниках как «мягкая». Этот термин впервые был употреблен Джозефом Наем 1990 г., в его работе BoundToLead. Такая дипломатия служит для достижения и таких целей, как: решение внешнеполитических или экономических вопросов, укрепление геополитических позиций государства на международной арене без применения грубой силы.

Культурная дипломатия – это общественный институт, позволяющий странам со всего мира обмениваться культурными ценностями народа. Культурная дипломатия является сферой дипломатической деятельности, тесно связанная с использованием культуры в качестве главного средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны на международной арене, популяризации культуры и языков ее народов.

Одной из составляющих «мягкой силы» на сегодняшний день является культурный фактор. В мире влияние этого фактора на общие социально-экономические процессы и межгосударственные отношения и связи возрастает, в международной политике он приобретает новое звучание. В соответствии с этим многие государства начинают уделять большее внимание своей культурной политике, всё чаще используется термин «внешняя культурная политика», так как экспорт, распространение и популяризация национальной культуры или, наоборот, отторжение внешней культурной экспансии становится более действенным инструментом внешнеполитической деятельности. Внешняя культурная политика может также служить эффективным идеологическим средством, помогающим осуществлять внешнеполитические стратегии государств, строя прочный фундамент, который позволил бы государствам продвигать и отстаивать свои национальные интересы на международной арене, а также оказывать тем самым большое влияние на процессы общественного развития.

Одним из важных инструментов для продвижения «мягкой силы» китайской дипломатии служат Школы Конфуция. Эти школы были созданы с целью ознакомления народов разных стран мира с китайским языком и культурой и развития дружественных связей между Китаем и мировым сообществом.

В соответствии с уставом этих школ, подготовленных канцелярией при министерстве образования Китая, основная задача данных образовательных учреждений является способствование дальнейшему укреплению культурного и языкового познания Китая, развитию дружеских отношений между Китаем и другими странами, стимулированию развития мирового культурного многообразия и внесения вклада в построение гармоничного общества. При этом подчеркивается, что данные учреждения не носят политический характер и их мероприятия направлены на укрепление сотрудничества в области образования, культуры, экономики в Китае и за рубежом.

Первый “Институт Конфуция” появился в ноябре 2004 года в столице Южной Кореи – Сеул. С этого момента “Институты Конфуция” начали открываться по всему миру и за три последующих года в мире уже насчитывалось более 210 институтов в 64 странах мира и регионах, в том числе в России существует 12 “Институтов Конфуция”.

В последнее время экономика Китая стремительно развивается, и всё больше иностранных государств интересуется китайской культурой. Для привлечения большего интереса китайское правительство проводит политику по распространению китайского языка во всем мире. Преподавая этот язык за границей, тем самым это способствует распространению и самой культуры и традиций Китая. Теперь каждый год более миллиона иностранцев изучают китайский язык. В начале 2013 года институтом Конфуция был опубликован “Проект по развитию 2020″. Через 7 лет количество желающих говорить на самом массовом языке планеты должно вырасти вдвое. Такой расклад влияет на китайский голос в международном сообществе. Это своеобразная мягкая сила страны. Можно заменить, что мягкую силу Китай использует и для налаживания контактов с АСЕАН, и с непредсказуемой КНДР, и со своим антагонистом – США .

И наконец, главной целью является не культурный анализ, хотя без этого обойтись невозможно, а исследование проблемы с точки зрения мировой политики и международных отношений, в том числе и внешнеэкономических отношений.

Говоря о стремительном возвышении Поднебесной на международной арене, стоит отметить важность Пекинского консенсуса. О “Пекинской консенсусе” впервые упомянул профессор китайского университета ЦинхуаДж.Рамо.”Пекинский консенсус” был призван заместить дискредитировавший себя в 90-х годах на всем постсоветском пространстве неолиберальный “Вашингтонский консенсус”. “Пекинский консенсус” ориентирован, во-первых, на инновации, во-вторых, на устойчивое, сбалансированное и качественное развитие, а также на социальное равенство, в-третьих, на национальное самоопределение. Он придает социальным переменам столь же большое значение, как и экономическим. В “Пекинском консенсусе” экономика и управление нацелены на совершенствование общества, что полностью игнорируется “Вашингтонским консенсусом”. Китай в процессе рыночных реформ практически полностью добился и макроэкономической стабильности, и активизации субъектов хозяйства, и внушительных внешнеэкономических успехов.

