На чем летает сечин. Бортовые номера частных самолетов

Привилегиями высокопоставленного чиновника? Вячеслав Яковлев и Александрина Елагина проверили авиапарк «Роснефти» обнаружили тесные связи с правительством и завышенные цены на авиаперевозки.

Глава государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин не любит внимания - ни к себе, ни к компании. Сделка по продаже части акций «Роснефти» швейцарско-катарскому консорциуму проходила так сложно и запутанно, что журналисты разбирались в ней несколько недель. «Роснефтегаз» владеет государственным пакетом акций «Роснефти», получает ее налоги, но не публикует отчетность.

Особенно не любит Игорь Сечин интереса и к собственной персоне: он засудил «Новую газету» за материал о яхте за 150 млн. долларов, засудил «Ведомости» за обнаруженный у него дом, засудил РБК за материал, якобы порочащий деловой имидж компании. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев послал «в жопу» журналиста телеканала «Дождь», когда тот спросил о мигалке на машине главы компании - привилегии чиновников высшего ранга. Сам Сечин, комментируя ситуацию со спецсигналом, ответил кратко: «Отстаньте, пожалуйста, от меня. Значит, вы что, предполагаете, что я могу на незаконных основаниях какими-то спецсредствами пользоваться? Конечно, нет!».

Russiangate решил выяснить, как устроен авиапарк «Роснефти» - на «законных основаниях».

Придворный перевозчик

Компания «Роснефть», доходы которой засекречены, отличается не только непрозрачной отчетностью или запутанными схемами работы, но и большим количеством дочерних структур, о работе которых почти ничего не известно.

Авиаперевозками сотрудников «Роснефти», от вахтовиков до топ-менеджмента нефтяного гиганта, занимается «внучка» Роснефти - компания «РН-Аэрокрафт» c целым парком отечественных и зарубежных машин.

«РН-Аэрокрафт» была учреждена в 2010 году. Основным владельцем компании стала дочка «Роснефти» - «РН Актив», которая вложила 842 млн рублей в уставный фонд «РН-Аэрокрафт». Сейчас ее возглавляет бывший пресс-секретарь Юрия Лужкова и завхоз «Роснефти» Сергей Цой . Бывший руководитель «внучки» - Томас Хендель с 2016 года советник Игоря Сечина.


В задачи компании входит доставка персонала на буровые платформы и удаленные месторождения, разведка месторождения с воздуха, проведение спасательных операций, перевозка топ-менеджмента «Роснефти», взаимодействие с организациями-эксплуатантами и техническое сопровождение.

«РН-Аэрокрафт» использует отечественные машины Ми-8 и Ми-171, итальянские вертолеты Agusta Westland AW139, AW109 и AW189, канадские легкомоторные самолеты DHC-6 Twin и бизнес-джеты Falcon и Bombardier.

Компания не раскрывает информацию о количестве бортов в собственности. Судя по данным авиационных форумов и авиационных баз данных, речь идет как минимум о 22 вертолетах, 10 легкомоторных самолетах и пяти бизнес-джетах.


Закрытая Структура

Точное количество бортов - не единственная тайна в деятельности авиационного подразделения «Роснефти». Еще одна загадка - цена летного часа.

Компания тратит миллиарды рублей на свой воздушный транспорт. С 2015 года «РН-Аэрокрафт» получила от «Роснефти» заказов на 40 млрд рублей. Например, в 2016 году контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin «Роснефти» в 3,7 млрд рублей (525 летных часов, 1 час - 7,1 млн рублей), эксплуатация Ми-8АМТ - 253 млн (260 летных часов, 1 час - 975 тыс. рублей), полеты на Ми-8МТВ - 2,1 млрд рублей (1460 летных часов, 1 час - 1,5 млн рублей), AW189 - 346 млн рублей (1000 летных часов, 1 час - 346 тыс. рублей).

В 2017 году стоимость полета, согласно планам закупки, дешевле не станет. На транспортные услуги по двум контрактам на AW139 «заложили» 2,5 млрд рублей (3980 часов, 626 тысяч рублей за час), стоимость работы Aw189 - 181 тыс. рублей за час, Ми-8МТВ1 - 88 тыс. рублей за час. «Иномарки» будут работать в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, а отечественные вертолеты - в Красноярске, Мурманске и Владивостоке.

