Александр попов - дневник директора школы.

Чтобы понять, что за человек работает директором в школе, надо поступить
очень просто: прийти к нему в кабинет и посмотреть, на чем он сидит. Ну, в
смысле, на каком стуле. Проще простого. Если такое кре-есло, да с
подлокотниками, да с подголовниками, да кожаное и угол наклона прогибается
— тут диагноз сразу ставить можно: это не на народные деньги оборудование
установлено, и директор пуще нужд простых учащихся печется о собственной…
ну понятно. Если стул деревянный, такой тупо сконструированный при
социализме, тогда варианта два: либо это о-очень бедная и несчастная
школа, либо вы пришли в кабинет к Попову. Это директор самой
исключительной школы в городе — элитарного физико-математического лицея с
мировой известностью — № 31.
Каждый уважающий себя родитель в Челябинске мечтает, чтобы его ребенок
попал в эту школу. Отсюда выходят и депутаты, и вице-губернаторы, и
банкиры, и программисты, доктора и профессора точных наук, и просто
классные неунывающие ребята, которые рассеиваются по России и
прогрессивным странам мирового сообщества.
Когда Александр Евгеньевич Попов был молодым специалистом по специальности
«учитель математики», его ученику, Коле Бродскому, не дали грамоту на
Российской математической олимпиаде. Незаслуженно не дали, как полагал
Попов. Зато дали грамоту самому Попову, он даже не помнит за что. И эту
самую грамоту молодой учитель взял и порвал на глазах изумленной
общественности, а клочки швырнул в лицо тогдашнему министру образования.
Фамилию министра никто не помнит, а тот самый Коля Бродский — теперь
ведущий тополог в мире, и математическая энциклопедия, издающаяся в
Голландии, посвятила ему аж восемь страниц. Попов знал, за кого бился.
Когда Александр Евгеньевич Попов первый день работал директором 31-го
лицея, он пришел на заседание в районо. «Какие будут предложения?» —
спросил начальник районо. «Необходимо сократить все районо, а эти деньги
отдать школам», — предложил Попов. Никто не поддержал, что как раз
неудивительно…
Он самый неудобный директор в городе. Потому что перпендикулярный. Он не
любит ни чиновников, ни политиков. Те, впрочем, отвечают ему взаимностью.
Так устает от них, что «каждый день хочется плюнуть и уйти».
Вот недавно пригласили его в банк работать, возможно, ученики бывшие.
— Кем? — спрашиваю.
— Да таким сотрудником, — формулирует должность на ходу, — который все
время придумывает новые штучки.
— И зарплата…
— … в разы больше, — перебивает он.
— Так на второй же день сдохнете от скуки, — предупреждаю я.
— Сдохну, конечно, — соглашается. — Хоть где сдохну, кроме школы.
Попов — штучный персонаж. Он из породы педагогов-динозавров — тех мужиков
бесшабашных и живых, которых из школы начисто повыкосило.
Придумывает детям авантюры в режиме нон-стоп. Даже в отпуске. Был в
Америке, там каждый какой-то по счету программист и математик — его
ученик. Рассматривал портреты тамошних президентов. И прислал в школу
задачку: «Кто из президентов США связан с нашим краем и нашей школой?». И
премию объявил в долларах, наличными. И ведь разгадали, без шуток!
(глубокомысленные почитатели «Алого поля» могут тоже попробовать разгрызть
эту задачку, у нас есть ответ, мы списали. Правда, долларов у нас нет).
В позапрошлую субботу Попову прислал с посыльным задачку начальник
управления ЮУЖД А. Левченко. Попов сутки мучился, решал. В конце концов,
пришел к учителю информатики, который учит сына Левченко, и велел научить
ребенка решать эту задачку. Теперь сын начальника ЮУЖД решает такие
задачки. Правда, Попову этого было мало. Он задачу усилил, отдал на
школьную кафедру математики и чтоб вывесить на доске: первым трем за
решения — шикарные призы (ну не успел еще придумать, какие). Через урок
(!) дети потащили листочки с ответами. Много детей, человек пятьдесят!
Тогда директор задачку еще усилил. Появилось три неплохих решения. Совсем
усложнил. Ну никто решить не может. И сам директор не знает как. Теперь
все честно: позвонил Левченко и попросил… три паровоза. Тот привез — три
тайваньских паровозика, совсем как настоящих, только игрушечных. И кафедра
математики от всей души вручила трем ученикам (6-й, 7-й и 9-й классы) эти
призы. Вся школа бегала смотреть…
Вот такие игры Александр Евгеньевич называет «педагогическими
стихотвореньями», ему так нравится. Это его ноу-хау, между прочим. Он
по-другому дня прожить не может. «Хрен уйдешь из-за этого», — вздыхает.
Ученики ему тоже уроки преподают. Вот пару месяцев назад, вспоминает
директор, «мощный, настоящий урок» устроили восьмиклассники. Их
учительница ушла в декрет, приняли новую. Попов лично в класс приходил,
убеждал детей привыкнуть и принять.
— Но дети доказали и убедили, что это — не учитель, — рассказывает
Александр Евгеньевич. — Пришлось… с кровью, с мясом… в общем, найти
другого педагога. И в школу пришел высоченный учитель — благодаря им,
детям. Поломали они меня.
— Как убедили-то? Что за аргументы?
— Да это же... школьный балет! Надо язык знать. Я этим детям так
благодарен! Более мягким мы, наверное, все объяснили бы…
У него много феноменальных учителей в школе. Собирал, как бисеринки.
— Ну все, нет вопросов больше? — и не дав мне ответить, есть, мол,
объявляет: — Давай я лучше рассказ прочитаю новый.
И прочитал свой новый, еще тепленький рассказ. О любви. Называется
«Кукушка под одеялом». Об учительнице, не молодой и не старой — средней
такой учительнице… Нет, не буду даже пересказывать, глупо, но попадание —
задохнуться можно. Это директор физико-математического лицея готовит своим
ребятам цикл из шести рассказов о любви ко Дню Святого Валентина. Вы
знаете еще какого-нибудь другого такого директора, который решился бы
прочитать детям свои рассказы?
— Они меня видят каждый день, — рассуждает он, — Они знают, что я
мгновенно принимаю решения, что я могу хоть унитаз помыть, хоть двор
почистить, хоть учительницу придушить, если на урок опоздала… Но я не хочу
уйти из школы, чтобы ученики мои так и не узнали, чем я ночами занимаюсь…
Попов пишет давно и трепетно-нежно к этому относится. У него вышло уже
несколько сборников, тиражи крошечные, домашние. Помню, как-то принесла
один в редакцию — полгода ходил по рукам, еле нашла следы.

