Какие вопросы задают на собеседовании в стартапы. Что нужно хорошо проработать чтобы вас взяли

Дизайнеры, как правило, приходят на собеседование со своими работами.

По портфолио можно задавать такие вопросы:

  • Работал один или в команде?
  • В чем была задача?
  • Много ли времени затрачено?
  • Какую работу считаете лучшей?
  • В чем видите недостатки?

Блок 2. Вопросы для оценки общего понимания процесса

Есть дизайнеры, которые просто «рисуют картинки», а есть те, которые более глубоко разбираются в продукте и потребностях пользователей.

Чтобы понять, к какому типу относится кандидат, на собеседовании можно спросить:

1. Расскажите, как должен в идеале идти процесс дизайна — от начала и до конца.

Если кандидат начинает сразу рассказывать, как он открывает фотошоп, то это просто «рисователь» картинок.

Если же кандидат начинает с того, что нужно:

  • понять цель, для которой делается дизайн
  • опросить пользователей
  • выявить сценарии работы
  • И т.п.

В этом случае, перед вами более серьезный специалист.

2. Еще один вопрос, позволяющий оценить общее понимание может быть такой: у кого лучше дизайн — apple или samsung?

Нужно смотреть, как кандидат размышляет. В том числе, нужно обращать внимание на то, какие «фишки» выделяет дизайнер, на чем он делает акцент.

Это будет означать, что именно эти аспекты для него важны в дизайне.

Совет: в случае с приемом на работу дизайнера — также очень важно позвонить предыдущему работодателю и узнать, нет ли «подводных камней».

Блок 3. Общие стандартные вопросы

Такие вопросы, как:

  • Вы одиночка или любите работать в команде?
  • Какой для вас удобен режим работы?

Поскольку дизайнеры — это творческие люди — для них будет важен гибкий график

  • В чем видите свои сильные и слабые стороны?
  • Чем еще увлекаетесь, кроме дизайна?
  • И так далее

Минувший год выдался довольно насыщенным. Я как оголтелый носился по IT корпорациям в надежде получить кусочек работы. RBK, Mail, AlfaBank, Rambler, Avito. В итоге, трое из пяти предложили оффер, один почему-то отказался и еще один взял небольшую паузу.

Вступление

Перед первым собеседованием я, как и большинство других соискателей, любил почитывать рецепты счастья. Списки вопросов и рекомендаций для успешного прохождения собеседований.

Как оказалось, на практике они не имеют ничего общего с реальностью и по большому счету, представляли из себя высер псевдо-специалистов. Поэтому сейчас я решил составить свой список полезных рекомендаций, на основе полученного опыта.

Специалисту средней руки и профессионалу не стоит переживать понапрасну. Работодатель заинтересован в вас не меньше, чем вы в нем. Старайтесь вести себя естественно и непринужденно. Вы ведь не на экзамене.

Мне помогала расслабиться следующая мысль: Ежедневно HR-у приходится отсеивать сотни дол%ое@ов в поисках нужного кандидата. Если меня пригласили на собеседование - это хороший знак.

2. Подготовьтесь

Не нужно идти наобум. Не позволяйте застать себя врасплох. Хорошая подготовка накануне - 90% успеха на собеседовании. Вот список вопросов, которые, так или иначе, были заданы на ВСЕХ собеседованиях.

Расскажите немного о себе

Банально, но факт. Это первый вопрос на всех собеседованиях без исключения. На самом деле работодателю глубоко насрать. Вопрос задается для того, чтобы начать с вами беседу. Правильным ответом на него будет краткий рассказ о полученном ранее опыте.

Например: Меня зовут Антон. Я работаю UI дизайнером уже 3 года. Начинал в компании «Tashir Media», в которой проработал … и так далее.

Почему ушли с предыдущего места работы

Вопрос может касаться как последнего, так и всех предыдущих мест работы. Нужно заранее продумать ответ в стиле: хотел денег и славы, а рисовал баннеры.

Например: … около 6 месяцев, но принял решение уйти, так-как всегда тяготел к интерфейсам, а по факту рисовал баннеры.

Расскажите про самый худший и лучший проект

Не стоит выделять самый худший. В целом, на собеседовании стоит избегать негатива. Я обычно говорю, что все проекты хороши и выделяю какой-то один.

