Блаватская Е.П. Изида (журнал) Изида ежемесячный журнал оккультных наук репринт

Ежемесячный журнал оккультных наук «Изида» был основан в Санкт-Петербурге в октябре 1909 года мартинистами И. К. Антошевским (1873-1917), А. Мирковичем, Ч. фон Чинским (1858-1932). Редактором-издателем с октября 1909 года по сентябрь 1911 года был И. К. Антошевский, с октября 1911 года до конца 1916 года — А. В. Трояновский.

В журнале печатались статьи российских и зарубежных оккультистов, спиритуалистов, содержащие теоретические и практические знания по алхимии, астрологии, гипнотизму, магии, магнетизму, герметической медицине, каббале, ментализму, спиритизму, телепатии, факиризму и др. В издании размещены биографии с портретами наиболее известных в то время распространителей оккультизма: Ж. Анкоса (Папюса), С. В. Тухолки, Марнэса, Э. Леви, Ч. фон Чинского и др. Есть материал с отчетами обществ, собраний и сеансов, посвященных изучению оккультизма, приведена широкая библиография книг по эзотерике. Журнал проиллюстрирован рисунками и фотографиями на данные темы.

Оформление издания:
Формат издания: 190x270мм
Издание облачено в кожаный переплет с многоцветным тиснением; кругленый корешок украшен бинтами и декоративным узором; дизайнерская бумага; каптал и ляссе из шелка, подобранные под общую цветовую гамму.

«Mystères du royaume de Dieu, vous êtes moins inexprimables queles
mystères du royaume des Homme». (Cl. de Saint-Martin – «L’homme de desir»).

(«Однако тайны Божия господства намного проще таинств человеческого
царства» (Луи-Клод де Сен-Мартен «Человек Желания»).

Орден Мартинистов, основанный Мартинесом де Паскуалли в 1760 г., в нынешнем своем состоянии должен считаться синтетическим продуктом трех основных влияний, пережитых им в хронологической последовательности и твердо установивших его нынешнее миросозерцание.

Первое влияние, или Мартинезизм, принадлежит самому основателю Ордена, ученику высоковдохновенного Сведенборга.

Последний не только устно и посредством книг распространял учение, добытое им путем откровения, не только применял ритуал, вытекавший из этого учения, но еще сумел создать христианский светский рыцарский Орден с определенными иерархическими ступенями, общим планом которых автор, без сомнения, также обязан участию Невидимых Сил.

Мартинес принадлежал к числу этих рыцарей Христа и неутомимо, в широчайших размерах, продолжал дело своего учителя, распространяя Иллюминизм. Он внес в это дело высокий престиж своей мистической власти, выражавшейся особенно резко при магических операциях сношения с невидимыми сущностями высших планов.

При помощи этих сношений он старался нравственно и духовно укрепить и усовершенствовать своих учеников, для чего, показав им возможность общения с этими сущносятми, путем пламенной молитвы и строго-правильного применения ритуала Высшей Магии, - добивался от них умения самостоятельно вызывать эти явления, и только при наличности этого умения признавал их посвященными в одну из трех высших степеней Ордена, иерархия которого по плану ничем не отличалась от установленной Сведенборгом.*

При выборе адептов своего учения, Мартинес останавливался на людях, уже достигших значительного подъема нравственности.

Трудность достижения трех высших степеней Ордена усугублялась характером обстановки вызова проявления сил. Мартинес стоял за вызовы при полном освещении, без помощи посторонних медиумов или искусственных средств воздействия на организм для предрасположения его к галлюцинациям.

При осуществлении задачи нравственного и духовного подъема своих учеников, он тщательно и твердо решился освободиться от всякого влияния католического клерикализма, столь мощного в то время влиянием иезуитов.

___________________

Второе влияние следовало бы именовать Виллермозизмом, по имени Виллермоза (Жана-Батиста), занимавшего в шестидесятых годах XVIII столетия видное место среди представителей тогдашнего масонства.

Здесь уместно будет указать на взаимоотношения Масонства и Иллюминизма в XVII и XVIII столетиях.

В 1646 году Братство Розенкрейцеров, бывшее хранителем и ревнителем тайных преданий, так называемого, Западного Посвящения, поручило нескольким своим сочленам учредить Орден, имеющий выполнить задачи:

Во-первых, укрепить и по возможности широко распространить в человечестве доверие к эзотерическому учению, уважение к его символам и к той нравственной и духовной подготовке, без которой невозможно усвоение основ Эзотеризма.

Во-вторых – обеспечить хранение и передачу элементов символизма в должной чистоте и неприкосновенности.

В-третьих – создать среду, развитую в моральном и духовном отношении, с тем, чтобы из нее впоследствии заимствовать будущих адептов христианского Иллюминизма.

Главными деятелями по созданию масонства в то время были Эшмол и Фладд.

Масонство, таким образом, обязанное происхождением своим Иллюминизму, впоследствии пережило много исторических влияний и внесло в свой строй ряд элементов, посторонних Иллюминизму и отчасти даже расходящихся с его задачей.