Для сравнения, в частных компаниях аренда Aw139 в среднем стоит 210 тысяч рублей в час. Коммерческая аренда Ми-8 c VIP-салоном стоит от 130 до 150 тыс. рублей. Тот же самый вертолет, на той же самой стоянке, с тем же самым обслуживанием в коммерческой фирме арендовать стоит в два раза дешевле, чем платит «РН-Аэрокрафт» за эксплуатацию своих бортов.

Спецборт Роснефти

Помимо работы на буровых и нефтяных платформах, вертолетный парк обслуживает топ-менеджмент компании. По данным сервиса Flightradar24, три AW139 «Роснефти» совершают рейсы между подмосковными аэропортами.

Один из вертолетов регулярно летает в Италию, Болгарию и Швейцарию. Например, 13 января он перевозил пассажиров из Милана в Лугано, а уже спустя несколько дней снова оказался в Подмосковье. Бортовой номер (RA-01972) в тендере «Роснефти» на техническое обслуживание этого вертолета. Но есть еще одна особенность: формально он закреплен за специальным летным отрядом «Россия» , который находится в ведении Управления делами президента. Этот летный отряд перевозит высшее руководство страны: президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра иностранных дел, руководителей ФСБ и других высокопоставленных чиновников и силовиков. Аналогичная ситуация с еще одним вертолетом (), который регулярно летает из одного московского аэропорта в другой: он принадлежит «Роснефти», но обслуживается спецотрядом «Россия».



За СЛО «Россия» также числится один из бизнес-джетов «Роснефти» - борт RA-09007. Как и вертолеты, фигурирует в тендерной документации «РН-Аэрокрафт» 2017 года. За следующие четыре года компания планирует потратить 536 млн рублей на обслуживание этого самолета. Выходит, что кто-то в госкорпорации летает на правительственном самолете?

Согласно таможенной декларации ООО «Авиаброкер» (компания-брокер в аэропорту «Внуково») от 28 апреля 2016 года, Falcon (RA-09007) летел в аэропорт «Ле-Бурже» во Франции. Спецотряд «Россия» выступал «по поручению» ООО «РН-Аэрокрафт», которое платило за все необходимые операции. То есть, официально самолет принадлежит компании «Роснефти», но всеми операциями - ремонтом, эксплуатацией, таможенными вопросами - занимается авиаотряд первых лиц государства.

В таможенной декларации значится - самолет Falcon 7X произведен в 2008 году. Годом позднее фотографы заметили, что тогда еще вице-премьер Игорь Сечин прилетел в Амурскую область на Bombardier Global Express XRS. Позже выяснилось : в авиапарке «Роснефти» есть четыре бизнес-джета - два Falcon стоимостью 50 млн долларов и два Bombardier по 32 млн долларов каждый.

В 2010 году президент России Дмитрий Медведев путешествовал на этом самолете в Армению. В 2014 году этот борт заметили в составе делегации Владимира Путина во Францию. Игорь Сечин был вице-премьером и имел право пользоваться услугами специального летного отряда «Россия» до мая 2012 года. Выходит, что руководство страны летает на самолетах «Роснефти», а глава государственной компании не потерял своих «летных» правительственных привилегий.

Сам Игорь Сечин коснулся вопроса корпоративного авиатранспорта лишь однажды, когда рассказывал о своей тяжелой работе. «Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете - пожалуйста», - сказал он.

Игорь Сечин //Фото: ТАСС

Газета «Собеседник» выяснила, что аффилированная с «Роснефтью» компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL) приобрела люксовый самолет Bombardier BD-700-1A10 Global 6000. По данным издания, стоимость бизнес-джета достигает $55 млн. Для эксплуатации самолета используется «схема Шувалова», когда авиаборт берется в аренду у дочерней компании.