— Директор челябинской гимназии №93

«Новости»

Директоров челябинских гимназий могли подставить

Директоров челябинских гимназий №93 Галину Щербакову и №31 Александра Попова, подозреваемых в получении взятки, подставили, уверяют их коллеги. Версию очевидцев – учителей лицея №31 – опубликовал в своем блоге челябинский политолог Андрей Лавров.

Александр Попов

Александр Попов — директор челябинского физико-математического лицея №31. Ученики лицея — участники и победители олимпиад. Ежегодно лицей проводит общегородской литературный фестиваль «Открытая книга», на который приезжают известные писатели, журналисты и общественные деятели: Захар Прилепин, Андрей Архангельский, Олег Кашин, Марина Степнова, Ирина Прохорова, Сергей Шаргунов.

Подозреваемая в получении взятки директор гимназии №93 в больнице, руководитель лицея №31 – под подпиской о невыезде

Директор лицея №31 Челябинска Александр Попов, подозреваемый в посредничестве при получении взятки руководителем гимназии №93 Галиной Щербаковой, отпущен под подписку о невыезде.

Директоров двух челябинских гимназий подставили: мнение учителей

Директора гимназии №93 Галину Щербакову и директора гимназии №31 Александра Попова, подозреваемых в получении взятки, подставили, уверяют коллеги глав учебных заведений. Версию очевидцев — учителей лицея №31 опубликовал в своем блоге челябинский политолог Андрей Лавров. ИА REGNUM публикует текст этого письма.

«У Попова есть знакомый. Они вместе росли, жили в одном районе, учились в одной школе. Он давно приставал к Попову, чтобы тот устроил падчерицу в 1-й класс лингвистического лицея, поскольку по месту жительства они туда не попадают. Обещал оказать материальное содействие — выделить деньги на окна, двери или еще какие нужды, а он «владелец газет, заводов и пароходов» может о-го-го как помочь! Директора школ, как и священнослужители, рады любому пожертвованию. Попов отмахивался от старого знакомого шутками. Но последние обстоятельства вынудили Александра Евгеньевича обратиться к нему за помощью.

На Южном Урале разгорается скандал с обвинением педагогов в получении взятки

В конце минувшей недели директора двух престижных челябинских школ Галина Щербакова и Александр Попов были задержаны по подозрению в получении взятки размером в 175 тыс. руб. После допроса Попова отпустили под подписку о невыезде, а Щербакова госпитализирована. На следующий день ученики гимназий, их родители и преподаватели вышли на пикет в поддержку Галины Щербаковой.