Масоны скоро приобрели наклонность к внесению в свой обиход стремлений политического характера. Это стремление ввело в ритуал многих Капитулов и Ареопагов символические указания на элемент кровавой мести на политической подкладке и тем конечно подорвало, кроме чистоты символизма, еще и его строго-христианский характер.

Помимо этого, часть масонства удалилась от правильного понимания иерархии, придавая преувеличенное значение выборному началу и делая попытки освободиться от влияния Иллюминизма. Во всяком случае, в настоящее время даже правоверное масонство, признающее авторитет Иллюминизма, часто не свободно от политических тенденций.

Во времена Виллермоза Лионские ложи успешно выполняли первоначальное назначение масонства и были чужды стремлений к сектаризму и разрушительному политиканству, всегда осуждавшимся представителями Иллюминизма. (Упреки автора-представителя редакции журнала «Изида» направлены в первую очередь на Великий Восток Франции (ВВФ) и Великий Восток народов России (ВВнР), который был основан под эгидой ВВФ. В ВВФ члены Лож работали «во имя Прогресса»и принимали атеистов. Члены Лож ВВФ были активными участниками Французской Революции. ВВнР представлял собой сугубо политическую организацию, которую нигде в мире не считали относящейся к Масонству. Все члены ВВнР были политиками, членами Государственной Думы. В Ложах ВВнР была введена сокращенная форма ритуалов, упразднена Степень Подмастерья, вместо зодческих на собраниях зачитывались политические программы и обсуждались политические вопросы. Великий Восток народов России не признавался даже членами ВВФ и вообще же его Ложи считались политическими кружками. Одним из руководителей ВВнР был Александр Федорович Керенский, который являлся активным участником февральской революции 1917-го года, а позже возглавил Временное правительство. Закономерно, что это вызывало осуждение Мартинистов. ВВнР был расформирован сразу после свершения февральской революции. - прим. S::: I::: Gladius Dei).

В 1765 году Виллермоз был поставлен во главе ложи избранных членов масонства (Elus Cohens), удостоенных посвящения в тайны Иллюминизма.

Занятия этой ложи сводились к коллективной молитве и всяческим сношениям с невидимым миром. Сущность, наиболее деятельно просвещавшая членов Ложи, называлась ими le Philosophe Inconnu (Неведомый Философ).

Резюмируя деятельность Виллермоза мы, с одной стороны, должны отметить его высокий спиритуализм, пламенную веру в Божественного Искупителя и всепокорность Божьей воле; с другой стороны – его постоянную наклонность к формированию групп и товариществ лиц, посвятивших себя задаче подъема духовных сил.

Эта наклонность объясняется долгим пребыванием его в масонстве и привычкой к строю последнего. К ней относится и деятельность Виллермоза по созыву т.н. Масонских Конвентов.

___________________

Третьим в хронологической последовательности является влияние Луи-Клода де Сен-Мартена, также ученика Мартинеса де Паскуалли.

Этому влиянию по справедливости и следует приписывать завершение плана великого дела, задуманного его предшественниками. Виллермоз усердно занимался организацией кружков и групп посвященных, но за то недостаточно заботился об организации частного, так называемого «свободного» Посвящения отдельных лиц.

Сен-Мартен сумел восполнить этот пробел и дать широкое распространение последнему методу, оказывающемуся весьма удобным во многих случаях, исключающих возможность создания лож и групп. Можно с некоторым основанием утверждать, что деятельность «Вольных Посвятителей» (Initiateurs Libres) имела в его глазах большее значение, нежели другие приемы пропаганды Иллюминизма. В обширных странах с редким культурным населением, а равно и в центрах, где таковое заключает в себе людей слишком разнообразных классов, профессий и тенденций, устройство Лож встречает почти непреодолимые затруднения; деятельность же «Вольных Посвятителей» может при тех же условиях быть весьма успешной.

Убежденный почитатель своего учителя, Сен-Мартен сумел осветить его учение высоко спиритуалистическими толкованиями и характеризовал «Посвящение», даваемое им своим последователям, как «пламенное искание духовного сближения с Божеством в лице Искупителя».

В поисках за наиболее ярким и отчетливым представлением путей к таковому сближению, Сен-Мартен усердно занимался подбором и изучением тетрадей, заключавших в себе откровения, преподанные упомянутой нами сущностью, названной учениками Виллермоза «le Philosophe Inconnu».

Книга «»О заблуждения их об истине» почти целиком должна считаться продуктом этих откровений. Из других сочинений Сен-Мартена необходимо указать на «Естественную таблицу отношений между Богом, Человеком и Вселенной», «Человека Желания», «О Числах», «Крокодил».

Просветительная деятельность Сен-Мартена до такой степени была связана с упомянутыми откровениями, что последствии доброжелатели-учителя заставили его подписать все свои анонимные сочинения псевдонимом «le Philosophe Inconnu».

Пути к «Посвящению», так высоко характеризованному вышеприведенным определением, могут быть, по мнению Сен-Мартена, разысканы каждым в своем сердце, при помощи размышления и созерцания, ведущих к глубочайшему пониманию роли человечества в связи с историей его грехопадения и обновления.

