Как убрать царапину с фотографии. Ретушь старых фотографий в Corel PaintShop Photo Pro

В этом уроке, на примере фотографии (примерно середины 19в.) шведской оперной певицы Дженни Линд, мы научимся убирать трещины, царапины и пятна так, чтобы получить результат нового фото.

Мы преднамеренно не будем использовать инструменты быстрого восстановления изображения, специальные плагины и т.п. вещи. Потому что для понимания сути и основ восстановления фото надо все проделать «вручную».

Шаг 1.

Открываем фото, требующее реставрации, в программе. Получаем слой «Background» (Задний план) и дублируем его.

Шаг 2.

Двойной клик мышкой по названию полученного дубликата и переименовываем его в «Restoration» (Реставрация). Задний план (первый слой) можно пока спрятать, он понадобиться позже.


Шаг 3.

Добавляем новый корректирующий Layer - New Adjustment Layer - Levels (Слои - Новый корректирующий слой - Уровни) . Устанавливаем параметры как на скрине (черный ставим на 7 и белый на 243).

Шаг 4.

Выбираем инструмент Eyedropper Tool (Инструмент «Пипетка» / Клавиша «I») и размер изымаемого образца ставим 5 х 5 рх.

Шаг 5.

Начинаем ретушировать белые пятна и царапины. Берем мягкую круглую кисть примерно в 21 рх и с нажимом 0, ставим способ смешения кисти на Darken (Затемнение) . И начинаем заполнять пустоты (трещины) на фото.

Шаг 6.

На данном этапе сложно давать точные указания как и что делать. Вы должны сами определить, что будет лучше для того или иного фото. Общий принцип работы состоит в следующем: набираем пипеткой образец от самого края трещины (в режиме кисти нажимаем и удерживаем + или alt - временное переключение на пипетку, кликаем в нужное место, отпускаем - снова кисть с заданным образцом) и далее этим образцом заполняем пустоты фото. Работать лучше на увеличенном изображении, т.к. чем точнее будет взят образец, тем аккуратнее потом будет выглядеть фото. Обладатели планшета могут выставить в настройках кисти зависимость непрозрачности от нажима пера, а при работе мышкой можно выставить непрозрачность кисти в 50% и постепенно заполнять пустоты. Такой способ работы поможет максимально сгладить границы между областями закраски и оригинальным фото.


Шаг 7.

И вот наше фото выглядит уже более приличным.

Шаг 8.

Высветляем темные пятна. Процесс работы аналогичен 4 шагу, только режим смешивания для кисти ставим на Lighten (Замена светлым).


Шаг 9.

Еще раз смотрим на все фото в целом: и корректируем недостатки незамеченные в начале. Фото теперь должно выглядеть примерно так:

Шаг 10.

Сейчас фон на фотографии выглядит грязным. Переходы между тонами на фоне надо смягчить и сделать их естественными. Над слоем «Restoration» (Реставрация) создаем новый слой и называем его «Вackground corrections» (Коррекция фона).


Шаг 11.

Теперь, используя мягкую круглую кисть в 400-500 рх в режиме Normal (Нормальный) и с непрозрачностью 50-80%, начинаем выравнивать тона фона. Технология как предыдущих щагах - кисть-пипетка-кисть. Ошибки можно исправить ластиком с такими же настройками. Не торопитесь, добейтесь результата, который действительно вас устроит.

Шаг 12.

Лицо обрабатывается при сильном увеличении кистью примерно в 25 рх в режиме Normal(Нормальный) и с непрозрачностью 70% . Технология процесса та же.


Шаг 13.

Чтобы не потерять анатомические детали, можно воспользоваться другим фото в аналогичном ракурсе, проложив по основным линиям направляющие. Поскольку Дженни Линд была известным человеком. то найти такое фото не составило труда. Если такого фото нет, то надо быть очень аккуратным при реставрации, чтобы не убрать ничего нужного.


Шаг 14.

В данном случае поскольку на исходной фотографии основные черты лица сохранились очень плохо, глаза, нос и губы были взяты с подобранного фото в аналогичном ракурсе. На аналоге маской закрыты лишние части и откорректированы яркость и контраст под общую картинку.


Шаг 15.

После коррекции эти два слоя можно объединить и продолжить работу со всем изображением.