Даже Юревич считает, что полиция организовала провокацию в отношении директоров школ

Губернатор всё-таки увидел признаки незаконной, противоречащей ФЗ «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», провокации ОБЭП ГУВД по Челябинской области, чьи оперативные сотрудники «раскрыли логово куррупционеров», обнаружив его в кабинетов директоров двух престижнейших учебных заведениях Челябинска: лицея №31 (Александр Попов) и гимназии №93 (Галина Шербакова).

Челябинский губернатор назвал провокацией дело против директора лицея Попова

Как пишет «Челябинск.ру», директора лицея номер 31 Александра Попова и директора гимназии номер 93 Галину Щербакову заподозрили в получении взятки 12 апреля. По данным следствия, некий 66-летний мужчина ради поступления в гимназию дочери своей сожительницы договорился передать Щербаковой 150 тысяч рублей, а Попову, выступавшему посредником, еще 25 тысяч. Он же обратился в полицию, которая в итоге присутствовала при передаче денег.

Дело о взятках педагогов. Юревич опять не поверил силовикам

Уголовное дело в отношении директоров челябинских школ Александра Попова и Галины Щербаковой получило большой общественный резонанс. Сегодня, 15 апреля, губернатор Михаил Юревич заявил, что не верит в виновность педагогов. Такого же мнения – и министр образования Александр Кузнецов, а также бывшие школьники и близкие подозреваемых. Между тем наблюдатели выдвигают свою версию произошедшего. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Губернатор Юревич назвал провокацией уголовные дела против директоров лицея и гимназии

В ситуации с уголовными делами в отношении руководителей ведущих школ Челябинска Галины Щербаковой и Александра Попова не исключен вариант провокации, заявил глава Челябинской области.

Михаил Юревич считает, что инцидент со взяткой директорам школ может быть провокацией

Михаил Юревич рассказал, что у директора лицея №31 Александра Попова был конфликт с правоохранительными органами, и он, по мнению губернатора, мог вылиться в публичную сферу.

«Пока не верю в их умышленную виновность, вот я лично не верю. Надо будет во всем тщательно разобраться. Общественность будет следить, чтобы в этом деле не было подтасовок», — подчеркнул глава региона.

Челябинское «дело учителей»: месть или борьба с коррупцией?

Директор челябинского лицея Александр Попов, который отказался сдать полиции учеников-кавказцев, задержан - его обвиняют в получении взятки. Журналисты и блогеры уверены: полиция сводит счеты с неугодным учителем.

Уголовные дела в отношении директоров гимназий — не исключена провокация: челябинский губернатор

Напомним, 11 апреля 2013 года была задержана в рабочем кабинете директор школы №93 города Челябинска Галина Щербакова. По версии следствия, Галина Щербакова попросила с родителей за устройство девочки в первый класс ее школы 175 тысяч рублей, часть денег — 25 тысяч рублей — получил директор лицея № 31 Александр Попов, выступив посредником. На Галину Щербакову возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки», на Александра Попова — «Посредничество при взяточничестве».

В Челябинске служебная проверка по факту получения взяток директорами 2 элитных гимназий проводиться не будет

Как уже сообщал «Новый Регион», 11 апреля задержаны директор гимназии №93 Галина Щербакова и директор физико-математического лицея №31 Александр Попов после получения взятки на сумму 175 тысяч рублей от местного жителя за устройство ребенка для обучения в гимназию №93.

Эпопея с гонениями легендарного педагога , похоже, закончилась. Центральный районный суд в действиях Попова состава преступления не нашел. И даже больше того! Судья Валентина Гвердовская упрекнула прокуратуру в "многочисленных нарушениях при расследовании". Но, главное, судья считает, что следствие не доказало - брал ли Попов деньги для себя, или для нужд школы. Наверное, наши читатели помнят запись, снятую скрытой камерой в кабинете директора. Там Попов говорит взяткодателю, что на эти деньги он отправит ученика на математическую олимпиаду. У людей, даже мало знающих педагога, в этом не может возникнуть никаких сомнений: живет в скромной "двушке", ходит всегда в одном и том же пиджаке. Но, вернемся к сегодняшнему суду.

У стороны обвинения есть право на обжалование, - говорит адвокат Александра Попова Евгений Курбалов. - Внутренне мы готовы к тому, что это еще не конец и, может быть, придется продолжить тяжбу.

В организации «Штаб 31», созданной в поддержку руководителя лицея, не скрывают восторга по поводу решения суда.