Например: Все работы в портфолио, на мой взгляд, по своему хороши, но если выделять один - это будет Росавтобанк. Он был первым самостоятельным проектом такого уровня и в результате слаженной работы, выиграл премию рунета в 2012 году, заняв 3 место в категории «Лучший банковский сайт».

Кстати, стоит выбирать тот проект, в котором вы принимали максимальное участие. Потому что на очереди следующий вопрос.

Расскажите про цели и задачи проекта, а так же про степень участия в них

Я заметил, что HR-ы и даже Арт-директора в IT корпорациях слабо представляют процесс разработки сайта в какой-нибудь студии. Поэтому они ждут, что вы принимали максимальное участие в этом проекте, начиная от формирования ТЗ и заканчивая отрисовкой элементов.

На практике же, такого быть не могло. Поэтому стоит немного приукрасить, чтобы не испортить мнение собеседника о вас. Я считаю соотношение 30/70 идеальным, где 30 - процент выдуманной информации, а 70 - правдивой.

Например: Дизайн сайта безнадежно устарел, и перед нашей командой была непростая задача предложить современное и гибкое решение, в рамках продуктовых ограничений.

В паре с аналитиком нам удалось такое решение найти. Мы разработали 32 интерактивных прототипа, которые успешно согласовали уже на следующий день. Далее наступил этап отрисовки, с которым так же не возникло никаких проблем.

Расскажите про худший момент в вашей карьере

В ответе на данный вопрос работодатель хочет услышать лютый пи#де$ о том, как согласование цвета кнопки переросло в потасовку между вами и генеральным директором. Я бы не стал ничего подобного рассказывать, даже если это имело место быть. Любой подобный вопрос следует увести из негативной зоны в пассивную и оставить собеседнику исключительно положительные, или нейтральные эмоции.

Например: К счастью я не могу припомнить ничего подобного. Были какие-то рабочие моменты, которые удавалось решать на этапе обсуждений. Мне повезло работать с исключительно профессиональными людьми, поэтому в любом споре всегда удавалось находить компромисс.

Есть ли у вас опыт работы с мобильными приложениями

Приукрашивать и сочинять тут точно не стоит. Я всегда отрыто признаю отсутствие данного опыта.

Например: Я больше специализируюсь на веб-интерфейсах, но если представится возможность, я с радостью возьмусь и за мобильную разработку.

Кем вы видите себя через 5 лет

Тупой вопрос. Я не знаю почему его задают, но его задают. На самом деле, я не смогу даже сказать, что будет на следующий день. А им на 5 лет вперед планы подавай.

При ответе на этот вопрос не бойтесь фантазировать. Хорошее соотношение 70/30. Где 70 - это игра воображения, а 30 - попытка не спалиться:)

Например: Я думаю 5 лет - довольно обширный промежуток времени, учитывая скорость современной жизни. Но если немного пофантазировать, я хочу развиваться в сторону руководящей должности. Думаю, это логичное продолжение карьеры любого дизайнера.

Кроме стопроцентных вопросов, бывают побочные и дополнительные. Побочные - вопросы, которые прямиком вытекают из ваших ответов. Например, если вы скажите: Я стараюсь развиваться, читаю книги и бла бла бла, вас наверняка спросят, какие книги вы прочитали за последнее время и чему они вас научили.

Дополнительные вопросы зависят исключительно от фантазии HR. Их сложно предугадать, но отвечать все равно придется. У меня были такие: Кем работают ваши родители? Где вы берете книги для саморазвития? Почему вы откликнулись на нашу вакансию? И так далее.

Кстати. Не надейтесь на единичное собеседование. Их будет не меньше 2 точно. Обычно 3-4. Сначала с HR, потом с Артдиром, потом с HR и Артдиром, потом с начальником отдела.

Подготовьте вопросы для работодателя

Помните, важный этап подготовки к собеседованию с работодателем - составление для него правильных вопросов. Работодателя тоже стоит выбирать с умом. Далеко не всегда громкий бренд - залог стабильности и благополучия. HR-ам я задаю стандартные вопросы в стиле: Белая ли в компании ЗП? Будет ли у меня соцпакет? Как обстоят дела с обедами? Как индексируется ЗП? Какие перспективы меня ожидают?

С Арт-директором все немного сложнее. Как правило, это ваш будущий руководитель и собеседование - отличный шанс заглянуть ему в душу. У него я обычно спрашиваю: Сколько дизайнеров в команде? Не будет ли проблем с рабочим местом? Как обстоят дела с переработками?