Ретушь старых фотографий в Corel PaintShop Photo Pro

Софья Скрылина, преподаватель учебного центра «Арт», г. Санкт-Петербург

Растровый редактор PaintShop Photo Pro фирмы Corel имеет богатый инструментарий для ретуширования старых фотографий. В данной статье мы рассмотрим инструменты, используемые для реставрации старых снимков, и разберем несколько примеров ретуши.

Удаление царапин

Для автоматического удаления царапин применяется диалоговое окно, вызываемое с помощью команды Настройка -> Добавить/удалить шум -> Автоматическое удаление небольших царапин . В нем необходимо указать цвет царапин, интенсивность действия фильтра и пределы местной контрастности (рис. 1).

Как правило, с мелкими царапинами этот фильтр хорошо справляется, но иногда за царапины принимаются участки изображения. В этом случае необходимо применить фильтр к копии слоя и наложить на слой маску, защитив требуемые участки черным цветом.

Для полуавтоматического удаления царапин можно использовать инструмент Удаление царапин , который находится в одной группе с клонирующей кистью. На панели свойств необходимо установить размер инструмента, а затем провести мышью вдоль царапины, заключив ее в рамку (рис. 2). Края рамки служат образцами для восстановления. Если царапина проходит через контрастные участки, то лучше применить инструмент несколько раз, изменяя небольшие части царапины.

Для удаления царапин вручную используется инструмент Кисть клонирования . Перед началом клонирования необходимо определить образец правой кнопкой мыши. В результате появится крестик, указывающий на место, откуда будет браться образец (рис. 3).

Для удаления темных царапин следует устанавливать режим смешения Осветление , чтобы темные тона сделать светлее, а для светлых царапин лучше применить режим Затемнение . Если вы хотите просто наложить на царапину часть изображения, используйте режим Норма . Лучшего результата также помогает достичь уменьшение непрозрачности инструмента.

Удаление пятен и обесцвечивание фотографии

Старые снимки, создаваемые профессиональными фотографами прошлого века, тонировались в какой-нибудь цвет. Поэтому перед тем, как приступить к ретуши, следует избавиться от оттенка, превратив снимок в черно-белое изображение. Обесцвечивание и удаление пятен на изображении производится в диалоговом окне, которое вызывается командой Эффекты -> Фотоэффекты -> Черно-белая пленка . Как правило, изменять исходные настройки не приходится (рис. 4).

Но в случаях, когда пятно располагается на белом или светлом фоне фотографии, используемые по умолчанию настройки лишь обесцветят и преобразуют пятно в оттенки серого цвета. Поэтому для его осветления необходимо сместить точку на цветовом круге. Например, для удаления желтых пятен необходимо сместить точку так, чтобы задать для красного цвета значение 100%, а для зеленого и синего — 0%.

Удаление шума

Для удаления шума могут быть использованы команды Удаление шума в один шаг и Цифровое подавление шума из меню Настройка . Также в подменю Настройка -> Добавить/удалить шум содержится достаточно большое число команд, выбор каждой из которых зависит от конкретного случая. Например, на рис. 5 приведено диалоговое окно Сглаживание с сохранением краев из этой группы меню. Степени сглаживания, равной 4, в данном случае оказалось вполне достаточно для удаления посторонних пикселов на лице ребенка.

Рис. 5. Диалоговое окно Сглаживание с сохранением краев

Восстановление утраченных фрагментов

Восстановление утраченных фрагментов, пожалуй, самый трудный этап ретуши, потому что заведомо неизвестно, что должно быть изображено на удаленном фрагменте. Поэтому приходится дорисовывать части изображения, включив собственную фантазию и воображение. Какие же инструменты ретуши помогут восстановить части снимка?

Для восстановления больших фрагментов можно «залатать» их фрагментами, взятыми с других частей фотографии, а затем склеить созданные слои в один командой Слои -> Слить -> Слить с нижним . Для «затирки» границ, получаемых при копировании фрагментов, нужно использовать инструменты Кисть клонирования , Смягчение и Размазывание (рис. 6).

Тонирование черно-белой фотографии

После ретуши черно-белой фотографии ее можно тонировать в цвет, который был использован в исходном снимке. Для этого применяется диалоговое окно, вызываемое командой Настройка -> Оттенок и насыщенность -> . В данном окне необходимо установить флажок Окрашивание , изменить положение ползунка Отт . для задания цвета окрашивания и сместить ползунок Насыщенность для задания интенсивности цвета (рис. 7).