Как отмечает «Собеседник» , Владимир Путин поручил правительству обнулить таможенные пошлины и НДС на покупку бизнес-самолетов (бизнес-джетов). Сегодня одни только ввозные пошлины тянут порой на 30% от стоимости лайнера. А это может быть и миллиард рублей, и даже больше.

Понятно, что при таком раскладе многие владельцы бизнес-джетов (да почти все – порядка 90%) предпочитают регистрировать свои личные или корпоративные самолеты за границей. Не очень патриотично, зато дешево. А когда речь идет о таких деньгах, редкий патриот не становится рыночником.

Вот правительство и прорабатывает вопрос о снижении налоговой нагрузки. Ведь если самолеты переедут (точнее, перелетят) в Россию, их владельцы каждый год будут именно здесь, а не за бугром, платить по 1–2 млн $ за содержание своих воздушных судов. А всего таких судов насчитывается до 500. То есть страна каждый год будет получать по лишнему миллиарду.

Вот только трудно поверить, что бизнес-джеты сразу так и ринутся в родную гавань. Они же не Севастополь.

Бермудский треугольник Шувалова

Взять, к примеру, того же Игоря Шувалова, собаки которого регулярно путешествуют по миру на персональном Bombardier Global Express XRS, люксовом самолете, который еще называют «летающим бентли». Самолет этот летает под бортовым номером M-VQBI, и первая буква номера означает, что он находится под юрисдикцией офшорного острова Мэн. А владеет лайнером, как указано в местном реестре, компания Altitude X3 Ltd., зарегистрированная в другом офшоре – на Бермудах. Владеет этой фирмой сын Шувалова, который и дает самолет покататься не только собакам, но и своему папе. А папа за это оплачивает все расходы. Это формально. А фактически…

– Фактически на острове Мэн запрещено регистрировать самолеты для коммерческих целей. Только корпоративные, – пояснила Sobesednik.ru юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. – Некоммерческая цель значит не то, что можно запросто дать кому-то покататься в самолете даром. Там все четко регламентировано. Это значит, что в самолете должен лично находиться руководитель компании или его подчиненные. И собаки к их числу не относятся. А то, что Шувалов-старший еще и платил за пользование самолетом, тоже, на наш взгляд, нарушает это правило. Больше того, по российскому Воздушному кодексу иностранные компании, не зарегистрированные на территории России, также не имеют права совершать у нас такие коммерческие перелеты.

Правда, в последнее время M-VQBI их и не совершает. Ну или не делает этого открыто. После скандала вокруг того, что госчиновник летает на «крылатом бентли», этот бизнес-джет исчез из поля зрения радаров. Его след затерялся в начале августа в свете красных фонарей аэропорта Амстердама. Зато вместо этого Sobesednik.ru напал на след похожего самолета, связанного с другим представителем нашей элиты.

Новый лайнер для Сечина


Выписка из авиационного реестра острова Мэн

Оказалось, 7 марта этого года в авиареестре острова Мэн появился еще один люксовый самолет. Канадский Bombardier BD-700-1A10 Global 6000 приобрела компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL), прописанная на Кипре. По документам, которые оказались в распоряжении Sobesednik.ru, директором фирмы значится Александр Соколов, который по совместительству возглавляет финансовый департамент «Роснефти».

Упоминание о SSSL удалось найти в свежем списке лиц, аффилированных с «Роснефтью» (за номером 210). В одном из старых ежеквартальных отчетов нефтяной компании сказано, что SSSL специализируется на недвижимости, а фрахтовые услуги для «Роснефти» оказывает еще один дочерний офшор – Skyline Asset Management Ltd. (SAML).


Фрагменты отчета Роснефти с упоминанием офшорных компаний, на которые зарегистрированы самолеты компании

При этом нельзя сказать, чтобы «Роснефти» и раньше не на чем было летать: SSSL и SAML до этого уже приобрели ряд других самолетов премиум-класса (те же Bombardier, допустим, или реактивный Dassault Falcon 7x за 52 млн $), которые они уступили материнской фирме по договору фрахта. То есть «Роснефть», по сути, через офшоры арендовала самолеты у себя самой. Так что Шувалов такой не один.