Захар Прилепин, писатель: "Александр Евгеньевич Попов – замечательный педагог"


Оправдательный приговор - фантастическая развязка! Мы, честно сказать, думали, что Александр Евгеньевич получит два года условно и его отсранят от работы. Но вместе с тем, мы готовы были к продолжению борьбы, - говорит Лана Литвер, участница «Штаба 31». - На 90 процентов - это победа замечательных адвокатов - Натальи Поляковой и Евгения Курбалова. Они проделали титаническую работу, разобрав по косточкам каждый шаг оперативников, и нашли кучу нарушений. Суд согласился с тем, что передача так называемой «взятки» - провокация. Сказалось и то, что "политическая" ситуация сейчас другая. Видимо, уже нет задачи уничтожать Попова.


Надеюсь, прокуратура не станет обжаловать решение суда, и это окончательная победа, - продолжает Лана Литвер. - Я только что созванивалась с Поповым, он очень взволнован. Александр Евгеньевич пережил колоссальный стресс для пожилого человека. Тяжба длилась 500 дней и он не мог дождаться, пока все закончится. Попов испытывает определенные проблемы со здоровьем, но, думаю, он поправится на работе. Потому что лицей - его жизнь, и его спасение.


Напомним, что Попова задержали 11 апреля 2013 года . Некий гражданин предложил 150 тысяч рублей, чтобы устроить ребенка в гимназию №93, которой руководит Галина Щербакова . А Попов согласился выступить посредником при передачи благотворительного взноса в фонд школы. Именно так он расценивал эти деньги. 25 тысяч взяткодатель передал директору в благодарность за посредничество.


Но с Щербаковой после расследования обвинения сняли. Она даже не притронулась к деньгам. И у следствия не было никаких доказательств того, что она хотела взять взятку. А Попова отправили в суд по двойной статье: «мошенничество» и «покушение на пособничество». Фото Марии Шраменко с сайта Chelyabinsk.ru

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА Директора школы Александра Попова не посадят! Похоже, это уже немалое достижение Сразу скажу - если бы я был образовательным начальником, я тоже не был бы в восторге, если б в моем подчинении оказался директор школы вроде Александра Евгеньевича Попова. От него одного беспокойства больше, чем от сотни других, покладистых руководителей. Ты им - распоряжение. А они на вытяжку: «Позвольте исполнять?» А Попов ведь нет - он же вопросы все время задает: «А зачем?» «А кому это надо?» И самый противный: «Денег дадите?» То ему детишек на олимпиаду отвезти надо, то поощрить лучших, то преподавателя какого-то выдающегося на открытый урок привезти. А еще чего удумал: литературные фестивали проводить! И где? В физико-математическом лицее! КСТАТИ «Директором школы работать - большого ума не надо» Несколько лет назад «Комсомолка» первая опубликовала отрывки из уникального дневника-исповеди челябинского педагога Александра Попова. Книга на тот момент еще даже не появилась в печати, а когда вышла, стала бестселлером для преподавателей. Что же такого пишет провинциальный педагог? Правду (читайте далее)

Четыре месяца тому назад челябинцы узнали, что одного из самых известных на Урале и в России школьных директоров – Александра Попова – заподозрили в посредничестве при даче взятки. В защиту директора школы учениками, родителями, коллегами, российскими писателями было написано множество писем. Но письма остались без внимания. Мало того, бывший физрук 31-го лицея на днях вдруг вспомнил о давней обиде и захотел привлечь Александра Попова к уголовной ответственности. Что это – намеренная травля человека, не желающего быть послушным? Долгое время Александр Евгеньевич отказывался комментировать ситуацию, но сегодня согласился ответить на наши вопросы.

История о пощечине

– Александр Евгеньевич, дело о взятке закрыто или следствие продолжается?

– Я так понимаю, что относительно директора лицея №93 дело в сентябре будет закрыто, а по мне дано совершенно противоположное указание. Кроме того, возбуждают новое дело по 166 статье Уголовного кодекса (нанесение побоев) за пощечину учителю физкультуры Пузыреву.

– Дело о посредничестве в даче взятки вы считаете срежиссированным?

– Этого парня год ко мне подсылали. Ему сейчас предложили дать показания с применением детектора лжи, но он отказался. Значит, боится, что обнаружится заказ, что он был заслан специально. Меня ловят, прослушивают – это точно. И много неприятных вещей из-за этого происходит.

– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас бывший учитель физкультуры вспомнил о пощечине, ведь история давняя, ей уже более двух лет?