Теперь рассмотрим использование инструментов ретуши на конкретных примерах.

Рис. 7. Диалоговое окно Оттенок/Насыщенность/Осветление

Пример ретуши черно-белой фотографии

На рис. 8 приведена фотография, которая имеет зеленоватый оттенок.

Для обесцвечивания снимка применим команду Эффекты -> Фотоэффекты -> Черно-белая пленка с настройками, заданными по умолчанию (рис. 9).

Рис. 9. Результат действия фильтра Черно-белая пленка

Для удаления царапин подойдут инструменты Удаление царапин и Кисть клонирования (рис. 10).

Теперь немного размоем фотографию, чтобы удалить шум, возникший при сканировании. Для этого достаточно в диалоговом окне Сглаживание с сохранением краев установить степень сглаживания 5.

Еще хотелось бы затемнить очень светлые участки, не влияя на средние и темные тона, чтобы проявить обложку книги и удалить блик на лице девочки. Для этого в диалоговом окне Блики/Промежуточные тона/Тени введем отрицательное значение в поле Блик . Окно открывается одноименной командой в подменю Настройка -> Яркость и контрастность . Для общего осветления изображения и повышения контрастности в окне Уровни , которое находится в этом же подменю, сместим серый ползунок влево, а черный — к основанию графика гистограммы. В ходе тоновой коррекции могут проявиться какие-нибудь царапины, удалим их кистью клонирования (рис. 11).

И в завершение можно тонировать фотографию, например окрасить ее в цвет сепии. Для этого можно воспользоваться командой Эффекты -> Фотоэффекты -> Тонирование сепией со степенью состаривания 30. Возможно, понадобится немного повысить контрастность изображения. Результат ретуши приведен на рис. 12.

Пример ретуши цветной фотографии

Как правило, цветные фотографии, снятые в советское время, обязательно имеют цветовой сдвиг. Поэтому при реставрации цветной фотографии, помимо удаления царапин и шума, необходимо проводить цветовую коррекцию.

На рис. 13 приведена цветная фотография c явным преобладанием красного цвета. Из-за того, что платье и банты девочки тоже красного цвета, этого можно не заметить. Посмотрите на снимок внимательнее: белая клетка на платье девочки имеет розовый оттенок; фон должен быть синего или голубого цвета, а он явно с примесью красного. Поэтому в ходе цветовой коррекции необходимо удалить избыток красного цвета, добавив голубого.

Начнем с удаления царапин. Пропустим фотографию через фильтр Сглаживание с сохранением краев со значением 3. Потом затрем царапины инструментами Удаление царапин и Кисть клонирования (рис. 14).

Теперь приступим к коррекции цветового сдвига. Нам необходимо убрать избыток красного цвета. Это можно сделать увеличением содержания зеленого и синего цветов или уменьшением красного. По причине того, что модель изображения RGB является аддитивной, уменьшение красного цвета приведет к затемнению изображения, а добавление зеленого и синего — к его осветлению.

Один из инструментов цветокоррекции, позволяющий влиять на цветовые каналы, — диалоговое окно Уровни , которое вызывается одноименной командой из меню Настройка -> Яркость и контрастность . В красном канале сместим черный ползунок вправо, чтобы уменьшить содержание красного цвета. В зеленом и синем каналах сместим белый ползунок влево, чтобы увеличить содержание соответствующих цветов (рис. 15).

В завершение коррекции можно немного повысить насыщенность изображения в диалоговом окне Оттенок/Насыщенность/Осветление . Необходимо отключить флажок Окрашивание и увеличить значение параметра Насыщенность . Если цвет каких-то фрагментов фотографии вас не устраивает, их можно подкрасить инструментом Кисть рисования в режиме смешения Цвет . На самом последнем этапе ретуши можно провести повторное удаление шума, который возникает при цветовой коррекции снимка. Конечный результат приведен на рис. 16.

Как видите, с помощью графического редактора Corel PaintShop Pro вы сможете вернуть к жизни ваши любимые фотографии из детства или снимки, созданные задолго до вашего рождения. 

Мы преднамеренно не будем использовать инструменты быстрого восстановления изображения, специальные плагины и т.п. вещи. Потому что для понимания сути и основ восстановления фото надо все проделать «вручную».