И теперь нефтяники по-тихому прикупили себе в кризис еще один Bombardier, стоимостью до 55 млн $. По данным онлайн-трекера Planefinder, этот «летающий бентли» с регистрационным номером M-YOIL был так «срочно» нужен Игорю Сечину, что почти полгода простоял без дела в аэропорту швейцарского Базеля (во всяком случае, данных с радаров о других его передвижениях обнаружить не удалось). Первый рейс, который зафиксировал Planefinder, состоялся лишь на прошлой неделе. И свояжировал M-YOIL отнюдь не в Ханты-Мансийск.

Посадка в тихой гавани

Рано утром 22 августа M-YOIL поднялся в воздух, пересек территорию Франции и приземлился на маленьком островке посреди пролива Ла-Манш. Остров Гернси. Входит в таможенную зону ЕС, но не входит в ЕС. Является частью владений британской короны, но не является частью Великобритании. Одним словом, офшор, занесенный российским Минфином в черный список как один из самых непрозрачных.


Фрагмент списка авиалайнеров, зерегистрированных на острове Мэн, с упоминанием «самолета Игоря Шувалова»

– Сомневаюсь, что кто-то может летать на Гернси с туристической целью – нечего там смотреть. Там чуть ли не все жители знают друг друга в лицо, – рассказал «Собеседнику» партнер Paragon Advice Group, юрист-международник Александр Захаров, лично посетивший все офшорные гавани мира. – В качестве шутки можно предположить, что пилот просто перепутал: хотел лететь в Санкт-Петербург, а на Гернси есть местечко Сент-Питер-Порт. Но вообще этот остров – популярное место для создания какого-нибудь международного фонда.


Скриншот с сервиса Planefinder с демонстрацией полета фигурируемого самолета на остров Мэн

С какой все-таки целью самолет «Роснефти» приземлился на Гернси, выяснить не удалось. На этот и другие схожие вопросы Sobesednik.ru в нефтяной компании предпочли не отвечать. А спустя двое суток M-YOIL и вовсе с Гернси улетел… И снова не на нефтяные скважины России. В другой бриллиант британской короны – офшорный остров Мэн, на котором борт формально зарегистрирован.

– Мэн известен как одно из любимых мест регистрации корпоративной авиации, и даже если правительство решит обнулить пошлины на покупку бизнес-джетов, вряд ли большинство их владельцев поспешат перевести свои суда в Россию, – считает Александр Захаров. – У нас выше расходы на содержание, у нас придется указывать полную стоимость самолета, у нас есть риск попасть под санкции, у нас сложнее получить разрешения на международные полеты… Наконец, у нас придется раскрыть владельцев люксовых самолетов. А такой огласки хотят не все.

Справка


Скриншот с сервиса Planefinder с демонстрацией полета фигурируемого самолета на остров Гернси

«Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете – пожалуйста», – не так давно заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин, по сути, предложив своим завистникам занять его место. Но что же представляет собой это место в новеньком Bombardier Global 6000? Громадный салон, в котором обычно присутствует «приватный уголок» с кроватью. Эксклюзивная отделка. Диван, гардероб, столик для романтических ужинов, душевая кабина, два санузла… Детали зависят от фантазии заказчика.

Кстати

«Газпром» пополнил весной свой и без того внушительный авиапарк двумя новенькими Falcon 7x. Руководство «Роскосмоса» поближе к земле предпочитает перемещаться на комфортабельном Gulfstream G550. Человек, похожий на Рамзана Кадырова, летает на самолете, похожем на самолет Шувалова (только с другим номером – VP-CKR). Семья полпреда Юрия Трутнева пользуется Bombardier Global 5000 и более скромным Challenger 300. Руководство Сбербанка не брезгует Global 650, а вот арестованный за хищения бывший глава «РусГидро» Евгений Дод предпочитал Bombardier Challenger 850… Словом, список получается не короткий.