Он оставил целый ряд поучений о том, как должна проявляться христианская любовь к ближнему в различных случаях, как должен себя держать и как должен мыслить и чувствовать тот, кто хочет иметь просветительное и облагораживающее влияние на других; какими христианскими средствами и приемами следует бороться с материализмом, атеизмом и анархией.

Роль страдания, как элемента очистительного для человеческой души, быть может, никем не была выяснена в той полноте, которую сумел ей придать автор «Человека Желания».

Мартинес де Паскуалли, как было указано, может считаться типичным магом в своих приемах сношения с невидимым миром. В трудах Сен-Мартена преобладает, так называй Теургический элемент.

Человек, сумевший очистить и возвысить себя, свои помыслы, желания, стремления, может на известной ступени развития настолько проникнуться верою, настолько примениться к гармонии высшего, духовного, Божественного Закона, что делается активным участником тех влияний, которыми высшие подпланы духовного мира споспешествуют эволюции вселенной и человека, то есть как бы участвует в работе этого плана, или делается Теургом. Молитва Теурга проявляется, таким образом, силою в духовном плане.

Всякая чистая, пламенная, сознательная, уместная и правильно направленная молитва несомненно носит в себе Теургический элемент.

Со стороны символизма следует отметить, что чисто христианский характер учения Сен-Мартена, особенно выдвигавший значение деятельности Божественного Искупителя во всех планах, подарил Ордену часть нынешних его символических эмблем.

Итак, резюмируя сказанное о Клоде де Сен-Мартене, мы приходим к заключению, что ему принадлежит заслуга как внешней, так и внутренней реорганизации Ордена, давшей последнему возможность стать хранилищем некоторых преданий, обогатиться рядом сочинений по Христианской Теургии, укрепиться в чистом символизме, установить планомерную подготовку будущих адептов Высшей Магии и Герметизма, и, совокупностью всех этих преимуществ всячески способствовать физическому, нравственному и духовному усовершенствованию человечества.

Вот почему по справедливости Орден может и должен носить его имя, вот почему в эмблематических заголовках официальных документов Ордена после уже указанной надписи стоят буквы S. L. A. du Phil… Inc… N. V. M. (sous les auspicies de Philosophe Inconnu Notre Vènirable Maitre).** («Под покровительством Неизвестного Философа, нашего Досточтимого Мастера». - прим. S::: I::: Gladius Dei).

Мартинисты в настоящее время представляют из себя христианский светский рыцарский Орден. Цель Мартинизма - создавать людей, высоко развитых духовно и нравственно, способных влиять на других в том же направлении и вполне подготовленных к восприятию и применению каких бы то ни было возвышенных учений.

Преподавание какой бы то ни было Каббалы (Предания), Западной или Восточной, не составляет, строго говоря, непосредственной задачи Ордена, как коллективности. Отдельные члены Ордена, достигнув достаточной степени развития, сумеют сами избрать предмет занятий в этой области.

Задача эта, конечно, облегчается для них теми подготовительными указаниями и руководящими разъяснениями обще традиционного, библиографического и исторического характера, которые они получают от старших и более опытных сочленов, а равно и возможностью сношений с группами, братствами и товариществами, специально посвятившими себя задаче проникновения в догму и практику каббалистических и герметических знаний; но, поспешим прибавить, серьезная и плодотворная работа в этой области далеко не всем по плечу, и очень многие мартинисты довольствуются более скромным поприщем воздействия на ближних в смысле подъема нравственных и духовных сил и отражения этого подъема на поприще частной и общественной деятельности человеческих индивидуальностей.

Упомянутый нами духовно-нравственный подъем своих членов Орден Мартинистов осуществляет, главным образом прививая им следующие идеи:

1) Глубокое проникновение догматом воплощения Божественного Искупителя.

2) Идею строгого и полного уважения к закону иерархического начала во вселенной и в человечестве.

3) Идею необходимости активной, но высоко христианской, исключающей насилие и всякую месть, борьбы с лженачалами, тормозящими проявления упомянутого закона и искажающими чистоту приведенного догмата, как то материализмом, крайним позитивизмом, анархией, беспечностью и невежеством.

Проникновение догматом воплощения Слова влечет за собою для челнов Ордена запрет всякой близости и всякого систематического общения с какими бы то ни было сущностями любого плана Вселенной, не исповедующими этого догмата, и этим вполне определяет характер Теургии Клода де Сен-Мартена.

Злоупотребление вызовами, так называемых, злых сущностей астрального плана, под предлогом изучения демонологии, конечно подлежит осуждению с этой точки зрения; да и вообще всякое проникновение адепта в т.н. низшие подпланы астрального плана должно с точки зрения Мартинизма объясняться и оправдываться какой-либо настоятельной необходимостью в целях науки и добра, а не личного любопытства Оператора и уж конечно не соображениями личного эгоизма утилитаризма низшего разбора.