– История началась еще раньше – около четырех лет назад. Мне начали жаловаться родители и учителя, что Пузырев позволяет себе хамство на уроках физкультуры, завуч написала докладную. Мы создали комиссию, побывали на его уроках, и я предложил ему уволиться. После этого меня сразу же вызвал начальник городского управления образования Александр Кузнецов (теперь он министр образования области) и сказал, что увольнять Пузырева нельзя, потому что Пузырев дружит с начальником городской милиции, с заместителем мэра Челябинска... Пять раз по этому поводу меня вызывали в управление. В конце концов я сказал: если вы выбираете не меня, а учителя физкультуры, я напишу заявление об отставке. В ответ было сказано: пишите. Но тогда ко мне приехал Олег Николаевич Грачев и попросил остаться на директорском посту. Я остался, потому что уважаю этого человека.

Спустя год Пузырев подрался с молодым тренером по бодибилдингу прямо в школе. До большой драки, правда, не дошло, но Пузырев прибежал ко мне в кабинет и кричал, что его убивают, а я ничего не предпринимаю... Зная скандальность Пузырева, я молодого учителя по бодибилдингу увез на такси домой. Тут же мне позвонили из школы и рассказали, что она полна полиции – два участковых, четыре омоновца, четыре пэпээсника. Что они ищут человека, который избивал Пузырева. На следующий день в школу вновь пришла полиция, стали допрашивать детей – пятиклассников, учителей. Это продолжалось неделю. Школа превратилась в полицейский участок. И никто не мог заступиться за школу. Тогда мне было нужно что-то предпринять, ведь я директор школы.

Вы решили вызвать учителя физкультуры на дуэль?

– Я сделал это на педагогическом совете. А чтобы он не смог отказаться, при всех учителях дал ему пощечину. Но на дуэль он не явился, струсил, хотя меня моложе и у него разряд мастера спорта, а я не спортсмен. По этому поводу тоже приезжала полиция, меня допрашивали. И я объяснял, что российские поэты всегда вызывали мерзавцев на дуэль. Я тоже вызвал мерзавца на дуэль после пощечины.

– И было принято решение убрать Пузырева из школы?

– Об этом говорили в управлении и министерстве образования, но я не верил, что его уберут, а потому объявил сухую голодовку. Тогда из управления образования приехали в школу переговорщики и предложили: «Если прекратите голодовку, мы Пузырева из школы уберем». И убрали в тот же день, как я прекратил голодовку. Это было два с половиной года назад.

Кроме школы нет ничего!

Почему, на ваш взгляд, эта история только сейчас трансформировалась в судебное разбирательство?

– Думаю, работая по делу о взятке, все убедились, что у меня кроме школы нет ничего! Квартиру мне дал отец, разменяв свою. Гаража у меня нет, джипа нет, накоплений тоже нет. Я не вор по определению. Все, что я делаю, я делаю только для школы. В этом они убедились. Поэтому надо было найти что-то еще, чтобы меня убрать из 31-го лицея. Знаю, что министру образования дано указание: решить этот вопрос до 1 сентября. Поэтому сегодня я вновь предлагаю обмен: снимайте с меня подписку о невыезде, я уеду из этого города. И школу отдам. Нужна? Забирайте.

– То есть дело не в дуэли и не во взятках? Просто директор 31 лицея оказался крепким неуправляемым орешком?

– Безусловно. Всех разозлила прошлогодняя история с национальностью «математика». Хотя, многие, по-моему, даже не поняли сути дела. Кто-то воспринял это как выпендреж директора Александра Попова. Но это и есть педагогика: у детей есть только одна национальность – дети! Вот вам еще одна такая история: в Чебаркуле директорам школ пришла другая разнарядка – сообщить имена девочек, которые занимаются проституцией на федеральной трассе М-5. И только одна директор школы сказала: «Здесь нет проституток, в школе есть только дети»! И сегодня я понимаю, что система намерена меня сломать. В этом году ученики нашей школы получили золото по физике, серебро по информатике на международных олимпиадах, множество российских наград. Никто не поздравил – ни министерство образования, ни городская администрация. Меня «благодарят» только полицейские. Поэтому я не хочу больше жить в этом городе. Отдаю школу и город в обмен на свободу.

– Думаете, уже есть претенденты на директорское кресло в 31-м лицее?

– Думаю, есть. На место директора 11-го лицея Анатолия Гостева сколько было народу?! Его – единственного народного учителя в городе, создавшего шикарный лицей, – обидели страшным образом: сменили замок на двери его кабинета, охранники не пускали в школу! Вот так отблагодарили за то, что он отдал образованию всю жизнь. И сегодня делают вид, что 11 школа по-прежнему на высоте, но учителя-то из нее уходят. Но побед-то стало меньше. Если в нашей школе сегодня 19 призеров и победителей российских олимпиад, то в 11-м лицее – всего пять. А раньше 11-й чуть-чуть отставал от 31-го.