Подготовил Денис Твердо в

Стало известно о новой сверхроскошной недвижимости, которой владеет глава «Роснефти» Игорь Сечин . Как выяснил The Insider, глава госкорпорации стал владельцем квартиры в престижном квартале Москвы между Остоженкой и Пречистенской набережной. Стоимость с хамамом и винной комнатой в 11 раз превышает сумму, которую «Роснефть » тратит на благотворительность и приблизительно столько, сколько недополучила система здравоохранения в стране. К строительству многоэтажных апартаментов можут быть причастна компания «Итал Инжиниринг Интернешнл » (сейчас переименовано в ООО «Река»), возводящая для руководства нефтяной кампании дом отдыха под Красноярском.

5 этажей, хамам, кинотеатр и винная комната

27 июля текущего года Сечин стал собственником квартиры по адресу пер. Коробейников, д 1. Площадь жилища – 1229 квадратных метров. Размер квартиры сопоставим с площадкой для игры в хоккей, которым глава госкорпорации увлекся с подачи Владимира Путина.


Просмотреть в большем размере

Согласно выписке из ЕГРН, квартира Сечина занимает сразу 5 этажей.



Квартира находится в ЖК клубного типа Crystal House – это один из самых дорогих объектов недвижимости в Москве. На фоне окружающей застройки он выделяется фасадами из стекла и юрского камня.



В портфолио компании Edex, занимающейся системой «умный дом», есть проект, который идентифицируется как реализованный именно в квартире Сечина. Совпадает название ЖК и площадь объекта, больше квартир такого размера в этом комплексе нет. «Пятиуровневая квартира в Москве, в самом центре столицы, с бассейном, хамамом, домашним кинотеатром, винной комнатой», – такое описание дает Edex.



Сколько стоит «Хрустальный дом»

Указанная кадастровая стоимость квартиры – 831 млн рублей, но реальная рыночная цена объекта в 2,5 раза выше. По данным ЦИАН, стоимость квадратного метра в этом респектабельном ЖК колеблется от 1,2 до 2,6 млн рублей. Агентство элитной недвижимости Contact Real Estate предлагает приобрести здесь квартиру площадью 660 кв. м за 1 млрд рублей даже без отделки, а на сайте MoskvaDeluxe среди актуальных предложений есть жилье площадью 517 кв. м также за 1 млрд рублей. Владения Сечина в два раза больше, так что рыночную стоимость квартиры можно оценить в 2 млрд.



Внутренний интерьер квартиры Сечина

Если сравнить эту цифру, например, с суммарными тратами «Роснефти» на благотворительность, то выясняется, что жилье Сечина стоит в 11 раз больше, чем компания выделила благотворительным фондам за весь прошлый год (по данным самой «Роснефти» - 174 млн рублей). Общие годовые расходы «Роснефти» на спонсорскую «поддержку масштабных проектов», направленные в том числе на «возрождение духовных и национальных ценностей» – всего 1,2 млрд рублей, почти вдвое ниже цены апартаментов Сечина.



Откуда деньги?

Доходы Игоря Сечина регулярно становятся предметом общественной дискуссии. Декларации топ-менеджеров «Роснефть» в публичном доступе размещать отказывается, хотя эта корпорация принадлежит государству, то есть налогоплательщикам. Из годового отчета для акционеров компании известно, что 11 членов правления «Роснефти», включая Сечина, в 2017 году получили вознаграждение в размере 3 млрд 895 млн рублей. В среднем на каждого топ-менеджера выходит по 354 млн, но поименно размеры вознаграждений компания не раскрывает. В 2016 году Forbes оценил доход Сечина в $13 млн (839 млн рублей по действующему курсу).

При этом Сечин не раз отвергал наличие у него сверхдоходов и неоднократно конфликтовал с изданиями, которые сообщали о его высоких заработках и имуществе. «Новую газету» он через суд обязал опровергнуть сведения о владении яхтой «Принцесса Ольга» за $100 млн (или 6,5 млрд). Также глава «Роснефти» добился удовлетворения иска к редакции Forbes , которая назвала его самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России. Выиграл Сечин и суд у газеты «Ведомости» , которая рассказала о строительстве дома в Барвихе. Позже ФБК снял этот шикарный дворец с воздуха (рыночная стоимость одной только земли под этим домом – 3,8 млрд рублей).