Рыцарь Jehoschouah должен всегда оставаться верным своему девизу, красующемуся на эмблеме Ордена, и не только в поступках, но даже в отвлеченнейших размышлениях и рассуждениях оставаться христианином в строгом и полном смысле этого слова. Его Теософия и Магия должны быть строго христианскими, его общественная деятельность и частная жизнь должны отражать те же принципы.

Идея иерархического начала проводится, согласно данным эзотерического учения и при том в самой настоятельной и полной форме. Исходя из принципа управления низших планов высшими, Мартинизм не ограничивается применением иерархизма в области учения о духовном, астральном и физическом строе вселенной и тщательным проведением начала в области управления и заведывания самим Орденом и подобными ему коллективностями. Он настоятельно и упорно рекомендует своим членам проводить это начало в их общественной и государственной деятельности в строе семьи и в воспитательной деятельности. Он тщательно предостерегает от увлечений выборным началом и принципом суждения по большинству голосов в вопросах управления коллективностями и в этом опять расходится с франк-масонством, придающим упомянутым элементам преувеличенное значение.

В вопросе о борьбе с дурными направлениями, учителя Ордена строго предостерегают своих учеников от бесцельного, праздного осуждения ближнего и опрометчивого суждения о его поступках, порождающего гордость и самодовольство.

Еще опаснее по их мнению неосновательная критика поступков иерархических властей, ибо она не только грешит против лиц, но пагубно отзывается на мышлении коллективностей, подрывая авторитет власти и искажая идею иерархического принципа, столь дорого всякому мартинисту, обязанному уважать всякую власть в сфере ее проявления, будь она государственная, духовная, общественная или патриархальная.

В противовес материализму, Орден проводит высоко спиритуалистические идеи своих учителей, самоотверженных борцов XVIII столетия. Проводятся эти идеи на почве могущего синтеза традиционных учений западного эзотеризма, но при этом тщательно отмечаются ошибки тех тайных братств и масонских Капитулов, в ритуал которых прокрались символические или словесные указания на элемент кровавой мести или бесповоротного осуждения ближнего.

Мартинист должен бороться лишь теми средствами, которые дают надежду на исправление и обращение ближнего, на возвышение и просвещение грубой и невежественной среды. Он скромный рыцарь Милосердного Христа, а не судья и грозный мститель. Он действует убедительным словом и хорошим примером, а не гордостью или угрозами.

Элемент лености и беспечности мартинистов сумеет побороть в себе и других сознанием долга своего по отношению к Создателю своему, человечеству и всему миру.

Рыцари Христа конечно признают и глубоко чтут всякую Церковь и всякое духовенство, исполняющее свое прямое назначение, но не могут не высказывать открыто недоверие духовным лицам, как например папам, желающим себе присвоить чисто светскую власть лицемерием и интригой, и этим прямо тормозящим просветительную и спасительную деятельность христианства в истории человечества, подрывая авторитет представителей Церкви.

Орден управляется Верховным Советом и его Уполномоченными, и никаким другим международным Посвятительным центрам и организациям не подчинен.

Орден Мартинистов принадлежит к так называемым тайным обществам Посвящения. Здесь уместно будет выяснить значение слова «Тайный» в таковых наименованиях.

Многие по незнанию переводят слово «тайный» словами «неизвестный правительствам» тех стран, в которых распространяется учение. Такое понимание весьма ошибочно. Орден Мартинистов тайный не для правительств, которым отлично известны соответственные уполномоченные и их деятельность, а для профанов, которым, в виду их неподготовленности, знание элементов посвящения в той форме, в какой оно предлагается Орденом, могло бы оказаться вредным, будучи ложно понято и перетолковано. Для понимания самого элементарного символизма, уже нужна известная интеллектуальная и моральная подготовка. Неумелое обращение незрелых людей с истинами, ведущими в область эзотеризма, принесло бы человечеству вред, а не пользу. Неправильное понимание нравственных принципов, неразрывно связанных с упомянутой подготовкой, подорвало бы веру в их применимость.

С другой стороны, открытая явная деятельность младших членов Ордена, во славу Искупителя и на духовную пользу человечества, могла бы пробудить в них чувство гордости и тем помешать правильному выполнению и пониманию ими своего долга.

Вот как надлежит понимать слово «тайный» в применении к Ордену.

Лица, вступающие в Орден ***, иерархически подчинены Верховному Совету и его представителям во всех вопросах, связанных с деятельностью и прямым назначением Ордена. Здесь необходимо отметить, что подчинение это распространяется лишь на сферу деятельности от имени или во имя Ордена. Мартинисты, как частные лица или как государственные деятели, нисколько не теряют свободы слов и поступков, ответственны в последних лишь перед своею совестью и в любой момент могут свободно покинуть Орден. Этим Мартинизм отличается от многих установлений масонского и лже-масонского характера, в которых от вступающих требуют клятвы безусловного повиновения начальникам в вопросах какого бы то ни было характера.

Вышеупомянутое иерархическое подчинение лиц, вступающих в Орден, а равно и тайна Ордена гарантируются простым словесным обещанием посвящаемого, без всяких клятв.