Для применения Пекинского консенсуса была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Шанхайский дух основан на взаимном интересе, доверии между государствами, и включает такие принципы, как: равенство, сотрудничество и взаимных консультаций. ШОС со временем превратился в механизм для регулирования внешнеполитических отношений Китайской народной республики со странами Центральной Азии. Таким образом, это позволяет если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить восприятие в центральноазиатском регионе Китая как врага мирового сообщества.

Под китайской угрозой, или как её еще называют «желтая опасность», понимается, в первую очередь, демографическое давление. С ростом экономики Китая развился также страх ―экономической экспансии. Это значит, что для стран Запада угрозу представляет, прежде всего, экономическое доминирование Китая практически во всех сферах экономики. Благодаря экономическим факторам, китайские товары могут производиться гораздо дешевле западных аналогов, что ведёт к устранению целых отраслей экономики в странах Запада.

Китайские власти и исследователи часто отмечают, что они выступают против глобального лидерства США. Китайская дипломатия указывает на новую концепцию, основывающуюся на взаимном доверии, взаимовыгоде, равноправии, взаимодействии и невмешательстве во внутренние дела других государств. Тем самым, Китайская народная республика является одной из тех стран, что стремительно быстро адаптируется к темпам глобализации.

Участвуя в процессе глобализации, Китай, во-первых, остается как самостоятельное суверенное государство, а во-вторых, способен внести в глобализацию определенные коррективы, например, стимулировать создание справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.В Китае рассматривают в глобализации как угрозы, так и возможности. С одной стороны, это возможность возникновения мировой экономической войны, с другой стороны, перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Пользуясь такой возможностью, нельзя ни в коем случае забывать об угрозах. После того, как Китай вступил в ВТО в 2001 году, в стране стали чаще упоминаться благоприятные возможности, в том числе для решения острых внутренних проблем, особенно связанных с занятостью населения, и эти решения открыли рост внешней торговли, приток инвестиций и пр. Не удивительно, что в 2002–2006 гг. рост экспорта достиг очень высоких темпов, и к концу периода Китай догнал по этому показателю США.

В общем, понятие «мягкой силы», как одно из главных составляющих совокупной государственной мощи Китая, – это основной вектор осуществления культурной дипломатии Китая, направленный на укрепление не только геополитических, но и геокультурных позиций государства. «Выход за пределы» китайской культуры – это стратегия по возвышению «мягкой силы» культуры Китая, направленная на распространение культуры Китая во всем мире, формирование положительного имиджа страны на международной арене.

Стоит отметить, что проведение ЭКСП02010 в Шанхае является важным примером масштабного, комплексного и системного осуществления культурных стратегий («передача из, поколения в поколение», «ставить древнее на службу современности», «ставить зарубежное на службу Китаю», построение взаимовыгодного полилога на основе принципов «гармонии» и «гармоничного мира», «единения без унификации») в пространстве международного взаимодействия.Выставка ЭКСПО 2010 предложила концептуальное решение проблем, касающихся сокращения ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды посредством моделирования городов будущего.

В заключение можно добавить, что 21 век – это век межцивилизационного диалога, основанного на культурной дипломатии, которая предполагается как одна из главных составляющих внешнеполитической стратегии государств. В частности, китайская культурная дипломатия находит отражение в осуществлении стратегии «мягкой силы», в основе которой лежат культура и идеология, и которая используется для укрепления геополитических и геокультурных позиций. Элементы концепции «мягкой силы» были выявлены китайскими учеными: идеи гармонии, единства и многообразия моделей развития; представления о системе ценностей; привлекательность государственной модели и культуры на международной арене, наличие стратегических дружественных отношений с другими странами и масштабы участия в формировании международного правового порядка, степень воздействия на элиту и общество.
Библиографический список

  1. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  2. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  3. Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.
  4. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
  5. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
Количество просмотров публикации: Please wait