Даже с учетом того, что Сечин может вполне официально получать около 800 млн рублей в год (если оценки Forbes верны), за 6 лет работы на посту главы «Роснефти» не мог заработать больше 5 млрд рублей (а частным бизнесом Сечин никогда не занимался). При этом стоимость активов, которые СМИ относят к Сечину, минимум вдвое выше.

На просьбу The Insider прокомментировать покупку Сечиным квартиры пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев ответил: «Ребята, идите в жопу», – после чего положил трубку.


Михаил Леонтьев

Отметим, выше речь идет лишь об активах, принадлежащих Сечину лично, но он пользуется также имуществом, находящимся на балансе у «Роснефти», в том числе резиденциями и бизнес-джетами. О строительстве «Роснефтью» секретной VIP-резиденции на Енисее стоимостью свыше 9 млрд рублей рассказывал этой весной ЦУР. Тогда же стало известно, что компания разморозила строительство штаб-квартиры на Кутузовском проспекте в Москве. Проект оценивается ни много ни мало в $1 млрд (или 65 млрд рублей).

По информации «Собеседника», Сечин пользуется самолетом Bombardier BD-700–1A10 Global Express 6000, купленным через офшорные схемы. Цена элитного лайнера – $55 млн или 3,6 млрд рублей. Всего в авиапарке «Роснефти» числится несколько бизнес-джетов стоимостью в несколько десятков миллионов долларов каждый. Авиаперевозками компании занимается ее «дочка» ООО «РН-Аэрокрафт », которой руководит Сергей Цой – бывший пресс-секретарь мэра Москвы Юрия Лужкова. В прошлом году после скандала с участием Алексея Навального «РН-Аэрокрафт» отменила закупку серебряных чайных ложек стоимостью почти 15 тыс рублей каждая, стаканов для воды по 11,7 тыс рублей и икорниц по 83 тыс рублей.

Соседи Сечина

В комплексе Crystal House с видами на храм Христа Спасителя и Кремль всего 67 квартир. Среди соседей Сечина в основном представители деловых кругов. Есть руководители как полностью частных компаний, так и компаний с государственным участием. Однако их квартиры по размерам с владениями главы «Роснефти» сравниться не могут.



У президента «Ростелекома» Михаила Осеевского в Crystal House есть квартира в 101 кв. м, а гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов владеет здесь двумя квартирами суммарной площадью 673 кв. м. Жильцами элитного дома стали также сын экс-губернатора Тульской области Леонид Груздев (его отец Владимир Груздев - давний товарищ Сечина), председатель совета директоров Интерпрогрессбанка Николай Соболев, Сергей Пушкин , ранее отвечавший за работу дочерних компаний «АЛРОСА», экс-президент МТС Михаил Шамолин , вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого » Евгений Андрачников, акционер Локо-банка Андрей Северилов, гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын и старший вице-президент Сбербанка Юлия Чупина.



Собственником квартиры Игоря Сечина до него был Александр Бородаев – экс-владелец «Руды Хакасии». Сейчас Бородаев вместе с бывшим вице-президентом «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым , согласно ЕГРЮЛ, является соучредителем угольной компании «Коулстар». Правда, Бородаев пробыл владельцем пятиэтажной квартиры всего полтора месяца. До этого она была записана на кипрский офшор.

Как ранее сообщало агентство «Руспрес », Сечин — один из самых богатых и влиятельных людей в стране, получающий в день 4,5 млн рублей, что для большинства россиян недостижимо и за год.

Оснащение предметами интерьера одного из вертолетов компании «РН-Аэрокрафт» («дочка» «Роснефти») обошелся почти в 5 миллионов рублей. В размещенном на сайте компании протоколе закупочной комиссии содержится список закупаемых предметов. В нем, в частности, упомянуты серебряные чайные ложечки стоимостью почти 15 тыс. руб. каждая, стаканы для воды по 11,7 тыс. руб. и икорницы по 83 тыс. руб. Кроме посуды планируется также приобрести 12 пледов по 124 тыс. руб. за штуку и некоторые другие предметы.