Согласно упомянутым историческим традициям, Устав Ордена на одинаковых правах признает возможным для своих членов соединяться в группы, или же пребывать в состоянии Вольных Посвященных и Вольных Посвятителей, т.е. отдельных лиц, преследующих цели Ордена или просто сочувствующих им.

Не имея в виду разглашать сведения о числе и характере Степеней Посвящения, даваемых Орденом, мы ограничимся указанием на то, что иерархическая лестница этих Степеней и их символизм строго сообразованы с традиционными данными Оккультизма.

Никаких политических целей Орден не преследует. Конечно, в силу самих целей Ордена и характера его невозможно пребывание в нем лиц, убеждения которых граничат с анархическими учениями или носят характер активных выступлений против власти.

Программа деятельности Ордена настолько обширна, что многие группы, товарищества и Ордена, преследующие специальные задачи, оказываются тем самым солидарными с Орденом в определенных частях этой программы. Этою солидарностью создается естественная связь между этими товариществами и Орденом, выражающаяся в обмене мнений по отдельным вопросам, в общности некоторых органов периодической печати, а равно и в проявлениях официальной вежливости. Такие группы лиц называются Аффилиатами Мартинизма. В настоящее время важнейшие из аффилиаций Ордена суть:

Каббалистический Орден Креста†Розы. (Франция). (L"Ordre Kabbalistique de la Rose†Croix).

Французское Алхимическое Общество.

Итальянское Алхимическое Общество.

Вольный Университет Высших Званий (Факультет Герметических Наук) в Париже. (Université Libre des Hates Etudes; Faculté des Sciences Hermetiqués).

Примечания:

*Здесь может быть уместно сказать несколько слов о так называемых планах (или мирах) Вселенной, имея ввиду читателей, совершенно незнакомых с элементами Эзотеризма.

Оккультизм признает во Вселенной как бы три среды, проникающих друг в друга, тесно связанных взаимодействиями, но могущие быть характеризованы в отдельности.

Эти три среды и носят название трех миров или планов, с подразделениями на подпланы и плавными переходами от плана к плану и от подплана к подплану.

Высший план есть так называемый духовный. К нему относят чистый дух, со всеми его проявлениями.

Следующий план именуется астральным, представителем которого является энергия или сила.

Принципом (началом) этой силы надо считать дух. Сама же энергия (или сила) создает формы и тем дает переход к плану материальному или физическому, так как энергия и ее формирующая деятельность как раз познается в обыкновенных условиях нашим сознанием и интеллектом не иначе, как при посредстве чисто физической деятельности органов чувств.

В каждом плане оперируют индивидуальности, именуемые Сущностями. Для того, чтобы проявиться в низшем плане, сущность более высокого плана должна предварительно облечься в форму этого низшего плана.

Человек представляет собою сущность, вообще говоря, могущую оперировать на всех трех планах, т.е. быть деятелем физическим, астральным и даже духовным. Соответственно этмоу, оккультисты вообще (а следовательно, и мартинисты в частности) различают в человече физическое тело, астральное тело (астросом) и дух (по-латыни – Mens). Эти три составных элемента взаимодействуют в человеке аналогично взаимодействию соответственных планов. Преобладание в человеке принципов того или иного плана находится в прямой зависимости от стадии эволюции человеческой индивидуальности. Чем духовнее человек, тем ближе он к совершенству.

В духовном мире человеку присуща так называемая воля. Эта воля человеческого духа (Mens) для воздействия на сущности какого-нибудь плана должна, вследствие тройственного состава человеческой индивидуальности, присвоить себе астральные и физические свойства, что достигается или опорою этой воли на уже существующие символы и материальные символические формы (представления и предметы, сопровождающие т.н. Магические Операции), или обращением к содействию духовных и астральных сущностей, имеющих уже опору в таких же формах.

Вот основной характер т.н. Теургических и Магических Операций, о которых упоминается здесь неоднократно.

Для подробного ознакомления с этими положениями читатели благоволят обраться к элементарным курсам Магии. (Папюс «Практическая Магия», в переводе А.В. Трояновского).

** В истории передачи Мартинистского Посвящения после Сен-Мартена необходимо указать на следующих его видных представителей в XIX веке: Шапталь Делааж († 1882), Элифас Леви († 1875), Станислас де Гуайта († 1897), Сент-Ив д’Альвейдр († 1909), и нельзя не упомянуть о плодотворной деятельности современного Верховного Представителя Мартинизма, Гроссмейстера Ордена, Доктора Папюса (Papus).

*** Членами Ордена могут быть как мужчины, так и женщины.

Статья из дореволюционного Мартинистского журнала «Изида», №№ 9-10, июнь-июль, 1912 г.
Редактирование и оформление текста © редакция мартинистского и эзотерического журнала «Пламенеющая Звезда»

В журнале "Light" (от 8 июля) Ч.К.М. приводит цитату из примечания редактора к статье "Кажущиеся противоречия", напечатанной в журнале "Theosophist" за июнь 1882 г. Затем из рецензии на книгу "Совершенный путь" в этом же номере он подробно цитирует "авторитетное учение более позднего времени", по его довольно язвительному замечанию. Далее снова следует длинный абзац из "Разоблаченной Изиды". Три цитаты и замечания нашего друга выглядят так:

Никогда не было и быть не может каких-либо существенных расхождений между учениями, изложенными в "Разоблаченной Изиде", и учениями нашего позднего периода, поскольку и те и другие произошли из одного и того же источника – Братства Адептов (Примечание редактора к статье "Кажущиеся противоречия").