– Ваше решение уехать говорит о том, что вы устали бороться?

– А как бороться?! Мне в понедельник школу сдавать, а вчера из ОБЭП прислали в школу 10 человек и они «трясли» рабочих, которые ведут ремонт. Сегодня один из руководителей строительной фирмы испугался, потому что его на допрос вызывали... Все делается для того, чтобы я в понедельник не сдал школу. Не хочу так жить. Директор школы должен заниматься учебным процессом, а меня все время вынуждают заниматься чем-то другим – пять месяцев я занимаюсь общением с полицейскими. Не хочу больше сутяжничать, это уже надоело.

– Все это время вы не находили никакой поддержки в министерстве образования?

– А зачем это министерству? Ему удобнее, если все школы будут одинаково серыми. Сломали Анатолия Гостева и что, 11-ая школа после этого выросла?! Сейчас сломают нашу. И все школы в конце концов будут одинаковыми. Школам дали возможность развиваться в 90-е годы. Именно тогда в Челябинске появились 22 хороших учебных заведения – лицеи и гимназии. Это своеобразный подвиг директоров школ. В то время более 100 школ стали никудышными, а 22 – замечательными. Но сейчас их доламывают.

Всегда свободен

– Но у вас же есть опыт директорства в условиях жестких рамок, вам же пришлось быть директором школы и в советское время?

– Я коммунистам был чужой, еще когда учителем математики работал, они меня считали врагом и во всем подозревали. Я, конечно, подшучивал над ними много и, наверное, они сильно меня ненавидели. Однажды, например, дал на время выборов портрет Ленина, который висел в директорском кабинете, чтобы его повесили в зале для голосования. Дал и забыл, а мне его не вернули. И вскоре на меня в райком партии анонимку написали, что я убрал со стены портрет Ленина. Меня вызвали, конечно же. Я не коммунист и не был никогда в КПСС, но меня стали воспитывать. А потом эти коммунисты, которые меня учили, как жить, позорно сдавали свои партбилеты. Честно говорю, мне было стыдно за них, а им – нет.

И сегодня меня зачисляют в стан врагов, потому что всегда живу свободно, все время сам по себе. А меня все время хотят сделать несвободным. Поэтому, еще раз повторю, я готов уехать в любую глушь, чтобы очутиться на свободе. Не хочу жить рабом в этом городе. Нельзя быть рабом ни при каких обстоятельствах. Поэтому все меняю на свободу.

– То есть вы готовы уйти из школы до начала сентября?

– Я согласен на обмен: мне дают свободу, я покидаю город. Мне не по пути с этим городом.

– Александр Евгеньевич, разве сердце не будет за школу болеть?

– Мне 64 года, хватит уже. Я достаточно долго заслонял ее своей широкой спиной. Кроме того, за эти пять месяцев я стал больным человеком, а больной человек не должен школой руководить. Я, конечно, за счастье посчитал бы умереть в рабочем кабинете. Еще у поэта Анненского, который был директором Петербургской гимназии, было желание умереть от сердечного недуга. Он говорил, что любая другая смерть позорна, кроме смерти от сердечного заболевания, и что директор школы должен умирать от сердца. Но это же как бог даст.

– Но ведь за вами целый коллектив учителей, вами же собранный .

– Есть среди коллег друзья, которые меня поддерживают. Но в большинстве своем, учителя – не бойцы. Я искренне считаю, что среди учителей очень мало бойцов. Их вообще в России мало, откуда же они возьмутся среди учителей? Я ко всему подхожу по гамбургскому счету: когда в 90-е годы в школах не получали зарплату по несколько месяцев и я объявил голодовку, пригласил коллег присоединяться, никто из учителей к моей голодовке не присоединился. И два с половиной года назад, когда возникла ситуация с Пузыревым, приглашал присоединиться, дать подлецу пощечину. Никто не поддержал. Учителя даже обвиняли меня, что это не та форма, что директор школы так не должен поступать. Считаю, что у меня есть моральное право расстаться с учителями.

– Но вы же помните ситуацию в первой школе, когда родители вышли на улицу, чтобы поддержать директора школы Дамира Тимерханова. И победили!

– И я был в числе тех, кто его поддерживал, ведь он – мой бывший ученик. Есть такие родители, которые меня поддерживают, но я не знаю, сколько их. Не обольщаюсь, и за всех отвечать не готов. Знаете, я ничего не знаю о взрослых, я многое знаю о детях. И во взрослые игры играть не люблю, всю жизнь играю в детские игры, с детского сада.

На меня смотрят дети!