«Они покупают это для вертолета. Ну ведь в самом деле нельзя же просто лететь в вертолете и не иметь с собой пледа бежевого за 124 тыс. руб., рюмки для водки за 11 тыс. руб. и щипчиков для сахара за 29 тыс. руб. Это же будет не полет, а просто какая-то катастрофа», - иронизирует данную закупку Алексей Навальный.

Основатель ФБК назвал такие закупки недопустимыми для компании, принадлежащей «государству, в котором 19 млн человек живет за чертой бедности».

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в разговоре с корреспондентом РБК пояснил, что самолет, на котором летают сотрудники «Роснефти», включая ее исполнительного директора, топ-менеджеров и даже партнеров, должен быть обеспечен качественными тарелками, вилками, ложками и другими средствами для приема пищи.

«Неужели сам Навальный жрет руками и вытирается рукавом?» - удивился Леонтьев.

Комментируя РБК указанные на сайте закупок цены на покупку пледа или чайной ложки, представитель «Роснефти» назвал их «разумными».

«Никто с этих сумм не наваривает, они разумные. Публикация госкомпанией данных о закупках держателей для салфеток и посуды свидетельствует о ее беспрецедентной открытости, на грани разумного. Такие данные по закону не обязательно даже публичить», - заметил он.

«РН-Аэрокрафт» занимается эксплуатацией воздушных судов в интересах компании «Роснефть», полностью принадлежит «Роснефти» через ее «дочку» «РН-Актив». В 2015 году «РН-Аэрокрафт» подписала с холдингом «Вертолеты России» договор на поставку четырех вертолетов (двух Ми-171 и двух Ми-8АМТ), а с канадской Viking Air Limited - контракт на поставку десяти самолетов DHC-6 Twin Otter S400 пассажировместимостью до 19 человек с возможностью выполнения взлетов и посадок с грунтовых (снежно-ледовых) посадочных площадок.

В 2016 году «Роснефть» подписала с «РН-Аэрокрафт» контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin до конца 2018 года на общую сумму 3,7 млрд руб. из расчета 7,12 млн руб. за летный час.

Компания «Роснефть», доходы которой засекречены, отличается не только непрозрачной отчетностью или запутанными схемами работы, но и большим количеством дочерних структур, о работе которых почти ничего не известно.

Авиаперевозками сотрудников «Роснефти», от вахтовиков до топ-менеджмента нефтяного гиганта, занимается «внучка» Роснефти − компания «РН-Аэрокрафт» c целым парком отечественных и зарубежных машин.

«РН-Аэрокрафт» была учреждена в 2010 году. Основным владельцем компании стала дочка «Роснефти» − «РН Актив», которая вложила 842 млн рублей в уставный фонд «РН-Аэрокрафт». Сейчас ее возглавляет бывший пресс-секретарь Юрия Лужкова и завхоз «Роснефти» Сергей Цой. Бывший руководитель «внучки» − Томас Хендель с 2016 года советник Игоря Сечина.

В задачи компании входит доставка персонала на буровые платформы и удаленные месторождения, разведка месторождения с воздуха, проведение спасательных операций, перевозка топ-менеджмента «Роснефти», взаимодействие с организациями-эксплуатантами и техническое сопровождение.

«РН-Аэрокрафт» использует отечественные машины Ми-8 и Ми-171, итальянские вертолеты Agusta Westland AW139, AW109 и AW189, канадские легкомоторные самолеты DHC-6 Twin и бизнес-джеты Falcon и Bombardier.

Компания не раскрывает информацию о количестве бортов в собственности. Судя по данным авиационных форумов и авиационных баз данных, речь идет как минимум о 22 вертолетах, 10 легкомоторных самолетах и пяти бизнес-джетах.

Закрытая структура

Точное количество бортов − не единственная тайна в деятельности авиационного подразделения «Роснефти». Еще одна загадка − цена летного часа.

Компания тратит миллиарды рублей на свой воздушный транспорт. С 2015 года «РН-Аэрокрафт» получила от «Роснефти» заказов на 40 млрд рублей. Например, в 2016 году контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin обошелся «Роснефти» в 3,7 млрд рублей (525 летных часов, 1 час − 7,1 млн рублей), эксплуатация Ми-8АМТ − 253 млн (260 летных часов, 1 час − 975 тыс. рублей), полеты на Ми-8МТВ − 2,1 млрд рублей (1460 летных часов, 1 час − 1,5 млн рублей), AW189 − 346 млн рублей (1000 летных часов, 1 час − 346 тыс. рублей).