Обратив внимание своих читателей на вышеприведенное утверждение, Ч.К.М. продолжает цитировать, с целью показать, как он считает, его ошибочность.

Начнем с того, что перевоплощение, если принять во внимание другие миры помимо этого, – распространенное явление в природе. Но перевоплощение в следующем, более высоком объективном мире – это одно, а перевоплощение на нашей земле – совсем другое. Даже земное воплощение повторяется снова и снова до тех пор, пока человечество не достигнет наивысшего состояния, какое только можно представить в настоящее время на этой земле, а не в загробной жизни, и в этом кроется ключ к разгадке.

Но как только посредством последовательных перевоплощений человек достигает предела совершенства, положенного в условиях современной расы, его следующее воплощение осуществляется на первых ступенях более высокого мира, где самые начальные уровни развития намного выше наших самых высоких. Ужасной ошибкой современных сторонников перевоплощения является предположение, что на нашей земле возможен возврат к более низким физическим формам и поэтому человек не воплощается каждый раз человеком на этой земле. Неверность такой теории доказана ясно и однозначно в вышеприведенных отрывках. (Рецензия на книгу "The Prefect Way" в журнале "Theosophist").

А теперь из "Разоблаченной Изиды":

"Сейчас мы представим несколько фрагментов из этой таинственной доктрины о реинкарнации, отличной от метампсихоза, которую мы получили из авторитетного источника. Перевоплощение, то есть появление на свет одной и той же индивидуальности или, вернее, ее астральной монады, дважды на одной и той же планете не является законом природы, это исключение, вроде тератологического феномена двуглавого младенца. Этому предшествует нарушение законов гармонии, и это случается только тогда, когда природа, желая восстановить потревоженное равновесие, с силой вталкивает в земную жизнь астральную монаду, вырванную из круга необходимости преступлением или несчастным случаем. Так, при абортах, при врожденном и неизлечимом идиотизме, в случаях смерти младенцев ранее положенного возраста нарушается первоначальный замысел природы создать совершенного человека. Следовательно, ввиду того, что грубая материя каждого из этих немногочисленных существ распыляется после смерти в обширном царстве жизни, бессмертный дух и астральная монада идивидуальности – последняя отделяется, чтобы оживить физическое тело, а первый, чтобы наполнить его своим божественным светом, – должны предпринять вторую попытку выполнить задачу, стоящую перед созидающим разумом.

Если разум развивается настолько, что становится активным и проницательным, то необходимость воплощаться на этой земле отпадает, поскольку три составные части триединого человека объединяются, и он получает возможность стремительно продвигаться вперед. Но когда новое существо не соответствует требованию, предъявляемому монаде, или же, как в случае идиотизма, отсутствует триединство, бессмертная искра, светящаяся в нем, должна вновь войти в земной план, так как она не проявилась во время своей первой попытки.

Далее, та же оккультная доктрина признает другую возможность, правда, настолько редкую и достаточно неопределенную, что даже нет смысла ее упоминать. Даже современные западные оккультисты отрицают ее, хотя она общепризнанна в странах востока". Это редкие случаи возвращения крайне порочных человеческих духов, которые были низвергнуты в восьмую сферу, – нет необходимости полностью цитировать этот отрывок. Исключениями из этой редкой и сомнительной возможности, когда происходит перевоплощение на этой земле, в соответствии с "Разоблаченной Изидой", – я процитировал с. 351-352 первого тома – являются только три случая: аборты, очень ранняя смерть и идиотизм.

Я, многострадальный исследователь таинственного, охотнее признаюсь в собственной глупости, чем позволю сделать "кажущиеся противоречия" предметом насмешек. Но в конечном итоге два плюс три не равняется четырем; черное не является белым, а "да" не значит "нет", во всяком случае в отношении простых и определенных утверждений. Если и есть такая вещь, которую я очень хотел бы понять, так это истина о проблеме перевоплощения. Надеюсь, от меня не требуют, как от исполнительного теософа, чтобы я безропотно примирил утверждение из "Разоблаченной Изиды" с заявлением авторитетного обозревателя. Но есть одно утешение.

Высокоученый автор "Разоблаченной Изиды" не мог полностью забыть изложенного там учения по этому вопросу. Поэтому скорее всего не он диктовал эти утверждения обозревателю. Если, как я предполагаю, за последним стоит Кут Хуми, тогда, очевидно, Кут Хуми не является псевдонимом мадам Блаватской, как поговаривают злые языки.

Ч.К.М.

Мы надеемся, что нет – для блага самого Кут Хуми. Мадам Блаватская была бы слишком тщеславна и горда, имей она хотя бы возможность мечтать о такой чести. Но, как справедливо заметил французский классик: "La critique est ais"ee, mais I"art est difficile" – хотя мы более настроены униженно склонить наши головы в искреннем сожалении и воскликнуть "Et tit Brute!", чем повторять старые истины.