Версия Photoshop: Photoshop 7 и выше;

Время работы: примерно 4-5 часов;


Фото с которым будем работать:

1. Открываем фото, требующее реставрации, в программе. Получаем слой «Background » (Задний план) и дублируем его.

Двойной клик мышкой по названию полученного дубликата и переименовываем его в «Restoration » (Реставрация). Задний план (первый слой) можно пока спрятать, он понадобиться позже.


2. Добавляем новый корректирующий (Слои - Новый корректирующий слой - Уровни). Устанавливаем параметры как на скрине (черный ставим на 7 и белый на 243 ).

3. Выбираем инструмент (Инструмент «Пипетка» / Клавиша «I») и размер изымаемого образца ставим 5 х 5 рх.

4. Начинаем ретушировать белые пятна и царапины. Берем мягкую круглую кисть примерно в 21 рх и с нажимом 0 , ставим способ смешения кисти на (Затемнение). И начинаем заполнять пустоты (трещины) на фото.

В этом шаге сложно давать точные указания как и что делать. Вы должны сами определить, что будет лучше для того или иного фото. Общий принцип работы состоит в следующем: набираем пипеткой образец от самого края трещины (в режиме кисти нажимаем и удерживаем + или alt - временное переключение на пипетку, кликаем в нужное место, отпускаем - снова кисть с заданным образцом) и далее этим образцом заполняем пустоты фото. Работать лучше на увеличенном изображении, т.к. чем точнее будет взят образец, тем аккуратнее потом будет выглядеть фото. Обладатели планшета могут выставить в настройках кисти зависимость непрозрачности от нажима пера, а при работе мышкой можно выставить непрозрачность кисти в 50% и постепенно заполнять пустоты. Такой способ работы поможет максимально сгладить границы между областями закраски и оригинальным фото.


После выполнения этого шага фото выглядит уже более приличным.

5. Высветляем темные пятна. Процесс работы аналогичен 4 шагу , только режим смешивания для кисти ставим на Lighten (Замена светлым).


По окончании это шага, еще раз смотрим на все фото в целом: и корректируем недостатки незамеченные в начале. Фото теперь должно выглядеть примерно так:

6. Исправление фона.
Сейчас фон на фотографии выглядит грязным. Переходы между тонами на фоне надо смягчить и сделать их естественными. Над слоем «Restoration » (Реставрация) создаем новый слой и называем его «Вackground corrections » (Коррекция фона).


Теперь, используя мягкую круглую кисть в 400 -500 рх в режиме Normal 50 -80% , начинаем выравнивать тона фона. Технология как в 4 и 5 шагах (кисть-пипетка-кисть). Ошибки можно исправить ластиком с такими же настройками. Не торопитесь, добейтесь результата, который действительно вас устроит.

7. Ретушируем лицо.
Лицо обрабатывается при сильном увеличении кистью примерно в 25 рх в режиме Normal (Нормальный) и с непрозрачностью 70% . Технология процесса та же.


Чтобы не потерять анатомические детали, можно воспользоваться другим фото в аналогичном ракурсе, проложив по основным линиям направляющие. Поскольку Дженни Линд была известным человеком. то найти такое фото не составило труда. Если такого фото нет, то надо быть очень аккуратным при реставрации, чтобы не убрать ничего нужного.


В данном случае поскольку на исходной фотографии основные черты лица сохранились очень плохо, глаза, нос и губы были взяты с подобранного фото в аналогичном ракурсе. На аналоге маской закрыты лишние части и откорректированы яркость и контраст под общую картинку.


После коррекции эти два слоя можно объединить и продолжить работу со всем изображением.


8. Добавляем шум.


ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩИМ ФОТОШОПЕРАМ
Как убрать царапины с фото?

Довольно часто встречается ситуация, когда, несмотря на чистку объектива перед съёмкой, на изображении появляются отпечатки пылинок, волоски или другие объекты. Все эти недостатки можно убрать в фотошопе, к примеру, штампом или восстанавливающей кистью. Но если таких недостатков очень много, то могут просто-напросто опустится руки. В этом уроке по работе с фотошопом будет показан довольно быстрый и эффективный способ борьбы со следами грязи и царапин на Ваших фото. Так как убрать царапины с фото в фотошопе?

Подобные публикации:
  • урок "Как улучшить отсканированное изображение "





  • Откроем исходное изображение. Сразу бросается в глаза обилие тёмных и особенно светлых царапин. Избавимся от этих недостатков.