В 2017 году стоимость полета, согласно планам закупки, дешевле не станет. На транспортные услуги по двум контрактам на AW139 «заложили» 2,5 млрд рублей (3980 часов, 626 тысяч рублей за час), стоимость работы Aw189 – 181 тыс. рублей за час, Ми-8МТВ1 − 88 тыс. рублей за час. «Иномарки» будут работать в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, а отечественные вертолеты − в Красноярске, Мурманске и Владивостоке.

Для сравнения, в частных компаниях аренда Aw139 в среднем стоит 210 тысяч рублей в час. Коммерческая аренда Ми-8 c VIP-салономстоит от 130 до 150 тыс. рублей. Тот же самый вертолет, на той же самой стоянке, с тем же самым обслуживанием в коммерческой фирме арендовать стоит в два раза дешевле, чем платит «РН-Аэрокрафт» за эксплуатацию своих бортов.

Спецборт Роснефти

Помимо работы на буровых и нефтяных платформах, вертолетный парк обслуживает топ-менеджмент компании. По данным сервиса Flightradar24, три AW139 «Роснефти» совершают рейсы между подмосковными аэропортами.

Один из вертолетов регулярно летает в Италию, Болгарию и Швейцарию. Например, 13 января он перевозил пассажиров из Милана в Лугано, а уже спустя несколько дней снова оказался в Подмосковье. Бортовой номер (RA-01972) фигурирует в тендере «Роснефти» на техническое обслуживание этого вертолета. Но есть еще одна особенность: формально он закреплен за специальным летным отрядом «Россия», который находится в ведении Управления делами президента. Этот летный отряд перевозит высшее руководство страны: президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра иностранных дел, руководителей ФСБ и других высокопоставленных чиновников и силовиков. Аналогичная ситуация с еще одним вертолетом (RA-01975), который регулярно летает из одного московского аэропорта в другой: он принадлежит «Роснефти», но обслуживается спецотрядом «Россия».

За СЛО «Россия» также числится один из бизнес-джетов «Роснефти» − борт RA-09007. Как и вертолеты, фигурирует в тендерной документации «РН-Аэрокрафт» 2017 года. За следующие четыре года компания планирует потратить 536 млн рублей на обслуживание этого самолета. Выходит, что кто-то в госкорпорации летает на правительственном самолете?

Согласно таможенной декларации ООО «Авиаброкер» (компания-брокер в аэропорту «Внуково») от 28 апреля 2016 года, Falcon (RA-09007) летел в аэропорт «Ле-Бурже» во Франции. Спецотряд «Россия» выступал «по поручению» ООО «РН-Аэрокрафт», которое платило за все необходимые операции. То есть, официально самолет принадлежит компании «Роснефти», но всеми операциями – ремонтом, эксплуатацией, таможенными вопросами − занимается авиаотряд первых лиц государства.

В таможенной декларации значится – самолет Falcon 7X произведен в 2008 году. Годом позднее фотографы заметили, что тогда еще вице-премьер Игорь Сечин прилетел в Амурскую область на Bombardier Global Express XRS. Позже выяснилось: в авиапарке «Роснефти» есть четыре бизнес-джета − два Falcon стоимостью 50 млн долларов и два Bombardier по 32 млн долларов каждый.

В 2010 году президент России Дмитрий Медведев путешествовал на этом самолете в Армению. В 2014 году этот борт заметили в составе делегации Владимира Путина во Францию. Игорь Сечин был вице-премьером и имел право пользоваться услугами специального летного отряда «Россия» до мая 2012 года. Выходит, что руководство страны летает на самолетах «Роснефти», а глава государственной компании не потерял своих «летных» правительственных привилегий.

Сам Игорь Сечин коснулся вопроса корпоративного авиатранспорта лишь однажды, когда рассказывал о своей тяжелой работе. «Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете – пожалуйста», − сказал он.