Как можно найти это (даже) "кажущееся несоответствие" между двумя приведенными отрывками, – это не распространяется на тех, кто совсем не знаком с оккультной доктриной, – будет действительно самой большой загадкой для каждого восточного оккультиста, который приобщается к тайным знаниям и учится в одной школе с рецензентом "The Perfect Way". Тем не менее последний был выбран в качестве оружия, чтобы разбить нас наголову.

Достаточно прочитать отрывок № 1 во "Фрагментах оккультной истины" и поразмыслить над семеричным составом человека, на который оккультисты подразделили тройственное человеческое существо, чтобы понять, что "астральная" монада не является "духовной" монадой, и наоборот. Легко можно доказать, что между двумя утверждениями нет противоречия, что мы и собираемся сделать с помощью нашего друга-"рецензента". Самое большее, что можно сказать о процитированном из "Изиды" отрывке, это то, что он не завершен, хаотичен, расплывчат, возможно, неуклюж, как и большая часть этой работы, первого литературного труда иностранки, которая даже сейчас не может похвалиться знанием английского языка.

Поэтому, основываясь на утверждениях из очень точной и блестящей рецензии на "The Perfect Way", мы снова говорим, что "реинкарнация, то есть появление одной и той же индивидуальности или, вернее, ее астральной монады (или личности, как ее называют современные реинкарнисты) дважды на одной и той же планете не является нормой в природе" и что "это является исключением". Попытаемся еще раз пояснить нашу мысль.

Рецензент говорит о "духовной индивидуальности", или бессмертной Монаде, как ее называют, что соответствует седьмому и шестому принципам во "Фрагментах оккультной истины". В "Разоблаченной Изиде" речь шла о личности, или конечной астральной монаде, состоящей из невесомых элементов пятого и четвертого принципов. Духовная индивидуальность, будучи эманацией Единого Абсолюта, вечна; личность, как сложное соединение, временна и обречена в конечном итоге на разрушение, за исключением более одухотворенных частей пятого принципа (манаса, или ума), которые ассимилируются шестым принципом, когда он уходит вслед за седьмым в его "состояние созревания", чтобы вновь родиться или нет, в зависимости от обстоятельств, в apyna-локе (бесформенном мире). Семь принципов, образующих, так сказать, триаду и четверицу, или, как некоторые называют, "сложное триединство", подразделенное на триаду и две дуады (пары), можно понять с помощью следующей схемы групп принципов.

Группа I

7. Атма – "чистый Дух".

6. Буддхи – "духовная Душа, или познавательная способность".

Дух

Духовная монада, или Индивидуальность, и ее проводник.

Вечна и неуничтожима

Группа II

5. Манас – "ум, или животная душа".

4. Камарупа форма "желаний", или "страстей".

Душа

Астральная монада, или личное эго, и ее проводник.

Переживает принципы группы III и разрушается через некоторое время, если только не перевоплощается, как было сказано, при исключительных обстоятельствах.

Группа III

3. Лингашарира – "астральное, или жизненное, тело".

2. Джива – "жизненный принцип".

1. Стхулашарира – "физическое тело".

Тело

Составное физическое, или "земное эго".

Все три его части всегда умирают вместе.

А теперь, спрашиваем мы, где же "несоответствие" или противоречие? В зависимости от того, каким был человек – хорошим, плохим или посредственным, группа II должна стать либо "шелухой", либо перевоплотиться один или несколько раз при "исключительных обстоятельствах". В нашей оккультной доктрине делается существенное различие между безличной Индивидуальностью и индивидуальной личностью. Ч.К.М не будет перевоплощаться, то есть в своем следующем рождении он будет не Ч.К.М., а совсем другим существом, созданным из мыслей и поступков Ч.К.М.: его собственным творением, ребенком и плодом его теперешней жизни, следствием причин, которые он сейчас порождает. Можем ли мы в таком случае говорить, подобно спиритуалистам, что Ч.К.М., человек, которого мы знаем, родится снова? Нет, но его божественная монада будет тысячи раз до конца Великого Цикла одеваться в различные человеческие формы, каждая из которых будет новой личностью. Как могучее дерево, которое каждую весну покрывается новой листвой, увядающей и опадающей осенью, так и вечная монада проходит через серию меньших циклов, всегда одинаковая и все же вечно меняющаяся и облачающаяся при каждом рождении в новое одеяние. Почка, не сумевшая распуститься в этом году, вновь набухнет в следующем; но лист, достигший зрелости и умерший естественной смертью, – никогда не сможет родиться на том же дереве. Нам не разрешали вдаваться в подробности при написании "Разоблаченной Изиды", отсюда – нечеткие обобщения. Теперь нам велели это сделать – и мы выполняем распоряжение.