Кроме того есть один очень полезный и важный вопрос: Как вы считаете, лучше сделать часть проекта и запустить, дорабатывая его в процессе, или лучше вылизать проект до победного конца? Это позволит узнать стиль работы и понять, что от вас будут ждать.

3. Приоденьтесь

Как сказал один приятель, брюки - для клерков. Это да. Но в трениках идти на собеседование я бы не стал. Стоит потратить некоторую сумму на брюки и рубашку. Возможно, вам больше не придется их одевать, но правильное впечатление создать обязательно нужно.

Хорошая одежда говорит о вас как о взрослом, серьезном человеке. Для получения хороших условий - это критически важно.

UI/UX дизайнер - проводник пользователя для достижения цели на сайте или в приложении. Дизайнер подталкивает пользователя к выбору в пользу товара или услуги в интернет. Вам нравится сайт, вам удобно им пользоваться, почему бы не открыть ещё одну страницу? UI/UX выступает условным менеджером по продажам.

Компании смотрят на стиль работ кандидата, есть ли у дизайнера эмпатия к пользователю, сможет ли он разделить ценности компании и донести их до целевой аудитории? Как и в случае с разработчиками, UI/UX дизайнер должен разбираться в предметной области, иначе не сможет предлагать качественные решения.

UI/UX дизайнеров делят на тех, кто работает только с вебом или только с мобильными приложениями, и универсалов, для которых по плечу оба направления. К сожалению, часто дизайнеры, у которых большой опыт в вебе и незначительный опыт в мобайле, не понимают разницы между дизайном для веб и мобильных клиентов, между дизайном для iOS и Android приложений.

Например, UI/UХ дизайнер мобильных приложений должен понимать, чем отличаются iOS 11 от 10 или 9, как использовать новые возможности ОС в проектировании клиентского опыта в мобильных приложениях и планшетах. Да, когда мы говорим про мобайл, то подразумеваем не только телефоны, но и планшеты.

Делать красивый и функциональный дизайн мобильных приложений и планшета сложно. Уместить большой объем данных на маленький экран - задача непростая. Сделать это понятным, решить проблемы пользователя - практически нерешаемые задачи. Однако, на рынке есть те кандидаты, которым это удается!

Главное для кандидата в стартап - это огонь в глазах (потому что зарплата на первых парах будет, скорее всего, ниже,нежели в крупных компаниях), заинтересованность в проекте (потому что все участвуют в обсуждении идей, каждое мнение важно, нужно чтобы оно было).

Дизайнеров очень часто спрашивают про то, как они справлялись с нелегкими ситуациями в проектной деятельности, про отношения с командой и построение процесса работы. Собеседование дизайнера - это, скорее, возможность познакомиться и понять, вольется ли человек в команду, потому что уровень и умения понятны из портфолио. И меня никто никогда не спрашивал про высшее образование.

Кирилл Власов, дизайнер интерфейсов в команде Mos.ru

На что стоит обращать внимание при собеседовании UI/UX дизайнера?

  • Каждый рабочий день дизайнера должен быть результативным - попросите кандидата рассказать об одном своем рабочем дне, например, вчерашнем.
  • Для любого дизайнера важна дисциплина, поэтому на собеседовании выясните, как кандидат вел коммуникацию с внутренним заказчиком, к какому алгоритму работы привык.
  • Были ли такие ситуации, что арт-директор или продукт менеджер не согласен с идеей кандидата или реализацией? Что делал кандидат? Как себя вел?
  • Что больше всего нравится делать? Что вдохновляет? Здесь можно попросить рассказать о сервисе, который кандидат считает идеальным - вы сразу увидите, как могут гореть глаза именно у этого кандидата!
  • Самые запоминающиеся свои проекты? Чем гордится?
  • Может ли кандидат последовательно объяснить, почему предложенный дизайн лучше или хуже другого?
  • Какие принципы дизайна мобильных приложений знает? (для позиций в мобайле)

Рекомендация напоследок: даже если вам очень нравится портфолио кандидата, не поленитесь взять рекомендацию у его предыдущих коллег. Это поможет вам убедиться, что кандидат способен эффективно трудиться не только в одиночку, но и в команде.

Дизайнер – это человек с развитым чувством вкуса, стиля, красоты, знанием основ маркетинга, психологии потребителя, знанием различных графических редакторов и оставлять свои идеи на бумаге.