– Создается такое впечатление, что сегодня при желании можно на любого директора школы завести дело, потому что бюджетных ассигнований явно недостаточно, чтобы школа имела все необходимое?

– Не надо далеко ходить: на днях министр образования области с гордостью объявил, что учебниками все школы обеспечены. На учебники дали 200 тысяч рублей. Если у меня 512 учеников, то это меньше 400 рублей на каждого. Можно за 400 рублей при сегодняшних ценах на учебники купить полный комплект? Нет. Но министр говорит: учебниками все обеспечены, требуйте с директоров. То же самое можно сказать относительно ремонта в школе. В этом году надо было отправить ученика на международную олимпиаду в Австралию, он там должен быть уже 2 июля, но только 4 июля пришел приказ министра образования – оплатить поездку. А оплатили ее в августе. Где мне было деньги брать? И так все время. 36 учеников нашей школы участвовали нынче в российских олимпиадах и нужно было решать, на какие деньги их отправлять. Министерство делает красивую мину при плохой игре, а директор школы всегда и во всем виноват.

– Помните, как у Григория Горина в «Бароне Мюнхгаузене»: «Карл, стань обыкновенным человеком»! Вы могли бы стать обычным хозяйственником, самым обычным директором школы?

– Есть среди директоров хозяйственники, финансисты, воспитатели, а я – учитель. Я же не спонтанно дал пощечину мерзавцу, я неделю думал об этом. Я всегда думаю, как буду выглядеть в глазах учеников. Я не оглядываюсь на учителей и родителей, мне детей надо воспитывать. И эта пощечина была элементом воспитания детей моей школы. И голодовка, которую я объявлял, – тоже. Поэтому сейчас, когда говорят, что мне в суде предложат идти с Пузыревым на мировую, что нужно заключить мировую и все закончится нормально, я понимаю, что не могу так поступить. Ведь на меня смотрят дети! Я должен гордиться этой пощечиной, и дети должны гордиться тем, что директор их школы способен дать пощечину мерзавцу. Это ведь вещь обсуждаемая – раньше были мужчины, которые вызывали на дуэль, чтобы защитить честь. В советский период были мужчины, которые стрелялись, потому что понимали, что дальше так жить нельзя. А теперь не вызывают на дуэль, не стреляются, теперь судятся. Это не по-мужски.

– Вы – романтик, Александр Евгеньевич .

– Уж какой есть, меняться не собираюсь.

– Что к этому добавишь...

– Что надо жить. Я верю, что есть высший судия, который все видит. И как он решит, ни они не знают – те, кто сегодня против меня, – ни я. А он все правильно решит.

Светлана СИМАКОВА

Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Дневник Александра Евгеньевича Попова, директора одного из лучших в России физ-мат. лицеев, челябинского 31-го, чтение уникальное. Перед нами – размышления и раздумья человека, который заведомо больше Системы, но судьбой и своим выбором обречен в ней работать. Сейчас, когда Попова преследуют уже "на государственном уровне" (в апреле 2013 на него завели уголовное дело, пытаясь уличить в "пособничестве в получении взятки"), переиздание этого дневника особенно актуально. В нем – весь Попов, и человек, и учитель, и писатель. Весь – с его прямотой и страстностью, с его азартом и беззащитностью, с готовностью стоять до конца и жаждой бежать из "взрослого мира". Попов не мыслит себя "взрослым". Взрослое для него значит – неживое, застывшее. Потому-то скучно и тоскливо ему от лицезрения нашего, с позволения сказать, "образования", потому так бежит он чиновников всех мастей и рангов, потому всю свою "директорскую" жизнь чувствует себя на кресте: и уйти нельзя (ну как ему покинуть этот "праздник, который всегда с тобой", этих детей и это звучащее детскими голосами школьное царство), и остаться – смерти подобно… По сути, перед нами не просто дневник, перед нами – мартиролог.

Александр Евгеньевич Попов
Дневник директора школы

Иллюстрации к книге – Андрей Разгильдяев

Учитель – имя божье

Лирик, как известно, может быть физиком. Или математиком. Или биологом. Он не может быть только директором школы. Потому что директору школы нынче не до лирики. Тем более, не до смеха. Как в песне: другое время, другие дела.

Дневник, как известно, ведут ученики. Или писатели. Или просто люди. Опять же, физики-лирики. Дневник не ведет только директор школы. Ибо а) не по статусу; б) некогда; в) в настоящем дневнике должны быть каждодневные оценки самому себе, а директор это дело перерос. Он оценки другим ставит – с того края массивного стола. И лицо при этом умное делает.

Читатель! Перед тобой уникальная книга. Такой книги в России больше нет, потому что нет в России больше такого директора школы. Его зовут Александр Попов, и живет он в Челябинске. Я его знаю лично. Зуб даю.