    Создадим дубликат слоя, для чего перетащим основной слой на вторую справа иконку в палитре "Слои".

    Перейдём в "Фильтр - Шум - Пыль и царапины".

    Откроется одноимённое окно фильтра. Настраивать этот фильтр нужно так: сдвигаем оба ползунка до отказа влево, потом постепенно увеличиваем радиус (лучше это делать на клавиатуре стрелочкой) и наблюдаем за изображением. Как только все царапины будут размыты, отпускаем ползунок. Увеличиваем порог до необходимой степени. Этот параметр имеет противоположный, по сравнению с радиусом, эффект. Он как бы возвращает резкость изображению. Двигать этот ползунок надо до такой степени, чтобы опять не проявились царапины.

    Вот такое размытое изображение я получил после применения фильтра "Пыль и царапины". Продолжаем убирать царапины.

    Переходим в палитру "История", делаем активным состояние "Создать дубликат слоя" и щёлкаем в свободном квадратике левее состояния "Пыль и царапины" (там появляется значок архивной кисти). Изображение вернётся к своему исходному состоянию.

    Увеличиваем масштаб изображения (к примеру, удерживая Ctrl и нажимая на клавишу "Плюс"), выбираем инструмент "Архивная кисть" (Y) с нулевой жёсткостью, режим наложения для кисти выбираем "Темнее". Мы настроили архивную кисть для работы со светлыми пятнами.

    Делаем диаметр кисти чуть больше диаметра недостатка и обрабатываем все светлые пятна. Причём, чтобы ретушь была менее заметна, лучше не водить кистью по белым царапинам, а щёлкать по ним. Напомню, что диаметр кисти легко меняется клавишами "[" и "]". Вот что у меня получилось после обработки светлых пятен.

    Теперь режим наложения для архивной кисти устанавливаем на "Светлее".

    Обрабатываем все тёмные пятна и царапины. Вот что получилось. Вот таким простым и эффективным способом мы убрали все царапины с изображения.

    Сравните изображение мамы и девочки до, и после обработки фотографии в фотошопе.

AKVIS Retoucher — программа для восстановления изображений и ретуши фотографий .

AKVIS Retoucher не просто удаляет царапины, пятна, пыль и прочие дефекты с поверхности фото, он воссоздает недостающие фрагменты , используя соседние участки изображения.

Одним "кликом" вы избавляетесь от царапин на фотографии, удаляете ненужные надписи и даже нежелательные предметы . Текстура фона восстанавливается, программа реконструирует ее после удаления объекта.


Программа очень простая, вы легко сможете научиться пользоваться ею.

Просто выделите то, что хотите удалить, — и нажмите кнопку "пуск". Программа все сделает сама. Вы с изумлением будете наблюдать, как у вас на глазах создается новое изображение.


AKVIS Retoucher позволяет удалять не только дефекты , но и объекты с фотографии.

Для мелких деталей вполне достаточно автоматической обработки; при удалении крупных частей изображения и сложных объектов (машин, людей, нечаянно попавших в кадр) требуется произвести дополнительные действия, "подсказав" программе, откуда лучше взять фрагменты для заполнения удаляемых площадей.


Если нужно увеличить размер холста, Retoucher поможет нарастить границы изображения.

Полиграфисты применяют программу для допечатной подготовки. Часто возникает необходимость расширения границ макета, когда нет места для обрезки. AKVIS Retoucher экономит время, делая это быстро и эффективно!

Программа одинаково полезна как для ретуширования старых черно-белых снимков, так и для обработки современных цветных фотографий.


С помощью AKVIS Retoucher можно:

Retoucher - идеальный инструмент ретуши, который облегчит обработку, сэкономит время и позволит получить удовольствие от самого процесса реставрации и от результата!

AKVIS Retoucher представлен в виде плагина для графических редакторов (plugin ) и в виде отдельной, самостоятельной, программы (standalone ), не требующей наличия фоторедакторов.

Плагин Retoucher является дополнительным (подключаемым) модулем к фоторедакторам и совместим с самыми популярными программами : AliveColors , Adobe Photoshop, Corel PaintShop Pro и другими.

Возможности AKVIS Retoucher зависят от типа лицензии . Во время ознакомительного периода можно попробовать все варианты и выбрать наиболее подходящий.

Программа доступна на русском языке.