Таким образом, в конечном итоге похоже, что "два плюс три" все-таки "равняется именно четырем", если "три" не принимать ошибочно за цифру. Мы знаем случаи, когда то, что общепризнанно считалось очень "черным" – до невозможности, вдруг вновь становилось "белым", как только было разрешено пролить на него дополнительный свет. Что ж, возможно, настанет такой день, когда во многом непонятые оккультисты предстанут в новом свете. Vaut mieux tard que jamais!

, мартинизм

Периодичность ежемесячник Язык русский Адрес редакции Санкт-Петербург Церковная ул. (ул. Блохина), 4а (с 1909)
9-я Красноармейская ул. , дом № 17 (с 1911)
«Книжный склад Трояновского»
Главный редактор Антошевский И. К. , Трояновский А. В. (с 1911) Учредители Ч. Чинский Страна Российская империя Российская империя Издатель Антошевский И. К. , Трояновский А. В. Дата основания 1909 год , октябрь Последний выпуск 1916 год Медиафайлы на Викискладе

Сыграл наибольшую роль в распространении астрологических и оккультных знаний в предреволюционной России. «Книжный склад Трояновского » предлагал широкий выбор литературы по эзотерике (десятки наименований).

История

Гипотеза о названии

Издания

Среди изданий были как статьи российских эзотериков , так и переводы иностранных оккультистов (частью сделанные Трояновским), издавался приезжавший в те годы в Россию Папюс - глава мартинистов . Некоторые из переводов:

  • Ледбитер Ч. , Астральный план / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. , 1912
  • Ледбитер Ч. , Ментальный план
  • Папюс , Философия оккультиста. Анализ теории философии в приложении к оккультизму. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : А. А. Улыбин, 1908. (2-изд. 1918)
  • Папюс , Человек и Вселенная. Лекции 1, 2 и 3-я, читанные в 1908 г. В Париже. Серия «Обзор оккультных знаний». Вып. I / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - М. : Книгоиздательство «Спираль», 1909. - 112 с.
  • Папюс , Каббала, или наука о Боге, Вселенной и Человеке. / Пер. с франц. А. В. Трояновского, под ред. ориенталиста и переводчика Талмуда Н. А. Переферковича. - СПб. : Изд. В. Л. Богушевского, 1910. - 272 с.
  • Папюс , Предсказательное Таро, или Ключ всякого рода карточных гаданий. Полное восстановление 78 карт египетского Таро и способа их толкования. 22 старших и 56 младших арканов . С альбомом гадательных карт и рисунками в тексте Габриеля Гулината . Воспроизведение редких и никогда не изданных карт Этейлы и Элифаса Леви. / Пер. с франц. под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 240 с.
  • Папюс , Человек и Вселенная (Эзотерические беседы). Лекции, читанные в Париже. Серия «Общий обзор оккультных знаний». Вып. II / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1913. - 119, с.
  • Папюс , Практическая магия (Черная и белая). В двух частях: репринт. изд. 2-е изд., доп. / Пер. А. А. Трояновского. - СПб. : <Б. и.>, 1912-1913.
  • Папюс , Магия и гипноз
  • Поль Седир . Индийский факиризм или практическая школа упражнений для развития психических способностей. (Le fakirisme Hindou). Серия «Библиотека оккультных наук». Вып. III / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография И. Лурье и Ко, 1909. - 126 с.
  • Поль Седир , Оккультная медицина / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. , 1912. - 42 с.
  • Поль Седир . Магические растения. Ботанический словарь герметической медицины. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1909. (Магические растения. Оккультная ботаника. Герметическая медицина. Палингенезия. - Универсал из росы. Ботанический словарь. (Le Paintes Magiques). 2-е изд. доп. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 232 с.)
  • Поль Седир . Заклинания. (Les Incanatations) / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография М. И. Фоминой, 1913. - 160 с.
  • Агриппа , Магия Арбателя . (AGRIPPA - «Magie d’Arbatel»). / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 46 с.
  • Сент-Ив д’Альвейдр, Жозеф Александр , Ключи Востока. Тайны рождения. - Пол и любовь. - Тайны смерти. Согласно указаниям восточной каббалы. / Пер. с франц. М. А. Радынского, под. ред. А. В. Трояновского. С 7-ю рисунками Рихарда Бургсталя - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 44 с.
  • Ленен, Лазарь . Каббалистическая наука, или способ узнавания добрых духов, влияющих на судьбу человека
  • Виллар, Никола Пьер Анри де Монфокон де , Граф Габалис или Посвящение в тайную науку. / Пер. с англ. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1912. - 88 с.
  • Сефариал . Астрология: Как составить и истолковать свой собственный гороскоп. / Пер. с англ. под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 136 с.
  • Пуассон, Альберт , Теории и символы алхимиков. Великое делание. / Пер. под ред. А. В. Трояновского. Со многими рисунками. - Петроград: Издание журнала «Изида», 1912. - 116 с.
  • Йог Рамачарака , Основы миросозерцания индийских йогов . / Пер. с англ. Под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1913

Ссылки

Примечания

  1. Весь Петербург за 1910 год. Указатель организаций. стлб. 819 . В 1936 году на этом месте построено нынешнее здание школы-детсада № 624.