Попов не делает умного лица. Этим и дорог. Он смеется и плачет одновременно, клоунадит и тоскует. Читая его дневник, с непривычки может показаться, что и юродствует. Но у нас в России юродствовали всегда от боли. А у Попова боль одна: школа, вокруг которой сжимает кольцо "ад действительности".

Социумом это назвать язык не поворачивается – всё гораздо глобальнее. Почитаете, сами узнаете, как живется, оказывается, директору среднего учебного заведения. Но Попов не берет пафосно-трагических аккордов – насвистывает на бесшабашной дуде, шутит, "блажит и куролесит". Хотя не паясничает и, что самое главное, не впадает в цинизм, ибо для истинного педагога сие смерти подобно. При этом мы ощущаем, что в своем шутовстве какой-то самой глубинной частью сердца автор остается серьезен, даже трагичен.

Так, наверное, и надо выживать в современном мире – мудро, грустно смеясь и играя с непроходимой тупостью чинуш и ревизоров, экономных экономистов, образин от образования. Ага! Чувствуете? Мы уже готовы впасть в озорной, лаконичный стиль Попова, в ересь его беглых каламбуров. Почему так легко поддаемся? Кто-то сказал, что этим и определяется настоящая личность, истинный талант: ты сам не замечаешь, как начинаешь говорить его голосом, улыбаться его улыбкой, бежать его походкой.

Чего недостает сегодня нашему образованию? Деньги не в счет. Ума? Мудрости? Сердца? Легких? Всё это пока есть, а нет – той же личности. Индивидуальности. Учителя, который не учит, а заражает и увлекает.

´ Которому подражать охота с раскрытым ртом. Ловить каждое его слово, каждый парадокс, каждый экспромт, в каждом поступке открывать притчу, в каждой улыбке постигать мировую печаль. Где ж таких взять-то? Попов – баламут на всю Россию один, а другие забыли, что Учитель – имя Божье, а не аудиопридаток к учебнику. "Безликие школы" – как это хорошо и печально автором сказано. В иных бывают и панели европейские, и фонтанчики с дистиллированной водой, и лестницы мраморные, и компьютеры чуть ли не в туалетах, и табличка при входе сусальным золотом горит – а лица нет. Потому что лицо не там. В кабинете у Попова из всех атрибутов современного директорского кабинета только жалюзи. Остальное всё человеческое: блюдо с карамельками, потрепанный магнитофон, толстые литжурналы.

Что это за директор? Училок разыгрывает, на совещаниях хулиганит, снег с крыши школы сам зимой сбрасывает, на хозпостройке в школьном дворе пишет "Я тебя люблю", а в тетрадке – стихи. Недаром кто-то из высокопоставленных героев "Дневника" на вопрос "как дела?" отвечает: "Всё нормально, если бы не этот Попов". Еще бы! Попов неудобный.

Даже читать его как-то неловко, потому что вдруг как бы прикасаешься к оголенному проводку правды – вся гламурная штукатурка отпадает. И понимаешь бескомпромиссно и ясно: вот таким, только таким, должен быть настоящий учитель (так и просится машинально-горькое "к сожалению").

Попову увлекательного романа писать не надо – он из тех, кто в роман саму жизнь превращает. Его лицей – своеобразный "инкубатор" гениальных детей, чьи физико-математические заслуги и победы на всемирных олимпиадах всей стране известны. Но воспитывают в этой школе не столько формулами, сколько творческой провокацией. Учат мыслить парадоксально и дерзко. И первую руку приложил к этому наш автор.

"От настоящего стиха оставь лишь строку – дыхание поэзии не прекратится. Так и со школой. Что только с нами не вытворяют. Мы есть и будем!"

Потому что школа – не здание с окошками, выпученными в окружающий мир. Школа – это учитель. Школу можно обанкротить, сломать, надругаться над самой ее идеей (Беслан), взорвать, в конце концов. А настоящий учитель, коли уцелеет, придет на развалины, засвистит на своей мудрой дудочке, сбегутся отовсюду детки и сядут кругом. И это будет школа. Дудочки и улыбки достаточно, а "остальное – это душа".

Попов придумал свою школу – во всех значениях этого слова. И мы желаем всем его начинаниям только терпения. А дневникам – долгих продолжений. А читателям их – задумчивой правдивости перед собой.

…Директор школы не может быть лириком!

Но, слава народному образованию, у нас еще лирик может оставаться директором школы. Единичный, немыслимый случай, ошибка какая-то, но этой чудесной ошибки нас пока не лишили.

Попов, дневник на стол!