Так как сейчас дизайнер может специализироваться совершенно на разных сферах (графика, ландшафт, интерьер, полиграфия и т.д.) – требования к ним на собеседованиях могут быть совершенно разными.

От основ, которые определяют хорошего дизайнера, никуда не деться, и мы все же можем дать вам несколько советов, как пройти собеседование дизайнера.

Даже если вы считаете себя безупречным специалистом, не следует идти на собеседование наобум. Лучше купите себе презентабельную одежду и постарайтесь выглядеть максимально хорошо. Подумайте, что хорошего вы можете сказать , как о специалисте.

Вторая часть успешного собеседования дизайнера – это наличие портфолио. Вы и сами понимаете, что в вашей отрасли, работодателю лучше показать плоды ваших умений, нежели рассказывать о них.

Выберите лучшие работы, составьте грамотное портфолио и уверенно протяните его менеджеру по подбору персонала.

Вопросы на собеседовании

Вам могут задать самые стандартные вопросы, по типу: “Почему ушли с последнего места работы?” или “Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие 2 года?”.

Но для работодателя важнее узнать о ваших навыках, поэтому могут спросить:

  • Каким программным ПО вы владеете?
  • Какой ваш самый успешный и неудачный проект (на неудачном акцентировать не стоит – лучше скажите, что все были хороши, но один просто превзошел ожидания)?
  • Знаете ли вы теорию цвета и т.д.
  • Работал один или в команде?
  • В чем была задача?
  • Много ли времени затрачено?
  • Вы одиночка или любите работать в команде?
  • Какой режим работы удобен для вас?

Работодателю вы можете задать такие вопросы:

  • Как обстоят дела с переработкой?
  • Сколько дизайнеров работает в команде?
  • Какие перспективы меня ожидают?

Если вы пройдете первый этап собеседования, вас могут попросить выполнить тестовое задание. Например, UI/UX-дизайнера могут попросить сделать верхнее меню сайта понятным, простым и привлекательным.

Kern Type, the kerning game

Что проверяет: задатки шрифтовика


Дизайнер интерфейсов Марк МакКей создал игру, которую мы бы не советовали излишне раздражительным людям. Задача - выровнять межбуквенное пространство, максимально точно приблизившись к оригиналу. Позже свой вариант можно сравнить с идеальным и подсчитать, как точно вы справились с заданием по 100-балльной шкале.

Real or Photoshop

Что проверяет: умение отличать обработанные фотографии


К 25-летнему юбилею Photoshop компания Adobe предложила посмотреть на 25 фотографий и определить, обработали их в программе или нет. Таким образом создатели теста продемонстрировали, насколько Photoshop повлиял на наше восприятие мира, отношение к творчеству и к достоверности.

How Well Do You Know Your Logos

Что проверяет: знание логотипов


Интерактивный тест журнала Time - не только на намётанный глаз, но и на умение рисовать. Игроку нужно максимально похоже воспроизвести 10 известных логотипов, среди которых есть Apple, McDonalds, Chanel и Toyota.

KOLOR

Что проверяет: чувство цвета


Если у вас нет проблем со зрением, то вы наверняка отличите зелёный цвет от красного. Но сможете ли вы найти правильный зелёный цвет среди 10 практически идентичных оттенков зелёного? Как выяснил создатель теста KOLOR Хорхе Морено, это куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Pixactly

Что проверяет: чувство пространства


Pixactly по уровню сложности едва не превосходит Kern Type и проверяет, как хорошо вы соотносите заданные пиксельные параметры с реальным пространством на экране - 30 пикселей могут оказаться в три раза меньше, чем казалось изначально.

The Bezier Game

Что проверяет: владение «Фотошопом»


Игра The Bezier Game проверяет ваше владение инструментом «Перо» (The Pen Tool) в Photoshop и предлагает выделить заданную фигуру, имея в запасе ограниченное количество точек. Простота обманчива: от уровня к уровню фигуры становятся сильно сложнее. Редкий пример теста, который приносит почти немедленную пользу (и который можно, к примеру, рекомендовать в качестве рабочего задания).

Shoot The Serif

Что проверяет: внимательность к шрифтам


Самый простой тест в подборке на поверку оказывается коварным. Кажется, что даже далёкие от работы со шрифтами люди способны отличить шрифт с засечками и без - но когда букв становится больше, а шрифты всё менее привычны, ошибиться очень легко.